Государственное регулирование предпринимательской деятельности и аудит. Государственное регулирование предпринимательской деятельности Государственное регулирование и контроль предпринимательской деятельности

Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленную на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.

Задачи государственного регулирования предпринимательства можно разделить на группы:

Охрана окружающей среды;

Выравнивание экономического цикла;

Обеспечение нормального уровня занятости населения;

Защита жизни и здоровья граждан;

Поддержка конкуренции на рынке;

Поддержка и развитие малого предпринимательства;

Специальные меры защиты прав предпринимателей и др.

Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы.

1. Прямые (административные) методы - средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

Государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Налогообложение;

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

Выдача предписаний антимонопольным органом и т.д.

2. Косвенные методы - экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

Прогнозирование и планирование;

Предоставление налоговых льгот;

Льготное кредитование;

Государственный (муниципальный) заказ и др.

Предыдущая

Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.

Задачи государственного регулирования предпринимательства можно разделить на две группы:

1) охрана окружающей среды;

2) выравнивание экономического цикла;

3) обеспечение нормального уровня занятости населения;

4) защита жизни и здоровья граждан;

5) поддержка конкуренции на рынке;

6) поддержка и развитие малого предпринимательства;

7) специальные меры защиты прав предпринимателей и др.

Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы:

1. Прямые (административные) методы – средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

Государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Налогообложение;

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

Выдача предписаний антимонопольным органом и т. д.

2. Косвенные методы – экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

Прогнозирование и планирование;

Предоставление налоговых льгот;

Льготное кредитование;

Государственный (муниципальный) заказ и др.

16.2. Государственный контроль как метод государственного регулирования предпринимательства

Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением индивидуальными предпринимателями и организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Порядок проведения государственного контроля (надзора) определен Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», положения которого распространяются на все виды государственного контроля (надзора), за исключением:

Налогового контроля;

Валютного контроля;

Бюджетного контроля;

Банковского и страхового надзора, а также других видов специального государственного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на финансовом рынке;

Транспортного контроля (в пунктах пропуска транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации, а также в стационарных и передвижных пунктах на территории Российской Федерации);

Государственного контроля (надзора) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации, аэропортов на территориях указанных портов;

Государственного контроля (надзора), осуществляемого в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно – эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте;

Таможенного контроля;

Иммиграционного контроля;

Лицензионного контроля;

Контроля безопасности при использовании атомной энергии;

Контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

Санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в пунктах перехода Государственной границы Российской Федерации;

Контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых устанавливается Правительством РФ;

Оперативно – розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия;

Государственного метрологического контроля (надзора).

Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля (надзора), в котором указываются:

1) номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;

3) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;

4) наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;

5) цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;

6) правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

7) дата начала и окончания мероприятия по контролю.

Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.

Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.

Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать одного месяца. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц. В отношении субъекта малого предпринимательства плановые мероприятия по государственному контролю (надзору) могут проводиться не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.

Органы государственного контроля (надзора) проводят как плановые , так и внеплановые проверки.

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года .

Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.

Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях:

1) получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

2) возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

3) обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

В акте указываются:

1) дата, время и место составления акта;

2) наименование органа государственного контроля (надзора);

3) дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю;

4) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю;

5) наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю;

6) дата, время и место проведения мероприятия по контролю;

7) сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, о лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений;

8) сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи;

9) подпись должностного лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю.

К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа государственного контроля (надзора).

В случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения должностным лицом органа государственного контроля (надзора) составляется протокол в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, и даются предписания об устранении выявленных нарушений.

Результаты мероприятия по контролю, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю в котором должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.

Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.

При выявлении в результате проведения мероприятия по контролю нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица органов государственного контроля (надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

В случае, если при проведении мероприятия по контролю будет установлено, что товар (работа, услуга) может причинить вред жизни, здоровью, окружающей среде и имуществу потребителей, орган государственного контроля (надзора) обязан довести до сведения потребителей информацию об опасном товаре (работе, услуге), о способах предотвращения возможного вреда, принять меры к недопущению причинения вреда, в том числе путем приостановления производства (реализации, выполнения) товара (работы, услуги) и (или) отзыва товара с рынка в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с последующим возмещением затрат за счет виновного лица.

Орган государственного контроля (надзора) может обращаться в суд с требованием о возмещении расходов на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» закрепляет также особенности правового положения должностных лиц, уполномоченных проводить мероприятия по контролю.

Должностные лица органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю обязаны :

1) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;

2) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

3) проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятий по контролю;

4) посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения мероприятия по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия по контролю;

5) не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

6) предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;

7) знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;

8) при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

9) доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Органы государственного контроля (надзора) и их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения своих функций и служебных обязанностей при проведении мероприятий по контролю, совершения противоправных действий (бездействия) несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О мерах, принятых в отношении должностных лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации, органы государственного контроля (надзора) обязаны в месячный срок сообщить юридическому лицу и (или) индивидуальному предпринимателю, права и законные интересы которых нарушены.

16.3. Способы государственного регулирования ценообразования

Ценапредставляет собой денежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф– цена на оказываемые услуги и выполняемые работы. В юридической литературе цена рассматривается как экономическая и правовая категория. Цена как экономическая категория формируется с учетом уровня потребительского спроса на продукцию; эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции; возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции; мер государственного регулирования ценообразования; уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов и др. В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок, а также имеет ряд других значений.

В зависимости от роли государства в их формировании цены могут быть свободными и регулируемыми.

Под свободной (рыночной)ценой понимают цену, складывающуюся на товарном рынке без государственного воздействия на нее. Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара, реагируя на изменение спроса и предложения, и, как правило, включает в себя два элемента: себестоимость и прибыль. Принципы определения рыночных цен для целей налогообложения установлены ст. 40 Налогового кодекса РФ.

Регулируемая цена – цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер. Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В настоящее время государственная ценовая политика определяются следующими актами: Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» и др. Ценовая политика субъектов РФ утверждается актами субъектов РФ.

В целях реализации государственной ценовой политики Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен» утверждено три перечня товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию.

Во-первых, перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти. В него включены, например, газ природный, кроме реализуемого населению; продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного значения; алмазное сырье, драгоценные камни; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; отдельные услуги почтовой и электрической связи, перевозки железнодорожным транспортом.

Во-вторых, перечень продукции, товаров, услуг, по которым государственное регулирование цен осуществляют в обязательном порядке органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В него входят газ, реализуемый населению; социальные услуги, предоставляемые населению Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении и др.

В-третьих, перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В этот перечень входят, например, снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов; наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты); перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси; перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах т. д.

Цены на товары, работы, услуги, не упомянутые в указанных перечнях, прямому государственному регулированию не подлежат и складываются свободно.

Государственное регулирование цен на включенные в перечни товары и услуги осуществляется специальными нормативными актами. Например, в отношении цен на электрическую и тепловую энергию действуют Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» и иные акты. Цены на лекарственные средства регулируются Федеральным законом от 22 июня 1998 г. № 86-ФЗ «О лекарственных средствах», Постановлением Правительства РФ от 9 ноября 2001 г. N 782 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства» и др.

Выделяют две группы способов государственного регулирования цен.

Способами прямого регулирования ценообразованияявляется установление:

1) фиксированных цен (например, фиксированные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта);

2) предельных (максимальных и минимальных) цен (например, утверждены минимальные цены на водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 процентов);

3) базовых цен и предельных коэффициентов их изменения (например, при расчете тарифов на услуги связи (коэффициенты устанавливаются дифференцированно по видам услуг и категориям потребителей), на услуги по транспортировке газа по распределительным газопроводам);

4) предельных размеров снабженческо-сбытовых и торговых надбавок (например, устанавливаются предельные оптовые и розничные надбавки к ценам на лекарственные средства);

5) предельного уровня рентабельности (например, исчисление ставок платы за пользование вагонами, контейнерами устанавливается с учетом обеспечения 25-процентного уровня рентабельности грузовых перевозок);

6) гарантированных цен, которые применяются, если средние рыночные цены оказываются ниже гарантированных, (например, при закупках для государственных нужд).

В качестве мер экономического (косвенного) регулирования ценообразованияследует назвать льготное кредитование, налоговые льготы бюджетные дотации, компенсации затрат производителям. Каждая такая мера позволяет снизить себестоимость выпускаемой продукции и, следовательно, уровень цен.

Контрольные вопросы

1. Обоснуйте необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности.

2. Перечислите задачи государственного регулирования предпринимательской деятельности.

3. Какие вы знаете методы государственного регулирования предпринимательства?

4. Охарактеризуйте сущность и порядок проведения государственного контроля.

5. Какие вы знаете способы государственного регулирования ценообразования?

Это управленческая деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений.

Государство в лице компетентных органов осуществляет экономическую функцию, что выражается в следующих направлениях : обеспечение госуд. и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии; формирование госуд. бюджета; защита окружающей среды и пользование природными ресурсами; обеспечение занятости населения; обеспечение безопасности и обороны; реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение зашиты от монополизма; соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности можно классифицировать в зависимости:

1. От степени воздействия государства на те или иные общественные отношения в различных отраслях национальной экономики -

· максимальный (использование всех или большинства средств госуд. регулирования),

· средний

· минимальный (в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью) уровни (режимы) гос. регулирования экномики,

2. В зависимости от методов - прямое, косвенное регулирование,

3. В зависимости от территории - регулирование на федеральном, региональном и местном уровне.

Можно выделить основные направления государственно-правового регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности. Это, например: антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности; использование форм и методов государственного планирования и нормирования (нормы, квоты, система заказов); государственное регулирование цен; государственный контроль за предпринимательской деятельностью; государственное регулирование международных экономических отношений.

Два основных метода гос. регулирования - административный (прямой) и товарно - денежный (экономический или косвенный). К административным можно отнести, например, госуд. заказы и контракты на поставку определенных видов продуктов, определение стратегических целей развития экономики, их выражение в планах, госуд. регистрация субъектов предприним. деят-ти; к косвенным - налогообложение, налоговые льготы, кредитные льготы, платежи за ресурсы.

В механизме государственного регулирования предпринимательской деятельности важное место принадлежит государственному контролю как одному из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.


Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется также с применением норм ФЗ «О техническом регулировании». К категории обязательных требований «О техническом регулировании» относит только требования к безопасности продукции, которые являются объектом контроля со стороны государства.

Основные средства регул-ия - правовые (юрид. нормы, НПА, правоотношения, правосознание, акты реализации права и др.) и неправовые (политические, экономические и организационно - технические). Политические, организац-технич. средства - деньги, кредиты и финансы, цены и тарифы - они не могут существовать вне правового регулирования. Экономическими средствами являются - денежное обращение, эмиссия ценных государственных бумаг, инвестиции, субсидии и др.

Государственное прогнозирование и планирование социально-экономического развития РФ.

ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»

Стратегическое планирование - деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности РФ, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности РФ.

- целеполагание - определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ;

- прогнозирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, об угрозах национальной безопасности РФ, о направлениях, результатах и показателях социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;

- планирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации основных направлений деятельности Правительства РФ, планов деятельности федеральных органов исполнительной власти и иных планов в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ;

- программирование - деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации государственных и муниципальных программ, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания.

Документы стратегического планирования разрабатываются в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований.

Например, на федеральном уровне в рамках целеполагания разрабатываются такие документы:

· ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;

· стратегия социально-экономического развития Российской Федерации;

· стратегия национальной безопасности Российской Федерации;

в рамках прогнозирования:

· прогноз научно-технологического развития Российской Федерации;

· прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный и среднесрочный период;

· бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период;

документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования:

· основные направления деятельности Правительства РФ;

· государственные программы Российской Федерации;

· государственная программа вооружения;

· схемы территориального планирования Российской Федерации;

· планы деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Участниками стратегического планирования на федеральном уровне являются:

1) Президент РФ;

2) Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума);

3) Правительство РФ;

4) Совет Безопасности РФ;

5) Счетная палата РФ;

6) Центральный банк РФ;

8) иные органы и организации в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, указанными в ст. 2 Закона (см. ст. 9).

Государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ - система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития РФ, основанных на законах рыночного хозяйствования.

Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития РФ используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти РФ конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

Правительство РФ обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется.

Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Данные прогнозы социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития РФ подлежат опубликованию. Правительство РФ и ЦБ РФ обеспечивают ежемесячный мониторинг состояния экономики РФ и публикуют информационно-статистические данные о социально-экономическом положении РФ.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом РФ, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

Изучив данную главу, студент должен:

  • знать понятие государственного регулирования предпринимательской деятельности, понятие аудита и аудиторской деятельности, ответственности в предпринимательских отношениях;
  • уметь анализировать источники правового регулирования, содержащие императивные нормы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
  • владеть навыками анализа правовых источников, системы, принципов и методов государственного регулирования предпринимательских отношений.

Система и принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства предпринимателями и применения мер стимулирования и ответственности в случае нарушения этих требований .

Основная цель регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства – обеспечить условия, необходимые для бесперебойного функционирования внутренней экономики, а также добиться постоянного участия производителей – резидентов государства в международном разделении труда с целью извлечения от этого выгод, оптимальных для ведения бизнеса.

Каждое государство формирует собственные цели и задачи в области регулирования бизнеса и стремится достичь их реализации возможными средствами и методами, которые складываются исходя из экономической ситуации в данной конкретной стране. Задачи государства неоднократно меняются под воздействием изменений на мировых рынках. При этом механизм регулирования, как правило, остается неизменным, поскольку он отработан в соответствии с особенностями той или иной страны.

Государство посредством своих механизмов в области регулирования бизнеса решает следующие задачи:

  • разработка новых законов, законодательный контроль, который обеспечивает правовую защиту субъектам предпринимательской деятельности;
  • повышение эффективности производственной деятельности, государственного контроля за ее осуществлением и сокращение издержек;
  • умеренное снижение прямого вмешательства в деятельность промышленных предприятий, бюрократического контроля;
  • обеспечение необходимых условий для развития добросовестной и свободной конкуренции, развитие торговли как на внутреннем, так и на внешнем рынках;
  • проведение правильной и справедливой налоговой, процентной и финансовой политики, способствующей бюджетному и товарно-денежному равновесию, контроль за эмиссией денег;
  • обеспечение развития экономики в текущий момент и анализ перспектив ее развития;
  • проведение продуманной инвестиционной политики, способствование научно-техническому прогрессу;
  • способствование накоплению капиталов в долгосрочном периоде, снижение темпов инфляции;
  • контроль за соблюдение трудового законодательства, содействие открытому передвижению рабочей силы, создание служб занятости, контроль за наймом рабочих со стороны частных лиц, установление оптимального и минимального размеров оплаты труда;
  • реализация мер по повышению благосостояния общества, уровня жизни, уменьшению дифференциации населения по уровню доходов.

Правовыми формами государственного воздействия на экономику являются нормативно-правовые акты и акты ненормативного характера. В последнем случае речь идет об актах индивидуального регулирования, касающихся конкретного объекта.

При рассмотрении государственного регулирования предпринимательской деятельности важно отметить, что в настоящее время его основным направлением становится производство и его эффективность. Регулированию все больше подвергается не спрос, а предложение товаров и услуг.

Поэтому следует отмстить главные задачи государства в этой области:

  • повышение конкурентоспособности отечественной продукции, развитие экспорта и выход страны па мировой рынок;
  • создание точек роста для развития отечественного производства, развитие наиболее приоритетных отраслей промышленности, создание предприятий экспортных отраслей;
  • изменение производства в структурном плане, развитие его новых отраслей, поддержка развитых отраслей, характерных для данной страны, развитие существующих отраслей производства в направлении следования их мировым требованиям и стандартам, ориентация отечественных отраслей на мировую конъюнктуру с учетом международной специализации;
  • открытие новых источников сырья для возможности долгосрочного обеспечения производственного процесса, а также гарантированное обеспечение предприятий топливом и сырьем;
  • разработка краткосрочных и долгосрочных политических мер по контролю за конъюнктурой, регулированием спроса и внешнеэкономических связей;
  • контроль за процессом концентрации в ведущих отраслях производства и оказания услуг;
  • разработка структур крупных компаний и укрепление связей между ними;
  • проведение патентной политики.

Одним из основных инструментов финансового регулирования бизнеса становится предоставление предпринимателям государственных субсидий и прямых кредитов, в основном, на модернизацию и развитие производственного аппарата фирм за счет государства. Однако выданные средства возможно использовать в том случае, если частное предпринимательство не имеет возможности вести дальнейший производственный процесс либо вывести производство из состояния финансового затруднения. Большое развитие получают программы по льготному кредитования и субсидированию отраслей, необходимых для развития общества (гарантируются займы, принимаются меры по сдерживанию роста экспортных цен, ведется протекционистская политика по защите от иностранной конкуренции).

Государством проводится регулирование процентных ставок по выдаче кредитов частным предпринимателям, что обеспечивает большую свободу бизнесу для выбора способов финансирования. Помимо этого, государство разрабатывает общие принципы осуществления внешнеэкономической деятельности страны.

Можно выделить несколько критериев для разграничения видов государственного регулирования предпринимательской деятельности.

  • 1. Уровень регулирования. Вследствие разграничения компетенции между РФ и ее субъектами государственное регулирование экономики осуществляется в масштабах всей территории государства и в пределах каждого его региона в отдельности. Например, федеральные налоги, установленные НК, обязательны к уплате на всей территории РФ. Региональные же налоги обязательны к уплате на всей территории соответствующего субъекта РФ (ст. 12 ПК).
  • 2. Отношения между государством (его органами) и хозяйственными субъектами и форма собственности, на базе которой действуют хозяйствующие субъекты. По данному основанию различается регулирование в государственном секторе экономики и общее правовое регулирование.

Правительство РФ разрабатывает и утверждает федеральные целевые программы, подлежащие финансированию за счет средств федерального бюджета и оформляемые в качестве приложений к закону о федеральном бюджете на очередной год.

Оно также разрабатывает и утверждает прогнозный план приватизации, утверждает показатели экономической эффективности государственных предприятий. Правительство РФ имеет право применять меры по реорганизации унитарных предприятий и их ликвидации.

3. Способ воздействия па поведение хозяйствующих субъектов. В зависимости от данного критерия различают прямое и косвенное регулирование.

Прямое регулирование осуществляется путем предъявления предпринимателям обязательных требований. Такие требования содержатся в законах (например, требования по ведению бухгалтерского и налогового учета) и предъявляются в виде предписаний, иных индивидуальных решений, принятых в отношении конкретных предпринимателей.

Косвенное регулирование заключается в том, что необходимого поведения от предпринимателей государство добивается не прямым властным воздействием под страхом применения санкций к нарушителям предписаний, а экономическими методами и стимулами. Косвенными методами являются различные методы поддержки предпринимателей, включая субъектов малого предпринимательства (налоговые льготы, налоговые кредиты, государственная помощь, в том числе в виде субсидий, субвенций, предоставление кредитов на льготных условиях за счет бюджетов различных уровней, государственных гарантий лицам, получившим кредиты в банках за реализацию инвестиционных проектов, предоставление скидок по арендной плате лицам, в предпринимательской деятельности которых заинтересовано государство).

  • 4. Вид деятельности. В процессе государственного регулирования учитывается специфика вида деятельности тех или иных производств, например особенности сельскохозяйственного производства, подверженного влиянию стихийных явлений природы, научно-технической деятельности, которая в силу особого рискового характера (риск получения отрицательного научного результата, сложности во внедрении научно-технических результатов) нуждается в государственной поддержке.
  • 5. Способ установления правовой связи между государством и предпринимателями. В зависимости от данного критерия различается воздействие в рамках конкретного правоотношения. Содержание публичной правоспособности хозяйствующего субъекта составляют не только права, но и обязанности соблюдать предъявляемые государством к предпринимателям требования (не нарушать запреты, при наступлении соответствующих условий совершать действия во исполнении обязанностей). Пока нет нарушения запретов и ограничений, конкретное правоотношение не возникает. Правонарушение является основанием возникновения относительного правоотношения, в котором реализуется охранительная норма предпринимательского права. Нормы-требования регулятивного характера могут реализовываться непосредственно в правоотношении. Например, при наличии у организации имущества в виде основных средств она обязана платить налог на имущество. Организация – юридическое лицо независимо от финансовых результатов своей деятельности обязана предоставлять в установленном порядке бухгалтерскую и налоговую отчетность. Указанные обязанности реализуются в рамках конкретного правоотношения, которое возникает для предпринимателя автоматически, поскольку имеются соответствующие обстоятельства (ведение предпринимательской деятельности, наступление события – отчетного периода для возникновения обязанности предоставить бухгалтерскую и налоговую отчетность).

Помимо общих средств регулирования (норм права) существуют специальные средства и инструменты регулирования.

К ним относятся требования, которые устанавливают количественные измерители деятельности предпринимателя:

  • нормы, нормативы (например, минимальный размер установленного капитала хозяйственного общества, нормативы достаточности собственных средств у лицензиата – профессионального участника рынка ценных бумаг, нормативы предельно допустимых вредных веществ в воде, в сельскохозяйственной продукции, нормативы предельно допустимого уровня шума, вибрации и иных вредных воздействий на здоровье людей в производственных условиях):
  • лимиты (например, лимиты на выбросы загрязняющих веществ в природную среду);
  • размеры ставок (налогов, пошлин, размер учетной ставки ЦБ РФ);
  • коэффициенты, повышающие и понижающие, применяемые при государственном регулировании цен (тарифов);
  • квоты – количественные ограничители, например на экспорт или импорт отдельных видов товаров;
  • резервы (например, минимальный размер резервов, создаваемых под риски кредитных организаций, устанавливаемый ЦБ РФ, минимальный размер создаваемого резервного фонда акционерного общества);
  • предельно допустимые суммы (в случае повышения цен, при расчетах наличными деньгами между юридическими лицами и прочие количественные ограничители и требования).

Государственное регулирование предпринимательской деятельности происходит на федеральном, региональном (уровень субъектов РФ) и местном (муниципальном) уровнях.

При регулировании производственных процессов на федеральном уровне, а также при рассмотрении существующих и перспективных потребностей предпринимательства необходимо учитывать интересы регионов и субъектов государства, обеспечить их согласованность. Необходимо устанавливать единую систему для деятельности предприятий, развивать единую кадровую и научно-техническую политику, разрабатывать законодательные и нормативные акты для регулировки деятельности региональных рынков, формировать корпоративные организации по важнейшим организационным и правовым аспектам.

Региональные органы занимают связующее звено в административно-конституционном регулировании предпринимательства между верховным (федеральным) и местным. Региональное регулирование направлено на удовлетворение текущих потребностей населения, а также прогнозирование перспективных нужд и потребностей производства в целом, учитывая интересы местных властей и региона, при этом не противоречит федеральным законам, стремится согласовывать все сферы деятельности.

Важнейшей функцией региональных органов является анализ потребностей и деятельности предприятий, анализ данных о деятельности рынка, производстве и закупках потребительских товаров, планирование товарооборота, развитие торговли и производства, создание научных методических консалтинговых центров, оказание помощи муниципальным органам в разработке новых технологий и развитии имеющегося в регионах интеллектуального потенциала.

На нижней ступени вертикального регулирования находятся органы местного (муниципального) управления. Они оказывают прямое воздействие на процессы предпринимательства, в максимальной степени учитывают возможности местного рынка.

На данном уровне осуществляется организация систем бесприбыльного обслуживания потребностей региона, торговых процессов для возможности обеспечения населения всеми необходимыми товарами и услугами. Все эти меры производятся на основе норм, нс противоречащих нормам субъекта РФ и государства, однако учитывающих местные интересы.

Система государственного регулирования предпринимательской деятельности охватывает субъекта и объекты регулирования, взаимосвязи между ними, цели и методы регулирования, стадии процесса регулирования.

Первичным субъектом регулирования мы назовем государство. Поскольку бизнес в целом не имеет какого-либо универсального механизма саморегулирования, который позволял бы ему успешно действовать во всех сферах. Во всех экономических системах именно государство регулирует экономику.

Определяющая роль государства в стимулировании и регулировании предпринимательства является традиционной для России. Государство всегда активно вмешивалось в деятельность предпринимателя, никогда не выступая в качестве стороннего наблюдателя или арбитра.

В отечественном правоведении справедливо включают в систему первичных субъектов государственного регулирования Российскую Федерацию и субъекты РФ, а в систему вторичных субъектов – органы государственной власти, исполнительные органы, органы правосудия и органы прокуратуры.

Объектом регулирования выступают предпринимательские отношения, на которые оказывается воздействие. При рассмотрении этого элемента следует иметь в виду классификацию предпринимательских отношений, учитывать виды самой предпринимательской деятельности (производственная, коммерческая, финансовая, консультативная) и их подвиды, понимать, что структура правоотношения, включающая в себя и предпринимателя как субъекта предпринимательского правоотношения, объясняет, почему иногда говорят о предпринимателе как об объекте государственного воздействия, хотя это и не вполне корректно.

В самом общем виде цель регулирования можно определить как ожидаемое, желаемое состояние объекта регулирования, которого он должен достигнуть под воздействием субъекта регулирования.

Как общее и частное принято различать цели и задачи.

Цель дает общую модель, будущее состояние, выражает ориентацию в деятельности субъектов регулирования.

Задача опосредует движение целей в более конкретных рамках и является формой материализации целей, определенной ступенью их достижения.

К формам государственного регулирования предпринимательской деятельности как внешним постоянно и типизировано фиксируемым выражениям практической деятельности субъектов регулирования можно отнести установление и применение норм права, а также осуществление организационных действий (оперативно-организаторская работа).

Государственный контроль, который также часто включают в этот перечень, является не столько формой, сколько видом государственного регулирования. Применение мер государственного принуждения включают во вторую форму либо выделяют в качестве самостоятельной.

Часто формами государственного регулирования называют планирование, регулирование и контроль. Но целое не может совпадать с частью своим элементом. О контроле мы уже говорили, а планирование и прогнозирование (разработка оперативных и долгосрочных программ, обеспечение их материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами и т.д.) входят, согласно теории управления, в число общих функций регулирования.

В настоящее время, к сожалению, нет единого понимания методов государственного регулирования. Но большинство правоведов определяет методы регулирования как способы целенаправленного воздействия субъекта регулирования на сто объект, как многообразные проявления непосредственно практической работы субъектов регулирования, выражающие способы, приемы формирования и осуществления регулятивных функций.

По существенным свойствам их проявления методы государственного регулирования можно разделить на экономические, воспитательные ("просветительские"), властные, организационные; методы организации и методы деятельности; методы убеждения и принуждения; прямого и косвенного воздействия; правовые и неправовые; научные, эмпирические, экспериментальные и случайные; регулирование, общее руководство, непосредственно управление; повсеместные и локальные; общие и специальные; стратегические и тактические.

Экономические методы обусловливают материальную заинтересованность предпринимателя, побуждающую его действовать в нужном направлении и добиваться инициативного решения поставленных задач без специальных распоряжений или указаний со стороны субъекта регулирования; предоставляют возможность выбора между типами поведения; являются по своему воздействию косвенными.

Просветительские методы подразумевают активное воздействие на психику людей идеологических и материальных средств в целях поднятия их с уровня "объекта" до уровня "субъекта" регулирования, достижения социально ориентированного и действенного восприятия ими действительности; формирования правосознания, повышения правовой культуры, в том числе знания норм права, умения пользоваться предоставленными правом возможностями, в первую очередь, в предпринимательской деятельности.

Властные методы представляют собой способ непосредственного воздействия путем прямого обязывающего предписания, опирающегося на силу государственного принуждения, невыполнение которого может повлечь за собой юридическую ответственность. Чаще их называют административными или административно-директивными, хотя последние термины по своему значению у́же.

Суть организационных методов состоит в упорядочении структуры государственного регулирования, функций и компетенции каждого структурного подразделения, информационных каналов прямой и обратной связи и т.д.

Функциональный и структурный блоки, а также связи между ними составляют структуру элементов обеспечения государственного регулирования: нормативного, финансового, организационного и технологического. Элемент нормативного обеспечения реализуется в форме установления норм права. В элементе финансового обеспечения субъекты государственного регулирования управляют финансовыми потоками (формирование бюджета, государственные дотации, трансферты) и осуществляют контроль за их использованием. Элемент организационного обеспечения связан как со сферой оперативно-организаторской работы, так и с функциями государственного регулирования. Наконец, элемент технологического обеспечения включает в себя разработку и утверждение стандартов, контроль за осуществлением предпринимательской деятельности.

Регулирующее воздействие государства происходит в определенной последовательности действий, составляющих стадии процесса регулирования. При этом следует разграничивать функции и стадии регулирования. Функции регулирования характеризуют содержание регулирования и представляют собой самостоятельные и обособленные направления или виды деятельности субъектов государственного регулирования, определяемые его целями. Их делят на общие и специальные. Общие объективно присутствуют в любом процессе регулирующего воздействия и свойственны любому субъекту государственного регулирования. К ним относятся:

  • прогнозирование и планирование (разработка оперативных и долгосрочных программ, обеспечение их материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами);
  • организация (формирование структуры системы регулирования, определение функциональных взаимосвязей);
  • руководство (установление правил и нормативов, координация);
  • оперативное распорядительство;
  • контроль.

Специальные функции отражают специфические особенности данного субъекта государственного регулирования (например, техническое и методическое руководство, технический контроль, специальные виды надзора). Кроме того, существуют вспомогательные функции, которые прямо не выражают регулятивное воздействие, а предназначены для обслуживания процесса регулирования в рамках общих и специальных функций (например, делопроизводство). Функции государственного регулирования практически реализуются в методах и формах государственного регулирования.

Под стадиями государственного регулирования понимаются отдельные действия, объективно необходимые для реализации всех функций, отдельные этапы процесса осуществления этих функций, характеризующие последовательность действий в рамках единого целого.

Выделяют следующие стадии:

  • сбор, анализ и обобщение информации, т.е. использование по назначению прямых и обратных связей между субъектами и объектами государственного регулирования;
  • подготовка, разработка и принятие решения, установление норм, правил и основных направлений деятельности (организация функционирования системы государственного регулирования, определение статуса участников отношений, связанных с регулированием предпринимательской деятельности);
  • организация исполнения решения, имеющая своим назначением реализацию содержащихся в нем норм в процессе взаимодействия, взаимоотношений субъекта и объекта государственного регулирования (осуществление оперативного регулирования текущих связей, корректировка решений, оперативное распорядительство и т.п.);
  • контроль за исполнением решения (проверка функционирования объекта в соответствии с целями регулирования).

Сочетание указанных последовательно сменяющихся друг друга стадий, их определенный порядок составляет технологию процесса регулирования. Одновременно каждая из этих стадий также состоит из набора последовательных взаимосвязанных действий, в рамках отдельных форм приобретающих определенную специфику.

Как уже отмечалось, государственное регулирование бизнеса может совмещать прямые (административные) и косвенные (экономические) формы регулирования.

К формам прямого государственного регулирования экономической деятельности относятся государственная регистрация, исполнение обязательств по уплате налогов и неналоговых платежей; лицензирование, соблюдение норм природопользования, санитарии и гигиены, требований по формированию себестоимости выпускаемой продукции, ведению бухгалтерского учета, стандартов, сертификации продукции и услуг, единства измерений, обеспечения качества и безопасности товаров, работ и услуг; соблюдение законодательства о защите прав потребителей и т.д.

Косвенные формы регулирования предполагают предоставление льготных кредитов, дотаций, субсидий, льготный режим налогообложения и т.п.

Налоги – это обязательные безвозмездные платежи (взносы), установленные законодательством и осуществляемые в определенном размере и в определенный срок.

Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим они отличаются от всевозможных сборов, которые, хотя тоже зачисляются в бюджет, должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались.

Дотации – денежные суммы, выделяемые из государственного бюджета для преодоления отраслевых кризисов. Они предоставляются предприятиям, продукция которых имеет социальное, народнохозяйственное или оборонное значение, но затраты на ее изготовление делают производство нерентабельным. За счет дотаций государство поддерживает и относительно низкие цены на отдельные виды товаров.

За годы рыночных реформ государство активизировало усилия на становлении, поддержке и развитии малого предпринимательства. Основные аспекты государственного регулирования в данной сфере сводятся к:

  • формированию инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
  • созданию льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, научно-технических разработок и технологий;
  • учреждению порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления статистической и бухгалтерской отчетности;
  • поддержке внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, в том числе содействию развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
  • организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малого бизнеса.

Важной мерой государственной поддержки субъектов малого предпринимательства является установление государственных гарантий производства и сбыта их продукции. Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют резервирование определенной доли заказов на изготовление отдельных видов продукции, товаров и услуг для государственных нужд и размещение их среди субъектов малого бизнеса.

Субъекты малого предпринимательства в силу своих малых возможностей остро нуждаются в тесной взаимосвязи и взаимодействии с подобными организациями. И здесь поддержка государства является неоценимой. Органы власти обязаны оказывать помощь в организации союзов (ассоциаций) субъектов малого бизнеса, создаваемых в установленном порядке как общественные объединения в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для развития малого предпринимательства, защиты его интересов в органах государственной власти, добросовестной конкуренции.

Обратим особое внимание на виды прямого контроля государства:

  • контроль за размещением и строительством предприятий;
  • контроль бизнеса на основе финансового участия и финансовой помощи;
  • экологический контроль за предпринимательской деятельностью;
  • санитарный контроль;
  • пожарный контроль, устанавливаемый специальными органами МВД России;
  • контроль качества продукции, особенно пищевой и медикаментов;
  • лицензионный контроль;
  • контроль в виде трудового и социального законодательства;
  • антимонопольный контроль;
  • контроль над ценами.

Прямой контроль государства над бизнесом обширен и оправдан, поскольку он затрагивает жизненно важные общественные интересы, и здесь открывается огромное поле деятельности юристам совместно с экономистами. Однако централизованное государственное управление и регулирование часто входит в противоречие с процессами саморегулирования рынка, иллюстрируя свою неэффективность. Современные социально-экономические системы, основанные на самостоятельном формировании бизнес-процессов постепенно могут разрушать иерархические структуры государственного контроля, если он не учитывает и не затрагивает интересы бизнес структур.

  • Алексеева Д. Г., Андреева Л. В. Российское предпринимательское право. М.: Проспект, 2008.

Современные экономические условия вынуждают государство активнее осуществлять государственное регулирование, заниматься развитием предпринимательства. Все это осуществляется в связи с трансформацией самого предпринимательства и его взаимодействием с государством, в том числе меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской среды является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование как экономики в целом, так и предпринимателей в частности. Государство имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе развития, выполняя свои экономические и социальные обязательства. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:

  • разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;
  • повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;
  • ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий;
  • создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке;
  • обеспечение макроэкономического равновесия посредством налоговой, бюджетной, антиинфляционной, денежно-кредитной политики;
  • формирование эффективной и конкурентоспособной структуры национальной экономики посредством сочетания текущих и перспективных направлений развития экономики (на практике достигаемой посредством структурно-инвестиционной и научно- технической политики);
  • поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов, достигаемого посредством высокой трудовой занятости населения и развития самозанятости.

Основой правового регулирования предпринимательской среды являются принципы государственного регулирования в области осуществления такой политики. Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм российской государственности в сфере предпринимательства.

  • 1. Принцип законности. Главное в содержании этого принципа - требование соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке. Принцип законности - основа функционирования государства в целом и предпринимательской деятельности в частности.
  • 2. Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм.
  • 3. Принцип справедливости. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности.
  • 4. Принцип взаимной ответственности государства и хозяйствующих субъектов. При этом основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Похожие статьи

© 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.