Восприятие дошкольников: особенности развития и диагностика. Понятие восприятия у детей дошкольного возраста Развитие восприятия на протяжении дошкольного возраста

Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом при непосредственном воздействии его на органы чувств. Восприятие, как ощущение, связано, прежде всего, с тем анализаторным аппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека. Восприятие – это совокупность ощущений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В младшем дошкольном возрасте максимально продуктивно развитие психики ребёнка. Восприятие младшего дошкольника (3-4 года) носит предметный характер, то есть все свойства предмета (цвет, форма, величина и т.п.) не отделяются у ребенка от предмета. Он воспринимает их слитно с предметом. При восприятии он видит не все свойства предмета, а только самые яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: солнце жёлтое, клубника красная и сладкая. Действуя с предметами, ребенок начинает отличать их отдельные свойства, разнообразие свойств предмета. Именно это развивает способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете.

По мнению психолога Бутаковой Ирины Викторовны, если ребенок недостаточно включен в соответствующую для данного периода развития деятельность, то может наступить задержка и отклонения психических образований. Это может способствовать отставанию и других психических явлений и задержке перехода на следующий возрастной этап. Поэтому чрезвычайно важно создать благоприятные условия для развития психики в соответствии с возрастными особенностями ребенка.

Несмотря на то, что ребенок с самого рождения может видеть, слышать звуки, его необходимо систематически обучать рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия готов, но пользоваться им ребенок еще только учится. в своих статьях о младшем дошкольном возрасте говорит о том, что данный возраст - это возраст высокоинтенсивного развития основных познавательных функций ребенка, за исключением, роли зрительного восприятия и памяти. По её мнению, динамика развития различных познавательных функций оказывается различной - скачкообразная положительная, положительная и отсутствие динамики. Отсутствует динамика в формировании слухового и тактильного восприятия, а также слухоречевой памяти.

По мере своего развития младший дошкольник более точно начинает определять цвет и форму окружающих предметов, их вес, величину, температуру, свойства поверхности и др. Он пытается научиться воспринимать музыку, повторяя ее ритм, мелодический образ. Учится ориентироваться в пространстве и времени, в порядке событий. Играя, рисуя, конструируя, выкладывая мозаику, делая аппликации, младший дошкольник незаметно для самого себя постигать сенсорные эталоны - представления об основных разновидностях свойств и отношений, которые появились в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок. В исследованиях по детской психологии и дошкольной педагогике неоднократно наблюдались особенности выполнения особого практического задания на разных этапах младшего дошкольного детства. В этих исследованиях конкретно выделяются три ступени:

а) отсутствие решения (дети не принимают задачу или подменяют ее другой);

б) решения при помощи двигательных «проб» (многие авторы детерминируют эту стадию в разных терминах, но суть ее заключается в том, что ребенок пытается достичь нужного результата, применяя разного рода варианты действий с предметами и исправляя допущенные ошибки);

в) решение на основе перцептивной или интеллектуальной ориентировки в условиях задания (такие решения, как правило, обозначаются как решения «с места», «в уме», «на глаз» и т. п.).

С точки зрения развития восприятия в младшем дошкольном возрасте можно выделить два вида предметных действий:

Соотносящие действия;

Орудийными действия.

Под «соотносящими» понимаются действия, в которых ребенок придает определенное взаимное положение двум или нескольким предметам или их частям, возможность и пути достижения взаимного положения определяются внешними признаками указанных предметов и взаимным соответствием этих качеств. Сюда относятся действия рода накладывания объектов друг на друга, закрывание и открывание коробочек, нанизывание колец на пику, действия с конструкторами и т.п.

Орудийные действия предполагают применение одних предметов в качестве орудий, влияющих на другие предметы. Для успешного их выполнения нужно учитывать как свойства орудия, так и свойства объекта действия. В противном случае в каждом конкретном действии не может быть достигнут ни выбор подходящего орудия (например, палки определенной длины, которой можно достать предмет), ни верное взаимодействие орудия и объекта.

Важное значение в формировании и развитии восприятия, связанном с овладением предметной деятельностью, имеет то, что в качестве «меры» свойств предмета начинает выступать другой предмет

Нужно отметить, в младшем дошкольном возрасте у детей складываются представления о соотношениях по величине между тремя объектами (большой - меньше - самый маленький). Совершенствуется восприятие пространства. В три-четыре года для ребенка точка отсчета - собственное тело.

Восприятие цвета и формы. С.Н. Шабалин доказал, что дети младшего дошкольного возраста совершенно верно ориентируются на форму предмета, данного в виде силуэта или даже контурно. В выборе ребенком одного или другого свойства предмета основная роль принадлежит слову. Фиксируя предмет, слово выделяет в качестве его основного опознавательного признака форму. Однако у младших дошкольников форма слита с предметным содержанием, что доказывается легким опредмечиванием любой новой, ранее неизвестной ребенку формы. Таким образом трех-, четырехлетние дети в треугольнике видят крышу, в конусе, опрокинутом вершиной вниз, - воронку, в прямоугольнике – окно.

Восприятие целого и части. Факты развития восприятия целого и части младшим дошкольником (В. Штерн, С.Н. Шабалин, О.И. Галкина, Ф.С. Розенфельд, Г.Л. Розенгарт-Пупко), склоняют к тому, что дети данного возраста не только умеют вычленять какой-либо характерный признак, но и руководствуются им при опознании целого объекта. Намеченное пунктиром изображение клюва в начатом рисунке даёт возможность трехлетним детям узнать птицу. Ощупав ручные часы, находящиеся в мешочке дети иногда могут правильно называть данный предмет. Как опознавательный признак («Как ты узнал?») они указывали на «столбик с колесиком», т.е. характеризовали одну часть предмета. Далее выбирая объект среди разложенных предметов на столе, подавляющее большинство дошкольников (3-5 лет) указывали не плоский круглый компас, похожий по своей величине и форме образцу, а на металлический кубической формы будильничек. Это тоже часы, хотя не только имеют другую форму, но и не имеют как раз той детали, по которой ребенок опознал часы.

Восприятие времени. Дети младшего школьного возраста ориентируются во времени на основе только бытовых показателей. Если жизнь детей строго подчинена установленному режиму, то трех-, четырехлетний ребенок четко характеризует утро («Мы еще не завтракали») или вечер («За нами скоро придут»). Он различает день и ночь. Далее к этим бытовым показателям присоединяются более объективные природные явления, которые дети воспринимают как сигналы какого-либо времени: «Утро (зимой) – еще не совсем светло», «Вечер – уже темно, солнца нет».

Если младшему дошкольнику трудно выделять время как объект познания, действующий невидимо, но постоянно в жизни ребенка, то гораздо труднее ему выделить время в давно прошедших событиях, представить себе его длительность, его значение и разместить в правильном временном порядке давно прошедшие события. Если ребенку говорят, что человек произошел от обезьяны, то он не понимает, что такое миллионы лет, которые разграничивают животного предка и современного человека. У дошкольников младшего возраста есть лишь знание настоящего и смутный образ о прошлом времени: «Это было давно». Первой дифференцировкой времени служит введение слов «сначала», «потом», «раньше», «после этого» в рассказ или характеристику события и показ воспитателем значения временных отношений, которые существенны в данном событии. Знакомясь с часами, их работой, ребенок начинает понимать независимость времени от желания и деятельности человека.

Восприятие пространства. В младшем дошкольном возрасте восприятие далекого пространства мало дифференцировано и анализ расстояния очень не точен. Интересно в этом отношении воспоминание физиолога Гельмгольца, относящееся к 3-4 годам: «Я сам еще помню, как я ребенком проходил мимо церковной башни и увидел на галерее людей, которые мне показались куколками, и как я просил мою мать достать мне их, что она могла бы сделать, как я тогда думал, протянув одну руку вверх».

Развитие ориентировки в пространстве, как показали исследования А.Я. Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка (выделяет и называет правую руку, левую, парные части тела). Включение слова в процесс восприятия, овладение самостоятельной речью в значительной степени даёт начало совершенствованию пространственных отношений, направлений (А.А. Люблинская, А.Я. Колодная, Е.Ф. Рыбалко и др.) «Чем точнее слова определяют направление, - подчеркивает А.А. Люблинская, - тем легче ребенок ориентируется в нем, тем полнее включает эти пространственные признаки в отражаемую им картину мира, тем более осмысленной логичной и цельной она становится для ребенка

Развивается и глазомер ребенка, так необходимый для восприятия пространства. Сложные глазомерные задачи младшие дошкольники решают более хуже, чем задачи на сравнение длины линий. Проблема заключается в низком уровне овладения глазомерными действиями. Уровень таких действий можно поднять в процессе целенаправленного обучения. Восприятие художественных произведений. Советские психологи характеризуют художественное восприятие как результат развития личности. По их мнению, оно не дается человеку от рождения. Зачатки художественного восприятия начинают проявляться в младшем дошкольном возрасте. Главную роль в развитии данной человеческой способности советские психологи (П.П. Блонский, А.В. Запорожец, Н.А. Ветлугина, С.Л. Рубинштейн, Е.А. Флерина, П.М. Якобсон и др.) отводят воспитанию и обучению. Дети младшего дошкольного возраста в ролях находчивых, юмористических персонажей очень часто хотят видеть животных с антропоморфическими качествами, проявивших себя положительно в известных им сказках

Активной формой отражения человека является игра, в которой он воссоздает образы знакомых людей, отношения между ними. Особенности отражения ребенком человека выявляет изобразительное творчество. Благодаря ему, можно судить о его отношении к родным людям, о том, что в человеке запечатлевается им легко, на что он обращает большее внимание.

Наиболее яркую положительную оценку дети дают тем из окружающих взрослых, к которым испытывают доверительное отношение, привязанность. В восприятии человека всегда, как говорит А.А. Бодалев, «отражается положение, которое вообще занимает человек в той системе ценностей, на которую познающий субъект ориентируется в своем повседневном поведении». Дети с высоким социометрическим статусом в группе чаще «непопулярных» положительно характеризуют воспитателя по признаку личного отношения педагога к ребенку. Восприятие и понимание человека человеком.

Положение ребенка в группе сверстников проявляется в восприятии детьми друг друга. Было выявлено, что чем выше статус ребенка в группе, тем выше его оценивают сверстники, и наоборот.

Исследуя восприятие детьми младшего дошкольного возраста выразительной стороны рисунка, Т.А. Репина показала, что наиболее доступны младшему дошкольнику эмоции, отраженные в мимике изображенного героя. Труднее воспринять эмоциональное содержание, переданное в позе и жестах, и особенно когда оно воплощается посредством изображения взаимоотношений. Назовём уровни восприятия:

1. не понимается ни эмоция, выраженная в картине, ни ее сюжет;

2. правильно воспринимается эмоция, хотя сюжет ясно не понимается;

3. осознается сюжет картины и адекватно воспринимается ее эмоциональное содержание. Восприятие и понимание человека человеком.

Подведём итог. Восприятие младшего дошкольника очень важный психический процесс, который требует особого внимания родителей, воспитателей, психологов. Дети данного возраста не могут сами развить в себе способности правильно и распространённо воспринимать окружающий мир и его составляющие.

Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому. В младшем дошкольном возрасте образы воспринимаемых предметов отличаются большой нечеткостью. Дети младшего дошкольного возраста не узнают на утреннике переодетую в костюм снегурочки воспитательницу, хотя ее лицо можно распознать. Если детям попадается изображение ранее неизвестного объекта, они выделяют из изображения какую-то деталь и, опираясь на нее, распознают весь изображенный предмет. Например, увидев первый раз монитор компьютера, ребенок может посчитать его за телевизор.


Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Поведение и сознание детей этого возраста целиком определяется восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, то есть восприятия знакомых предметов. Мышление ребенка до трех лет носит преимущественно непосредственный характер - ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях.

По словам Л. С. Выготского, «...все функции этого возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия... ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия».

Это ставит восприятие в чрезвычайно благоприятные условия развития. Рассмотрим основные особенности развития восприятия в раннем возрасте.

Несмотря на то что к концу младенческого возраста у ребенка складываются перцептивные образы и он легко узнает окружающие знакомые предметы и людей, восприятие остается крайне несовершенным. Годовалый ребенок не способен последовательно и систематически рассматривать предмет. Как правило, он выхватывает какой-либо один признак и реагирует только на него, по нему он и опознает различные предметы.

Зрительные ориентировочные действия , при помощи которых ребенок воспринимает предметы, сложились в процессе хватания и манипулирования, что во многом определяет существующие у ребенка зрительные образы. Поскольку действия направлены на такие свойства предметов, как форма и величина, именно эти признаки являются главными для ребенка. Цвет в начале раннего детства не имеет никакого значения для узнавания предметов. Малыш совершенно одинаково узнает окрашенные и неокрашенные изображения, а также изображения, окрашенные в самые необычные цвета. Он ориентируется только на форму, на общий контур изображений. Это вовсе не значит, что ребенок не различает цвета. Напомним, что различение и предпочтение определенных цветов есть уже в первые месяцы жизни. Однако цвет еще не стал признаком, характеризующим предмет, и не определяет его узнавание.

Развитие восприятия в раннем возрасте происходит в рамках предметной деятельности и в связи с овладением новыми действиями. Особое значение имеют действия, которые называют соотносящими . Это действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов - их форму, величину, твердость, местоположение и пр. Уже в конце младенчества дети начинают совершать действия с двумя предметами - нанизывают, ставят одно на другое, складывают и пр. Но в этих действиях младенец еще не учитывает свойств предметов - не выбирает и не подбирает нужные предметы в соответствии с их формой и величиной, не пытается расположить их в определенном порядке. Соотносящие действия, которые начинают усваиваться в раннем возрасте, уже требуют такого учета. Характерно, что большинство игрушек, предназначенных для детей раннего возраста (пирамидки, простые кубики, вкладыши, матрешки), предполагают именно соотносящие действия. Когда ребенок пытается осуществить такое действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с их формой, размером, цветом, чтобы придать им взаимное положение в пространстве. Так, чтобы сложить пирамидку, нужно учитывать соотношение колец по величине. При сборке матрешки нужно подбирать половинки одинаковой величины и совершать действия в определенном порядке - сначала собрать самую маленькую, а потом вложить ее в большую.

Эти действия должны регулироваться и направляться тем результатом, который нужно получить, - готовой пирамидкой или матрешкой. Но ребенок еще не может представить готовый результат и подчинять ему свои действия. Для этого необходима помощь взрослого, своего рода обучение. Соотносящие действия могут выполняться разными способами, в зависимости от того, как учит им взрослый. Если ребенок просто подражает взрослому, то есть выполняет те же действия с теми же предметами, он может получить результат только в присутствии и при непосредственном показе взрослого. Поэтому важно, чтобы ребенок научился сам выделять нужные свойства предметов, чтобы он сам подбирал и соединял части в нужном порядке. Первоначально малыш может выполнять эти действия только через практические пробы, потому что он еще не умеет зрительно сравнивать величину и форму предметов. Например, прикладывая нижнюю половинку матрешки к верхней, он обнаруживает, что она не подходит, и начинает пробовать другую. Иногда он пытается добиться результата силой - втиснуть неподходящие части, но вскоре убеждается в несостоятельности этих попыток и переходит к примериванию и опробыванию разных частей, пока не найдет нужную деталь. Здесь сами игрушки как бы подсказывают, какая деталь подходит, поэтому их называют авто- дидактическими (или самообучающими). С помощью внешних ориентировочных действий ребенок рано или поздно получает нужный результат.

От внешних ориентировочных действий малыш переходит к зрительному соотнесению свойств предметов . Формируется новый тип зрительного восприятия, когда свойство одного предмета превращается в образец, мерку для измерения свойств других. Например, величина одного кольца пирамидки становится меркой для остальных. Эта способность проявляется в том, что ребенок, выполняя предметные действия, переходит к зрительной ориентировке - он подбирает нужные детали на глаз и выполняет правильное действие сразу, без предварительных практических проб.

В 2-2,5 года для ребенка становится доступным зрительный подбор по образцу , когда из двух предметов различной формы или величины он может по просьбе взрослого подобрать такой, как образец. Следует подчеркнуть, что зрительный выбор по образцу - гораздо более сложная задача, чем простое узнавание или примеривание. Причем сначала дети выбирают предметы, одинаковые по форме, затем по величине и лишь потом - по цвету. Это значит, что новые действия восприятия формируются первоначально для тех свойств, которые непосредственно задействованы в практических предметных действиях, и лишь позже переносятся на другие, менее существенные свойства. Показательно, что дети раннего возраста не в состоянии правильно выбрать по образцу, если им предлагают не два, а несколько предметов или если предметы имеют сложную форму и состоят из многих частей.

Восприятие на всем протяжении раннего возраста тесно связано с предметными действиями. Ребенок может достаточно точно определить форму, величину или цвет предмета, если это необходимо для выполнения нужного и доступного действия. В других случаях восприятие может оказаться весьма расплывчатым и неточным. Более того, ребенок может вовсе не замечать тех или иных свойств, если их учет требуется для выполнения слишком сложного для него действия. Так, начиная рисовать, ребенок как бы не замечает цвет изображения и пользуется любыми карандашами. Или, выполняя постройку по образцу, он берет кубики любого цвета, хотя уже умеет различать основные цвета.

На третьем году жизни появляются постоянные образцы для сравнения - это хорошо знакомые ребенку предметы, имеющие ярко выраженную форму. Такими образцами могут быть не только реально воспринимаемые предметы, но и представления о них. Например, предметы треугольной формы ребенок определяет «как домик», а круглые предметы - «как мячик». Это говорит о том, что у ребенка уже существуют представления о свойствах вещей и эти представления закреплены за конкретными предметами. Формирование представлений о свойствах предметов зависит от того, в какой мере ребенок в своих предметных действиях овладевает зрительной ориентировкой. Для обогащения представлений ребенка о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с разнообразными характеристиками и признаками вещей в конкретных практических действиях. Богатая и разнообразная сенсорная среда, с которой малыш активно действует, является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития.

На чтение 6 мин. Просмотров 9.2k.

На современном этапе дошкольному образованию отводится большая роль. Даже к детям старшего дошкольного возраста предъявляют с каждым годом все больше требований, особенно в старшем дошкольном возрасте перед непосредственным поступлением в школу. Дети должны учебную информацию перед тем, как переступят порог школы.

Часто детей старшего дошкольного возраста готовят к школе через привитие им общих и специальных знаний, определенных умений и некоторых навыков. А вот формированию у них познавательных психических процессов, и в первую очередь, восприятию значения не придают. А ведь это не менее важно. А может даже и основа для успешного обучения в школе. Ведь если ребенок старшего дошкольного возраста не научится воспринимать информацию, он не сможет ее осознать, обработать и оценить. Школьный материал и программу ребенок не освоит, знания у него не сформируются.

Что же такое восприятие ребенка?

Когда конкретный объект или явление непосредственно воздействуют на систему , то мы наблюдаем психический процесс восприятия. Восприятие обязательно должно быть развито у детей уже в дошкольном детстве.

Восприятие осуществляется через нервную систему и отражается через ощущения. Может быть восприятие запаха, цвета, тяжести и т.д.

Виды и особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Восприятие имеет основные для обучения в школе виды:

  • Зрительное — ребенок получает информацию посредством зрительных образов. Информация обрабатывается визуально, через зрительную анализаторную систему.
  • Слуховое — информация поступает благодаря фонематической системе звуков, через ритм и мелодику.
  • Тактильное — здесь задействованы кожные и двигательные ощущения, при чем рука должна быть в движении.

Некоторые ученые отводят восприятию роль познавательной деятельности, в результате которой ребенок получает определенного вида информацию, осознает ее особенности, исследует и оценивает.

Важный регулятор восприятия — необходимость воспринять предъявленный материал.

Умение воспринимать информацию у ребенка не является врожденным. Необходимо развивать детское восприятие. Разные виды восприятия развивают различными средствами.

В старшем дошкольном возрасте восприятие развивается в виде зрительных ощущений. 80% всего познавательного материала, который получает ребенок в этом возрасте, он воспринимает через зрительные анализаторы. В основном это информация об окружающем мире. В конце старшего дошкольного возраста малыш уже не ошибается в различении цветов, даже различает их оттенки.

Также старшему дошкольнику характерна высокая слуховая чувствительность. Ребенок различает музыкальные произведения, их ритм и темп.

Тактильная чувствительность у старших дошкольников развивается через подвижные игры, гимнастику и упражнения физического характера.

При восприятии пространства старшие дошкольники ищут возможности исследовать различные формы, пытаются сравнивать предметы.
Дети в 5-7 лет неплохо могут ориентироваться в пространстве и времени. Они знают, когда наступает утро, когда приходит вечер.

Особо хочется отметить особенности в художественном восприятии у детей. Дети старшего дошкольного возраста, внимательно слушая истории, пробуют воздействовать на литературных персонажей. Расширение знаний и представлений о действительности способствует формированию художественного восприятия. Этому способствует также развитие речи и детского мышления.

Что касается восприятия маленькими детьми других людей, то это зависит от установленных между ними взаимоотношений. Малышам нравятся люди, обладающие привлекательными качествами, взрослые и дети, которые легко вступают в контакт и общение. Если же ребенку кто-то не нравится, то он относится к такому человеку с видимой неприязнью. Причиной может послужить просто отсутствие взаимодействия.

В 5 лет восприятие у ребенка еще непроизвольно, к концу 6 лет дети могут ставить цель для изучения и исследования свойств различных предметов, могут их сравнивать.

Чтобы восприятие у детей старшего дошкольного возраста развивалось успешно, необходима целенаправленная работа.

Особенности восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Слуховое восприятие

Дошкольнику аудиалу нужно давать информацию в виде аудиозаписей. Можно пропевать отдельные звуки, слоги, прослушивать диски с учебными текстами.

Слуховое восприятие ребенка хорошо развивается на уличных прогулках, полезно предлагать детям послушать звуки, определить, шумы и сигналы автомобилей, шум самолета другие. Можно попросить различить шумы с прикрытыми глазами. Например, можно определять, машина идет или находится на месте. Далеко машина или близко.

Зрительное восприятие

Детям визуалам нужно больше , картинок, иллюстраций. , можно рисовать буквы, разыгрывать сценки с персонажами сказок, показывать видеоролики.

Так как зрение у детей визуалов является основным средством восприятия информации, то следует подбирать специальные для этого упражнения.

Подбирать дидактические материалы, различные мозаики и конструкторы — важный способ передачи детям учебной информации. К упражнениям развития зрительного восприятия относятся такие, как «Сложи узор», блоки Дьенеша и другие. Если использовать мозаику или паззлы, то детали должны быть оптимального размера.

Обязательно нужно проводить зрительную гимнастику. Ее проводят 3 раза в день. Продолжительность зрительных упражнений 3-5 минут. Упражнения нужно разнообразить, они должны быть в игровой форме, чтобы детям эмоционально было приятно выполнять такие упражнения. Зрительные игры и упражнения способствуют улучшению кровообращения, корректируют зрительные процессы. Для этого можно использовать и специальные тренажеры.

Тактильное восприятие ребенка

Ребенок кинестетик должен сам рисовать или лучше вылеплять буквы из пластилина.

Чтобы развить тактильное восприятие ребенка можно предлагать ему исследовать различные природные материалы или разные предметы с отличной структурой. Как правило, дети хорошо различают на ощупь предметы по форме и размеру.

Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием играют с фольгой. С закрытыми глазами они сначала должны смять фольгу, скатать шарик, потом разгладить фольгу.

Очень интересное упражнение — определить, что находится внутри шарика.
В каждый шарик помещаются различные вещества — вода, мука, песок, горох, разная крупа (манка, рис, гречка). Детям предлагают на ощупь найти парные шарики, в которых находятся одинаковые вещества.

Особенности методов формирования восприятия в дошкольном возрасте

По характеру восприятия учебного материала можно обратиться к наглядным, практическим, игровым и словесным методам их формирования.

При наглядных методах формируют умения старших дошкольников наблюдать наглядные средства, рассматривать образцы предъявляемого учебного материала.

К практическим методам относят упражнения, проведение опытов и экспериментов, различных исследований и моделирования.

На словесные методы сейчас обращают основное внимание. Это рассказы педагога, детей, им читают литературу, беседуют с детьми. Это, пожалуй, один из основных методов при подготовке к школе.

Но ведущая деятельность в дошкольном возрасте — игровая. И именно она должна быть во главе формирования всех познавательных психических процессов. Восприятие ребенка наиболее эффективно формируется в ходе дидактических игр, когда создаются игровые и воображаемые ситуации, разыгрываются роли.

Предлагаем вашему вниманию отрывки из книги “Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников ” Стародубцева И.В., Завьялова Т.П. - М.: АРКТИ. - 2008 г.

В предлагаемом пособии представлены диагностические методики и методические рекомендации, раскрывающие сущность и особенности развития основных познавательных процессов - памяти, внимания, мышления и воображения - у детей 4-7 лет. Особый интерес для работников сферы дошкольного образования представляет подборка игрового материала: подвижных игр, игровых упражнений, игр сюжетно-ролевого характера, предназначенных для стимулирования развития того или иного психического процесса в соответствии с возрастом ребенка.

Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем мире. Современная психология относит такую активность к познавательной деятельности человека, ведущую роль в которой играют познавательные процессы; ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Несмотря на то что каждому из этих процессов отводится свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимыми операции мышления. Поэтому развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будет влиять и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.

Наиболее важным возрастным периодом в развитии познавательных процессов является детство ребенка: младенчество (от рождения до 1 года) благоприятно для развития ощущений, ранний возраст (1-3 года) - для развития речи, дошкольный (3-7 лет) - для развития восприятия и памяти, младший школьный (7-11 лет) - мышления.

Изменение этих психических особенностей ребенка происходит под влиянием той деятельности, которую он осваивает на данном возрастном этапе. Это могут быть игры с предметами в раннем возрасте, ролевые игры в дошкольном, учебная деятельность в младшем школьном возрасте.

Включение в учебный процесс игр и упражнений для развития познавательных процессов и речи не только содействует психическому развитию детей, но и перестраивает саму моторику, обеспечивая быстрое, осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение и действовать в условиях стремительно меняющейся окружающей обстановки.

Если ребенок был недостаточно включен в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений. Эта существенная особенность детского возраста опосредуется наличием тесной взаимозависимости различных качеств формирующейся личности. Поэтому очень важно создать благоприятные условия для развития психики в соответствия с возрастными особенностями ребенка.

В практике физического воспитания, так же как и в деятельности человека любого другого вида, эффективность обучения, воспитания и развития во многом определяется совершенством функционирования познавательных процессов.

Перцептивные процессы: ощущения, восприятие

Перцептивные процессы (от лат. перцепция - восприятие) порождаются органами чувств - зрением, слухом, осязанием, обонянием и др. Благодаря этим процессам человеку открывается панорама окружающего мира во всем великолепии его явлений и качеств - звуков, запахов, вкусов, форм, цветовых и температурных особенностей.

С помощью ощущений человек реагирует на многочисленные внешние воздействия - свет, тепло, холод, запах - и сигналы о состоянии внутренних органов.

На основе ощущений, позволяющих определить только некоторые свойства предметов, возникает следующий познавательный процесс - восприятие, которое объединяет отдельные ощущения в целостный образ и протекает как процесс поиска ответа на вопрос «Что это такое?». Например, воспринимая яблоко, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые ощущения, присоединяем к ним наши знания о пользе этого фрукта, припоминаем, где и как он растет.

Восприятие - процесс отражения в сознании человека целостных предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Свойствами восприятия являются: осмысленность, обобщенность, предметность, целостность, структурность, избирательность, константность.

Спортивная деятельность также неразрывно связана с развитием восприятия, свойства которого задействованы на всех этапах овладения техникой движений. В процессе развития спортивной формы у спортсменов формируется специфический для различных видов спорта тип восприятия - специализированное восприятие. Специализированные восприятия позволяют спортсмену точно ориентироваться в специфических условиях среды и деятельности. В спортивном обиходе они носят обобщающее название - спортивные чувства: чувство ворот у футболистов, чувство снаряда у гимнастов, чувство мяча у баскетболистов и т.д.

Специализированные восприятия осуществляются на основе взаимодействия различных ощущений, среди которых ведущая роль принадлежит одному из органов чувств. Например, чувство снега у лыжников основано на взаимодействии кинестетического (двигательного) и тактильного анализаторов. Оно отражает механические взаимодействия между фактурой снега, фактурой лыжной мази и силами сцепления снежного покрова с поверхностью лыж.

Формирование и динамика развития специализированного восприятия у спортсменов обеспечиваются сочетанием идеомоторной и психомышечной тренировок, использованием психотехнических игр и заданий.

Возрастные особенности восприятия у дошкольников

Восприятие является ведущим познавательным процессом дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию в новой обстановке, полноценное физическое и психическое развитие.

В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) восприятие носит предметный характер, т.е. свойства предмета (цвет, вкус, величина) не отделяются ребенком от самого предмета, а сливаются в единое целое с ним. При этом ребенок видит не все свойства, а только наиболее яркие, например: трава - зеленая, лимон - кислый и желтый.

Под влиянием игровой и предметной деятельности развивается способность дошкольника отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. Сравнивая, измеряя и прикладывая предметы, ребенок 4-5 лет получает представление об основных геометрических фигурах (квадрате, треугольнике, овале, круге); об основных цветах спектра; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко); о времени (утро, день, ночь, время года) и т.д.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) знания о предметах и их свойствах расширяются и организуются в систему, что позволяет использовать их в разных видах деятельности.

Незавершенность в развитии процесса восприятия ведет к задержке в развитии других познавательных процессов. В связи с этим в физическом воспитании детей раннего и дошкольного возраста следует делать акцент на формирование процесса восприятия.

Внимание

Внимание - это психический процесс, заключающийся в направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте при одновременном отвлечении от других.

Внимание включено во все познавательные процессы и проявляется в любой сознательной деятельности: прислушивается ли человек к музыке или всматривается в чертеж детали. Наличие внимания делает человеческую деятельность организованной и продуктивной. Оно обеспечивает активизацию нужных и торможение ненужных в данный момент психических и физиологических процессов; способствует целенаправленному отбору поступающей информации; обеспечивает сосредоточенность психической активности на определенной деятельности.

Особенностью внимания является то, что оно не существует само по себе, вне осуществляемых человеком действий. Ребенок внимателен, когда он не просто смотрит, а видит или рассматривает, когда не просто слышит, а слушает или прислушивается. Поэтому внимание иногда называют «рабочим состоянием сознания». Организация педагогического процесса является, по сути, организацией внимания учащихся.

Внимание характеризуется свойствами, которые можно сгруппировать в зависимости от направленности внимания - на один или несколько объектов:

1. Избирательность - связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели.

2. Объем - определяется числом одновременно (в пределах 0,1 сек) отчетливо воспринимаемых объектов; практически не отличается от объема непосредственного запоминания, или кратковременной памяти.

3. Распределение - характеризуется возможностью одновременного успешного выполнения нескольких различных видов деятельности (действий).

4. Концентрация - выражается в степени сосредоточенности на объекте.

5. Устойчивость - определяется длительностью концентрации внимания на объекте.

6. Переключаемость - определяется способностью быстро переходить от одного объекта к другому.

Одним из видов нарушения внимания является рассеянность - уменьшение способности к концентрации и переключению внимания.

В связи с тем, что в бездеятельном состоянии внимание не проявляется, есть только одно средство его развития - сама деятельность, которая должна побуждать к развитию волевых усилий, лежащих в основе произвольного внимания.

В результате постоянного упражнения внимания у детей должна развиться наблюдательность как черта личности, позволяющая человеку за короткое время заметить большее число различных объектов, их деталей и характеристик.

Возрастные особенности внимания у дошкольников

Первые признаки внимания у ребенка проявляются уже на второй-третьей неделе жизни в виде слухового и зрительного сосредоточения, однако еще долгое время этот процесс не приобретает самостоятельности. Ребенок не владеет специальными действиями, которые дают возможность произвольно сосредоточиться на чем-либо.

В начале дошкольного возраста внимание ребенка отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него, поэтому дети редко занимаются одним и тем же делом длительное время. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры они могут оставаться внимательными достаточно долго. Если младшие школьники могут играть в одну и ту же игру 25-30 минут, то к 5-6 годам длительность игры возрастает до 1-1,5 часов.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять им, сознательно направляя на определенные предметы. Причем само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря целенаправленному руководству взрослых при помощи словесных указаний и напоминаний, а также наглядных пособий, помогающих ребенку сосредоточиться. Руководя вниманием ребенка, взрослые дают ему те средства, с помощью которых он впоследствии начинает сам управлять своим вниманием.

Несмотря на то, что дети 4-6 лет начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства. В связи с этим дошкольное обучение не может строиться на заданиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Поддерживать внимание на достаточно высоком уровне позволяет использование элементов игры, частая смена форм деятельности, занятия продуктивными видами деятельности. К концу дошкольного возраста способность к произвольному вниманию у детей интенсивно развивается.

Память

Все, что происходит с нами, все, что мы видим, слышим, говорим или чувствуем, может сохраняться долгое время в нашей памяти. Это позволяет организму реагировать на новые жизненные обстоятельства с учетом прошлого опыта и заменить простые, инстинктивные реакции более сложными, приобретенными. Отсутствие памяти привело бы к невозможности развития: человек вечно оставался бы в положении новорожденного. Этот феномен давно известен человечеству. Еще древние греки поклонялись богине памяти Мнемозине, поэтому процессы, связанные с памятью, называют мнемическими процессами (от греч. мнема - память).

Память - это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта.

Память развивается в деятельности. Чем внимательнее, активнее и самостоятельнее эта деятельность, тем лучше развивается память человека.

Лучше запоминается то, что:

1) пережито человеком на собственном опыте, практически проделано и воспроизведено в громкой речи;

2) непосредственно связано с потребностями и интересами человека;

3) осмыслено и объединено единой мыслью в логически целое;

4) эмоционально насыщено.

Особо важную роль процессы памяти играют в процессе подготовки спортсмена. Например, основой технической подготовки являются двигательные представления. Представления - это образы восприятия предметов, ситуаций и событий, возникающие на основе их припоминания или воображения (образы тех предметов или событий, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим).

Двигательные представления служат ядром идеомоторной тренировки (мысленного выполнения двигательных действий) и используются не только при овладении техникой движения, но и в процессе его совершенствования. Доказано, что мысленное представление движений перед их реальным выполнением повышает скорость движений до 30%, точность - до 18%, силу кисти - на 4%.

Возрастные особенности памяти у дошкольников

Память существует у ребенка с момента рождения. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами - узнавать. Узнавание - первый процесс памяти, появляющийся у ребенка. После 8 месяцев формируется воспроизведение - восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта. К дошкольному возрасту память становится доминирующей функцией. Ни до ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал.

Память дошкольника имеет некоторые специфические особенности.

Память младшего дошкольника непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или воспроизвести и не прилагает никаких усилий для запоминания. В его памяти запечатлеваются интересные, эмоциональные, красочные события и образы, а третий и четвертый годы жизни становятся годами первых детских воспоминаний (раннее детство так же, как и младенчество, забывается).

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) начинает формироваться произвольная память, однако целенаправленное запоминание и припоминание появляются только эпизодически и зависят от вида деятельности, которую выполняет ребенок. Было установлено, что наиболее благоприятными условиями для формирования произвольной памяти являются игровая деятельность и выполнение поручений взрослого. При этом эффективность непроизвольного запоминания увеличивается, если задание ребенку предполагает не пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале и выполнение мыслительных операций (например, придумывание слов, установление сходства или различий и т.д.).

Особое место в развитии ребенка-дошкольника занимает двигательная память. Высокий уровень ее развития позволяет детям 6-7 лет осваивать достаточно сложные движения, выполнять их быстро, точно, с меньшим напряжением, чем раньше, гибко изменять освоенные действия. Это дает возможность приступить к овладению профессиональными видами деятельности. Именно в этом возрасте многие дети начинают заниматься гимнастикой, акробатикой, фигурным катанием, танцами.

Мышление

Мышление - высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. Так, посмотрев на термометр, расположенный на внешней стороне окна, увидев кутающихся в теплую одежду прохожих, мы делаем заключение о том, что на улице холодно. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствии.

Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее.

В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы, или операции: анализ (мысленное разложение целого на части), синтез (мысленное объединение частей в единое целое), сравнение (установление сходства или различия между объектами), абстрагирование (выделение существенных свойств предмета и отвлечение от несущественных), обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам).

Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др.

Возрастные особенности мышления у дошкольников

За время роста и развития ребенка его мышление претерпевает существенные взаимообусловленные изменения. Первые признаки мышления дети обнаруживают к концу первого года жизни. Они начинают замечать простейшие связи и отношения между предметами и использовать их для достижения определенной цели. Эти отношения выясняются детьми путем практических проб и ошибок, т.е. при помощи предметно-действенного мышления, являющегося основным видом мышления ребенка раннего возраста.

Кроме того, ребенок начинает понимать, что одни вещи и действия могут использоваться для обозначения других, служить их заменой, например рисунок может изображать игрушку, а игрушка - то, что нарисовано. Формируется способность к замещению - умение использовать при решении умственных задач условные заменители реальных предметов и явлений. В дальнейшем эта способность даст возможность ребенку овладеть чтением, письмом, моделированием, схематизацией и т.д.

По мере накопления опыта мышление ребенка все больше опирается на образы - представления о том, каким может быть результат того или иного действия. Основным видом мышления, присущим ребенку дошкольного возраста, становится наглядно- образное мышление.

Благодаря этому дошкольник может «проделывать» реальные действия в уме. При этом он оперирует только единичными суждениями, т.к. к умозаключениям еще не готов.

В старшем дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление.

Воображение

Благодаря воображению человек мысленно может представить то, что никогда в таком виде не воспринимал (не видел, не слышал и т.д.).

Воображение - психический процесс создания образа предмета путем преобразования реальности.

Воображение позволяет взрослому воссоздать результат деятельности еще до ее начала, прокрутить в уме предстоящее событие, а ребенку - представить себя во время игры летчиком, моряком, учителем. Воображаемый результат деятельности является ее целью, а способ достижения этой цели - программой деятельности. Таким образом, воображение играет ведущую роль в управлении деятельностью и поведением человека.

Однако за воображением нужен контроль, иначе человек начинает смешивать реальное и воображаемое. Этим, в частности, отличаются дети, которые, говоря неправду, принимают ее за реальность. Иногда это проявляется и у взрослых, которые фантазируют в своих рассказах, преувеличивают факты или искажают события для придания своему рассказу и себе большей значимости.

Возрастные особенности воображения у дошкольников

Возникновение и развитие воображения тесно связано с формированием других познавательных процессов, прежде всего мышления. По мере накопления ребенком жизненного опыта его мышление все больше и больше опирается на образы. Благодаря этому он может «проделывать» действия в уме. В раннем возрасте ребенок впервые начинает понимать, что одни вещи могут использоваться для обозначения других, служить им заменой, - формируется знаковая функция сознания. Вместо представлений о реальных действиях с реальными вещами он начинает использовать образы, обозначающие эти действия и вещи.

Когда у ребенка устанавливается связь между заместителем и обозначаемым предметом, он впервые приобретает возможность представлять себе по рассказу взрослого или картинке предметы, явления и события. Это значит, что у него зарождается воображение.

В раннем детстве воображение имеет воссоздающий характер и возникает непроизвольно, в виде образов полученных впечатлений. Это, прежде всего, впечатления от прослушивания рассказов, сказок, стихов, просмотров фильмов. В воображении воспроизводится только то, что оказало на ребенка сильное эмоциональное впечатление, стало для него особенно интересным.

Однако на первых порах воображение неотделимо от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий. Ребенок скачет верхом на палочке и представляет себя всадником, а палку - лошадью. Но он не может вообразить лошадь при отсутствии предмета, пригодного для скакания, и не может мысленно преобразовать палку в лошадь в то время, когда не действует с ней.

В игре детей 3-4 лет существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. У детей более старшего возраста воображение может опираться на предметы, которые совсем не похожи на замещаемые. Постепенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит переход к умственному представлению действий с предметом, которого в действительности нет.

Старший дошкольный возраст является сензитивным - чувствительным - для развития воображения. В 5-6 лет у детей происходит постепенный переход от непроизвольного запоминания и воспроизведения к произвольному. Это создает основу для развития творческого воображения, обеспечивающего возможность создания нового образа. Творческое воображение детей проявляется, прежде всего, в сюжетно-ролевых играх, создающих простор для импровизации. Кроме того, оно необходимо в тех видах деятельности, которые требуют предварительного планирования, - в рисовании, конструировании и т.п.

Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. - М.: ВЛАДОС- Г1РЕСС, 2003. - 288 с.

Ануфриев А.Ф., Костромипа С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей: Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - 2-е изд. - М.: Оеь-89, 1999. - 224 с.

Баландин В.А. Использование подвижных игр для развития познавательных процессов детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие. - Краснодар, 1999. - 104 с.

Баландин В.А. Развитие познавательных процессов средствами физического воспитания // Физическая культура и спорт: воспитание, образование, тренировка. - 2000. - № 1. - С. 24-26.

БылееваЛ.В., Короткое И.М. Подвижные игры. - М.: Физкультура и спорт, 1982, - 224 с.

Башаева Т.В. Развитие восприятия. Дети 3-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2001. - 176 с.

Галанов А.С. Игры, которые лечат (для детей от 5 до 7 лет). - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 96 с.

Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. - М.: АРКТИ, 2003. - 96 с.

Гуревич И.А. 300 соревновательных игровых заданий по физическому воспитанию. - Минск: Вышейшая школа, 1994. - 319 с.

Дворкина Н.И. Взаимосвязь силовых и психических качеств дошкольников 3-6 лет // Физическая культура и спорт: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 3. - С. 7-11.

Демчишин А.А, Мухин В.Н, Мозола Р.С. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков. - Киев: Здоровья, 1989. - 168 с.

Диагностика умственного развития дошкольников (Науч.- исслед. ин-т дошкольного воспитания акад. пед. наук СССР). - М.: Педагогика, 1978. - 248 с.

Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. Учебно-методическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2002. - 80 с.

Житникова JI.M. Учите детей запоминать: Пособие для воспитателя детсада. - 3-е изд., доп. / Л.М. Житникова. - М.: Просвещение, 1985. - 96 с.

Завьялова Т.П. Туризм в детском саду: новые возможности, новые решения. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2006. - 264 с.

Игры в детском саду / Для дошк. возраста. - М. - Минск: ООО Изд-во ACT - Харвест, 2000. - 96 с.

Ильин Е.П. Психология: Учебник для средних учеб. заведений. - СПб.: Питер, 2004. - 560 с.

Кудрявцев В.Т. и др. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. - 296 с.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 176 с.

Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 7-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 456 с.

Немое Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. нед. учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р.С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 640 с.

Остова А.А. и др. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 104 с.

Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000. - 160 с.

Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / Под ред. Л.В. Шапковой. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. - 160 с.

Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2001. - 688 с.

Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. - М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2002. - 144 с.

Родионов В.А. Готовимся к школе методами физической активности //Дошкольное образование. - 2002. - № 5. Скиллер П. Умный старт / Пер. с англ. Д.М. Курмангалиева. - Минск: Попурри, 2004. - 144 с.

Симонова Л.Ф. Память. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. - 144 с.

Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 192 с.

Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. - 144 с.

Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. - 160 с.

Тихомирова Л.Ф. и др. Развитие логического мышления детей. - Ярославль: ТОО Гринго, 1995. - 240 с.

Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.

Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 368 с.

Книга «Психология обучения без огорчения: Книга для начинающего учителя» Майер Р. В. написана для того, чтобы обратить внимание начинающих учителей на важный аспект их деятельности - психологическую сторону обучения. Учитель работает с детьми и должен учитывать их физиологические особенности и психологические закономерности.

Аннотация к книге Кругловой Н. Ф."Развиваем в игре интеллект, эмоции, личность ребенка":

Представленная в книге авторская программа подготовки ребенка к обучению в школе разработана в Психологическом институте РАО. Ее главная задача – помочь ребенку успешно преодолеть трудности, возникающие в начальных классах. Развернутая система упражнений-игр поможет развить познавательные процессы, учебную мотивацию, умение удерживать цель, общаться, позволит ребенку перейти на позицию школьника. Программа уже получила признание у специалистов и родителей. Игры и упражнения (а их в книге около 100) могут успешно применяться для подготовительной работы с дошкольниками, а также коррекционной работы с младшими школьниками.

Для детских психологов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов и родителей.

- Формирование мыслительной деятельности в период подготовки к школе (www.school2100.ru) Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2010, № 10

Г.Г. Мисаренко

Сегодня предшкольную подготовку необходимо рассматривать как первый этап всеобщего обязательного обучения. Современность дала чётко выраженный социальный заказ на детей предшкольного возраста, имеющих весомый багаж знаний об окружающем мире и в достаточной степе ни владеющих мыслительными операциями. Он обусловлен не только притязаниями родителей и ожиданиями школы, но и велением времени. В условиях лавинообразного увеличения потока информации и ускорения всех видов интеллектуальной деятельности непозволительной роскошью будет не использовать самый сенситивный период становления мыслительных процессов ребёнка.

Пора признать, что сегодня в диаде «дошкольное воспитание и обучение» роль последнего существенно возросла, а само обучение наполнилось новым содержанием. Я не ратую за то, чтобы создавать на базе ДОУ некий аналог 1-го класса, но считаю, что традиционно существующие виды дошкольного обучения необходимо адаптировать к требованиям времени: в дополнение к целям и задачам, существующим в дошкольной методике, надо добавить цели и задачи современной парадигмы образования. В частности, сместить их в на правлении деятельностного подхода к обучению детей .

Как отмечал А.А. Леонтьев, «процесс обучения есть всегда обучение деятельности либо предметно-практическим действиям (например, простейшим трудовым действиям, практическому общению на иностранном языке), либо умственным действиям. …Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребёнка самостоятельно ста вить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, её достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребёнку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. То, что мы называем знаниями, – это ориентировочная основа учебной, а затем и внеучебной деятельности. То, что называется навыками, – это способность ученика осуществлять "технологическую" сторону деятельности учения (в психологии мы говорим в этом смысле о психологических операциях)» .

Рассмотрим технику формирования мыслительной деятельности до школьников на примере разгадывания загадки «Бел, как мел, с неба прилетел, зиму пролежал, в землю убежал».

Но прежде несколько слов об условиях обучения детей. Известно, что ребёнок поразному ведёт себя в окружении близких людей и незнакомых (как детей, так и взрослых), в привычной обстановке и непривычной; он испытывает разные эмоции, находит ся в разной степени нервнопсихического напряжения, пребывая в той или иной ситуации общения или даже будучи одетым в ту или иную одежду.

А теперь давайте посмотрим на условия проведения занятий в группе ДОУ . Нет смысла возражать про тив того, что игровая и учебная зоны разделены, поскольку они предназначены для разной деятельности. Но в учебной зоне столы, как правило, стоят друг за другом и, следовательно, ребёнок видит перед собой спину впередисидящего малыша и профиль тех, кто рядом. Его личностное пространство словно делится на отдельные капсулы, внутри каждой из которых находится по ребёнку.

Попробуйте пообщаться с человеком, который от вас отвернулся, и вы почувствуете внутренний дискомфорт и эмоциональное напряжение. Получается, что дети психологически изолированы друг от друга, так как их внимание распределено только между собственной персоной и воспитателем.

С воспитателем у ребёнка возникают новые ситуативно-личностные отношения «учитель–ученик», при которых педагог не руководит привычными обиходнобытовыми или межличностными действиями, а направляет более трудные произвольные мыслительные действия, пока ещё представляющие для ребёнка «терра инкогнито».

Для того чтобы создать некую общность, дабы каждый ребёнок мог по чувствовать себя её равноправным членом, понимающим, что в случае затруднений он сможет получить необходимую помощь, все участники образовательного процесса должны располагаться лицом друг к другу. Ребёнок, выполняя любую интенсивную или трудную для себя работу, каковой, несомненно, является и разгадывание загадок, должен видеть глаза и лица других детей, ощущать ту психическую сущность, которая называется коллективным разумом. И лучше всего этому способствует расположение столов или стульчиков, на которых сидят дети, в виде полукруга или буквы П.

Но вернёмся к загадке и технике связанной с ней педагогической работы. Метод отгадывания загадки может использоваться для решения нескольких задач.

Первая задача способствовать развитию индивидуальных аналитических способностей ребёнка .

Техника решения этой задачи широко известна. Воспитатель предлагает детям текст загадки, а дети, поразмыслив, говорят отгадку. После вновь вступает педагог и, в зависимости от ответа, либо хвалит ребёнка, либо различными способами пытается помочь ему найти верный ответ, обращая его внимание на существенные признаки предмета, указанные в тексте загадки.

Это традиционный и самый распространённый способ работы. Он активизирует мыслительный потенциал ребёнка, использует имеющиеся у малыша знания, но не обогащает его новыми умениями анализа и сравнения.

Вторая задача сформировать у детей умение анализировать полученную информацию и делать обоснованные выводы .

Решая её, воспитатель не столько руководит действиями детей, сколь ко органично входит в общую беседу, становится её равноправным участником и вместе с детьми размышляет, высказывает предположения, очень тактично и ненавязчиво подводя малышей к требуемому выводу.

Учебные действия, как известно, состоят из мотивационного, операционного и контрольного блоков. В этой логике мы и будем их рассматривать.

Мотивационный блок (что будем делать?).

Воспитатель произносит текст за гадки и принимает ответы детей, не оценивая и не комментируя их. Выслушав все предложенные варианты, педагог обращает внимание детей на то, что прозвучало несколько разных отгадок. В заключение ставится учебная задача, которая должна по служить мотивацией к действию, – определить единственно правильный ответ и доказать его истинность.

Операционный блок (как будем это делать?).

1) Определение рода словаотгадки.

Воспитатель помогает детям выделить слова, называющие действие: прилетел, пролежал, убежал . В ходе беседы выясняется, что это не может делать она или оно, а только – он.

Делается вывод: словоотгадка должно быть мужского рода, следовательно, каждый ребёнок уже может отчасти проверить свою догадку, со отнеся её со словами он, мой; она, моя; оно, моё .

2) Определение мира, к которому относится искомый предмет: неживой мир, мир животных, растений или людей.

Это не человек, потому что он не может всю зиму лежать на одном мес те (слова зиму пролежал указывают на то, что он лежал именно всю зиму). Это не животное, залегающее в спячку, поскольку они спят в земляных норах, но, просыпаясь, выходят на поверхность земли (даже кроты), а не прячутся в неё ещё глубже. Это не растение, потому что они не бывают белыми, как мел, и в землю прячутся только их корни, но никак не сами растения.

Вывод: это предмет неживого мира.

3) Определение предмета неживого мира, который может прилететь с неба и имеет белый цвет.

Опорными словами здесь будут глаголы прилетел и пролежал . Дети вспоминают неживые предметы, которые могут летать по небу. Но в бесе де выясняется, что самолёт, вертолёт или воздушный шар прилетают не с неба, а из других городов, стран или иных мест, космический корабль не убегает в землю. Следовательно, искомый предмет зародился на небе, а затем опустился на землю.

В заключение воспитатель формулирует итоговый вопрос: «Что белое летит зимой с неба на землю и лежит на ней до весны?».

4) Предварительный контроль от вета.

Когда прозвучит слово снег , воспитатель должен обратить внимание детей на заключительные слова загадки в землю убежал вопросом «Если это снег, то как он может убежать в землю?».

В случае затруднений или неправильных ответов воспитатель помогает детям определить, в какое время он убежал в землю – зимой или после её окончания, акцентируя их внимание на слове (зиму) пролежал. Здесь можно сравнить состояние снега зимой и весной, повторив то, что известно детям о сезонных изменениях в природе.

Вывод: мы предполагаем, что это снег.

Контрольный блок (правильно ли сделано?).

Воспитатель предлагает детям взглянуть на текст загадки с позиции отгаданного предмета:

Снег – он (т.е. слово мужского рода), сказать про него прилетел , пролежал и убежал можно.

Бел, как мел , – снег белый.

С неба прилетел – снег зарождается в тучах и хлопьями летит на землю.

Зиму пролежал – снег лежит на земле всю зиму; даже если бывают оттепели, он не сходит окончательно, выпадает новый.

В землю убежал – весной снег тает и превращается в воду, которая впитывается землёй.

Окончательный вывод: Лена, Вика, Слава… отгадали загадку правильно, а Игорь, Таня… обязательно правильно отгадают следующую загадку.

На всю работу с текстом загадки уходит 8–10 минут. За это время дети учатся анализировать полученную информацию, обобщать и делать вы воды; вдумываться в слова и учитывать их смысловые оттенки для решения поставленной задачи; управлять мыслительным процессом, не выходя за рамки стоящей перед ними задачи; контролировать мыслительные действия; использовать имеющиеся у них знания об окружающем мире.

Третья задача развивать у детей рефлексию: размышление, самонаблюдение – другими словами, деятельность, направленную на осмысление собственных действий и их законов .

Решая эту задачу, мы учим детей осознавать ход собственных мыслей, понимать, почему возникла именно та или иная мысль, связанная с отгадкой.

В качестве материала привлекаются загадки, содержащие слова, смысл которых прямо указывает на искомый предмет. К приведённой загадке можно добавить другие: «Не удержались в сите серебряные нити и, выскочив на волю, пришили тучу к полю», «Он длиннющий, он большущий, он от тучи до земли… Пусть идёт он пуще, пуще, чтоб грибы скорей росли», «Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки», «Я одноухая старуха, я прыгаю по полотну, и нитку длинную из уха, как паутинку, я тяну».

Техника работы:

Мотивационный блок.

Воспитатель сообщает детям, что даст им загадку, которую надо отгадать, затем читает текст несколько раз, добиваясь, чтобы дети запомнили и повторили. Если текст достаточно объёмный и непростой для запоминания, целесообразно выучить его заранее.

Операционный блок.

1) Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и повторить текст «для себя», т.е. ребёнок должен вслушиваться в то, что произносит. При этом ему надо постараться выделить опорные слова и представить себе то, о чём говорится в загадке.

2) Дети называют отгадку. Даны будут как верные, так и неверные ответы. Воспитатель принимает их, не комментируя и не давая никаких оценок.

Контрольный блок.

1) Воспитатель обращается к тем, кто дал правильный ответ, и выясняет, какие именно слова подсказали им отгадку. В случае затруднений он помогает правильно ответившим детям найти эти слова в тексте, делая его экспрессанализ.

2) Воспитатель спрашивает у детей, давших неверный ответ, согласны ли они с тем, что это снег, а не тот предмет, который они назвали. В случае согласия он называет 3–4-х детей, давших неправильный ответ, и предлагает им сообща сделать обобщающее суждение.

Воспитатель:

– Докажите, что это именно снег.

– Это снег, потому что он белый, падает на землю зимой и лежит всю зиму, а весной тает и уходит в землю.

Завершая статью, хочу ещё раз подчеркнуть, что одним из центральных умений современного человека является умение понимать и анализировать информацию. И важно на учить детей делать первые шаги в овладении этим умением ещё в до школьном детстве.

Литература

1. Леонтьев, А.А. Что такое деятельностный подход в образовании? / А.А. Леонтьев // Начальная школа: плюс и минус. – 2001. – № 1. – С. 4.

Анна Иотко
Особенности развития восприятия ребенка дошкольного возраста

Муниципальное дошкольное образовательное

автономное учреждение детский сад №3

общеразвивающего вида

города Зеи

Городское методическое объединение

2 младших групп

Консультация для педагогов

Тема. Особенности развития восприятия ребенка дошкольного возраста .

Воспитатель : Иотко А. В.

Особенности развития восприятия детей дошкольного возраста .

Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития психики ребенка . На этом этапе ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии . К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущение, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие . В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас и он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям дошкольник начинает активно осваивать окружающий мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие .

Восприятие – это ведущий познавательный процесс дошкольного возраста .

Восприятие ребенка непроизвольное . Он выделяет в предмете отдельные ярко выраженные признаки предмета, часто не существенные. Форма служит ребенку основанием для узнавания предмета.

Наблюдаемые ребенком предметы притягивают его своей яркостью, окрашенностью, вызывая яркую эмоциональную реакцию.

Больших успехов достигает дошкольник в восприятии родного языка , а также в различении простых мелодий. Восприятие является сложным процессом, заключающимся в разнообразных движениях глаза при рассматривании особенностей предмета , в различных ощупывающих движениях руки при осязании и т. д. Оно предполагает широкое использование прошлого опыта. Само собой разумеется, что такая сложная психическая деятельность не может существовать у ребенка с рождения . Она складывается постепенно в результате практической деятельности и специального обучения на протяжении жизни ребенка . Хотя к концу дошкольного возраста восприятие ребенка достигает относительно высокой ступени развития , однако оно во многих отношениях еще очень не совершенно. Дошкольник еще не овладел тончайшими и многообразнейшими движениями воспринимающих органов , необходимыми для правильного восприятия сложных предметов и явлений. Так, рассматривая какую – либо картинку он ограничивается тем, что бросает на нее беглый взгляд или же останавливается на какой – либо одной детали, не замечая остальные ее особенности . При осязании предмета он берет его всей рукой, не прослеживая пальцами его контура, не прощупывая углублений и выступов на его поверхности, не испытывая нажимом пальцев его твердости. В результате такого грубого и ограниченного исследования объектов, возникающие в голове у ребенка образы воспринимаемых предметов оказываются иногда очень не точными и несовершенными. Дошкольники не умеют подчинять свое восприятие поставленной перед ними задаче, согласовывать его с теми требованиями, которые предъявляют к ним окружающие в словесной форме. Поэтому восприятие ребенка носит недостаточно целенаправленный мало организованный характер. Например, ребенку предлагают найти на картинке спрятавшуюся за деревом лисичку, а он, увидя изображенных на переднем плане охотников, заинтересовывается ими и уже забывает то, что нужно было сделать.

Постепенно ребенок переходит от примитивных видов восприятия к целенаправленному , сознательному наблюдению различных сторон окружающих предметов и явлений. В условиях правильно организованного педагогического процесса дошкольник постепенно научается не довольствоваться первым впечатлениями, а более тщательно и планомерно исследовать, рассматривать, ощупывать окружающие предметы, более внимательно выслушивать то, что ему говорят. В результате этого возникающие образы восприятия окружающей действительности становятся более богатыми по содержанию.

Одновременно со зрительным восприятием у дошкольников развиваются и другие виды восприятия , среди которых нужно в первую очередь отметить осязательные и слуховые.

Работа над культурой речи составляет необходимое условие для развития восприятия звуков родного языка. К концу дошкольного возраста ребенок должен безошибочно различать элементы устной речи и правильно произносить звуки родного языка.

Развитию музыкального слуха способствуют движения под музыку , пение, слушание музыкальных произведений.

Дети постепенно научаются смотреть и слушать то, что требует воспитатель , согласовывать свое восприятие с тем планом игры , который дает им воспитатель в словесной форме .

Следует отметить, что работа, направленная на развитие восприятия , имеет очень важное значение в общем развитии детской психики . Без этого не возможно формировать ни память, ни мышление, ни воображение ребенка . Вместе с тем развитие восприятия имеет большое значение для подготовки дошкольников к поступлению в школу. Школьное обучение сразу предъявляет большие требования к умению внимательно слушать учителя, умению сознательно наблюдать за тем, что он показывает во время урока и пр.

Похожие статьи

© 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.