6 основных правил логистики. Правила, принципы и функции логистики

Цель логистического процесса формулируется основным правилом логистики - так называемым Правилом 7R (right - "правильный"): (1) правильный продукт (2) с правильным уровнем издержек (3) правильного качества (4) в правильном количестве должен быть доставлен (5) в правильное время (6) в правильное место (7) правильному потребителю. Несоблюдение хотя бы одного из этих условий может привести к нарушению производственного цикла и потере клиентов и, соответственно, позиций на рынке.

F Правило «семи Н» или «семи R»

1. Обеспечение нужного продукта;

2. Нужного количества;

3. Нужного качества;

4. В нужном месте;

5. В нужное время;

6. Для нужного потребителя;

7. С наилучшими затратами.

Итак, правило «7R» («логистический микс») можно сформулировать следующим образом: «Поставка нужной продукции в правильном количестве и должном качестве в установленное время в необходимое место конкретному потребителю с оптимальными затратами».

К складской логистике: нужный товар (right product) необходимого качества (right quality) в необходимом количестве (right quantity) должен быть доставлен в нужное время (right time) и в нужное место (right place) нужному потребителю (right customer) с требуемым уровнем затрат (right cost).

1. Закупочная логистика – это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.

Задачи и работы, относящиеся к закупочной логистике:

определение потребности в материальных ресурсах;

исследование рынка закупок;

выбор поставщика;

осуществление закупок;

контроль поставок;

подготовка бюджета закупок;

координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками.

Система складирования - это определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающая оптимальное размещение материального потока на складе и рациональное управление им. Складирование продукции необходимо в связи с неравномерностью циклов производства, транспортировки и потребления ее.

Структуру системы складирования образуют подсистемы:

1. технико-экономическая.

Складируемые грузовые единицы.

Здания и сооружения.

Подъемно-транспортное оборудование.

Что такое проблема МОВ в логистике. Как она решается в привязке к закупочной, транспортной и распределительной логистике.

В широком смысле «задача МОВ» рассматривает как обоснование решения проблемы о степени использования в производственном процессе собственных средств производства. Решения принимаются как относительно использования собственных средств труда (собственный транспорт, склады, техника, оборудование), так и относительно использования собственных предметов труда, т.е. изготовленных самостоятельно заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Альтернативные решения – наемный транспорт, лизинг оборудования, аренда складов, а также закупка полуфабрикатов или комплектующих изделий.



Как правило, основным критерием оптимальности при решении «задачи МОВ» выступает максимизация прибыли. Поэтому для принятия обоснованного решения необходимо сравнить расходы на собственное производство материалов (деталей, изделий) с расходами на их закупку.

Задача МОВ в распределительной логистике –самостоятельно распространять производителю свою продукцию или воспользоваться услугами фирм, специализирующихся в этой области.

Охарактеризуйте внешние для предприятия факторы, влияющие на принятие решений по проблеме МОВ («сделать самим или купить») в закупочной логистике. Как на решение задачи «сделать самим, или купить» влияют производственные условия предприятия?

Закупочная логистика - это управление материальным потоками в процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами. На этом этапе выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в случае нарушения условий поставки. Эти функции выполняет служба снабжения. Границы деятельности службы снабжения определяются условиями договора с поставщиками и составом функций службы внутри предприятия. Главная задача - решить вопрос «Сделать самим, или купить».

Задача “сделать или купить” заключается в принятии одного из двух альтернативных решений - делать комплектующее изделие самим, если это в принципе возможно, выполнять самостоятельно какую-либо работу, или же покупать комплектующее (услугу) у другого производителя. В англоязычной литературе эта задача встречается под названием Make-or-Buy Problem, или сокращенно - задача МОВ1, решение которой зависит от ряда внешних факторов, а также от условий на самом предприятии.



Значимым с точки зрения настоящего курса внешним фактором является степень развития логистики в экономике. Самостоятельное производство комплектующих изделий (или работ) снижает зависимость предприятия от колебаний рыночной конъюнктуры. Предприятие может устойчиво функционировать вне зависимости от складывающейся на рынке ситуации (естественно, в известных пределах). В то же время высокое качество и низкую себестоимость комплектующих (работ) скорее обеспечит производитель, который специализируется на их производстве. Поэтому, отказываясь от собственного производства и принимая решение о закупке комплектующих изделий у специализированного поставщика, предприятие получает возможность поднять качество и снизить себестоимость, однако попадает при этом в зависимость от окружающей экономической среды. Риск потерь, обусловленный ростом зависимости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок и чем более развиты в экономике логистические связи. Таким образом, чем выше степень развития логистики в обществе, тем "спокойнее" предприятие отказывается от собственного производства комплектующих и перекладывает эту задачу на специализированного производителя.

Вне зависимости от ситуации во внешней среде на самих предприятиях могут действовать факторы, обусловливающие отказ от собственного производства. Решение в пользу закупок комплектующих и, соответственно, против собственного производства должно быть принято в случае, если:

♦ потребность в комплектующем изделии невелика;

♦ отсутствуют необходимые для производства комплектующих мощности;

♦ отсутствуют кадры необходимой квалификации. Решение против закупок и в пользу собственного производства принимается в том случае, когда:

♦ потребность в комплектующих изделиях стабильна и достаточно велика;

♦ комплектующее изделие может быть изготовлено на имеющемся оборудовании.

Решения типа "сделать или купить" принимают при закупках товарных ресурсов (у изготовителя или у посредника), при выборе между услугами перевозчика и созданием собственного парка транспортных средств, при принятии решения по использованию услуг наемного склада, а также в ряде других случаев.

Металлургический комбинат, имеющий список потенциальных поставщиков обратился к Вам как к специалисту по логистике с просьбой сформировать перечень критериев оценки потенциальных поставщиков с выделением в них основных и второстепенных критериев. Необходимо составить как можно больше критериев и проранжировать их по значимости, присвоив каждому критерию весовой коэффициент.

Этапы выбора поставщика

  1. Определение требований к поставщикам (показателей их оценки)
  2. Поиск потенциальных поставщиков и сведений о них
  3. Оценка и анализ потенциальных поставщиков
  4. Принятие решения о поставщике

Критерии выбора поставщика

Основные

› качество товара

› надежность поставки

Дополнительные

› удаленность поставщика от потребителя;

› сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

› наличие резервных мощностей;

› организация управления качеством у поставщика;

› психологический климат у поставщика (возможности забастовок);

› способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования;

› финансовое положение поставщика, его кредитоспособность и др.

Способность логистических систем к адаптации в условиях неопределенности окружающей среды.

Развитие услуг сервиса на современном уровне.

Учет логистических издержек на протяжении всей логистической цепочки.

Гуманизация технологических процессов, создание современных условий труда.

Одним из элементов логистических систем являются кадры, т.е. специально обученный персонал, способный с необходимой степенью ответственности выполнять свои функции. Однако работа в сфере управления материальными потоками традиционно не престижна, что объясняет наличие здесь «вечной» проблемы кадров.

Логистический подход, усиливая общественную значимость деятельности в сфере управления материальными потоками, создает объективные предпосылки для привлечения в отрасль кадров, обладающих более высоким трудовым потенциалом. При этом адекватно должны совершенствоваться условия труда. Иначе они могут стать так называемым «узким местом».

Одна из основных задач логистики - минимизация затрат по доведению материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Решение этой задачи возможно лишь при условии, если система учета издержек производств и обращения позволяет выделять затраты на логистику. Таким образом, появляется важный критерий выбора оптимального варианта логистической системы - минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи.

Сегодня возможности резкого повышения качества большинства производимой продукции объективно ограничены. Поэтом все большее число предпринимателей обращается к логистическому сервису, как к средству повышения конкурентоспособности.

Допустим, что на рынке есть несколько поставщиков, поставляющих одинаковый товар, одинакового качества. В этом случае потребитель отдаст предпочтение тому из них, который в процессе поставки способен обеспечить более высокий уровень сервиса, например, доставит товар точно вовремя, в удобной таре и т.п.

Появление большого количества разнообразных товаров и услуг повышает степень неопределенности спроса на них, обусловливает резкие колебания качественных и количественных характеристик материальных потоков, проходящих через логистические системы. В этих условиях способность логистических систем к адаптации к изменениям внешней среды является существенным фактором устойчивого положения на рынке.

Деятельность в области логистики имеет конечную цель, которая получила название «шесть правил логистики»:

1. Груз - нужный товар.

2. Качество - необходимого качества.

3. Количество - в необходимом количестве.

4. Время - должен быть доставлен в нужное время.

5. Место - в нужное место.

6. Затраты - с минимальными затратами.

Цель логистической деятельности считается достигнутой если эти шесть условий выполнены, т.е. нужный товар необходимого качества в необходимом количестве доставлен в нужное время, в нужное место с минимальными затратами.

Деятельность в области логистики имеет конечную цель, которая получила название - "шесть правил логистики":

Груз -- нужный товар.

Качество -- необходимое качество.

Количество -- в необходимом количестве.

Время -- должен быть доставлен в нужное время.

Место -- в нужное место.

Затраты -- с минимальными затратами.

Цель логистической деятельности считается достигнутой если эти шесть условий выполнены, т.е. нужный товар, необходимого качества, в необходимом количестве доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами.

Функции логистики

В процессе управления материальными потоками в экономике решается множество разнообразных задач. Это - прогнозирование спроса и производства, а следовательно, и объёма перевозок, задачи определения оптимальных объёмов и направлений материальных потоков, задачи организации складирования, упаковки, транспортировки и многие другие. Рассмотрим, кем решаются эти задачи. Материальные потоки образуются в результате деятельности различных предприятий и организаций, производящих и потребляющих ту или иную продукцию, оказывающих или пользующихся теми или иными услугами. При этом ключевую роль в управлении материальными потоками играют следующие предприятия и организации:

  • -- транспортные предприятия общего пользования, различные экспедиционные фирмы;
  • -- предприятия оптовой торговли;
  • -- коммерческо-посреднические организации;
  • -- предприятия- изготовители, чьи склады готовой продукции выполняют разнообразные логистические операции.

Силами этих предприятий и организаций формируются материальные потоки, непосредственно осуществляется и контролируется процесс товаропередвижения. Каждый из перечисленных участников логистического процесса специализируется на осуществлении какой-либо группы логистических функций. При этом под термином "функция" в дальнейшем будем понимать совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающуюся от другой совокупности действий, имеющих также определенную цель. Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

В таблице 1 дается перечень основных логистических функций и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса. Каждая из этих функций представляет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокупность действий. Например, конечной целью всех мероприятий по формированию хозяйственных связей является установление отношений делового партнерства между различными участниками логистического процесса, т. е. формирование связей между элементами макрологических систем. Отметим две характерные особенности приведенного комплекса логистических функций: - все перечисленные в таблице 1 функции взаимоувязаны и направлены на управление материальными потоками. Другими словами, весь комплекс логистических функций, в совокупности, также подчинен единой цели; - носителями перечисленных функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе. Критерием эффективности реализации логистических функций является степень достижения конечной цели логистической деятельности, выраженной шестью правилами логистики.

Таблица 1. Основные логистические функции и их примерное распределение между различными участниками логистического процесса

Материальные потоки и их классификация

Материальный поток – это все виды материальных ресурсов, циркулирующие в логистической системе: сырье, материалы, комплектующие, полуфабрикаты, незавершенное производство, неоконченная и готовая продукция, товары, предметы и средства труда.

Характеристиками материального потока являются: отправитель, получатель, место и время отправления и получения товара, ассортимент, количество и качество груза, маршрут доставки и его длина, время доставки, интенсивность потока.

Основными измерителями материалопотока являются:

· транспортная масса (ТМ) – количество транспортных или производственных единиц, прошедших в логистической системе за определенный период, измеряется в натуральных единицах, шт., тоннах и др.;

· транспортный путь (L) – расстояние между пунктами отправления и получения груза, км.;

· транспортное время – время необходимое для процесса перевозки, сут., час.;

· мощность потока – количество единиц груза, проходящее в единицу времени через определенный пункт;

· транспортная работа(ТМ*L) – произведение транспортной массы на транспортный путь, измеряется в тонно-километрах.

Материальные потоки по отношению к предприятию делятся на:

· входные – поступающие на предприятие (сырье, материалы, комплектующие, полуфабрикаты, товары);

· внутренние – обрабатываемые и перемещаемые внутри предприятия (незавершенное производство, неоконченная продукция, товары на складе);

· выходные – выходящие из предприятия (готовая продукция, товары);

· внешние – проходящие во внешней для предприятия среде.

Классификация МП:

· составу: много- и одноассортиментные;

· количеству: массовые – перевозимые ж/д составами и автоколоннами; крупные – перевозимые несколькими ж/д вагонами и автомашинами; средние – перевозимые одиночными вагонами и автомашинами; мелкие – не использующие полностью грузоподъемность транспортного средства и требующие совмещения при перевозке с другими грузами;

· удельному весу на: тяжеловесные и легковесные;

· степени совместимости на: совместимые и несовместимые;

· по консистенции на: тарно-штучные, насыпные, навалочные, наливные.

Основные правила логистики:

Доставка нужной продукции в нужном ассортименте и количестве

В нужное место

В нужное время

Нужным потребителям

С нужным сервисом

С минимальными затратами времени и денежных средств

Логистические функции – повторяемые действия, обеспечивающие решение задач логистики и достижение ее целей.

Общие (основные) функции логистики – планирование, организация, учет, контроль и оперативное управление движением материальных потоков; поддержание параметров логистической системы в заданных пределах.



Системные функции логистики:

· интегрирующая – обеспечение организационного, технического, технологического, экономического и информационного единства потоковых процессов в сферах производства, снабжения и сбыта товаров и услуг.

· Организующая – обеспечение согласования и взаимодействия всех стадий и участников товародвижения.

· оптимизирующая – оптимизация потоковых процессов в логистической системе с точки зрения максимизации качества и прибыли и минимизации затрат связанных с ее функционированием.

Конкретные функции логистики:

1. Заключение договоров поставок.

2. Закупки материальных ресурсов.

3. Транспортировка материальных ресурсов.

4. Складирование и хранение материальных ресурсов.

5. Управление материальными запасами.

6. Управление производственными перемещениями.

7. Управление затратами и ценообразование в логистике.

8. Управление договорами на поставку готовой продукции.

9. Физическое распределение и поставка готовой продукции.

10. Поддержание стандартов качества обслуживания потребителей.

Похожие статьи

© 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.