Психологические игрушки для тренинга. Психологические упражнения и тренинговые игры

Чтобы поработать над собой, не всегда нужно обращаться к психологу. В ряде случаев достаточно воспользоваться специальными упражнениями. Они эффективны, если требуется восстановить веру в собственные силы. Не поддаться унынию в сложной ситуации бывает непросто. Цель может состоять в восстановлении психической формы, ясности ума. Подобные занятия достаточно просты, интересны и эффективны. Поэтому хорошее психологическое упражнение позволяет очень быстро настроить себя в нужном направлении.

Как избавиться от стресса

Достаточно интересным и простым является упражнение «Воздушный шарик». Задание выполняется мысленно. Оно состоит в том, чтобы представить шарик, который надувается при каждом вдохе. После его увеличения следует на 30 секунд задерживать дыхание. Это психологическое упражнение нужно повторять 5-6 раз.

Можно положить руки на колени. После этого следует расслабиться, закрыв глаза. В правой руке надо представить лимон, а затем выдавить из него сок полностью. То же самое нужно выполнить и для левой руки. Тем более представить это совсем нетсложно. Затем следует повторить движение одновременно двумя руками.

Психологическое упражнение «Семь свечей» выполняется сидя. Следует удобно расположиться, закрыв глаза. После этого надо представить семь горящих свечей. Следует глубоко вдохнуть. Затем, представляя свечу, задуть её. Эти же действия нужно повторить с оставшимися свечами.

Избавиться от напряжения лица поможет упражнение «Муха». Для этого надо закрыть глаза и представить, что сейчас муха усядется на лицо. Она назойлива и постоянно опускается на разные участки кожи. То есть насекомое приходится прогонять. Глаза открывать не следует.

Если представить лампу на уровне груди, то это также позволяет улучшить самочувствие. Если освещение направлено вниз, это сопряжено с комфортными ощущениями. Затем лампа начинает светить вверх, ослепляя глаза. Следует направить её в своих мыслях вниз.

Повышение самооценки

С помощью простых упражнений несложно приподнять самооценку. Это могут быть психологические упражнения для тренингов и те, которые можно делать самостоятельно. Нужно выявить качества, над которыми будет осуществляться работа. С этой целью предпочтительнее взять обыкновенный листок бумаги и перечислить на нём положительные особенности характера, которые нужно усилить. Следует ежедневно обращаться к этому перечню, работая над указанными чертами.

А вот вечером не нужно грустить или заниматься самобичеванием. Следует составить список пусть даже небольших побед. Перечень должен включать даже незначительные достижения. Здесь каждая победа обладает большим значением. Это задание является очень эффективным для

Упражнения можно осуществлять как ежедневную работу с аффирмациями. Надо выделять для себя положительную установку и заниматься её прочтением с утра. Этот подход очень помогает наладить ситуацию днём. Если что-либо не получается, то нужно лишь вспомнить утреннюю установку и повторить её. Также следует читать книги, написанные успешными людьми. Например, «Самый богатый человек в Вавилоне» Дж. Клейсон, «Подсознание может всё» Дж. Кехо и другие.

Не стоит полагать, что использование подобных упражнений позволит достаточно быстро добиться явных результатов. Всё зависит от настойчивости и веры в собственные силы. Если двигаться поэтапно, то постепенно будет получаться всё лучше.

Психологические упражнения для группы

Достаточно эффективными являются занятия в коллективе, который может быть сформирован из нескольких человек. Психологические упражнения (групповые) направлены на одновременную работу с несколькими участниками. Лучше всего такие занятия помогают наладить сложности с общением.

Довольно популярной проблемой является следующая: человек чувствует себя не таким, как все. Из-за этого в нём развивается ощущение внутреннего дискомфорта. Также он начинает испытывать одиночество, полагает, что другие не понимают его. В этом случае помогает определённое психологическое упражнение.

Цель его состоит в том, чтобы проявить индивидуальность каждого из присутствующих. Для этого нужно раздать всем участникам по салфетке. Затем следует осуществить ряд действий, на остальных участников:

  • Сложить листок вдвое.
  • Открыть верхний правый угол.
  • Вновь сложить листок вдвое.
  • Повторить действие с углом.
  • В третий раз сделать то же самое.
  • Повторить всё 4 раза.

После этого каждому участнику нужно развернуть листок и показать снежинку. Участники сравнивают между собой полученные посредством сгибания изображения. И примечательно здесь то, что изначально была использована одна и та же инструкция. При этом получились разные снежинки. Именно таким образом работают лучшие психологические упражнения. Они ненавязчивы и показательны. Рассмотренный тренинг наглядно демонстрирует проявление индивидуальности каждого участника.

Улучшение отношений в семье

Семья, в которой между детьми и родителями отсутствует взаимопонимание, не является счастливой. Следует уметь договориться, объяснить и отстоять свою точку зрения. При этом крайне важно поступить тактично и никого не обидеть своим поведением. Чтобы получалось понимать друг друга как можно лучше, следует также обратить внимание на психологические упражнения для детей и взрослых.

Одним из удачных примеров является упражнение «Стеклянная дверь». Для его осуществления нужно представить вагон метро. Как будто один участник успел в него войти, а другой - нет. Между ними возникли стеклянные двери, которые препятствуют слышимости, но сохраняют обзорность. И вот оставшийся на перроне человек желает рассказать товарищу о том, где состоится следующая встреча. Времени на разговор - 15 секунд, потому что после этого поезд уходит.

Во время упражнения участники должны расположиться на расстоянии 1 метра друг от друга. После этого 15 секунд им нужно потратить на то, чтобы договориться о месте встречи и времени. Затем поезд уходит, и оставшийся на перроне человек рассказывает о том, понял ли он своего напарника.

Психологические упражнения для тренингов в домашней обстановке могут задействовать большее количество людей, чем в паре. Таким образом, отец мог остаться на перроне, а мама и сын - уехать. Или же дочь одна в вагоне, а мама и папа договариваются с ней о месте встречи. Это упражнение следует повторить несколько раз. Чем больше вариантов будет придумано, тем лучше.

Упражнения для самых маленьких

Детям нравится разыскивать спрятанный предмет, выполняя соответствующее психологическое упражнение. Для этого нужно поместить что-либо в комнате и завязать ребёнку глаза. Затем следует давать вслух команды относительно того, как передвигаться по комнате. Они могут звучать в такой форме: «Сделай шаг вправо, повернись, присядь». А после нахождения предмета неплохо изменить роли.

Как подведение итогов следует обсудить с ребёнком сложности выполнения упражнения. Что было делать проще - слушать приказы или командовать?

Большой популярностью пользуется игра «Крокодил». Один участник, используя мимику и жесты, объясняет всем какое-то слово. Им может являться какое-либо существительное или устойчивое выражение. Оно может быть абстрактным или конкретным. Решивший загадку правильно задаёт следующий вопрос.

Упражнения для повышения общительности

При возникновении проблем с коммуникативными навыками также нужно обратиться к ряду упражнений. Это совсем не сложно сделать дома, но лучше всего заниматься в группе. При проведении разного рода тренингов используются разные социально-психологические упражнения. Успешность работы тренинговой группы состоит в том, чтобы улучшить способности индивидуума к межличностному взаимодействию.

Такие упражнения направлены на то, чтобы:

  1. Научиться воспринимать себя и окружающих.
  2. Получить ряд социально-психологических знаний.
  3. Лучше понимать сообщения друг друга.
  4. Ощутить собственную причастность к возникающим ситуациям.
  5. Понять особенности межличностного общения.

Примеры упражнений для тренинга

Немного разрядить обстановку в начале любого тренинга отлично помогает упражнение «Снежный ком». Оно состоит в том, чтобы каждый из участников поочерёдно называл своё имя и эпитет к нему. Но прилагательное должно начинаться на первую букву имени. Это может быть Андрей Адекватный, Сергей Серьёзный, Дарья Добрая и другие. Таким образом, присутствующие получают первое представление о новых знакомых. И, что немаловажно, психологическое упражнение позволяет разрядить атмосферу и сформировать первые контакты между участниками. На проведение упражнения выделяется 10 минут.

Существует ещё одно упражнение под названием «Комплимент». Для его выполнения нужно разделить по парам всех присутствующих. После этого каждый из них должен представиться партнёру, сказав ему комплимент. Другой человек повторяет это действие. Затем пары должны поменяться. Но уже другому партнёру следует назвать услышанный последним комплимент. Игру следует продолжать до полного знакомства присутствующих друг с другом. Упражнение занимает 7 минут.

Варианты для родителей

Каждый взрослый человек ежедневно сталкивается с большим количеством требующих решения вопросов. Это касается рабочей деятельности, проблем в личной жизни, сложностей с воспитанием детей, материальных вопросов.

Чтобы наладить жизнь, нужно взять на себя ответственность за всё происходящее вокруг. В этом виноват не кто-либо, а человек, с которым происходят не устраивающие его события. Поэтому надо осознать важность своего влияния на происходящее. После этого можно делать несложные психологические упражнения для родителей.

Нужно представить, что вся семья является очень маленькой компанией. И для её успешности надо вести себя по аналогии с предпринимателями. Следует ставить цели, заниматься планированием, управлять работниками, осуществлять анализ деятельности, распределять обязанности. Но не стоит приравнивать семью к чему-то производственному, например, предприятию, занимающемуся выращиванием детей.

Теперь нужно описать идеальную в своём представлении семью. Следует поразмышлять об общем состоянии семейных дел. Нужно выявить и записать моменты, в которых родителям удаётся управлять происходящим. Также должны быть отмечены все форс-мажорные ситуации. Таким образом, все слабые места компании становятся выявленными.

Ещё одно упражнение для родителей

В течение дня следует записывать все жалобы, которые возникают. Также надо обращать внимание на обвинения других людей. Такие психологические упражнения очень эффективны. Часто мы даже не подозреваем о том, сколько энергии расходуем на обвинение в своих бедах окружающих.

После того как в голове возникает что-то похожее, надо на эту мысль обращать внимание. Все умозаключения типа «Это случилось, потому что он поступил таким образом», следует заменить на «А что я могу сделать, чтобы ситуация стала лучше?». Надо поработать над собой в течение трех недель. Наградой станет привычка брать на себя ответственность за всё происходящее в собственной жизни.

Если же сложность в решении жизненных проблем продолжает ощущаться, то нужно воспринимать всё как новую задачу для творчества. Следует осознать, что всё происходящее - эксперимент. Также необходимо работать над поиском новых решений, использовать фантазию. Ведь подобный подход к делу является очень интересным в сравнении с тем, который подразумевает плытие по течению.

Упражнение для улучшения отношений в семье

Теперь нужно определиться с мечтаниями и желаниями. Возможно, жена считает, что в первую очередь нужно позаботиться о приобретении хорошего дома. Муж при этом может полагать, что образование для детей имеет большую важность. Практические психологические упражнения также предусматривают обсуждение материальной стороны вопроса. Качества, которые хочется видеть в своей семье, также имеют существенное значение. Притом очень важно, чтобы супруги уважали друг друга.

На этом этапе нужно устроить вечер мечтаний. Он состоит в том, чтобы поведать друг другу свои соображения об идеальной семье. При этом муж и жена должны быть взаимно откровенны. Очень важно здесь подумать о личностном росте, уделив значение детям. Какими видятся отношения с ними через годы? В качестве опорных периодов можно выбрать 5, 10, 20 лет.

Несложные психологические упражнения часто позволяют добиться существенных результатов. Для этого нужно приложить совсем немного усилий и терпения. Возможно, жизнь без стресса - это вполне достижимая цель. Так почему же мы часто игнорируем обыкновенные методики, для воплощения которых не нужны дополнительные расходы? Ведь лучше ситуацию предвидеть или заняться устранением проблемы в самом начале, чем впоследствии обращаться к помощи специалиста.

Упражнение «Осознавание границ».

Упражнение демонстрирует эффект направленности внимания и осознавания на определенные участки – физические границы тела, занимающие важное место во внутренней психологической карте человека и связанные с устойчивым «образом себя» (на языке физиологии именуемым «схемой тела»), влияющим на самооценку и отношения с окружающими. По образному выражению А. Лоуэна, &человек «пришвартован» к реальности на обоих концах тела: внизу через контакт с землей», а наверху – через макушку головы. Подобный подход используется в даосских психотехниках, где уделяется обостренное внимание трем «кончикам тела»:

  1. темени – для усиления ощущения восходящих потоков «энергии» (граница «человек – небо»);
  2. ладоням – воспроизведение чувства упора в пальцах и ладонях (граница «человек – человек»);
  3. ступням – усиление ощущения нисходящих потоков «энергии» (граница «человек – земля»).

Очевидно, что в процессе возрастного формирования физического «образа себя», ощущение «границ» (или различение «Я – не-Я») является одним из начальных этапов, связанным с ранним детством. Поэтому важным моментом для продуктивной работы с «границами», наряду с концентрацией внимания, является переход в состояние детско-созерцательного восприятия. При выполнении упражнения человек должен стремиться почувствовать себя буквально так, как чувствует себя ребенок, который впервые начинает осознавать собственное тело и окружающий мир.

Еще одним важным моментом данного упражнения является то, что вызываемое в нем чувство отграничения, выделения себя из окружающего мира, несмотря на кажущуюся противоположность, является близким медитативному ощущению всепроникающего единства с миром.

Первоначально упражнение выполняется в положении лежа, после предварительной релаксации (по мере тренированности – в произвольной позе). Внимание и вместе с ним дыхание направляются на область тела, соответствующую одной из перечисленных «границ». Внимание удерживается в заданной области в течение нескольких минут. Наблюдайте, как с каждым выдохом дыхание «передается» в выбранные участки тела, постепенно создавая в них ощущение тепла, «энергии». Через 3 – 5 минут переключайте внимание и дыхание на следующую «граничную» область. После того как будут пройдены все три «границы» по отдельности, объедините их, распределяя внимание одновременно на пять точек, соответствующих фигуре пятиконечной звезды (модификацией упражнения является направленность внимания на шесть точек, или два треугольника, соответствующих шестиконечной звезде). Важно представить, что тело как бы растягивается, вы словно становитесь выше ростом. При этом вдоль позвоночника возникает ощущение «натянутой струны». Затем представьте, что ваше тело заключено со всех сторон в непроницаемую сферическую оболочку. Мысленно постарайтесь раздвинуть этот «кокон», упираясь в него в 5 точках: кистями, стопами, макушкой головы.

Распределение «телесно-направленного» внимания одновременно на большое число объектов, близких к максимальной пропускной способности канала осознаваемого восприятия по Г. Миллеру – 7±2 единицы (Miller G.A., 1956) или превышающих его, вызывает так называемую сенсорную перегрузку и способствует формированию особого состояния сознания. Аналогичным образом влияет на состояние сознания и выравнивание ощущений в удаленных участках левой и правой половин тела, способствующее достижению баланса активности левого и правого полушарий мозга.

Примечание. Упражнение, помимо оздоровительных целей, имеет важное практическое применение в повседневной жизни. Оно помогает человеку быстро прийти в себя в ситуации внезапного стресса, когда «земля плывет под ногами» и теряется эмоциональное равновесие и самообладание. Особенно необходимо оно людям, чрезмерно волнующимся перед публичными выступлениями (артистам на сцене, ораторам перед трибуной или спортсменам перед выходом на старт). Жизненно важным это упражнение может стать для людей, страдающих паническими атаками, которым оно помогает избавиться от ощущений «надвигающейся потери сознания». Для этого нужно всего-навсего сделать несколько глубоких вдохов и выдохов и переключить внимание поочередно на каждую из описанных границ, начиная с «земли».

Нужно заметить, что физические, телесные границы человека («внешнее тело», по М.М. Бахтину) представлены в его внутреннем мире («внутреннее тело» по Бахтину, или «виртуальное тело» по Н.А. Носову) таким образом, что оказываются тесно связанными с его общением с окружающими. Границы телесных контактов предстают границами эмоциональных контактов, сочувствия и эмоциональной отстраненности, границами замкнутости и общительности, влияния на других и подверженности чужому влиянию, автономности и зависимости, а также разнообразными стереотипами и внутренними ограничениями, через которые человек может перешагнуть в процессе работы над собой. Как показывает опыт телесно-ориентированной психологии, работа с телесными границами приводит к совершенствованию связанных с ними аспектов личности, является важным инструментом личностного роста.

Психотерапевтическая техника «Роза в подарок».

Цель : расслабление участников и подготовка к завершению работы. Формирование чувства доверительных отношений в группе.

Упражнение выполняется стоя.

1 шаг . Ведущий группы проводит визуализацию, используя техники построения метафоры эриксоновского гипноза и визуализации символдрамы. Основные позиции наведения могут быть такими:

Встаньте удобно..., так, чтобы вы могли себе представить, что вы стоите с наибольшим удобством и, может быть, чувствуете самую удобную позу.

Может вам не удастся почувствовать, стоя, расслабленность... и не захочется прикрывать глаза, и может, вы прикроете глаза...

Представьте себе, что в руках вы держите цветок, и этот цветок – роза...

Рассмотрите его, как следует, какого он цвета…какой величины...

Обратите внимание на то, как вы его держите, и что ощущают ваши руки...

Почувствуйте структуру стебля, его прикосновение к вашим пальцам...

Может быть, вы почувствуете, как пахнет ваша роза... и может вы ощутите нежное прикосновение своего цветка к своему лицу…потрогайте рукой бутон... снизу... проведите пальцами в образе по лепесткам,...

Почувствуйте... это ваша роза... Теперь, держа розу, откройте глаза и послушайте как вы будете дарить розу кому-нибудь из группы.

2 шаг . Ведущий группы дает «инструкцию», после чего вся процедура «дарения» происходит.

«Каждый участник группы должен подойти к тому из группы, кому он хочет подарить свою розу. Описав ее подробно (форму, цвет, запах и все что он хочет и может сказать о своем цветке), скажет о своем чувстве, о котором сейчас легко говорить и хочется сказать, и о том чувстве, о котором говорить сейчас не хочется и говорить о нем трудно. Сказать это, тому, кому ты даришь розу. Так надо сделать друг за другом всем в группе».

3 шаг . После того как вы подарили друг другу розу. Надо эту розу нарисовать на листке. Вырезать из бумаги и составить на доске букет из этих роз. Каждый располагает розы так, как ему это кажется наиболее приемлемым.

4 шаг . Посмотрите на получившийся букет, какие чувства у вас он вызывает? Поделитесь, пожалуйста. Рефлексия.

Упражнение «Тонирование»

Это один из простых способов успокоить мозг, стабилизировать ритмы организма. Тонирование представляет собой произнесение или напевание длинных звуков. Оно может служить для изменения физического и эмоционального состояния. Все приведенные ниже звуки произносятся с движением под ритмичную музыку.

Звук первый – «м-м-м». В течение пяти минут попробуйте «мычать». Не старайтесь воспроизводить какую-то мелодию, а просто подберите тон, при котором вы чувствуете себя комфортно. Расслабьте челюсти и ощутите энергию «мычания» внутри организма.

Звук второй – «а-а-а». Если вы испытываете сильный стресс или напряженность, расслабьте мышцы нижней челюсти и несколько минут произносите негромкое «а-а-а».

Звук третий – «и-и-и». Это наиболее стимулирующий из всех гласных звуков. Он активизирует дух и тело, действуя как «звуковой кофеин».

Звук четвертый – «о-о-о». Пять минут произнесения этого звука приводят к мышечной релаксации, углублению дыхания и улучшению его ритма, снижению частоты сердечных сокращений меняют. Это очень мощное средство быстрой нормализации состояния организма.

Упражнение «Встреча с Саботажником»

Подумайте о каком-нибудь деле, которое вы хотели бы успешно проделать. Это может быть поступление в учебное заведение, создание семьи, организация собственного бизнеса или просто прием гостей.

Теперь попробуйте придумать что-нибудь такое, что нанесет ущерб вашему предприятию, помешает его осуществлению. Вообразите эту картину.

Нарисуйте Саботажника или ту силу, которая толкает на саботаж, противодействует исполнению задуманного.

Теперь сами побудьте в роли Саботажника и обдуманно помешайте осуществлению своего проекта. Расскажите, какую выгоду вы извлекли из этого.

С точки зрения «Я» представьте встречу с Саботажником и проведите с ним переговоры.

Саботажник может также называться: Упрямый Ребенок, Зачем Пробовать – Все Бесполезно, Если Не Можешь Быть Самым Лучшим – Брось Это Дело, Придира, Разрушитель, Неудачник. Иногда Саботажник – это еще и Жертва, субличность, которой нравится чувствовать себя беспомощной, добиваться внимания искусным умением казаться неумелой, несуразной и т.д.

Как бы вы назвали вашего Саботажника?

Помните, что субличность – это удобная модель, позволяющая нам иметь дело с движущими силами личности, но это всего лишь модель, не претендующая на статус оригинала. Когда говорят о субличности, имеют в виду определенную совокупность установок, поведенческих стереотипов, верований, влечений и т.д., которая обретает целостную различимую форму лишь в нашем сознании.

Упражнение «Танец отождествлений»

«Отождествляйте себя последовательно с четырьмя стихиями: Воздухом, Огнем, Землей и Водой. Прочувствуйте специфику и энергетику каждой из стихий, отдайтесь ей целиком. Выполняя это упражнение, вы также можете отождествляться с лесом, небом, рекой, травой, любыми, в том числе сказочными, животными, четырьмя сторонами света и т.д. В танце вы можете отождествляться с чем угодно, хоть с дверной ручкой, – это очень способствует психологическому раскрепощению, размытию границ «Эго», ослаблению привязанности к себе. Очень хорошо отождествляться с персонажем музыкального произведения, например песни. Поиграйте с «попсой» – это отлично развивает актерские способности и уменьшает чувство собственной важности».

Упражнение «По следам субличности»

Встаньте и попробуйте изобразить любую из своих субличностей.

В каких жизненных ситуациях появляется эта субличность? Как часто? Какие обстоятельства провоцируют появление этой субличности? Помогает ли вам эта субличность действовать в данной ситуации? Каким образом она вам помогает? Препятствует ли она вам в чем-нибудь? Что происходит с вашим телом? Что происходит с вашими эмоциями? Что происходит с вашими мыслями?

Запишите ответы на эти вопросы, чтобы лучше узнать вашу субличность. Само записывание как повторное обращение к полученному опыту является важной частью работы и нередко позволяет заметить какие-либо факторы, нюансы, которые не проявились столь ярко при самой работе с техникой внутреннего диалога.

Упражнение «Диалог с субличностями»

Для лучшего ознакомления с субличностями используются следующие вопросы:

«В чем твоя цель?» Вопрос позволяет субличности рассказать о цели своего существования. Это позволяет определить, насколько цель субличности соответствует сознательно выбранному направлению нашей жизни. Способствует ли цель субличности реализации нашего потенциала, или же она противоречит нашим целям, интересам и идеалам?

«Почему ты здесь находишься?» – позволяет узнать о фактической деятельности субличности. Ответ на данный вопрос делает доступной ценную информацию о действиях субличности. Помогают ли эти действия сознательной личности, или же они препятствуют личности полностью выразить себя?

«Что ты хочешь от меня?» – помогает открыть для себя надежды и желания субличности. Как наблюдатели, мы осознаем требования субличности и их проявление в повседневной жизни (что часто происходит против воли личности).

«Что тебе нужно от меня?» – выявляет скрытые реальные потребности субличности. Ответ указывает на тайные желания, глубоко спрятанные в субличности, и на возможности удовлетворения этих желаний.

«Что ты мне предлагаешь?» – показывает скрытые качества субличности. Они хоть и есть, но к ним нужно пробираться. Вместе с тем именно они указывают на возможности трансформации субличности и на потенциальное воздействие такой трансформации на личность.

«От чего ты меня защищаешь?» – позволяет понять мотивацию субличности. Ее первичная мотивация заключается в защите личности, но пути и средства защиты, избранные субличностью, часто оставляют желать лучшего. Довольно часто реакция субличности бывает противоположной ее первичному намерению. Признание первичной защитной функции субличности является необыкновенно полезным. Проявление искреннего понимания и сострадания особенно важно в том случае, когда мы имеем дело с трудными субличностями. Распознавание изначальной защитной функции чрезвычайно полезно, особенно при попытках взаимодействия с трудной и неудобной субличностью, что требует понимания и неподдельного сострадания. Результатом этого является принятие тех качеств, которые, на первый взгляд, невозможно принять. За этим следует возросшее понимание очень трудных отрицательных частей нашей личности. Понимание и умение встать лицом к лицу с субличностью являются самым прямым и любящим путем смягчения и преображения жестких структур.

Упражнение «Круг»

Перечислите все свои желания. Записывайте все, что приходит вам в голову. Убедитесь, что вы включили и то, что уже имеете, и то, что хотели бы иметь в дальнейшем (речь здесь идет, разумеется, не о вещах или подарках). Поскольку вы не имеете возможности взглянуть на списки других людей, ниже приводятся наиболее часто встречающиеся желания:

  • закончить учебу;
  • не болеть, и чтобы не болел никто из близких людей;
  • иметь достаточно денег;
  • любить;
  • быть любимым;
  • достигнуть успеха в работе (бизнесе);
  • получить хорошее образование.

Теперь сосредоточьтесь на том, что вы чувствовали, когда читали список. Есть у вас субличность, которая говорит вам, что она тоже хотела бы иметь все это? Или субличность, осуждающая людей, имеющих желания, которых нет у вас или которые для вас являются несущественными? А теперь составьте список ваших собственных желаний.

Когда в вашем списке наберется 20 пунктов (или когда вы почувствуете, что записали все желания), просмотрите список и выберите 5–6 самых существенных. Может быть, вы захотите что-то изменить в нем. Например, можно объединить желания «кататься на лыжах», «плавать», «играть в теннис» и «ходить в походы» в одно общее «заниматься спортом на свежем воздухе». Теперь выделите свои самые важные желания и не включайте те, которым хочет отдать предпочтение ваша субличность «Что Подумают Люди»?

На большом листе бумаги нарисуйте круг диаметром примерно 20 см. Внутри него – круг поменьше. Получилось кольцо, центральная часть которого – ваше «Я». А в самом кольце разместите те 5-6 субличностей, которые являются выразителями ваших желаний.

Нарисуйте (желательно цветными карандашами или красками) символы, отражающие ваши желания. Отсутствие художественных способностей в данном случае не имеет значения. Просто нарисуйте и раскрасьте любые пришедшие в голову символы.

Когда вы закончите рисовать, дайте каждой субличности свое индивидуальное имя. Некоторые из них могут походить на клички: Авантюрист, Благоразумный, Беззащитная Крошка, Здоровяк, Герой-любовник, Лекарь, Знаток. Другие будут более романтичны, например: Первобытный Любитель Лошадей и Гончих, Девушка Из Провинции, Лесная Фея, Мисс Совершенство и др. Важно придумать свои собственные, имеющие для вас смысл названия.

Теперь раскрасьте свое «Я».

Это упражнение в первую очередь позволяет выявить позитивно направленные субличности, соответствующие нашим осознаваемым желаниям. Негативные субличности (Скептик, Критик), субличности, соответствующие подавленным желаниям, при выполнении этого упражнения остаются в тени.

Это упражнение можно повторять много раз, и названия некоторых субличностей, в том числе и самых важных, могут меняться по мере того, как вы будете точнее прояснять для себя, чего они хотят, как действуют и почему меняются.

Упражнение «Синтез»

Каждый из нас хотел бы быть гармоничной личностью. Но сначала нужно выявить и осознать полярные качества своей личности (характера), а уж потом попробовать примирить их Часто у взрослой личности недостаточно психической зрелости, и в ней, как у подростка, вместе уживаются рефлексия и самоуверенность, чувственность и черствость или даже жестокость, застенчивость и развязность, борьба с авторитетами и обожествление кумира, чувственное фантазирование и сухой рационализм.

Известно, что личность не может быть гармоничной, если идентифицирует себя только с одним из полярных качеств. Выберите полярное качество своей психики, с которым вы хотите работать.

Разделите чистый лист бумаги вертикальной чертой пополам и на одной половине листа нарисуйте одну из выбранных полярностей. На второй половине сделайте свободный рисунок противоположной полярности. Качество рисунка не имеет значения. Итак, два полюса друг против друга. Вдумайтесь в их содержание, в возможность их взаимодействия.

Теперь ниже (или на другом листе) изобразите взаимодействие этих двух полюсов. Это могут быть: конфликтное столкновение, пробный контакт, отвращение и т.п.

Продолжайте делать рисунки, и пусть взаимодействие этих полярных качеств вырисовывается в какую-либо форму. Синтез может быть спонтанным: две части соединяются в одно целое. Если новое целое возникло, не бросайте его, а постарайтесь понять, что оно собой представляет, и каково было ваше состояние, в котором появился этот синтетический образ.

Затем на обороте рисунка запишите все, что вы испытали, и сделайте предположение: как новый синтез мог бы осуществиться в вашей жизни.

Упражнение «Рабочая тетрадь»

Такая тетрадь предназначена для регулярного фиксирования процессов развития внутренней жизни. Внешние события могут записываться постольку, поскольку они связаны с динамикой внутреннего мира. Ведение записей преследует несколько целей:

  • учит четко и ясно выражать свои мысли, свои внутренние переживания;
  • учит из многих точек зрения выбрать одну, главную;
  • способствует самораскрытию, то есть учит раскрывать себя для самого себя;
  • является стимулятором творчества.

В этой тетради вы можете высказать мысли, которые «накипели» и которые вы не решитесь высказать даже в психотерапевтической группе, а это способствует снятию эмоционального напряжения.

Помимо текста в тетрадь можно заносить рисунки, схемы, только вам понятные символы. Такие рисунки отражают работу подсознания и могут использоваться для того, чтобы глубже понять себя.

Упражнение «Я не роль»

Сядьте удобнее, расслабьтесь, после этого мысленно скажите себе:

«Я вовлечен в различные виды деятельности и играю множество ролей. Я должен играть эти роли, и я хочу играть их как можно лучше, будет ли это роль мужа или жены, отца или матери, учителя или ученика, предпринимателя или политика. Это не более чем роли – роли, которые я добровольно играю. Следовательно, эти роли – не я. Я могу со стороны наблюдать за своей игрой, могу быть не только актером, но и режиссером этого спектакля». Сосредоточьтесь на мысли: «Я играю нужную мне роль, но я – это не роль».

Упражнение «Что есть Я?»

Цель этого упражнения – помочь вам достичь высокого уровня самосознания и открыть свое подлинное «Я». Оно основано на допущении, что каждый из нас подобен луковице, то есть состоит из различных пластов, скрывающих самое главное: нашу сущность. Эти пласты могут иметь положительный или отрицательный характер. Они отражают различные аспекты нашей личности и наши взаимоотношения с окружающим миром. Некоторые из этих пластов подобны фасаду или маске, скрывающим то, что нам не нравится в самих себе. За другими прячутся какие-то положительные качества, которые мы неспособны осознать до конца. В любом случае где-то за этими пластами, в глубине каждого из нас находится центр творчества и вибрации – наше подлинное «Я», сокровенная сущность нашего существа. Упражнение, заключающееся в ответе на вопрос «Что есть Я?», легко и ненавязчиво подводит нас к постижению этой сущности, пониманию и осознанию себя как личности, тождественности самому себе.

Выберите место, где вы сможете остаться наедине с собой и где вас никто не потревожит. Возьмите лист бумаги, напишите число и заголовок: «Что есть «Я»?» Затем постарайтесь дать письменный ответ на этот вопрос. Будьте как можно более раскованны и откровенны. Периодически останавливайтесь и вновь задавайте себе этот вопрос.

Расслабьтесь, закройте глаза, очистите голову от посторонних мыслей. Снова задайте себе вопрос «Что есть Я?» и понаблюдайте за образом, который предстанет перед вашим мысленным взором. Не пытайтесь размышлять или делать какие-то выводы, просто наблюдайте. Затем откройте глаза и детально опишите все, что вы видели. Охарактеризуйте ощущения, испытанные вами в связи с образом, и его значение.

Встаньте так, чтобы вокруг вас было достаточно свободного места. Закройте глаза и вновь спросите себя: «Что есть Я?» Вы почувствуете колебания вашего тела. Доверьтесь его мудрости, движение должно разворачиваться до тех пор, пока у вас не возникнет чувство его завершенности. Возможно, вам следует сопроводить происходящее каким-то звуком или пением. По окончании изложите на бумаге пережитое вами.

Упражнение «Водопад»

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:

«Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд). Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».

Упражнение «Пещера страхов»

Цель : дифференциация тревожности и страхов, их первичная стабилизация.

Средства : изобразительные, экспрессивные, вербально-коммуникативные.

Форма : индивидуальная.

Возраст : старший дошкольный, младший школьный.

Материал:

  1. Эскиз «пещера страхов».
  2. Цветные карандаши (краски, фломастеры).

Ход занятия:

Часть 1. Рисунок

Ребенку предлагается для рассмотрения эскиз рисунка «пещера страхов». Затем вводится инструкция по сказочному содержанию эскиза и установка на образное (объективированное) изображение страхов. Инструкция задается психологом в свободной форме.

Часть 2. Беседа

Когда рисунок закончен, ребенку предлагается рассказать об изображенных образах и эмоциональных переживаниях в процессе рисования.

Стимулирующие вопросы:

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются об...

Цель упражнения: формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения. Каждому участнику в течении трех минут предлагается написать на карточке, кем он хотел быть в детстве и почему. Затем анонимные карточки сдаются ведущему, который их перемешивает и вновь раздает участникам в случайном порядке. Каждый участник должен "вжиться" в пол...

В новой книге-тренажере от автора психологических бестселлеров Виктора Шейнова вы найдете множество заданий на развитие творческого и практического мышления, сообразительности.Предлагаемые упражнения подобраны так, чтобы они развивали разные виды творческого мышления. При этом сложность предлагаемых заданий постоянно меняется, легкие перемежаются более трудными в решении. Надеюсь, вы получите удов...

Цель упражнения: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи.Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили у кого из них в коробке лежит бумажка - каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежит бумаж...

1. В торговом зале. ТП договаривается с секретарем о встречи с директором. Остальная часть группы, не слышит. (Тренером производится видеозапись).

Тренер описывает ситуацию в которой...

Упражнение служит для снятие психофизиологических "зажимов" и формирования приемов релаксации состояния.Участники садятся в заведомо неудобную позу. При этом в определенных мышцах или суставах возникает локальное напряжение, "зажим". Необходимо в течение нескольких минут точно выделить область зажима и снять его, расслабиться. Участники делятся своими впечатлениями и ощущениями.

Игра веселая, создает положительную атмосферу. Фраза "Я люблю, конечно, всех..." настраивает участников на доброжелательное отношение друг к другу. Игра может проводиться в группе от 6 человек. В нее могут играть, как взрослые, так и дети.Участники сидят на стульях по кругу, в центре находится ведущий. Ведущих говорит фразу: "Я люблю, конечно, всех, но... (называет какой-либо признак, например, ...

Самопрезентация. Знакомство участников друг с другом. Развитие групповой сплоченности. Снятие эмоционального напряжения, зажатости. Формирование установки на взаимопонимание. Совершенствование коммуникативной культуры. Выработка навыков сплоченных действий. Несколько вариантов грамотного завершения тренинга. Несколько вариантов начала тренингового занятия. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают дурацкие причинно-следственные связи. Процедура группового психологического тренинга. Участники соревнуются между собой – кто придумает наиболее длинный хиатус (череда гласных букв в осмысленном предложении). Рефлексия ситуации тренинга. Знакомство с группой. Знакомство участников друг с другом. Приветствие и легкая разминка. Формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов. Создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение. Знакомство участников, разряжение обстановки. Позволяет участникам лучше познакомиться друг с другом и создает более доверительную атмосферу. Эмоциональная разрядка в конце тренингового занятия. Диагностика состояния членов группы. Процедура предназначена для раскрепощения тренинговой группы, пробуждения рефлексии, развития умения находить в повседневном некие общие закономерности. Задание состоит в том, что следует написать небольшое сочинение, конец которого уже известен (определяется ведущим с помощью жребия). Эмоциональная разрядка в конце тренингового занятия. Знакомство, стимулирование участников на быстрое запоминание друг друга. Разминка. Разрядка. Формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения. Помогает узнать участникам о том первом впечатлении, которое они производят на окружающих. Разминка, разрядка, анализ манипуляций. Сплочение группы, формальное открытие тренинга, самопрезентации участников, получение участниками обратной связи. Раскрепощение участников, тренировка умения привлекать внимание. Разминка. Настрой участников на переходное, трансовое состояние. Раскрепощение участников. Диагностика работоспособности группы. Знакомство участников друг с другом, повышение доверия друг к другу. Развитие прогностических возможностей и интуиции. Формирование у членов группы установки на взаимопонимание. Совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне. Развитие воображения и эмпатии. Помощь участникам ближе узнать друг друга. Демонстрация участникам важности таких качеств как энергичность, физическое здоровье. Разминка, выработка навыков сплоченных действий. Совершенствование навыков невербального общения. Совершенствование коммуникативной культуры. Раскрепощение. Приветствие. Рефлексия способов приветствия. Разминка, приветствие участников друг друга. Рефлексия настроения. Стимуляция групповой сплоченности, снятие эмоционального напряжения. Разминка. Разрядка. Знакомство, создание доверительной атмосферы. Разминка. Улучшение атмосферы в группе. Взаимная рефлексия. Разрядка. Интонирование. Развитие наблюдательности. Процедура группового психологического тренинга. Участники знакомятся между собой, перебрасывая друг другу мячик. Иногда для разрядки атмосферы психологического тренинга достаточно просто всем по очереди рассказать какой-нибудь короткий анекдот из жизни. Процедура группового психологического тренинга. Участники вспоминают афоризмы и поговорки, придумывают к ним контрафоризмы и контрпоговорки. Упражнение позволит "расшевелить" уставших, расслабленных участников группового психологического тренинга. Процедура группового психологического тренинга. Участники изображают свою обыденную деятельность. Процедура группового психологического тренинга. Участники соревнуются между собой, кто точнее засечет минуту времени. Процедура группового психологического тренинга. Участники сооружают «веселую композицию», чтобы показать как им весело. Процедура группового психологического тренинга. Участники пишут на листах пожелания друг другу, а потом делают бумажные самолетики. Если в процессе группового психологического тренинга участники начинают проявлять рассеянность, невнимательны к словам ведущего и других участников, можно провести упражнение на повышение концентрации внимания. Процедура группового психологического тренинга. Участники "обмениваются" своими личными качествами. Процедура группового психологического тренинга. Участники перекидываются мячиками, стараясь, чтобы их было как можно больше. Процедура группового психологического тренинга. Участники соревнуются, кто лучше изобразит из себя грустного клоуна. Процедура группового психологического тренинга. Участники фантазируют на тему, о каком диване и вообще какой атмосфере отдыха они мечтают. Упражнение позволит размяться физически участникам тренинга, а также снять негативные эмоциональные переживания, если таковые имеются. Процедура группового психологического тренинга. Участники настраивают друг друга на позитивный лад. Небольшая физическая разминка в процессе группового психологического тренинга. Процедура группового психологического тренинга. Участники пытаются по произносимым звукам угадать друг друга. Процедура группового психологического тренинга. Участники в своем воображении раскладывают вещи по карманам. Процедура группового психологического тренинга. Участники изображают качку на корабле. Процедура группового психологического тренинга. Участники пытаются обозначить своими телами как можно больше квадратов. Процедура группового психологического тренинга. Участники придумывают себе по три личных качества, которые вместе образовали бы своего рода "композит". Упражнение предназначено для физической разминки в процессе группового психологического тренинга, настроя на дальнейшую плодотворную работу. Процедура группового психологического тренинга. Участники пишут на карточках три своих самых любимых фильма. Другие должны угадать, кто это написал. Упражнение предназначено для небольшой физической разминки участников тренинга. Рекомендуется включать в программы тренингов разного рода (и интеллектуальных, и коммуникативных, и личностного роста и других), если в них невелика физическая активность участников. Процедура группового психологического тренинга. Участники запоминают на ощупь руки друг друга. Процедура группового психологического тренинга. Проводится в начале очередного тренингового дня – участники как-то необычно, модно приветствуют друг друга. Процедура группового психологического тренинга. Участники берутся за руки и пробуют передать друг другу "музыкальный сигнал". Процедура группового психологического тренинга. Участники "избавляются" от негативных эмоций. Упражнение разминки в процессе группового психологического тренинга, призванное снять напряжение участников, развить у них наблюдательность друг за другом. Процедура группового психологического тренинга. Участники произносят неожиданные ассоциации. Упражнение разминки позволит участникам группового психологического тренинга немного пройтись по залу и проявить остроумие. Если в процессе группового психологического тренинга участники слишком долго занимались рефлексией, обсуждением сложных вопросов, может понадобиться немного разрядить атмосферу, сбить с участников лишнюю серьёзность (особенно при переходе к новому предмету тренинга). Разминка участников группового тренинга. Полезно в том числе для того, чтобы разговорить "молчунов" и развить навыки слушания. В процессе группового тренинга иногда возникают случаи, когда участники слишком засиделись на одном месте. Для того, чтобы их немного взбодрить, а также для небольшой разминки мозга предназначено это упражнение. Процедура группового психологического тренинга. Участники ходят по залу и ищут самую комфортную для себя точку. Упражнение предназначено для создания в группе доброй, благожелательной атмосферы в начале тренингового дня. Можно использовать во второй и последующие дни тренинга. Процедура группового психологического тренинга. Участники делятся на произвольные подгруппы, другие участники должны угадать основание деления. Процедура группового психологического тренинга. Участники пробуют смотреть сквозь стены.

Очень часто то, что происходит на консультации у психолога, человек может проделать и самостоятельно: освоить позитивное мышление, визуализацию, активное слушание реально и по советам из книги. Другое дело — ввести полезные психологические упражнения в привычку. Здесь психолог чаще всего выступает лишь стимулом — как спортзал для тех, у кого дома до фитнеса «не доходят руки».

Психологические упражнения на каждый день

Не зря среди вступительных экзаменов на факультет психологии числится математика. У наших наук много общего! В психологии, в том числе семейной, существует много различных упражнений. Предлагаю ознакомиться с некоторыми из них. Каждый сможет пользоваться ими в своей семье.

  1. Мой самый любимый метод, который я ставлю на первое место, — «Как здорово!» . Заключается он в том, чтобы каждая ваша реакция на неожиданное событие (плохое или хорошее) начиналась с фразы «Как здорово!». И не важно, что дела «не фонтан» и окружающие сначала вас не поймут. Такая реакция окружения даже сыграет вам на руку — мозг в панике начнет придумывать, почему же это здорово. Можно еще усилить действие метода — сразу говорить: «Это же так здорово, потому что...» И тут ваш мозг вас спасет!
  2. Вводим обязательную процедуру «5 радостей дня» . Участвуете в ней вы, ваш партнер, дети, родители — все, кто угодно. Вечером вы рассказываете друг другу пять приятных событий этого дня. Их значимость не важна, важно, чтобы они принесли вам радость. Это научит замечать хорошие события и не фокусироваться на плохих, а также делиться с близкими прежде всего хорошими новостями.
  3. Вводите поощрения для самого себя . Хотя бы раз в месяц дарите себе приятную мелочь или значимый подарок. Важно заранее его себе пообещать и ждать его приобретения.
  4. Еще одно упражнение — доска визуализации . Она представляет собой плакат или стенд, на который помещаются изображения того, что человек хочет получить от жизни. Она — мощное оружие в борьбе за мечту. Главный принцип ее действия заключается в правильном формировании образов собственных мечтаний и визуализации желаемого.

В центре доски поместите свое фото, на котором вы искренне счастливы, испытываете радость. А затем начинайте размещать вокруг себя фотографии или рисунки того, что вы хотите получить от жизни или чего хотите в ней добиться. Для создания доски визуализации подберите жизнеутверждающие, красивые, яркие и выразительные картинки с изображением желаемого.

Для каждого сектора выберите отдельные фото: для сектора брака — картинку с изображением счастливой семьи; для сектора карьеры — изображение успешного бизнесмена; для сектора материального достатка — автомобиль, дом, дачу; для сектора духовной жизни — фото, к примеру, стран, где хотелось бы побывать...

На доску визуализации нужно помещать изображения, отражающие окончательный результат ваших усилий, уже сбывшиеся мечты, реализованные возможности. При желании изображения можно сопроводить краткими комментариями (написанными в настоящем времени).

  1. При всем нашем желании думать позитивно мы сами подсознательно блокируем достижение цели! Вот вроде твердим «я здорова и счастлива», а при этом пробегает мысль «ну как я могу быть здорова, когда вокруг эпидемия». Или «откуда взяться счастью с таким курсом евро».

Расскажу вам об одном замечательном упражнении. Проснитесь утром и говорите себе мысленно, а лучше вслух: «Как здорово, что это день настал. Я позволяю (разрешаю, повелеваю — можно выбрать любое слово, которое вам нравится) себе прожить этот день так, как я хочу! Я достигну всех поставленных целей». И если возникает в голове та самая негативная мыслишка, вы говорите: «А подобным мыслям и всем препятствиям я запрещаю быть в этом дне!». После чего считаете вслух «раз, два, три» и хлопаете в ладоши! Это упражнение хорошо делать и с детьми! С него стоит начать день, а заканчивать — «пятью радостями».

Важно иметь план на день, причем лучше принять его накануне. Но не ставьте себе рамок и границ! Ведь часто что-то не складывается именно потому, что мы сами боимся, тормозим, не осознаем своих возможностей. Попробуйте делать это упражнение хотя бы 21 день, а лучше введите его в привычку.

  1. Занимаясь визуализациями, активизируя силу мысли, мечтая, люди часто превращают это занятие в навязчивую идею . Думают, крутят в голове. Если мы вообразим в этот момент мозг, как отдельное существо, то он сидит и думает: «Караул! Сколько можно об этом думать? Это еще не произошло, а уже столько проблем!». И он делает все, чтобы эта навязчивая «неприятность» не произошла. Из благих побуждений, конечно.


Я предлагаю вам следующий метод борьбы . Откройте заметки в телефоне и выберите дату ровно через год. Впишите туда все свои мечты в свершившемся виде. И закройте, с напоминалкой, которая сработает через год. Все! Забудьте, в записи не заходите. Сработает — оцените результат. Вы наверняка удивитесь!

Сегодня идет много споров о том, хорошо ли жить в позитивном мире, или, точнее, пытаться себе его искусственно создавать. Я уверена, что усилия, потраченные на то, чтобы в семье был мир, спокойствие и позитивный настрой, вернутся к вам бумерангом, проявившись в ваших детях. Они будут расти в доброжелательной атмосфере и станут уверенными в себе людьми. А это очень здорово!

Метод активного слушания

Этот метод звучит следующим образом — сядьте и поговорите. Зачем? Этот вопрос я слышу часто. Так уж устроен человек, что без обратной связи со стороны окружающих жить нам сложно. Если женщина стоит целый день у плиты, она ожидает доброго слова о себе, оценки своих трудов. Когда супруг ходит на работу, проводя там дни напролет, он тоже ждет обратной связи — в виде заработной платы.

Мы помним об этом при детей, старательно применяя активное слушание. Но напрочь забываем, общаясь со своими партнерами. Все чаще мы говорим, а иногда кричим в адрес друг друга: «Ты такой, ты сякая!». А где же пресловутые открытые вопросы и описание своих чувств: «Дорогой, меня огорчает, что ты поздно пришел, давай обсудим, почему ты не спешишь домой»? Разговор, общение, открытые вопросы помогают не додумывать и не сочинять за партнера — чем мы часто, к сожалению, страдаем.

Юлия Борисовна Гиппенрейтер ввела в нашу жизнь понятие активного слушания. Проще говоря, это проявление максимальной эмпатии к собеседнику, «слушание его всем телом» (так и хочется добавить — и «всей душой»).

Выделяют следующие приемы активного слушания:

Пауза — это просто пауза, как она есть. Она дает собеседнику возможность подумать. После паузы собеседник может сказать что-то еще, о чем промолчал бы без нее. Пауза также дает самому слушателю возможность отстраниться от себя (своих мыслей, оценок, чувств) и сосредоточиться на собеседнике.

Умение отстраняться от себя и переключаться на внутренние процессы собеседника — одно из главных и трудных условий активного слушания, создающее между людьми доверительный контакт.

Уточнение — это просьба уточнить или разъяснить что-либо из сказанного. В обычном общении мелкие недосказанности и неточности додумываются собеседниками друг за друга. Но когда обсуждаются сложные, эмоционально значимые темы, собеседники непроизвольно избегают поднимать болезненные вопросы. Уточнение позволяет сохранять понимание чувств и мыслей партнера в такой ситуации.

Пересказ (парафраз) — это попытка слушателя кратко и своими словами повторить только что изложенное собеседником. При этом слушатель должен стараться выделять и подчеркивать главные на его взгляд идеи и акценты. Пересказ дает собеседнику обратную связь, помогает понять, как его слова звучат со стороны. В результате собеседник получает либо подтверждение того, что он был понят, либо возможность скорректировать свои слова. Кроме того, пересказ может использоваться как способ подведения итогов, в том числе промежуточных.

Развитие мысли — попытка слушателя подхватить и продвинуть далее ход основной мысли собеседника.


Сообщение о восприятии — слушатель сообщает собеседнику свое впечатление от собеседника, сформировавшееся в ходе общения. Например: «Эта тема очень важна для вас».

Сообщение о восприятии себя — слушатель сообщает собеседнику об изменениях в своем собственном состоянии в результате слушания. Например: «Мне очень больно это слышать».

Замечания о ходе беседы — попытка слушателя сообщить о том, как, на его взгляд, можно осмыслить беседу в целом. Например: «Похоже, мы достигли общего понимания проблемы».

В зависимости от обстоятельств и жизненных ситуаций вы можете комбинировать эти приемы или применять один из них.

Комментировать статью "Психологическая помощь самому себе: 6 упражнений и активное слушание"

Еще по теме "Психологические упражнения и позитивное мышление":

Вообще, само по себе "задание" не такое уж и зверское, пусть бы ползали, мяукали дурным голосом от души и лапами безнаказанно "тестостероновыx" драли. Психологическая помощь самому себе: 6 упражнений и активное слушание.

Психологическая помощь самому себе: 6 упражнений и активное слушание. ...освоить позитивное мышление, визуализацию Вот как избавиться от этих постоянных мыслей о бывшем? Как избавиться от страха и неуверенности и "притянуть" успех: 3 упражнения.

Психологи и шаблоность мышления. -- посиделки. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе психология - настолько ангажированная обществом (а в каждом обществе свои каноны) область "деятельность" человека, что говорить о том, что быть...

Проходит на факультете психологии МГУ, специально для подростков. Позвоните на кафедру возрастной психологии,вам подскажут. Уверенность в себе: 10 упражнений против застенчивости. Посоветуйте тренинг для подростка для развития уверенности в себе.

Психологическая помощь самому себе: 6 упражнений и активное слушание. Добрый день дорогие мои мисс и миссис:) Вот уже засветило на Психологическая помощь самому себе: 6 ... Я - против раннего развития! У многих детей психологическое напряжение вызвано другой...

Психологическая помощь самому себе: 6 упражнений и активное слушание. ...освоить позитивное мышление, визуализацию, активное слушание реально и по советам из книги. У нас потрясающая психолог в школе. При проблеме с поведением завуч сразу к ней...

Позитивная, увлекательная книга о беременности? Недавно задурилась искать увлекательную, позитивную, какую-нибудь психологическую или Психологическая помощь самому себе: 6 упражнений и активное слушание. Вместо консультации психолога - позитивное мышление.

Пробовали в бесплатный районный центр психологической помощи ходить, но там совсем не то. Так хочется надеятся и верить, что занятия помогут! У нейропсихолога мы были, ни про какие блоки она не говорила. А дополнительные упражнения, думаю, повредить точно не могут.

про " позитивное мышление ". ...затрудняюсь выбрать раздел. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Постоянно сталкиваюсь в современной психологической литературе с этим тезисом.

Позитивная, увлекательная книга о беременности? Недавно задурилась искать увлекательную, позитивную, какую-нибудь психологическую или даже с философским уклоном книгу о беременности, о родах, а то надоели все эти книги, где на 1 странице про токсикоз, на другой...

психология. упражнения. Серьезный вопрос. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. Нужны упражнения на преодоление стеснительности, застенчивости, эмоциональной закрытости.

Если да, то это не активное слушание. Вы там не слушали, а наоборот, задавали много А почему вы противопоставляете активное слушание наказанию? Строго говоря, АС - это И что мы взрослые тоже себя часто неправильно ведем или ломаем что если что то это не страшно.

Когда ребенок хорошо помнит, как были мысли взрослым изложены, он и не пытается их сам выражать и этого долгое время никто не замечает, пока действительно у него не является потребность сказать что-то свое. Не знаю, понятно ли я высказалась, но старалась...

Что вы думаете о таком подходе (активное слушание, безличные предложения и т.п Именно прояснить ситуацию и помогают эти два приема - безличность и активное слушание. Хотя с технической стороны он проигрывает, конкретных психологических приемов по налаживанию...

Одно упражнение не получается. Тренер подходит, пытается объяснить, помочь - истерика "я не могу" Теперь сам себе говорит, что это только вначале не получается, что самое главное Как научить ребенка не пасовать перед трудностями, стать уверенным в себе, активным и...

Активное слушание /проговаривание. Картинка: идет мое дите по площадке, никого не трогает. Молча - прижать к себе, погладить по спине или по ушибленному месту, подуть. Вы сами все хорошо рассказали и объяснили. Да и у Гиппенрейтер в какой-то главе был описан...

Позитивное отношение к жизни. -- посиделки. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на работе, отношения с мужчинами. А американские ученые выяснили, что позитивное мышление способствует долголетию намного эффективнее, чем...

Затем отыскать на лице самые верхние точки на скулах под глазами и несколько раз постучать по ним. затем то же самое с точками Дети напряжение чувствуют, однозначно. Постарайтесь контролировать себя, не срываться на сыне. Способы снятия психологического напряжения.

Похожие статьи

© 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.