Услуги зала периодики: в мире газет и журналов. День периодики в детской библиотеке N3 Дни информации по периодическим изданиям в библиотеке

Роль периодической печати в жизни общества велика. Газеты и журналы несут читателям оперативную информацию обо всем, что происходит вокруг, освещают наиболее интересные события, факты, сведения, отвечают на интересующие нас вопросы.

От времени написания книги до выхода ее в свет проходят годы. Между тем, в газетах этот промежуток времени исчисляется днями, а в журналах – несколькими месяцами. Поэтому именно в периодике так ощутимо дыхание времени.

В журналах содержатся оперативные сведения практически по любой теме. Надо только уметь их вылавливать, пропуская через решето своего интереса. С помощью периодических изданий можно работать над расширением познавательного интереса, воспитывать лучшие черты характера.

Периодические издания играют неоценимую роль в воспитании молодого поколения: как очень мобильный способ получения информации, они отражают многие современные проблемы молодежи и тем самым способствуют ее социализации. Детские газеты и журналы способствуют расширению познавательных интересов детей, стремятся формировать сознательное отношение к учению – главной трудовой деятельности учащихся.


Репертуар детских и подростковых журналов сейчас достаточно интересен и разнообразен. Почти вся детская газетно-журнальная продукция прекрасно иллюстрирована, издается на хорошей бумаге. Молодое поколение часто предпочитает книге журнал, так как разнообразное жанровое содержание и хороший информационный материал удовлетворяют их вкусам и интересам. То же самое можно сказать о подростковой периодике.

К сожалению, из-за постоянного роста стоимости подписки периодические издания становятся доступными все более ограниченному кругу людей. Между тем библиотеки, в большей или меньшей степени, располагают подпиской на периодические издания. Придя к нам, ребенок встретит и квалифицированного библиотекаря, который поможет ему в определении приоритетов чтения.

Всю информацию, которую содержит периодическая печать, условно можно разделить на текущую (или событийную) и базисную. Текущая информация посвящена конкретным событиям, учит разбираться в нравственных конфликтах детей и подростков, оценивает их, анализирует сложные ситуации, требующие морального выбора.

Базисная информация помогает осмыслить те отдельные факты, явления, с которыми дети сталкивались сами, о которых прочли или услышали, и обобщить в мировоззренческие категории.

Если текущая информация, как правило, устаревает быстро, теряет свою актуальность, то базисная носит долговременный характер.

Собирая читателю информацию, детская пресса активно принимает участие в формировании политического опыта (интернационализма, толерантности), формировании здорового образа жизни.

Чтобы научить ребят правильно и регулярно читать журналы и газеты, следует использовать различные формы наглядной и массовой работы. Пропаганда периодических изданий должна быть оперативной, т.е. информация «на злобу дня» должна быть доведена до читателя в короткий срок. Оперативность достигается организацией открытого доступа и справочно-библиографического аппарата, позволяющих быстро удовлетворить запрос читателя.

Предлагаем названия выставок , так или иначе связанных с представлением периодики:

·«Наша пресса – на все интересы»,

·«Газета – окно в мир, где живет твой кумир»,

·«Что лист печатный нам готовит»,

·«Страна Журналия»,

·«Почтовый дилижанс»,

·«По страницам модных журналов»,

·«О чем рассказывают журналы» и др.

На стеллаже с периодикой можно поместить плакат или памятку с рекомендациями:

«Не читай все подряд. Прежде, чем читать, просмотри заголовки всех статей, это поможет тебе выбрать нужное и интересное. Объяснение непонятных слов найди в словаре; пользуйся картой, найди на ней те места, о которых прочитал».

Текст памятки, адресованной старшеклассникам, может быть таким:

2. В газете (журнале) следует представлять себе постоянное расположение материалов, внутренних и международных.

3. Просмотр газеты следует начинать с передовой статьи . Ее место – слева или вверху первой полосы. Передовая – пульс сегодняшнего дня. Она расскажет тебе о первоочередных задачах и проблемах страны, науке, технике, культурной жизни. Заголовок передовой статьи всегда четко обозначает ее тему.

4. Далее – обширный просмотр газеты (журнала). Его технология сродни просмотру книги, только оглавлением-путеводителем служат рубрики и заголовки. Сопоставив заголовок статьи с рубрикой, под которой она помещена, почти всегда можно сказать тему очерка, фельетона, репортажа, информации. Уточнить эту тему поможет подзаголовок.

5. Интересно тебе? – Читай! Останови свое внимание и на фамилии журналиста, на звании или должностном положении автора.

6. С особым вниманием читай материалы, которые могут тебе пригодиться – на уроке, в сочинении, в разговоре.

7. Нет ни одного номера журнала, в котором бы не рассказывалось о чем-то нужном, интересном. Надо уметь увидеть эти материалы , прочитать их. Систематическое чтение газет и журналов позволит тебе быть знающим человеком, который всегда может рассказать о том, что происходит в мире, в стране.

8. Как же приучить себя к чтению периодики? На первых порах заставляй себя прочитать хотя бы все заголовки на всех полосах газеты (журнала). Наверняка один-два из них привлекут твое внимание. Прочти статьи под этими заголовками. Вот уже есть одна-две темы, с которыми ты знаком. Если ты сумеешь и в дальнейшем заставлять себя следить за ними, то не только познакомишься с мнениями других по заинтересовавшему тебя вопросу, но сможешь сформировать и свое.

9. Есть одно-единственное, обязательное условие развития интереса к газете (журналу). Это последовательность, регулярность чтения .

Практически все формы работы с читателями: индивидуальные и групповые беседы, обзоры, выставки – должны включать рекомендацию статей из журналов и газет. Полезно вести папки газетных и журнальных вырезок, куда помещать важный, актуальный материал. Тематические папки часто становятся уникальными пособиями для читателей в изучении, например, истории родного края.

I.Нужно ответить на вопросы, касающиеся журналов и газет на выставке в библиотеке. Можно использовать вопросы, касающиеся периодики в целом. Например:

·Постоянный раздел в газете или журнале (рубрика).

·Кто отвечает за исправление грамматических ошибок? (корректор)

·Что означают цифры, написанные на обложке журнала? (номер журнала и год его издания)

·Он главный в издательстве. Приводит в порядок авторские материалы (редактор).

·С него начинается знакомство с текстом, расположен по центру, напечатан крупными буквами (заголовок).

II.Изготовить макет собственного журнала, придумать название и содержание. При выполнении этого задания ребята могут проявить свои творчество и фантазию.

Неделя журнальных открытий для молодежи «Планета периодика» может состоять из мероприятий:

·Пресс-час «Королевство красоты»,

·Круглый стол «Пресса нашего края»,

·Пресс-весы «Периодика: за и против».

Примерная программа Дня молодежной периодики «Журнальное ассорти»:

Выставка периодических изданий «ЖурнаLAND »,

Блиц-опрос «Мой любимый журнал».

«Призовым фондом» в подобных мероприятиях могут стать постеры из тех же самых журналов.

Одним из заданий в любом посвященном периодике мероприятии может стать составление шутливого «Словаря новых журнальных терминов»:

* Журналята – юные корреспонденты;

* Журналюди – люди, работающие в журнале;

День периодики . На уроке информационной грамотности следует познакомить ребят с такими понятиями, как «периодические издания», «газета», «журнал», «рубрика», «корреспондент», «юнкор», обучить навыкам работы с газетами и журналами. Затем можно провести КВН с заданиями от героев журналов: решить кроссворды, отгадать загадки, ответить на вопросы викторины.

Работа с газетами и журналами – это своеобразная лаборатория творческих идей и креативных мыслей. Благодаря этому читатель сможет не только многое узнать, но и выразить, показать себя. На основе периодики для детей и подростков можно провести немало интересных мероприятий :

Пресс-тур по журналам о животных «Зоологический вернисаж»,

Библиотечно-библиографические занятия: «Мои друзья – журналы», «Калейдоскоп событий, историй и открытий», «Этот многоликий мир информации», и многие другие.

Сами библиотекари могут использовать газеты и журналы в качестве методического материала: многие публикации можно даже не перерабатывать и использовать в сценариях или для составления викторин. Но есть одно правило, которому нужно следовать: дети должны удивляться. Способность эта – одна из главных и необходимых для человека. И викторина – это не просто вопросы и ответы, это – открытие. И не так уж важно, знают дети ответ на трудный вопрос или нет. Они будут думать, предлагать варианты, искать ответы в книгах и энциклопедиях, а для нас, библиотекарей, это и есть самое главное: пробудить интерес ребят к чтению и творчеству.

В заключение хочется сказать, что, развертывая работу с периодическими изданиями, библиотекари оказывают помощь читателям в удовлетворении их запросов, формировании художественного вкуса и культуры чтения. Не менее важно повышение авторитета библиотеки, увеличение читательского спроса на периодику и, как следствие, возникновение интереса к другой печатной продукции, приток читателей в библиотеку.

Серенсен Елена Валентиновна,

зав. отделом технико-экономической и сельскохозяйственной литературы

Псковской областной универсальной научной библиотеки

Периодические издания (газетно-журнальный фонд) - важный информационный ресурс любой библиотеки, как с точки зрения актуальности содержания, так и оперативности поступления. Будучи важным информационным ресурсом, фонд периодических изданий требует постоянного внимания со стороны библиотечных специалистов.

Отдел технико-экономической и сельскохозяйственной литературы насчитывает 80 наименований периодических изданий (газеты и журналы) по экономике, технике и сельскому хозяйству. Среди них как научно-популярные, так и отраслевые издания для специалистов.

Периодические издания, как одна из самых оперативных составляющих фонда нашего отдела, востребована наряду с книжным фондом. Газетно-журнальный фонд в отделе не списывался никогда. Наиболее старым изданием 1977 года является журнал - «За рулём». Последняя сдача периодики в КХ была в начале двухтысячных.

На диаграмме представлена востребованность периодических изданий за последние 5 лет. Наиболее востребованы были периодические издания в 2012 году, затем наблюдался спад в выдаче периодики.

Мы решили провести мониторинг востребованности периодических изданий отдела и анкетирование по выявлению эффективности использования периодических изданий в отделе. Анкетирование и мониторинг проводились с февраля по май 2015 года.

В анкетировании по выявлению эффективности использования периодических изданий приняли участие читатели нашего отдела - 68 человек. Анкетирование проводилось в целях изучения читательского спроса на газеты и журналы, выявления наиболее популярных и необходимых из них.

Студенты - 43 %

Учащиеся - 4 %

Специалисты - 34 %

Прочие - 19 %

Теперь остановимся подробно на результатах анкетирования по каждому из пунктов.

1) Как часто Вы посещаете отдел технико-экономической и сельскохозяйственной литературы?

□ 1 раз в неделю

□ от случая к случаю

□ 1 раз в месяц

□ другое

38 человек (55, 8 %) ответили, что от случая к случаю,

21человек (30,8 %) - 1 раз в месяц

6 человек (8, 8 %) - 1 раз в неделю

3 человека (4, 4 %) - другое (регулярно, первый раз и постоянно)

2) Как часто Вы обращаетесь к фонду периодических изданий отдела?

□ при каждом посещении отдела - 45 человек (66, 1%)

□ от случая к случаю - 22 человека (32, 3%)

□ другое - 1 человек (1,4%)

3) С какой целью Вы обращаетесь к периодическим изданиям?

□ повышение уровня образования и квалификации -

□ в помощь учебному процессу

□ расширение кругозора

□ отдых, развлечение

□ другие мотивы (запишите в своей формулировке)____________________________

Нужно отметить, что на данный вопрос респонденты отмечали несколько пунктов как, например, - повышение уровня образования и квалификации - в помощь учебному процессу.

Большинство респондентов - 46 чел. (67, 6 %) ответили, что периодические издания им нужны для повышения уровня образования и квалификации, и в помощь учебному процессу.

Расширение кругозора - 12 человек (17, 6 %)

Отдых и развлечение - 10 человек (14, 7 %)

4) По какой теме Вам чаще всего необходимы периодические издания?

□ Техника. Технические науки - 22 чел. (32, 3 %)

□ Экономика. Экономические науки - 33 чел. (48, 5 %)

□ Сельское и лесное хозяйство. Сельскохозяйственные и лесохозяйственные науки - 13 чел. (19, 1 %)

Респондентов больше интересуют экономические издания, затем техника и сельское хозяйство.

5) Находите ли Вы в библиотеке нужные вам журналы и газеты?

□ частично

54 человек (79, 4 %) - ответило положительно - находим

45 чел. (66, 1 %) - находим частично

Только один человек ответил, что не нашёл нужного периодического издания

6) Как часто Вы берёте периодические издания домой?

□ при каждом обращении к периодическим изданиям - 65 человек (95, 5 %)

□ иногда - 5 человек (7, 3 %)

□ от случая к случаю - 30 человек (44, 1 %)

7) Какие периодические издания Вам наиболее интересны?

Бухгалтерский учёт

Приусадебное хозяйство

Экономист

Вопросы экономики

Интерьер и дизайн

Техника в сельском хозяйстве

Управление персоналом

Банковское дело

8) Назовите необходимые Вам периодические издания, которые не выписывает библиотека:

в этом году библиотека выписываем только те издания, которые расписываются в проекте Марс (кролиководство, финансовый вестник, картофелеводство, БСТ), все остальные журналы не поступают.

На этот вопрос ответили не все респонденты: ответило всего 16 человек (23, 5 %). Более всего названы журналы: Экономист, Главбух, Бурда, Верена, Инновации, Региональная экономика, Вопросы экономики.

9) Укажите источник, из которого Вы получаете периодические издания:

□ библиотека □ розничная торговля

□ интернет □ друзья, знакомые

* 46 чел.(67, 6 %) ответило, что получает периодические издания из библиотеки и Интернет;

* 16 чел. (23, 5 %) только из библиотеки;

* 6 чел. (8, 8 %) получают периодические издания из розничной торговли.

10) Какие из перечисленных форм информирования об имеющихся периодических изданиях Вы предпочитаете?

□ книжные выставки, обзоры

□ индивидуальное информирование (звонок, SMS, электронная почта)

□ сайт библиотеки

□ другое

* 35 человек (51, 4 %) предпочитает информирование через книжные выставки и обзоры;

* 25 человек (36, 7 %) сказали, что предпочитают сайт библиотеки;

* 8 человек (11, 7 %) предпочли индивидуальное информирование.

Проанализировав анкету можно сказать, что читатели обращаются к периодическим изданиям практически при каждом посещении отдела и находят нужные им журналы и газеты. Наиболее востребованными остаются издания по экономике, затем техника и сельское хозяйство.

Выписываемые библиотекой периодические издания практически полностью удовлетворяли запросы пользователей. Большинство читателей указали, что источник, из которого они получали периодические издания - это библиотека и в основном информацию читатели получают через книжные выставки и обзоры, а также сайт библиотеки.

Конечно, хотелось бы, чтобы отдел посещали не от случаю к случаю, а чаще. И, конечно, я считаю, что страдает учёт периодических изданий в отделе.

Мониторинг востребованности периодических изданий отдела

В мониторинге приняли участие 127 человек (выдано 650 изд.).

Нужно отметить, что половину респондентов (51 %) составили специалисты, 34 % студенты и 15 % прочие.

Периодические издания требовались для работы, учёбы и личного интереса.

Фонд периодических изданий - это одна из составляющих общего фонда отдела и требует его популяризации и продвижения, эффективного использования. В отделе технико-экономической и сельскохозяйственной литературы проводились выездные выставки-просмотры на Днях информации в экономическом университете «Интересное рядом: читаем профессиональные журналы»; Северо-западной академии государственной службы «Новые журналы по экономике»; Главном государственном управлении сельского хозяйства «Новые журналы по экономике сельского хозяйства»; выездная выставка-просмотр в агропромышленной академии «Журналы по сельскому хозяйству, поступившие в библиотеку в 2014 году».

В июне у нас запланирован День сельскохозяйственного журнала «Картофелеводство» в НИИСХ. Кандидат сельскохозяйственных наук Псковского НИИСХ Татьяна Васильевна Шайкова, которая выступала на нашем Дне сельскохозяйственной книги по теме «Герои труда, внесшие свой вклад в возрождение сельского хозяйства Псковской области» пригласила нас посетить опытное хозяйство.

Периодические издания популяризировались на всех информационно-просветительских мероприятиях. Вот некоторые из них: «День деловой книги: Строительная индустрия» для студентов ППК и ПГУ инженерно-строительного факультета; «День деловой книги: Эффективное развитие бизнеса» для студентов ПГУ (3 и 4 курс) и Экономического университета (факультет «Экономика и финансы»); выставка-просмотр «Кадровое дело: работа и карьера» (выставка-просмотр на информационно-просветительском мероприятии «Кадровое дело: работа и карьера» из цикла «День деловой книги»). Нами был подготовлен обзор-презентация «Читаем экономические журналы».

В текущем году на сайте нашей библиотеки подготовлен новый раздел «Открываем заново» для популяризации периодических изданий из фонда отдела. В нем будет размещаться информация о журналах прошлых лет издания, незаслуженно забытых и невостребованных.

Г.Т. Золотова ,
заведующая отделом периодических изданий
ТОУНБ имени А.С. Пушкина

Использование возможностей периодических изданий в приобщении к чтению (из опыта работы отдела периодических изданий)

Отдел периодических изданий ТОУНБ имени А.С. Пушкина функционирует в структуре библиотеки чуть более 25 лет. Это один из наиболее посещаемых отделов библиотеки. В 2004 г. к нам обратилось 5866 пользователей (или 28,6% от общего числа по единой регистрационной картотеке ОБ), каждый из них воспользовался услугами отдела не менее 4 раз в год. Число посещений составило — 24557 (10,7%), средняя посещаемость в день равна — 82. Выдано за год — 248917 экземпляров текущей и ретроспективной периодики (23,1%). Если учесть, что выдача периодических изданий всеми структурными подразделениями библиотеки составляет 30,8%, то совершенно очевидны возможности и масштабы нашего отдела. Однако следует сразу пояснить, что отдел периодических изданий не является единственным фондодержателем периодики. Из 101671 единицы хранения периодических изданий библиотеки лишь 7785 находятся непосредственно в нашем отделе (7,66%). Значительная часть ретроспективного фонда периодики сосредоточена в отделе основного книгохранения, газеты и журналы по вопросам техники, сельского хозяйства, музыки, библиографии, иностранная периодика находятся в соответствующих отраслевых отделах библиотеки.

Подсобный фонд отдела небольшой, но очень динамичный. Поступление новых документов происходит каждый день. Ежегодно — это около 2000 новых единиц. Газеты и журналы находятся в отделе от 1 до 5 лет (включая текущий год), все остальные годовые комплекты передаются на длительное хранение (за исключением дублетных, рекламных и разрозненных экземпляров). Скорость кольцевого движения наиболее спрашиваемых изданий очень велика. Так, например, газеты «Советский спорт», «Комсомольская правда», «ВДВ», журналы «Государство и право», «Финансы», «Гео», «Главбух», »Российский экономический журнал» и другие выдаются в течение одного дня многократно.

Для большинства наших посетителей чтение по-прежнему остается необходимым и привычным занятием. Прежде всего — это деловое (или учебное), а уж затем — досуговое, развлекательное. Учитывая статус областной научной библиотеки, это вполне закономерно. Из 260 названий периодических изданий, которые мы получали в 2004 г., лишь 30 являются массовыми, популярными, развлекательными. Некоторые из них мы расположили в открытом фонде. Здесь представлено 20 названий газет в основном тамбовских и 17 названий журналов (в том числе литературно-художественных, полученных по программе Института «Открытое общество». Это позволило расширить информационное пространство для читателей, предоставило им право для самостоятельного выбора. В 2004 г. этим правом воспользовалось более 2-х тысяч человек, а дополнительно им было выдано 14914 экземпляров периодических изданий (из них газет — 9122 ед.). Вернулись мы к такому расположению фонда (от которого были вынуждены отказаться в 1999 году) по одной простой причине, а именно резкому снижению выдачи газет. За 10 лет мы потеряли больше 34 тысяч. Похожая картина наблюдается и с чтением литературно-художественных, литературоведческих журналов. Этот показатель стал меньше на 10 тысяч единиц.

Пик читательского интереса к чтению периодики за последние 15 лет приходится на 1995-1998 гг. В 1999 гг. объем текущего комплектования резко сократился. Количество названий периодических изданий по подписке в отделе периодики уменьшилось в 2 раза. Это не могло не отразиться на наших показателях. Сейчас мы стараемся стабилизировать положение. Расширяем репертуар периодических изданий, вернули свободный доступ к части подсобного фонда, изучаем читательский спрос на периодику, направляем наши усилия на привлечение новых читателей. За последние 3 года отдел стал получать более 30 названий новых газет и журналов, часть которых для подписки рекомендовали наши пользователи. Свое пожелание они отражают, прежде всего, в специальной картотеке, а также в анкетах. Нас не может не радовать положительная динамика роста группы научных работников. С 95 человек в 1990 г. до 280 — в 2004, т.е. в 2,5 раза. Мы провели анализ этой группы за 8 месяцев текущего года. Из 190 человек — 5 докторов наук, 53 кандидата, 98 аспирантов. Чтобы лучше узнать читательские потребности научных работников, мы приступили к анкетированию. Более 30 анкет уже заполнено. Подведение итогов предполагается в конце этого года.

Стабильно растет количество учащейся молодежи, прежде всего за счет студентов гуманитарных специальностей, им мы уделяем особое внимание. С 1996 г. их стало больше на 1 тысячу. Доминирующее положение учащейся молодежи в составе отдела — 62% (а по всей библиотеке 57,8%) не пугает нас. Учащиеся, студенчество, работающая молодежь — это как раз тот потенциал, на который возлагаются большие надежды. Именно они в ближайшее время будут участвовать и уже участвуют в развитии экономики, науки, культуры. Увеличивается число читателей, получающих второе образование или продолжающих учиться в аспирантуре.

Популяризация чтения в молодежной среде — дело непростое, так как «… молодежь стала прагматичной. Духовность, чтение литературы (вообще и художественной в частности) для современных молодых людей — второстепенные ценности. Студенты ориентируются на другие жизненные идеалы. На острие внимания многих — заработок. Они стараются читать лишь то, что нужно для зарабатывания денег…» (Профессор, социолог Анатолий Овсянников). Предлагая те или иные услуги для молодежной аудитории, мы стараемся учитывать их интересы и помнить, что любое наше мероприятие — это посягательство на свободное время юношей и девушек.

Поэтому, приглашая их на творческие встречи, обзоры, экскурсии, стараемся приложить все усилия, чтобы им было интересно, чтобы они захотели встретиться с нами вновь.

Не в лучшую сторону изменилась ситуация в составе пользователей-специалистов. По сравнению с 1997 г. их стало меньше на 11,2%. Нас тревожит снижение числа учителей (на 3,5%), инженерно-технических работников (на 6,8%), экономистов (на 0,8%), рабочих (на 1,8%). В 2006 г. мы планируем проанализировать эти читательские группы, предложить им ответить на вопросы нашей анкеты с целью изучения их читательских потребностей.

Отдел участвует в комплексных информационных мероприятиях, которые проводит наша библиотека для специалистов разного профиля. Например, в «круглом столе» «Библиотеки и правовое просвещение населения» для учителей города (сентябрь 2004 года). Более 40 изданий было представлено из нашего фонда на стендах: «Правовая периодика«, »Правовые центры: опыт и перспективы«. Для участия в Дне бухгалтера (март 2005 года) мы подготовили выставку периодических изданий, обзор и буклет. В апреле текущего года состоялось еще одно масштабное мероприятие в библиотеке — День информации «Новые поступления 2004 года», на котором

всего было представлено 1200 документов (из них 80 — газет и журналов нашего отдела). Просмотр посетило 1216 человек. Среди них преподаватели и учащиеся учебных заведений города, специалисты разного профиля. Вниманию посетителей предлагались консультации, обзоры, беседы. В подобных комплексных мероприятиях обычно принимает участие от 3 до 10 структурных подразделений библиотеки. Такие просмотры, дни информации и дни специалистов значительно повышают уровень раскрытия библиотечных ресурсов и престиж библиотеки как социокультурного и информационного центра.

Проблема снижения интереса к книге, чтению давно волнует коллектив отдела периодических изданий. Анализируя информационно-массовую деятельность отдела за последние 15 лет, нельзя не заметить следующей закономерности. Большинство мероприятий служило продвижению периодики в широкие слои населения и особенно молодежи, ее популяризации. Накопился определенный опыт культурно-просветительной, досуговой работы по формированию культуры чтения газет и журналов, читательского вкуса и знакомства с талантливыми авторами современности. О некоторых, наиболее удачных, я хотела бы рассказать чуть подробнее. Отдел проводит регулярно встречи с коллективами редакций газет и журналов. Это традиционная, апробированная форма библиотечной деятельности.

С 1995 по 2005 г. таких встреч было организовано 12 . У нас в гостях были редакции: газет «Наедине», «Новая тамбовская газета», «Тамбовское время», «Литературный премьер-клуб», «Тамбовская жизнь», «Новости» литературного альмана «Пигмалион»; журнала «Кредо» и др. Одно из последних мероприятий (март 2005 г.) было посвящено газете «Тамбовский курьер». Кроме журналистов в зале присутствовали члены общественного совета газеты, постоянные авторы, активные читатели, студенты факультета журналистики. В программу встречи были включены: акция дарения, розыгрыш бесплатной редакционной подписки на газету, награждение победителей конкурса сканвордов. Присутствующие увидели, как на современной компьютерной технике делается газета, верстается номер. Каждый получил только что отпечатанный специальный выпуск. После привычной презентации газеты встреча продолжалась в форме «круглого стола» на тему: «Роль образования, православия, культуры в возрождении духовных ценностей». Каждая подобная встреча — это процесс живого общения и обмена мнениями журналистов и читателей газеты. А мы помогли им встретиться.

Несомненной удачей явился вечер, посвященный московскому журналу поэзии «Арион», который состоялся в октябре 1997 г. В актовом зале библиотеки читали свои стихи Инна Лиснянская, Татьяна Бек, Тимур Кибиров, Алексей Алехин. На выставочных стендах были представлены многочисленные публикации известных поэтов из литературно-художественных журналов, альманаха «День поэзии», сборники стихов. Столичных гостей представлял поэт и ученый-филолог Сергей Бирюков.

Именно он организовал в Тамбове в 1990 г. Международную независимую научно-творческую организацию «Академия Зауми». При Академии существует литературная студия «АЗ», с которой мы сотрудничаем все эти годы. Состав студии все время обновляется — это студенты, учащиеся школ, аспиранты тамбовских вузов, вольные поэты и свободные художники. Они издают газеты, литературные альманахи, участвуют в литературных конкурсах. Например, Елена Владимирова и Екатерина Лебедева участвовали во втором форуме молодых писателей России (14-18 октября 2002 г.), Алексей Шепелев вышел в финал литературной премии «Дебют» (2002), Александр Федулов выступил с докладом на международной конференции-фестивале «Поэтический язык рубежа XX-XXI веков и современные стратегии». Участники студии «АЗ» организуют открытые заседания, публичные выступления, акции. Некоторые из них проходят в стенах нашей библиотеки, с нашим участием и с нашей помощью. За 10 лет сотрудничества я насчитала около 20 таких встреч, презентаций, авторских вечеров. Назову лишь несколько: «Человеческий голос» — звуковая книга Сергея Бирюкова (февраль 1997 г.); «Поэзия и магия Романа Минаева» — вечер памяти молодого поэта (октябрь 2000 г.); презентация антологии «Нестоличная литература» (март 2002 г.); «Сорок лет на двоих» — творческий вечер Юлии Антоновой и Антона Веселовского (декабрь 2004 г.). 24 марта 2005 года в Международный день поэзии состоялась презентация книги стихов «ReАнимация» Тони Тимченко. Сейчас мы готовим новую встречу. Уверены, что в зале окажутся не только «азовцы», но и члены других литературных объединений и просто любители русской словесности.

Для привлечения внимания жителей города к нашим мероприятиям, к чтению периодики мы неоднократно использовали местные СМИ. Например, участвовали в радиопередаче, посвященной 200-летию А.С. Пушкина (июль 1999 г.). В прямом эфире шел разговор о новых, наиболее интересных юбилейных статьях в периоди-

ке, посвященных поэту. Две публикации в газетах «Тамбовская жизнь» и «Тамбовский вестник» были опубликованы в марте того же года, когда отмечалось 2000-летие введения Христианства. Это сообщение о православной периодике в фонде областной библиотеки и в частности о газете «Тамбовские епархиальные вести». Снимались видеорепортажи о выставках отдела: «Новые материалы о гибели Пушкина», к 70-летию Риммы Казаковой, «Афины — 2004 год». Один из последних был посвящен лауреату Нобелевской премии этого года — драматургу Гарольду Пинтеру (телеканал «Олимп», 18 сентября 2005 г.).

По-прежнему практикуем в работе библиотечные книжно-иллюстративные выставки, которые имеют не только ярко выраженные рекламные функции, но и позволяют более наглядно представить ту или иную тему, проблему. Эта форма деятельности дает нам большие возможности для маневра: от экспозиции 2-3 изданий до демонстрации нескольких десятков. Всего за 15 лет мы оформили более 430 экспозиций, треть которых посвящена литературе (русской классике, современным авторам, зарубежным писателям). По статусу большинство из выставок были самостоятельными, тематическими, жанровыми. Например, «Историческая проза на страницах журналов», «Современная публицистика», «О поэтах и поэзии», «Писатели-фантасты о будущем человечества», «Частные мемуары на страницах периодики» и др. Часть оформленных экспозиций сопровождала массовые мероприятия отдела (творческие вечера, встречи, презентации), о которых я говорила выше. Кроме обычных библиотечных витрин, мы использовали стенды, позволяющие более наглядно представить актуальную тему, рекламируемое издание или творчество автора. Так, например, готовясь к встрече с Василием Аксеновым и Игорем Шайтановым (сентябрь 2005 г.), возникло желание показать историю Букеровской премии, проследить ее развитие, представить зрителям всех лауреатов. Это более 30 экспонатов: портретов, статей из газет и журналов, буклетов. Намного интереснее они смотрелись на таком стенде. Экспозиция привлекла внимание посетителей, а некоторые материалы заинтересовали даже Василия Павловича и Игоря Олеговича. Прежде чем мы научились оформлять такие выставки, мы немало экспериментировали. Экспозиции «Силуэты старого города» (фотографии Тамбова), «Пушкин — сказочник глазами русских художников» (репродукции, открытки), «Мир глазами ребенка» (работы учащихся ДХШ № 2) пользовались большим вниманием у посети-

Опытом работы с периодическими изданиями мы многократно делились со своими коллегами, выступали перед библиотекарями городских, районных, сельских филиалов на семинарах. Выезжали

в Уваровскую, Сосновскую ЦБС. Встречались со школьными библиотекарями Тамбовского района. Дважды публиковались в сборнике «Библиотеки Тамбовской области», вып.1,2. Многочисленные встречи с читателями проходили как в стенах библиотеки, так и в школьных классах, студенческих аудиториях, в различных учреждениях города. Всего проведено за 15 лет 152 обзора, из них более 100 - на литературные темы. Последняя из которых — «Литературные премии …года». В течение 6 лет мною были подготовлены обзоры материалов из периодических изданий о лауреатах Нобелевской, Букеровской (Лондон), Государственной премии РФ, Букер — Открытая Россия, Пушкинской, имени Юрия Казакова, Булата Окуджавы, Сергея Довлатова и др. Мои слушатели: коллеги по работе, студенты гуманитарных факультетов (филологии, связи с общественностью), учащиеся школ № №28,33, учителя русского языка и литературы. Только в текущем году проведено 7 обзоров, на которых присутствовало около 300 человек. На выставочных стендах были представлены одновременно до 60 экспонатов: оригинальные статьи из периодики, ксерокопии, портреты писателей, книги. Рассказывая о произведении-лауреате, я предлагаю слушателям различные источники: журнальный вариант, отдельную книгу, только что поступившую в фонд библиотеки, другие произведения этого автора. Например, рекламировала четырехтомник «Проза новой России» (издательство «Вагриус»), который вышел массовым тиражом и поступил во многие библиотеки области. С удовольствием использую мультимедийные иллюстрации во время проведения обзоров. Предлагала посмотреть фрагмент из кинофильма «Жестокий романс», когда звучит известный, всеми любимый романс «Мохнатый шмель». Лауреат Государственной премии РФ 2003 г. поэт и переводчик Григорий Кружков — автор перевода баллады Киплинга «За цыганской звездой». Именно эти стихи использовали авторы фильма. Видеокассета представлена сектором новой литературы. Мне удалось сделать запись нескольких голосов поэтов: Беллы Ахмадулиной, Инны Лиснянской, Ирины Ермаковой. Их мне помогли найти коллеги из отделов: музыкально-нотного и автоматизации. Мы использовали возможности фонотеки и Интернета. Все это позволяет делать общение с читателями более эмоциональным, ярким, запоминающимся.

Наши сегодняшние мероприятия, конечно же, отличаются от подобных 15-летней давности: меняется время, меняемся мы, меняются наши слушатели, зрители, читатели. Существенно измени-

лись и источники информации. Сейчас много говорят о новой форме чтения — электронной книге (газете, журнале). Все чаще речь идет о полном вытеснении в ближайшее время традиционной бумажной литературы экранными текстами. Хотя, по-моему, у бумажного издания есть и остаются несомненные преимущества. Например, журнал или газету можно взять в руки в любой момент, в любой обстановке. Читать, перечитывать, просто листать наугад. Но время не остановишь, глупо не замечать происходящего. Пусть будет и то и другое. Главное, чтобы неизменным остался интерес к литературе, культуре и чтению. Нельзя не согласиться с афоризмом: «Если люди перестанут читать, они перестанут думать».

Библиотека: исторический аспект и современное состояние [Текст]: материалы науч.-практ. конференции / Тамб. обл. универс. науч. б-ка им. А.С. Пушкина; сост. Л.Н. Патрина. — Тамбов, 2005.

"Золотая россыпь периодики!": Обзор периодических изданий Усть-Донецкой Центральной библиотеки им. Анатолия Калинина.

Периодика – зеркало духовной жизни общества. Большинство журналов и газет имеют просветительское значение, они призваны расширять кругозор, формировать художественный вкус и культуру чтения. К сожалению, сегодня у многих из вас нет возможности выписывать периодику на дом, поэтому библиотеки является для вас хорошим подспорьем. Главное свойство периодики – оперативность, новизна, своевременность получения информации. Газетно–журнальный материал способствует выработке навыка скорочтения, ориентировки в тексте, умения выбирать главное. Человек, постоянно читающий периодику, становится более образованным, осведомленным о последних событиях. У опытных читателей периодики обычно формируется круг регулярно читаемых изданий, наиболее отвечающих его интересам. Разрешите представить Вам журналы, с которыми вы сможете познакомиться в нашей библиотеке. И так, давайте знакомиться…. Газета - Журнал «Тайны ХХ века» «Тайны XX века» – это путешествия в глубины космоса и аномальные зоны Земли, поиски сокровищ, археологические сенсации, загадки исчезнувших цивилизаций, рассказы об экзотических обрядах, магических ритуалах, редких животных - и это еще далеко не все!

Газета - Журнал «Загадки истории» «Загадки истории» – уникальный журнал для любителей истории. В каждом выпуске известные писатели, историки и опытные журналисты рассказывают о знаменитых исторических персонажах, публикуют захватывающие материалы про самые интересные события и героев мировой истории: от античных времен до наших дней. Тайны великих империй и цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и людей, изменивших мир, секреты спецслужб – все это в ежемесячном журнале «Загадки истории».

Журнал «Чудеса и Приключения» Журнал публикует статьи о необъяснимых, загадочных и мистических явлениях, составляющих иррациональную сторону нашей жизни. Всё, над чем мы задумываемся, всё, что хочет разгадать, куда пытается проникнуть пытливый человеческий ум и что дарит непередаваемую радость познания, - составляет предмет обсуждения на страницах журнала.

Журнал «Психология и Я» Уникальный «специалист по жизни», поскольку главная его тема - жизнь его читателей. Это знающий друг, доброжелательный советчик и помощник в любых жизненных ситуациях. Он предназначен для женщин и мужчин, молодых и зрелых, семейных и холостых - для всех, кому нужна внятная и достоверная информация о происходящем с ним и с другими; для всех, кто хочет получить квалифицированный совет по поводу отношения к себе и отношений с окружающими - супругом или супругой, детьми, родителями, друзьями, коллегами; для всех, кто хочет улучшить качество своей жизни и обрести уверенность в себе. Девиз журнала – «Найти себя и жить лучше».

Журнал «Burda» "Burda (Бурда)" - это европейская мода высокого класса. Издание с мировым именем, хорошо известное всем женщинам, которые хотят быть образцом безупречного вкуса для окружающих. На страницах журнала Бурда - самые последние тенденции мировой моды, новости с европейских подиумов, советы по стилю и модные торговые марки.

Журнал «Все для женщин» Всё для женщины - еженедельный женский журнал. Это своего рода сборник практичных советов в области моды, рукоделия и декора, красоты и здоровья, психологии, воспитания детей и юриспруденции, а также доступные любому кошельку рецепты приготовления пищи.

Журнал «Маленькая Diana» "Маленькая Диана" - популярный журнал по вязанию спицами и крючком для женщин: платья, жакеты, пуловеры, пальто, джемпера, кружевное пончо, топ и лиловая "двойка"; а также новые узоры в вашу коллекцию. Все модели с подробными схемами и описаниями.

Журнал «Читаем, учимся, играем» В современном мире есть много вещей, отвлекающих ребят от книг – это и телевизоры, и компьютеры. Поэтому падение уровня интереса к чтению – одна из основных проблем подрастающего поколения. Этой проблемой занимаются педагоги, родители, библиотекари и все те, кто заинтересован в интеллектуальном развитии детей и молодежи. В помощь учителям и организаторам досуга издается множество методической литературы и различных журналов. Среди них ежемесячный журнал-сборник сценариев для библиотек и школ «Читаем. Учимся. Играем». В каждом разделе можно найти сценарии, викторины, игровые программы, беседы, занимательные уроки, литературные вечера и вечера памяти, мюзиклы, устные журналы и много других материалов, посвященных знаменательным и памятным датам.


4.12. Работа с периодическими изданиями
Сегодня выпускается огромное количество печатной продукции, и для читателя-ребенка очень важно суметь сориентироваться в потоке информации . Задача библиотекаря – постараться познакомить читателя с возможно большим числом периодических изданий, адресованным детям, научить пользоваться ими, обратить внимание на лучшие публикации. Очень важно, чтобы уже с детства ребенок относился к периодике с интересом. Периодические издания предоставляют детям обширную информацию по различным отраслям знаний, оказывают помощь в изучении школьной программы, расширяют их знания об окружающем мире.

Научить юных читателей пользоваться справочным аппаратом издания, находить материал по интересующей теме помогают различные формы и методы работы с периодическими изданиями, как традиционные, так и инновационные. Библиотеки, получающие периодические издания, активно используют их в своей работе. В детских библиотеках области успешно применяют такие формы работы с периодикой, как познавательно-игровые часы, презентации журналов, обзоры содержания журналов, библиотечные уроки и др.

Одной из характерных особенностей формирования фонда детских библиотек стало расширение круга периодических изданий. Часто с помощью периодических изданий выполняются справки, проводятся массовые мероприятия, статьи из периодики расписывают в различные БД и картотеки.

Проводя социологическое исследование о чтении детей, библиотекари непременно выясняют вопрос о чтении периодических изданий. Как видно из анализа формуляров, анкет, устных опросов, юные читатели охотно обращаются к газетно-журнальной продукции.

Но не только в стенах библиотеки идет знакомство с журналами и газетами. В детской библиотеке им. В. К. Петонова Осинского района библиотекари активно сотрудничают с социально-реабилитационным центром, проводят обзоры интересных детских журналов; библиотекарь Лахинской сельской библиотеки приносит журналы на дом детям-инвалидам.

Сотрудники ДБ Зиминской городской ЦБС продолжили работу с детьми инвалидами по проекту «Соучастие в судьбе». В течение года служба «Периодика на дом» позволяла получать основные библиотечные услуги тем, кто не имеет возможности по состоянию здоровья посещать библиотеку лично. Библиотекари пос. Луговский Мамско-Чуйского района сотрудничают с реабилитационным центром для несовершеннолетних, знакомят детей с журналами, читают интересные статьи.

С целью формирования информационной и читательской культуры детей в библиотеках области проводятся библиотечные уроки по пропаганде периодических изданий: «По страницам газет и журналов», «Сколько б книг ни прочитал, нет новее, чем журнал» (библиотека № 21 ЦБС г. Иркутска); «Новинки журнального мира», «Почемучкины журналы» (библиотека № 37, детское отделение); «Путешествие по периодическим изданиям» (ДБ Слюдянского района); «Путешествие в страну Журналию», «Журнальный калейдоскоп» (ЦДБ), «Что приносит почтальон?» (библиотеки с. Ук, Атагай, Костино); «Планета Периодика», «Журнальная карусель» (г. Алзамай Нижнеудинского района); «Шутки, были, небылицы: все журнальные страницы» (Тыретская сельская библиотека); «Путешествие в страну Журналию» (Семеновская сельская библиотека ЦБС Заларинского района).

Из-за отсутствия новых периодических изданий в Большезаимской сельской библиотеке провели библиотечный урок «По страницам журналов прошлых лет».

В День российской печати в Верхне-Мартыновской библиотеке Казачинско-Ленского района на хорошем организационном уровне прошло мероприятие «Империя журналов», на котором ребята познакомились с журналами «Клепа», «Домовенок», «Мурзилка», «Сибирячок» и другими изданиями. В Катангской ЦБС для детей из коррекционной школы проводят библиотечные уроки с игровыми элементами «Журнальный калейдоскоп».

Интересно проходят обзоры детских журналов «Филя», «Непоседа», «Веселые уроки», «Миша», «Тошка и компания», «Том и Джерри» в детской библиотеке Слюдянского района. В ЦДБ г. Усолье-Сибирское обзор «Журнальный калейдоскоп» помогает детям сориентироваться в разнообразии журналов, поступивших в библиотеку. «Журнальные закоулки» – под таким названием прошел обзор журналов «Юный следопыт», «Эрудит», «Чудеса и приключения», «Свирель», «Мне 15», «Джульетта», «Маруся» в ЦБС Нижнеудинского района. После обзора было выдано 32 экз. журналов. В ЦБС г. Черемхово библиотекари успешно проводят обзоры, беседы, викторины, ответы на вопросы которой дети находили в журналах. Подобная форма работы пробуждает у детей интерес познанию, способствует расширению кругозора.

В библиотеке № 4 Зиминской городской ЦБС творчески прошло мероприятие «Замечательный журнал как-то в руки мне попал», в детской библиотеке – «Узнавай и удивляйся».

Целью дня периодики «Открываем богатства журнального царства», проведенного в ЦДБ г. Нижнеудинска, стало познакомить читателей с кругом журналов, выписываемых библиотекой, воспитать культуру чтения периодики. Программу дня составили игра-беседа « Чтобы дети больше знали, есть газеты и журналы» (3 кл.), игра-путешествие «По стране Журналии» (5кл.), библиотечное занятие «Журнальный столик» (7кл.). Рассказ о лучших детских журналах был подготовлен в театрали-зованной форме. С периодическими изданиями ребят познакомил почтальон Печкин.

«Мир интересных журналов, он твой!» – так назывался день периодики для ребят 5–8 кл., который прошел в детском отделении библиотеки «Родник». Целью мероприятия было сформировать у детей представление о журналах, их структуре, периодичности выхода, тиражах и др. Чтобы развить у читателей-пятиклассников потребность в системати-ческом чтении периодики и подготовить к ее восприятию в ЦДБ провели библиотечное занятие «Журнальная карусель». Цель библиотечного занятия «По страницам газет и журналов» – познакомить учащихся 8-х классов с разнообразием периодических изданий, научить использовать материалы периодики в учебном процессе.

Библиотека № 3 Зиминской городской ЦБС провела день периодики «Периодика – твой друг, поможет скоротать досуг!», библиотека № 2 – час периодики «Герои газетных страниц».

Как привлечь детей в библиотеку? Этот вопрос библиотекари успешно решают с помощью журналов и газет, организовывая различные массовые мероприятия. Для привлечения пятиклассников к чтению журналов в ЦДБ г. Нижнеудинска им предложили совершить «Путешествие в страну Журналию». В качестве художественного оформления организовали книжную выставку детских журналов «Весь журнальный хоровод» с разделами «Нас в любое время года учит мудрая природа», «Что угодно для души», «Читай и улыбайся».

Также хотелось бы отметить игру-путешествие «В гостях у Карандаша», посвященную 55-летию журнала «Веселые картинки» (ЦДБ, г. Усолье-Сибирское).

Важная роль в работе с периодикой отводится выставочной деятельности. В библиотеках г. Иркутска оформлялись выставки «Что принес нам почтальон?», «Журнальная радуга» (библиотека № 22). Детский отдел библиотеки «Спутник» организовал для своих читателей выставку-рекомендацию «Что принес нам почтальон?», в Большезаимской сельской библиотеке были оформлены выставки-просмотры «40 минут с новыми журналами» (ЦБС Нижнеудинского района). В Бажирской сельской библиотеке с новыми поступлениями ребята познакомились на выставке «Что принес нам почтальон?», а в Тыретской сельской библиотеке Заларинского района прошли выставки «Есть такая страна – Журналия», «Об интересном на планете, прочти в журнале и газете».

В ЦДБ г. Шелехова в течение года были организованы выставка-реклама «Юный эрудит – журнал для любознательных», электронная выставка-презентация и викторина по журналу «Сказки «Сибирячка», информационная выставка «Журнальная империя». На абонементах в ЦДБ г. Черемхово постоянно обновляются выставки «Журнальная карусель», «Сколько книг не прочитал, нет новее, чем журнал».

В дни школьных летних каникул в ЦБС г. Иркутска состоялась акция «Лето – пора читать!», в рамках которой прошли обзоры периодики «Солнце на страницах» . В акции приняли участие более 130 маленьких читателей.

В летние каникулы в лагере дневного пребывания и в профилактории «Истоки» были проведены обзоры «В гости к Сибирячку» (Нижнеудинский район). В рамках проекта «Библиотека под солнцем» библиотекари г. Свирска создали благоприятные условия для чтения и просмотра книг и журналов на свежем воздухе.

В Покосинской сельской библиотеке Братского района во время летних каникул для ребят были организованы конкурсы и выставки по материалам журнала «Чудеса и приключения детям». Программа мероприятий получилась интересной, насыщенной. В № 10 журнала за 2011 г. была опубликована статья об этом мероприятии.

2011 г. был юбилейным для журнала «Сибирячок». В детской библиотеке № 6 г. Усолье-Сибирское проведено литературное путешествие по страницам журнала «Сибирячок». Ведущие рассказали ребятам о том, что в 1992 г. начал издаваться единственный на всю Сибирь и Дальний Восток детский журнал – «Сибирячок», предлагающий вниманию своих читателей сказки, рассказы, весёлые загадки, комиксы и неожиданные сюрпризы. Интересный и познавательный литературно-музыкальный праздник «Вместе с «Сибирячком» в мир природы мы войдем» прошел в ДБ Слюдянского района. Неделя детской книги в ЦДБ г. Нижнеудинска была посвящена журналу «Сибирячок». В Заларинской ДБ большой интерес у читателей вызвала игра-викторина « А знаешь ли ты журнал «Сибирячок»?». Большой литературный праздник к юбилею журнала состоялся в ЦДБ Казачинско-Ленского района. «Сибирячку» посвятили оформление комнаты творчества Библиотеки семейного чтения Нижнеилимского района, там же проводился конкурс скульптур из снега, посвященный любимому журналу. В библиотеках Братска, Свирска, Саянска, в ДБ им. В. К. Петонова Осинского района проходили творческие встречи юных читателей с редколлегией журнала «Сибирячок». В течение года проходил цикл презентаций журнала «”Сибирячок” для сибирячков», «Мой дружок Сибирячок», «С днем рождения, Сибирячок!».

Библиотеки г. Иркутска на сайте «Журнальные юбилеи» представили виртуальные выставки к юбилеям журналов «Костер», «Мурзилка», «Сибирячок». В ЦДБ разработали акцию оконной рекламы «Читаем журналы». В ЦДБ г. Нижнеудинска на постоянно действующем стенде в фойе вывешиваются рекламные списки «Это интересно» о самых интересных статьях из периодических изданий.

Библиотекари осознают, что без изучения передового опыта коллег, без повышения своего профессионального уровня посредством изучения таких периодических изданий, как «Библиотека», «Библиополе», «Библиотечная газета», «Школьная библиотека», «Библиотечное дело» и др., невозможно полноценно оказывать библиотечно-информационные услуги. К сожалению не все библиотеки имеют возможность выписывать прессу, поэтому на районных семинарах регулярно проводятся информационно-аналитические обзоры периодики (Слюдянский, Иркутского, Чунский районы, Черемхово, Нижнеудинск).

В условиях финансовых ограничений на комплектование наличие в фондах периодических изданий приобретает особое значение. В этой связи интересен опыт детских библиотек Саянска, которые журнал «Родина» и «Земля Иркутская» выделили как «Памятники регионального уровня», подлежащие длительному хранению.

Работа с периодикой имеет очень большое значение, так как детские периодические издания пробуждают у детей интерес к познанию , способствую расширению кругозора. Анализ работы детских библиотек области с периодикой выявил творческий подход библиотекарей к своей деятельности, постоянный поиск наиболее эффективных форм и методов работы, что является обязательным условием для активного привлечения детей и подростков в библиотеки и расширения их читательского кругозора. Важен и тот факт, что библиотекари не остаются в стороне от читательских интересов, постоянно изучают мотивы обращения к периодике и своевременно корректируют свою деятельность.


  1. Муниципальные библиотеки
Иркутской области в цифрах за 2011 г.

Материально-техническая база муниципальных библиотек


Город/район



Кол-во библиотек


Обеспеченность муниципальных библиотек техническими средствами

Доступ в Интернет

Число ПК

Число множит.
техники


Число транспорт.
средств


Число телефонизир.
библиотек


2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

2010

2011

Братск

13

11

4

8

49

66

53

41

17

15

Зима

6

6

2

2

9

10

12

12

2

4

Иркутск

28

28

14

16

129

163

68

78

28

37

Саянск

5

5

2

2

14

15

4

4

5

6

Свирск

2

2

1

1

3

3

3

2

1

1

Тулун

6

6

1

3

10

14

7

10

6

6

Усолье-Сибирское

9

9

9

9

32

32

18

19

1

9

10

Усть-Илимск

6

6

6

6

56

51

14

24

1

1

6

10

Черемхово

9

9

2

2

24

18

20

20

2

2

3

3

Итого по городам

84

82

41

49

326

372

199

210

4

3

74

92

Аларский

29

29

2

2

14

16

9

9

2

2

Ангарский

19

19

17

17

95

97

76

79

1

1

27

25

Балаганский

12

12

2

2

8

9

3

3

2

2

Баяндаевский

17

17

1

2

6

9

2

6

1

1

Бодайбинский

10

10

5

5

34

44

36

36

3

9

Боханский

26

26

1

1

2

5

2

1

1

1

Братский

44

43

1

2

12

13

8

10

2

3

Жигаловский

16

16

1

1

10

10

6

6

2

Заларинский

31

31

1

4

12

13

5

6

2

2

Зиминский

22

22

1

1

10

13

8

11

2

2

Иркутский

28

28

5

5

26

25

19

23

1

8

8

Казачинско-Ленский

16

16

3

4

13

13

10

10

5

5

Катангский

12

12

1

1

5

5

3

3

1

1

Качугский

25

25

1

1

9

8

4

4

3

3

Киренский

23

23

2

2

21

15

18

18

5

3

Куйтунский

30

31

2

2

12

15

7

13

1

2

Мамско-Чуйский

9

9

2

2

9

10

3

3

4

2

Нижнеилимский

23

22

4

4

32

33

29

30

4

4

Нижнеудинский

36

36

5

6

23

25

26

28

9

11

Нукутский

20

20

1

1

4

4

2

4

1

1

Ольхонский

16

16

3

3

17

19

10

14

2

2

Осинский

19

19

1

1

7

7

2

2

1

1

Слюдянский

12

12

2

3

16

16

9

9

3

4

Тайшетский

35

34

4

4

13

19

11

11

1

9

9

Тулунский

26

26

2

3

24

31

36

38

1

1

1

1

Усольский

24

22

3

4

11

12

9

9

2

2

Усть-Илимский

11

11

2

1

10

12

6

6

1

6

7

Усть-Кутский

21

21

2

2

12

15

8

8

1

2

9

11

Усть-Удинский

21

21

1

1

13

4

14

4

3

3

Черемховский

24

24

2

7

12

18

12

27

2

2

Чунский

19

15

4

4

19

23

5

4

3

4

Шелеховский

11

11

8

8

43

46

30

30

10

10

Эхирит-Булагатский

24

24

1

1

3

3

2

3

1

1

Итого по районам

711

703

93

107

561

607

433

468

5

5

127

144

Итого по муницип. библиотекам

795

785

134

156

887

979

632

678

9

8

201

236
Похожие статьи

© 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.