Цели и принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Реферат: Цели и принципы государственного регулирования ВЭД


Введение…………………..………………………………………………………3

1. Понятие, цели, принципы государственного регулирования ВЭД…………4

2. Правовые основы и участники регулирования внешнеэкономической деятельности в России………………………………………………………...….6

3. Методы государственного регулирования ВЭД……………………...……...7

4. Особенности и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России……………………………..…12

Заключение………………………………………………………………………15

Список литературы………………………………………………………………16

Введение


В современных условиях государство активно регулирует внешнеэкономические связи в национальных интересах.

Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования внешнеэкономических связей, прежде всего таможенные пошлины, налоги и т. д.

В условиях рыночной экономики внешнеэкономическая деятельность, имеющая предпринимательский характер, в целом подчиняется общедозволительному (а не разрешительному) правовому режиму. Участники такой деятельности подчиняются только определённым в нормах права правилам рынка.

Следовательно, воздействие на внешнеэкономическую деятельность происходит в двух уровнях: саморегуляция посредством спроса и предложения и регламентированное правом государственное регулирование ВЭД как системы общественных отношений, возникающих в этой сфере.

Поэтому изучение государственного регулирования ВЭД в современных условиях приобретает особую актуальность.

Цель работы состоит в изучении государственного регулирования ВЭД.

Определить понятие, изучить цели, принципы государственного регулирования ВЭД;

Рассмотреть правовые основы и участников регулирования внешнеэкономической деятельности в России;

Изучить методы государственного регулирования ВЭД;

Рассмотреть особенности и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России.

1. Понятие, цели, принципы государственного регулирования ВЭД


Внешнеэкономическая деятельность – одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов .

Система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) включает:

Законодательно-правовую базу регулирования;

Институционно-организационную структуру регулирования;

Государственное программирование ВЭД;

Квотирование и лицензирование внешнеторговых сделок;

Сертификацию импортных товаров;

Регистрацию некоторых экспортных контрактов;

Обязательную экспортную оценку количества, качества и цены экспортируемых товаров;

Таможенное регулирование;

Валютное и кредитно-денежное регулирование ВЭД.

Основные цели госрегулирования ВЭД состоят в следующем:

Использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;

Содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;

Создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;

Защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;

Создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Государственное регулирование ВЭД в России в условиях рыночной экономики должно осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

Единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;

Единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;

Перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;

Четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;


2. Правовые основы и участники регулирования внешнеэкономической деятельности в России

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности - это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика.

Эта совокупность представлена национальным законодательством по внешнеэкономической деятельности, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами, а также международными правилами и нормами, подписанными РФ и международными договорами России с другими странами. Сюда можно отнести Конституцию РФ, Закон «О таможенном тарифе», Закон «Об иностранных инвестициях», Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности, Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» .

Большое значение в регулировании внешнеэкономической деятельности имеете структура органов власти, её осуществляющих. В РФ существует 3 ветви власти: законодательная, судебная и исполнительная.

Органом законодательной власти в РФ является Федеральное Собрание. Федеральное Собрание издаёт законы, в том числе и регулирующие сферу внешнеэкономической деятельности.

К органам судебной власти в РФ относятся Конституционный суд, Верховный суд, Высший арбитражный суд, суды и судьи различной инстанции. В сфере внешнеэкономической деятельностью судебная власть обязана защищать интересы всех субъектов внешнеэкономической деятельности, вне зависимости от их национальной принадлежности.

Однако наиболее значимую роль в регулировании внешнеэкономической деятельности играет исполнительная власть. Также в контексте рассмотрения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности к исполнительной власти отнесём и Президента РФ, хотя формально Президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти. Исходя из этого, разделим органы исполнительной власти на 4 уровня: президентский, правительственный, ведомственный и региональный.


3. Методы государственного регулирования ВЭД


Баранов Д.Е. выделяет следующие методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:

Таможенно-тарифное регулирование;

Нетарифное регулирование;

Запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

Меры экономического и административного характера, способствующие развитию внешнеторговой деятельности .

Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, взимаемых с грузовладельцев при прохождении товаров через таможенную государственную границу. Обычно таможенный тариф содержит детализированные названия товаров, облагаемых таможенными пошлинами, ставки пошлин с указанием их метода исчисления и перечень товаров, пропускаемых беспошлинно.

Таможенная пошлина – это налог, взимаемый государством с провозимых через национальную границу товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.

Таможенные пошлины делятся по способу взимания на адвалорные, специфические и комбинированные .

Адвалорная таможенная пошлина - это пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости).

Специфическая таможенная пошлина - это пошлина, взимаемая в зависимости от количества товара (например, 10 долларов за 1 тонну). Преимущество этой пошлины заключается в том, что в случае её применения нет необходимости оценивать цену товара, следовательно нет места и злоупотреблениям, связанным с оценками. Однако в зависимости от цены на товар, изменяется и степень защиты отечественного производителя. Чем она выше, тем степень защищённости ниже и наоборот.

Комбинированная пошлина - сочетает оба вышеперечисленных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).

По объекту обложения таможенные пошлины делятся на импортные, экспортные и транзитные.

По характеру таможенные пошлины делятся на сезонные, антидемпинговые и компенсационные.

Основные функции таможенных пошлин – это протекционистская, фискальная и балансировочная. Протекционистская функция связана с повышением цены импортного товара на внутреннем рынке за счёт взимания пошлины, что делает его менее конкурентоспособным, и соответственно защищает национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентоспособность отечественных товаров. Фискальная функция таможенного тарифа обеспечивает поступление средств от взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны. Наконец, балансировочная функция относится к экспортируемым товарам и её целью является предотвращение нежелательного экспорта товаров, в частности в том случае, если цены на них на внутреннем рынке ниже мировых.

а) Финансовые способы ограничения, заложенные в механизме платежей в виде различных прямых и косвенных сборов, покрывающих государственные затраты, связанные с решением организационно-экономических проблем за счет иностранных поставщиков. Рассмотрим некоторые виды финансовых способов ограничений:

1) Скользящие сборы – это дополнительные платежи, предназначенные для выравнивания мировых рыночных цен в основном на импортируемые сельскохозяйственные продукты и продукты питания для сближения их с внутренними ценами. Пограничный налоговый режимпредполагает взимание сборов в момент перемещения внешнеторговых грузов через таможенную границу и таможенного оформления;

2) Внутренние (уравнительные) налоги и сборы - эквивалентны косвенным налогам и сборам (НДС, акцизы), взимаются с товаров на внутреннем рынке страны-импортера; это также сборы с чувствительных категорий продуктов, которые, как правило, имеют внутренний эквивалент (эмиссионные сборы, налог на продукты, административные сборы).

3) Дополнительные сборы – сборы, взимаемые с импортируемых товаров сверх таможенных пошлин и налогов, причем не имеющих внутреннего аналога и предназначенных для финансирования определенных видов деятельности, связанных с внешней торговлей (налог на переводы за рубеж иностранной валюты, гербовый сбор, статистический налог);

4) Импортные депозитыэто требования предварительной оплаты стоимости импорта и уплаты импортных налогов в форме открытия предварительных импортных депозитов, уплаты наличных средств, предварительной уплаты таможенных пошлин (официальные ограничения на накопление иностранной валюты путем получения различного рода разрешений на проведение валютных операций внутри страны; отсрочки платежей и очередность на уплату налогов и пошлин в рамках установленных минимально допустимых сроков с момента доставки товара на таможенную территорию страны-импортера до момента завершения импортных расчетов);

б) Экспортная субсидия или субсидия на производство:

1) Экспортная субсидия – это дотация производителю или продавцу экспортного товара, возмещающая часть издержек производства или обращения, с целью повышения конкурентоспособности товара на внешнем рынке. Предоставление экспортных субсидий есть способ государственного стимулирования экспорта за счет бюджета. Экспортное субсидирование возможно в форме прямого финансирования научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и экспортного производства, а также путем предоставления благоприятных кредитов.

2) Внутренняя субсидия – наиболее замаскированный финансовый метод торговой политики и дискриминации против импорта, предусматривающий бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

3) Политика в рамках государственных закупок – скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

в) Количественные ограничения импорта и экспорта с помощью квотирования, контингентирования, лицензирования, «добровольных ограничений» экспорта. Рассмотрим эти меры подробнее:

1) Квотирование – это мера оперативного регулирования внешнеэкономических связей государством, которая накладывает количественные и стоимостные ограничения на ввоз (вывоз) товара в страну, вводится на определенный срок применительно к определенным товарам, транспортным средствам, работам, услугам и т.п., к странам либо к группам стран и выступает в качестве нетарифной меры внешнеэкономического регулирования, регулятора спроса и предложения на внутреннем рынке, ответной меры на дискриминационные акции зарубежных торговых партнеров и т.д;

2) Контингентирование - государственное регулирование внешней торговли с помощью установления централизованного экспортного контроля над ввозом и вывозом товаров в пределах конкретных квот в течение определенного периода времени. Цель контингентирования состоит в защите интересов национальной промышленности. Торговля товарами в пределах установленных контингентов осуществляется по лицензиям;

3) Лицензирование импорта – это регулирование компетентными государственными органами вывоза товаров из страны путем выдачи специальных разрешений (лицензий) по ходатайствам (заявлениям) заинтересованных лиц;

4) Добровольное ограничение экспорта - метод государственного регулирования внешнеэкономических связей; обязательство одного из партнеров по внешней торговле ограничить объем экспорта определенных товаров;

5) Требование о содержании местных компонентов – скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке;

д) Технические стандарты и требования к импортируемой продукции, связанные со здравоохранением, нормами и обеспечением техники безопасности (в том числе промышленные стандарты, требования к упаковке и маркировке товаров, санитарно-ветеринарные нормы);

е) Таможенные, административные импортные формальности, которые создают препятствия и сдерживают таможенное оформление ввозимой продукции. К этой категории мер относятся следующие:

1) Антидемпинговая пошлина - дополнительная импортная пошлина, которой облагаются товары, экспортируемые по ценам ниже нормальных цен мирового рынка или внутренних цен импортирующей страны;

2) Компенсационная таможенная пошлина - пошлина, взимаемая в случаях ввоза на таможенную территорию страны товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии; Компенсационные пошлина взимаются, если такой ввоз наносит или может нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров;

3) Таможенные формальности - законодательно предусмотренные обязательные требования, без выполнения которых транспортные средства, товары и иные предметы не могут быть пропущены через таможенную границу. Таможенные формальности включают досмотр товаров и иных предметов, осмотр транспортных средств, проверку и оформление документов, определение страны происхождения товара, исчисление и взимание таможенных пошлин, налогов и сборов.

Отметим, что первая группа мер носит финансовый характер, а все последующие – административный.


4. Особенности и проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в России


Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России осуществляется, основываясь на следующих принципах:

Количественные ограничения экспорта и импорта отсутствуют, за исключением особых случаев, когда это необходимо для обеспечения национальных интересов страны и для выполнения международных обязательств РФ;

Ввозимые на территорию РФ товары должны соответствовать техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в РФ;

В целях защиты национальных интересов РФ при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении вооружений, военной техники и товаров двойного назначения, а также соблюдения международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологии их создания в стране действует система экспортного контроля;

На отдельные виды товаров на экспорт и (или) импорт устанавливается государственная монополия;

Особыми режимами осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности являются приграничная торговля и свободная экономическая зона;

Соблюдается равенство участников внешнеэкономической деятельности и осуществляется их защита государством .

Среди проблем, стоящих перед РФ в области внешнеэкономической деятельности можно выделить следующие:

Неблагоприятная позиция РФ в международном разделении труда. На удельную долю российского экспорта составляют минеральные продукты, т.е. сырьевые. Причём их доля имеет тенденцию к увеличению. В 1999 г. она составила 42.5 % от всего объёма экспорта, а в 2009 году – уже 65.9 %. Это негативное явление, так как цены на подобные товары склонны к резким колебаниям вследствие резкого изменения спроса на них. Также это означает то, что РФ производит мало качественной продукции, способной конкурировать на мировом рынке. В то же время в структуре импорта преобладают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), продукция химической промышленности, каучук, а также машины, оборудование и транспортные средства. В 1999 году их суммарная доля составляла 72.6 %, а в 2009 – 79.2 %. То есть существует тенденция к повышению импорта данного вида продукции. Положительную динамику можно отследить лишь в сокращении доли импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырье (кроме текстильного), что может, с одной стороны, означать, что Россия стала в большей степени самостоятельно удовлетворять свои потребности в продовольствии.

Малая привлекательность России в мире по условиям ведения бизнеса. Согласно рейтингу Всемирного банка 2008 г., РФ занимает лишь 120 место в мире по комфортности условий ведений бизнеса, уступая даже большой части развивающихся стран, при этом проводится очень мало реформ для улучшения ситуации;

Протекционистские меры, осуществляемые государством, зачастую консервируют отсталость российских отраслей, чувствуя мощную поддержку со стороны государства, эти отрасли не стремятся вводить новые технологии, повышать качество продукции, так как и без этого они получают устраивающую их прибыль, одним из наиболее ярких примеров является поддержка российской автомобильной промышленности;

Мировой финансовый кризис, среди возможных последствий которого банкротство некоторых российских компаний и банков, замедление экономического роста, девальвация рубля, падение объёмов инвестиций в российскую экономику .

Заключение


Таким образом, внешнеэкономическая деятельность – одна из сфер экономической деятельности государства, предприятий, фирм, тесно связанная с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, иностранными кредитами и инвестициями, осуществлением совместных с другими странами проектов.

На основании вышеперечисленного можно прийти к выводу, что необходимы серьёзные изменения во внешнеэкономической деятельности РФ.

Необходимо диверсифицировать структуру экспорта в сторону более высокотехнологичной продукции. Определённые шаги в этом направлении делаются: производятся попытки по поднятию авиастроительного комплекса, создаются государственные корпорации, целью которых является производство именно высокотехнологичной продукции. Однако данные меры на данный момент являются недостаточными.

Необходимо построить более доверительные отношения с иностранными экономическими субъектами, сформировать образ России как привлекательного для инвестиций и сотрудничества государства и создать для этого необходимые условия.

Важно повысить конкурентоспособность отечественных товаров, причём желательно сделать это на основе повышения эффективности, а не за счёт создания низких цен на товары и на рабочую силу вследствие девальвации рубля.

Наконец, тяжёлым испытанием для российской экономики, возможно, стал мировой финансовый кризис. В этих условиях задача улучшения роли РФ во внешнеэкономической сфере ещё больше усложняется.

Список литературы


1. Конституция РФ 1333 г. – М.: Норма, 2002.

2. О таможенном тарифе: ФЗ от 21 мая 1993 года № 5003-1 // Нуреев Р. М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – Н90 2-е изд., изм. – М.: Издательство НОРМА, 2007. С. 67.

Рисин И.Е. Государственное регулирование экономики / И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский, С.М.Сотников – Воронеж: Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2008. с. 88.


Баранов Д. Е. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в России. - М.: РАГС, 2003. С. 99.

О таможенном тарифе: ФЗ от 21 мая 1993 года № 5003-1 // Рисин И.Е. Государственное регулирование экономики / И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский, С.М.Сотников – Воронеж: Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2008. С. 89.

Рисин И.Е. Государственное регулирование экономики / И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский, С.М.Сотников – Воронеж: Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2008. С. 99.


Баранов Д. Е. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в России. - М.: РАГС, 2008. – С. 89.

    Цели, принципы регулирования ВЭД.

    Органы государственного регулирования ВЭД в РФ.

    Организация негосударственного регулирования ВЭД.

    Таможенно-тарифные и нетарифные методы регулирования ВЭД.

    Методы стимулирования экспортного производства.

1. Цели, принципы регулирования вэд.

Правовое регулирование ВЭД - это совокупность нормативных актов, в рамках и на основе которых осуществляется ее практика. Эта совокупность представлена:

международными правилами и нормами, подписанными РФ, международными договорами России с другими странами:

национальным законодательством по ВЭД, представленным законами, кодексами, а также подзаконными актами.

Создание системы правового регулирования ВЭД - длительный процесс, который несет на себе отпечаток развития, как национальной экономики, так и международных обязательств РФ.

К законам, регулирующим ВЭД, относятся следующие: "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности": “О валютном регулировании и валютном контроле”; “О таможенном тарифе”; “Об иностранных инвестициях”; “Таможенный кодекс Российской Федерации”.

Основные цели национального законодательства по ВЭД:

Использование ВЭС как инструмента ускорения развития отечественной экономики и повышение ее конкурентоспособности на мировом и внутреннем рынке (лицензии, патенты, новые технологии, знаний);

Содействие экспортерам в выходе на мировой рынок и защита их интересов на м/н уровне (организационно, финансово, информационно);

Создание и поддержание благоприятного режима сотрудничества с международными организациями и государствами.

Основные принципы:

Единство внешнеэкономической и внутренней экономической политики;

Единство систем госуд. и негосуд. регулирования и контроля за его реализацией;

Приоритет экономических методов регул. ВЭД над административными;

Четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в управлении ВЭД;

Обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Конституция Российской Федерации закрепляет общие положения по разграничению полномочий между Федерацией и Субъектами Федерации. В соответствии со статьей 71 (пункты "к", "л") "внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира", "внешнеэкономические отношения Российской Федерации" находятся в ведении Российской Федерации. К совместному ведению Федерации и субъектов относятся: "координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации" (пункт "о" части 1 статьи 72).

Субъекты федерации

Компетенция субъектов Российской Федерации определяется в соответствии со статьями 71, 72 и 73 Конституции Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерации и ее субъектами, соглашениями о разграничении полномочий в области внешнеэкономических связей, которые заключаются Правительством Российской Федерации с правительством субъекта Российской Федерации.

Государственные власти области заключают соглашения в сферах торговли, экономического и научно-технического сотрудничества, в области культуры, спорта и образования, здравоохранения, туризма, курортного дела и других сферах, находящихся в компетенции области.

Следует отметить, что обычно соглашения субъектов Федерации с иностранными партнерами носят "рамочный" характер. В таких соглашениях определяются направления и принципы сотрудничества. Никаких конкретных обязательств из таких соглашений не возникает. Более того, данные соглашения предусматривают, что для их выполнения будут заключаться договоры между юридическими лицами и (или) гражданами обеих сторон.

Что касается соглашений, которые заключаются субъектом Федерации как субъектом публичной власти в целях установления принципов сотрудничества с иностранным партнером по определенным вопросам, то к такого рода соглашениям международное частное право неприменимо. Порядок заключения, изменения, исполнения и прекращения данных соглашений субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами должен регулироваться федеральным законодательством и принимаемым в соответствии с ним законодательством субъектов Федерации о соглашениях субъектов Российской Федерации с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств.

Если соглашение с иностранным партнером заключается субъектом Федерации по поводу имущественных отношений и из такого соглашения возникает конкретное обязательство (например, передать какое-либо имущество), то ответственность по данному обязательству должен нести субъект Федерации, исходя из положений Главы 5 Гражданского кодекса Российской Федерации. Российская Федерация не отвечает по таким обязательствам ее субъекта за исключением случаев, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по его обязательствам.

Если же субъект Российской Федерации, заключая соглашение с иностранным партнером, нарушает нормы международного права, международно-правовые обязательства Российской Федерации, то международно-правовую ответственность за такие действия субъекта Российской Федерации будет нести Российская Федерация как субъект международного права.

3. Цели и задачи государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ.

Международный опыт государственного регулирования внешнеэкономической деятельности используется в настоящее время в России. Новое в государственном регулировании внеш­неэкономической деятельности состоит в самом подходе к роли государства. Этот новый подход принципиально меняет содер­жание роли государства, принципов, на которых оно основыва­ется, содержание функций регулирования ВЭД и их соотноше­ние; появляются новые задачи и методы их решения. Главной задачей государственного регулирования ВЭД является форми­рование ее законодательной базы, создание благоприятных эко­номических и организационных условий для развития всех ви­дов и форм ВЭД и повышения ее эффективности. Одновременно усиливается функция контроля со стороны государства за испол­нением субъектами ВЭД действующего законодательства, обес­печения национальной безопасности.

В условиях либерализации ВЭД, необходимости соблюдения международных норм и правил регулирующая роль государства основывается на иных, чем в условиях административно-команд­ной экономики, принципах. Эти принципы государственного регу­лирования внешнеторговой деятельности сформулированы в ст. 4 Закона. Среди них:

Равенство участников ВЭД и их недискриминация;

Защита государством прав и интересов участников ВЭД;

Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во

внешнеторговую деятельность предприятий.

Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регули­рование, обеспечение экспортного контроля; определение полити­ки в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.

Одной из важнейших функций государства является разработ­ка концепции внешнеэкономической деятельности и внешнеэконо­мической политики, на основе которой строится сотрудничество с другими странами. Долгие годы в России господствовала государ­ственная монополия внешней торговли, при которой выбор стран-партнеров определялся прежде всего политическими и идеологичес­кими интересами. Переход к рыночной экономике означал призна­ние во внешней торговле эквивалентности обмена, необходимости учитывать конкурентные преимущества России, анализировать со­стояние внешнеэкономического комплекса, разрабатывать страте­гию развития ВЭД.

В ряде федеральных программ Правительства, начиная с 1993 г., а также в указах Президента была разработана новая концепция, ко­торая предполагала:

Рациональное использование сложившейся сырьевой специа­лизации России в МРТ;

Повышение валютной эффективности сырьевого экспорта;

Расширение рынков сбыта и изменение их географии;

Развитие экспортного потенциала и улучшение структуры эк­спорта;

Развитие инфраструктуры ВЭД.

Этой концепции соответствует новая модель сотрудничества с другими странами, в экономической литературе ее называют "тор­говой" или "конъюнктурной". Она основывается на приближении национальных цен к мировым, предоставлении всем юридическим и физическим лицам права самостоятельного выхода на внешний рынок. Все это - подготовка к решению стратегической цели ре­формы: интеграции в мировую экономику.

Новая концепция внешнеэкономической политики заключа­ется в том, что в современных условиях недостаточно использо­вать сложившуюся специализацию России в МРТ, необходимо осуществлять целенаправленную интеграцию в мировую эконо­мику. Эта концепция и соответствующая ей внешнеэкономичес­кая политика представлены в Федеральной программе развития экспорта. Центральное место в последней занимает совершен­ствование структуры российского экспорта, повышение в нем доли товаров высокой степени обработки, развитие прогрессив­ных форм международной производственной и научно-техничес­кой кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализации инновационных проектов. Такой концепции соответ­ствует и новая модель - производственно-инвестиционная, или стратегическая.

Главными признаками этой модели являются:

Охват всего процесса воспроизводства (инвестиционное со­трудничество может начинаться еще на стадии подготовки проекта, а производственное и инвестиционное - на стадии добычи полезных ископаемых и т. д.):

Расширение партнерских отношений со всеми странами толь­ко на основе взаимных экономических интересов;

Совпадение с мирохозяйственной сферой.

Таким образом, при производственно-инвестиционной модели эк­спортно-импортные операции дополняются другими видами ВЭД - производственным кооперированием, инвестиционным сотрудни­чеством. Зарубежный капитал, новые технологии, оборудование по лизингу и т. д. начинают использоваться на всех стадиях воспроиз­водственного процесса - при добыче нефти и ее переработке, при заготовках леса и его обработке, при добыче алмазов и т. п. И тог­да вывозятся не только природные ресурсы, но и продукты их пере­работки.

Международная кооперация способствует повышению эффек­тивности как добычи, так и производства и экспорта, поскольку вывозится не только сырье, но и готовая продукция. Например, эф­фективность экспорта круглого леса составляет 79%, бруса из него - 129, столярных плит -143, а пиломатериалов - 169%.

Производственно-инвестиционная модель может быть сформи­рована при помощи использования отработанных мировой прак­тикой приемов и средств государственного регулирования. Важней­ший шаг в этом направлении сделан в Федеральной программе раз­вития экспорта, которая определила, во-первых, предпосылки со­здания модели - производственные, инвестиционные, научно-тех­нические, а также необходимость увеличения объемов капитальных вложений; во-вторых, последовательность в становлении и разви­тии модели; в-третьих, направления создания модели:

Расширение иностранного инвестирования;

Установление прямых производственных связей между пред­приятиями;

Совместное предпринимательство;

Интеграция отраслей;

Налаживание сотрудничества между территориально - произ­водственными структурами;

Совершенствование структуры внешнеэкономического комп­лекса.

Целью государственного регулирования является создание правовых, экономических и организационных условий, обеспе­чивающих эффективную внешнеэкономическую деятельность на всех ее уровнях. На данном этапе государство должно создавать условия реализации стратегической цели, определенной в Феде­ральной программе развития экспорта: "совершенствование структуры российского экспорта, понимаемое как длительный эволюционный процесс повышения эффективности и масштабов экспортной деятельности на основе расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой продукции, совершенство­вания товарной и географической структуры экспорта, использования прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества". Для реализации этой цели необходи­мо решение комплекса задач не только во внешнеэкономической сфере, но и в законодательстве, во внешней политике, организа­ции управления, подготовке кадров и т. д. При решении задач в названных сферах любое государство, в том числе и наше, долж­но учитывать следующие сложившиеся в международной прак­тике принципы:

1. Учет требований международных организаций, например:

ГАТТ/ВТО в отношении таможенно-тарифного регулиро­вания;

Всемирной таможенной организации в отношении таможен­ных процедур и их унификации:

Европейского Союза в отношении соблюдения квот экспор­та отдельных видов товаров, например, текстильных;

Специализированных организаций ООН;

МАГАТЭ - международного агентства по атомной энергии - по особому требованию к экспорту особых товаров - ядер­ных материалов и оборудования, которые могут быть ис­пользованы как в мирных, так и в военных целях.

2. Либерализация внешней торговли.

3. Торговля по мировым ценам.

4. Введение реального валютного рынка.

5. Сбалансирование платежного и торгового баланса со стра­нами-партнерами.

В соответствии с международной практикой РФ необходимо решать задачи в области внешней политики, которые будут спо­собствовать реализации стратегической цели. Прежде всего, речь идет о вступлении России во Всемирную торговую организацию, при котором двусторонняя внешнеторговая политика России с лю­бым государством превращается в многостороннюю с возможнос­тью рассмотрения торговых споров в структурах ВТО, с усложне­нием процедуры введения количественных ограничений на ввоз российских товаров, с согласованием встречных требований и мно­гим другим.

Во-вторых, это подписание соглашений с зарубежными стра­нами, предусматривающих либерализацию взаимной торговли, ре­шение на уровне межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству проблем структуры и динамики тор­говых потоков между заинтересованными странами. Подписанное между РФ и ЕС соглашение о сотрудничестве способствует продви­жению российских товаров на рынки стран - членов ЕС, на его базе подписано соглашение между РФ и Европейским объединением угля и стали о согласовании условий доступа российских изделий из стали на территорию ФРГ.

В-третьих, задачей в области внешней политики является фор­мирование торгово-политических союзов, дающих возможность противостоять коллективному протекционизму стран - участниц региональных группировок.

Большое значение имеет подписание соглашений по вопросу исключения двойного налогообложения и защиты капиталовло­жений, расширение функций российских торговых представи­тельств за рубежом по консультированию и информированию уча­стников ВЭД, а также государственных органов и общественных объединений.

Особо следует выделить направления внешней политики по отношению к государствам - членам СНГ. Экономические инте­ресы России во многом определяются сложившейся в предшеству­ющие десятилетия глубокой взаимосвязью государств - бывших республик СССР. Экономическая политика России в отношении стран СНГ, как указано в Программе Правительства РФ "Рефор­мы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах", будет направлена на:

Развитие и рационализацию кооперативных хозяйственных связей в масштабах, обеспечивающих поддержание российс­кого производства, снабжение (прежде всего продовольствен­ное) населения;

Сохранение ведущего положения на рынках СНГ, особенно в сфере сбыта российской готовой продукции;

Обеспечение доступа к сырьевым ресурсам, которыми распо­лагают бывшие союзные республики;

Гарантированное и безопасное использование транзитных коммуникаций, обслуживающих экспортно-импортные товаро-потоки России в третьи страны;

Кооперацию и согласованность усилий стран СНГ в струк­турных преобразованиях производства, в оптимизации раз­мещения производственных сил.

Активная экономическая политика в отношении стран ближ­него зарубежья рассматривается правительством как один из рыча­гов оздоровления российской экономики и создания условий ее подъема в перспективе, достижения полноправного членства Рос­сии в мировом сообществе. В этой связи предметом первостепенной важности в двусторонних отношениях России со странами СНГ должны стать:

Выполнение обязательств по взаимным поставкам;

Ликвидация задолженности по товарным поставкам;

Возврат ранее предоставленных кредитов;

Недискриминационный режим транзита российских товаров

по территориям этих стран.

В сфере торгово-экономических отношений реформирование будет осуществляться в процессе формирования зоны свободной торговли и создания Таможенного союза. Большое значение имеет соглашение "Об общих условиях и механизме поддержки производ­ственной кооперации предприятий и отраслей государств - членов СНГ", подписанное в Ашхабаде в декабре 1993 г. В соответствии с ним к поставке товаров и услуг в рамках производственной коопе­рации и специализации производства не применяются:

Ввозные и вывозные пошлины;

Количественные ограничения.

Каждое из государств, подписавших названное соглашение, определяет перечень предприятия, включенных в кооперационные поставки, и они заключают контракты с предприятиями- партне­рами других государств.

В марте 1996 г. был подписан Договор между Республиками Бе­ларусь, Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федера­цией "Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях". Одна из целей интеграции - формирование единого эко­номического пространства.

Регулирование ВЭД государством означает не только поддер­жку и стимулирование, но и контроль за соблюдением нацио­нальных интересов, обеспечение экономической безопасности. В этих целях в числе других мер следует отметить необходимость усиления контроля за соблюдением российскими экспортерами правил международной торговли, например, связанных с ценооб­разованием. Так, Постановлением Правительства РФ от 2 декаб­ря 1993 г. № 1248 предусмотрены санкции к российским предприя­тиям, прибегающим к методам недобросовестной конкуренции и, прежде всего, к демпингу. Участники ВЭД должны получать ква­лифицированные консультации по мировым ценам на продукцию, предлагаемую ими к экспорту. В прил. 15 дан перечень организа­ций, предоставляющих услуги по информационному обеспечению расчетов цен.

Распоряжением Европейской экономической комиссии от 27 мая 1997 г. с 1 июля были временно введены антидемпинговые пошли­ны на ввоз бесшовных труб из железа и стали в страны-члены ЕС. Размер пошлины очень высок - 32,9% от таможенной стоимости. Пострадают Первоуралъский, Северский и другие уральские заво­ды, а также Таганрогский металлургический завод, который постав­лял в Италию в больших количествах некачественную продукцию по ценам ниже мировых. Итальянские производители труб в ноябре 1966 г. обратились в ЕЭК с требованием начать процедуру анти­демпингового расследования, так как из-за экспансии на итальянс­кий рынок бесшовных труб Таганрогского металлургического за­вода "Тагмет" в 1995-1996 гг. разорились четыре компании, произ­водившие трубную продукцию, число сокращенных рабочих мест составило 13 тыс.

Валютное регулирование - одна из форм государственного воз­действия на участников ВЭД в целях защиты национальных инте­ресов. Это воздействие осуществляется на основе закона РФ "О ва­лютном регулировании и валютном контроле". Наиболее распрос­траненный метод валютного регулирования внешней торговли - обязательная продажа части валютной выручки за национальную валюту.

Методом валютного регулирования являются так называемые "валютные ограничения": государственный контроль за валютны­ми операциями, сосредоточение валютных операций в уполномо­ченных банках, ограничения на вывоз капитала и др.

Усиление контроля со стороны государства проявилось во вве­дении паспортов сделок: экспортных - для контроля возврата ва­люты, импортных - для контроля за обоснованностью перечисле­ния валюты и паспортов бартерных сделок".

Государственное регулирование ВЭД во всех странах направле­но на обеспечение, в первую очередь, национальной экономической безопасности, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые на­рушают нормальное функционирование процесса внутреннего вос­производства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоп­риятные социальные последствия. В Законе экономическая безопас­ность определена как состояние экономики, обеспечивающее доста­точный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ. неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным вне­шним и внутренним угрозам и воздействиям.

Регулирующая роль государства реализуется посредством при­менения экономического и административного методов. Оба эти ме­тода, их инструментарий, а также институциональные структуры, проводящие в жизнь эти методы, определены в Законе и довольно подробно описаны в Федеральной программе развития экспорта.

К экономическому методу относятся меры, связанные с исполь­зованием стоимостных категорий - кредитов, налогов, таможенных пошлин, системы гарантий и страхования экспортных кредитов. Одно из важнейших направлений поддержки экспорта, особенно товаров высокой степени обработки, связано с использованием мер налогового регулирования, с возвратом НДС экспортерам. Эконо­мический метод используется и при регулировании импорта посред­ством таможенных тарифов и ввозных пошлин и путем использо­вания различных видов пошлин.


Внешнеэкономической деятельности. Государственное воздействие на осуществление внешнеэкономической деятельности Государство с целью защиты своих национальных интересов, интересов всего общества осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности, а также воздействует тем или иным способом на участников возникающих при этом отношений, оказывая им поддержку или создавая неблагоприятные...

Внешнем рынках. Это необходимо как для защиты внутреннего рынка, так и для осуществления контроля со стороны государства за внешнеэкономической деятельностью (ВЭД) субъектов хозяйствования в рамках правового поля. Специальные санкции в качестве регулирования внешнеэкономической деятельности без дополнительного вмешательства Верховная Рада Украины еще в 1991 году, принимая один из самых "мягких" ...

Тема 2. Место таможенных органов в механизме государственного регулирования ВЭД

1. Цели, принципы и методы регулирования ВЭД

2. Таможенная политика: понятие, содержание, реализация

3. Роль таможенных органов в развитии национальной экономики

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) в странах с рыночной и переходной экономикой регулируется рынком и государством.

Механизм рыночного регулирования внешнеэкономической деятельности – это общий механизм рынка с присущими ему принципами, правилами, нормами деятельности и поведения, но действующий в особой сфере. Специфика внешнеэкономической сферы, в которой субъектами отношений наряду с фирмами выступают национальные государства, их союзы и объединения, международные организации, реализующие свои особые цели, сказывается на механизме ее регулирования, требует обязательного участия государства в этом процессе.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности – это комплекс правовых, административных, экономических, организационных и иных мер воздействия государства на экономические отношения участников внешнеэкономической деятельности в соответствии с национальными интересами, целями, задачами.

Специфика внешнеэкономической сферы сказывается и на механизме ее государственного регулирования в той или иной стране, проявляется в выборе и ранжировании ее целей, методов, инструментов, объектов, а также во взаимодействии субъектов.

Целями государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации являются:

· формирование благоприятного правового климата для внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов;

· стимулирование осуществления хозяйствующими субъектами внешнеэкономических сделок по приоритетным направлениям;

· обеспечение условий эффективной внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе создание соответствующей инфраструктуры;

· координация участия страны в международном разделении и кооперировании производства, продвижение наукоемкой конкурентоспособной отечественной продукции на новые рынки;

· совершенствование структуры внешнеэкономической деятельности;

· регулирование экономических отношений на межстрановом и региональном уровнях;

· обеспечение отечественным экспортерам за рубежом экономической поддержки и правовой защищенности;

· регулирование платежного баланса страны.

Таким образом, основные задачи государственного регулирования ВЭД – формирование законодательной базы и благоприятных условий (экономических и организационных) для ее развития и повышения эффективности.

Внешнеэкономическая деятельность включает внешнеторговую деятельность, международное движение капитала, международные валютные и кредитные отношения, научно-технический обмен, международное перемещение рабочей силы. Внешнеторговая деятельность в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определяется как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.



Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;

3) единство таможенной территории Российской Федерации;

4) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

5) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

8) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

9) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесения ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

10) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

11) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

12) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

13) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Одной из известных классификаций методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является их разделение на административно-правовые и экономические методы.

Административно-правовые методы включают:

· законодательное обеспечение внешнеэкономической деятельности (принятие законов, разработка процедур и установление норм);

· контроль за соблюдением законов, процедур и норм, применение санкций за их нарушение;

· принятие и выполнение принудительных административных и юридических решений по отношению к государственным и негосударственным компаниям (закрытие компаний-банкротов, разукрупнение монополистов и др.);

· выдачу разрешений, наложение запретов и ограничений на деятельность хозяйствующих субъектов.

К экономическим методам относятся:

· воздействие на поведение хозяйствующих субъектов путем регулирования внутренних цен и тарифов, валютного курса, других финансовых параметров и инструментов;

· перераспределение финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, субсидий, дотаций и иных методов финансирования.

Другой распространенной классификацией является деление методов регулирования ВЭД на тарифные и нетарифные.

К тарифным мерам одни специалисты относят таможенные пошлины и другие таможенно-тарифные меры, вторые – все виды таможенных пошлин, таможенные сборы и другие виды таможенных платежей. Однако большинство ученых и специалистов согласны с тем, что главным инструментом тарифного регулирования является таможенный тариф.

Таможенный тариф – это систематизированный в соответствии с ТН ВЭД свод ставок таможенных пошлин, взимаемых при пересечении товаром таможенной границы государства.

Нетарифные меры внешнеэкономического регулирования – комплекс мер экономического, административного, технического характера (за исключением таможенного тарифа), затрудняющих свободную торговлю между государствами.

К нетарифным ограничениям экономического характера относятся:

Антидемпинговые меры;

Различного рода налогообложения: налог на добавленную стоимость с импортера, налог с оборота, акцизные сборы, специальные импортные налоги и сборы и др.;

Меры валютного и финансового характера.

К нетарифным ограничениям административного характера относятся:

Запрещение импорта;

Количественные ограничения: индивидуальные, тарифные, сезонные, глобальные квоты;

Лицензирование;

Добровольные ограничения экспорта.

К нетарифным ограничениям технического характера относятся:

Национальные стандарты, системы сертификации продукции;

Требования, устанавливаемые санитарно-ветеринарными и здравоохранительными органами;

Требования экологического характера;

Требования к упаковке и маркировке товаров.

Классификационная схема, разработанная Секретариатом ГАТТ в начале 70-х годов, к настоящему времени насчитывает более 800 конкретных видов нетарифных мер и объединяет все нетарифные ограничения в 5 основных категорий:

1. Ограничения, вызванные участием государства во внешнеторговых операциях. К ним относятся субсидии и дотации экспортерам или импортозамещающим отраслям, предпочтительная система размещения государственных заказов, использование местных полуфабрикатов и узлов на определенных условиях; меры, дискриминирующие перевозку иностранных товаров и иностранных перевозчиков и пр.

2. Таможенные и иные административные импортные и экспортные формальности, например усложненная процедура таможенного оформления, а также методы оценки таможенной стоимости и страны происхождения товара; завышенные требования к необходимой для оформления документации.

3. Технические барьеры в торговле: стандарты и требования, связанные с экологическими, санитарными, ветеринарными нормами, упаковкой и маркировкой товара, правила и порядок сертификации продукции.

4. Количественные и сходные с ними административные меры, в частности импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, запреты, а также валютные ограничения.

5. Ограничения, основанные на принципах обеспечения платежей, а именно: налоги, сборы, импортные депозиты, скользящие налоги, антидемпинговые и компенсационные пошлины, пограничное налогообложение.

Данная классификация нетарифных ограничений и составленный на ее основе каталог нашли широкое применение в ходе международных торговых переговоров и послужили теоретической базой для формирования классификационных схем нетарифных ограничений другими международными организациями.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» государственное регулирование внешнеторговой деятельности в РФ осуществляется посредством:

1) таможенно-тарифного регулирования;

2) нетарифного регулирования;

4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности и предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются.

Таможенно-тарифное регулирование – метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

В соответствии со статьей 1 Таможенного кодекса таможенное регулирование заключается в установлении порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» нетарифное регулирование – это метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.

Правительство Российской Федерации в исключительных случаях может устанавливать следующие меры нетарифного регулирования:

1) временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке РФ продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РФ. Перечень товаров, являющихся существенно важными, определяется Правительством РФ;

2) ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в Российскую Федерацию в любом виде, если необходимо:

а) сократить производство или продажу аналогичного товара российского происхождения;

б) сократить производство или продажу товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара;

в) снять с рынка временный излишек аналогичного товара российского происхождения путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

г) снять с рынка временный излишек товара российского происхождения, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если в Российской Федерации не имеется значительного производства аналогичного товара, путем предоставления имеющегося излишка такого товара некоторым группам российских потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;

д) ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых зависит от импортируемого в Российскую Федерацию товара, если производство в Российской Федерации аналогичного товара является относительно незначительным.

Лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в следующих случаях:

1) введение временных количественных ограничений экспорта или импорта отдельных видов товаров;

2) реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

3) предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров;

4) выполнение Российской Федерацией международных обязательств.

Квотирование и лицензирование внешней торговли товарами может преследовать две цели: защиту национальных интересов, не связанных или косвенно связанных с экономикой (безопасности, окружающей среды, культурного достояния и т. д.) и защиту национального рынка от дезорганизующего импорта или экспорта.

Квотирование экспорта используется в тех случаях, когда цены данного товара на внутреннем рынке ниже, чем на мировом. В результате при неограниченных масштабах экспорта может возникнуть его нехватка на внутреннем рынке. Подобная ситуация была весьма типична для России, поэтому квотирование экспорта до недавнего времени широко применялось в нашей стране. Число квотируемых товаров, однако, сокращалось по мере приближения внутренних цен к мировым.

Что касается лицензирования и квотирования импорта, то импортная квота, ограничивая ввоз в страну иностранных товаров, приводит к расширению спроса на продукцию национального производства. Использование квоты позволяет точно ограничить объем импорта, в отличие от импортного тарифа. В то время как повышение таможенных пошлин может увеличить общую сумму импортных платежей, введение квоты гарантирует их сокращение. Поэтому квотирование позволяет бороться с дефицитом платежного баланса более эффективно, чем тарифный протекционизм.

В целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров как временная мера может устанавливаться наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров, которое осуществляется посредством выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» право на осуществление внешнеторговой деятельности может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров, которое осуществляется на основе лицензии.

В соответствии с упомянутым выше федеральным законом могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров.

Важной составной частью механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является таможенное дело. Его содержание определяется сложившимся в соответствующий период соотношением механизмов рыночного и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и закрепляется нормами действующего в стране законодательства.

От результативности таможенного дела во многом зависит степень достижения целей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. В свою очередь, по мере реализации этих целей и выбора новых ориентиров меняется и содержание самого таможенного дела.

Таможенное дело пронизывает всю совокупность методов и инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности. Так, в состав таможенного дела входят как административно-правовые, так и экономические методы влияния на участников внешнеэкономической деятельности. Таможенному оформлению и контролю подлежат товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу в рамках как торгового, так и неторгового оборота. Разработкой, формированием механизма осуществления и реализацией таможенной политики занимаются в той или иной мере все субъекты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

2. Таможенная политика: понятие, содержание, реализация

В действующем Таможенном кодексе отсутствует определение таможенной политики.

Таможенную политику можно определить как систему экономических, правовых, организационных и иных мероприятий, проводимых государством и направленных на всестороннее регулирование таможенных отношений и реализацию внутренних и внешнеэкономических интересов РФ.

Таможенная политика является составной частью внутренней и внешней политики государства. Таможенная политика осуществляется в целях:

· обеспечения наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории страны;

· участия в реализации торгово-политических задач по защите внутреннего рынка;

· стимулирования развития национальной экономики;

· в иных целях, определяемых Президентом РФ, Федеральным собранием РФ, Правительством РФ.

Таможенная политика, как и государственная политика в целом, строится на принципах единства, стабильности, независимости, открытости, равноправия, признания приоритета международных договоров и соглашений. В настоящее время задачи таможенной политики России во многом обусловлены перспективами ее вхождения во Всемирную торговую организацию.

Роль и содержание таможенной политики определяются многими составляющими, привносимыми в нее из других политик. Она оказывается тесно связанной с ними и находится в отношении прямого или косвенного подчинения им. Эта подчиненность обусловлена также тем, что на ее формирование и реализацию оказывает влияние целое поле сил, источником которых являются не только политики, но и государственные, общественные, деловые структуры как внутри страны, так и на международном уровне, одни из которых являются субъектами, другие – объектами таможенной политики.

К субъектам таможенной политики, разрабатывающим ее, формирующим механизм ее осуществления и принимающим участие в ее реализации, относятся законодательные и исполнительные органы государства, союзы предпринимателей, коммерческие банки, международные организации.

Объектами таможенной политики являются участники внешнеэкономической деятельности, другие учреждения и организации, интересы которых затрагивает таможенная политика.

· политические факторы (государственная политика, или деятельность органов государственной власти и государственного управления, определяемая их интересами и целями, в том числе внутренняя политика, внешняя политика, экономическая политика и т.д.);

· экономические факторы (темпы роста валового внутреннего продукта страны, динамика инвестиционной и инновационной активности, научно-технического потенциала, состояние и динамика материального производства и непроизводственной сферы, состояние финансовой системы, размеры и динамика теневого сектора экономики, размеры внешнего и внутреннего государственного долга, размеры и структура экспорта и импорта и др.);

· социальные факторы (социальное положение населения страны, в том числе его дифференциация по имущественному признаку, приоритеты социального развития, уровень безработицы и др.);

· внешние факторы (состояние и тенденции развития международной торговли и туризма, участие страны в международных и региональных экономических организациях, присоединение к международным договорам, конвенциям, соглашениям в сфере внешнеэкономической и таможенной деятельности, и др.).

Существует два основных вида таможенной политики: протекционистская таможенная политика и политика свободной торговли.

Протекционистская таможенная политика предусматривает установление высокого уровня таможенного налогообложения ввозимых на внутренний рынок иностранных товаров.

Политика свободной торговли достигается путем установления минимального уровня таможенных пошлин либо при их отсутствии.

Наиболее сложной процедурой осуществления любой политики, в том числе и таможенной, является ее реализация – процесс достижения государством поставленных целей. Реализация государственной таможенной политики регламентируется соответствующими нормативно-правовыми актами и включает в себя применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли.

Таможенная политика России способствует развитию национальной экономики, ее интеграции в мировое хозяйство. В настоящее время в Российской Федерации государственная таможенная политика формируется экспертным путем, в ходе выработки комплекса таможенно-тарифных и нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности. Органы законодательной власти принимают нормативные акты, регламентирующие этот вид деятельности. Президент страны издает соответствующие указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации, основываясь на действующих законах, указах и распоряжениях Президента, принимает соответствующие постановления. Непосредственный контроль за соблюдением таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли осуществляет Федеральная таможенная служба Российской Федерации.

Общие сведения о ВЭД

Определение 1

Внешнеэкономическая деятельность – это экономическая деятельность государства и субъектов предпринимательской деятельности, связанная с внешней торговлей товарами и услугами.

Внешнеэкономическая деятельность – это совокупность производственных, хозяйственных, организационных, коммерческих, экономических функций.

Деятельность, связанная с ВЭД контролируется со стороны государства. Необходимо отметить, что помимо внутриторговой политики, проводится работа со всеми субъектами международно-экономических отношений.

Цели и задачи ВЭД

Внешнеэкономические связи основаны на взаимодействии хозяйственных субъектов России с иными субъектами других государств.

Цели ВЭД:

  • знакомство с зарубежными производителями;
  • применение различных приемов по изучению рынка;
  • оценка возможностей иностранных предприятий;
  • мониторинг ценовой политики на аналогичные и идентичные товары;
  • обеспечение государства необходимыми ресурсами для производства конкурирующего товара.

Задачи ВЭД:

  • формировать стратегии для развития внешнеторговых связей;
  • изучать базовые принципы внешнеторговой политики страны;
  • защищать экономическую безопасность государства;
  • защищать экономические интересы государства;
  • регулировать ВЭД на уровне государства;
  • обеспечивать контроль экспортно-импортных операций;
  • осуществлять контроль сертификации продукции, которая ввозится в Россию;
  • применять единую систему проверки качества товара;
  • определять единые ставки таможенных сборов;
  • использовать единую для всех субъектов ВЭД статистическую отчетность;
  • предоставлять кредиты, лицам которые в этом нуждаются;
  • привлекать инвесторов, для капиталовложений;
  • подписывать международные контракты с другими иностранными субъектами;
  • создавать новые торговые представительства России за ее пределами.

Основные цели и задачи государственного регулирования ВЭД

Замечание 1

На сегодняшний день Россия использует на практике международный опыт по регулированию ВЭД. Главная задача, которая стоит перед государственными органами – формирование законодательной базы и создание благоприятных условий для ведения международного бизнеса. Одновременно государство должно усиливать контроль выполнения функций, которые предусмотрены для всех субъектов ВЭД, что необходимо для обеспечения национальной безопасности.

В России происходит процесс либерализации ВЭД. Именно поэтому необходимо придерживаться основных принципов ВЭД:

  • равенство всех участниками ВЭД;
  • защита прав и интересов со стороны государства всех участников ВЭД;
  • исключено вмешательство государственных органов во внешнеторговую политику хозяйствующего субъекта.

Основной концепцией государства является единые требования для внешнеэкономической и внешнеполитической политики. Именно на основе данной концепции основывается сотрудничество между другими странами. Данной концепции соответствует новое понятие «коньюнкура».

Определение 2

Конъюнктура – экономическая ситуация, которая происходит на рынке и характеризует уровень спроса и предложения.

Новой концепцией предусмотрено осуществление целенаправленной интеграции в мировую экономику.

Главная цель, которая стоит перед государством, обеспечение благоприятных условий для осуществления внешнеторговой деятельности, защита политических и экономических интересов России.

Регулирование ВЭД государственным сектором – это не только поддержка и стимулирование внутренних производителей, но и контроль выполнения национальных интересов для обеспечения внутренней безопасности. Также необходимо усилить контроль выполнения экспортерами правил международной торговли, связанных с формированием цен.

Похожие статьи

© 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.