Творческое наследие А.М. Исаева

Алексей Михайлович Исаев родился 24 октября 1908 года в Санкт-Петербурге в семье приват-доцента юриспруденции. Образование Алексей Михайлович получил в школе-интернате, организованной его отцом Михаилом Михайловичем, в которой преподавали известные педагоги - физик Фалеев, математик Колмогоров, писательница Беклемишева.

Встреча с такими педагогами стала своеобразной жизненной удачей. И ею Алексей Михайлович воспользовался полностью - он получил фундаментальные знания по математике и физике, что совершенно необходимо будущему инженеру, развил в себе трудолюбие, любознательность, целеустремленность, умение выделять главное из череды явлений.

После окончания школы в 1925 году по настоянию отца он поступил в Горную академию. За год до окончания академии А.М. Исаев едет на строительство Магнитки. Поездка была предпринята не случайно, а под воздействием впечатлений от горной практики на одной из шахт Донбасса. Тридцатые годы прошлого века - время, создания промышленности в СССР. Одним из гигантов был Магнитогорский металлургический комбинат. А.М. Исаев написал письмо на Магнитострой, в котором он предлагал свои услуги, и получил согласие на работу. Жизнь сделала крутой поворот. Несмотря на небывалые трудности и лишения, он почувствовал себя счастливым в этом своем новом деле и с азартом взялся за его освоение. В конце 1931 года А.М. Исаев защитил дипломный проект в московской академии, преобразованной в Горный институт, после чего возвратился на Магнитострой.

Следующий период жизни Алексея Михайловича может быть охарактеризован как период поиска своего дела и, в широком плане, смысла жизни. Он искал, работал все эти годы, «как потный чёрт», - его типичное выражение. Да и главные объекты его исканий, если вглядеться, уже существовали, это были Магнитка, Запорожсталь, Днепрострой, Гипрооргстрой и заводы Нижнего Тагила. Подобно многим советским юношам, воспитанным на примере первопроходцев, он мечтал о работе в Арктике. А немного позднее его увлекла авиация, ведь душа А.М. Исаева тянулась к трудному, интересному делу, туда, где решались главные задачи, поставленные временем и страной.

В конце января 1934 года Исаев, будучи уже начальником отдела организации работ Тагильского металлургического завода, написал отцу: «Я прихожу к выводу, что мне на стройке работать нельзя, и, если можно, то только на хорошо организованной. Я очень быстро заболеваю психозом особого рода. Здесь я уже им заболел. Психоз заключается в том, что мне кажется, будто я ответственен за всё и все лежит на мне, все вопросы должен разрешить я. И вот голова лопается от всего этого количества неразрешенных или неправильно разрешенных вопросов, которые, собственно, меня не должны касаться».

Достигнув определенного положения, А.М. Исаев не захотел оставаться на спокойном месте. Как он вспоминал: «Опять чувствую: не моё, не то». Тридцатые годы минувшего века - период массового увлечения авиацией. О строительстве самолётов, о дальних и удивительных авиаперелётах, о необычайной профессии лётчиков, об авиастроителях писали газеты и сообщало радио. Увлекла авиация и А.М. Исаева. Алексей Михайлович принял окончательное решение стать авиаконструктором и проявил решительность, настойчивость и упорство для достижения поставленной цели.

А.М. Исаев написал заявление непосредственно директору авиационного завода №22 (ныне - ракетно-космический завод РКЗ ГКНПЦ им. М.В. Хруничева): «Уважаемый тов. директор! Обстоятельства вынуждают меня обратиться непосредственно к Вам с просьбой дать мне возможность работать по самолётостроению …. Я не претендую на большой оклад и, наконец, на квартиру, которой я обеспечен. Сейчас я совершенно свободен и могу приступить к работе немедленно. Если мое заявление покажется Вам убедительным, попросите секретаря известить меня об этом по адресу: Москва, 21. Б. Пироговская, 3, кв. 1, А.М. Исаеву. 19/VIII.34».

Ольга Александровна Миткевич - это она оказалась «уважаемым тов. Директором» - рискнула, и за это ей низкий поклон от всех нас. Исаеву понравился завод, понравилось место, где он располагался, понравилась дисциплина, но самое главное заключалось в твёрдом убеждении, выраженном им в короткой фразе: «Специальность найдена». С этого времени начался взлёт Алексея Михайловича Исаева как авиационного инженера, конструктора, волею судьбы, обстоятельств и личных качеств превратившегося в конструктора ракетной и космической техники. Этот путь он прошел сам и «сделал себя» также сам.

А.М. Исаев рассказывал: «В авиации мне, считайте, повезло: заставили крепко работать …. А мы в потёмках шли и набивали здоровенные шишки. Ни специальной литературы, ни методик, ни налаженного эксперимента. Каменный век реактивной авиации».

Теперь все знают, что машина, о которой упомянул А.М. Исаев - это знаменитый БИ-1. Первый советский самолёт с ракетным двигателем был построен в самые трудные начальные месяцы войны, и 15 мая 1942 года лётчик-испытатель Григорий Бахчиванджи поднял его в небо с аэродрома Кольцово в посёлке Билимбай под Свердловском, куда в 1941 году было эвакуировано КБ Болховитинова. Самолёт БИ-1 вошёл в историю, и совершенно неожиданно вновь круто изменил профессию А.М. Исаева. Проект, начатый двумя инженерами-мечтателями, стал общим делом большого КБ, во главе которого стоял выдающийся авиаконструктор Виктор Федорович Болховитинов.

Узким местом оказался двигатель, «горшок», как его тогда называли, маленький ЖРД. Двигатель плохо запускался, горел, взрывался. В.Ф. Болховитинов поручил А.М. Исаеву заняться двигателем, как он выразился «уж без кустарщины, всерьез и надолго». 4 февраля 1943 году в КБ создано небольшое по численности подразделение с задачей доводки ЖРД. Исаева назначили руководителем этого подразделения.

После возвращения из эвакуации в подмосковные Химки в мае 1943 года приказом В.Ф. Болховитинова от 21 июня 1943 года в структуре завода был создан отдел двигателей, начальником которого был назначен А.М. Исаев. Именно на этом, совершенно новом для себя поприще - в конструировании, изготовлении, испытаниях, совершенствовании, развитии жидкостных ракетных двигателей и двигательных установок А.М. Исаев, наконец, нашёл себя. Окончательно определилось главное, заветное дело всей жизни. Кончились мучительные, длительные поиски своего призвания. В работе над этим главным делом раскрылись его интеллектуальные и творческие силы, организаторские и мобилизующие способности.

С подразделения, образованного 21 июня 1943 года на авиационном заводе №293 (руководитель В.Ф. Болховитинов), выросшего впоследствии в коллектив, главным предназначением которого стало создание ЖРД, ведет свое начало современное Конструкторское бюро химического машиностроения.

18 февраля 1944 года, в соответствии с постановлением ГКО, завод №293 вошёл в качестве филиала в состав НИИ-1 НКАП. В июне 1946 года филиал №1 ликвидировали, а подразделение А.М. Исаева перевели в НИИ-1. В мае 1948 г. подразделение А.М. Исаева было переведено в НИИ-88 и стало называться отделом 9 ОКБ.

Но ещё до перевода было разрешено организовать производственную экспериментальную базу Исаева на территории НИИ-88. Первым подразделением будущего КБ Исаева, созданным в НИИ-88, оказался цех 105. Затем началось сооружение стенда отдела 9. Одновременно создавалась испытательная станция отдела 8, строительство которой было завершено в 1949 г. В июне 1950 г. в результате реорганизации НИИ-88 отдел 8 СКБ прекратил свое существование; работники и имущество последнего были переданы отделу 9, в котором тогда работало 500 человек.

В марте 1952 года ввиду возникших трудностей в создании ЖРД тягой 8 тс в НИИ-88 создали для дублирования работ два ОКБ по ЖРД: ОКБ-2 на базе отдела 9 (главный конструктор А.М. Исаев) и ОКБ-3 (главный конструктор Д.Д. Севрук).

В 1952-1958 годах работы ОКБ-2 по созданию ЖРД продвигались успешно, необходимость в дублировании работ по созданию ЖРД отпала, и в декабре 1958 г. по приказу Госкомитета по оборонной технике ОКБ-2 и ОКБ-3 были объединены в одно подразделение во главе с A.M. Исаевым. Оно сохранило наименование ОКБ-2. Численность работающих составляла около 2500 человек. 16 января 1959 года ОКБ-2 было выделено из состава НИИ-88 в самостоятельную организацию.

17 июня 1961 года за образцовое выполнение правительственных заданий предприятие было награждено орденом Трудового Красного Знамени. В 1967 году ОКБ-2 получило наименование «Конструкторское бюро химического машиностроения».

В 1968 году было завершено строительство производственно-лабораторного корпуса и корпуса 301 филиала КБХМ (испытательная станция в поселке Фаустово), а в марте 1971 года - инженерного корпуса (КБ).

25 июня 1971 года A.M. Исаев умер от инфаркта. Конструкторское бюро возглавил его верный друг и соратник с 1946 года, первый заместитель главного конструктора Владислав Николаевич Богомолов.

В феврале 1975 года предприятие «Конструкторское бюро химического машиностроения» было награждено орденом Октябрьской Революции. В 1991 году Конструкторскому бюро химического машиностроения распоряжением правительства присвоили имя А.М. Исаева.

По мере расширения испытательно-производственной базы предприятия увеличивалась численность работающего персонала. В 1991 году здесь работали 6132 сотрудника, развивалась сеть подразделений и организаций предприятия социально-бытового направления.

В конце девяностых годов минувшего века на предприятии был организован отдел по конверсионной тематике, занимавшийся разработкой оборудования для мясоперерабатывающей и молочной промышленности, медицинского и реабилитационного оборудования, товаров народного потребления, оборудования для топливно-энергетического комплекса. В период с 1990 по 2005 года было создано более 40 образцов техники указанного назначения.

В настоящее время КБхиммаш им. А.M. Исаева - филиал ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева - осуществляет модернизацию и наращивание своего потенциала по основным направлениям проектно-конструкторской, производственно-технологической, экспериментально-испытательной и финансово-хозяйственной деятельности. Сформировавшаяся динамика и качество роста базовых, определяющих показателей, может быть охарактеризована следующими данными:

  • прирост среднесписочной численности ППП составляет 15% в год (в декабре 2007 г. численность составляла 2150 чел.);
  • резко увеличено финансирование программ, связанных с техническим перевооружением и реконструкцией производственной базы;
  • значительно выросли объёмы выпуска и реализации основной продукции (до 30% в год).

Выход на устойчиво прибыльные результаты работы позволяет прогнозировать благоприятные перспективы будущего развития главного детища Алексея Михайловича Исаева - КБхиммаш, уникальной конструкторской школы.

Творческое наследие А.М. Исаева

Огромный вклад А.М. Исаева и его ОКБ в развитие ракетного двигателестроения сегодня видится особенно отчётливо. Большой объём работ, сложность и новизна технических проблем, напряженные темпы создания ракетной техники требовали от коллектива ОКБ слаженной, напряженной работы, высокой творческой отдачи.

Алексей Михайлович очень много сил и энергии отдавал созданию и сплочению коллектива КБ. Ему удалось создать особый «исаевский» стиль творческих взаимоотношений, основанный на доверии, порождающий огромный энтузиазм, творческую инициативу, изобретательность и ответственность.

«В наше время роль главного конструктора заключается в том, чтобы не мешать работать другим», - шутил Алексей Михайлович. На самом деле неоспоримое превосходство его конструкторского таланта признают все исаевцы. Как обычно всё происходило? Собирал Алексей Михайлович своих сподвижников у себя в кабинете и говорил: «Есть идея. Не идея даже, а так - сон в летнюю ночь. Отдаю её вам на освистание». Выкладывал идею, возникали первые вопросы, сомнения. Потом начиналось «освистывание»: шум, крики - каждый отстаивал свою точку зрения. А он сидел где-нибудь на подоконнике, а чаще, оседлав верхом стул, слушал, встревал, «подливал масла в огонь». И часто в конце говорил: «Рискнем, Бога нет!» - ещё одна его характерная поговорка.

И рисковали, и получалось, и сделали много, так много, что в рамках этой статьи невозможно обо всем рассказать. Можно только назвать наиболее значимые научно-технические достижения и разработки А.М. Исаева и его школы:

  • создание плоских головок камер сгорания с шахматным расположением однокомпонентных форсунок;
  • применение завесного охлаждения огневой стенки камеры сгорания с помощью специального периферийного ряда форсунок;
  • создание камер сгорания со связанными оболочками;
  • применение антипульсационных перегородок ("креста") для устранения высокочастотных колебаний;
  • разработка принципов и реализация конструкции цельносварного неразборного ЖРД;
  • создание ЖРД, запускаемого под водой;
  • разработка идеи заводской заправки баков ракеты топливом (ампулизация);
  • разработка идей, принципов, конструкции и технологии ЖРД, "утопленных" в компонентах топлива;
  • разработка химического жидкотопливного аккумулятора давления для вытеснения топлива из ракетных баков;
  • внедрение в конструкцию камер сгорания двухкомпонентных центробежных форсунок;
  • разработка и создание многократно включающихся жидкостных ракетных двигателей для космических аппаратов, космических кораблей и станций, работающих в условиях длительного пребывания в космическом пространстве как на околоземной орбите, так и на межпланетных орбитах космических аппаратов;
  • разработка и создание небольших (тягой до 600 кгс) камер сгорания с абляционным охлаждением;
  • разработка и внедрение метода огневых контрольно-технологических испытаний ЖРД без переборки;
  • создание первого отечественного космического ракетного двигателя на жидких кислороде и водороде;
  • разработка и внедрение в ЖРД возможности останова после израсходования одного из компонентов топлива;
  • разработка и использование в составе двигательных установок космических аппаратов ЖРД с камерами из тугоплавких металлов;
  • разработка и практическое применение двигательных средств для минимизации времени неуправляемого полета ракеты в период разделения ступеней ракеты;
  • разработка и практическое применение центробежных насосов со сверхвысокой всасывающей способностью.


Исаев Алексей Михайлович – советский инженер-конструктор, создатель жидкостных ракетных двигателей, главный конструктор ОКБ-2 НИИ-88 Министерства оборонной промышленности СССР.

Родился 11 (24) октября 1908 года в Санкт-Петербурге в семье приват-доцента Петербургского университета, впоследствии крупного советского специалиста по уголовному праву и члена Верховного Суда СССР. Русский. С 1918 года с семьёй жил в Москве, с 1920 года – в деревне Потылиха Московской губернии, с 1923 года – вновь в Москве.

В 1925 году окончил школу и поступил в Московскую горную академию. В июне 1930 года он был отчислен с последнего курса академии, а в августе того же года уехал на строительство Магнитогорского металлургического комбината. В сентябре 1931 года решение об исключении А.М. Исаева было отменено, он вернулся в академию и продолжил учёбу, окончил академию в декабре 1931 года. В январе 1932 года А.М. Исаев вновь уехал на строительство Магнитогорского металлургического комбината, в марте того же года – на строительство комбината «Запорожсталь». С сентября 1932 года инженер института «Гипрооргстрой», работал на строительстве Тагильского металлургического завода.

Тогда в жизнь А.М. Исаева вошло увлечение авиацией. По его просьбе в октябре 1934 года принят конструктором бригады механизмов и шасси в ОКБ В.Ф. Болховитинова на авиационном заводе № 22, занимался разработкой шасси дальнего бомбардировщика ДБ-А, ближнего бомбардировщика «С». С 1937 года работал начальником группы на заводе № 124 (Казань), с 1938 года - на заводе № 84 (Химки). С 1939 года он был уже ведущим конструктором опытного самолёта «И». С июля 1940 года на авиазаводе № 293 (Химки) КБ В.Ф. Болховитинова приступило к разработке ближнего истребителя «БИ» – первого в СССР полноценного самолёта с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД), при этом А.М. Исаев работал над созданием двигателя.

В годы Великой Отечественной войны ОКБ с 1941 по 1943 годы работало в эвакуации в Билимбае Свердловской области. Несмотря на сверхсложные условия, самолёт был создан в рекордно короткий срок и 15 мая 1942 года лётчик-испытатель капитан Г.Я. Бахчиванджи поднял его в небо. С февраля 1943 года начальник группы по разработке нового ЖРД. С июня 1943 года начальник отдела двигателей в ОКБ В.Ф. Болховитинова (завод № 293). В декабре того же года он приступил к созданию своего первого самостоятельно разработанного двигателя РД-1, который уже в октябре 1944 года вышел на государственные испытания, а в январе 1945 года – на лётные испытания. В феврале 1944 года ОКБ В.Ф. Болховитинова вошло в состав Ракетного НИИ, за А.М. Исаевым сохранился пост начальника отдела.

С 3 июля по 8 сентября 1945 года находился в Германии в составе группы специалистов-ракетчиков, имея задачу ознакомиться с немецкой ракетной техникой. Продолжая напряжённую работу, отдел А.М. Исаева создал модернизированный ЖРД РД-1М, принципиально новый У-1250 с цельносварной камерой со связанными точечной сваркой оболочками из листовой стали.

В августе 1947 года в НИИ-1 Министерства авиационной промышленности СССР было создано отдельное КБ, в котором А.М. Исаев был назначен главным конструктором. В мае 1948 года ОКБ А.М. Исаева передано в НИИ-88 (Калининград, Московская область), где было преобразовано в отдел № 9 Специального конструкторского бюро. Там были разработаны двигатель У-2000 для ракеты класса «земля-воздух», двигатель У-400-2 для крылатой ракеты класса «воздух-море».

В 1952 году в НИИ-88 на базе отдела № 9 формируется ОКБ-2 под руководством А.М. Исаева. Тогда удалось решить проблему ЖРД с тягой свыше 8 тонн, которые ранее взрывались при стендовых испытаниях: была найдена причина их разрушения – высокочастотные колебания и для их подавления в головку камеры были установлены антипульсионные перегородки («крест»). С того времени эта схема широко используется в мире. Успех коллектива ОКБ-2 вызвал интерес С.П. Королёва. Первая веха их знаменитого сотрудничества – ракета Р-11 дальностью 270 км с ЖРД А.М. Исаева тягой 8,3 тонны на высококипящих компонентах. На её основе для Военно-морского флота создана ракета Р-11ФМ. В 1954 году был разработан новый ЖРД с насосной подачей топлива для второй ступени зенитной ракеты В-75 и четырёхкамерный ЖРД С2.1100, а далее С2.1150 для ускорителей межконтинентальной крылатой ракеты «Буря».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 апреля 1956 года за создание системы противовоздушной обороны С-25 Исаеву Алексею Михайловичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В декабре 1958 года ОКБ-2 А.М. Исаева и ОКБ-3 Д.Д. Севрука были объединены в единое ОКБ-2 в составе НИИ-88, его главным конструктором остался А.М. Исаев. В январе следующего 1959 года его ОКБ было выделено из НИИ-88 и полностью сосредоточилось на создании ЖРД для ракетной и космической техники. Первым успешно выполненным заданием стала тормозная двигательная установка для космического корабля «Восток». Она безупречно отработала при первом космическом полёте Ю.А. Гагарина и впоследствии применялась десятки раз, включая полёты всех советских космонавтов на кораблях «Восток» и «Восход». Ею же оснащались и советские возвращаемые спутники. Впереди было создание корректирующих и тормозных двигательных установок (КТДУ), которые могли бы неоднократно включаться для коррекции орбит и траекторий полёта, стыковок, маневрирования в космосе, посадки аппаратов на Землю, Луну, Марс и Венеру. Ими оснащались пилотируемые корабли, автоматические межпланетные и лунные станции, спутники связи и разведки. В 1960-е годы под руководством А.М. Исаева один за другим создавались новые типы двигательных установок для космических аппаратов различного назначения, но все их объединяло главное качество – высочайшая надёжность в работе.

В 1967 году ОКБ-2 было переименовано в Конструкторское бюро химического машиностроения (КБХМ), А.М. Исаев оставался в нём главным конструктором до конца жизни.

Доктор технических наук (25.04.1959), профессор.

Член ВКП(б)/КПСС с 1951 года. Член Калининградского городского комитета КПСС (с 1959).

Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 25 июня 1971 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 4).

Награждён 4 орденами Ленина (16.09.1945, 20.04.1956, 17.06.1961, 23.10.1968), орденом Октябрьской Революции (26.04.1971), медалями.

Лауреат Ленинской премии (1958), Сталинской премии 3-й степени (1948), Государственной премии СССР (1968).

Почётный гражданин города Калининград (ныне – Королёв) Московской области (1965).

В 1991 году Конструкторскому бюро химического машиностроения было присвоено имя А.М. Исаева. Имя А.М. Исаева носит одна из центральных улиц в городе Королёв. В Королёве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

К теме освоения космоса?Московский журнал? обращался не раз. Как бы подытоживая ряд посвященных этому журнальных публикаций, в 1998 году к 60-летию подмосковного Калининграда (Королева) наше издательство в сотрудничестве с администрацией города выпустило книгу Р.Д.Позамантир и Л.К.Бондаренко?Королев - Калининград. К космическим высотам из глубины веков?.
Сегодня космическая отрасль России испытывает серьезные трудности. Параллельно идет процесс искажения самой истории отечественной космонавтики. В угоду?стратегическому партнеру? нынешней РФ - США - занижаются достижения нашей страны и ставится под сомнение ее приоритет в ключевых сферах космоплавания. Доходит даже до оспаривания за Юрием Гагариным звания первого космонавта планеты. Историческая правда безбожно (именно так!) извращается, что вновь и вновь утверждает нас в убеждении: она нуждается в защите, о ней необходимо без устали напоминать, ее нужно отстаивать.
В настоящее время по поручению администрации города Королева готовится к печати вторая книга, условно называющаяся?Калининград - Королев. Полвека, ставшие эпохой? и содержащая большое количество нигде ранее не публиковавшихся архивных материалов. В предисловии авторы отмечают: ?Ряд самых значительных событий в развитии предприятий (космической отрасли. - Ред.), а также в экономической, социальной, культурной сферах?засекреченного? города оставались за пределами видимого. Сегодня появилась возможность рассказать как об известном, так и малоизвестном, а то и вовсе забытом...?
В книге есть обширный раздел под названием?Соратники великого С.П.?. В самом деле, если об основоположнике практической космонавтики Сергее Павловиче Королеве написано достаточно много, то о тех, кто трудился рядом с ним - также выдающихся конструкторах, инженерах, ученых, - широкая общественность до сих пор не знает почти ничего. ?Московский журнал? под рубрикой?Соотечественники? начинает публикацию серии статей об этих людях - журнальные варианты соответствующих глав книги. Сегодня наш рассказ - об одном из создателей отечественных ракетно-космических двигателей, Герое Социалистического Труда, лауреате Ленинской и Государственных премий, кавалере четырех орденов Ленина и ордена Октябрьской Революции Алексее Михайловиче Исаеве.

13 мая 1946 года вышло постановление Совета Министров СССР с грифом?совершенно секретно? за подписью И.В.Сталина об организации новой отрасли народного хозяйства - ракетной промышленности. В том же году близ станции Подлипки на территории завода № 88 появился НИИ-88. Ему отводилась роль основной базы научно-исследовательских, конструкторских и опытно-производственных работ по созданию баллистических ракет.
13 мая 1946 года по праву считается днем рождения ракетостроения в нашей стране. Место рождения - подмосковный город Калининград (с 1996 года - Королев).
...В 1970-х годах на экраны страны вышел художественный фильм?Укрощение огня?. Люди, причастные к космонавтике, узнали в образах главных героев черты характера и некоторые факты биографии Сергея Павловича Королева и конструктора жидкостных реактивных двигателей (ЖРД) Алексея Михайловича Исаева. Космонавт В.А.Шаталов, посмотрев фильм, сказал: ?Это сценарий о первых... Они были первыми?.
С.П.Королев и A.M.Исаев жили в Калининграде с момента создания НИИ-88 до середины 1950-х годов, возглавляя два крупнейших космических предприятия - ОКБ-1 (ныне ракетно-космическая корпорация?Энергия? имени С.П.Королева) и ОКБ-2 (ныне КБ химического машиностроения имени А.М.Исаева). Исаев со своим отделом - небольшим, всего 22 человека - был переведен из Химок в НИИ-88 в 1948 году. Появление?исаевцев? вызвало переполох среди сотрудников двигательного отдела института. Распространился слух о слиянии двух отделов под руководством нового начальника, который и на начальника-то не похож: ходит в засаленной кепке, постоянно возится с рабочими - помогает сгружать, нагружать, перетаскивать... Одни говорили о нем: самодур, другие - душа-человек. Многие подумывали о переходе в смежные подразделения. Словом, переживаний было предостаточно. Все ждали: что же будет?
?И вот в отдел, - вспоминала ветеран КБ Ирина Владимировна Шомовская, - пришел Алексей Михайлович, представился. Присел на край стола и сказал примерно следующее: вы, очевидно, знаете, что наши отделы сливаются. Раз уж так получилось, будем работать вместе. Мы привыкли работать много, не считаясь со временем. Если вас такие условия устраивают, хорошо. Если кто-то желает перейти на другое предприятие - постараюсь помочь.
В итоге после объединения почти никто не ушел. И никто никогда не жалел, что остался.?

1908 года в Санкт-Петербурге , в семье приват-доцента Петербургского университета М. М. Исаева .

C 1954 года разрабатывались новые ЖРД с ТНА для второй ступени ракет ЗРК С-75 и четырёхкамерный ЖРД для ускорителей межконтинентальной крылатой ракеты «Буря» .

В декабре 1958 году ОКБ-2 А. М. Исаева и ОКБ-3 Д. Д. Севрука объединились в ОКБ-2 НИИ-88 под руководством А. М. Исаева, которое в январе 1959 года по приказу Государственного комитета по оборонной технике выделилось из НИИ-88.

ОКБ разработало тормозную двигательную установку (ТДУ) для будущего космического корабля «Восток» , которая в дальнейшем была применена и на «Восходе» и спутниках фоторазведки «Зенит-2» .

…Никита Сергеевич , широко улыбаясь… говорил приятности, чокался. Королёв представил ему Исаева:

А это, - сказал Сергей Павлович, - тот самый человек, который тормозит всё наше дело…

Хрущёв понял, рассмеялся, снова благодарил.

Для последующих советских управляемых кораблей КБ Исаева разрабатывало уже КТДУ - корректирующе-тормозные двигательные установки, которые использовались во всех космических кораблях серии «Союз» . Кроме того, КТДУ КБ Исаева применялись на всех советских и российских орбитальных станций серии «Салют» , «Мир» и, частично, на МКС , в непилотируемых спутниках («Молния» , «Космос») и межпланетных космических аппаратах

Алексей Исаев родился 11 октября 1908 года в Санкт-Петербурге. Его отец был высококвалифицированным юристом. В годы гражданской войны семья переехала в Москву. Алексей учился на электромеханическом факультете Московской горной академии, во время практики сделал свое первое изобретение (страхующее приспособление для спуска клети в шахту). Закончив академию, инженер работал на Днепрострое. занимался строительным проектированием, был инженером-конструктором и бригадиром.

С 1934 года Алексей Михайлович начал работать в КБ В.Ф.Болховитинова, первоначально его назначили руководителем группы шасси и механизмов на разрабатываемом тяжелом самолете ДБ-А «Академия». Задача была непростой: уже через год самолет следовало завершить. Осенью 1935 года новый самолет вышел на испытания. Машина показывала хорошие летные характеристики. Однако, во время одного из вылетов зимой 1935-1936 года самолет чуть не погиб из-за ошибки, допущенной при расчетах.

В 1937 году Исаев занимался разработкой двухместного скоростного ближнего бомбардировщика С («спарка»). В производство С не пошел, однако Исаев получил богатый опыт. вскоре он пригодился, когда КБ Болховитинова перевели в Подмосковье и инженеру поручили компоновку многоцелевого самолета И, который должен был сочетать особенности истребителя и пикирующего бомбардировщика.

Параллельно с порученной разработкой Алексей Михайлович занялся необычным проектом. Перед войной авиаконструктор А.Я.Березняк разрабатывал скоростной истребитель с традиционными двигателями, но успеха не добился. Тогда он предложил Исаеву совместно разработать ракетный истребитель-перехватчик. Решили проектировать истребитель с жидкостным реактивным двигателем.


Перед самым началом войны Исаев продумал компоновку нового самолета, вес которого удалось снизить до полутора тонн. конструкторы назвали его по первым буквам фамилий БИ.Разработка нового двигателя проходила в сложных условиях и потребовала много времени. советский реактивный истребитель взлетел задолго до того. как германский Ме-163 смог летать при полной мощности двигателя.


25 мая 1943 года Болховитинов подписал приказ об организации отдела ЖРД в составе конструкторского и расчетного бюро. А.М.Исаев к тому времени разрабатывал свой первый двигатель РД-1. Использовав как прототип двигатель Душина, он внес в него значительные изменения. Разработанный Исаевым электрический дуговой пускач упростил пуски, форсунки-клапаны позволили гасить факел, горевший после остановки двигателя, был увеличен ресурс двигателя.

В мае 1944 года Болховитинов назначил Исаева начальником отдела ЖРД. Алексей Михайлович продолжил работу над Би-2. Двигатель был подготовлен к государственным испытаниям. Самолет успешно летал с новым двигателем. Но в массовое производство самолет не пошел, ибо его аэродинамическая схема не годилась для больших скоростей.


С 1944 года Алексей Михайлович стал главным конструктором КБ. В 1946 году прошел испытания двигатель РД-1М для экспериментального самолета 4302. Новый двигатель существенно отличался от предыдущего. Изучив характер факела, Исаев использовал шахматное расположение форсунок, впрыскивающих топливо, и внутреннее охлаждение, которое он применил первым.

Исаев начал организовывать свой коллектив, который с годами вырос в большой высококвалифицированный коллектив КБхиммаш, решающий многие сложные задачи по созданию образцов новой техники. В 1950-52 гг. под руководством Исаева впервые в СССР были созданы газогенераторы (ГГ), работавшие на двухкомпонентном ракетном топливе с большим избытком горючего или окислителя. В 1950 г. на головке камеры ЖРД по предложению Исаева впервые начали применять антипульсационные перегородки, позволившие во многих случаях устранить высокочастотные колебания давления в камере. В 1957 Исаев применил нарезъемные (сварные) соединения агрегатов двигателя, завершив эту работу созданием первого цельносварного ЖРД.


Организаторские способности, большие теоретические и практические знания, инженерная интуиция позволили Алексею Михайловичу вместе с коллективом создать выдающиеся образцы новой техники, установленные на кораблях „Восток", „ Восход", „Союз" и автоматических межпланетных станциях, которые прославили нашу Родину в завоевании космоса и повысили обороноспособность нашей страны. За большой вклад в науку а технику в апреле 1959 года А. М. ИСАЕВ Высшей аттестационной комиссией утвержден в ученой степени доктора технических наук без защиты диссертации. За работу на благо Отечества Исаева наградили четырьмя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, и медалями, удостоили Ленинской премии. Ученый стал Героем Социалистического Труда.

Похожие статьи

© 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.