Анализ изучения фонда библиотеки пример. Информационный отчёт Муниципального бюджетного учреждения культуры

Одним из важнейших аспектов управления деятельностью по формированию документного фонда является проблема обеспе-чения качества документного фонда как ее конечного результата.

В библиотечной практике анализ качества документного фонда проводится давно. Его принято называть «изучением библиотечного фонда». В ходе изучения фонда осуществляется сбор и анализ информации о его состоянии и использовании, и на этой основе дается оценка оптимальности состава документного фонда, выявляются отклонения и принимаются решения по их регулированию.

Для изучения документных фондов принято использовать следующие методы:

Повседневное наблюдение при работе с фондом;

Статистический анализ;

Социологические методы;

Библиографический метод.

Повседневное наблюдение является наименее затратным методом изучения фонда. Его осуществляют сотрудники, работающие с фондом на разных технологических участках — в подразделениях комплектования и обработки документов, в хранилищах на обслуживании пользователей.

Метод предполагает:

Быстрое ознакомление с содержанием документа при обработке поступлений, при подготовке выставок, перед выдачей и при расстановке документов. Это позволяет работнику лучше знать состав фонда, свободно ориентироваться в фонде, быстро находить документ по запросу, рекомендовать документы из фонда в ответ на неопределенный запрос пользователя. На основе такого ознакомления принимается множество оперативных решений по корректировке размещения и по продвижению документа пользователю;

Наблюдение за интенсивностью спроса по различным темам, на те или иные виды документов, а также на отделы документы. Благодаря этому можно выявить документы повышенного спроса, недостаточную или избыточную экземплярность документов, малоспрашиваемые и незаслуженно забытые издания, чтобы отрегулировать процессы пополнения фонда, вторичного отбора и перераспределения фондов. Кроме того, сотрудники, осуществляющие выдачу документов из фонда, могут персонифицировать спрос на отдельные документы, отслеживать, какие группы пользователей имеют интерес к той или иной части документного фонда. Все это дает важную информацию для корректировки состава фонда;

Наблюдение за отказами по различным причинам (выдано, нет на месте, нет в фонде и т. п.). Повседневное наблюдение помогает отслеживать различные ситуации, приводящие к отказам, выявлять типичные сбои и ошибки на различных этапах формирования фонда, приводящие к отказам на отдельные документы, а также оперативно исправлять их, своевременно диагностировать и снимать неудовлетворенность пользователя;

Наблюдение за состоянием материальной основы отдельных документов, которое позволяет своевременно принимать меры по реставрации ветхих или испорченных документов ментов, по замене документов, пришедших в негодность. Кроме того, оно помогает оперативно выявлять возникающие проблемы сохранности документов в фонде, чтобы пресекать действия вредоносных факторов.


Метод повседневного наблюдения прост и эффективен, поскольку при малых затратах труда, времени и материальных ресурсов позволяет выявлять и корректировать разнообразные недочеты и погрешности, допущенные при формировании фонда. Однако его непременным условием становится желание сотрудников осуществлять наблюдения и корректировки, стремиться к повышению качества документного фонда. Поэтому результативность данного метода напрямую зависит от профессионализма и мотивированности сотрудников. Его недостатком является субъективность получаемой информации о фонде и его востребованности. Для снижения субъективности необходимо одновременно применять и другие методы оценки качества фонда.

Значительно большей объективностью обладает метод статистического анализа, который базируется на количественных данных о состоянии и использовании документного фонда, собранных в результате сплошного учета фонда и фактов его использования.

Количественные данные, полученные в результате суммирования данных учета, называются абсолютными (базовыми) показателями.

К абсолютным показателям относятся все количественные данные, регистрируемые в Книге суммарного учета фонда:

Объем фонда в экземплярах, или общее количество документов в фонде;

Объем фонда в названиях, который характеризует информационное разнообразие фонда;

Объемы подфондов по видам документов, по отраслям, по языкам и др.;

Объем новых поступлений, т. е. количество документов, поступивших в фонд в течение определенного периода, а также объемы поступлений по отдельным видам документов, по отраслям, по языкам, источникам комплектования и др.;

Количество выбывших из фонда документов, в том числе по видам документов, по отраслям, по языкам, причинам выбытия и др.

К абсолютным показателям относятся и статистические данные, полученные в результате учета фактов использования документов из фонда. Основным показателем использования документного фонда является выдача (книговыдача, документо-выдача) — это количество документов, выданных из фонда пользователям. Объемы выдачи также разделяют по видам документов, по отраслям, по языкам и другим признакам (частная книговыдача) — по аналогии с объемами подфондов. Это позволяет анализировать состояние и использование отдельных подфондов и производить более тонкую настройку каждого раздела фонда.

В анализе документного фонда и его использования применяется также показатель количества пользователей, характеризующий диапазон его востребованности. Кроме общего количества пользователей, желательно количественно отслеживать потоки потребителей, обращающихся в отдельные подфонды. Благодаря этому можно оценивать востребованность каждого подфонда. Дифференциация данных показателей по различным признакам (полу, возрасту, уровню образования, категориям специалистов и пр.) помогает выявить соотношение пользовательских групп, предпочитающих те или иные разделы фонда.

Абсолютные показатели одного вида можно сравнивать друг с другом, выстраивать на их основе графики, выявляя тенденции роста или спада в показателях фонда и его использования. Однако оценить качество фонда и оптимальность его состава непосредственно по абсолютным показателям невозможно. Поэтому в статистическом анализе используются и относительные показатели.

Относительные показатели рассчитываются на основе абсолютных по специальным формулам, поэтому иногда их называют «расчетными». «Относительными» их называют потому, что в них количественно выражаются отношения двух сравниваемых между собой показателей, например, объема фонда и количества пользователей или объема фонда и объема новых поступлений и т. д. Как правило, относительные показатели получаются в результате деления одного из показателей на другой, принятый за базу сравнения, и выражаются в коэффициентах (кратных отношениях) или процентах, а в некоторых случаях — именованными числами (например, количество экземпляров на одного пользователя).

Их преимущество перед абсолютными показателями состоит в том, что они устанавливают соотношение между различными явлениями и позволяют наблюдать и сравнивать их соотносительность в разных фондах или подфондах. При значительных различиях в абсолютных показателях (ситуация несопоставимости) относительные показатели могут оказаться близкими по значению. Например, в одном из документных фондов при объеме 2 тыс. экз. выдается в год 4 тыс. экз., в другом фонде объем составляет 100 тыс. экз., и в год выдается 200 тыс. экз. — какой из этих фондов оптимальнее? При всем различии абсолютных величин, характеризующих фонд и выдачу документов (в 50 раз!), соотношение величин в каждом из них оказывается одинаковым: объем книговыдачи в 2 раза превышает объем фонда. Это означает, что каждый документ из фонда был выдан в течение года в среднем 2 раза (показатель обращаемости фонда).

Таким образом, относительные показатели не только помогают увидеть зависимость между объемом фонда и книговыдачи (либо другими показателями), но и позволяют сопоставлять состояние и использование различных фондов. Для многих из них разрабатываются нормативы, которые устанавливают приемлемый уровень соотношений. Отклонения от нормативного показателя свидетельствует об имеющихся проблемах в фонде. Так, если показатель обращаемости фонда ниже нормативного, то это говорит о том, что фонд имеет низкую востребованность, значительная часть документов в нем не пользуется спросом.

Если же показатель обращаемости фонда оказывается выше нормативного, то это свидетельствует о сверхактивном использовании фонда. Такая ситуация не только приводит к быстрому изнашиванию документов, но и побуждает работников строго ограничивать сроки пользования документом. В конечном итоге это сигнал о том, что документов недостаточно для полноценного обслуживания потребителей. Различают относительные показатели состава (состояния), развития и использования документного фонда.

Состав документного фонда характеризуют книгообеспеченность, показатели удельного веса каждого подфонда и коэффициент полноты комплектования. Книгообеспеченность показывает, сколько в среднем документов из фонда приходится на одного пользователя. Если этот показатель низок, то вводятся ограничения на пользование документами в связи с тем, что их недостаточно для удовлетворения поступающих запросов. Все это снижает удовлетворенность потребителя и, соответственно, качественные свойства фонда. Значительное превышение норматива книгообеспеченности снижает эффективность формирования документного фонда, поскольку большая доля пассивного фонда не приносит пользы, но требует затрат на ее содержание.

Удельный вес подфонда отражает его долю в общем объеме фонда, выраженную в процентах. Расчет удельного веса каждого из подфондов позволяет получить представление о структуре фонда, о количественном соотношении между подфондами, предусматривает сравнение строения разных подфондов. При сопоставлении с удельным весом книговыдачи из данного фонда становится возможным оценка его укомплектованности, способности удовлетворять запросы по своему профилю. Благодаря такому анализу выявляются наиболее проблемные и наиболее качественные разделы данного документного фонда. Расчет удельного веса поступлений/выбытий по отраслям, типам документов или другим основаниям структурирования позволит изучать структуру новых поступлений или анализировать потоки выбывающих документов. Структуру новых поступлений и/или структурное распределение выбывающих документов по различным признакам сопоставляют между собой или со структурой документного фонда в целом, что позволяет наблюдать пропорциональность развития разных подфондов.

Коэффициент полноты комплектования количественно характеризует долю в фонде или подфонде документов из профильного документопотока. Как известно, лишь ограниченное число документных фондов/подфондов стремится к исчерпывающей полноте, и соответственно данный показатель в них должен составлять 100%. В других фондах степень полноты колеблется от справочной (20%) до максимально релевантной (75%). В соответствии с особенностями профиля можно рассчитывать этот показатель по отдельным видам/типам документов и даже отдельным темам, поскольку в разных фондах/под фондах акценты полноты могут расставляться со значительной долей детализации.

Для получения количественных показателей документопотока производят его статистическое мониторинговое исследование на основе текущих библиографических изданий по профилю фонда. Для сопоставимости показателей фонда и документопотока следует выбирать один и тот же период для изучения. Наиболее актуальными считаются новые документы, вышедшие в течение последних 3-5 лет, которые и следует выявить в фонде и в документном потоке. Но при желании хронологические границы исследования можно расширить.

Для статистической оценки качества документного фонда большое значение имеют относительные показатели использования фонда.

Как уже известно, одним из показателей полноты фонда является удовлетворенный пользовательский спрос. Для оценки оптимальности полноты как важного потребительского свойства документного фонда рассчитывается удельный вес удовлетворенного спроса (коэффициент удовлетворения запросов). В соответствии с критерием оптимальности Парето соотношение удовлетворенных запросов и отказов должно составлять 80% : 20%. Если в документном фонде такое соотношение поддерживается, то он является оптимально качественным.

Показатели обращаемости фонда и читаемости характеризуют интенсивность использования документного фонда, а, следовательно, его востребованность. В этом смысле могут быть отнесены к показателям качества фонда.

Относительные показатели развития документного фонда характеризуют темпы и пропорции обновления его состава. Документный фонд должен изменяться в соответствии с развитием информационных потребностей и тенденциями спроса. Поэтому оценка полученных показателей производится в сравнении с динамикой изменений других показателей — прежде всего с количеством пользователей. Большое значение придается равномерной поступательности роста, отсутствию резких колебаний в темпах роста и прироста, которые служат свидетельством того, что все возникающие ситуации находятся под контролем, являются управляемыми.

Потребительские свойства документного фонда отражает показатель обновляемости фонда. Традиционный подход к пониманию обновляемости трактует ее как удельный вес (долю) новых поступлений в общем объеме фонда. Этот показатель позволят контролировать объемы новых поступлений, которые не должны существенно снижаться. Другой подход к определению обновляемости рассматривает период времени, за который фонд должен полностью обновиться. Для различных фондов он может колебаться от 10 до 30 лет. Но данный подход неприменим к фондам, в составе которого имеются документы «вечного хранения».

Качество документного фонда характеризует и уровень представленности в фонде новых документов. В Модельном стандарте публичной библиотеки определяется доля новых документов в составе фонда, которая должна быть не менее 50% от объема фонда. Однако этот норматив также может колебаться в зависимости от задач фонда и особенностей профиля.

Таким образом, почти все нормативы относительных показателей документного фонда в настоящее время носят рекомендательный, ориентирующий характер. При выборе имеющихся нормативов следует иметь в виду ограниченность их действия. Прежде всего, они разрабатываются для документных фондов определенного типа. Наибольшее распространение получили нормативы для публичных (ранее — массовых библиотек). Это связано с их численным преобладанием и широкой аудиторией их пользователей. Нормативы для фондов массовых библиотек ориентировались в первую очередь на эффективность использования фондов. Для современных публичных библиотек актуальны задачи существенного улучшения их материально-технической базы и увеличения объемов финансирования со стороны государственных и муниципальных органов. Поэтому новые нормативы задают повышенные требования, прежде всего, к ресурсной стороне формирования документных фондов. В этой связи наблюдается тенденция к росту некоторых нормативных показателей, например, норматива книгообеспеченности.

Для других документных фондов нормативы публичных библиотек могут быть неприемлемы. К примеру, книгообеспеченность учебных фондов рассчитывается исходя из других оснований (количество учебников на 1 учащегося), поэтому традиционно рассчитанная книгообеспеченность здесь будет во много раз превышена. В справочно-библиографическом фонде показатель книгообеспеченности не имеет принципиального значения, потому что использование документов в них кратковременно. Для оценки его качества важнее коэффициент полноты комплектования.

Показатель обращаемости в научном фонде объективно ниже, чем в публичной библиотеке, поскольку спрос на документы в них более индивидуализирован; здесь меньше типовых запросов, и при этом они не отличается массовостью. В фонде периодических изданий читаемость всегда выше, чем в книжном фонде или в фонотеке. При использовании сетевых ресурсов она увеличивается многократно в связи с высоким уровнем информационного шума при поиске по запросу.

Все сказанное приводит к выводу, что для каждого отдельного фонда может разрабатываться собственный стандарт оценки качества, в котором должны быть учтены целевые особенности фонда, его профиль и требования пользователей данного фонда.

Метод статистического анализа предусматривает сравнение показателей документного фонда, полученных в результате учета и/или расчета, с другими, принятыми в качестве эталона: базового уровня. В результате выявляются отклонения от оптимального состояния и функционирования фонда.

В качестве эталона сравнения обычно служат нормативные показатели, которые становятся идеальными количественными моделями фонда. Поэтому в первую очередь оценка качества фонда производится путем сопоставления реальных показателей со стандартами и нормативами.

Значительное распространение получил сравнительный анализ текущих показателей и аналогичных показателей данного фонда за предыдущие периоды (год, квартал, месяц и пр.). Он позволяет делать выводы о том, какие изменения происходят в фонде в последние годы. Если эти изменения позитивны, то необходимо их поддерживать и усиливать; если же наблюдаются негативные тенденции в развитии фонда, то требуются решения по противодействию им.

Интересную информацию дает сравнение статистических показателей данного фонда с аналогичными показателями фонда других библиотек и информационных служб. При сравнении с показателями однотипных фондов выявляются возможности повышения эффективности деятельности по формированию использованию фонда. Сравнение с показателями фондов, имеющих другие задачи и состав, способствует более глубокому пониманию происходящих процессов и механизмов востребованности документных фондов.

Однако наиболее глубокие выводы позволяет сделать комплексный анализ документного фонда. Для этого сопоставляются между собой все абсолютные и относительные показатели фонда. В результате выявляются наиболее влиятельные факторы, определяющие ситуацию.

Особенно показательно сопоставление величин обращаемости (Об), читаемости (Ч) и книгообеспеченности (Ко). Например, в результате расчетов получено следующее соотношение данных показателей: Об = 6,5; Ч = 16; Ко = 8,4. Как видим, уровень книгообеспеченности соответствует минимальной норме, читаемость тоже отвечает нормативным требованиям, однако высок показатель обращаемости. Очевидно, что в данном фонде катастрофически не хватает документов и при использовании применяются сдерживающие ограничения по количеству выдаваемых документов и по срокам пользования ими. Вывод: требуется докомплектование данного фонда.

Другой пример: Об = 0,7; Ч = 21; Ко = 31. Как видим, читательская активность достаточно высока, но фонд явно перенасыщен (высокая книгообеспеченность и низкий уровень обращаемости фонда). Можно говорить о том, что значительная часть фонда пассивна. Такая ситуация обычно характерна для научных фондов. Главной проблемой в данном фонде является дефицит помещений для хранения фонда.

Таким образом, статистический анализ является средством распознавания проблемных ситуаций в фонде, которые снижают его качественные свойства.

С помощью статистического анализа можно диагностировать следующие проблемы:

Несоответствие фонда/подфонда запросам пользователей (масштабы неудовлетворенного спроса);

Наличие пассивных частей фонда;

Несоответствие отраслевой структуры фонда структуре спроса;

Нарушения в нормальном развитии фонда и др.

Кроме того, статистический анализ может служить обоснованием для определения плановых показателей деятельности и выявления скрытых резервов для повышения эффективности использования фонда.

В оценке качества документного фонда все большее значение приобретают социологические методы. Они предполагают изучение мнений пользователей о данном фонде, служат для выявления их удовлетворенности документным фондом. Благодаря этим методам выявляется уникальная информация, которую невозможно получить другими способами, но без нее понимание проблем качества документного фонда оказалось бы неполным.

Самыми распространенными из социологических методов являются опросы — анкетирование, интервьюирование. Их достоинством является то, что потребитель имеет возможность непосредственно высказать свое мнение о том, что ему нравится или не нравится. Однако требуется большое мастерство для того, чтобы побудить его это сделать откровенно и по существу. Принято считать, что главным недостатком результатов опросов является субъективность суждений, которую в социологии снижают через расширение круга респондентов, когда статистические погрешности становятся не слишком значительными.

При оценке качества фонда единичные мнения столь же значимы, как ответы большинства, поскольку, отвечая на вопросы анкеты или интервьюера, лишь немногие пользователи готовы формулировать причины своей неудовлетворенности. Большая же часть респондентов скрывает теневые стороны своих мнений за стандартными и вежливыми ответами или отговорками. Поэтому очень распространена ситуация, когда статистика ответов рисует позитивную картину удовлетворенности пользователей, но реальная оценка качества, оставаясь за границами опросов, определяет нежелательное поведение потребителей по отношению к данному фонду.

Другой формой узнать мнение пользователей о фонде является предоставление им возможности вносить свои предложения по комплектованию. В некоторых автоматизированных информационных системах для библиотек и информационных служб создается специальный модуль в электронном каталоге, где пользователи могут записать название тех документов на разных носителях, которые им необходимы, но которые отсутствуют в фонде. Такой подход к выявлению отказов дает более объективную картину неудовлетворенного спроса, чем их учет работниками.

Разновидностью опроса является экспертный опрос, в котором респондентами и субъектами оценивания выступают эксперты. т. е. высококвалифицированные специалисты, компетентные в области, связанной с профилем данного документного фонда. Как правило, к экспертному оцениванию прибегают в том случае, когда невозможно непосредственное измерение процессов или явлений либо когда пользователи не могут быть достаточное компетентны для оценки документного фонда. Например, для оценки фонда детской литературы в качестве экспертов могут быть привлечены руководители детского чтения; для оценки учебного фонда — преподаватели данных предметов. Экспертные оценки содержания документа позволяют принимать решение о включении или, напротив, исключении того или иного документа из фонда. Данный метод целесообразно использовать также для оценки качества ядра фонда или его моделирования.

Процедура экспертной оценки предусматривает заполнение оценочного листа, в котором перечислены документы и/или некоторые важнейшие параметры для оценки данного фонда/подфонда: например, удобство расстановки документов, удобочитаемость документов, частота спроса на тот или иной документ, культура обслуживания пользователей, эстетичность среды и др.

Для оценки степени выраженности качественных свойств по данным параметрам могут использоваться различные оценочные шкалы:

Дихотомическая шкала, фиксирующая наличие или отсутствие того или иного свойства и предусматривающая выбор вариантов — «да/нет»,«+/-». Например, «удобно/неудобно», «соответствует/не соответствует»;

Ранговая шкала, применяемая в тех случаях, когда некоторый признак не может быть измерен, но объекты могут сравниваться между собой и упорядочиваться от более качественного к менее качественным. В этом случае эксперту предлагается упорядочить предложенный список объектов, понятий или суждений по определенному критерию — например, документов по степени ценности;

Сферическая шкала, в которой качественные свойства оцениваются по степени их выраженности у объекта. Например, при оценке интенсивности спроса на конкретный документ эксперт выбирает один из вариантов, характеризующих данный параметр: «постоянно», «часто», «иногда», «редко», «никогда». Каждому варианту может быть присвоено определенное количество баллов, которые впоследствии суммируются. Благодаря этому, появляется возможность определить, насколько данный признак, по мнению экспертов, более или менее выражен у одного объекта по сравнению с другим. Разновидностью сферической шкалы является 5-10-100-балльная оценка свойств фонда.

Экспертные оценки основываются на суждениях отдельных людей, хотя и высокопрофессиональных, поэтому они в значительной степени субъективны. Объективность экспертного оценивания достигается путем специальных методов формирован групп экспертов, продуманных форм вопросов и ответов, компьютерной обработки результатов и пр.

Электронные каталоги открывают новые возможности ведения наблюдения за реальным спросом. Статистика поисков по предметным рубрикам, авторам, заглавиям, сериям и другим поисковым признакам, которая собирается в автоматическом режиме, дает объективную картину того, что реально интересу пользователей. Для совершенствования качества фонда можно проследить, сколько и каких документов реально может найти в каталоге пользователь по той или иной рубрике. Аналогично можно выявлять лидеров спроса среди отдельных документов, которые были выбраны при поиске по запросу, и оценивать соответствие их экземплярности реальному спросу.

В некоторых ситуациях целесообразно использовать метод выборочного наблюдения. Например, в течение определенного периода учитывать запросы и книговыдачу по определенной теме, которая не включена в параметры сплошного учета выдачи. Полученная информация прояснит положение дел в той или иной нетипичной ситуации и поможет принять обоснованное решение по ее исправлению.

Аналогичные цели достигаются с помощью анализа формуляров пользователей, поскольку это позволяет выявить выдачу по отдельным темам или видам документов и при этом соотнести ее с отдельными группами пользователей. Благодаря этому появляется возможность выявлять предпочтения тех или иных групп пользователей и частоту спроса на отдельные документы, если не используется других способов его учета. Преимущество анализа формуляров перед методом выборочного наблюдения состоит в том, что доступны более длительные периоды наблюдения, позволяющие выявлять тенденции и делать надежны выводы.

В выявлении пользовательских предпочтений можно использовать метод эксперимента. В науке данный метод (от лат. experimentum — проба, опыт) применяется для выявления причинно-следственных связей или проверки гипотезы путем пробного воспроизведения объекта или ситуации. В качестве эксперимента можно использовать перестановку, выделение временного подфонда, организацию выставки с документами определенного типа или содержания для того, чтобы понаблюдать за информационным поведением пользователей, а после этого принимать решения по совершенствованию фонда. Надежность выводов обеспечивается учетом наблюдаемых фактов до и после введения изменений либо на основе сравнения поведения экспериментальной и контрольной групп.

Библиографический метод изучения фонда состоит в том, что состав фонда сверяется с внешним профильным документопотоком и выявляются лакуны и дезидераты. На практике происходит сопоставление текущих библиографических указателей (в том числе государственных, научно-вспомогательных, издательских и книготорговых), в которых отображаются документы по профилю фонда, с каталогом, отражающим состав фонда. В результате составляется список тех документов, которые необходимо приобрести для фонда. Метод предназначен для совершенствования состава фонда, в особенности его ядра. Главный недостаток — в его трудоемкости. Некоторые документопотоки недостаточно полно регистрируются и отражаются библиографически. Зачастую такая информация бывает труднодоступна. Однако это единственный метод, который способен обеспечить полноту комплектования.

Таким образом, все рассмотренные методы решают более широкий спектр задач, помимо оценки качества фонда. Их эффективность повышается, если они, помимо выполнения контролирующей функции, ориентированы также и на своевременные корректирующие действия. Однако ограничения, свойственные каждому из методов, обусловливают необходимость использования их в комплексе, а относительный характер качества фонда требует систематичности в их применении.

Литература :

1. Морева О.Н. Документные фонды библиотек и информационных служб. СПб. : Профессия, 2010. С. 270-285.

Контрольная работа нацелена на проверку знания студентом статистического метода изучения библиотечного фонда; умения анализировать деятельность библиотеки по показателям комплектования и использования фонда и принимать правильные решения, направленные на совершенствование его состава и использования.

Работу выполняйте в следующей последовательности.

1. Краткая характеристика библиотеки: тип, вид, структура, экономический и культурный профиль обслуживаемого района, контингент абонентов.

2. Непосредственное изучение библиотечного фонда с помощью статистического метода. Общие сведения о фонде: объем; отрасле­вой, типо-видовой, языковой состав. Подробный анализ конкретного отраслевого раздела фонда (общественно-политической, естественнонаучной, технической, художественной литературы, по искусству, краеведческой и т.д. – по выбору студента): общее количе­ство книг по данной отрасли, количество названий, литература ка­ких лет издания преимущественно представлена в фонде.

Движение фонда в целом и отраслевого отдела в частности за последние 2-3 года (количество ежегодных поступлений, выбытий документов из фонда).

Изучение использования фонда в целом и отраслевого отдела в частности (показатели книговыдачи за последние 2-3 года). Коли­чество отказов на литературу по данному разделу фонда. Изучение тенденций развития книжного фонда, числа читате­лей-пользователей, книговыдачи (показатели динамики - абсолют­ный рост, темп роста, темп прироста). Обновляемость фонда. Ха­рактеристика единого комплекса показателей: обращаемость, чи­таемость, книгообеспеченность. Анализ показателей структуры (коэффициент укомплектованности, коэффициент использования отраслевых отделов фонда). Какие отделы фонда укомплектова­ны хорошо и/или плохо? Расчет коэффициента соответствия по отраслевым отделам фонда, выводы об интенсивности их исполь­зования. Активно и пассивно используемые фонды. Выявление причин образования пассивной части фонда. Принятие решения по вторичному отбору.



3. Обобщение полученных данных и оценка работы библиотеки по комплектованию и использованию фонда.

а) требует ли количественного увеличения (или уменьшения) данный отраслевой отдел фонда?

б) необходимо ли изменить состав фонда по типам и видам?

д) другие предложения.

Условные обозначения и формулы:

Ф – фонд; Ф опл, Ф с.-х. ... – фонды отраслевых отделов.

А – количество читателей; К – книгообеспеченность; В – книговыдача; В опл, В с.-х. ... – выдача отраслевых отделов фонда.

Об – обращаемость фонда; Ч – читаемость; О – обновляемостъ фонда; Ар – абсолютный рост; Тр – темп роста; Тпр – темп прироста.

Ф = К х А; В = А х Ч; К =Ф/А; Об = В/Ф; Об = Ч/К;

О = Фнов – Фвыб / Ф х100%;

Ар = У1 – У о; (У о – начальный уровень, У1 – текущий уровень)

Тр = У1 / У 0 х 100%;

Тпр = Ар / У 0 х 100%;

Кук = Фопл / Ф х100% ; (коэффициент укомплектованности)

Кисп = Вопл / В х 100%; (коэффициент использования)

Кс = Кисп / Кук (коэффициент соответствия)

Основная

1. ГОСТ Р7.0.20-2014. Библиотечная статистика: показатели и единицы исчисления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/www.docs.cntd. ru/ document/1200113790

2. Порядок учета документов, входящих в состав библиотечного фонда: утв. приказом Мин-ва культуры РФ от 8 окт. 2012 г. № 1077 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:/www.rg.ru/2013/05/22/fond - dok.html

3. Морева, О.Н. Документные фонды библиотек и информационных служб: учеб. пособие / О.Н. Морева. – СПб., 2010. – С. 270–285. – (Сер. «Библиотека»).

4. Морева, О.Н. Организация библиотечного фонда: учеб.-практ. пособие / О.Н. Морева. – СПб., 2012. – С. 105–120. – (Азбука библиотечной профессии).

Дополнительная

5. Бочаров, Б.П. Алгоритмы расчета книгообеспеченности / Б.П. Бочаров // Б-ки учеб. заведений. – 2009. – № 2. – С. 49–72.

6. Мацнева, Н.Г. Пол-учебника на студента. Организационные и правовые проблемы комплектования библиотеки вуза / Н.Г. Мацнева, Е.В. Сазанова // Библиотечное дело. – 2009. – № 6. – С. 13–15.

7. Справочник библиотекаря / науч. ред. А.Н.Ванеев. – 4-е изд., перераб. и доп. – СПб., 2011. – С. 79–89.

8. Столяров, Ю.Н. Библиотечный фонд: учеб. для студентов библ. фак.

ин-тов культуры, пед. вузов и ун-тов / Ю.Н. Столяров. – М., 1991. – С. 221–225.

Тематика курсовых работ:

1. Состав и использование библиотечного фонда (на примере библиотеки разного типа и вида).

Ценность библиотечного фонда (БФ) определяется его качеством, т.е.

таким составом, который соответствует задачам библиотеки и информационным потребностям пользователей. Поэтому библиотекари должны хорошо владеть методами изучения и анализа фонда. На примере конкретной библиотеки (любого типа и вида) анализируется ее фонд: величина, состав, использование. Конечным итогом исследования является разработка рекомендаций в целях содействия оптимизации состава и активизации использования фондов библиотек.

В работе освещается теоретическая изученность темы и опыт работы

библиотек в этой области. Описываются разные типы моделей библиотечного фонда (вербальная, структурная, математическая, библиографическая). В качестве практической части исследования выступает разработка методики составления конкретной модели (на выбор студента) фонда библиотеки; оформляется фрагмент модели (на примере национальной и краеведческой литературы или любого отраслевого раздела) книжного ядра фонда публичной библиотеки.

В последние годы актуализируется проблема библиотечного

обслуживания многонационального населения. Библиотеки, и прежде всего публичные, призваны обеспечить читателей литературой на родном языке. В работе изучаются теоретические и организационные основы комплектования фондов библиотек на национальных языках; характеризуется современное состояние фондов национальной литературы и их использование. По результатам исследования разрабатываются конкретные рекомендации в целях оптимизации комплектования в условиях многонациональных районов.

В работе раскрывается значимость сохранности фондов библиотек на

современном этапе. В силу комплексности проблемы сохранения библиотечного фонда (обеспечение сохранности и безопасности библиотечного фонда (БФ); консервация документов; социальная защита БФ; сохранность ценных и редких документов; создание страхового фонда документов библиотек; кадровое обеспечение сохранения БФ) на примере конкретной библиотеки исследуются подробно один или два аспекта из вышеназванных. По результатам исследования составляются рекомендации по оптимизации деятельности библиотек в данной области.

В обеспечении сохранности документов библиотечного фонда (БФ) и

сохранения фонда важная роль принадлежит библиотекарю, а также пользователям – в процессе использования БФ.

В работе освещается ответственность библиотекарей за сохранность БФ.

Другой аспект социальной защиты БФ – воспитание бережного отношения читателей к документам БФ. В работе освещается опыт работы конкретной библиотеки по организации социальной защиты БФ. Результаты исследования обобщаются, делаются выводы.

Тематика выпускных квалификационных работ по дисциплине «Библиотечный фонд»:

  1. Состав и использование библиотечного фонда (на примере библиотеки разного типа и вида).

2. Моделирование библиотечного фонда (на примере библиотек разного типа и вида).

3. Комплектование фондов библиотек на национальных языках (на примере библиотек разного типа и вида).

4. Сохранность библиотечного фонда.

5. Социальный фактор сохранности библиотечного фонда.

6. Состав и использование библиотечного фонда (на примере библиотеки разного типа и вида).

7. Моделирование библиотечного фонда (на примере библиотек разного типа и вида).

8. Комплектование фондов библиотек на национальных языках (на примере библиотек разного типа и вида).

9. Сохранность библиотечного фонда.

10. Социальный фактор сохранности библиотечного фонда.

Требования к выпускной квалификационной работе :

Полное и правильное раскрытие темы;

Теоретическое осмысление концепций, взглядов отдельных исследователей по изучаемой теме;

Умение выразить свою точку зрения на исследуемый предмет;

Освоение методологии и методики научного (библиотековедческого) исследования;

Проведение и обобщение результатов конкретного исследования;

библиотек;

Оформление работы в соответствии с предъявляемыми требованиями (объем основной части – 60-70 страниц, правильное составление библиографических описаний использованной литературы, наличие приложений и т.п.);

Презентация работы.

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Цель работы - изучить состав и
использование фонда библиотеки с целью
прогнозирования его развития и
планирования комплектования.
Под изучением фонда понимается научное
познание состава, использования, динамики
библиотечного фонда с целью повышения его
соответствия задачам библиотеки,
информационным потребностям абонентов,
эффективности использования.

Комплекс специальных методов
изучения библиотечного фонда включает:
Статистические методы,
Библиографические методы,
Социологические методы,
Математическое моделирование,
Графические методы и т.д.
Чаще всего изучать фонд начинают со
статистических показателей.

Для статистического изучения фонда используются следующие показатели:

Величина документного фонда – Ф;
Объем новых поступлений – Пн;
Объем выбытия – Фв;
Обновляемость – Н;
Книговыдача – В;
Число читателей – А;
Обращаемость – О;
Книгообеспеченность – К;
Читаемость – Ч;
Темпы роста – Тр.

В ходе статистического изучения
применяются различные приемы и
методы:
группировка,
сравнение,
анализ по отклонениям показателей,
динамический анализ и т. д.
Наиболее распространенным
приемом является сравнение, которое
позволяет выявить отклонение
показателей.

Основные данные о фонде
содержатся в следующих документах:
Книга суммарного учета,
Дневник работы библиотеки,
Тетрадь регистрации читателей,
Тетрадь учета отказов читателей,
Годовой статистический отчет.

Величина фонда

Вычислить оптимальную величину фонда
можно по формуле:
Ф = А×Копт,
где Ф – величина фонда,
А – число пользователей,
Копт – оптимальная книгообеспеченность
пользователя (она составляет 8 – 12
документов).

Библиотечный фонд можно считать
укомплектованным оптимально и по
составу и по величине, если им
удовлетворяется около 75 % общего
числа требований по профилю фонда
библиотеки.
Для успешной работы библиотеки
важно систематически наполнять фонд
новой литературой. На издания
последних 3-5 лет приходится основной
информационный потенциал фонда, они
чаще спрашиваются и выдаются.

Книговыдача

Узнать общую книговыдачу документов
можно из «Дневника работы библиотеки».
Книговыдачу можно вычислить по
формуле:
В = А×Ч,
где В – книговыдача,
А – число читателей,
Ч – читаемость.

10.

Необходимо отметить, что при увеличении
объема фонда и читательского спроса
книговыдача может расти, но действительное
использование фондов и степень
удовлетворения читательского спроса
останется на прежнем уровне.
Это произойдет, если библиотека будет
комплектоваться не профильной литературой
или документами не отвечающими запросам
пользователей.

11. Число читателей

Узнать число пользователей
библиотеки можно из Тетради
регистрации читателей или из Дневника
работы библиотеки.

12. Обращаемость

Обращаемость показывает
интенсивность использования
библиотечного фонда. Она вычисляется
по формуле:
О = В / Ф,
где О – обращаемость,
В – книговыдача,
Ф – величина фонда

13.

Верхняя граница оптимальной
обращаемости – 3, нижняя граница – 2.
Низкая обращаемость тревожный
сигнал, показывающий неблагополучное
положение, которое вызвано либо тем,
что фонд не отвечает задачам
библиотеки, либо имеет излишнюю
дублетность или содержит много
устаревших документов.

14.

Пассивную часть фонда необходимо
освобождать от дублетных,
малоспрашиваемых и устаревших изданий,
так как переизбыток таких книг приведет к
снижению обращаемости фонда.
Часть ветхих изданий можно
отреставрировать, усилить пропаганду
незаслуженно забытых книг, используя,
например, такие формы массовой работы
как обзор и книжная выставка.

15. Книгообеспеченность

Книгообеспеченность означает
среднее число книг, приходящихся на
одного пользователя библиотеки.
Она вычисляется по формуле:
К = Ф / А,
где К – книгообеспеченность,
Ф – величина фонда,
А – число пользователей.

16.

Если в числителе данной формулы
взять фонд отраслевого отдела, можно
получить книгообеспеченность по данной
отрасли.
По книгообеспеченности пользователя
можно судить достаточно ли в библиотеке
книг для обеспечения запросов.
Оптимальная книгообеспеченность на
одного пользователя 8 – 12 документов.

17.

Излишне высокая
книгообеспеченность ведет к
снижению обращаемости, в итоге к
омертвению фонда.
Если книгообеспеченность совсем
низкая, значит, фонд не имеет
достаточного запаса прочности, то есть
реальным, а тем более потенциальным
читателям не хватает документов.
Нужно принимать меры для пополнения
фонда, улучшения его качественного
состава.

18. Читаемость

Читаемость определяют числом документов,
выданных одному читателю за определенный
отрезок времени.
Данный показатель можно вычислить по
формуле:
Ч = В / А,
где Ч – читаемость,
В – книговыдача,
А – число читателей.

19.

Если показатель читаемости низкий,
это может означать, что в библиотеке
мало интересных и нужных читателям
документов или, что основная масса
изданий не соответствуют профилю
библиотеки, а также реальным
потребностям и запросам
пользователей.

20. Коэффициент соответствия

Коэффициент соответствия
рассчитывается только по отраслевым
отделам. Его можно вычислить по
формуле:
Кс = В% / Ф%,
где Кс – коэффициент соответствия,
В% - книговыдача в процентах,
Ф% - величина документного фонда в
процентах.

21. Темп роста

Для анализа динамики книжного фонда,
книговыдачи и числа читателей
рассчитывается темп роста:
1) фонда,
2) книговыдачи,
3) читателей.
Темп роста вычисляется по формуле:
Тр = значение показателя за последующий год
/ значение показателя за предшествующий
год

22. Темп роста

Коэффициент роста книжного фонда
составляет:
Трфонда = Величина фонда за последующий год /
Величина фонда за предшествующий год
Трчитателей = Число читателей за последующий год /
Число читателей за предшествующий год
Тркниговыдачи = Книговыдача за последующий год /
Книговыдачу за предшествующий год

23.

Если темпы роста читателей и книговыдачи
не отстают от темпов роста книжного фонда,
это расценивается как положительное
явление.
Если темпы роста читателей и книговыдачи
находятся на одном уровне, то можно
сделать вывод, что увеличение книговыдачи
произошло в основном за счет увеличения
числа читателей, следовательно фонд
используется не интенсивно.
Могут сложиться и другие ситуации.

24. Процент отраслевой литературы в фонде рассчитывается с помощью коэффициента соответствия (Кс)

Кс = Книговыдача (В) % /
Величину фонда (Ф) %
Активно используемые отделы, Кс которых
колеблется от 0,8 до 1,3.
Пассивно используемые отделы, Кс
которых ниже 0,8.
Сверхактивные – Кс которых выше 1,3.

25.

При низких темпах роста основных
показателей требуется принять
управленческие решения по формированию
имиджа библиотеки, усилению работы по
продвижению книги путем проведения
мероприятий вне стен библиотеки,
улучшение как индивидуальной, так и
массовой работы с читателями, привлечение
удаленных пользователей,
совершенствование информационной
работы и т. д.Постоянно растущие цены на книжную
продукцию, подписку на периодические
издания, библиотечную технику сильно
тормозят пополнение фонда библиотек.
Необходимо увеличение государственного и
внебюджетного финансирования.
Расширение круга спонсоров,
благотворительная помощь, развитие
сотрудничества с книготорговыми
организациями.Низкая книгообеспеченность
в библиотеках свидетельствует о
недостаточном ассортименте документов
для читателей. Во многих библиотеках
больший процент от всего фонда составляет
его пассивная часть, а именно:
незаслуженно забытые, устаревшие по
содержанию, непрофильные, ветхие,
дублетные, узкого спроса документы.Библиотека должна своевременно
списывать устаревшую, не пользующуюся
спросом литературу. Искусственное
сдерживание вывода из фонда изданий,
переставших пользоваться спросом,
приводит к падению эффективности
использования фонда, к образованию его
пассивной части.Документы из пассивной части фонда
нужно всячески пропагандировать:
отражать в информационных и
библиографических изданиях библиотеки;
использовать при массовой и
индивидуальной работе с читателями.Если поступления новой литературы в
фонд незначительны, то и динамика роста
фонда минимальна, а обновляемость
фонда низкая или даже нулевая. Такая
ситуация приводит к качественному и
количественному ухудшению фонда,
возрастает количество отказов.При низком и сверхинтенсивном
использовании фонда, необходимо
увеличить объем фонда, чтобы
предоставить читателям более широкий
круг изданий, что в дальнейшем приведет к
повышению читаемости. Но это станет
возможным только, если фонд
действительно соответствует потребностям
пользователей.

Отделом книгохранения был проведен анализ состояния книжного фонда в помощь работе учителя.

Основная цель данного анализа – выявление соответствия имеющегося фонда информационным потребностям пользователей.

Задачи анализа:

    выявление эффективности использования данной части книжного фонда;

    освобождение фонда от малоиспользуемой, устаревшей по содержанию, дублетной и ветхой литературы;

    определение круга изданий, которыми необходимо пополнить фонд библиотеки.

    выявления незаслуженно забытых книг.

В ходе анализа были использованы специальные методы изучения библиотечного фонда – статистический, библиографический и социологический.
Информационной основой для первого этапа изучения фонда является статистика. Статистический метод дал объективное представление о величине, составе фонда по данной теме, что позволило определить КНИГООБЕСПЕЧЕННОСТЬ, ОБРАЩАЕМОСТЬ и ЧИТАЕМОСТЬ.

Эти показатели позволили выявить достоинства и недостатки комплектования, определить как активно используемую читателями часть фонда, так и ее пассивную часть.

Основная часть фонда в помощь работе учителя собрана в педагогическом отделе, отделе искусств, зале иностранной литературы и в основном книгохранилище.

За отчетный период выдано 2290 экземпляров книг и периодики, причем большая часть книговыдач пришлась на педагогический отдел и зал иностранной литературы. Для удобства проведения статистического изучения фонда были использованы соответствующие обозначения и формулы расчета отдельных показателей: Ф - величина фонда, В - книговыдача, А -число читателей, О - обращаемость, К - книгообеспеченность, Ч - читаемость.

Формулы для расчета отдельных показателей:

К = Ф: А
О =В: Ф
Ч = В: А

Всего в библиотеке по данной теме представлено 2227 экземпляров книг и более 70 названий газет и журналов. По отделам библиотеки фонд распределен следующим образом:

педагогический отдел - 1452 экз.
отдел искусств, ЗИЛ - 445 экз.
отдел книгохранения - 330 экз.
итого - 2227экз.

Таким образом, при общем количестве читателей-педагогов 180 человек и книговыдаче за 2010 год 2290 экз. можно сделать расчеты:

книгообеспеченность - 2227:180=12,3
обращаемость фонда - 2290:2227=1,03
читаемость - 2290:180=12,7

Анализ данных показателей свидетельствует о том, что книжный фонд по данной теме укомплектован достаточно полно. Однако есть необходимость освобождения его пассивной части от дублетных и устаревших изданий, так как переизбыток таких книг привел к снижению обращаемости фонда.

Библиографический метод позволил проанализировать изучаемый фонд при помощи систематического каталога, который в данном случае выступает как библиографическое пособие. Рекомендательные списки, библиографические пособия, которые раньше информировали читателей о лучших изданиях и новинках, в настоящее время в библиотеке представлены в недостаточном количестве. Для того, чтобы выявить, все ли достойные внимания книги, изданные в последние годы, приобретены в фонд библиотеки, были изучены сигнальные списки газеты «Книжное обозрение» за 2009 – 2010 годы. В результате выявлены отсутствующие в библиотеке книги, которые полезно было бы иметь в фонде библиотеки:


Гурин Ю. Урок + игра: современные игровые технологии для школьников. - М.: Сфера; СПб.: Речь, 2010г.
Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе: учебное пособие.- М.: Оникс, 2010 г.

Поэзия Серебряного века в школе: книга для учителя.- М.: Дрофа, 2010г.
Сулейманов Р.Р. Методика решения учебных задач средствами программирования: методическое пособие. - М.: БИНОМ, 2010 г.
Юшков А. Загадки природы: рекомендации к занятиям по естествознанию с первоклассниками и старшими дошкольниками.- СПб.: Речь; Сфера, 2009г.

Кроме того, желательно, по возможности, приобрести книги прошлых лет издания, которые отмечены в «Тетрадях отказов»:


Амонашвили Ш. Обучение. Оценка. Отметка.
Караковский А. Любимые мои ученики.
Грачева А. Современная школа.
Лихачев Д. Школа на Васильевском.

Социологический метод позволил получить точное представление об использовании данного раздела фонда при непосредственном контакте с читателями (беседы, отзывы о прочитанных изданиях и т.д.). Кроме того, были проанализированы читательские формуляры, читательские требования, что позволило определить круг литературы и периодики, пользующейся повышенным спросом.

В педагогическом отделе:

Андерсен Б.Б. Мультимедиа в образовании.
Воспитание младшего школьника
Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы.
Работа с родителями.
Ситаров В.А. Дидактика.
Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры.
Книги серий «Я иду на урок», «Праздник в школе», «Деятельность классного
руководителя», «Писатель в школе».

Газеты: «Досуг в школе», «Педсовет», «Последний звонок», приложения к газете «Первое сентября» по отдельным предметам.

Журналы: «Здоровье школьника», «Литература в школе, « Начальная школа», «Современный
урок» и т.д.

В отделе искусств повышенным спросом пользовались книги:
Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество.
Маслова Л.П. Педагогика искусства.
Афонькин О.Ф. Уроки оригами в школе.
Радынрва О.П. Музыкальное воспитание школьника.
Журналы: «Искусство в школе», «Музыка в школе», «Музыкальная палитра», «Музыкальный Руководитель».

В зале иностранной литературы активно использовались книги по отдельным зарубежным городам и странам, книги и журналы на иностранных языках, по методике преподавания иностранного языка в школе.

В отделе книгохранения по « читательским требованиям» наиболее часто выдавались книги:

Дзюина Е.В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке.
Извозчиков В.А. Решение задач по физике на компьютере.
Потапов М.К. Алгебра и начала мат. анализа. Книга для учителя.
Райков Б.Е. Зоологические экскурсии.
Газеты и журналы по отдельным школьным предметам.

В качестве выводов.

В ходе изучения библиотечного фонда в помощь работе учителя установлено, что в целом фонд по данной теме укомплектован достаточно полно, отказов в выдаче немного, очень хорошая подборка периодических изданий. Однако есть необходимость доукомплектовать фонд некоторыми актуальными изданиями (см.выше).

Имеется пассивная часть фонда, требующая пристального внимания со стороны библиотекарей. Необходимо освободить фонд от малоспрашиваемой и устаревшей по содержанию литературы, часть ветхих изданий отреставрировать, усилить пропаганду выявленных незаслуженно забытых книг, используя такие формы информации, как обзор, книжная выставка, например: «Ваше мнение, читатель, об этих книгах». В этом случае читателям предлагается « карточка обратной связи» со следующими оценочными критериями:

1. Не было информации о книге.
2. Книга узкого спроса.
3. Тема книги не вызвала интереса.
4. Тема важна, но материал изложен примитивно, неинтересно.
5. Тема потеряла актуальность.
6. Книга не привлекла внимания из-за плохого полиграфического оформления.
7. Содержит сложный, трудный для восприятия материал.

Анализ «карточек обратной связи» позволит принять обоснованное решение о дальнейшей судьбе книги в библиотеке.

З.Б. Синилова , начальник отдела книгохранения Новосибирской областной детской библиотеки им. А.М. Горького


^ Изучение состояния и использования библиотечного фонда
В отчетном году продолжалась работа по изучению состояния и использования своих фондов с целью выявления малоиспользуемой, устаревшей литературы, засоряющей фонд. Хорошо в этом плане поработали Центральная и Новотульская сельская библиотека, которые очистили свои фонды от ветхой и устаревшей литературы. Кроме этого Центральная библиотека провели анализ своего фонда по искусству и спорту. Сравнительный анализ показал, что книг по искусству больше, чем по спорту, в то же время, если исходить из хронологических показателей, то книги по спорту более новые, т.к. они быстрее утрачивают свою актуальность и раньше списываются. В отделе по спорту не хватает изданий о современных спортивных достижениях, олимпийских играх, истории того или иного вида спорта. Хотя отдел по искусству более укомплектован, все же не хватает литературы об отдельных музеях, дизайне и дизайнерах и т.п.

В целом анализ литературы показал, что фонд не удовлетворяет потребностей читателей, литературы мало, а состав имеющихся книг требует докомплектования (особенно литературы по спорту). Хотелось бы отметить Липовскую библиотеку- провела анализ фонда по технике и сельскому хозяйству, Абашевскую библиотеку- исследовала свой фонд по естествознанию.

Ликвидировать пробелы в фонде позволяет постоянная работа с картотекой отказов, которая ведется во всех библиотеках и позволяет уточнять тематику комплектования, удовлетворять запросы читателей. Анализ отказов показал, что наибольшее число отказов приходится на учебную и художественную литературу. По-прежнему не хватает литературы по краеведению, о спорте, профессиях. Из художественной литературы- это К.Булычев, В.Астафьев, М.Веллер, А.Толстой.
^ Списание литературы


Всего:


В том числе:

Утрата

Ветхость

Дефект-

ность.


Устарелость

по содерж.


Непро-

фильность


Периодика

1

3173

315

817

-

401

-

1640

%

9,9%

25,7%

-

12,6%

-

51,6%

Обеспечить качественный состав фонда можно только в случае преобладания объема новых поступлений над объемом выбывших изданий. В нашем случае преобладает обратная тенденция: выбытие в связи с ветхостью и устарелостью преобладает на 399 экз.

Из фонда библиотек в этом году было списано 3173 экз., это составило 2,3% от общего фонда. В основном, списание проходило по ветхости- 25,7%, 12,6%-морально-устаревшая литература. Но данного количества списанной литературы недостаточно. В фондах остается много устаревшей, малоспрашиваемой литературы.
^ Сохранность книжных фондов
Важнейшей задачей остается и проблема сохранности книжного фонда. Одним из условий, обеспечивающим сохранность книжных фондов, являются плановые проверки фонда. В этом году плановые проверки прошли в ЦБ, Владимировской и Чувичинской сельских библиотеках. Во всех этих библиотеках недостача не превышает установленных норм (2% от ежегодной книговыдачи). По вопросам сохранности книжного фонда были сделаны выезды в Масленниковскую, Абашевскую и Владимировскую сельские библиотеки.

^ Работа с каталогами
В 2013 году Электронный каталог пополнился на 3447 записей. И составляет 19510 записей. ЭК на новые поступления ведется с 1996 года –составляет 15046 записей. Эк электронный ресурсов составляет 572 записи- пополнился на 6 записей. База ретроспективного характера-3892 записи- пополнился на 3892 записи. За отчетный год было отредактировано примерно 1000 записей.

^ Методическая и практическая помощь библиотекам

Одним из направлений деятельности сектора комплектования и обработки является оказание методической и практической деятельности библиотекам. Во-первых, это помощь начинающим библиотекарям. Для библиотекарей М-Лебяжской, Чагринской и Студенецкой библиотек была проведена школа начинающего библиотекаря, где проводилась учеба по ведению учетных форм документов, составлению актов на списание, ведению и оформлению каталогов. На семинаре «Планируем работу на год» была дана консультация по планированию работы с фондом, изучению фонда и его разделов, составлению отчетов. Во вторых, это выезды с практической помощью. Новокуровскую библиотеку посетили целью практической помощи в организации и расстановке фонда читального зала. Также были сделаны выезды в Чагринскую, Еланскую, Масленниковскую сельские библиотеки, где были оказаны практические и методические советы.

Анализируя проблемы библиотечных фондов и их формирования, хотелось бы надеяться, что даже при минимальном количестве литературы, которую получают наши библиотеки в настоящее время, они сохранились бы как очаги культурной и духовной деятельности.


    1. Информатизация и автоматизация библиотечных процессов

В 2013 году произошло увеличение количества ПК на 3 единицы за счёт средств «Областной целевой программы «Развитие информационно – телекоммуникационной инфраструктуры Самарской области» на 2012-2015 годы».

Центральная библиотека использует в своей работе ноутбок, с его помощью проводятся слайд презентации, видео просмотры на массовых мероприятиях.

Центральная детская библиотека имеет электронную книгу, которую использует в своей работе, осуществляется открытый доступ к устройству.

Кол-во библиотек, имеющих ПК: 17, из них в центральной библиотеке 9,

в центральной детской библиотеке – 4, в Новотульской сельской библиотеке – 2, Прогресская сельская библиотека – 1, Новокуровская сельская библиотека-1.

3 библиотеки м.р. Хворостянский имеют копировально-множительную и оргтехнику:5 принтеров, 1 факс, 1ксерокс, 1 МФУ, 1 сканер – в центральной библиотеке, 1 МФУ – в центральной детской библиотеке, 1 принтер – в Новотульской сельской библиотеке.

4 компьютера в Центре общественного доступа центральной библиотеки находятся в локально – вычислительной сети, сервера нет.

В Хворостянской межпоселенческой центральной библиотеке автоматизированы следующие процессы: обработка новой литературы, аналитическая роспись СКС, электронного краеведческого каталога, подписка периодических изданий, с помощью программы АИБС МАРК 4.5.

14,4 % книжного фонда отражено в Электронном каталоге по инвентарным номерам.

Архивные копии хранятся на флэшнакопителях и дискетах.

Интернет

Интернет-провайдером в библиотеках м.р. Хворостянский является Мегафон, тип подключения к Интернет – оптоволокно, скорость интернет-канала: получение – 2.01 Мбит/с, передача – 2.07 Мбит/с.

5 библиотек района, имеют e-mail: центральная библиотека, детская библиотека, Новотульская сельская библиотека, Новокуровская сельская библиотека, Прогресская сельская библиотека.

Блокировка доступа к запрещённым сайтам при общении к ним с ПК библиотеки производится провайдером.

^ Автоматизированное обслуживание

К электронному каталогу открытого доступа нет.

5 библиотек м.р. Хворостянский: Межпоселенческая центральная библиотека, центральная детская библиотека, Новотульская сельская библиотека, Новокуровская сельская библиотека, Прогресская сельская библиотека предоставляют ПК пользователям библиотеки для самостоятельной работы, в т.ч. для самостоятельной работы в Интернет.

^ Виртуальная среда

Адрес: http://vk.com/id229084834

Из платных услуг, оказываемых библиотекой, наиболее востребованные: ксерокопирование, самостоятельная работа на компьютере, распечатка документов с флэш-накопителя пользователя.

Наиболее востребованные пользователями услуги с использованием компьютерного оборудования: сканирование документа, распечатка документа на принтере, копирование информации на флэшнакопитель, ксерокопирование, изготовление информационных буклетов, пригласительных билетов.

Перечень мероприятий из плана по информатизации библиотеки на 2014 год :

1.Создание интернет-сайта Хворостянской межпоселенческой центрадьной библиотеки.

2.Установка компьютерного оборудования в Масленниковскую сельскую библиотеку.

3.Модернизация автоматизированных рабочих мест пользователей в ОЦД.

4.Создание виртуальной справочной службы «Спроси библиотекаря».

Недостаточное финансирование библиотек - является сдерживающим фактором информатизации библиотеки.
5.3 Партнерские отношения
Культура партнерских отношений стала важной частью деятельности библиотек. Необходимость в более целостном рассмотрении потребностей населения района все больше свидетельствует о том, что библиотеки должны работать вместе с другими учреждениями и представителями местных органов власти, а также со своими партнерами по культурной деятельности. Библиотека сегодня может выступает как полезный партнер для других организаций в качестве общественного центра информации, центра культурной жизни, общения и досуга. А также, успешная работа библиотек во многом зависит от того, какие партнерские отношения у нее складываются с теми организациями, с которыми она сотрудничает.

Уже много лет центральная библиотека успешно сотрудничает на договорных началах с такими организациями, как Собрание представителей Хворостянского района, Отделом семьи, материнства и детства, Школы, государственного техникума им.Ю.Рябова, Домоммолодежных организаций, Центром социального обслуживания, выставочным центром « Радуга».Межпоселенческим культурно- досуговым центром с, Хворостянка. Сельские библиотеки работают в тесном контакте с Администрациями поселений, СДК, школами. Такие партнерские отношения позволяют формированию единого культурно-информационного пространства, созданию имиджа библиотеки, как сосредоточения информационных возможностей для организации и проведения совместных мероприятий.


    1. PR , рекламная, маркетинговая деятельность, библиотека и СМИ

В целях поддержания положительного имиджа библиотек, формирования надежной репутации среди населения района, осуществлялось информирование реальных и потенциальных читателей о деятельности библиотек. Приоритетными направлениями в маркетинговой стратегии в 2013 году являлись:

Развитие и продвижение качественных библиотечных услуг,

Разработка и и использование технологий по привлечению новых читателей
- создание условий по продвижению информационных ресурсов библиотеки в рамках Года окружающей среды.

В зоне обслуживания библиотек нашего района находятся следующие группы пользователей: учащиеся школ, студенты средне-специальных и высших учебных заведений, рабочие, пенсионеры и интеллигенция. В связи с этим, для создания и развития полноценной информационной структуры и удовлетворения запросов всех категорий пользователей библиотеки стремились использовать все формы и методы работы библиотек, раскрывающие фонды библиотек, рассказать о предоставляемых услугах. Удачно проведенная реклама способствует привлечению читателей в библиотеку и повышению ее престижа. К успехам прошедшего года относится и активизация рекламной деятельности библиотек, способствующей формированию их положительного имиджа среди населения и партнерских организаций. Требуют продвижения не только книги, но и все многообразие услуг, новых технологий, культурно – просветительской деятельности. Особенно это касается компьютерных услуг, Интернет технологий, информационного обслуживания. В сознании многих людей сложился стереотип библиотеки как вместилища только печатной продукции. Для того, чтобы сломить этот стереотип, библиотеки стремятся, чтобы реклама была яркой, запоминающейся, с разнообразными формами: малая печатная продукция – буклеты, листовки, закладки; вывешивание информации об услугах библиотеки, проводимых мероприятиях. В библиотеках стало традиционным проводить экскурсии, во время которых происходит знакомство с библиотекой, ее отделами. Взаимодействие библиотеки и средств массовой информации – действенный механизм привлечения читательского интереса к книге, создания позитивного образа библиотеки. Центральная библиотека может с гордостью говорить о многолетнем сотрудничестве с районной газетой « Чагринские зори», которая на своих страницах печатает репортажи о проводимых мероприятиях, статьи библиотекарей. В 2013 году на страницах газеты было напечатано 15 заметок о работе библиотек. Например » « Экология – новый тренд десятилетия», « Библиобус- это быстро и удобно», « Свободное время и культура досуга» и др. Следует сказать и о сотрудничестве с каналом местного телевидения «Спектр», который также частый гость многих мероприятий библиотеки. На телевидении были показаны репортажи с районного поэтического конкурса, Областных акциях « Библионочь», «Зов белых журавлей, обзоры поступлений новых книг.


    1. Организационно-методическая деятельность

^ Таблица методической деятельности специалистов м.р.Хворостянский


Показатель

Количество мероприятий

Количество участников

2013г.

2012г.

2013г.

2012г.

Количество семинаров для

библиотекарей района


Всего

5

5

115

115

В том числе для специалистов ЦБ

5

5

50

50

Количество стажировок, практикумов


Всего

4

2

12

6

В том числе для специалистов без библиотечного образования

2

1

6

3

Количество выездов специалистов ЦБ в библиотеки района

Всего

16

6

20

9

В том числе в библиотеки в составе КДУ

0

0

0

0

Количество методических консультаций

Индивидуальных

16

13

16

13

Групповых


8

8

32

24

Количество изданных методических материалов

20

9

Организационная методическая деятельность муниципальных библиотек района в 2013 году осуществлялось по следующим направлениям:

Аналитическое, направленное на анализ состояния и развития как отдельных библиотек, так и библиотечной сети в целом и принятия на этой основе методических решений для совершенствования работы библиотек;

Консультационно-методическая помощь, имеющая своей целью оказание консультационной и практической помощи библиотекарям;

Инновационная деятельность, включающая поиск и оценку существующих новшеств и их адаптацию к условиям деятельности конкретной библиотеки;

Издательская деятельность.

Одна из форм методической деятельности - аналитическая. Цель анализа - показать главное, новое, передовое в работе библиотек района, вскрыть причины недостатков, указать пути их ликвидации. Сектор инновационно-методической работы в течение года проводил количественный и качественный анализ статистических данных сельских библиотек, характеризующих многостороннюю деятельность библиотеки. Ежеквартально составлялись статистические сводки о деятельности библиотек. Результаты аналитической деятельности доводились до библиотек устно (на совещаниях, семинарах, групповыхконсультациях).
Анализ деятельности библиотек позволил определить динамику развития библиотек района, выявить имеющиеся достижения, вскрыть причины недостатков, наметить конкретные меры для их устранения.

В связи с получением библиотекой в начале года статуса юридического

Лица, в течение января сектором инновационно-методической

работы был подготовлены документы, регламентирующие

деятельность библиотек в новых условиях: Положение о библиотеке,

Положения об отделах МЦБ и ЦДБ, Правила пользования библиотекой,

должностные обязанности каждого сотрудника В библиотеки всё активнее внедряются инновационные

процессы. Одним из основных способов эффективной и инновационной деятельности библиотек является проектная деятельность. Реализация проектов способствует совершенствованию определённых сфер и направлений библиотечной деятельности, консолидации с партнёрскими организациями и, в конечном итоге, повышению престижа библиотеки в обществе. В рамках Года охраны окружающей среды в феврале 2013 года сектором ииновационно- методической работы был объявлен районный конкурс проектов «Живи, Земля!». Цель конкурса - организация целенаправленной работы библиотек по экологическому просвещению населения. Каждая библиотека составила свой проект, проводились мероприятия с различными категориями населения, работа по проектам широко освещалась в средствах массовой информации. Итоги районного конкурса проектов будут подведены на итоговом совещании в феврале 2014г.

С целью заявить о себе, успешно осваивается такая форма работы как акция. Из года в год всё активнее библиотеки района включаются в проведение международных, областных и районных акций. В течение апреля-июня в библиотеках проведены акции: «Библионочь»(МЦБ, Масленниковская с/б), «Библиосумерки» (ЦДБ, Абашевская, Владимировская, Новотульская, Новокуровская, Еланская, Прогресская с/б). 7мая в библиотеках прошла Международная акция «Читаем детям о войне», в которой приняли участие 1011 детей и подростков. 16 мая к Международному дню чтения в центральной детской библиотеке прошла акция «Розовый жираф». Дети услышали историю книги «Любопытный Джордж» и ее авторов. Затем прошло обсуждение прочитанного. В октябре 6 библиотек района, более 300 человек учащейся молодёжи приняли участие в областной патриотической акции «День белых журавлей». В сельских библиотеках в рамках Года охраны окружающей среды проводились экологические акции «Сохраним природу родного села» (Новокуровская, Чагринская, Еланская сельские библиотеки), «Сбережём воду, сбережём землю!»: акция по очистке берега реки Чагры (Новотульская, Владимировская сельские библиотеки. В акциях по охране природы родного края приняли участие более 100 человек. Проведение подобных мероприятий способствовало увеличению числа пользователей библиотек и повышению престижа библиотек в обществе.

В последние годы все большее внимание уделяется проблемам публичного пространства библиотек, их нового существования в социуме. Современные библиотеки стремятся стать привлекательными для более широкой и разнообразной аудитории, активно включаются в социокультурные процессы, став частью большого общественного пространства. Сектором инновационно-методической работы для библиотечных специалистов района было подготовлено сообщение об интеграции библиотек в пространство села, проявляющееся в разных аспектах. Предложено проводить мероприятия для детей вне стен библиотеки. Для чего мы «выходим» из библиотеки? Освоение новых площадок, проведение мероприятий вне стен библиотеки - все это делается с целью привлечения новых читателей, привлечения внимания общественности к проблемам чтения, поднятия престижа чтения. Это надо и библиотекам (чтобы их увидели), и читателям (возможность проявить себя).

Центральная детская библиотека в детском саду «Колосок» с.Хворостянка в июле-августе организовала работу библиотечной площадки «Литературная песочница». Дети участвовали в веселых конкурсах и играх, каждый участник имел возможность познакомиться с понравившимися книгами и журналами с выставки, а желающие смогли их взять домой для семейного чтения. Привлечено к чтению 15 детей.

Романовская сельская библиотека на детской площадке организовала «Летний читальный зал для детей», где можно было не только покататься на качелях, но и почитать книги, полистать журналы, принять участие в литературных викторинах.

Новотульская сельская библиотека в летний период работала по программе «Живая книга». Мероприятия с детьми в рамках программы проводились на природе: во время походов на речку, на детской площадке. Тематика мероприятий была самая разнообразная: это и конкурс загадок «Зелёный наряд планеты», и викторина «Угадай сказочного героя», и громкое чтение с последующим обсуждением литературных произведений. По итогам деятельности библиотек в этом направлении выпущен буклет «Радуга библиотечного мастерства: опыт работы библиотек м.р.Хворостянский».

Эффективной формой повышения квалификации, по-прежнему, остаются семинарские занятия. В апреле прошло семинарское занятие «Современные тенденции в обслуживании пользователей библиотек». Библиотекарям был дан комплекс знаний по организации публичного пространства библиотеки, по инновационным формам обслуживания пользователей библиотек.

В настоящее время остро стоит вопрос защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Для библиотекарей района состоялся семинар-практикум «Острые вопросы реализации Федерального закона РФ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», на котором рассматривались вопросы маркировки фонда детской литературы.

«Рекламная деятельность библиотек – шаг на пути к Открытой библиотеке» - так назывался семинар, в ходе которого обсуждались вопросы организации рекламной деятельности библиотек. Библиотекари обменивались опытом проведения массовых мероприятий, проходящих на открытых площадках, в детских садах и школах. Им была представлена видеопрезентация опыта работы библиотек Ульяновской, Пензенской и Оренбургской областей, подготовленная директором МБУ «МЦБ» по результатам Летней школы директоров. Кроме этого, составной часть семинарских занятий стала рубрика «Имя в литературе», которая знакомила с современным литературным процессом в России. В 2013 году библиотекари познакомились с творчеством П.Санаева, Д.Рубиной, В.Токаревой, Г.Щербаковой. Семинар библиотечных специалистов по планированию работы библиотек на 2014 год прошёл насыщенно и интересно. На повестке дня стояли вопросы: приоритеты планирования 2014 года, знаменательные и памятные даты 2014, календарь краеведческих дат, планирование работы с детьми и молодёжью, работа с социально незащищёнными группами. Были даны рекомендации по оформлению и структуре плана, его основному содержанию и разделам.

Чрезвычайно полезными оказались семинары, организованные специалистами областных библиотек. 5 июня2013 . на базе межпоселенческой центральной библиотеки прошёл зональный семинар-практикум «Залы электронных ресурсов – технологии и формы деятельности», организованный сотрудниками Самарской областной детской библиотеки для библиотекарей Хворостянского, Приволжского и Пестравского районов. Библиотечный специалисты познакомились с технологией деятельности Залов электронных ресурсов, получили опыт создания буктрейлеров. Репортаж о семинаре был показан в одной из передач ТРК «Спектр». В октябре специалисты СОЮБ провели областную творческую лаборатория им. Н.В.Мясниковой на тему «Современные модели массовой работы в детской библиотеке». Библиотекарям был дан мастер-класс по созданию Музея проживания одного произведения, а также большой спектр информации о новых формах и методах массовой работы в библиотеке. Кроме традиционных семинаров в течение года практиковалось проведение практикумов. Для начинающих библиотекарей проведёны практикумы по статистическому учёту библиотечной работы, по методике проведения массовых мероприятий. Для библиотекарей, имеющих компьютер с выходом в Интернет, был организован практикум о работе с порталом библиотек Самарской области и практикум по рекламе своей библиотеки В Контакте и Одноклассниках. В связи с освоением библиотекарями новых информационных технологий, активное проведение практикумов будет продолжено и в 2014 году. Методическая роль проявлялась и в оказании консультативной помощи. В течение отчетного года методические консультации были оказаны сотрудникам центральной библиотеки: по использованию текстового редактора Word, расчету бюджета рабочего времени, организации библиотечного пространства. Библиотекарям сельских библиотек в рамках областного еженедельного мониторинга муниципальных библиотек Самарской области (октябрь-декабрь 2013г.) по использованию электронной почты, по вопросам выполнения мониторинговых заданий. Значительная методическая помощь была оказана Новотульской сельской библиотеке для участия областном конкурсе на получение денежного поощрения лучшим муниципальным учреждениям культуры Самарской области.

Всего – 16 индивидуальных методических консультаций .

Групповые методические консультации, проводились по заранее намеченному плану, по темам, интересовавшим всех библиотекарей. Групповые консультации приурочивались к проведению совещаний, семинаров. Они проводились в тех случаях, когда было необходимо срочно дать библиотекарям разъяснения по тому или иному вопросу. Тематика их разнообразна: социокультурная деятельность библиотеки, адаптация новых сотрудников, планирование и отчетность, организация и проведение акций, организация публичного пространства библиотеки и т.д. Всего – 8 групповых методических консультаций .

Издательская деятельность – ещё одно направление работы сектора инновационно-методической работы. Для библиотечных специалистов в соответствии с тематикой семинарских занятий подготовлены методические рекомендации: «Организация клубов и кружков в библиотеке», «Как подготовить и провести «Премьеру книги», «Работа с периодическими изданиями в библиотеке», «Золотой возраст»: информационные материалы, посвящённые Дню пожилого человека. Издан ряд буклетов: «Радуга библиотечного мастерства»(опыт работы библиотек м.р.Хворостянский»), «Современные тенденции в обслуживании пользователей библиотек», «Свет православия», «Живая книга»(опыт работы Белгородской областной научной библиотеки), «Фирменный стиль библиотеки». Для библиотекарей, пользователей Интернет, подготовлены буклеты «Надёжный помощник – социальная сеть», «Интернет в помощь библиотекарю: лучшие библиотечные блоги». Всего подготовлено 20 изданий. Каждая библиотека в конце года получила пакет издательской продукции для дальнейшей работы по совершенствованию обслуживания пользователей своих библиотек.

Эффективность методической деятельности во многом зависит от полноты информации о структурных подразделениях библиотечной сети. Эта информация содержится в документах различного характера: учетных, планово-отчетных, информационных и т.д. Но значение посещений библиотек и оказание методической помощи на местах продолжает играть огромное значения. В связи с отсутствием собственного транспорта выезды в сельские библиотеки являются большой проблемой.. За прошедший год сделано 9 выездов в библиотеки района. Оказывалась методическая помощь в организации библиотечного пространства, в ведении статистического учёта библиотеки, в редактировании книжных фондов и каталогов.

Подводя итоги организационно-методической деятельности следует отметить, что 2013 год был удачным в плане конструктивного развития, инновационно–методическая работа не утратила своей значимости и актуальности, способствует реализации социального предназначения библиотек.

Главная проблема заключается в том, что не всегда интересные инновационные подходы к организации библиотечного обслуживания, озвученные в методических рекомендациях, консультациях специалистов находят благоприятную почву для дальнейшего развития непосредственно в библиотеках. Инертность, отсутствие творческого потенциала, нежелание получать и воспринимать новую профессиональную информацию являются серьезным препятствием для развития библиотек.

Похожие статьи

© 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.