Первый магистральный газопровод в ссср. Украина была первой из республик ссср, которая добывала газ или как украина газ поставляла в россию

По поводу истерик идиотов и спекулянтов о выкачанных из галичанских запасов необъятныъ объемах газа, которым до 1967 года обогревали весь СССР. Даже в период расцвета на всю Украину было 35 млрд кубов - сейчас этого Украине на полгода жизни.

Газо-энергетическая отрасль ранее единого государства возникла еще в тридцатые годы 20 века, одним из центров ее зарождения была Украина. Массовое сооружение газопроводов началось во время и сразу после Второй мировой войны. Введенный в эксплуатацию в 1946-м магистральный газопровод Саратов-Москва из труб диаметром 325 мм и протяженностью 800 км явился первым в своем классе. Затем были построены крупнейшие магистрали: Дашава-Киев-Москва (1300 км).Наиболее крупными газотранспортными системами СССР шестидесятых годов были система Средняя Азия - Центр из труб диаметром 1020 и 1220 мм общей протяженностью около 5500 км и пропускной способностью 25 млрд. куб. м в год; экспортный газопровод «Союз» длиной 2750 км, а в 1984 году был сооружен наибольший по протяженности в мире газопровод Западная Сибирь - Франция. К 1950 году из 85 млрд. куб. м промышленных запасов (разведанных и освоенных) СССР на Украину приходилось 35 млрд. куб. м, на РСФСР - 42 млрд. куб. м.
статистика газодобычи в Украине, начиная с 1960 года:
Млрд. куб. м
1960 г. 14,3
1970 г. 60,9
1980 г. 56,7
1990 г. 28,1
2000 г. 18 и далее примерно по 18-20 млрд в год. С Востока (Шебелинка) под Харьковом и Полтавой.

С годами темпы трубопроводного строительства резко повысились.

Так, газопровод Саратов-Москва строился 2,5 года, Дашава-Киев - 2 года; первая очередь газопровода Бухара-Урал протяженностью 2200 км с диаметром труб 1020 мм была построена в течение 2 лет, а первая очередь газопровода Средняя Азия - Центр протяженностью более 2700 км с диаметром труб 1020 мм сооружена за 1,5 года.

Наиболее известен газопровод Уренгой-Помары-Ужгород, который был построен в 1983 году. Протяженность этого магистрального газопровода - 4451 км, 1160 км которого проходят по территории Украины. Мощность его - 27,9 млрд. куб. м газа в год (проектная мощность - 32 млрд. куб. м в год). На трассе газопровода находятся девять компрессорных станций.

Сейчас общее внимание привлечено к ямальскому проекту, который сопряжен с белорусской газовой системой. Газопровод Ямал-Европа замышлялся как стратегический, призванный создать гибкую схему транспортировки российского газа в Европу. Протяженность экспортного маршрута должна составить 4,1 тыс. км (от месторождений Ямала через Ухту и Торжок, по территории Белоруссии и Польши в Германию), а мощность к 2010 году планируется довести до 65,7 млрд. куб. м газа в год, запроектировано 29 компрессорных станций.

К 1999 году участки газопровода на территории Польши, Германии и Белоруссии были введены в эксплуатацию, в октябре 2001 года в Голландию поступил первый российский газ. Предполагается продлить трассу Бованенково-Ухта-Торжок через Белоруссию и восточную границу Германии. Конечная стоимость проекта - около 36 млрд. долл.

Общая протяженность магистральных газопроводов в СССР к 1970 году достигла 70 тыс. км. Мощные магистральные газопроводы экономически высоко эффективны, поэтому тенденция была направлена на увеличение их диаметра. Если к 1968 году максимальный диаметр труб, применяемый в США, составлял 1067 мм, в СССР - 1420 мм, средний диаметр в СССР 674 мм, в США - 410 мм. Строительство мощных газопроводов потребовало организации газовых промыслов с ежегодной добычей газа 50-100 млрд. куб. м. Суточная производительность скважины составляла 2-3 млн. куб. м. Вместе с тем следует отметить, что темпы развития магистрального транспорта газа и освоения новых месторождений в последнее десятилетие снизились: например, на газопроводе Ямал-Европа в 1996 году был введен лишь участок в 117 км, в 2002-м - 67 км.

Газотранспортная система всех стран СНГ в суммарных показателях уступает по мощности российской газотранспортной системе примерно вдвое (77,7 тыс. км газопроводов против 150,2 тыс. км). Однако практически все страны СНГ обладают магистральными газопроводами, по которым газ перекачивается от месторождений к потребителям в третьи страны.

Поэтому без использования газотранспортной системы стран СНГ ОАО «Газпром» лишает себя большей части зарубежного рынка. Этим транзитным потенциалом стран СНГ и объясняется интерес к ним со стороны «Газпрома».

Газовые мощности Украины представляют для «Газпрома» и самостоятельный интерес: внутреннее потребление газа на Украине составляет ежегодно около 75 млрд. куб. м. В энергетическом балансе этой страны газ занимает 41%. Из общего объема потребления на промышленные объекты приходится около 60%. Остальные 40% - доля населения и коммунально-бытовых потребителей. Всего в стране газифицировано более 85 тыс. предприятий и организаций и 16,1 млн. квартир. Газовый баланс Украины на 2005 год складывается из 20,1 млрд. куб. м собственной добычи, более 36 млрд. куб. м поставок из Средней Азии (в основном Туркмении) и около 23 млрд. куб. м, поставляемых «Газпромом». 5 млрд. куб. м газа Украина экспортирует сама.

Общая протяженность газопроводов Украины составляет 283,2 тыс. км, из них 246,1 тыс. км - распределительные сети и 37,1 тыс. км - магистральные трубопроводы, в том числе 14 тыс. км - трубопроводы крупнейшего диаметра (1020-1420 мм). Система объединяет 72 компрессионные станции (122 компрессорных цеха) и 13 подземных хранилищ с самым большим в Европе после России активным объемом газа - более 32 млрд. куб. м, или 21,3% от общеевропейской активной емкости. Украинские газопроводы соединены с магистральными сетями всех сопредельных государств: России, Белоруссии, Молдавии, Румынии, Польши, Венгрии и Словакии. Пропускная способность системы на входе составляет 290 млрд. куб. м в год, на выходе - 175 млрд. куб. м. Через систему газопроводов Украины осуществляется транзит российского газа в страны Европы, а также в южные регионы России. В 2007 году через украинские газопроводы в Европу было прокачано 120 млрд. куб. м российского газа.

К основным транзитным странам, через территорию которых российский газ поступает к потребителям, помимо Украины можно отнести Беларусь и Грузию. Через них поставляется порядка 225 млрд. куб. м газа. Именно поэтому «Газпром» для обеспечения поставок заинтересован в установлении контроля над газотранспортными системами.В течение ближайших 5 лет объемы экспорта удвоятся за счет восточных направлений, а потом и морских трубопроводов на юг и запад. Только один завод сжиженного газа на Дальнем Востоке сразу захватил 7% мирового рынка.

Общая протяженность газовых сетей в Белоруссии более 30 тыс. км (до 1992 года протяженность составляла 14 тыс. км). Эксплуатируется 7,1 тыс. км магистральных газопроводов и газопроводов-отводов, два подземных хранилища газа емкостью 1 млрд. куб. м, более 30 тыс. км сетей, шесть компрессорных и семь измерительных станций. За последние 10 лет в Белоруссии газифицировано 50 районных центров, включая 13 центров в загрязненных из-за аварии на Чернобыльской АЭС, 40 городов, 39 городских поселков, а общая протяженность газовых сетей увеличилась более чем в два раза, ежегодный прирост газопроводов - до 1,6 тыс. км. Доля газификации жилого фонда природным газом в Белоруссии сейчас составляет 58,2%. Газифицировано природным газом свыше 2 млн. квартир, однако доля газификации в городах 90%, а в сельской местности - лишь 10%.
Газовая система Украина-Россия построена в 50-70-х годах прошлого века как единое целое, ее обособление приводит к ухудшению параметров системы и снижению надежности экспорта природного газа в Европу. Цены на природный газ - продукт политических согласований, в которых энергетическая безопасность играет первостепенную роль. И устраивать ежегодные склоки смертельно опасно для зависимой стороны.

В ЖЖ искать по адресу: http://mikle1.livejournal.com/322258.html

Музей истории первого в мире газопровода March 23rd, 2016

Я уже писал, что мне удалось побывать в . На территории центра расположен музей , посвященный истории первого в мире магистрального газопровода . Музей был создан в 2012 году и в его экспозиции представлены документальные материалы строительства и эксплуатации первого газопровода «Саратов — Москва» и первой в стране трансконтинентальной системы газопроводов «Средняя Азия — Центр». Также в музее имеются интерактивные панно, посвященные современной деятельности ОАО «Газпром» и ООО «Газпром трансгаз Саратов».
Давайте заглянем внутрь музея.

Прежде, чем побывать в музее, давайте ознакомимся с историей данного газопровода .
Первый в мире газопровод - это газопровод Саратов-Москва. И создан он был благодаря открытию в 30-х годах 20 века нефтегазового месторождения на территории нынешней Елшанки. Это сейчас там расположена часть Саратова, а в то время эта территория представляла собою сплошную степь.
Вот расположение месторождения.

2.


Фото взято на mosgorshop.ru

В 1941 году в этом районе была пробурена первая газовая скважина, а вторая скважина появилась уже в июне 1942 года. Обе они оказались высопродуктивными и это позволило ученым сделать вывод об открытии месторождения с промышленными запасами природного газа.А уже в сентябре 1942 года было принято решение о разработке месторождения. И первые кубометры газа были поданы по только что сооружённому газопроводу «Елшанка - Саратов» уже в октябре 1942 года.
А в конце 1944 года было принято решение о строительстве 843-километрового газопровода «Саратов — Москва» . Чтобы обеспечить столицу газом.
11 июля 1946 года - именно в этот день газопровод, построенный в кратчайшие сроки, вступил в строй. Газопровод протяженностью 843 км проложен по территориям Саратовской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской и Московской областей. Именно из этого газопровода выросла газовая отрасль страны.

3. Схема газопровода « Саратов-Москва »

Само Елшанско-Курдюмское месторождение было исчерпано уже к 1967 году и сейчас наш трубопровод служит лишь для транзита газа из Средней Азии в центральную часть России. Т.е. сейчас трубопровод является частью трубопровода « Средняя Азия - Центр » , проходящего через территории Туркменистана, Узбекистана, Казахстана и России.

4.Схема проекта Прикаспийского газопровода и газопровода «Средняя Азия — Центр»

Но давайте вернемся в музей. Благо посмотреть тут есть на что.
Музей состоит из 3-х залов. Первый зал посвящен 40-50-м годам 20 века и показывает историю строительства газопровода « Саратов-Москва » и показывающий , как зарождалась газовая отрасль .
5.

В этом зале мы можем видеть макет Елшанской вышки.
6. Макет Елшанской вышки


7. Макет Елшанской вышки с другой стороны

8. Здесь также показан макет-диорама строящегося газопровода.

Газопровод строился вручную. Сначала мотыгами делали борозды, а потом уже по бороздам строили газопровод. Работали днем и ночью. Причем работала в основном молодежь, в частности 16-ти и 17-ти юноши, обманом привезенные сюда вместо обещанного фронта из Волыни (нынешняя Украина).
Уже в процессе строительства газ шел с большим трудом, так как при опрессовке труб использовали грязную воду и это препятствовало прохождению газа.
9.


Также в этом зале можно увидеть макет автомобиля ГАЗ АА (в простонародии полуторка), которая была переоборудована для работы на природном газе и совершила свой рейс от Елшанки до Саратова. Также зал представлен личными вещами, рабочими документами, домашней утварью и другими предметами строителей-первопроходцев газопровода и поселка Елшанка. В частности, основных родоначальников газопровода Бориса Андреевича Можаровского и И.И. Енгуразова. Здесь же показана реконструкция комнаты быта жителя Елшанки 40-50-х годов, все вещи в которой настоящие.
Комната быта жителя Елшанки 40-50-х годов
10.

Здесь же висят стенды с самыми значительными датами и информацией о людей, принивяших самое значимое действие в строительстве газопровода.
11.

12.

Следующий зал посвящен 60-70-м годам - годам строительства первой в мире трансконтинентальной системы газопровода «Средняя Азия-Центр». Здесь можно увидеть инструменты, которыми работали в то время в процессе обслуживания газопровода. Например, можно увидеть телефонный коммутатор того времени, арифмометр (прообраз современного калькулятора), граммофон и керогаз.
13.

Портреты

Конечно же, в этом зале также представлены личные вещи первопроходцев газопровода «Средняя Азия-Центр». А также в зале показаны подарки и сувениры от представителей тех стран Средней Азии, по территории которых проходит газопровод.
14.

15. И карта-схема направления движения газа от песков Каракума до Москвы - как же без нее в этом зале.

16. А здесь на переднем плане расположился тот самый телефонный коммутатор.

17. Еще один вид на схему газопровода.

3-й зал - это настоящее . Настоящая история предприятия "Газпромтрансгаз Саратов", а ныне "Газпром трансгаз Саратов". В этом зале показан вся современная деятельность предприятия, подарки, приуроченные к знаменательным датам предприятия, информация о предприятиях ЛПУ.

18. Светодиодное панно «Династии» в зале Современность


А также расположена электронная книга почета "Газпром трансгаз Саратов", в которой указаны особо значимые для предприятия фамилии.
Особенность зала - электронный гид-путеводитель, предназначенный для самостоятельной работы посетителей. В этом гиде представлена вся информация о предприятии: от прошлого по настоящее.
19.

Фишкой музея можно назвать амфитеатр для демонстрации различных фильмов. Амфитеатр состоит из 2-х ярусов: нижнего (это посадочные места) и верхнего (это барабан с временной лентой и с фотофрагментами о деятельной из прошлого и настоящего предприятия).
20.

Здесь не только показывают фильмы, но и проводят различные лекции, семинары и беседы, предназначенные для коллектива предприятия, а также проводят встречи с посетителями.
21.

Спасибо за экскурсию

Имеют более чем полувековую историю. Началось строительство с освоения нефтяных месторождений Баку и Грозного. Сегодняшняя карта газопроводов России насчитывает почти 50 тыс. км магистральных трубопроводов, по которым прокачивается большая часть российской нефти.

История газопроводов России

Трубопроводный в России начали активно развивать еще в 1950 году, что было связано с разработкой новых месторождений и возведением в Баку. Уже к 2008 году количество транспортируемой нефти и нефтепродуктов достигало 488 млн. тонн. По сравнению с 2000 годом показатели увеличились на 53%.

Ежегодно газопроводы России (схема актуализируется и отражает все магистрали) растет. Если в 2000 году длина составляла 61 тыс. км, в 2008 уже равнялась 63 тыс. км. К 2012 году значительно расширились магистральные газопроводы России. Карта отображала около 250 тыс. км трубопровода. Из них 175 тыс. км составляла длина газопровода, 55 тыс. км - длина нефтепровода, 20 тыс. км - длина нефтепродуктопровода.

Газопроводный транспорт России

Газопровод - это инженерная конструкция трубопроводного транспорта, которую используют для транспортировки метана и природного газа. Подача газа осуществляется с помощью избыточного давления.

Сегодня трудно поверить в то, что РФ (на сегодня крупнейший экспортер «голубого топлива») изначально зависела от сырья, купленного за границей. В 1835 году в Санкт-Петербурге был открыт первый завод по добыче «голубого топлива» с системой распределения от месторождения до потребителя. На этом заводе добывался газ из заграничного каменного угля. Спустя 30 лет такой же завод построили в Москве.

Из-за дороговизны строительства газовых труб и импортного сырья первые газопроводы России были небольших размеров. Трубопроводы производили больших диаметров (1220 и 1420 мм) и с большой протяжностью. С освоением технологий месторождения природного газа и его добычей размеры «голубых рек» в России стали стремительно увеличиваться.

Крупнейшие газопроводы России

«Газпром» - крупнейший оператор «газовой артерии» в России. Основными видами деятельности корпорации являются:

  • геологические разведки, добыча, перевозка, хранение, переработка;
  • производство и продажа тепла и электроэнергии.

На данный момент существуют такие действующие газопроводы:

  1. «Голубой поток».
  2. «Прогресс».
  3. «Союз».
  4. «Северный поток».
  5. «Ямал-Европа».
  6. «Уренгой-Помары-Ужгород».
  7. «Сахалин-Хабаровск-Владивосток».

Так как в развитии нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей сферы заинтересованы многие инвесторы, инженеры активно разрабатывают и строят все новые крупнейшие газопроводы России.

Нефтепроводы РФ

Нефтепровод - это инженерная конструкция трубопроводного транспорта, которую используют для транспортировки нефти от места добычи к потребителю. Существуют два вида трубопроводов: магистральные и промысловые.

Самые крупные магистрали нефтепровода:

  1. «Дружба» - одна из крупных трасс Российской империи. Сегодняшний объем производства равен 66,5 млн. тонн в год. Магистраль проходит от Самары через Брянск. В городе Мозырь «Дружба» делится на два участка:
  • южная магистраль - проходит через Украину, Хорватию, Венгрию, Словакию, Чехию;
  • северная магистраль - через Германию, Латвию, Польшу, Белоруссию и Литву.
  1. Балтийская трубопроводная система - это система нефтепроводов, которая соединяет место добычи нефти с морским портом. Мощность такой магистрали составляет 74 млн. тонн нефти в год.
  2. Балтийская трубопроводная система-2 - это система, которая связывает нефтепровод «Дружба» с российскими портами на Балтике. Мощность составляет 30 млн. тонн в год.
  3. Восточный нефтепровод соединяет место добычи Восточной и Западной Сибири с рынками США и Азии. Мощность такого нефтепровода достигает 58 млн. тонн в год.
  4. Каспийский трубопроводный консорциум - это важный международный проект с участием крупнейших нефтедобывающих компаний, созданный для строительства и эксплуатации труб длиной 1,5 тыс. км. Рабочая мощность составляет 28,2 млн. тонн в год.

Газопроводы из России в Европу

Россия в Европу может поставлять газ тремя способами: через украинскую газотранспортную систему, а также через газопроводы «Северный поток» и «Ямал-Европа». В том случае, если Украина окончательно прекратит сотрудничество в Российской Федерацией, поставки "голубого топлива" в Европу будут осуществлять исключительно газопроводы России.

Схема подачи метана в Европу предполагает, например, такие варианты:

  1. «Северный поток» - это газопровод, который соединяет Россию и Германию по дну Балтийского моря. Трубопровод обходит транзитные государства: Белоруссию, Польшу и «Северный поток» был введен в эксплуатацию относительно недавно - в 2011 году.
  2. «Ямал-Европа» - длина газопровода составляет более двух тысяч километров, трубы проходят по территории России, Белоруссии, Германии и Польши.
  3. «Голубой поток» - газопровод соединяет Российскую Федерацию и Турцию по дну Черного моря. Длина его равняется 1213 км. Проектная мощность составляет 16 млрд. кубометров в год.
  4. «Южный поток» - трубопровод поделен на морские и сухопутные участки. Морской участок проходит по дну Черного моря и соединяет Российскую Федерацию, Турцию, Болгарию. Длина участка составляет 930 км. Сухопутный участок проходит по территории Сербии, Болгарии, Венгрии, Италии, Словении.

«Газпром» заявил, что в 2017 году будет повышена цена на газ для Европы на 8-14%. Российские аналитики утверждают, что объем поставок в этом году будет больше чем в 2016 году. Доход газовой монополии РФ в 2017 году может вырасти на 34,2 млрд. долларов.

Газопроводы России: схемы импорта

Страны ближнего зарубежья, которым Россия поставляет газ, включают в себя:

  1. Украину (объем продаж составляет14,5 млрд куб. м.).
  2. Беларусь (19,6).
  3. Казахстан (5,1).
  4. Молдову (2,8).
  5. Литву (2,5).
  6. Армению (1,8).
  7. Латвию (1).
  8. Эстонию (0,4).
  9. Грузию (0,3).
  10. Южную Осетию (0,02).

Среди стран дальнего зарубежья российским газом пользуются:

  1. Германия (объем поставок составляет 40,3 млрд куб. м.).
  2. Турция (27,3).
  3. Италия (21,7).
  4. Польша (9,1).
  5. Великобритания (15,5).
  6. Чехия (0,8) и другие.

Поставка газа в Украину

В декабре 2013 года «Газпром» и «Нафтогаз» подписали дополнение к контракту. В документе была указана новая «скидочная» цена, на треть меньше прописанной в контракте. Договор вступил в силу 1 января 2014 года, и должен продлеваться каждые три месяца. Из-за долгов за газ «Газпром» отменил скидку в апреле 2014 года, и уже с 1 апреля цена выросла, составив 500 долларов за тыс. кубометров (стоимость со скидкой составляла 268,5 долларов за тыс. кубов).

Планируемые к возведению газопроводы в России

Карта газопроводов России на стадии разработки включает в себя пять участков. Не реализован проект «Южного потока» между Анапой и Болгарией, строится «Алтай» - это газопровод между Сибирью и Западным Китаем. Прикаспийский газопровод, который будет поставлять природный газ с Каспийского моря, в перспективе должен проходить через территорию РФ, Туркменистан и Казахстан. Для поставок из Якутии в страны Азиатско-Тихоокеанского региона строится еще одна трасса - «Якутия-Хабаровск-Владивосток».


Сейчас даже школьник знает, что основным источником газообразного углеводородного сырья в нашей стране являются месторождения Крайнего Севера, расположенные главным образом на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. И перед лицом этой мощи Газпрома уже почти забылся тот факт, что впервые крупномасштабная добыча природного газа с последующей дальней транспортировкой по трубопроводу была организована вовсе не в Сибири, а на территории Среднего Поволжья.


«Второе Баку»

В 30-е годы ХХ века было начато промышленное освоение огромного нефтеносного района СССР между Волгой и Уралом. С легкой руки геологов-теоретиков эта территория получила неофициальное название «Второе Баку». Уже на первых порах переработчики столкнулись с одной немаловажной проблемой: как утилизировать нефтяные газы, которые всегда присутствуют в подземных породах, а при вскрытии пласта устремляются на поверхность вместе с жидкими компонентами.
На разных месторождениях процент содержания газа в нефти оказывался всегда различным. В основном его концентрация была достаточно небольшой, и она не мешала добыче черного золота. Однако на некоторых промыслах объемы природного газа в пластах оказывались настолько громадными, что он просто не давал нефти выходить из скважины. Такие месторождения записывались в геологические карты уже как нефтегазовые. При этом в 1930-е годы в течение многих лет они практически никак не использовались, находясь в законсервированном состоянии.
Что же касается попутного природного газа, получаемого при разработке нефтяных месторождений, то он в то время считался отходом производства и банально сжигался в факелах, которые порой и по сей день можно увидеть близ наших нефтеперерабатывающих заводов.
Правда, в 1930-х годах на некоторых промыслах Азербайджана были попытки использовать это полезное ископаемое в качестве топлива, для чего сооружались небольшие внутризаводские газопроводы, но промышленного значения такой опыт тогда не имел. Уже в те годы геологи и нефтехимики не раз пытались обратить внимание руководства промышленных отраслей на тот факт, что рациональное использование природного газа способно принести стране не меньшие доходы, чем переработка нефти и добыча угля. Однако к мнению специалистов долгое время никто не прислушивался – до тех пор, пока сделать это не заставила суровая необходимость. Началась Великая Отечественная война.


Никому не нужный природный газ

Раньше природный газ просто сжигался
В течение первых военных месяцев в Куйбышеве (ныне Самара), который в то время имел статус «второй столицы СССР», остро встала проблема скорейшей газификации промышленных предприятий, а также всей социальной сферы города. Дело в том, что из-за оккупации фашистами Донбасса на Куйбышевскую ГРЭС и Безымянскую ТЭЦ прекратилась поставка донецкого угля марки АШ. И хотя еще с ноября 1941 года оба предприятия перешли на снабжение углем, добываемым в районе Караганды, уже вскоре выяснилось, что это топливо плохо соответствует технологическим требованиям, предъявляемым к нему электростанциями.
В частности, в казахстанском угле было слишком много пустой породы, и к тому же он поступал в открытых вагонах, из-за чего оказывался смерзшимся и перемешанным со снегом. Поэтому руководство располагавшегося в Куйбышеве Управления особого строительства НКВД СССР (сокращенно УОС, или Особстрой), главной задачей которого было возведение на Безымянке крупных авиационных заводов и других предприятий оборонного характера, постоянно отвлекалось от возведения этих объектов. На железнодорожную станцию отправляли большие бригады заключенных, которые кирками и ломами разбивали смерзшуюся массу угля в вагонах – в противном случае разгрузить их не было никакой возможности.
Эти и другие трудности в конце 1941 – начале 1942 годов заставили руководство советской авиационной отрасли, к которой относились наиболее важные куйбышевские заводы, искать альтернативные источники энергоснабжения промышленных предприятий. Выход был найден в переводе Куйбышевской ГРЭС и БТЭЦ на сжигание природного газа, значительные запасы которого к тому времени были разведаны на границе Куйбышевской и Оренбургской областей – в окрестностях городов Похвистнево и Бугуруслан.
В конце 1930-х годов на огромных пространствах Среднего Поволжья проводились масштабные геологоразведочные работы по поиску нефти. Однако в Оренбуржье вместо месторождений черного золота буровые станки зачастую вскрывали подземные пласты с крупными запасами природного газа. Тогда это природное сырье для промышленности не представляло интереса. Все скважины, в которых не нашли нефти, забили, а в народно-хозяйственных планах начало какой-либо эксплуатации похвистневских и бугурусланских газовых месторождений было отодвинуто на неопределенный срок.
Вспомнить об этом источнике природного газа хозяйственникам пришлось в напряженное время Великой Отечественной войны. После обсуждения ряда вариантов для бесперебойного снабжения предприятий Безымянки топливом было решено в кратчайшие сроки построить гигантский по тем временам газопровод, по которому подавать сырье в резервную столицу СССР из западных районов Оренбургской области.


Сталин дал приказ

Укладка газопроводных труб производилась вручную. 1942 год
Вопрос об обеспечении оборонных предприятий топливом решался на уровне председателя Государственного Комитета Обороны СССР (ГКО СССР) Иосифа Сталина, который подписал секретное постановление №1563с от 7 апреля 1942 года «О строительстве газопровода Бугуруслан – Куйбышев». Согласно этому документу, транспортировка топлива по трассе должна была начаться уже в ближайшем декабре. Первоначальная пропускная способность трубопровода определялась в размере 150 миллионов кубометров газа в год, но уже к третьему кварталу 1943 года добытчики обязаны были выйти на прокачку через него 220 миллионов кубометров.
В соответствии с названным выше правительственным постановлением 20 мая 1942 года в городе на Волге было создано Управление строительства газопровода Бугуруслан – Куйбышев. Однако, несмотря на все усилия строителей, ввести трассу в эксплуатацию в 1942 году так и не удалось. Не хватало рабочей силы, особенно в первые месяцы, и поэтому на прокладку газопровода были переброшены 3000 заключенных из Безымянлага УОС НКВД СССР, которые до этого возводили авиационные заводы в Куйбышеве.
Зимой 1942-1943 годов из Баку в Куйбышевскую область срочно командировали 800 квалифицированных нефтяников, до того уже имевших немалый опыт в прокладке трубопроводов. А чтобы еще больше увеличить темпы сооружения важнейшего объекта, по приказу ГКО СССР в соседней Башкирии начался демонтаж нефтепровода Ишимбаево – Уфа, трубы от которого затем перевозились в Бугуруслан и далее распределялись по будущей трассе. Основной участок топливной магистрали (Куйбышев – Похвистнево) протяженностью 160 километров был введен в эксплуатацию 15 сентября 1943 года. А в конце декабря того же года к трубе подключили также и отрезок трасы от Бугуруслана до Похвистнева, после чего общая длина газопровода достигла 180 километров. Эта магистраль и стала самым первым в СССР газопроводом промышленного значения.
Параллельно с подключением электростанций к трассе шло строительство еще одного ее участка, протянувшегося до Красноглинского района, где также находилось много оборонных предприятий. Уже 31 декабря 1943 года вступил в строй участок топливной магистрали от Безымянки до Мехзавода протяженностью 5,6 километра. В общей сложности с сентября 1943 года по июль 1945-го энергетические предприятия Куйбышева получили по новому газопроводу 260 миллиардов кубометров природного газа, что оказалось равноценно 370 тысячам тонн каменного угля.

Начало массовой газификации

Тогда подсчитали, что благодаря этой газовой магистрали железнодорожники высвободили от перевозки угля 20 тысяч вагонов, которые в трудное военное время были остро необходимы стране для перевозки оборонных грузов. Во второй половине 1945 года Куйбышевская ГРЭС и Безымянская ТЭЦ с газового топлива перешли на сжигание сырой нефти, которая к тому времени стала сюда поступать по нефтепроводу из района Зольного. Еще в годы Великой Отечественной войны, после того как природный газ подали в котлы энергетических предприятий, началась также и массовая газификация жилых домов и социальных объектов Куйбышева и области – даже раньше, чем в Москве и Ленинграде. К 1950 году протяженность внутригородских сетей в области превысила 200 километров. В том году в области насчитывалось уже около 10 тысяч газифицированных квартир. Так волжский город стал пионером бытовой газификации в СССР.
Валерий ЕРОФЕЕВ

В настоящее время основным источником газообразного углеводородного сырья в нашей стране являются месторождения Крайнего Севера, расположенные, главным образом, на территории Ямало-Ненецкого национального округа. Однако не все знают, что впервые крупномасштабная добыча природного газа с целью использования его в промышленности и в быту была организована вовсе не в Сибири, а на территории Среднего Поволжья. И вот уже более 60 лет Самарская область занимает передовые позиции не только в разработке газовых месторождений, но и в деле практического использования «голубого топлива».

Великая Отечественная война подтолкнула к использованию природного газа. Из-за оккупации фашистами Донбасса на Куйбышевскую ГРЭС и БТЭЦ прекратилась поставка донецкого угля марки АШ. Возникла необходимость в альтернативном топливе.

Никому не нужный природный газ

Во второй половине 30-х годов ХХ века в Сызранском районе была начата промышленная разработка нефтяных месторождений. Позже значительные запасы «черного золота» были обнаружены на территории Самарской Луки и в Куйбышевском Заволжье. При этом уже на первых порах переработчики столкнулись с одной немаловажной проблемой: как утилизировать нефтяные газы, которые всегда присутствуют в подземных породах и при вскрытии пласта устремляются на поверхность вместе с жидкими нефтяными компонентами?

На разных месторождениях процент содержания газа в нефти оказывался всегда различным. В основном его концентрация была небольшой и не могла мешать добыче «черного золота», однако на некоторых промыслах объемы природного газа в пластах оказывались настолько громадными, что он просто не давал нефти выходить из скважины.

Такие месторождения записывались в геологические карты уже не как нефтяные, а как нефтегазовые. При этом в 30-е годы в течение ряда лет они практически никак не использовались, находясь в законсервированном состоянии. Что же касается попутного природного газа, получаемого при разработке нефтяных месторождений, то он в то время считался отходами производства и сжигался в факелах, которые и по сей день можно увидеть на некоторых самарских месторождениях. Правда, в 30-х годах на некоторых промыслах Азербайджана были попытки использовать попутный газ в качестве топлива, для чего сооружались внутризаводские газопроводы, но промышленного значения этот опыт тогда не имел.

Веская причина

Уже в те годы геологи и нефтехимики не раз пытались обратить внимание руководства промышленных отраслей на тот факт, что рациональное использование природного газа способно принести стране не меньшие доходы, чем переработка нефти и добыча угля. Однако к мнению специалистов долгое время никто не прислушивался: до тех пор, пока сделать это не заставила суровая необходимость — началась Великая Отечественная война.

Еще в самые первые ее месяцы в Куйбышеве, который в то время имел статус «второй столицы СССР», остро встала проблема скорейшей газификации промышленных предприятий, а также всей социальной сферы. Дело в том, что из-за оккупации фашистами Донбасса на Куйбышевскую ГРЭС и БТЭЦ прекратилась поставка донецкого угля марки АШ. И хотя еще с ноября 1941 года обе станции перешли на снабжение углем, добываемым в районе Караганды, уже вскоре выяснилось, что это топливо плохо соответствует технологическим требованиям, предъявляемым к нему ТЭЦ. В частности, в казахстанском угле было слишком много пустой породы, к тому же он поступал в открытых вагонах, из-за чего оказывался смерзшимся и перемешанным со снегом. Поэтому руководство располагавшегося в Куйбышеве Управления особого строительства НКВД СССР (сокращенно — УОС или Особстрой), главной задачей которого было возведение на Безымянке крупных авиационных заводов и других предприятий оборонного характера, оказывалось вынужденным постоянно отвлекаться от возведения этих объектов. На железнодорожную станцию отправляли большие бригады заключенных, которые кирками и ломами разбивали смерзшуюся массу угля в вагонах — в противном случае разгружать их не было никакой возможности.

Эти и другие трудности в конце 1941 — начале 1942 года заставили руководство области и всей советской авиационной отрасли, к которой относились наиболее важные куйбышевские заводы, искать альтернативные источники энергоснабжения промышленных предприятий. Выход был найден в переводе Куйбышевской ГРЭС и Безымянской ТЭЦ на сжигание природного газа, значительные запасы которого к тому времени были разведаны на границе Куйбышевской и Оренбургской областей — в окрестностях городов Похвистнево и Бугуруслана.

В конце 30-х годов в этих местах, как и во многих других точках Среднего Поволжья, проводились геологоразведочные работы на нефть, однако вместо «черного золота» буровые станки здесь вскрыли подземные пласты с крупными запасами природного газа. Тогда скважины были забиты, а в народнохозяйственных планах начало какой-либо эксплуатации похвистневских и бугурусланских газовых месторождений было отнесено на неопределенное будущее.

Первый в СССР газопровод

Вспомнить об этом источнике природного газа хозяйственникам пришлось в самое напряженное время Великой Отечественной войны. После обсуждения ряда вариантов для бесперебойного снабжения предприятий Безымянки топливом было решено в кратчайшие сроки проложить гигантский по тем временам газопровод, по которому газ можно было бы подавать в запасную столицу СССР из западных районов Оренбургской области.

Вопрос решался на уровне председателя Государственного комитета обороны СССР (ГКО СССР) Иосифа Сталина, который подписал секретное постановление № 1563с от 7 апреля 1942 года «О строительстве газопровода Бугуруслан—Куйбышев». Согласно этому документу, транспортировка топлива по трассе должна была начаться уже в декабре 1942 года. Первоначальная пропускная способность трубопровода определялась в размере 150 млн кубометров газа в год, но уже к третьему кварталу 1943 года добытчики обязаны были выйти на прокачку через него 220 млн кубометров.

В соответствии с правительственным постановлением 20 мая 1942 года в областной столице было создано Управление строительства газопровода Бугуруслан—Куйбышев. Но несмотря на все усилия строителей, ввести трассу в эксплуатацию в 1942 году так и не удалось. На стройплощадках остро не хватало рабочей силы, особенно в первые месяцы, и поэтому на прокладку газопровода были переброшены 3 тыс. заключенных из Безымянлага УОС НКВД СССР, которые до этого были заняты на возведении авиационных заводов в Куйбышеве. Кроме того, зимой 1942-1943 годов из Баку в Куйбышевскую область срочно командировали 800 квалифицированных нефтяников, до этого уже имевших немалый опыт в прокладке трубопроводов. А чтобы еще больше увеличить темпы сооружения этого важнейшего объекта, по приказу ГКО СССР в соседней Башкирии начался демонтаж нефтепровода Ишимбаево—Уфа, трубы от которого затем перевозились в Бугуруслан и затем распределялись по будущей трассе.

Основной участок топливной магистрали между Куйбышевом и Похвистневом протяженностью 160 км был введен в эксплуатацию 15 сентября 1943 года. С этого дня ведет отсчет своей истории первое отечественное газотранспортное предприятие, которое сегодня, после неоднократной смены названия, именуется ООО «Газпром трансгаз Самара». А в конце декабря того же года к трубе подключили отрезок трассы от Бугуруслана до Похвистнева, после чего общая длина газопровода достигла 180 км. В то время эта газовая магистраль была крупнейшей в СССР.

Параллельно с подключением Куйбышевской ГРЭС и Безымянской ТЭЦ к газопроводу шло строительство еще одного его участка, протянувшегося до Красноглинского района, где также находилось много оборонных предприятий. Уже 31 декабря 1943 года вступил в строй участок топливной трассы от Безымянки до Мехзавода протяженностью 5,6 км. В общей сложности с сентября 1943 года по июль 1945 года энергетические предприятия Куйбышева получили по новому газопроводу 260 млрд кубометров природного газа, что оказалось равноценно 370 тыс. тонн каменного угля. Тогда же было подсчитано, что благодаря этой газовой магистрали железнодорожники в те годы высвободили от перевозки угля 20 тыс. вагонов, которые в трудное военное время были остро необходимы стране для перевозки оборонных грузов. Но во второй половине 1945 года Куйбышевская ГРЭС и Безымянская ТЭЦ с газового топлива перешли на сжигание сырой нефти, которая к тому времени стала поступать сюда по нефтепроводу из района Зольного.

Еще в годы войны, после того как природный газ подали в котлы энергетических предприятий, началась массовая газификация жилых домов и социальных объектов Куйбышева и области — раньше, чем в Москве и Ленинграде. К 1950 году протяженность внутригородских газовых сетей в области превысила 200 км. В том году в области насчитывалось около 10 тыс. газифицированных квартир. Их число стало расти ускоренными темпами после того, как 27 декабря 1957 года был сдан в эксплуатацию газопровод Муханово—Куйбышев протяженностью 120 км.

И население обеспечили

Что касается подключения к газовым сетям сел и деревень Куйбышевской области, то в 50-60-е годы таких работ у нас практически не велось. Тем не менее уже в это время в регионе сложилась разветвленная сеть снабжения городских и сельских потребителей баллонным газом. В конце 60-х годов газовые заправки уже работали практически во всех районных центрах, где баллоны разной емкости наполнялись сжиженной смесью «бутан-пропан», а затем они развозились по селам. А в 1970 году в сельских районах началось массовое строительство магистралей местного значения для подачи сетевого газа. При этом первым селом, куда по новым сетям пришло «голубое топливо», стали Белозерки Волжского района, где 27 марта 1971 года зажглись газовые плиты сразу в 200 квартирах.

Массовая прокладка газовых магистралей к населенным пунктам Куйбышевской области началась с конца 70-х годов. До более отдаленных региона сетевой газ начал доходить только в 80-х годах.

В целом же все села Волжского района подключились к сетевому газу уже в середине 70-х годов. К тому времени начались работы по прокладке местных газовых магистралей в Ставропольском, Красноярском, Безенчукском, Кинельском, Сергиевском и ряде других районов нашей области. Положение в деле обеспечения «голубым топливом» сел и деревень еще более улучшилось после того, как 17 февраля 1974 года был введен в эксплуатацию газопровод Оренбург—Куйбышев. Тогда в нашей области появились дополнительные ресурсы для существенного расширения сельской газификации.

С конца 70-х годов началась массовая прокладка газовых магистралей к населенным пунктам Красноармейского, Нефтегорского, Приволжского, Кинель-Черкасского, Большеглушицкого, Шенталинского и других районов. До более отдаленных мест Куйбышевской области сетевой газ начал доходить только в 80-х годах.

Без риска замерзнуть

В послевоенные годы на энергетических объектах Куйбышевской области ускоренными темпами продолжалась замена топлива: вместо угля все больше и больше стали сжигать тяжелые нефтяные фракции (мазут) и природный газ. В частности, на основе собственных месторождений нефти 31 декабря 1947 года начала свою работу первая очередь Сызранской ТЭЦ, где вступил в эксплуатацию один котел и один турбоагрегат.

Следующим энергопредприятием области, работающим на нефти и газе, стала Новокуйбышевская ТЭЦ, предназначенная для обеспечения энергией строящегося Новокуйбышевского НПЗ. Первую очередь этой теплоэлектроцентрали сдали в эксплуатацию 1 октября 1951 года. При этом сам нефтеперерабатывающий завод заработал через месяц после пуска ТЭЦ. А дальнейшее строительство новых тепловых мощностей в Новокуйбышевске было вплотную связано с ростом промышленного производства. В начале 60-х годов здесь вошел в строй действующих завод синтетического спирта, а затем начал расширяться и реконструироваться нефтеперерабатывающий завод. В 1964 году из его цехов выделился ряд производств, на основе которых тогда же было создано производственное объединение «Новокуйбышевский нефтехимкомбинат». К тому времени в городе уже завершилось строительство ТЭЦ-2, также работающей на газе.

В связи с намеченным еще в начале 50-х годов сооружением крупных химических и нефтехимических предприятий в районе Ставрополя и Жигулевска здесь параллельно с возведением Куйбышевской ГЭС началось и строительство теплоэлектроцентралей. Первая очередь Ставропольской ТЭЦ была сдана в эксплуатацию 28 сентября 1960 года, когда здесь заработал котел мощностью 420 тонн пара в час.

Что касается областного центра, то к началу 70-х годов растущий город, число жителей которого перевалило за миллион, испытывал острую потребность в новых энергетических источниках. Выход был найден в строительстве Куйбышевской ТЭЦ на улице Алма-Атинской, работающей на газовом топливе. Ее первая очередь вошла в строй действующих 1 ноября 1972 года, а остальные в течение двух последующих лет. В тот же период в Куйбышеве уже работали Центральная и Привокзальная отопительные котельные, которые также работали на природном газе.

В течение последнего десятилетия в Самарской области не осталось ни одного крупного теплоэнергетического объекта, который бы не перевели на снабжение «голубым топливом». Одновременно на территории региона были закрыты десятки небольших котельных, которые ранее отапливались мазутом, а все потребители тепла, ранее поступавшего от этих объектов, оказались подключенными к крупным централизованным источникам. Такое решение, кроме перевода всей системы отопления нашей области с тяжелых нефтепродуктов на более дешевое газовое сырье, за счет снижения загрязненности выбросов помогло заметно улучшить экологическую обстановку во многих городах и поселках.

Похожие статьи

© 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.