Управление инновационным проектом. Предпроектный этап


Участники проекта: Руководитель проекта: Сумина О.А. Руководитель проекта: Сумина О.А. Исполнители проекта: Белых Н.В., Джидзалова Т.М., Дуденгефер А.А., Копыльцова Э.Н. Скрипина С.А., Чапина В.И., Язева Т.В. Исполнители проекта: Белых Н.В., Джидзалова Т.М., Дуденгефер А.А., Копыльцова Э.Н. Скрипина С.А., Чапина В.И., Язева Т.В.


Актуальность проекта: 1. «Стратегическая цель развития образования до 2020 г.- повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина». 2. Приоритетные задачи развития образования до 2020 года: Обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях; Обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях; Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей…; Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей…; Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; Создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; Модернизация институтов образования как инструментов социального развития. Модернизация институтов образования как инструментов социального развития.


3. Нормативно – правовая база: Закон РФ и РК Об образовании; Закон РФ и РК Об образовании; Государственная Программа Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009 – 2012 гг.; Государственная Программа Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009 – 2012 гг.; Концепция модернизации российского образования до 2010 года; Концепция модернизации российского образования до 2010 года; Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 гг. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010 гг. Концепция федеральной системы образования на период до 2020 года; Концепция федеральной системы образования на период до 2020 года; Концепция общероссийской системы оценки качества образования; Концепция общероссийской системы оценки качества образования; Стратегия развития России до 2020 года. Стратегия развития России до 2020 года. 4. Проблемы в ОУ: Отсутствие системы управления качеством образования в образовательном учреждении. Отсутствие системы управления качеством образования в образовательном учреждении. Отсутствие необходимого опыта инновационной деятельности, преобладание в коллективе традиционных и устаревших подходов к оценке образовательного процесса; рассогласованность образов желаемого будущего школы у разных педагогов. Отсутствие необходимого опыта инновационной деятельности, преобладание в коллективе традиционных и устаревших подходов к оценке образовательного процесса; рассогласованность образов желаемого будущего школы у разных педагогов. Отсутствие взаимосвязи между субъектами образования в ОУ (учащиеся, родители, педагоги, МО, общественность). Отсутствие взаимосвязи между субъектами образования в ОУ (учащиеся, родители, педагоги, МО, общественность). 5. Вывод: проанализировав проблемное поле в своем ОУ, мы пришли к необходимости разработки системы управления качеством образования.





Подцели проекта: 1. Разработать механизм управления качеством образования в образовательном учреждении на основе мониторинга. 1. Разработать механизм управления качеством образования в образовательном учреждении на основе мониторинга. 2. Повысить профессиональную компетентность учителя по освоению технологии оценки качества образовательного процесса. 2. Повысить профессиональную компетентность учителя по освоению технологии оценки качества образовательного процесса. 3. Обеспечить личную образовательную и развивающую траекторию обучающегося в образовательном учреждении. 3. Обеспечить личную образовательную и развивающую траекторию обучающегося в образовательном учреждении.


Подцель 1. Разработать механизм управления качеством образования в образовательном учреждении на основе мониторинга. Задача 1. Изменить управленческую культуру. Мероприятия СрокиОтветственный 1.1. Изучить нормативно – правовую базу по вопросу управления качеством образования в образовательном учреждении. Ноябрь 2008 Директор 1.2. Пройти курсовую подготовку по программе Управление качеством образования в образовательном учреждении. Ноябрь- декабрь 2008 г Директор


Задача 2. Выстроить систему управления качеством образования в образовательном учреждении. Мероприятия СрокиОтветственный 2.1 Создать управленческую команду для реализации проекта. Декабрь 2008 г. Директор Задача 3. Обеспечить готовность управленческой команды к внедрению системы управления качеством образования в образовательном учреждении. Мероприятия Сроки Ответствен ный 3.1. Разработка командой программы действий (сроки, график, консультации). Январь 2009 г. Директор 3.2 Формирование школьной статистики и мониторинга качества образования в образовательном учреждении. Февраль 2009.г. Или в течение года? Зам.директора по УВР, ВР


Подцель 2. Повысить профессиональную компетентность учителя по освоению технологии оценки качества образовательного процесса.Подцель 2. Повысить профессиональную компетентность учителя по освоению технологии оценки качества образовательного процесса. Мероприятия СрокиОтветственный 1.1 Провести теоретические семинары по управлению качеством образовательного процесса. февраль- апрель 2009 г. Зам.директора по УВР Задача 1. Изменить уровень профессиональной культуры учителя в образовательном учреждении.


Мероприятия СрокиОтветственный 2.1 Провести диагностику педагогов на определение уровня соответствия качества образовательных услуг социальному заказу, усвоения теоретических знаний по внедрению компетентностного подхода в организацию образовательного процесса, на понимание соответствия качества знаний учащихся базовому уровню, социализации учащихся, создания здоровьесберегающей среды. Ноябрь 2008 г., апрель 2009 г., май 2010 г. Зам. директора по УВР 2.2. Разработать систему стимулирования педагогических кадров в соответствии с уровнем достигнутых результатов. Март 2009 г. Директор 2.3. Разработать показатели, индикаторы оценки деятельности педагогов по качеству предоставляемых образовательных услуг. Март 2009 г. Директор Задача 2. Изменить мотивацию педагогов к пониманию качества образовательного процесса.


Мероприятия СрокиОтветственный 3.1 Анализ выявленных проблем в области формирования системы качества образования. Май 2009 г. Директор 3.2 Обеспечение индивидуальной траектории повышения профессиональной компетентности педагогов в области качества образования. В течение уч.года Зам.директора по УВР 3.3 Представление опыта. В течение уч.года Зам.директора по УВР 3.4 Обобщение полученных результатов. Апрель-май 2010 г. Зам.директора по УВР 3.5 Корректировка планов работы методических объединений. Май 2010 г. Руководители МО Задача 3. Обеспечить методическое сопровождение профессиональной компетенции педагогов в области качества образования в образовательном учреждении.


Мероприятия СрокиОтветственный 4.1 Создание творческих групп по разработке показателей и индикаторов Декабрь 2008 г. Директор 4.2 Разработка модели оценки качества по каждой образовательной области, социализации учащихся, здоровьесберегающей среды. Апрель 2009 г. Зам.директора по УВР, ВР, руководители МО 4.3 Экспертиза внедрения индивидуальных систем оценки качества. Зам.директора по ВР 4.4 Корректировка модели или изменение. Зам.директора по УВР, ВР Задача 4. Внедрить систему оценки качества по каждой образовательной области, социализации учащихся, здоровьесберегающей среды.


Подцель 3. Обеспечить личную образовательную и развивающую траекторию обучающегося в образовательном учреждении. Задача 1. Разработать инструментарий для проведения социологического опроса (исследования) участников образовательного процесса. Мероприятия СрокиОтветственный 1.1 Изучить различные виды диагностик по оценке качества образования. Ноябрь 2008 г Директор, зам. Директора по УВР, ВР 1.2 Обсудить на заседании методического совета, выбрать (составить) приемлемые опросные листы. Декабрь 2008 г Руководитель МС, ШМО 1.3 Разработать методику исследования полученных результатов. Декабрь 2008 г зам. Директора по УВР, ВР, ШМО


Задача 2. Провести анализ полученных результатов. Мероприятия СрокиОтветственный 2.1 Определить ответственных за обработку результатов. Ноябрь 2008 Зам. директора по УВР 2.2 Организовать обработку результатов Ноябрь, декабрь, март 2009 Зам. директора по УВР 2.3 Проанализировать результаты на заседании методического совета, внести коррективы Декабрь 2009 Май 2010 Руководитель МС 2.4 Ознакомить участников образовательного процесса с результатами анкетирования Январь 2010 Май 2010 Директор 2.5 Дополнить систему оценки качества Май 2010 Директор, зам. директора по УВР, руководители ШМО


Задача 3. Привлечь социальных партнеров к формированию системы оценки качества в образовательном учреждении. Мероприятия СрокиОтветственный 3.1 Ознакомить социальных партнеров с внутришкольной системой оценки качества Апрель 2009 Директор 3.2 Внесение корректив в систему оценки качества образования с учетом замечаний, предложений социальных партнеров Декабрь 2009 Директор 3.3 Публичная защита модели оценки качества Май 2010 Директор


Задача 4. Разработать систему оценки качества обеспечения образовательной и развивающей траектории обучающихся. Мероприятия СрокиОтветственный 4.1 Обучение учащихся основам проектной и научно – исследовательской деятельности Сентябрь 2009 Май 2010 Учителя 4.2 Вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую деятельность Сентябрь 2009 Май 2010 Учителя 4.3 Разработка системы оценки качества социально – ориентированной деятельности учащихся (проектирование, исследование, участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах) Сентябрь 2009 Май 2010 Учителя 4.4 Оценка индивидуальных достижений обучающихся: В рамках государственной итоговой аттестации внутренней системы контроля качества образования Май 2010 Июнь 2010 Зам. директора по УВР 4.5 Создание портфолио социальных достижений учащихся В теч уч. г. Кл. руководители


Задача 5. Обеспечить качество знаний в соответствии с требованиями системы оценки качества. Мероприятия СрокиОтветственный 5.1 Осуществление контроля соответствия базовых знаний учащихся государственным образовательным стандартам В теч уч. г. Директор, зам. директора по УВР, ВР 5.2 Внедрение новых программ для развития индивидуальных способностей учащихся Сентябрь 2009 Зам. директора по УВР, ВР 5.3 Организация индивидуальных консультаций для учащихся В теч уч. г. Директор, зам. директора по УВР, ВР 5.4 Внедрение в образовательный процесс личностно – ориентированного подхода к обучению В теч уч. г. Учителя, кл. руководители 5.5 Анализ соответствия индивидуальных образовательных и социальных компетенций учащихся критериям оценки качества Декабрь 2009, апрель 2010 Учителя, кл. рук., зам. дир. по УВР, ВР


Задача 6. Внедрить систему мониторинга качества знаний обучающихся. Мероприятия СрокиОтветственный 6.1 Разработать положение о мониторинге оценки качества Январь 2009 Зам. директора по УВР, ВР 6.2 Провести внутренний мониторинг оценки качества учебной деятельности на разных ступенях обучения по объектам: ученик, класс, школа, учитель 1 раз в четверть Зам. директора по УВР, ВР 6.3 Создание электронного журнала для статистического анализа учебной деятельности в процессе мониторинга оценки качества В теч уч. г. Зам. директора по УВР, учитель информатики


Задача 7. Разработать модели выпускника I, II, III ступени обучения. Мероприятия СрокиОтветственный 7.1 Создание рабочей группы по разработке модели Январь 2009 Директор 7.2 Создание модели выпускника I, II, III ступени обучения. Май 2009 Зам. дир. по УВР, рук. ШМО 7.3 Обсуждение со всеми участниками образовательного процесса Май 2009 Директор 7.4 Утверждение модели на заседании совета Май 2010 Директор


Смета расходов 1. Бюджетные средства: Фонд заработной платы; Фонд заработной платы; Фонд стимулирующих выплат; Фонд стимулирующих выплат; Командировочные расходы. Командировочные расходы. 2. Внебюджетные средства: Оплата услуг научного руководителя; Оплата услуг научного руководителя; Приобретение канцелярских товаров; Приобретение канцелярских товаров; Приобретение программного обеспечения. Приобретение программного обеспечения.




Критерии и показатели оценки объектов мониторинга качества образования Объект мониторинга: условия достижения образовательных результатов Критерии оценки Показатели оценки Индикато ры Методика Сроки Методиче ские ресурсы, профессио нальная компетент ность Повышение квалификации учителей: Уровень мотивации Уровень мотивации Саморазвитие Саморазвитие Карьерный рост Карьерный рост Уровни: высокий, средний, низкий Мотивация достижений педагогов. Диагностика готовности педагогов к саморазвитию. Диагностика целей карьерного роста педагогов г. Стабильность основного состава педагогического коллектива %ОШ г. Модернизация кабинетов методическими материалами и оборудованием % Образовательный паспорт школы 2008 г. Обеспеченность учебниками и УМК % Образовательный паспорт школы 2008 г. Время доступа к персональным компьютерам (для учителей и учащихся) % Образовательный паспорт школы 2008 г. Обеспеченность библиотеки % Образовательный паспорт школы 2008 г.


Критер ии оценки Показатели оценки Индик аторы Методика Сроки Валеол огическ ие ресурсы Валеологическая кривая расписания, динамическая пауза, физкультминутки, освещенность, мебель. Соотве тствует, несоотв етствуе т Сан ПиН Гигиенические требования к расписанию уроков Ежегодно Количество учащихся в классе Количе ство ОШ-1Ежегодно Ресурс ы получен ия дополн ительно го образов ания Дополнительные образовательные услуги в школе (виды, стоимость, востребованность) и занятость учащихся % Образовательный паспорт школы Ежегодно Запросы учащихся и родителей на дополнительные образовательные услуги % Образовательный паспорт школы Ежегодно Включенность учащихся в систему дополнительного образования в школе (факультативы, кружки) % Образовательный паспорт школы Ежегодно


Объект мониторинга: достижения учеников Критер ии оценки Показатели оценки Методика сбора информации Индикаторы Сроки Объект: образовательные ресурсы Обуч енно сть Фактический запас знаний по предметам Тесты обученности Диагностические контрольные работы В процентном по уровням Баллы (пятибалльная) Два раза в год Сформированность предметных умений Тесты обученности Диагностические контрольные работы В процентном по уровням Баллы (пятибалльная) Сформированность умений учиться Диагностическая методика «Навыки учебной деятельности» В процентном по уровням


Обуч аемос ть Темп продвижения в освоении знаний и формировании умений Может быть диагностирована психологом с использованием психологических методик диагностики В процентном по уровням Два раза в год Легкость освоения материала (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от работы) Гибкость в переключении на новые способы и приемы работы Прочность сохранения освоенного материала Мотивация Уровень тревожности Мышление Творч еские успех и Результаты участия в олимпиадах, соревнованиях, исследовательской деятельности и т.д. Портфолио ученика Аттестат образовательных достижений В процентах от общего количества (класса, школы, коллектива) Один раз в год Сертификаты (мероприятий и конкурсов системы, дополнительного образования, образовательных тестирований по предметам (TOEFL и т.п.) и др. Портфолио ученика Аттестат образовательных достижений Балловые


Объект мониторинга: управление ресурсами ОУ Объект мо нит ори нга Критерии оценки Показатель оценки Методика сбора информации Сроки Индикаторы Цена дос ти же ния обр азо ват ель ны х рез уль тат ов Нагрузка учащих ся Число проверочных работ и других видов аттестации в единицу времени(четверть, триместр, год) Тесты, контрольные срезы, контрольные работы и др.) По графику Соотношение реальных работ к нормативам Время затрачиваемое к различным видам аттестации (их трудоемкость) Самообследование (хронометраж) По графику Соотношение затрачиваемог о времени к нормам Время затрачиваемое на выполнение домашнего задания Самообследование (хронометраж) По графику Соотношение полученных результатов к нормам Нагрузка учителе й Разнообразие видов выполняемой нагрузки в работе с учащимися: - количество обучающихся на учителя; - почасовая нагрузка; - форма работы учителя с классом Портфолио учителя, статистика (тарификация, штатное расписание), анкетирование, наблюдение. 1 раз в год Уровни: - высокий - средний - низкий Разнообразие видов выполняемой нагрузки в педагогическом коллективе Портфолио учителя, анкетирование. 1 раз в год Уровни: - высокий - средний - низкий Трудоемкость (время, затрачиваемое на подготовку) Портфолио учителя, самообследование 1 раз в годВ часах


Уровни здоровь я (учащихся, педагог ов) Динамика зрения Медицинская статистика 1 раз в год Динамика зрения в % отношении Управлен ие ресу рсам и Обеспеченно сть ресурсо в Динамика заболеваний Медицинская статистика 2-4 раза в год Индекс здоровья Уровень управле ния ресурсами ОУ Динамика травматизма Медицинская статистика 3-4 раза в год Динамика травматизма в % Достаточность доступного финансирования Смета ОУВ течении года Соотношение полученного финансирования к нормам Понимание механизма финансирования ОУ: -меры по использованию бюджета ОУ -выполнение нормативов финансирования Смета ОУ, отчеты.В течении года 6-ти балльная система оценки: 6- отлично 5-очень хорошо (явные сильные стороны) 4-хорошо (сильные стороны в важных областях работы при наличии аспектов требующих улучшения) 3-адекватно (сильные стороны несколько перевешивают слабые) 2-слабо (слабые стороны в важных областях работы) 1-неудовлетворительно (явные слабые стороны)


Модель системы управления качеством образования в ОУ Муниципальная система управления качеством образования Республиканская система управления качеством образования Управление ресурсами (доступность финансирования ОУ) Совет школы Управленческая группа Педагогический совет Творческая группа по разработке и реализации мониторинга оценки качества образования Оценка учебных достижений учащихся (обученность, обучаемость, творческие успехи, личностные достижения) 1 Разработка и подбор методов оценки качества 2 Реализация программ мониторинга 3 Анализ, апробация системы оценки качества Внутренняя оценка управления качеством образования Внешняя оценка управления качеством образования Оценка методических ресурсов образовательного учреждения (профессиональная компетентность падагогов, оценка образовательной среды и пр.)

Дисциплина «Управление проектами и инновациями в образовательной организации»
Проект №1. Предпроектный анализ
Сильные стороны ОО
Слабые стороны ОО

1. Укрепление
конкурентоспособности колледжа
на рынке образовательных услуг

и
через
города
трансформации модели сетевого
края

В
н
е
ш
н
и
е

в
о
з
м
о
ж
н
о
с
т
и
1.
Получение муниципальной
1. Низкая

профессиональная
стипендии
студентами

мотивация у части студентов к
изучению
отдельных

взаимодействия
непрерывного образования.
в

рамках
2.
2. Расширение

перечня
дополнительных образовательных
программ по заявкам социальных
партнеров и работодателей.
3. Открытие ресурсного центра.
4. Переход к новой системе оценки
практической
учебной
и

3.
течение выпускного курса в
размере 2000 рублей.
Привлечение
работодателей и социальных
партнеров к участию в
профессиональной подготовке и
оценке
качества

профессиональных компетенций.
Имеющаяся
система

образовательных
дошкольного,

оценки
профессиональной подготовки.
качества

5. Профессиональная
переподготовка руководителей
практики (курсовая подготовка,
стажировки и др.).
6. Совершенствование

системы
среднего и дополнительного
образования через организацию
курсов повышения квалификации
профессиональную
и

переподготовку.
4.
Привлечение социальных
партнёров и работодателей при
профессиональных дисциплин.
уровень
подготовки
2. Недостаточный

поступающих.

учебно­
технической базы,
лабораторного
технологического

и
стандартам
оборудования
оснащения профессиональных

образовательных учреждений.
4. Недостаточное
понимание
возможностей педагогического

проектирования, как следствие
– неумение научить этому
студентов
5. Малая доля преподавателей,
имеющих ученую степень

В
н
е
ш
н
и
е

у
г
р
о
з
ы
1. Недостаточный приток молодых
1. Получение

муниципальной
1. Низкая

профессиональная
кадров.
2. Неполное соответствие качества
выпускников
подготовки

требованиям профессиональных
стандартов.
2.
3. Несовершенная

система
организации стажировок для
преподавателей колледжа.
4. Отсутствие дистанционных форм
обучения.
3.
студентами
стипендии
педагогических специальностей в

мотивация у части студентов к
отдельных
изучению

профессиональных дисциплин.
уровень
подготовки
2. Недостаточный

поступающих.
3. Несоответствие материально­
учебно­
технической базы,
лабораторного
технологического

и
оборудования
стандартам
оснащения профессиональных

образовательных учреждений.
течение выпускного курса в
размере 2000 рублей.
Привлечение
работодателей и социальных
партнеров к участию в
профессиональной подготовке и
оценке
качества

профессиональных компетенций.
Имеющаяся
система
дополнительного образования для

педагогов
организаций

образовательных
дошкольного,

среднего и дополнительного
образования через организацию
курсов повышения квалификации
и
профессиональную

переподготовку.

Таким образом, колледж имеет значительные внутренние силы, при этом внешняя среда благоприятна для
реализации разработанного проекта. Благоприятная внешняя среда позволяет говорить о необходимости расширения
спектра социального партнерства, поиске новых участников сетевого взаимодействия, заинтересованных в использовании
инновационных образовательных технологий.
В колледже с 2012 года реализовывалась Программа проектно­инновационной и опытно­экспериментальной
деятельности «Реализация модели сетевого взаимодействия колледжа с социальными партнерами», которая позволила
обеспечить систематическую и целенаправленную совместную работу с социальными партнерами (образовательными
организациями) по подготовке квалифицированных кадров и развитию системы профессиональной ориентации.
За период реализации программы произошли существенные изменения нормативно­правового обеспечения
образовательной деятельности: был принят и вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273­ФЗ «Об
среднего
образовании в Российской Федерации»; федеральные государственные образовательные стандарты

профессионального образования, федеральные государственные образовательные стандарты начального общего
образования, дошкольного образования, основного общего образования, профессиональный стандарт «Педагог»,
утверждён Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
Это вызвало необходимость изменить подходы к подготовке педагогических кадров, внедрять новые
образовательные технологии, в том числе проектные и технологии дистанционного обучения, обновлять средства
обучения с целью подготовки педагога, способного быстро адаптироваться в новых условиях образовательной среды.
Инструментом качественной подготовки специалиста педагогического профиля является создание и реализация
инновационной модели сетевого взаимодействия.

Реализация данной модели позволит позиционировать колледж как конкурентоспособное образовательное
учреждение, осуществляющее подготовку выпускников, востребованных на рынке труда города и региона, способных
осуществлять профессиональную деятельность в условиях модернизации образования.
Результатом реализации проекта будет:
 открытие ресурсного центра педагогического профиля;
 организация работы сетевых методических объединений;
 развитие института наставничества как средства сопровождения профессионального становления молодых
педагогов;
 увеличение конкурса при поступлении на педагогические специальности;
 повышение показателей трудоустройства выпускников педагогических специальностей по профилю;
 увеличение количества муниципальных стипендиатов;
 привлечение в качестве баз практик образовательных организаций, реализующих передовые технологии
образования;
 расширение взаимодействия
с учреждениями дополнительного образования по различным направлениям
внеурочной деятельности;
 привлечение организаций ВПО к методическому сопровождению образовательного процесса и повышению
квалификации педагогических работников колледжа;
 получение дополнительных
средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
(внебюджетных средств).

Под управлением инновационным процессом в образовательном учреждении следует понимать определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, на повышение результата образования, воспитания и развития учащихся путём введения нового в цели, содержание и организацию осуществляемой ОУ работы (С.В.Сидоров).

На управление инновационным процессом оказывают влияние различные факторы внешней и внутренней среды, поэтому его следует рассматривать как совокупное управление следующими взаимосвязанными процессами: выполнение предписаний и рекомендаций вышестоящих органов управления образованием; внедрение в педагогическую практику новых достижений педагогической науки и смежных наук; освоение передового педагогического опыта; изучение и обобщение педагогического опыта внутри школы; изучение образовательных потребностей учащихся, пожеланий родителей и социального окружения; выдвижение инновационных идей, разработка, экспертиза и внедрение инноваций внутри школы; повышение инновационного потенциала школы как способности участников образования к осуществлению инновационной деятельности.

Управление инновационной деятельностью – процесс сложный, многофункциональный, включающий разнообразную совокупность действий, среди которых: постановка стратегических и тактических целей, анализ внешней среды с учетом неопределенности и риска, анализ инфраструктуры и возможностей учреждения, диагностика реально сложившейся ситуации, прогнозирование будущего состояния учреждения, поиск источников творческих идей и их финансирования, формирование инновационного портфеля, стратегическое и оперативное планирование, управление научными и методическими разработками, совершенствование организационных структур, анализ и оценка эффективности инноваций, разработка стратегии и тактики инновационного маркетинга, диверсификации и управление рисками и др.



Но к главным направлениям и задачам инновационного менеджмента относят: разработку и осуществление единой инновационной политики; определение системы стратегий, проектов, программ; ресурсное обеспечение и контроль за ходом инновационной деятельности; подготовку и обучение персонала; формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов, создание инновационной среды.

Ученые считают (Т.И.Шамова, М.М.Поташник, Н.П.Капустин и др.), что управление инновационным процессом в контексте целостного развития школы должно осуществляться комплексно и включать следующие аспекты:

· работу с педагогическими кадрами, направленную на создание предпосылок для инновационно-педагогической деятельности;

· работу с учащимися, предполагающую изучение и учёт интересов и образовательных потребностей учащихся, создание условий для адаптации детей к происходящим преобразованиям;

· работу с родителями, направленную на формирование позитивного отношения семьи к вводимым в школе новшествам и привлечение родителей к участию в инновационном процессе;

· совершенствование работы совокупного субъекта внутришкольного управления с целью максимального использования имеющихся в школе ресурсов;

· осуществление связей с окружающей школу средой для наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей социума и привлечения в школу дополнительных ресурсов;

· осуществление контроля, анализа и регулирования инновационной деятельности;

· осуществление информационного обеспечения инновационной деятельности.

Развитие школы на основе инноваций представляет собой сложный и длительный процесс, конструирование которого неизбежно приобретает стратегический характер и требует разработки соответствующей стратегии управления.

Выбор инновационной стратегии - одна из важнейших проблем управления нововведениями. Результаты многочисленных исследований подтверждают, что стратегии нововведений, выбираемые организацией, лежат в основе успеха ее деятельности.

Эффективное управление инновационным процессом реализуется через инновационный механизм. Инновационный механизм - совокупность организационных, управленческих, финансово-экономических, правовых, информационных, технических и морально-психологических факторов (их взаимосвязь и взаимодействие), способствующих успешному осуществлению инновационной деятельности и повышению эффективности ее результатов.

Элементы (составляющие) инновационного механизма: инновационное законодательство; организационные формы инновационных отношений; методы управления, финансирования и оценки эффективности результатов инноваций; морально-психологические методы воздействия на инновационную активность; меры информационно-технологического оснащения инновационного процесса и др.

Противоречивость и разнонаправленность инновационных процессов в реальных условиях внутришкольного управления обусловливают необходимость их упорядочения. Оптимальным способом упорядочения инновационной деятельности является программно-целевое управление развивающейся школой.

Программно-целевое управление осуществляется как реализация целевых программ развития школы. Программа развития школы является «средством интеграции усилий всех субъектов инновационной деятельности и направлена на качественное обновление жизнедеятельности школы как целостной педагогической системы» (Л. В. Шмелькова).

В процессе перевода образовательного учреждения в режим развития выделяют следующие этапы:

1. Осознание важности, необходимости и неизбежности будущих преобразований одним из членов административной команды образовательного учреждения, т.е. наличие своего рода «идейного вдохновителя» и «генератора» будущих идей.

2. Формирование команды, подразумевающей не столько административную (менеджерскую) команду, что само по себе является непременным и необходимым условием, сколько идейных сторонников из педагогического коллектива, методически и технологически подготовленных к осуществлению инновации.

3. Мотивация членов педагогического коллектива и формирование готовности учителей к инновационной деятельности.

4. Проблемный анализ школы, построение "проблемного поля" и определение главной (ключевой), на сегодняшний день, проблемы своего ОУ.

5. Выработка проектной идеи развития школы. Это выбор объекта нововведений, который должен исходить из жизненной необходимости конкретной школы и однозначно быть понимаемым большинством участников образовательного процесса.

6. Определение конкретных управленческих действий по реализации выработанной идеи, т.е. составление плана или программы ее реализации.

7. Отслеживание первых шагов по реализации проектной идеи с целью коррекции последующих управленческих действий.

В рамках управления инновационными процессами необходима следующая совокупность управленческих действий:

разработка нормативно-правовой базы управления инновационным процессом, включающей описание функциональных обязанностей и механизмов взаимодействия структурных подразделений управляющей системы;

определение содержания инноваций, обеспечивающих целостное развитие школы на основе интеграции инновационных потенциалов школы, семьи и социальной среды;

разработка научно-методического обеспечения инновационного процесса;

подготовка подразделений структуры управления инновационным процессом к выполнению их функциональных обязанностей, педагогических кадров к инновационной деятельности, учащихся и их родителей к участию в инновационном процессе;

обновление структуры внутришкольного управления; создание инновационного совета школы, инновационных и экспертных групп, творческих объединений педагогов, учащихся, родителей;

обновление и реконструкция материально-технического оснащения учебно-воспитательного процесса;

внедрение личностно адаптированной системы непрерывного образования и самообразования педагогических работников, направленной на повышение профессионально-педагогической компетентности в освоении инноваций;

реализация системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей;

осуществление системы управленческой поддержки образовательных инициатив и педагогического творчества;

внедрение методики экспертизы инноваций;

разработка и введение нормативов оценивания инновационно-педагогической деятельности;

внедрение технологии определения эффективности управления инновационным процессом в школе;

введение дополнительных образовательных услуг.

Важнейшим аспектом управления, определяющим эффективность инновационной деятельности в школе, является организация работы субъектов инновационного процесса. Субъекты инновационного процесса - лица, органы, организации, вовлеченные в процесс обновления школы.

Основная проблема управления преобразованиями заключается в возникновении феномена сопротивления изменениям. В качестве аргументов против введения новшеств часто приводят суждения, построенные как набор вариаций на тему "Да, но..." (А.И.Пригожин):

«Это у нас уже есть». Как правило, приводится сходное нововведение. В данном случае задачей оппонента является необходимость доказательства обманчивости сходства и значимости различий.

«Это у нас не получится». В подтверждение данного тезиса обычно приводятся объективные, на взгляд говорящего, условия, делающие введение конкретного новшества невозможным.

«Это не решает главных проблем». Такое утверждение делается как бы с радикальных позиций. Поскольку разведение главного и второстепенного - дело интерпретации, возможность отвода почти гарантирована.

«Это требует доработки». Безусловно, каждое новшество, каждый проект нуждается в доработке. И, выдвигая этот тезис, действительно указываются слабые места нововведения. Новшество наделяется характеристикой "сырого" и поэтому проводить его в жизнь вроде бы не следует.

«Здесь не все равноценно». Если отсечь некоторые детали у новшества, то ощутимого запланированного эффекта уже не предвидится.

«Есть и другие предложения». В этом случае подразумевается альтернатива данному новшеству, но вовсе не с целью предложить лучшее решение, а лишь для того, чтобы вообще отвлечь внимание от применения новшеств.

В психологии имеется классификация субъектов инноваций, составленная Э.Роджерсом:

1 группа - новаторы, обычно это 2,5% коллектива, они всегда открыты новому, поглощены новшествами, характеризуются некоторым авантюрным духом, интенсивно общаются с локальными группами.

2 группа - ранние реализаторы - 13,5%. Они следуют за новаторами, однако более интегрированы в свое местное объединение, оказывая влияние, часто оказываются лидерами мнений. Ценятся, как разумные реализаторы.

3 группа - предварительное большинство - 34%. В роли лидеров выступают редко, осваивают новшества после «ранних реализаторов», но значительно раньше так называемых «средних». Для принятия решения им требуется значительно больше времени, чем лидирующим группам.

4 группа - позднее большинство - 34%. Относясь к новшествам с изрядной долей скепсиса, приступают к их освоению иногда под давление социальной среды, иногда в результате оценки собственных потребностей, но при одном условии: когда коллектив явно и однозначно высказывается в их пользу («Средние реализаторы»).

5 группа – колеблющиеся, обычно 16%. Основной их характеристикой является ориентация на традиционные ценности. Решение о приятии новшества принимают с большим трудом, последними, являясь, по сути, тормозом в распространении инноваций.

По отношению к новаторству среди учителей ситуация выглядит немного по иному: новаторы составляют 6,6%, передовики - 44,7%, умеренные - 17,7%, около трети относятся к нововведениям сдержанно (К.Ангеловски).

Особым образом характеризуется ситуация, когда инноватором является руководитель - директор школы или его заместитель, управленец другого звена. В этом случае необходимо предусмотреть возможные типы реакций со стороны подчиненных на инновационные действия, идущие от руководителя.

Среди возможных моделей реакции человека на «навязывание» ему нововведения, имеется 5 фаз: отрицание, сопротивление, исследование, вовлеченность, традиционализация (К.Ушаков).

Важнейшим условием успешности инноваций является наличие в школе инновационной среды - определённой системы морально-психологических отношений, подкреплённой «комплексом мер организационного, методического, психологического характера, обеспечивающих введение инноваций в образовательный процесс школы». (Скаткин М.Н.)

К признакам инновационной среды относятся: способность педагогов к творчеству, наличие в коллективе партнёрских и дружеских отношений, хорошая обратная связь (с учащимися, семьями, социумом), а также интегративные характеристики высокоразвитого коллектива (общность ценностных ориентации, интересов, целевых установок и т. п.).

Среди организационно-управленческие условий создания и развития инновационной среды ученые выделяют: осуществление личностно адаптированной системы непрерывного повышения профессионально-педагогической компетентности; управленческую поддержку образовательных инициатив и педагогического творчества; создание гибкой системы организационно-процедурных механизмов выдвижения, экспертизы и реализации инновационных идей; интеграцию инновационных потенциалов образовательной среды; формирование совокупного субъекта управления инновационным процессом в школе.

В управленческой практике известны различные формы интеграции инновационных усилий, повышения инновационного потенциала организации, вовлечения учителей в инновационную деятельность. Это постоянно действующий семинар по актуальным проблемам, над которыми работает школа; стажировка, повышение квалификации; педагогические, методические советы, круглые столы, дискуссии; деловые, ролевые, эвристические игры по генерированию новых педагогических идей; творческая работа учителей в школьных, районных МО; самообразование, работа с научно-методической литературой; самостоятельная исследовательская, творческая деятельность над темой, участие в коллективной экспериментально-исследовательской деятельности в рамках общей проблемы; практикумы, тренинги; инновационные технологии обучения, интерактивные методы научно-методической работы; описание инновации как опыта работы, выступления на научно-практических конференциях, семинарах; творческие отчеты учителей по обобщению опыта и др.

Управление в инновационном менеджменте осуществляется с помощью различных методов, которые представляют собой систему правил и процедур выполнения различных задач управления инновациями. Используются как общие методы менеджмента, применяемые во всех сферах управленческой деятельности, так и специальные, характерные для инновационного менеджмента. К специальным методам относятся: методы выявления мнений (интервью, анкетирование мнений, выборочные опросы, экспертиза); аналитические методы (системный анализ, написание сценариев, сетевое планирование, функционально-стоимостной анализ, экономический анализ); методы оценки (риска, шансов, эффективности инноваций и др.); методы генерирования идей (мозговая атака, метод синектики, морфологический анализ, деловые игры и ситуации); принятия решений (таблицы решений, построение деревьев решений, сравнение альтернатив); методы прогнозирования (экспертные, экстраполяции, аналогии, метод Дельфи, имитационные модели), наглядного представления (графические модели, должностные описания и инструкции); методы аргументации (презентации, ведение переговоров). (П.Н.Завлин, А.К.Казанцев, Л.Э.Миндели).

В управлении инновационными процессами в образовании свою эффективность доказали следующее методы руководства инновационной деятельностью: методы создания (формирования) эффективно работающих творческих, исследовательских групп, эффективной системы коммуникаций; методы мотивации (стимулирование, создание креативного поля, мотивирующий контроль); методы создания условий для профессионального роста членов педколлектива; методы регулирования социально-психологического климата в коллективе, формирования внутришкольной культуры, интегрирующие усилия субъектов инновационного процесса в достижении целей развития школы.

Результат инновационной деятельности – конкретные изменения в объекте преобразований, качестве образовательной, педагогической и управаленческой деятельности. Педагогический мониторинг позволяет осуществить непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием, развитием инновационного процесса, качеством его управления.

Качество инновационной деятельности ОУ оценивается на основе трех групп критериев:

· критерия качества преобразований, выражающемся в соотношении реальных результатов деятельности школы с поставленными целями инновационной деятельности, моделью выпускника школы, государственными образовательными стандартами и т.д.;

· критерия эффективности, отражающего отношение достигнутых результатов к затратам времени, усилий, других ресурсов;

· критерия мотивации, так называемого критерия школьного самочувствия учащихся и учителей.

Для измерения эффективности управления развитием школы В.С.Лазарев предлагает следующие критерии оценки:

· Уровень информированности членов педколлектива о новшествах, которые потенциально могут быть освоены школой (уровень информированности о возможностях и ограничениях развития школы).

· Полнота выделения актуальных проблем школы (понимание членами коллектива проблем школы, а также их причинно-следственных связей).

· Рациональность выбора общей и частных целей инновационной деятельности в школе: поставленные цели максимально соответствуют возможностям решения актуальных проблем школы.

· Интегрированность целей развития школы: цели отдельных нововведений согласованы с общей целью и между собой.

· Реалистичность планов: степень обоснованности утверждений об обеспеченности тех или иных направлений инновационной деятельности необходимыми ресурсами.

· Заинтересованность педколлектива школы в освоении нового.

· Контролируемость инновационных процессов в школе.

Вопросы для обсуждения и задания:

1. Модели инновационного управления образовательными учреждениями.

2. Разработка стратегии развития ОУ.

3. Этапы организации инноваций в ОУ.

4. Мониторинг качества инновационных процессов в ОУ.

5. Работа с примерными программами инновационного развития ОУ.

6. Разработайте анкеты для руководителей и педагогов по оценке качества инноваций.

7. Составьте аннотированный список Интернет-ресурсов по проблемам инновационной деятельности


Глоссарий инновационных терминов

Инновационная деятельность – процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности.

Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке (инновация -продукт), нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (инновация - процесс).

Инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Инновационная сфера - сфера деятельности производителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

Инновационный проект - комплекс взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих в течение заданного периода времени создание и распространение нового вида продукции или технологии с целью получения прибыли или иного полезного эффекта.

Инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная) - комплекс инновационных проектов и мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).

Инновационная инфраструктура – это совокупность объектов инновационной деятельности и взаимосвязей между ними, которые производят новые знания и новшества, преобразуют их в новые продукты и услуги, обеспечивают их распространение и потребление в условиях рынка.

Литература и Интернет-ресурсы:

1. Хуторской А. В. Современные педагогические инновации на уроке. // http://www.eidos.ru/journal/2007/0705-4.htm.

2. http://wiki.iteach.ru/

3. http://www.vestnik.edu.ru

4. http://www.school.edu.ru

Проект №1 Предпроектный анализ

Сильные стороны

Слабые стороны

Наличие определенной системы воспитательной работы, способствующей высокой социализации детей с ОВЗ и ГУО.

Высокий уровень мотивации к саморазвитию у педагогического состава.

Функционирование службы социально-педагогического и психологического сопровождения образовательного и воспитательного процесса.

Созданы необходимые условия для выполнения образовательных стандартов начального общего и основного общего образования.

Грамотно организованная предметно-развивающая среда.

Скоординирована деятельность со всеми структурами образования.

Сложившаяся система работы с детьми с ОВЗ и ГУО.

Положительный опыт использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Наличие безбарьерной образовательной среды, адаптированной к потребностям детей с ОВЗ («Доступная среда»): школьный автобус, пандусы, поручни, оснащенные санузлы).

Стабильность общей численности контингента обучающихся, ежегодный рост количества обучающихся в целом.

Действие органов самоуправления (Совет профилактики, попечительский совет, ПМПк).

Оказание ППМС помощи неблагополучным семьям и их воспитанникам.

Недостаточное оснащение методической литературы в соответствии с ФГОС.

Недостаточная активность родителей в решении общешкольных вопросов.

Старение педагогических кадров (много сотрудников предпенсионного и пенсионного возраста).

Недостаточное оснащение учебных кабинетов современными техническими средствами обучения.

Наличие детей «группы риска», состоящих на учете в ПДН, КДНиЗП, СП.

Влияние образа жизни семьи.

Недостаток семейного воспитания.

Ограничение освоения ФГОС в связи с особенностями психического развития обучающихся.

Наличие неблагополучных и неполных семей.

Низкий уровень оплаты труда молодых педагогов.

Неготовность некоторой части педагогов к работе с мультимедийным оборудованием.

Недоукомплектованность кадров.

При обновлении содержания образования нет полноценной поддержки от родительской общественности, частично проявляется сниженная активность и заинтересованность в участии жизни школы, а также при переходе на ФГОС;

Слабая учебная мотивация, а иногда и открытое нежелание учиться некоторых обучающихся.

Внешние возможности

Развитие инновационных форм работы с детьми.

Поиск педагогических идей по обновлению содержания образования, увеличение количества инновационно-активных технологий и включение их в учебно-воспитательный процесс.

Стимулирование труда педагогов.

Привлечение кадров и предотвращение оттока перспективных педагогических кадров в другие отрасли или учреждения.

Переподготовка по профилю «Дефектология

Контроль ведения электронного журнала со стороны администрации.

Создание сетевого взаимодействия для подготовки кадров по направлению инклюзивного образования, обмен опытом, проведение семинаров, конференций, вебинаров, стажировок, взаимообучения.

Стратегия доступности учебных материалов, обучения; вариативности методов обучения; индивидуального развития

Стратегия абсолютной восприимчивости и координации проектов между образовательными организациями и научными институтами

Внешние угрозы

Недостаточное материально-техническое оснащение

Эмоциональное «выгорание» педагогов вследствие профессиональных стрессов.

Недостаточное финансирование со стороны государства

Нестабильная социально-экономическая обстановка.

Развитие платных образовательных услуг.

Приток в педагогический коллектив специалистов без специального (профильного) образования.

Недостаточная заинтересованность родителей в осуществлении программы по обучению и воспитанию детей с ОВЗ и ГУО.

Рост числа детей «группы риска» Ограничения освоения ФГОС вносит психические особенности некоторых учащихся воспринимать обновленное содержание образования

Стратегия защищённой среды обучения, права на неразглашение конфиденциальных данных о промежуточных этапах обучения

Стратегия опережающего развития, формирования общей среды оповещения, обучения адекватным способам реагирования на факторы нарушающие прогрессивное развитие

Вывод:

    Педагогический коллектив с высоким профессиональным уровнем и творческим потенциалом готов к апробации и внедрению в образовательный процесс школы инновационных образовательных программ и технологий, актуальных для развития системы образования.

    Школа располагает всеми необходимыми ресурсами и инфраструктурой для осуществления образовательной деятельности. Материально-техническая база школы соответствует санитарным нормам, правилам пожарной безопасности и в полной мере позволяет решать задачи обучения и воспитания детей с ОВЗ и ГУО.

    Создана и реализуется программа информатизации школы, направленная на освоение участниками образовательного процесса информационных технологий и использование их в практической деятельности с целью повышения качества образования. Реализация данной программы позволяет эффективно организовать учебный процесс, опираясь на последние достижения науки, анализировать результаты деятельности всего коллектива и каждого ее участника в процессе обучения, выявлять уровень эффективности внедрения информационных технологий в образовательный процесс.

    В школе созданы условия для выполнения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования.

    Опыт работы с социальными партнерами в организации учебной и внеурочной деятельности учащихся является весомым потенциалом в расширении условий для предоставления доступного качественного образования обучающимся школы в соответствии с запросами личности.

    Расписание, урочная и внеурочная деятельность, кабинеты, оборудования соответствуют СанПИНам.

    Углубленный медосмотр, контроль и отслеживание медицинских показателей учащихся. Витаминизированное питание, отлаженное расписание работы школьной столовой.

    Просветительская работа педагогов, классных руководителей на темы здоровьесбережения, учителей физической культуры. Спортивная работа (спортивные секции).

Похожие статьи

© 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.