Примеры авторской позиции. Как написать литературный комментарий

Типовые конструкции

Типичные ошибки при формулировании позиции автора

Тип ошибки

Пример из сочинения

Комментарий эксперта

1. В сочинении отсутствует фор­мулировка автор­ской позиции.

В тексте поднимается проблема патриотизма. Я согласен с позицией авто­ра и в доказательство могу привести следующее.

Таким образом, позиция ав­тора выражена в том, что он с наслаждением описы­вает красоту летнего луга. Автор текста повествует о любви человека и природы. И я полностью с ним согла­сен.

«Расплывчатые» фразы сочи­нения вряд ли могут претен­довать на полноту освещения авторской позиции. Следует помнить о том, что формули­ровка позиции автора должна чётко соотноситься с заявлен­ной проблемой.

В начале сочинения ученик за­являет проблему роли личности в истории, позиция же автора связана с другой проблемой - проблемой объективной оценки исторических событий и лиц. В сочинении явно нарушена логика изложения мысли.

4. Позиция авто­ра подменяется мнением героя- рассказчика.

Автор убеждает нас в том, что самое важное - сохра­нить хорошие отношения между людьми. Но ведь в ре­зультате страдает невин­ное животное! Я не могу согласиться с автором. (Из сочинения по приведён­ному выше тексту Г. Анд­реева.)

5. Позиция авто­ра подменяется цитированием фрагмента тек­ста.

Приведена неудачная цитата, не отражающая мнение автора, кроме того в сочинении допу­щено смешение прямой и кос­венной речи.

Комментарий - это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста.

Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Автор текста передаёт вам свои мысли, зашифровывает их словесно, а ваша задача - понять их, расшифровать. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором.

Различают два типа комментария.

Внимание

В любом случае комментарий должен опираться на прочитанный текст!

Типы информации в тексте

Комментирование предполагает умение работать с различными типами информации текста. Информация, содержащаяся в тексте, неодинакова по значимости и способу выражения. Обычно выделяют три типа текстовой информации: фактуальную, концептуальную и подтекстовую.

Фактуальная информация - это сообщение о фактах, событиях, процессах, которые происходили, происходят или будут происходить в действительности.

Концептуальная информация - это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями. Этот вид информации раскрывает замысел писателя, рисует картину мира такой, какой он её себе представляет. Концептуальная информация не всегда ясно и чётко выражена словами. Она часто выводится из взаимодействия разных видов фактуальной информации. Более того, концептуальная информация, в особенности в художественных произведениях, предполагает различное толкование, поскольку она словесно не уточняется.

Подтекстовая (скрытая) информация не обозначена словами, а только подразумевается. Эта информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста содержать в себе скрытый смысл.

В комментарии нас прежде всего интересует концептуальная информация, поскольку если мы и упоминаем какие-то факты из текста, то только для того, чтобы связать их с авторским видением проблемы. Если же мы воспроизводим только факты из текста, комментарий превращается в пересказ.
Выявление подтекстовой информации - авторского глубинного смысла высказывания - требует широты знаний, умения находить ассоциативные связи, проводить аналогии с другими текстами.

Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы

Введение цитат в текст сочинения

В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём. Цитирование ради увеличения объёма работы сразу бросается в глаза, поскольку нарушает логику развёртывания мысли.

Однако важно не только найти хорошую цитату, но и правильно её оформить. К сожалению, неумение вводить информацию исходного текста в сочинение приводит ко многим ошибкам. Рассмотрим типичные способы включения информации текста в сочинение.

Прямая речь - это точная, дословная передача чужой речи от лица того, кто её произнёс или написал. Используя прямую речь, обращайте внимание на знаки препинания. При цитировании стихотворного отрывка «в столбик» кавычки обычно не ставятся, текст цитаты начинается с новой строки.

Например:
Особенно мне запомнились строки из стихотворения С. А. Есенина: Гой ты, Русь, моя родная, Хаты - в ризах образа... Не видать конца и края - Только синь сосёт глаза.

При цитировании «в строчку» ставятся кавычки, а текст цитаты по-мещается на той же строке: В конце стихотворения Марины Цветаевой образ рябины становится символом родины, напоминанием о том, что родина является неотъемлемой частью каждого из нас, а за многоточием скрывается целая буря невысказанных чувств: «Но если по дороге - куст встаёт, особенно - рябина...».

Косвенная речь представляет собой сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Она удобна тем, что не требует точной, дословной передачи исходного текста - достаточно сохранить общее со-держание. При замене прямой речи косвенной необходимо местоимения и глаголы в форме 1-го или 2-го лица заменить формами третьего лица.

При использовании вводных конструкций (по мнению автора, по словам Солоухина и т. п.) цитата начинается с маленькой буквы, а кавычки используются в том случае, если в высказывании нет форм 1-го лица. Например: По мысли С. Соловейчика, «успех в одной работе не проходит бесследно для другой». В любом случае не увлекайтесь цитированием! Помните, что каждая цитата должна быть уместной, т. е. служить иллюстрацией какой-либо вашей мысли.

Типичные ошибки при формулировании проблемы

Рассмотрим фрагменты из ученических сочинений, написанных по тексту Ю. Лотмана, с ошибками при комментировании проблемы.

Я - старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. (По Ю. Лотману)

Что проверяет эксперт?

1) насколько полно прокомментирована проблема (выделено ли всё, что важно для понимания данной проблемы);
2) насколько верно прокомментирована проблематика исходного текста (нет ли искажений информации текста, неточностей, противоречий);
3) нет ли фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста.

Высшая оценка (2 балла) ставится, если проблема исходного текста прокомментирована верно, без искажений. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, нет.

И редко вызывают вопросы. Но почти ни у кого не получается правильно написать комментарий к проблеме исходного текста с первого раза. Ученики, хорошо усваивающие теоретический материал, тоже испытывают сложности. Всему виной проблемы с пониманием сути комментария. На данную часть сочинения стоит выделить как можно больше времени, так как ее "вес" достаточно велик - три .

Что такое комментарий к проблеме?

Комментарий - это рассуждение с пояснениями по поводу одной из исходного текста.

Комментарий пишется именно по той проблеме, которую выбрали вы. В текстах ЕГЭ можно выделить от двух проблем. Обычно их гораздо больше. Комментарий неодинаков для каждой их них, хотя пишется по одному и тому же тексту. не влияет на комментарий.

Требования к комментарию

Баллы за комментарий к проблеме исходного текста ставятся в соответствии с .

1. Комментарий должен быть написан по исходному тексту (из КИМа).

2. При комментировании ученик должен указать не менее двух примеров , важных для понимания проблемы. Примеры берутся из исходного текста.

3. Комментарий не должен содержать фактических ошибок : экзаменуемый должен правильно интерпретировать содержание текста.

При правильном выполнении выполнении всех пунктов можно получить три первичных балла.

Но! Если ученик изначально неправильно выделил проблему, комментарий оценивается нулем баллов.

С чего начать писать комментарий?

Следует добиться полного понимания текста. Нужно прочитать его еще несколько раз, подчеркивая важные факты, высказывания, события, поступки. Именно они и будут примерами из исходного текста.

Задача ученика - оценить, проанализировать, прокомментировать содержание исходного текста. Не важно, художественный он или публицистический. Нельзя пересказывать, можно цитировать небольшие отрывки. Нужно обобщать и делать выводы.

Задайте себе несколько вопросов:

2. Как я понял, что он придерживается именно этой точки зрения?

3. О каких фактах, событиях, историях упомянул автор? Зачем он это сделал? Почему это важно?

Комментарий - это ответы на данные вопросы. При написании комментария нужно следовать за мыслью автора. Лучше упоминать о событиях в хронологическом порядке, объясняя, зачем автор ввел в текст каждое из них.

Клише для написания комментария

Вспомогательные фразы для написания комментария и других частей сочинения приведены на странице с . Они нужны в силу ряда причин. Во-первых, чтобы не переходить на пересказ. Во-вторых, чтобы помогать эксперту проверять сочинение. В-третьих, чтобы сохранять логичность формулировок, разбавляя предложения словами-связками. Ниже приведем список некоторых фраз.

Нам важно выделить, ЧТО , ЗАЧЕМ и КАКИМИ СПОСОБАМИ автор показал читателю.

Объем комментария

В критериях оценивания сочинения ничего не сказано по поводу минимального и максимального объема комментария. Это значит, что следует исходить из здравого смысла. Учителя сходятся во мнении, что хороший комментарий должен состоять из 6-9 предложений. Не стоит писать слишком мало. Но не следует писать и слишком много - помните о временных ограничениях.

Вы можете ознакомиться с примерами, нажав на заголовок. Найти комментарий не составит труда. Комментарий - это второй абзац сочинения, идущий сразу после вступления. После него принято писать авторскую и собственную позиции.

Пишите как можно больше. Чем раньше вы начнете подготовку, тем больше шансов научиться писать комментарий на максимальный балл. Вы можете писать сочинения наполовину (заканчивая на комментарии) в целях экономии времени. Показывайте свои работы учителю или репетитору - своевременное исправление ошибок поможет избежать проблем в будущем. В качестве практики можно прописывать комментарий не для одной, а для всех проблем исходного текста.

Комментарий проблемы

Комментарий проблемы – один из самых сложных этапов работы. Под ним подразумевают «толкование» одной из проблем текста, пояснительные замечания, рассуждения по ее поводу. Объем комментария небольшой: трех – четырех развернутых фраз будет достаточно.

Можно выделить два типа комментария проблемы: текстуальный и концептуальный (концепционный).

Текстуальный комментарий предполагает рассмотрение проблемы в ее многочисленных связях с другими компонентами текста (композицией, системой персонажей, образными средствами и т.д.), без отрыва от него.

Концептуальный же комментарий подразумевает вычленение проблемы и рассмотрение ее в иных, более широких контекстах: авторской биографии, запросов сегодняшнего времени, традиции, читательского восприятия.

Дать текстуальный комментарий – значит последовательно ответить на ряд вопросов:

    На какие аспекты проблемы он обращает внимание (на чем делает акцент)?

    Как аргументирует свои рассуждения (если аргументация присутствует)?

Важно помнить: текстуальный комментарий – это не пересказ. Пересказывая, мы передаем все содержание текста. В текстуальном же комментарии мы акцентируем внимание только на проблеме текста , следим за ходом мысли автора , раскрывающего проблему.

Пример текстуального комментария к тексту К.Г.Паустовского:

«К.Г.Паустовский рассказывает о драматичной судьбе пожилой женщины – Катерины Ивановны – одинокой, брошенной своей выросшей дочерью. Мечтая о встрече с нею, старушка просит помощи у постороннего человека, чье сочувствие звучит неподдельно, искренне. Не случайно именно он заслуживает ее обращения «родной мой», не случайно и его признание: «Как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!»

Проблема одинокой старости пронизывает весь текст. Повествователь, от лица которого ведется рассказ, передает нам то ощущение тоски, которое наполняет душу человека перед смертью, душу одинокую и любящую. Это щемящее чувство усиливается пейзажными зарисовками: образ облетевшего сада, с которым связана молодость Катерины Ивановны, одинокая звезда в небе – напоминают ей о необратимости времени. Чувства повествователя, несомненно, близки автору. Они передаются и читателю…»

При использовании концептуального комментария нужно найти ответы на следующие вопросы:

    К какому типу принадлежит эта проблема (социальная, экономическая, социально-экономическая, политическая, социально-политическая, экологическая, вечная, философская, религиозно-философская, нравственная, психологическая, нравственно-психологическая и т.п.) ?

    Почему эта проблема привлекла внимание автора, как это связано с его биографией и творчеством?

    Кто, где и когда еще обращался к данной проблеме, существует ли традиция, связанная с ней в литературе, публицистике (отвечать на этот вопрос следует в общих словах)?

    Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?

    Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.? Нова ли она для Вас?

    Как воспринимает читатель рассуждения автора по указанной проблеме (передается ли ему волнение автора, оставляет ли проблема его равнодушным)?

Пример концептуального комментария к тексту К.Г.Паустовского:

«К.Г.Паустовский известен как продолжатель лучших традиций русской классической литературы. Будучи мастером тонких, психологических рассказов, замечательным пейзажистом, он обращается к проблеме одиночества, старости, прощания с миром и жизнью исподволь – через ряд художественных образов.

Проблема эта не нова для русской литературы, она может быть отнесена к категории вечных философско-психологических проблем и актуальна во все времена. И сегодня она звучит еще острее, учитывая усиливающийся бег времени и отчуждение между людьми. Именно поэтому рассказ К.Г.Паустовского не может оставить равнодушным современного читателя».

Возможно совмещение текстуального и концептуального комментария.

Пример совмещенного комментария к тексту К.Г.Паустовского:

Текст К.Г.Паустовского относится к художественному стилю, а художественная литература создает правдоподобный, но вымышленный мир. Поэтому проблема одиночества пожилого человека раскрывается на примере судьбы героини рассказа – Катерины Ивановны – страдающего и близкого нам человека, чьи переживания не могут не тронуть душу.

Доживающая свои последние дни Катерина Ивановна глубоко несчастна. Чтобы выразить ее отчаяние и тоску, автор прибегает к экспрессивным повторам («Не дай вам бог, родной мой! Не дай вам бог!»). Фразеологизм «одна на белом свете» наиболее полно характеризует положение, в котором оказалась героиня. Образ пустеющего осеннего сада только усиливает переживания героев и читателя.

Разрывается незримая связь между родными людьми, самая кровная, самая крепкая. «Что происходит?» – как будто бы задается вопросом автор, и не находит ответа, предлагая сделать это читателю. Проблема вечная, имеющая долгую традицию в человеческой культуре, звучит остро именно потому, что дается не в умозрительных рассуждениях, а через конкретную жизненную ситуацию. Эта проблема очень актуальна сегодня: гонка за удовольствиями и успехом приводит к отчуждению между людьми, к одиночеству слабеющих стариков».

Шаблонизированная схема совмещенного комментария проблемы :

Вопрос о… (обозначь проблему) никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) NN (укажи автора) , особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что … (дай объяснение) .

Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чем он пишет. Его отношение к (сошлись на героя, ситуацию, проблему ) ощущается во взволнованной, эмоциональной манере письма (приведи примеры, можно цитатные) , в стремлении сделать читателя своим единомышленником. Рассуждая над (повтори проблему) , NN обращается (укажи, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, случаи из жизни, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы, статистические данные и т. п.).

Речевые клише, которые помогают оформить комментарий проблемы

Для оформления комментария есть специальные конструкции, речевые клише. Это «маркеры» , указывающие на то, что мы

За верно написанную авторскую позицию ученик получает один первичный балл. Кажется глупостью, но только не при поступлении. Перевод делает разницу более заметной: в стобалльной системе это уже не один, а два-три балла. И для поступления разница ощутима, ведь даже один балл может решить судьбу, не дав поступить в учебное заведение мечты.

Об этом мы уже писали на сайте и обещали разобраться с ее правильным написанием. Приступаем. Все, что нам потребуется - 15 минут времени, с нашего сайта и желание учиться.

Что выражает позиция автора?

Ученик, приступивший в написанию авторской позиции, должен понимать ее суть. Позиция - это выражение мнения автора по заявленной проблеме. Мнение может быть любым, в том числе отличным от общепринятого или вашего собственного взгляда на проблему.

Как понять позицию автора?

В первую очередь обратите внимание на чувства и эмоции автора. Если текст публицистический, в нем могут быть прямо выражены чувства, эмоции, переживания. Автор может поддерживать, сочувствовать или осуждать. Если текст художественный, позиция автора не выражена открыто. Но она четко видна в смысле фрагмента. Трудные для понимания художественные тексты на ЕГЭ не дают. Не поняли после первого прочтения - читайте текст еще раз. Нет случаев, когда верно определить позицию невозможно.

Чтобы правильно написать позицию автора, спросите у себя: "Что думает автор об этом случае? Как он относится к сформулированной мной проблеме? В чем проявляется это отношение?". Ответьте на каждый из этих вопросов. Ответили? Поздравляю, вы почти у цели! Запишите ответы и читайте эту статью дальше.

Как записать позицию автора?

Воспользуйтесь шаблоном. Можно использовать фразы, предложенные нами, или воспользоваться советом учителя. Это нужно для помощи эксперту: так человек, проверяющий работу, будет гораздо лучше ориентироваться в структуре сочинения. Еще раз напишем вам фразы для написания авторской позиции.

На месте многоточия нужно вписать мнение автора по заявленной проблеме. В этом и помогут записанные вами ранее ответы на вопросы.

Обязательно ли использовать именно эти фразы? Нет! Можете написать по-своему. Но так, чтобы это было понятно. Словосочетание "позиция автора" можно и не использовать, но лучше написать, чтобы проверяющий точно понял.

Приведем пример

Лайфхак

Как человек, несколько месяцев назад сдавший ЕГЭ на 100 баллов, дам совет. Читая текст, сначала напишите позицию автора, а потом уже проблему. Речь идет про черновик. В чистовом варианте проблема идет сразу после вступления, позиция - после комментария. Запутались? Смотрите шаблон.

Многие сначала формулируют проблему и из-за этого путаются, выражая верную позицию, но по другой проблеме. Лучше "подогнать" проблему под позицию. Когда начнете писать сочинения, поймете, о чем я говорю.

Похожие статьи

© 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.