Всемирная выставка в париже 1900. История Всемирных выставок (Много фото)

Первое в мире колесо обозрения, первая печатная машинка, первый телеграфный аппарат, первые компьютеры и космические спутники - все это становится достоянием публики на Всемирных выставках (Expo), где разные страны демонстрируют свои достижения. В последние годы выставки также используются странами в качестве инструмента для поддержания национального имиджа.


Ярмарка тщеславия или представление человечества об идеальном мире, что из себя представляют Всемирные выставки и что остается в наследство после их окончания в материале ТАСС.

История Ехро

Предшественником Всемирных выставок Expo считаются крупные выставки промышленной продукции в Париже, проводившиеся с 1798 г.

В 1849 г. Британское общество поощрения искусств, производства и торговли и ее президент, принц Альберт (супруг королевы Великобритании Виктории) предложил провести аналогичную выставку в Англии. В отличие от парижских выставок, на которых продукцию показывали только французы, британцы пригласили промышленников из разных стран мира.

С 1 мая по 11 октября 1851 г. в лондонском Гайд-парке прошла Великая выставка промышленных работ всех народов. Впоследствии она была признана первой Всемирной выставкой. Ее девизом стало: "Пусть все народы работают совместно над великим делом - совершенствованием человечества".

Для экспозиции был построен Хрустальный дворец, выставочный зал, ставший образцом для павильонов последующих крупных выставок.

Начиная с 1867 г. (Всемирная выставка в Париже) для демонстрации своих экспонатов страны-участницы начали строить национальные павильоны.

22 ноября 1928 г. в Париже была принята Конвенция о международных выставках. Согласно этому документу, с 1930 г. Всемирные выставки проводятся под эгидой Бюро международных выставок (International Exhibitions Bureau, BIA). Членами Бюро являются 168 государств, включая Россию.

При создании организации статус "Всемирных" был дан 34 выставкам, прошедшим ранее. С 1986 г. все Всемирные выставки носят название Expo.

Всего с 1851 г. прошла 61 Всемирная выставка.Рекордсменом по числу посетителей (более 73 млн человек), количеству стран-участниц (192) и стоимости проведения (более $5 млрд) стала Expo 2010 в Шанхае (Китай). http://tass.ru/ekonomika/2027250

А сейчас фото из истории Всемирных выставок:



После окончания выставки в результате долгих дебатов в английском обществе удалось добиться переноса дворца на новое место. В первые 30 лет после воссоздания (1854—1884) во дворце устраивали регулярные спортивные состязания, выставки и концерты. Здесь же находились оранжереи и зверинец, которые были уничтожены первым пожаром в 1866 г.

Второй пожар в "Хрустальном дворце" произошел в 1936 г. Основное здание было полностью уничтожено. Школа Искусств - одно из последних зданий времен Пакстона сгорело в 1950 г. На память о первом павильоне Всемирных выставок остались только фотографии и традиция по устройству павильонов

Начиная с 1867 г. (Всемирная выставка в Париже) для демонстрации своих экспонатов страны-участницы начали строить национальные павильоны. Позднее появилась и традиция создания символов выставки. Так, в качестве "ворот" на парижскую выставку 1889 г. была сооружена Эйфелева башня. На фото: начало строительства башни, 1887 г.

Всемирная выставка 1893 г. в Чикаго была посвящена 400-летию открытия Америки и получила официальное название в честь Христофора Колумба. На ней впервые были продемонстрированы электромотор, динамо-машина и генератор переменного тока. Специально для выставки было построено первое в мире колесо обозрения. Колесо диаметром 75 м сконструировал питтсбургский инженер Джордж У. Феррис. Именно он выиграл конкурс на создание "визитной карточки" выставки, которая могла бы затмить Эйфелеву башню. На фото: колесо Ферриса. Оно приводилось в движение двумя паровыми машинами мощностью в 1000 л. с. и проработало до 1904 г.

В истории развития всемирных выставок выделяются три периода. Первый - с 1851 по 1938 - называют периодом индустриализации. В эти годы главной целью выставок была торговля и демонстрация промышленных изобретений и достижений. На фото: 47-метровые башни парадного входа на Всемирную выставку в Барселоне 1929 г. Башни, напоминающие колокольню собора Сан-Марко в Венеции и получившие название Венецианские, построены архитектором Рамоном Ревентосом. Сейчас это вход на торговую ярмарку Барселоны

Международная выставка 1935 г. в Брюсселе стала своеобразной ареной борьбы для новых и старых направлений архитектуры. Яркий пример - выставочный павильон, выполненный в стиле арт деко и известный под названием Большой дворец (на фото). Павильон до сих пор остается символом Expo в Брюсселе

Выставка в Париже в 1937 г. проходила под девизом "Искусство и техника в современной жизни". На фото: советский павильон на выставке

От парижской выставки остались две постройки: дворец Токио (ныне Музей современного искусства Парижа) и дворец Шайо (на фото). На данный момент во дворце Шайо располагаются Музей человека, Национальный морской музей, Музей памятников Франции и аквариум

Второй период в истории Всемирных выставок под лозунгами культурного обмена и взгляда в будущее начался с выставки в Нью-Йорке (1939 -1940 гг.). Ее девизами стали - "Заря нового дня" и "Строя мир завтра". Общая площадь экспозиций составляла почти 5 кв. км (этот рекорд не побит до сих пор). Выставку посетили свыше сорока миллионов человек. На фото: вид на территорию выставки

Символами выставки в Нью-Йорке стали Трилон и Перисфера - 210-метровый трехгранный обелиск и шар диаметром 56 метров. Они были соединены самым длинным в мире эскалатором, а внутри шара разместилась диорама под названием "Демократия". Оба сооружения не сохранились. На фото: Территория выставки: аллея Конституции. На переднем плане - статуя Свобода прессы. Гигантская статуя Джорджа Вашингтона стоит на фоне Трилона и Перисферы в конце аллеи

Первым Expo после Второй мировой войны стала выставка в Брюсселе в 1958 г. На фото: общий вид на территорию выставки

Эмблема выставки в Брюсселе - Атомиум. Это сооружение символизирует атомный век и мирное использование атомной энергии. Спроектирован архитектором Андре Ватеркейном и построен под руководством архитекторов Андре и Мишеля Полаков. До сих пор остается одной из достопримечательностей Брюсселя. На фото: советские туристы около Атомиума, 1958 г.

В 1900 г. состоялась Всемирная парижская выставка, на участие в которой Россия затратила 5 226 895 р. (из них правительство ассигновало 2 226 895 р., а учреждения и экспоненты 3 000 000 р.). "Высочайше учрежденную комиссию" по подготовке русского отдела возглавлял директор Департамента Торговли и Мануфактур В.И.Ковалевский. Генеральным Комиссаром русского отдела был назначен князь В.Н.Тенишев, главным архитектором - Р.Ф.Мельцер. В числе устроителей русского отдела - архитектор О.И.Тибо-Бриньоль. Стремясь собрать как можно больше интересных экспонатов, русское правительство утвердило для экспонентов ряд льгот: бесплатное предоставление помещений на выставке, принятие за счет казны расходов по пересылке экспонатов, страхованию в пути, устройству и убранству русского отдела ("Проект положения о русском отделе на выставке", 1897 г.). Особое внимание было обращено на интерьеры весьма насыщенных экспонатами русских отделов в общих выставочных зданиях и собственных павильонов России. Для достижения единства в художественном решении витрин (для экспонатов) их рисунок, согласно "Правилам для экспонентов Русского отдела на всемирной выставке 1900 года", должен был представляться "на предварительное рассмотрение и утверждение Генерального Комиссара" для согласия означенного рисунка с общим планом выставочного устройства". Порой они создавались в виде маленьких архитектурных сооружений. Например, в здании Гражданского Инженерного Дела и Средств Перевозки (на Марсовом поле) общая для трех российских заводов витрина представляла собой как бы отдельный павильон из железобетона с крышей на колоннах, а витрина Московского Общества имела вид киоска "в русском стиле". Разделы русской экспозиции, представляли собой композицию из натуральных экспонатов, стационарных и движущихся панорам, диорам и витрин. Всего России было предоставлено 24 тыс. м 2 экспозиционной площади. Многочисленные экспонаты делились на 15 групп, каждая из которых охватывала 9-10 классов. Например, в XII группе "Убранство, предметы омеблирования зданий и жилищ" содержались экспонаты 66-75-го классов: "Оконные стекла", "Обои (сырье, техника производства и самые произведения)", "Дешевая мебель и мебель как предмет роскоши", "Аппараты и способы отопления и вентиляции" и т.д. Кроме собственных отделов в общих выставочных сооружениях, были построены и особые здания, где разместились некоторые типично русские экспонаты. Эти здания строились с 29 мая 1899 г. и в числе немногих других национальных павильонов были готовы ко дню открытия выставки 14 апреля 1900 г. Главным среди них считался Павильон Русских Окраин , построенный по проекту Р.Ф.Мельцера. Он имел вид русского городка, вдруг оказавшегося в Париже. На одной из его башен даже звенели колокола. Архитектура павильона создавалась по мотивам Московского и Казанского Кремлей. Ансамбль располагался в 43 м от дворца Трокадеро. Абрис его плана представлял собой трапецию, а площадь насчитывала 4400 м 2 . Самая высокая башня вознеслась почти на 47 м и была обнесена стенами с зубцами и бойницами. Спереди и с двух боковых сторон к ней примыкали отдельные корпуса-пристройки. Напротив главного входа (со стороны Сены) раскинулся просторный двор, в котором, деля его на две части, размещался "сибирский" ресторан. В левом углу двора стояла ротонда-эстрада для музыкантов. Из двора открывался вид на зал Средней Азии, вход в который был декорирован "в среднеазиатском стиле" - скопирован с портала Самаркандской мечети. У главного входа находился также Императорский павильон - "Царские палаты", выполненный в древнерусском стиле. Он предназначался для Высочайших особ (членов царской семьи) и вместе с приемными залами выходил на главный фасад Павильона Русских Окраин. Здесь же располагалась копия старомосковского боярского жилища со всей обстановкой. Отдельные помещения в разных корпусах-пристройках предназначались для большой экспозиции с основой темой "Средства передвижения". Справа от центрального входа размещались экспонаты Главного Управления Уделов: научная выставка (Сибирская железная дорога - карты и модели мостов), богатства Урала и северных областей (меха, образцы древесины и каменных пород, золото, малахит) и т.д. Общество спальных вагонов демонстрировало поезд, в котором с помощью движущейся панорамы художника П.Я.Пясецкого для посетителей-пассажиров создавалась полная иллюзия путешествия по Сибирской железной дороге с остановками на станциях, устроенных по местному образцу. В отличие от большинства национальных павильонов, конструкции которых состояли из деревянного каркаса, заполненного только в первом ярусе кирпичом и обшитого гипсовыми "досками Мака", имитировавшими камень, Павильон Русских Окраин был выполнен из кирпича. Фасады башен и корпусов побелены под светлый кирпич, отделаны штукатуркой под камень, украшены цветной майоликой, изразцами по фризам, разнообразными рельефными деталями, обрамлявшими проемы, многочисленными карнизами, кружевными металлическими подзорами. Затейливые кровли выполнялись из разноцветной глазурованной черепицы и окрашенных в разные цвета штампованных железных листов. Их завершали ажурные гребни, а шатры башен венчали золотые двуглавые орлы. Разнообразной была и внутренняя отделка: например, сводчатый потолок приемного зала был покрыт позолотой и цветным орнаментом, в интерьере зала были изразцовые печи и цветные витражи. Всего в Павильоне Русских Окраин, который воистину стал "гвоздем" русского отдела, насчитывалось 28 огромных панно на темы из жизни Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера. Большинство из них принадлежало кисти К.А.Коровина. По проекту этого же художника архитектор И.Е.Бондаренко построил в стиле зданий Севера России XVII в. рядом со стенами Павильона Русских Окраин вереницу небольших деревянных построек, названную "Русской деревней", где располагался Кустарный отдел. Здесь стояли изба с выставкой женского рукоделия и другими кустарными изделиями, церковь в духе северных храмов и др. Все деревянные части были изготовлены в Москве. Плотники, прибывшие в составе группы русских рабочих, удивили умением обходиться топором в таких работах, для которых французы использовали целый набор инструментов. Государственный павильон Военного Министерства был возведен из соснового леса по проекту А.И. фон Гогена "в современном русском вкусе". Здесь присутствовал необходимый стилизаторский "комплект" элементов из древнерусского зодчества - кокошники, кувшинообразные колонны, окна с гирьками, шатры, резьба. Композиция сооружения была также в русском духе асимметричной и живописной; роль высотных акцентов здесь выполняли башенки - центральная, увенчанная золотым императорским орлом, и две, меньшие по величине, завершавшиеся флюгерами. Архитектурное решение государственного павильона Главного Управления Казенной продажи питей, построенного по проекту В.Н.Цейдлера на Марсовом поле близ Эйфелевой башни, ассоциировалось скорее с мотивами португальского "мануэлино" (XVI в.), чем с образами русской архитектуры. Это массивное каменное здание (площадью 300 м 2 ) выделялось перегруженностью декором и общей неуравновешенностью композиции. На Эспланаде Инвалидов возвышался павильон Учреждений Императрицы Марии. Достаточно скромная деревянная постройка Р.Ф.Мельцера была эффектна своей центральной частью, ярко подтверждающей национальную принадлежность всего сооружения. Одним из частных русских зданий явился павильон Чае-торговой фирмы Поповых, построенный также из дерева на Эспланаде Инвалидов по проекту Ф.О.Шехтеля. Он отличался изящными очертаниями входного проема и декоративной арки над ним, красивой резьбой причелин и парных колонн, яркой раскраской фриза, большим количеством ткани в виде навесов над террасой, маркиз, занавесок. В противоположность ему частный павильон Российско-Американской Резиновой Мануфактуры, построенный по проекту Р.Ф.Мельцера на Марсовом поле близ авеню Суффрэн, производил впечатление тяжеловесного монумента. К зданиям России относился и Финляндский павильон, возведенный по проекту Эл. Сааринена на набережной д"Орсэ в формах финского модерна. Он имел прямоугольный план, крутую остекленную крышу, высокую многогранную в плане башню, скупой рельефный орнамент, обрамляющий арки входа и выхода. В нем располагалась лишь часть финских экспонатов, остальные находились в группах и классах русского отдела в общих экспозиционных зданиях. Кроме того, на выставке были построены государственные и частные павильоны: Николаевской Физической обсерватории, специальный павильон у общевыставочного здания Лесоводства и Охоты, павильоны для экспонатов русской мукомольной промышленности, Товарищества "Проводник", цементного завода фирмы Смит и К o (вмещавший полную дробильную мастерскую). По традиции была представлена и русская кухня в двух крупных ресторанах и закусочной. Французская печать дружно отмечала "огромный рост русской промышленности" и "невероятный прогресс" России во всех отраслях искусства и промышленности. Газета "Liberte" писала: "В течение немногих лет русская промышленность и торговля приняли такое развитие, которое поражает всех". Министр промышленности и торговли Франции Мильеран назвал нашу экспозицию "одною из наиболее интересных приманок на парижском празднике труда". Таким образом, если на предыдущих всемирных выставках 1867-1889 гг. главный упор делался на экзотику нашей архитектуры, если в 1893 г. рафинированное и роскошное эклектическое стилизаторство русского павильона и солидная многоотраслевая экспозиция в нем и в общих зданиях уже стали преддверием к качественному скачку, то экспозиция и архитектура отечественных отделов и зданий в 1900 г., собственно, и являли собой этот скачок. Представительство России количеством и качеством сооружений и экспонатов правдиво отражало достижения в культурной и экономической жизни страны. Теперь уже диковинный для иностранных посетителей облик зданий не скрывал, как случалось прежде, скудости экспозиции, а скорее предварял коллекцию интересных предметов.

По каждому затронутому вопросу в печати шло оживленное обсуждение. Приведем заметку современника о заре автомобилестроения: "Можно сказать, что с 1900 года, с Парижской выставки, начинается новая эпоха в Европе относительного развития автомобилизма и замены движения по улицам экипажей с лошадьми.
Вероятно, в ХХ веке автомобили вытеснят экипажи с лошадьми. Выставка автомобилей в Венсене и на Марсовом поле, кажется, вполне это подтвердила. Мы были поражены обилием автомобилей на выставке. То же можно сказать и об автомобилях на улицах Европы, главным образом в Берлине и в особенности в Париже. В Париже есть даже экипажи извозщиков-автомобильных (так называли первые такси. - Н.М.). Из французских автомобилей обращают внимание фирмы Пежо-братья и Бото".

The little Palace, Exposition Universal, 1900, Paris, France

Но надо заметить, что искусство экспозиции совершенствовалось от выставки к выставке. Постепенно складываются фундаментальные требования к выставочному павильону, к показу изделий. К концу века большое влияние на выставки оказал стиль модерн, своим рационализмом вытесняя безалаберность эклектики. Влияние модерна стало очевидным на парижской выставке 1900 года. Появляется деление не только по странам и фирмам, но и по отделам-отраслям. Создаются модели, макеты для показа производственных процессов. Постоянно совершенствовались и старые методы показа – диорамы и панорамы (первая диорама была устроена в Париже еще в 1822 году Дюгером и Батаном с развлекательной целью). Живописные картины и гравюры с изображением заводов-участников сменялись макетами этих заводов, а то и диорамами. Технический прогресс призвал на службу в выставочные стенды чертежи, таблицы, диаграммы и новейшее изобретение – фотографию. Уже на первой всемирной выставке 1851 года возникла проблема передвижения посетителей по территории выставки. Так появился первый выставочный транспорт (омнибусы). Позднее, на выставке в Чикаго (1893), были впервые применены «подвижные тротуары», передвигавшие на ленте транспортера ежедневно до 10 тысяч посетителей. Появилась проблема утомляемости посетителей. Организация зон отдыха повлекла за собой создание целой индустрии развлечений, что совпадало с желанием устроителей возместить огромные расходы и, как тогда говорили, «не сыграть в плачевный дефицит». Появляются театры, рестораны, а также различные аттракционы, доходные зрелища, так называемые «ГВОЗДИ».
Особой популярностью у публики пользовалась всякая экзотика с ароматом колониальных наполеоновских и английских войн. Создавались «гавайские деревни» и «индийские чайные», стрелковые тиры в стиле африканского сафари, «уголки средневекового Парижа» и т.д.

Alexandre III, bridge, Exposition Universal, 1900, Paris

Дух наживы привлек в индустрию развлечений новинки технической мысли и прогресса: электричество, кинематограф. В Париже «выставка как таковая... отступила на второй план перед зрелищами».
Мысль о создании детского городка развлечений «Диснейленд» в Америке родилась в середине XX века после того, как Диснею, художнику-мультипликатору и бизнесмену, попал в руки альбом «Парижская всемирная выставка 1900 года».
Одно из поразительных достижений, связанное с использованием электричества в технике, - развитие металлургии алюминия. Еще десять лет назад алюминий считался дорогим металлом, но с тех пор как для его получения применили электрический ток, цена его упала в десятки раз. Алюминий уже использовался для изготовления брошек и запонок, биноклей, ложек и вилок. Для увеличения твердости создавали сплавы алюминия с другими элементами. Его начали употреблять на детали автомобилей и провода электрических установок. Французы показали на выставке мост из алюминия длиной 15 м и массой 1500 кг. Выставка 1900 г. дала возможность проследить удивительные успехи алюминиевой промышленности за последние 10 лет: его выплавка по новому способу составила за это время 28 тыс. т.
На выставке в Париже посетители опять удивлялись лампам русского инженера А.Н.Лодыгина - они были с нитями из молибдена и вольфрама, не в пример уже известным, угольным, представленным тут же. Когда о лампах Эдисона с бамбуковой нитью зашумела пресса, авторы каталога Всемирной выставки описали опыты Лодыгина по созданию ламп накаливания и напомнили: "Из этого следует, что получение углей для ламп посредством прокаливания органических продуктов впервые применено было в России, а не за границей".

Но еще больше поражала знатоков самая большая в мире динамо-машина трехфазного тока мощностью 4500 л.с. конструкции М.О.Доливо-Добровольского. Построила ее немецкая фирма для электроосвещения Берлина.
В докладах на IV Международном электротехническом конгрессе, состоявшемся в Париже в период работы выставки, всему ученому миру были представлены основные итоги русского творчества в области электротехники в изданном на русском и французском языках "Очерке работ русских по электротехнике с 1800 по 1900 г. Объяснительный каталог экспонатов, выставляемых VI электротехническим отделом Русского технического общества".
Парижская выставка демонстрировала изобретения продолжателей дела основоположников в области электроосвещения Лодыгина и Яблочкова. В.Н.Чиколев спроектировал дуговую лампу с дифференциальным регулятором для сближения электродов, применив для регулирования маленький электродвигатель. Позже этот принцип Чиколева конструкторы использовали в прожекторных лампах. Он же предложил фотографический способ исследования и проверки отражательных прожекторов. Экспонировались электрическая свеча В.Тихомирова, дуговая электролампа Репьева, регулятор для луговых ламп системы Майкова-Доброхотова.

Были представлены русские изобретения и в области создания электромашин: динамо-машина без железа Д.А.Лачинова, дисковая динамо-машина и трансформатор А.И.Полешко, динамо-машины А.Клименко.
Экспонаты напоминали, что в России созданы оригинальные электролитические способы отбеливания тканей: А.П.Лидова и В.Тихомирова, С.Н.Степанова. Были также выставлены аккумуляторные системы Хотинского, оригинальные гальванические элементы П.Н.Яблочкова, В.А.Тюрина (последний создал крутильные весы высокой чувствительности).
Наряду с этим, как указано в отчете генерального комиссара русского отдела, были представлены "первые русские телеграфные аппараты, доказывающие, что неоднократно первыми великими изобретателями были русские... В электрическом же деле... те же примеры в изобретениях гг. Яблочкова и Лодыгина".
Русская творческая мысль создавала богатые потенциальные воэможности для внедрения в практику ценных изобретений, но в царской России с ее слабой экономикой все это глушилось, не поддерживалось власть имущими.

По разделу воздухоплавания имели успех экспонаты русских авиаторов Поморцева, Кузьминского и Янга: измерительные приборы, аэропланы, парашюты, моментометры и газотурбинные двигатели. Метеоролог генерал-майор М.М.Поморцев изобрел ряд аэронавигационных и других приборов, с 1895 г. он - председатель VII (воздухоплавательного) отдела Русского технического общества.
Русский инженер П.Д.Кузьминский, изобретатель газовой турбины, также занимался воздухоплаванием и был одним из инициаторов создания VII отдела РТО. Он неоднократно предлагал использовать для целей воздухоплавания быстроходный и вместе с тем легкий турбинный двигатель. За семь лет до выставки в Париже он заявил Военному министерству о своей готовности построить воздушный корабль собственной конструкции, но предложение осталось без ответа.
Всемирная выставка 1900 г. подводила каждую страну-участницу как бы к отчету о своих достижениях. Чем же еще отличалась российская экспозиция на таком знаменательном смотре?

В русских экспозициях на выставке, как обычно, отводилось большое место предметам роскоши, ювелирным изделиям из драгоценных металлов и камней, мехам. Центральным экспонатом в русском павильоне, архитектурно воспроизводившем в миниатюре Московский Кремль, была огромная пирамида из 35 тыс. пар калош, представлявших собой суточную выработку российско-американской мануфактуры в Петербурге. По выпуску калош Россия тогда занимала первое место в мире.
Живописно выглядел ансамбль белокаменных построек по мотивам башен и палат Кремля. В нем экспонировались образцы дерева, шелка, ковры, металлические изделия, чай, рис, хлопок и многие другие изделия и продукты. В кустарном отделе по проекту художника К.А.Коровина выстроили несколько деревянных домиков и церковь - как бы улицу русской деревни. Он получил орден Почетного легиона за оформление экспозиции.
В комнатах собрали изделия кустарей со всей страны: кавказское оружие и резные серебряные изделия, новоторжскую вышитую обувь, вышивки, кружева, ножи, а также поливные керамические изделия, квасники, бураки. Фабрика фарфоровых и фаянсовых изделий М.С.Кузнецова из Петербурга, выставившая фарфоровые блюда, чайные и столовые сервизы, чашки, стаканы, фигурки, а также туалетные, умывальные кофейные приборы, получила большую золотую медаль.

L’Exposition Universelle de 1900 est la plus étendue géographiquement. Elle englobe, dans l’ouest parisien, des Invalides au Champ de Mars, une bonne partie des deux rives de la Seine.

За высокое качество золотых и серебряных нитей, отличающихся особой тонкостью и мягкостью, золотоканительная фабрика, основанная в 1785 г. прадедом К.С.Станиславского, получила высшую награду "Гран-при", а сам Константин Сергеевич и другие работники фабрики были награждены медалями.
Каслинское литье
Знаменитая мастерица дымковской глиняной игрушки А.А.Мезрина участвовала со своими изделиями на выставке в Париже, причем игрушки не только показывались, но и продавались. Известный художник А.М.Васнецов по просьбе устроителей русского павильона специально закупил в Дымкове для этой цели тысячу штук, и они пошли в Париже по франку каждая.

С давних пор на Руси известна была шемогодская резьба: ажурное сечение покрывало туески, ларцы, шкатулки из бересты. Лучшие поделки мастера И.А.Вепрева в 1900 г. были удостоены диплома Всемирной выставки. Другое деревянное чудо - русская матрешка - родилась в 1891 г., когда в столярно-резчицкой мастерской в Абрамцеве токарь В.3вездочкин ее выточил, а художник С.Милютин разрисовал. В 1900 г. нарядная матрешка впервые появилась на Всемирной выставке. За оригинальность формы и своеобразную роспись русская игрушка завоевала золотую медаль.
Ко времени участия России во Всемирной выставке был срочно составлен обширный труд под общей редакцией В.И.Ковалевского "Россия в конце XIX века". В нем подводились итоги минувшего столетия. Авторы с горечью резюмировали: "Горная промышленность не получила до сих пор в России развития, соответственно ее природным богатствам, и занимает пока в ряду других отраслей добывающей промышленности второстепенное место... Несмотря на наблюдаемый за последние годы быстрый рост железной промышленности в России, производство туземных заводов все еще не может удовлетворить в ней спроса на железо".

Le palais des illusions (Hénard architecte)

Разведанные минеральные запасы России были малы. Даже в начале ХХ в. в справочниках по стране, занимавшей первое место в мире по площади, числилось среди разведанных мировых запасов по каменному углю немногим более 3%, по железной руде - не более 1%, фосфоритам тоже. Россия давала почти половину мировой добычи золота и нефти, но зато залежи никеля, калия, бора, серы, бокситов, по сути, вовсе не были известны.
Тем не менее русский горный отдел на выставке был одним из самых обширных. Из Тагильского и Лысьвинского горных округов, Луньевских каменноугольных копей на выставке были представлены уголь, образцы железной и марганцевой руд, золота, платины, меди, малахита и других полезных ископаемых. И хотя уральские заводы выглядели "с нежелательной полнотой", экспозиция произвела настолько сильное впечатление, что устроители выставки присудили именные бронзовые медали маркшейдеру Луньевских каменноугольных копей Иванову и управителю Тагильского медного рудника Бурдакову.

The Palace Lumineux, night, Exposition Universal, 1900, Paris

Из металлических изделий обращали на себя внимание произведения казенных заводов: замечательный набор златоустовского холодного оружия, кусинское художественное литье, стальные косы различной степени закалки. Успешно продавались художественные изделия из чугуна Кыштымских заводов. Дружковский завод из Донбасса выставил 100-метровый рельс. В Париже демонстрировались миниатюрные действующие модели боевой трехлинейной русской винтовки образца 1891 г. наряду с ижевским охотничьим оружием. Эти экспонаты пользовались большим успехом - Ижевские оружейные и сталеделательные заводы были удостоены высшей награды "Гран-при".
Выдающимся экспонатом выставки 1900 г. стал громадный дворец-павильон из чугунного литья. Каслинские мастера представили его сначала на Всероссийскую промышленную и художественную выставки 1896 г. в Нижнем Новгороде. Автором эскиза дворца-павильона был архитектор А.И.Ширшов. По его проекту на заводе выполнили модели, а потом отлили из чугуна огромное количество ажурных деталей. Выступающую карнизную часть фасада дворца поддерживают строгие колонны - по две слева и справа от входа. Стенки представляют сетчатые ажурные сплетения. У входа и внутри расположены изделия из чугуна, а сам павильон обнесен оградой.

Часть руского павилиона

На Всемирной выставке в Париже привлекло общее внимание превосходное произведение русского шлифовального и ювелирного искусства - драгоценная мозаичная карта Франции. Она была изготовлена на шлифовальной фабрике в Екатеринбурге под руководством мастера П.П.Милькова и предназначалась в подарок французской республике. Размеры карты - больше метра каждая сторона. Море выложено из светло-серого мрамора, а департаменты из яшмы разных цветов. Реки - платиновые нити, вделанные в яшму, города - драгоценные камни, оправленные в золото, названия городов набраны золотыми буквами. Всех городов на карте 126: Париж - крупный рубин, Гавр и Марсель - изумруды, Лион - турмалин, Бордо - аквамарин, Шербур - александрит, Тулон - хризоберилл, Руан - сапфир, Лилль - феноцит, Реймс - хризолит, Нант - берилл, Ницца - гиацинт; 21 город из аметистов, 55 из турмалина и 38 из горного хрусталя. Карта вставлена в раму из яшмы шиферного цвета. Восхищенные зрители по достоинству оценили чудесную коллекцию уральских камней, показанную в такой своеобразной форме. Выполненная с тонким художественным вкусом и исключительным мастерством, карта получила высокую награду Всемирной выставки, а ее автор В.В.Мостовенко, директор фабрики - командорский крест Почетного легиона.

Плакаты о начале и закрытии выставки

К выставке приурочили свои заседания 127 различных конгрессов: по ацетилену, истории, религии, коммивояжеров и булочников, организаторов воскресного отдыха и противников злоупотребления табаком, сторонников стандартизации ниток и т.д. На физическом конгрессе из русских были П.Н.Лебедев, М.А.Шателен, К.А.Тимирязев и другие.
Каслинское литье
В.И.Вернадский принял участие в VIII сессии Международного геологического конгресса, проходившей во время Всемирной выставки, которая произвела на ученого большое впечатление. Он много времени проводил на выставке, изучал современное положение рудного дела, главнейшие рудные залежи всего мира. В письме к сыну от 19 августа 1900 г. он писал: "Выставка поражает своими размерами. Наиболее интересное и важное, новое наблюдается в технике и в искусстве. В технике - новые металлы, новые электрические лампочки (без угля и без стекла) - твердая сталь при красном калении. И в каждой стране можно наблюдать много нового".

План выставки.Кликабельно

Необычность планировочного решения российского павильона была продиктована своеобразным и чрезвычайно неудобным местом, выделенным для его постройки. Это было очень узкое и длинное пространство вдоль стены Trocadero. Коровин блестяще и остроумно справился с задачей, поставив четыре отдельных постройки по одной оси и соединив их открытыми переходами-галереями.
Осенью 1899 года в Москве вчерне была закончена постройка павильона, затем он был разобран и перевезен в Петербург для отправки в Париж морем. Окончательная сборка на месте осуществлялась под руководством И.Е. Бондаренко русскими рабочими, предоставленными Р.Ф. Мельцером, архитектором Общего русского отдела Парижской выставки.

Interior of exhibition building, Exposition Universal

За час до наступления полуночи 30 октября 1900 г. Эйфелева башня осветилась багрово-красным светом и раздался пушечный выетрел, возвестивший о закрытии выставки. Так закончился XIX в. на всемирных выставках.
Россия за экспозицию получила 1 589 наград, в том числе 212 высших, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почетных отзыва. Золотой медали выставки 1900 года, наравне с Эйфелевой башней, был удостоен железнодорожный мост через реку Енисей.

Les pavillons des nations de Exposition universelle de 1900


Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. - С.-Петербург: Издание И. Шустова, 1900. - 56, 116, 71, 5 с. : ил.; 43.

Россія на Всемірной выставкѣ в Парижѣ въ 1900 г. - С.-Петербургъ: Изданіе И. Шустова, 1900. - 56, 116, 71, 5 с. : ил.; 43.

[Из Введения]

Чтобы определить состояние культуры и прогресса к концу ХІХ-го столетия, правительство Французской республики устроило в Париже, в 1900 году, Всемирную художественную, промышленную и земледельческую выставку, участие в которой, по приглашению Франции, приняли Россия и сорок девять иностранных государств.

По плану Парижа, для выставки, была отведена площадь охватившая 1.080.000 кв. метровъ с предоставлением России 24.000 кв. метров (5.270 кв. сажень).

Выставка заняла собою от площади Согласия (Place de la Concorde) пространство между проспектами Антен (Avenue d’Antin) и Елисейских полей (Avenue des Champs Elysées); площадь Инвалидов (Esplanade des Invalides), набережные Сены от моста Александра III, Трокадеро и Марсово поле (Champs de Mars). Кроме того для подвижного состава железныхъ дорог, предметов для устройства железнодорожного пути и оборудования его, отведено место в Венсенском парке. Здесь же устроены были временные конкурсы по всевозможным видам спорта.

Часть первая

Введение

Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 году

Биографии участников выставки

Россия в группах выставки и в павильоне русских окраин

Часть вторая

Экспоненты

Награды, присужденные экспонентам России на Всемирной выставке в Париже в 1900 году

Алфавитный список экспонентов по участию России на Всемирной выставке в Париже в 1900 году

Примеры страниц





  1900

Политика и культура

1 / 2

Главное событие года

Всемирная выставка в Париже. Панорама Марсового поля с галереи дворца Трокадеро
1900

Вид на часть Всемирной выставки с моста на Сене
Париж, 1900
Фонд Живаго, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

Всемирная выставка в Париже, превзошедшая все предыдущие экспозиции не только во Франции, но и где бы то ни было еще (они проводились на различных континентах, но преимущественно в Западной Европе), безусловно явилась главным событием года. Она приковала к себе взоры всего мира и спровоцировала приезд в страну беспрецедентного количества туристов: с апреля по ноябрь Францию посетило 50 860 801 человек — больше, чем составляло все ее население.

Вход в метро на бульваре Пастера в Париже, оформленный Эктором Гимаром
Ок. 1900
Roger-Viollet / East News

В июле в Париже открылась первая линия метро — триумф техники и искусства (изощренные с декоративной точки зрения входы в метро были оформлены в стиле ар-нуво по проектам Эктора Гимара). Теперь сделалось возможным проехать из одного конца Парижа в другой всего за 25 минут вместо полутора часов.
По обе стороны Сены появились внушительные здания. На левом берегу — вокзал Орсэ, ставший через семь с лишним десятилетий в результате капитального внутреннего переустройства Музеем Орсэ, основным центром искусства XIX века. На правом берегу выросли Большой и Малый дворцы (Гран-Пале и Пти-Пале), от которых был переброшен через Сену мост Александра III; само его название напоминало о всё крепнущих русско-французских связях. Названные сооружения зримо воплощали Прекрасную Эпоху (Belle epoque) — четвертьвековой период французской истории, резко оборванный началом Первой мировой войны.


1 / 2

Всемирная выставка в Париже. Вид на Мост Александра III
1900

Всемирная выставка в Париже. Мост Александра III и эспланада Инвалидов
1900
Фонд Живаго, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

К числу наиболее заметных достопримечательностей выставки принадлежала также давно забытая «Парижанка» — немного странный символ великого города с большой грудью и в восточном стиле, созданный стараниями скульптора Поля Моро-Вотье. Эта венчавшая огромную арку на площади Согласия пятиметровая статуя с распростертыми руками, приветствующими весь мир, просто не могли сохраниться долго, так как была отлита из гипса.

Всемирная выставка в Париже. Скульптуры в центральном зале Гран-Пале
1900
Фонд Живаго, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

Главная часть Всемирной выставки была посвящена достижениям промышленности, но там демонстрировались и многие сотни произведений искусства из разных стран на любой вкус — от напыщенных творений мэтров парижских салонов до получающих здесь права гражданства полотен импрессионистов, Жоржа Сера и других противников официального искусства. (Устроителем большого русского отдела экспозиции живописи был назначен И. С. Остроухов). В Париж стекались любители искусства и просто любители поглазеть со всех концов земли. Выставку посетили многие русские живописцы и деятели культуры, в их числе и братья Щукины.

Всемирная выставка в Париже. Французская живопись в Гран-Пале
1900
Roger-Viollet / East News

В рамках Всемирной выставки были развернуты две экспозиции, организаторы которых преследовали далеко не одинаковые цели. Одна выставка, Десятилетняя (Exposition Decennale), ориентированная на произведения последних лет, не пропустила в свои залы картины импрессионистов и их последователей. На другой, Столетней, импрессионисты могли быть представлены, но только произведениями, исполненными до 1890 года (счет столетию велся от Великой революции). Такой разнарядки добились академические круги Франции, не желавшие популяризировать последние тенденции живописи, ознаменованные полотнами Клода Моне, Эдгара Дега, Огюста Ренуара, Поля Сезанна. Картины последних на Столетнюю выставку отправили Поль Дюран-Рюэль, Амбруаз Воллар и ряд известных собирателей (14 произведений Моне, 7 Дега, 8 Альфреда Сислея и т. д.) Как бы то ни было, допущение импрессионистов на международную арену означало их признание в глазах остального мира. В тот момент М. А. Морозов и С. И. Щукин едва начали собирать новую французскую живопись, а И. А. Морозов еще только обдумывал такую идею, но им уже было ясно, что, как бы ни относились к их увлечению московские собратья по купеческому сословию, избранный ими путь — верный и не такой уж рискованный. В то же время один из русских первооткрывателей новой французской живописи И. И. Щукин, наоборот, продает большую часть своего собрания импрессионистов, чтобы полностью переключиться на старых мастеров.

Молодой Пабло Пикассо
1904

В связи с экспонированием на Всемирной выставке его картины впервые в Париж приезжает юный испанец Пабло Пикассо — и задерживается там, тесно сблизившись с колонией испанских модернистов, обосновавшейся на Монмартре: он жадно впитывает новые острые впечатления от жизни и искусства Парижа.

Второй будущий титан авангарда Анри Матисс в это время стоит у порога радикальных перемен в своей судьбе. Избегая проторенных и сулящих выгоды путей, которые предлагают Салон и Академия художеств, он сначала пишет в духе импрессионизма, потом испытывает влияние искусства Винсента Ван Гога, однако его картины совершенно не привлекают ни любителей новой живописи, ни маршанов: вероятно, он слишком забегал вперед. В начале 1900 года Матисс вынужден зарабатывать малярным ремеслом, принимая участие в качестве поденщика в декоративном оформлении Гран-Пале — огромного, только что завершенного здания, предназначенного для размещения картин и скульптур.

Гран-Пале, Париж
1900
Архив ГМИИ им. А. С. Пушкина

Расстановка творческих сил во французской столице в ту пору отличается исключительно большим разнообразием и значительно возросшей за короткое время терпимостью по отношению к любым новшествам, ведь и сама Всемирная выставка 1900 года была не чем иным, как колоссальным парадом новшеств. Маршруты восхождения на парижский художественный Олимп понемногу теряют стандартизованность, узаконенность. Салонные блага и награды все меньше привлекают молодых художников. С другой стороны, и приверженцы официально одобренного искусства все охотнее перенимают то, что еще недавно подверглось бы самому решительному осуждению академическим ареопагом. Это, в частности, относится к широкому использованию приемов ар-нуво (стиля модерн).


1 / 2

Морис Дени
Дань уважения Сезанну
1900
Холст, масло. 180 х 240
Музей Орсэ, Париж

Пьер Боннар
Мужчина и женщина
1900
Холст, масло. 115 х 72,5
Музей Орсэ, Париж

Характерно, что Морис Дени, один из корифеев ар-нуво и символизма, пишет большой групповой портрет «Дань уважения Сезанну» (Музей Орсэ, Париж), показывая своих друзей, благоговейно слушающих Мастера из Экса. Проницательный критик, превосходно владевший не только кистью, но и словом, Дени прекрасно понимал, сколь важное место во французской живописи уже занял Поль Сезанн, хотя до широкого общественного признания ему было еще очень далеко.

Группа наби, к которой принадлежал Морис Дени, тогда же выдвигает своих наиболее талантливых мастеров — Эдуара Вюйара и Пьера Боннара. В «Мужчине и женщине» (Музей Орсэ, Париж) Боннар просто и смело обращается к вопросам психологии и противостояния полов, которые в то время приобрели острое социальное звучание и волновали не только ученых и медицинских работников, но и всех мыслящих людей.

Растущее понимание колористических основ живописи ведет к укреплению позиций неоимпрессионизма на парижской сцене, равно как и к выходу этого стиля за пределы Франции. Молодых художников заметно привлекают Поль Синьяк и Анри Эдмон Кросс.

Население земного шара

1900-й, завершающий год столетия, самой логикой летосчисления подталкивал к подведению итогов, всестороннему учету различных показателей, тем более, что XIX век стал, по крайней мере для Европы, эпохой величайших достижений цивилизации. Было подсчитано, в частности, что земной шар населяет 1617 миллионов человек (за столетие эта цифра выросла на 711 миллионов). В 1900 году в России насчитывалось 132 миллиона человек, во Франции - 40, в крупнейшей стране западного полушария - США - 76.

«Боксерское восстание»

Солдаты Альянса восьми держав и европейские рекруты, подавлявшие “боксерское восстание” в Китае
1900

Европейские государства, включая Россию, приступили к подавлению «боксерского восстания» в Китае, направленного против западной экспансии. В результате в Китае была провозглашена политика «открытых дверей».

Первый номер газеты «Искра»
Декабрь 1900

Г. В. Плеханов и В. И. Ленин основали в эмиграции марксистскую газету «Искра». Нелегальная пресса способствовала распространению в России антиправительственных настроений.


1 / 2

Развитие России

Закладка Великого Сибирского пути.
Цесаревич Николай Александрович собственнорусно отвозит тачку земли на полотно пути во Владивостоке.
19 мая 1891

Арестанты прокладывают часть Великого Сибирского пути.
Конец XIX - начало ХХ вв.

Наряду с США, Англией, Германией и Францией Россия вошла в число ведущих индустриальных мировых держав. Финансовое положение страны оставалось достаточно прочным: тогдашний рубль обеспечивался золотом и стоил половину американского доллара. Развивалась российская железнодорожная сеть, была проложена часть Великого Сибирского пути, строительство которого началось в 1891 году.

Новое в познании мира

1900 год — поистине рубежная дата. Дело не в магии округлой цифры, закрывающей один период и уведомляющей о наступлении нового времени, а в сложении новых условий интеллектуального осознания мира, при которых точные науки соседствуют с эзотерическими поветриями, а рационализму сопутствует вера в таинства. Канун следующего столетия — перекресток самых разнообразных открытий в точных и гуманитарных науках, в литературе и искусстве. Макс Планк, основоположник квантовой теории, выводит закон излучения. Начинается эра цветной фотографии. Эдмунд Гуссерль публикует «Логические исследования», Зигмунд Фрейд - «Толкование сновидений» (русский перевод появится в 1913 году), а Анри Бергсон — книгу «Комическое».


1 / 2

Рубеж двух веков русской культуры

Михаил Врубель
Город Леденец. Эскиз декорации к опере “Сказка о царе Салтане” Римского-Корсакова (фрагмент)
1900

Михаил Врубель
Царевна-Лебедь (фрагмент)
1900
Холст, масло. 142,5 х 93,5
Государственная Третьяковская галерея, Москва

К конечной точке XIX столетия русская культура подошла со многими весомыми достижениями, выдерживающими, особенно в области литературы и музыки, сравнение с самыми высокими мировыми образцами. Характерным свойством данного периода развития русской культуры была всеохватность, синтетичность, всемирность — при глубоком внимании к национальной природе избранной темы, образа, мотива. В 1900 году этот уникальный сплав качеств демонстрировала, в частности, опера Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», наверное, не лучшее создание этого композитора и все же до сих пор не утратившее значения. «Салтан» был поставлен в московской Частной опере, оформлял постановку М. А. Врубель. Партию Царевны Лебедь исполняла жена художника Н. И. Забела-Врубель. Много лет спустя Б. В. Асафьев восхищался «исключительной звуко-свето-красочной изобразительностью» этого представления.

Похожие статьи

© 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.