Беззеркальные камеры линейки Sony NEX. Беззеркальные камеры линейки Sony NEX Sony alpha nex 5 объективы

То, что «беззеркальные» камеры состоялись как класс и закрепятся на рынке на годы – факт. Тем не менее, еще не все производители фототехники успели представить свою «беззеркалку». Последней это сделала Sony, показав беззеркальные NEX-3 и NEX-5. Специалисты ZOOM.CNews получили возможность ознакомиться с новинкой в числе первых. Вашему вниманию предлагается обзор и «полевой» тест новых японских камер.

Sony NEX-3 и NEX-5: подробный обзор и «полевой» тест беззеркальных камер

Битва за «беззеркалье»

На сегодняшний день, беззеркальные камеры были представлены четырьмя компаниями – это Panasonic, Olympus, Samsung и Sony. Интересно, что компании пошли разными путями. Panasonic и Olympus, два года назад представившие свои «беззеркалки», создали для таких камер формат Micro Four Thirds, предполагающий использование матрицы уменьшенных, по сравнению с зеркалками, размеров.

В свою очередь, Samsung и Sony, выпустившие собственные камеры в этом году, оснастили модели матрицами APS-C, которые, по своим размерам, соответствуют матрицам зеркальных камер. Крупная матрица – это меньше проблем с цифровыми «шумами», что для фотографа любого уровня является большим плюсом.

Sony NEX 3 выпускается в трех вариантах цветового исполнения

Теперь – самое интересное. При больших размерах матрицы, Sony смогла сделать габариты камеры меньше, чем у Four Thirds, а цену – ниже. В ситуации с ценами, ничего удивительного нет – на рынке «беззеркалок» растет конкуренция. И будет расти, ведь аналогичные модели еще не представили Canon и Nikon. А от низких цен выиграет только потребитель.

Технологии и объективы

В продолжение разговора о матрицах: разрешение сенсора Exmor APS HD CMOS в камерах и составляет 14,2 МП, аналогично «зеркалке» Sony A550. Однако матрица в камерах NEX не является копией датчика из A550; по заявлению производителя, она была разработана специально для новых камер.

Sony NEX 5 с профессиональным объективом Sony 70-300 G SSM

Из особенностей стоит выделить широкий диапазон изменения чувствительности, от 200 до 12800 единиц ISO. Предельное значение соответствует таковому в A550 или, например, Canon 7D. Конечно, высокое максимальное значение чувствительности само по себе мало что значит, но, забегая вперед, отметим, что проблем с качеством снимка на высоких ISO камера не имеет.

Sony NEX 5: байонет E

Камера оснащена новым байонетом – Sony E (eighteen, от англ. "восемнадцать"). Название выбрано не случайно, рабочий отрезок составлет 18 мм. Что интересно, через адаптер LA-EA1 обеспечивается совместимость с семейством из 30 объективов и телеконвертеров Sony, а также с рядом других объективов прежних версий (поддерживается только ручная фокусировка). Это расширяет творческие возможности владельца камеры. Сам адаптер позволяет управлять «прыгающей» диафрагмой. Правда, внешний вид такого агрегата (ультракомпактный корпус + адаптер + объектив от зеркальной камеры) оставим без комментариев.

Обьектив E 16 mm F/2.8

К камере, на данный момент, предлагается три объектива:

  • Плоский объектив E 16мм F/2.8 компактного размера размера, что в сочетании с компактностью камеры, позволяет в буквальном смысле слова носить ее с собой в кармане или небольшой сумке. Кроме того, к этому объективу будут выпущены специальные насадки: ультраширокоугольного конвертера VCL-ECU1 и широкоугольного конвертера типа «рыбий глаз» VCL-ECF1.
  • Zoom-объектив E 18-55мм F/3.5-5.6 - стандарный зум-объектив, дублирующий диапазон фокусных расстояний большинства компактных камер. Такой объектив является штатным решением для большинства "зеркалок".
  • Zoom-объектив E 18-200 F/3.5-6.3 является "универсалом" и прекрасно подходит для путешествий. Он позволит снимать как пейзажи, так и отдаленные объекты.


Штатный обьектив E 18-55 mm F/3.5-5.6


Оба zoom-объектива оснащены оптическим стабилизатором изображения SteadyShot. Кроме того, объектив 18-200 оснащен еще и поддержкой функции Active Mode при широкоугольном положении объектива для еще более стабильной съемки.


Обьектив E 18-200 mm F/3.5-6.3

В камере также реализован «ассистент» ручной фокусировки. Предусмотрено два режима:

  • DMF (Direct Manual Focus) - Прямой доступ к ручной фокусировке позволяет точно подстроить фокус вручную после того, как система автофокусировки завершила работу после полунажатия кнопки спуска затвора.
  • MF Assist - При вращении фокусировочного колеса вручную в режимах MF или DMF функция MF Assist увеличивает изображение на экране в 7 или в 14 раз для максимального удобства.

Различия

Камеры NEX-3 и NEX-5 похожи, отличия между ними не особенно значительные. Тем не менее, модели различаются.Основное, пожалуй, это расширенные возможности по съемке видео у "старшей" NEX-5, которая поддерживает запись видео в формате AVCHD c разрешением 1920 x 1080 точек. Возможности NEX-3 более скромные, максимальное разрешение составляет 1280 x 720, формат - MP4. Кроме этого, старшая NEX-5 заключена в прочный корпус из магниевого сплава. NEX-5 также является немного более легкой и компактной, чем NEX-3. Третье отличие - NEX-5 поддерживает дистанционное управление с пульта RMT-DSLR1.

Эргономика и дизайн

Важность хорошей эргономики для беззеркальной камеры сложно недооценить. Модели, более компактные, чем зеркалки, имеют значительно более широкую функциональность, чем цифровые «мыльницы». И если корпус «зеркалок» имеет достаточно места для того, чтобы разнести по нему кнопки управления, то в случае c «беззеркалками» в распоряжении разработчика остается куда меньше пространства для маневров.

Sony NEX 5: элементы корпуса сверху

В то же время, беззеркальные камеры рассчитаны на аудиторию, отличную от пользователей «зеркалок», поэтому столь высокая оперативность управления нечасто будет являться определяющим фактором при выборе модели. Производители в этом вопросе применили разный подход. Например, Panasonic и Samsung сделали свои «беззеркалки» похожими на зеркальные камеры, разнеся по корпусу большое количество элементов управления. А Sony пошла иным путем.

Sony NEX 5: экран и элементы корпуса

Из-за компактных размеров камеры, на корпусе оставлено лишь самое необходимое. И, среди прочего, есть три клавиши с изменяемым назначением. В зеркальных, а также других беззеркальных камерах ничего подобного нам видеть не приходилось, такой способ управления – находка Sony.

Ради экономии размеров и веса Sony пошла дальше остальных – камеры и лишены видоискателя и встроенной вспышки. Вспышка является внешней, она поставляется в комплекте с камерами и может быть подключена к гнезду Smart Accessory Terminal, расположенному на верхней части камер. Когда вспышка не используется, ее можно либо оставить на камере в сложенном состоянии, либо убрать в специальный чехол, который крепится на ремень фотокамеры (поставляются в комплекте). Решение оригинальное.

Sony NEX 5 со вспышкой

При условии, что пользоваться вспышкой приходится не так уж часто, не сложно при необходимости прикрепить ее к корпусу камеры. Жаль, что вспышка может поворачиваться только в одной плоскости (вверх-вниз), возможно ее «поворотность» вправо-влево – вопрос времени.

Sony NEX 3 с внешним видоискателем

К этому же разъему может быть подключен видоискатель, а также внешний микрофон. Разумеется, эти аксессуары не могут быть использованы одновременно.

Перейдем непосредственно к элементам корпуса. В правой части камеры сверху мы видим кнопку спуска затвора, переключатель ON/OFF, кнопку перехода в режим просмотра отснятого материала, а также клавишу начала видеозаписи.


Органы управления камеры, располагающиеся в задней ее части, включают три клавиши, изменяющие свое назначение в зависимости от меню или решаемой задачи при съемке, а также колесо-джойстик.

Камера оснащена большим и, что приятно, поворотным дисплеем 7,5 см (3”) Xtra Fine LCD с технологией TruBlack. Дисплей можно поворачивать только вверх и вниз, но большего при съемке и не требуется. Кроме того, экран оснащен функцией автояркости, дающей возможность прекрасно видеть изображение даже при ярком солнечном свете.

Интерфейс и управление

Разработчики пошли по пути максимального упрощения меню, что возможно будет удобно пользователям, переходящим из класса компактным камер, либо людям с малым опытом работы с фотокамерой.

Для уже состоявшегося фотолюбителя, особенно работавшего с зеркальными камерами, меню может показаться слишком упрощенным, и более сложным в освоении. Первое, что бросается в глаза при знакомстве с меню – невозможность настроить его под себя, персонализировать, нельзя задать другие (пользовательские) функции мягким клавишам. Для серьезных любителей отсутствие быстрого меню окажется минусом камеры. С другой стороны, опытный фотограф сумеет работаться с меню и привыкнуть.

Камера может демонстрировать экранные подсказками (Shooting Tips). По сути, это учебник по фотографии для начинающих фотографов, в котором даются советы не только по техническим настройкам камеры, но и по художественным аспектам различных снимков. Подсказки можно читать как в процессе съемки, так и в формате «книги», выбрав соответствующий пункт меню. Таким образом, когда камера работает в режиме «снимай-и-учись», она полностью ассистирует фотографу, фактически, заменяя инструкцию. Эта функция будет вполне интересна начинающим фотографам, а опытный пользователь может отключить всплывающие подсказки, если в них нет необходимости.

Съемка

Первое, что отличает снимки, сделанные зеркальной камерой и компактом, это художественное размытие фона. В камерах NEX есть не только возможность художественно размыть фон при поможи режима приоритета диафрагмы, но с помощью аналогичной функции для начинающих. В режиме автоматической съемки при помощи мультифункционального колеса можно управлять степенью размытия фона. В принципе, эта функция и является режимом приоритета диафрагмы, но ориентирована на тех пользователей, кто до этого непростого термина еще "не дорос".




Эта функция доступна в режиме iAuto (интеллектуальной автоматической съемки). В ручном режиме управление размытием фона осуществляется, как и полагается, ручным выбором значения диафрагмы.

















Для создания панорам в камере существует специальный режим съемки Sweep Panorama. Создание эффектных снимков максимально упрощено для пользователя. Переключаем камеру в соответствующий режим, нажимаем кнопку съемки и просто ведем камеру строго горизонтально или вертикально (это надо выбрать в пункте меню).

Высокоскоростная серия кадров автоматически "склеивается" в одну детализированную панораму разрешением до 23 мегапикселей и эффективным углом обзора до 226 градусов. Просто, быстро и эффектно. Однако существует два (пусть и не принципиальных) «но». Первое. В процессе съемки панорамы камеру слышно, т.к. каждый новый кадр сопровождается звуком срабатывания затвора. И второе, камера довольно требовательна к движению и твердости руки, если вы резко дернули рукой при панорамной съемке - придется начать заново. Запись отснятой панорамы на карту памяти возможна только в формате JPEG. Примеры отснятых панорам - ниже.







Панорамные файлы можно будет снимать в формате 3D и смотреть в трехмерном формате на экране совместимого телевизора BRAVIA с поддержкой 3D. Первые камеры, поступающие в продажу, будут так называемыми 3D-Ready. Снимать 3D панораму они смогут после обновления прошивки, которая появится летом 2010 года. Заменить прошивку - дело нескольких минут, для пользователя это не будет проблемой.

















Еще одна интересная функция – съемка с широким динамическим диапазоном (Auto HDR). В отличие от модели α550, камеры NEX делают последовательно 3 кадра. Наряду с HDR кадром, камера сохраняет также кадр с нормальной экспозицией. Возможны 6 шагов по экспозиции при съемке в режиме Auto HDR, от 1.0EV до 6.0EV. Пример работы функции - ниже.






Камера позволяет делать высокоскоростную непрерывную съемку до 7 кадров/сек в режиме приоритета скорости (AF/AE фиксированы) и до 2,3 кадров/сек в обычном режиме непрерывной съемки.

Видео

По заявлениям Sony, сенсор камер Sony NEX специально оптимизирован для съемки видео с высоким разрешением: в камерах – 1080i, в камерах – 720i. Очевидно, что NEX’ы в первую очередь предназначены для фотосъемки, но с возможностью производить видеосъемку. Результат съемки нас порадовал. Конечно, если вы планируете активно использовать эту функцию, стоит присмотреться к .

Для записи видео со звуком камеры содержат встроенный стереомикрофон. В дополнение к встроенному микрофону, дополнительно можно приобрести и выносной, в комплекте с которым поставляется насадка от ветра и чехол.

Для начала и завершения съемки требуется нажать одну и ту же кнопку Movie REC, как в видеокамере - это очень удобно. Второй положительный момент - расположение этой кнопки. Получить доступ к ней легко, а перепутать с клавишей спуска затвора - невозможно.

Высокое качество при малых размерах

Камеры NEX от Sony являются отличным выбором для трех категорий пользователей:

  • Владельцы компактных камер, достигшие "потолка" возможностей своей техники и желающие получить более интересные и художественные фотографии, но не готовые к приобретению "зеркалки" ввиду её размеров и веса;
  • Увлеченные любители фотографии, которые имеют опыт работы с "зеркалкой", но определяют для себя ряд ситуаций, когда использование зеркальной камеры нежелательно или затруднено, но есть необходимость получать снимки высокого качества;
  • Профессионалы, использующие камеры системы Sony Alpha. Беззеркальные NEX позволяют использовать те же объективы через переходник, при этом "тело" камеры практически ничего не весит, по сравнению с зеркалкой. NEX может быть использована в качестве резервной или дополнительной камеры.

Камеры Sony NEX отлично подойдут каждой их этих категорий из-за высокого качества снимков в сочетании с достаточно скромными габаритами и небольшим весом камеры.


Камеры и уже поступили в продажу. Модели продаются наборами ("китами"), то есть сразу с объективами. Камера с объективом 16 мм или 18-55 мм, либо обоими вместе. Стоимость NEX-3 составляет от 20 до 25 тыс. руб, NEX-5 обойдется покупателю дороже: от 24 до 30 тыс. руб. Также можно оставить предзаказ на комплект с объективом 18-200 мм. NEX-5 с этим универсальным объективом стоит более 40 тыс. руб.

По итогам тестирования, камерам Sony NEX присуждается награда "ZOOM рекомендует ".

UPD от 1.07. С 1 июля на сайте sony.ru доступна обновленная версия программного обеспечения для фотокамер Alpha NEX-3 и NEX-5. Бесплатная прошивка позволяет обновить некоторые функции камеры и добавляет возможность съемки в трехмерном формате.

Для записи видео со звуком камеры содержат встроенный стереомикрофон. В дополнение к встроенному микрофону, дополнительно можно приобрести и выносной, в комплекте с которым поставляется насадка от ветра и чехол.

Для начала и завершения съемки требуется нажать одну и ту же кнопку Movie REC, как в видеокамере - это очень удобно. Второй положительный момент - расположение этой кнопки. Получить доступ к ней легко, а перепутать с клавишей спуска затвора - невозможно.

Высокое качество при малых размерах

Камеры NEX от Sony являются отличным выбором для трех категорий пользователей:

  • Владельцы компактных камер, достигшие "потолка" возможностей своей техники и желающие получить более интересные и художественные фотографии, но не готовые к приобретению "зеркалки" ввиду её размеров и веса;
  • Увлеченные любители фотографии, которые имеют опыт работы с "зеркалкой", но определяют для себя ряд ситуаций, когда использование зеркальной камеры нежелательно или затруднено, но есть необходимость получать снимки высокого качества;
  • Профессионалы, использующие камеры системы Sony Alpha. Беззеркальные NEX позволяют использовать те же объективы через переходник, при этом "тело" камеры практически ничего не весит, по сравнению с зеркалкой. NEX может быть использована в качестве резервной или дополнительной камеры.

Камеры Sony NEX отлично подойдут каждой их этих категорий из-за высокого качества снимков в сочетании с достаточно скромными габаритами и небольшим весом камеры.


Камеры и уже поступили в продажу. Модели продаются наборами ("китами"), то есть сразу с объективами. Камера с объективом 16 мм или 18-55 мм, либо обоими вместе. Стоимость NEX-3 составляет от 20 до 25 тыс. руб, NEX-5 обойдется покупателю дороже: от 24 до 30 тыс. руб. Также можно оставить предзаказ на комплект с объективом 18-200 мм. NEX-5 с этим универсальным объективом стоит более 40 тыс. руб.

По итогам тестирования, камерам Sony NEX присуждается награда "ZOOM рекомендует ".

UPD от 1.07. С 1 июля на сайте sony.ru доступна обновленная версия программного обеспечения для фотокамер Alpha NEX-3 и NEX-5. Бесплатная прошивка позволяет обновить некоторые функции камеры и добавляет возможность съемки в трехмерном формате.

Выбор ZOOM: лучшие фотокамеры первого полугодия

«Зеркалка» - это «зеркалка». Компакты наступают на пятки, но если вам нужна бескомпромиссная скорость и точность работы, широкий диапазон фокусных расстояний и богатый выбор оптики - и при этом вы готовы мириться с определёнными габаритами и весом - ваш выбор за зеркальной камерой.

Nikon D5100

Появилась на рынке в марте этого года на смену своей предшественнице D5000. Камера стала меньше и легче. Новую матрицу типа CMOS формата 24 х 16 мм с разрешением 16,2 Мп и процессор EXPEED 2 она унаследовала от модели D7000. Диапазон светочувствительности - от 100 до 6400 единиц ISO и может быть расширен до ISO 25600. При таких цифрах хочется прибавить: «ого»! Впервые попробовав снимать при луне, я был очень удивлён - цвета на снимках яркие, как днём, а глаза при съёмке видели совсем другое, почти монохромное. И что делать с этим запасом чувствительности днём? В некоторых журналах даже появились статьи о том, что понятие чувствительности пора отправить на свалку.


Теперь фотограф может выбирать выдержку и диафрагму, как ему угодно, а про чувствительность, которая досталась нам в наследство от плёнки, можно забыть. Что ж, поживём - увидим. А пока вернёмся к нашей новинке. Как у всех приличных камер со сменной оптикой, у неё имеется система очистки матрицы от пыли, к ней можно подключить приёмник GPS и внешний стереомикрофон. Новый поворотный экран вырос до трёх дюймов, а его разрешение - до 921 000 пикселов. И, как все приличные камеры сегодня, может снимать FullHD видео формата 1080р. Имеются разъёмы mini-USB, HDMI, видео, для микрофона и для дистанционного управления. Зато ушёл в прошлое механический привод автофокуса, так называемая «отвёртка», так что автофокус на будет работать только с новыми объективами типа AF-S и AF-I. Вес 565 г без оптики.


Идеально подходит для продвинутого, требовательного любителя или как вторая камера профессионала.

Компактные камеры со сменной оптикой - это не среднее между компактами и зеркалками. Это совершенно новый, особенный сектор со своими преимуществами. Лёгкие, маленькие, универсальные, могут почти всё, работают с любой оптикой. Неспеша.


Sony Alpha NEX-5

Вероятно, самая маленькая и лёгкая в классе незеркальных со сменной оптикой. Настолько маленькая, что почти все её объективы выходят за габарит самой камеры. При этом - большая CMOS-матрица размера APS-C (24 х 16 мм) разрешением 14 Мп, ухватистый и прочный металлический корпус. Видео 1920 x 1080. Система автоочистки матрицы. Чувствительность до ISO3200, расширяемая до ISO12800. Разъёмы USB, HDMI, видео. Оптической стабилизации в камере нет, она возложена на объективы. Оптика с байонетом Е. В продаже имеются переходники практически на все распространённые байонеты, включая Canon, Nikon, Leica и М42 - и, разумеется, на байонет А от Sony-Minolta. Вес - 300 г без оптики.

Сегмент беззеркальных камер со сменной оптикой - относительно новый и бурно развивающийся. пошла здесь своим особенным путём, сделав ставку на максимальный функционал процессора. Помимо обычных в наше время сюжетных программ и спецэффектов, NEX-5 на лету сшивает панорамы и создаёт снимки с расширенным динамическим диапазоном (HDR). Для создания панорамы вам нужно только, нажав кнопку, плавно провести камерой от одного края панорамы до другого - автоматика сама сделает нужное число кадров и сама их сразу же сошьёт в единое изображение.

Хочется прибавить - и запостит в твиттере, как это делают многие телефоны - но пока нет, нет этой функции, и слава Богу, роуминг не разорит вас на Борнео. Но, хочешь - не хочешь, камера шаг за шагом забирает себе функции компьютера. Спорим, максимум через год появится фотоаппарат с "Андроидом"?


Расширенный динамический диапазон (HDR) - ещё более интересная функция. Недостаточность этого диапазона была поистине проклятием цифровой фотографии с самого момента её появления на свет и тем пунктом, где она, казалось, безнадёжно и навсегда проигрывала плёнке. Вспомним, что современные негативные плёнки разрабатывались в конце 60-х и начале 70-х годов, когда массовая фотография использовала недорогие компактные камеры без электроники.


Гиперфокальный объектив, одна диафрагма и одна выдержка. Плёнка должна была снимать при почти любых условиях - и это было достигнуто! У современного негатива динамический диапазон может достигать 10, 12 и даже 17 двоичных ступеней экспозиции, тогда как у цифровых матриц он - 3 - 4, редко 5.


Поэтому, снимая на плёнку контрастный сюжет - например, интерьер с ярким пейзажем за окном и тёмными углами в комнате - вы получали негатив, где все детали, в принципе, есть, и при желании их можно было получить на отпечатке. А на цифре вы имели и в светах и в тенях просто пустые места, провалы - либо шум. Цифровая фотогрфия скоро нашла ответ. Несколько лет назад появился стандарт на фотографию с расширенным динамическим диапазоном, High Dynamic Range, HDR). Сначала такие фотографии получали, делая несколько снимков одного и того же сюжета с разной экспозицией, а затем в компьютере объединяя их в одно изображение с проработанной деталировкой в светах и тенях. Конечно, хотелось иметь камеру, которая делает то же самое сама. это может!


Fujifilm FinePix X100 – быстрый!

Плёночные компакты прошлого века работали очень быстро: нажал кнопку - затвор спущен. Иногда скорость имеет очень большое значение. Попробуйте, например, снять играющего ребёнка или просто портрет человека с подвижной, эмоциональной мимикой. С этим справляются обычно только топовые зеркалки - тяжёлые и шумные. Иногда не жалко даже пожертвовать некоторой точностью фокусировки, лишь бы поймать миг. Вспомните Картье-Брессона с его теорией решающего момента. Я никогда не понимал, почему нельзя сделать цифровые компакты столь же быстрыми. Оказывается, можно.


Камера, задуманная как ностальгия по плёнке - вся металлическая, с колёсиками, рычажками и кнопочками. Очень красивая или, как теперь говорят, стильная. С оптическим видоискателем, несменным светосильным объективом Fujinon 23мм/F:2. Матрица 24 х 16 мм, 12 МП, чувствительность, расширяемая до ISO6400. Видео 1280х720. Вес - 445 г. Ещё одна удивительная особенность - видоискатель. Он может работать, как оптический и как электронный и даже совмещать оба режима. Фокусировка ручная. Да, именно так - автофокуса нет. Зато есть скорость, та самая удивительная скорость: нажал - снято. Даже быстрее зеркалок!


Быстрая и бесшумная камера для съёмки людей, детей, повседневной жизни. Для ловли неповторимых мгновений, иногда требуется очень хорошая картинка.

Panasonic Lumix DMC-G3

Как и у DMC-G2, информационный экран Panasonic Lumix DMC-G3 сенсорный. Он создан на основе жидкокристаллической матрицы с диагональю в 3 дюйма и разрешением в 460 тысяч точек. Поворотный механизм придаёт экрану 2 степени свободы – движение возможно по горизонтали и вокруг продольной оси. В целом можно сказать, что этот элемент полностью перешёл в новинку от её предшественницы.

Panasonic LUMIX DMC-G3

Функциональные возможности основаны на применении в камере нового светочувствительного сенсора CMOS с разрешением 16,6 мегапикселей – что даёт нам картинку с разрешением до 4592 на 3448 точек включительно. Как уже было сказано ранее, размер сенсора определён форматом Four Third и равен 17,3 на 13 миллиметров. Благодаря внутрикамерной обработки картинки, камера может делать кадры с пропорциями 3:2, 4:3, 16:9 и 1:1.

В новой камере стоит процессор обработки Venus Engine HD II. Именно он применялся и в DMC-G2, хотя конструкторы говорят о некоторых улучшениях используемых им алгоритмов. Именно эти улучшения позволили, видимо, расширить диапазон чувствительности матрицы до ISO 6400. Начинается же она с отметки в 160 единиц ISO – что несколько хуже того, что демонстрировал предшественник (ISO 100). Panasonic Lumix DMC-G3 расширила возможности автоматической фокусировки через введение режима Pinpoint Focus (используя сенсорный экран, фокусируется на любую точку по всей площади кадра) и опции кратного (x4) увеличения фрагмента в режиме «картинка в картинке».

Вид справа

Опция видеосъёмки в камере наконец получила полноценную поддержку формата AVCHD. Также увеличено максимальное разрешение кадра в снимаемых видеоматериалах и скорость съёмки – до 1920 на 1080 точек при 60 кадрах в секунду.

Скорость фотосъёмки также выросла – камера может снимать до 4 кадров в секунду в стандартном разрешении и до 20 кадров в секунду – в пониженном (4 мегапикселя). Наконец, в Panasonic Lumix DMC-G3 был расширен диапазон компенсации экспозиции до 5 EV в каждую сторону, а затворный механизм камеры освоил режим Bulb.

Фронтальный вид. Интересно исчезновения индекса после литеры "G"

Panasonic Lumix DMC-G3 – это максимально адекватный и чёткий ответ собственников системы Micro Four Third на развитие рынка беззеркальных цифровых фотокамер и захвата его фотоаппаратами с сенсором формата APS-C. Конструктором Panasonic удалось создать максимально компактную, лишённую не вполне нужных целевой аудитории опций, качественную фотокамеру. Сенсорное управление позволяет рекомендовать её практически всем, кто хоть ненадолго задумался о покупке фотоаппарата. А развитая автоматика и новая матрица позволяет надеяться на получение хороших кадров в самом широком диапазоне условий съемки.

Hasselblad H4D

Есть вещи, которые снять даже на лучшую камеру 35-мм класса невозможно физически. Когда требуется передача мельчайших деталей. Лес, бархат, море, драгоценности. Одежда, чтобы достоверно передавалась фактура ткани. Даже поясной портрет, не говоря уже о ростовом или групповом. Иногда группа людей бывает большая - 50, 100 человек. А ведь в начале ХХ века делали снимки, где было до тысячи человек! Для такой проработки деталей требуется камера другого - средне- или крупноформатного класса. На сегодняшний день самые большие матрицы имеют размер порядка 40-45 х 50-55 мм, то есть относятся к среднеформатному классу. Крупноформатные цифровые камеры работают по принципу сканирования.

Hasselblad H4D - среднеформатная автофокусная цифровая камера. Есть версии с размером матрицы от 33 х 44 мм до 40 х 53 мм и разрешением от 31 до 60 МП. Глубина цвета 48 бит. Вес - 2290 г с объективом 80 мм. Чувствительность - ISO50 – ISO 800. Дисплей - три дюйма, 460 000 пикселов. Автофокус - центральный, одноточечный. Записи видео и звука нет, встроенной вспышки с подавлением красных глаз тоже нет. Доступны девять объективов с фиксированным фокусным расстоянием от 28 до 300 мм, два зума, телеконвертер, шифт-конвертер и конвертер для оптики CF от плёночных Хассельбладов.


Имеется огромное количество других аксессуаров, включая GPS-приёмник и даже адаптер для фотоплёнки. Тот, кто хоть раз держал в руках Хассельблад, обычно неохотно с ним потом расстаётся. Притом, что функционал камеры по нынешним временам, скажем так, не исключительный - качество реализации этих функций не оставляет желать лучшего. Сама съёмка доставляет почти физическое удовольствие - настолько всё удобно, продуманно и послушно. А после просмотра фотографий все остальные камеры обычно хочется выбросить. Ах, если бы он ещё хоть немного меньше весил!

Идеальна для пейзажа, портрета, архитектуры и натюрморта. Подходит как для студии, так и для открытого воздуха.

Тихий эволюционный рост, воцарившийся было в фототехнике после окончательной победы цифры над пленкой, вдруг кончился, и нас вновь, похоже, ждут интересные времена. Причина — масштабные прорывы в камеростроении, случившиеся за последние пару лет. Наиболее заметны из них два: запись видео зеркалками и выпуск «беззеркальных» камер. И если первое, будучи по большому счету отдельным от фотографии занятием, пока что привело лишь к возникновению нового отряда «хоббистов» и расширило возможности профессионального видео, то второе чревато глубоким перепахиванием фоторынка и, возможно, скоро поставит нас всех перед новым выбором.

Текст и фото: Игорь НАРИЖНЫЙ.

Технические характеристики

Сенсор: CMOS(с функцией очистки от пыли)

Размер: APS-C (23,4×15,6 мм)

Разрешение: 14,2 Мп (4592×3056)

Форматы кадра: основной 3:2; 4 формата панорамы

Байонет: Sony E (совместимость Sony А с адаптером, ручной фокус,телеобъективы не подходят, Minolta и Konica Minolta ограниченно)

Стабилизация изображения: в сменной оптике

Видоискатель: съемный оптический FDA-SV1(продается отдельно)

Монитор: поворотный ЖК-дисплей TruBlack, 3,0”, 921600 пикселей

Фокусировка: точечная, центральная зона, многоточечная (25точек)

Диапазон выдержек: 30 — 1/4000 с, длительная

Серийная съемка: до 7 кдр./с

Режимы съемки: iAUTO, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, ручная, выбор сцены (экспопоправки +/-2EV с шагом 1/3EV ступени)

Экспозамер: точечный, центровзвешенный, многозонный (49 зон)

Баланс белого: авто, ручной, 6 предустановок

Вспышка: внешняя, TTL с предвспышкой, ведущее число 7, режимы: авто, заполняющая, медленная синхронизация, синхронизация по задней шторке, коррекция красных глаз

Чувствительность: ISO 200 — 12 800

Форматы файлов: JPEG, RAW(формат ARW2.1)

Видео: Full HD 1920×1080 пикс, 60 кадр/сек, AVCHD

Тип карты памяти: Memory Stick PRO Duo, Memory Stick PRO-HG Duo, SD, SDHC

Интерфейсы: USB 2.0, миниразъем HDMI

Питание: литий-ионный аккумулятор NP-FW50

Размеры: 110,8x58,8x38,2 мм

Вес: 229 г

Цена: 25 899 руб. (c объективом 18-55 мм)

Что же такое «беззеркалки»?

Камеры нового класса вызывают огромный интерес у фотографов: по статистике ведущих мировых фотосайтов, из 10 запросов по камерам в среднем 4 — про «беззеркалки».

Не обходят их вниманием, естественно, и производители: за 3 месяца, с марта по май, из 7 важнейших камер, заявленных производителями к выпуску, 4 — незеркальные (в том числе героиня нынешнего теста Sony Alpha NEX-5 и ее младшая сестра Sony Alpha NEX-3). Очевидный успех новшества породил даже слухи о скорой кончине зеркалок, которые мы, впрочем, слышали уже не раз.

Что же такое «беззеркалки»? Главная их идея (что обычно для великих изобретений) лежала на поверхности: установить в компактную камеру сенсор от зеркалки.

Или, наоборот, когда бурное развитие компьютерных «мозгов» зеркалок позволило использовать зеркальный сенсор в режиме Live View, постоянно считывая изображение и отображая его на дисплее, — выкинуть из зеркалки громоздкий зеркальный блок за ненадобностью. В общем, эти два направления прогресса, как танковые клинья на фронте, наконец сомкнулись и радикально изменили общую расстановку сил.

Если смотреть на новинку со стороны зеркалок, то изъятие из камеры зеркала вместе с призмой и видоискателем дает пользователю по большому счету лишь один бонус — невероятную компактность. А еще легкость и незаметность при съемке, ну и повышенную механическую надежность (движущихся частей намного меньше). А компактность — главное условие для создания стильных камер. Так что в сумме получается совсем немало.

У «беззеркалок» есть и еще одно преимущество перед зеркалками, хотя и не перед всеми (подобное встречается у моделей с режимом Live View): постоянное «пропускание через матрицу» изображения, т. е. как бы его оцифровка перед съемкой, позволяет применить, как в компактах, массу функций, действующих еще до момента съемки, — распознавание лиц и прочие, число которых растет неудержимо.

«Зеркальные» фотографы, как правило, не особо в курсе этих функций, но ясно, что любая дополнительная возможность, если она не сильно удорожает камеру и может быть отключена, — всегда плюс, а не минус. Впрочем, есть и с ходу понятные «зеркальщикам» бонусы — например, более точная работа автобаланса белого при сложном освещении.

Если же судить с точки зрения компактов, то новинка предлагает уже два бонуса, причем каждый из них таков, что, как говорится, отдай все — и мало: полноценное «зеркальное» качество изображения, со всеми ему присущими градациями тонов, объемом, глубиной и пластикой, низкими шумами, абсолютно рабочими высокими значениями ISO и т. д. и вдобавок возможность смены оптики.

И все это — в привычном компактном корпусе (правда, над компактностью сменных объективов инженерам еще придется поработать). В общем, если бегло окинуть взором свойственные новому классу камер достоинства, то можно понять, почему «беззеркалки» вызывают такой ажиотаж.

Пионерами революции стали Panasonic и Olympus (хотя они строят свои камеры на матрицах Micro Four Thirds меньшего размера), потом к ним присоединилась Samsung, так что Sony, выходя на рынок, так сказать, вторым эшелоном, просто обязана была предложить публике что-то особенное. (Впрочем, компании к этому не привыкать: чего стоит одно только беспримерное покорение зеркального рынка «альфами» в кратчайшие сроки). И с задачей компания, как показало тестирование новейшей Sony Alpha NEX-5, справилась блестяще.

Внешний вид

Новинка не просто компактна — она существенно меньше и легче любой камеры-конкурента, в том числе системы Micro Four Thirds, матрицы которых в полтора раза (!) меньше по площади.

Кроме того, она (хоть это и дело вкуса, но вряд ли многие будут спорить) выполнена в исключительно эффектном дизайне: если Olympus выбрал удачную, но скорее всего недолговечную ретро-стилистику, а прочие предшественники вообще, похоже, не слишком утруждали себя в плане дизайна, повторив устоявшиеся решения, то Sony разработала абсолютно новаторский, под стать самой системе, убедительно-брутальный минималистский стиль: прямые линии, никаких скруглений, ничего лишнего — и огромный, выходящий за контур корпуса байонет.

При этом камеру удобно удерживать при съемке, передний выступ над аккумуляторным отсеком хоть и не слишком велик, но обеспечивает надежный хват. Корпус изготовлен из магниевого сплава, что подчеркивает класс и долговечность камеры.

Необычно устройство вспышки, входящей в стандартный комплект камеры, — она внешняя, очень маленькая и крепится в гнездо для принадлежностей на верхней панели, которое обычно закрыто специальной заглушкой. Еще гнездо может использоваться для установки внешнего микрофона (это, кстати сказать, наряду со штативом главный аксессуар для получения качественных видеороликов). Поскольку вспышку при видеосъемке использовать нельзя, «конфликт аксессуаров» исключается.

Вообще, весь дизайн камеры тщательно продуман, что особенно важно при ее миниатюрности; у разработчиков не было не то что права, а скорее места на ошибку.

Она спроектирована так, чтобы стать культовым гаджетом вроде «Лейки» или творений от Apple и рассчитана на долгий и приятный процесс знакомства и открытия каких-нибудь удобных и красивых мелочей, будь то скос под большой палец у кнопки записи видео и еще один, под указательный, у кнопки спуска, прорезиненная вставка на задней панели и необычный джойпад — все, что способно годами греть душу фотографа.

Есть в дизайне и элементы ретро: трогательный тумблер включения и алюминиевые тубусы объективов, что в глазах молодежи лишний раз подчеркнет стиль и общую брутальность, а фотографу со стажем напомнит те времена, когда приоритет диафрагмы в зеркалках был непростывшей новостью.

Матрица и процессор

Но самое главное, конечно, не снаружи, а внутри — это новейшая HD CMOS-матрица Exmor третьего поколения, размера APS-C и с разрешением 14,2 Мп, и новый процессор Bionz, также третьего поколения. Здесь надо отметить, что наряду с громкими новшествами вроде изъятия зеркала в производстве фототехники идет постоянная и напряженная, но не слишком афишируемая работа по совершенству компьютерно-расчетной части.

Сюда, в частности, относятся улучшения в области шумоподавления, цифровой обработки изображения, а также всевозможные «умные» функции. Как следствие — изображения с камер новых поколений, особенно снятых на высокой чувствительности (т. е. которые подвергаются существенной обработке), заметно лучше, чем несколько лет назад.

Из соображений общей компактности матрица в новинке не была стабилизирована, и система оптической стабилизации переехала в объектив. Есть система защиты от пыли (пылеотталкивающее покрытие и высокочастотная вибрация), что исключительно актуально при использовании сменной оптики.

ЖК-экран

Огромный и качественный дисплей разрешением 920 тыс. пикселей занимает почти всю заднюю панель и, чего трудно было ожидать от такой миниатюрной камеры, отклоняется на 80 градусов вверх и на 45 градусов вниз. Это «провоцирует» фотографа снимать с уровня пояса, визируя сверху, двумя глазами, как в старину через видоискатель-шахту, с той только разницей, что экран не боится прямого солнечного света и сохраняет яркость и сочность картинки в сложных условиях.

Такая съемка значительно комфортнее стандартного для компактов метода, когда камера держится в вытянутых руках, и привлекает меньше внимания окружающих. Единственное замечание: все эти удобства распространяются лишь на съемку в горизонтальном формате.

Экран выполнен по фирменным технологиям Sony Clear Photo LCD Plus и Tru Black, которые применяются в том числе и в фоторамках Sony, обеспечивая исключительное качество изображения.

В целом же, по субъективному впечатлению, экран очень удобен в работе, практически лишен инертности картинки и прекрасно служит еще и для навигации по меню, а заодно и учит фотографа: в памяти камеры заложены десятки подсказок и разъяснений принципов работы разных режимов и функций камеры.

Управление

Тут мы подходим к области, где достижения в чем-то одном оборачиваются сложностями в другом. Разрабатывая камеры нового поколения, компания Sony добилась таких успехов в миниатюризации, снабдила их такими большими дисплеями, что для органов управления места на корпусе осталось очень мало.

Если вычесть кнопки с важнейшими фиксированными функциями (включение, спуск затвора, запись видео и просмотр), то остается самый жестокий минимум — вращающийся джойпад и три кнопки, одна из которых служит для подтверждения выбора (SET) в середине джойпада.

Даже среди самых простых компактов немного найдется моделей с таким минимализмом. Интересно, что функции оставшихся двух кнопок не отмечены на корпусе: они выполняют разные действия в разных режимах, и каждый раз уточнение, какая из них за что отвечает, высвечивается на дисплее. Собственно говоря, важнейшим органом управления нужно признать сам дисплей.

Вопросы организации управления в любой камере — это в первую очередь вопросы философии камеры, ее предназначения и стиля съемки. Очевидно, что специалисты Sony видят модели серии NEX как следующий эволюционный шаг фотографа-любителя, переросшего простые компакты. Соответственно организовано и управление — так, чтобы оно было максимально привычным для вчерашнего владельца компакта и не вызывало трудностей при переходе.

Отсюда ожидаемый упор на автоматические режимы, которые, надо признать, удобны и продуманны. Проще (и естественнее) всего — установить продвинутый iAuto и забыть вообще про тонкости управления, доверившись автоматике камеры и сосредоточившись на сюжете. Возможности управления есть и здесь, но их немного: это сдвиг программы, т. е. изменение экспопары, которое решено не в виде малопонятной любителю цифири, а с указанием результата — вращающийся джойстик в этом режиме регулирует глубину резкости.

Каждое действие и каждая сюжетная программа (которых тут не запредельное количество, как в некоторых компактах, а всего семь, зато их предназначение сразу понятно) сопровождаются подсказками на экране, так что камера заодно и проводит некоторый «мастер-класс».

Для тех, кто уже освоил азы осознанной съемки, есть все профессиональные режимы с необходимыми регулировками. Конечно, по скорости изменения параметров NEX-5 уступит репортерским зеркалкам, но иное было бы слишком удивительно. Тем не менее в ходе тестовой съемки удалось даже поснимать спорт в режиме приоритета диафрагмы с введением экспокоррекции, хотя этот вид работы вряд ли относится к основным применениям камеры.

Немного необычно решено меню — к нему придется привыкать всем: и снимавшим на компакт, и «зеркальщикам». Оно, бесспорно, красивое и информативное, но что касается скорости работы, то желательно, чтобы инженеры Sony придумали еще что-нибудь, работающее побыстрее.

Вместе с тем управление, как уже сказано, вопрос философии, и здесь нужна обратная связь; скорее всего сейчас специалисты фирмы будут внимательно следить за отзывами на форумах и корректировать свои нововведения. В целом же можно сказать, что и здесь достигнут удовлетворительный баланс между простотой и эффективностью целиком автоматических режимов, необходимых для владельцев компактов, и возможностями тонкой подстройки параметров.

Оптика

Для нового класса компания разработала совершенно новый байонет Е с полностью электронным интерфейсом. Он несовместим непосредственно с оптикой зеркальных «альф», но их можно установить через адаптер (правда, автофокус работать не будет). Пока что для новой системы выпущены три объектива: дискретный широкоугольник 16/2,8 (экв. 24 мм), штатный зум 18-55/3,5-5,6 с оптическим стабилизатором и штатный суперзум 18-200/3,5-6,3, также стабилизированный.

Кроме того, для 16/2,8 выпущены два широкоугольных конвертера, один уменьшает эффективное фокусное расстояние объектива до 12 мм (экв. 18 мм), другой — фишай — дает еще больший охват с характерными искажениями.

Очевидно, что это только первые ласточки и линейка объективов будет расти. Уменьшенный рабочий отрезок обещает создание широкоугольных объективов, более компактных и с лучшими оптическими характеристиками, чем у обычных зеркалок.

А неудобство перехода на новый байонет компенсируется его удивительными возможностями, в частности, впервые стала возможной постоянная (и бесшумная!) автофокусировка при видеосъемке. Согласитесь, для многих это само по себе будет достаточной причиной для покупки новой камеры.

Съемка

Новизна камеры проявляется не только в ее внутреннем устройстве, но и в самом процессе съемки, для чего, собственно говоря, все камеры и делаются. Про управление уже говорилось выше, а практический вывод из сказанного такой: помимо всего спектра обычного применения высококлассного компакта, Sony NEX-5 отлично подходит для малозаметной окружающим жанровой съемки, особенно «от живота», с поднятым ЖК-экраном.

В этом деле хорошо себя показал суперзум 18-200/3,5-6,3, причем в ходе съемки очень скоро становится наиболее востребованным узкий конец зума, поскольку даже на нем объектив дает вполне удовлетворительное изображение (хотя, конечно, зумы такого диапазона никак не отнесешь к оптике экстра-класса). Стоит отметить очень убедительную работу оптического стабилизатора в этом объективе.

Скорость фокусировки пока что не самая сильная сторона «беззеркалок», как и обычных зеркалок в режиме Live View, но новая камера фокусируется весьма шустро, во всяком случае не уступает конкурентам. Можно быть уверенным, что не только владельцы компактов (что само собой), но и зеркальщики не заметят особых неудобств. Очень удобен ручной выбор точки фокусировки: ее можно быстро выбрать джойпадом, ориентируясь по дисплею, причем практически в любой части кадра, кроме самых краев.

При этом можно включить функцию увеличения части изображения для точной наводки на резкость, что позволяет полностью использовать потенциал большой матрицы и сменной оптики: если нажать на соответствующую кнопку один раз происходит 7-кратное увеличение изображения, если нажать еще раз — 14-кратное, третье нажатие возвращает изображение в обычный режим.

Как уже было сказано, система оптической стабилизации реализована в объективе, а не на матрице, как у зеркальных «альф». Это скорее пошло ей на пользу, во всяком случае снимки в большинстве случаев выходят резкими на выдержках до 1/4 и даже 1/3 с — отличный результат.

Скорость самой съемки неплоха для камер такого уровня — 2,3 кадра/с при постоянно работающем автофокусе. Зато при отключенном автофокусе скорость серийной съемки составляет целых 7 кадров/с! Так что если вы можете предугадать, в каком месте ожидать интересного события, и сфокусируетесь на нем заранее, можете быть уверены: важный момент не будет упущен.

Функции

Главное предназначение любой камеры — снимать. Вот только возможности у всех камер разные, и недавние достижения Sony позволили реализовать в новинках несколько интересных дополнительных функций, причем компания оставляет возможность дальнейшего революционного апгрейда камер.

Например, на лето этого года анонсирована новая функция, которая будет установлена посредством перепрошивки в уже выпущенные камеры серии NEX, — ни больше ни меньше как получение трехмерного изображения. Что это такое, никто пока толком объяснить не может, кроме особо посвященных специалистов Sony, которые молчат и просят подождать до июля. Что ж, умения завязать интригу японскому гиганту тоже не занимать, поэтому будем ждать.

Большинство «умных» функций работает на основе съемки в скоростном режиме нескольких кадров подряд и последующей склейки их в одно изображение. Самая броская и запоминающаяся из них — Sweep Panorama, что можно примерно перевести как «панорама на лету». В этом режиме фотограф просто проводит рукой с камерой по линии горизонта, камера автоматически снимает серию и тут же сшивает полученные кадры в одно изображение.

Можно задать четыре варианта конечного размера панорамы разрешением от 8 до 22 Мп (именно эти панорамы планируется летом сделать трехмерными, а просматривать их можно будет на телевизорах Sony, которые выйдут в это же время). Проводку камерой можно делать удерживая камеру как в горизонтальном, так и в вертикальном положении, — это дает разные пропорции финального изображения.

Но панорама — это все-таки немного экзотика или, во всяком случае, функция совершенно отдельная и самодостаточная. Для повседневной съемки более востребованными могут оказаться другие возможности, к примеру, Auto HDR, когда камера делает три снимка с эксповилкой заданного разброса (можно положиться на автоматику камеры, но она довольно робко задает диапазон, и порой результат HDR не очень заметен).

Таким образом можно вернуть в кадр детали в тенях и светах, которые были бы просто потеряны из-за слишком большого контраста, и вообще управлять общей контрастностью изображения. Мы подробно рассматривали работу этой функции в прошлом номере, рассказывая о новых зеркалках Sony Alpha, и сейчас стоит повторить лишь вывод: при правильном подходе эта исключительно грамотно реализованная и простая в использовании функция может стать сильным и выразительным художественным инструментом.

Еще одна интересная придумка — функция съемки с рук в сумерках (Handheld Twilight), а также родственная ей функция противодействия размытию (Anti-Motion blur). Она снимает быстрой серией шесть кадров и накладывает их друг на друга. В результате получаются изображения со значительно меньшими шумами, чем обычно, и более четкие.

Качество изображения

Если начать сразу с вывода, то просто сказать, что Sony NEX-5 обеспечивает качество изображения на уровне зеркалки, будет недостаточно. Новинка обеспечивает картинку на уровне очень хорошей, самой современной зеркалки среднего класса. Современность проявляется и в работе шумодава, и в качестве конечного изображения в формате JPEG. Особенно впечатляет качество картинки при съемке на высокой чувствительности.

Если разглядывать кадр при 100% увеличении на мониторе, то и на ISO 3200 картинка остается совершенно «кондиционной», а кадр целиком, без увеличения, и на ISO 6400 оказывается вполне приемлемым для большинства случаев (понятно, что это дело вкуса, точнее, личных критериев качества, но по собственному ощущению скажу, что ISO 3200 у Sony NEX-5 не уступает по качеству изображения ISO 800 у зеркалок предыдущих поколений).

И даже максимальная чувствительность ISO 12 800 оказывается, с понятными оговорками, рабочей, если не печатать картинку в большом размере и не рассматривать на мониторе с максимальным увеличением. Качество шумодава проявляется заметнее всего на фоновых участках изображения без мелких деталей — там значительно меньше разноцветных точек, чем ожидаешь от такой чувствительности, при этом большинство мелких деталей изображения сохраняются.

Если сравнивать с сегодняшними конкурентами, то и среди «беззеркалок», и среди зеркальных моделей с сенсором формата APS-C обнаруживается немало камер, уступающих NEX-5 по качеству изображения, а вот заметно превосходящих, особенно на высокой чувствительности, что-то не видно. В целом надо отдать должное инженерам Sony: за последние пару лет они существенно, хотя и не поднимая по этому поводу лишнего шума, повысили общее качество изображения у своих зеркальных моделей, и рассматриваемая новинка эту тенденцию продолжает.

Видео

Съемка видеоклипов — пока еще новость для зеркалок, но в мире компактов вещь давно привычная. Однако матрица большого размера обеспечивает небывалое качество. Имеются в виду как характеристики самого изображения, так и творческие возможности при съемке: например, даже с «китовой» оптикой можно перемещать область резко изображаемого пространства по глубине кадра, выхватывая из размытого фона то один, то другой элемент сюжета.

Sony NEX-5 снимает видео в формате Full HD разрешением 1920×1080 точек (1920×1080 i) со скоростью 60 полей в секунду и сохраняет клипы в формате AVCHD. Как уже сказано, камера впервые обеспечивает приемлемую скорость и бесшумность постоянной следящей автофокусировки при видеосъемке.

Автофокус вполне справляется даже с быстро движущимися объектами (похоже, инженеры Sony придумали немало новшеств в системе управления фокусировкой). Кроме того, можно корректировать автофокус вручную, что для видеосъемки, пожалуй, даже важнее, чем для фото.

Еще одно важное достоинство: при видеосъемке происходят постоянный замер и корректировка экспозиции, причем специальный бесшумный микромотор в объективе меняет освещенность картинки не скачками, как у большинства видеокамер, а плавно (за это отвечает новейшая фирменная разработка). Большая матрица обеспечивает очень хорошее качество изображения даже при плохом освещении.

Важность видеосъемки подчеркивается наличием на корпусе специальной кнопки старта видеозаписи — очень быстро и удобно. Остается добавить, что камера сама пишет стереозвук, но, конечно, серьезному любителю видеозаписи следует приобрести внешний микрофон. После этого уже сложно придумать, что бы еще потребовать от камеры для улучшения качества видеозаписи. Остается только совершенствоваться самому, а техника все от нее зависящее уже предоставила.

Заключение

Новая Sony NEX-5 — исключительно интересная и многообещающая модель, не говоря уже об интриге с заявленным трехмерным изображением (в ходе теста не раз возникало ощущение, что вот оно, светлое будущее, прилетело прямо в руки). Основное свое предназначение — перевести привычную съемку удобными компактными камерами на принципиально другой уровень качества — она выполняет блестяще.

Но есть у нее и другие области применения: мне, как фотографу со стажем, привыкшему постоянно таскать на плече тяжелый кофр, а на шее — почти двухкилограммовый (считая объектив и вспышку) агрегат, было совершенно внове гулять налегке, вертеть в руках красивую и невесомую игрушку, которая при этом еще и очень прилично снимает, в том числе и на «жидком» свету!

Вести втихомолку жанровую съемку, не выделяясь из публики и не привлекая к себе лишнего внимания — это впечатление, которое описать непросто. И это без учета возможностей видео, которых не меньше, чем в фотосъемке (все-таки видео — специальная область, заслуживающая отдельного обзора). В общем, можно не сомневаться, что новинка найдет своего благодарного пользователя.

Благодарим московское представительство Sony за предоставленную для теста технику.

Тесты в картинках

Кликнув по картинке вы можете посмотреть увеличенное изображение, выйти из полноэкранного режима можно кликнув вне поля фотографии


Хотя экспонометрия камеры в авторежиме склонна выдавать чуть высветленные, оптимистические кадры, она все же следит за тем, чтобы не пересветить яркие участки. Здесь грива пони получилась даже чуть затемненной, зато ни на каком участке не вышла за пределы передаваемого тонального диапазона (приоритет диафрагмы, 1/1250 c, f/6,3, ISO 200, объектив 18-200/3,5-6,3).


Снимок сделан ярким солнечным днем при довольно контрастном освещении. Автоматическая оптимизация тонального диапазона (его можно сравнить с инструментом Shadows/Highlights программы Photoshop) сработала практически идеально: тени не провалены, яркие участки не высвечены, а общее впечатление яркого дня передано как нельзя лучше (приоритет диафрагмы, 1/500 c, f/6,3, ISO 200, объектив 18-55/3,5-5,6).

Свет ламп накаливания до сих пор остается проблематичным для зеркалок. Но Sony NEX-5 справилась вполне достойно: цвета переданы хоть и не совсем адекватно, но существенно лучше, чем у большинства зеркальных камер (приоритет диафрагмы, 1/80 c, f/6,3, ISO 500, объектив 18-55/3,5-5,6)

Суровое испытание для экспозамера: белая статуя ярко освещена солнцем, фон — листва в глубокой тени. Автоматическая оптимизация тонального диапазона вновь на высоте: все детали в светах и практически все в тенях сохранены, а изображение в целом выглядит совершенно естественно, как будто никакой обработке и не подвергалось (приоритет диафрагмы, 1/800 c, f/6,3, ISO 200, объектив 18-55/3,5-5,6).


В ходе жанровой съемки зум как-то сам собой устанавливается в крайнее телеположение — очень уж соблазнительно выхватывать издалека выразительные сценки крупным планом. При этом исключительный вклад в успех кадра вносит оптический стабилизатор. Это, например, эквивалент фокусного расстояния 300 мм (приоритет диафрагмы, 1/320 c, f/7,3, ISO 250, объектив 18-200/3,5-6,3).


Пожалуй, самое естественное применение новинки — съемка жанровых сцен исподтишка. Если установить режим приоритета диафрагмы (в нем доступны все необходимые регулировки съемочных параметров) и автоматический выбор чувствительности, то о проблемах экспонометрии можно просто забыть: камера все сделает сама (приоритет диафрагмы, 1/200 c, f/7,1, ISO 250, объектив 18-200/3,5-6,3).


Снято при контровом свете. Обращенные к нам стены домов были заметно затенены. Тем не менее камера сама на автомате выровняла яркости в кадре: стены просветлели, и вместо провальных теней получилось вполне адекватная передача ощущения солнечного дня. Никаких усилий фотографа для этого не понадобилось (приоритет диафрагмы, 1/320 c, f/6,3, ISO 200, объектив 18-55/3,5-5,6).

Стремительный прогресс в камеростроении позволил снимать на значениях чувствительности, которые еще год-два назад казались невозможными и только-только появлялись в самых топовых и самых дорогих репортерских камерах. А теперь — пожалуйста: сверху ISO 3200 (ручной режим, 1/3 c, f/7,1, объектив 18-55/3,5-5,6), снизу ISO 12 800 (ручной режим, 1/10 c, f/7,1, объектив 18-55/3,5-5,6). Найдите отличия.


Простой тест оптики: штатный зум 18-55 мм в крайнем телеположении (как правило, в нем объектив дает самое слабое по оптическим качествам изображение). Внизу — увеличенный участок кадра. Не только кирпичная кладка, но и сияющая позолота на фризе переданы в самых мелких деталях (приоритет диафрагмы, 1/200 c, f/7,1, ISO 200, объектив 18-55/3,5-5,6).

Казалось бы, стандартный сюжет. Но матрица большого размера способна передать объем и глубину сцены так, что никакому компакту и не снилось. Честно говоря, обсуждение таких понятий, как пластика изображения, рисунок оптики, разделение планов в кадре может начинаться только с этого размера матрицы (приоритет диафрагмы, 1/800 c, f/6,3, ISO 200, объектив 18-55/3,5-5,6).


Фотографы, если хотят произвести впечатление на окружающих, любят порассуждать о боке — так называется художественная сторона передачи деталей, находящихся вне зоны резкости. Но если владельцу компакта остается только рассуждать, то с NEX-5 боке получается весьма красивым даже на диафрагме f/6,3, если, конечно, снимать близко (приоритет диафрагмы, 1/640 c, f/6.3, ISO 200, объектив 18-55/3,5-5,6).


NEX-5, конечно, не репортерская камера. Но скорости ее работы вполне достаточно, чтобы попробовать поснимать спорт. Как видим, даже мяч «поймался» в кадр. Поскольку съемка велась на фоне неба, потребовалась небольшая экспокоррекция +2/3, которая тоже устанавливается вполне оперативно (приоритет диафрагмы, 1/320 c, f/7.1, ISO 200, объектив 18-200/3,5-6,3).

Основные функции и возможности цифрового фотоаппарата NEX-5:

Матрица:

NEX-5 оснащена 14,6-Мп CMOS матрицей формата APS-С. Подобные матрицы обычно ставятся в зеркальные камеры, большой размер сенсора обеспечивает минимальный уровень шумов. При этом максимальное значение ISO достигает 12800.

Обьектив:

Nex-5 оборудован новой системой крепления E-mount, предназначенной для установки на камеру трех фирменных объективов- E16 mm F2.8, E18-55 mm F3.5-5.6 и E18-200 mm F3.5-6.3. В стандартном комплекте предостовляется один на выбор. Хотя в полном названии моделей Sony Alpha NEX присутствует слово Alpha, новый фотоапарат несовместим напрямую с объективами одноименной зеркальной линейки Alpha. Для камер NEX разработано новое крепление, Sony E. Объективы Alpha, а также Minolta и Konica Minolta, можно устанавливать через специальный адаптер LA-EA1, однако фокусировка при этом будет только ручной.

Вспышка:

Встроенной вспышки у NEX-5 нет, однако в комплект входит внешняя. Внешняя вспышка устанавливается в разъем на верхней панели и закрепляется винтом. Вспышка не имеет собственных аккумуляторов, а питается от аккумулятора камеры.

Поскольку разъем нестандартный, никакие «неродные» вспышки к NEX-5 не подойдут.

Видоискатель:

Встроенный видоискатель в камере отсутствует, возможна установка внешнего в разъём Smart Accessory (однако такой видоискатель рассчитан только на объектив E16 mm F2.8).

Дисплей:

Камера оснащена широкоформатным поворотным TFT-дисплеем с диагональю 3 дюйма. Диапазон поворота - 90 градусов вверх и 45 градусов вниз относительно задней панели, только вокруг горизонтальной оси. Экран отличается качественной для своего класса цветопередачей, хорошо читается на солнце. Есть сенсор освещённости для автоподстройки яркости.

Режимы съемки и видео:

Предназначен для начинающих пользователей – либо для тех, кто просто не желает вдаваться в настройки аппарата, предпочитая снимать на полном автомате. В этом режиме камера анализирует условия съемки и распознает одну из следующих сцен: ночной вид, ночной вид + штатив, ночной портрет, контровый свет, портрет / контровый свет, портрет, пейзаж или Макро.

Программное авто:

Соответствующие значения диафрагмы и выдержки выводятся в числовом виде на экран. Определенное автоматикой значение ISO (в режиме Авто-ISO) не отображается. Функции программного сдвига в режиме (возможности синхронно изменить значение двух экспопараметров при сохранении неизменной экспозиции) в камере нет.

Режим сюжетных программ:

Портрет, пейзаж, макро, спорт, закат, ночной портрет, ночной вид и сумерки с рук.

Режим «Сумерки с рук» и «Устранение размытия движения»:

Режимы «Сумерки с рук» и «Устранение размытия движения» работают очень похоже. Камера делает шесть быстрых снимков, которые затем объединаются в один, что позволяет получить более низкий уровень шумов, чем на одиночном снимке, сделанном при тех же экспопараметрах.

Разница в том, что в режиме «Устранение размытия движения» камера стремится получить максимально короткую выдержку и идет на повышение ISO вплоть до значения ISO6400, в то время как приоритетной задачей «Сумерек с рук» является получение качественной картинки с минимальными шумами, поэтому здесь камера старается использовать ISO пониже (хотя если света совсем мало, также поднимает его вплоть до 6400).

Панорамный обзор:

Съемка панорам организована простым, удобным и эффектным образом. Задается в меню направление движения камеры (одно из четырех, вправо, влево, вверх, вниз), а затем, нажав кнопку спуска затвора, просто ведем камеру в соответствующем направлении, словно снимаем кино. Камера не только делает незаметные стыки (в большинстве случаев), но и корректно обходиться с движущимися объектами.А вышедшее в июле 2010 года обновление прошивки позволяет создавать 3D-панорамы, которые можно просматривать на совместимых 3D-телевизорах BRAVIA.

В меню можно выбрать один из двух вариантов – Стандартная панорама, или Широкоугольная. В первом случае при горизонтальной ориентации камеры получится файл разрешения 8192х1856 пикселей, во втором – 12416х1856. Если снимать «вертикальную панораму», то разрешение составит 3872х2160 и 5536х2160 пикселей соответственно.

Функция HDR-коррекции:

Функция HDR-коррекции (High Dynamic Range) служит для расширения динамического диапазона снимков (способности камеры воспроизвести в пределах одного кадра более широкий диапазон яркостей, от самых темных до самых светлых участков). В этом режиме камера автоматически делает три снимка быстро друг за другом, с разной экспозицией, а затем складывает их так, чтобы обеспечить проработку деталей и в тенях, и в светах. Получается существенно более широкий динамический диапазон.

Режим Видео:

Sony NEX-5 может писать видео в формате AVCHD (разрешения 1920х1080i), либо в формате MP4 (разрешения 1440х1080i) или VGA.

Отличия между Sony NEX-3 и Sony NEX-5:

Различия между этими моделями состоят в формате видеосъемки (NEX-3 не поддерживает Full-HD, съемка ведется в MP4, 1280x720p, 9 Mб/с), а также в конструктиве (корпус NEX-5 выполнен из магниевого сплава, он чуть компактнее, а у NEX-3 рукоятка на 5 мм меньше выступает вперед).

Плюсы и минусы Sony NEX-3:

Плюсы:

  • Достаточно удобный хват при небольших размерах корпуса
  • Крупная матрица формата APS-C – это самый маленький аппарат со сменными объективами и матрицей APS-C
  • Поворотный (по одной оси) дисплей
  • Высокое разрешение монитора 920000 точек
  • Режим повышенной яркости монитора обеспечивает уникальную читаемость в солнечный день
  • Контекстные функции кнопок – оптимальный подход к управлению при небольшом количестве кнопок
  • Быстрый автофокус, на уровне зеркальных камер
  • Возможность вручную задать зону автофокуса
  • Полезная функция HDR-коррекции
  • Съемка панорам одной проводкой камеры, с качественной автосклейкой
  • Режим «Сумерки с рук» складывает шесть кадров для снижения шумов
  • Подробная система подсказок и советов по съемке
  • Наличие выхода HDMI
  • При установке на штатив сохраняется доступ к аккумулятору и карте памяти
  • Отображение заряда аккумулятора на мониторе – в процентах
Минусы:
  • Нет встроенного оптического стабилизатора на сдвиге матрицы
  • Нет встроенного оптического видоискателя
  • Ограниченный набор объективов стандарта Sony E
  • Нет встроенной вспышки
  • Нестандартный разъем для подключения внешней вспышки (включена в комплект)
  • Нет экранного меню быстрого доступа
  • Изменение режимов и почти всех параметров ведется через внутрикамерное меню, организация которого неоптимальна, управление медленное
  • Отсутствуют программируемые органы управления, возможностей индивидуального конфигурирования камеры нет
  • Живая гистограмма исчезает с экрана во время ввода экспокоррекции
  • При видеосъемке – нет контроля за экспопараметрами, ISO, точкой фокусировки
  • В режиме просмотра – отображение уменьшенных снимков требует обращения к меню
  • В режиме просмотра – фотоснимки и видеоролики разнесены
  • Нет внутрикамерной конвертации из RAW в JPEG
  • Нет беспроводного управления внешними вспышками
  • Быстрый разряд аккумулятора
Батарея:

Штатная батарея камеры рассчитана на 370 кадров. Особенностью «энергетической» части NEX-3 является индикация уровня заряда батареи в процентах, благодаря чему гораздо легче прогнозировать необходимость подзарядки.

Комплект поставки:

В комплект поставки входят: объектив E16 mm F2.8, либо E18-55 mm F3.5-5.6, либо оба, ремешки на руку и на плечо, внешняя вспышка, зарядное устройство, кабель для подключения к компьютеру, диск с программным обеспечением и руководство пользователя.

Цветовые варианты:

  • Артикул NEX5AB.CEE2 - цвет: черный
  • Артикул NEX5AS.CEE2 - цвет: серебристый

На первый взгляд, Sony NEX-5R не далеко ушла от предшественницы: если судить по заявленным характеристикам, то новинка отличается лишь механизмом поворота дисплея и встроенным модулем Wi-Fi, который используется не только для передачи отснятого материала, но и для управления камерой при помощи смартфонов и планшетов. Также за счет внедрения в сенсор фазовых датчиков в камере реализована гибридная система автофокуса, что в теории положительно сказывается на скорости и качестве фокусировки.

⇡ Технические характеристики, заявленные производителем

Sony NEX-5R
Матрица Матрица CMOS 23,5x15,6 мм (размер APS-C)
Пикселей (всего) 16,7 миллиона
Количество эффективных пикселей 16,1 миллиона
Формат фото RAW, JPEG
(DCF Ver.2.0, Exif Ver.2.3, MPF Baseline)
Формат видео MP4, AVCHD
Формат звука WAV
Разрешение снимков 4912x3264, 3568x2368, 2448x1624
Разрешение видео 1280x720, 1920х1080, 1440х1080, 640х480
Конструкция объектива Сменные объективы (байонет E)
Режимы фокусировки Режим непрерывной фокусировки,
Режим покадровой съемки,
Прямая ручная фокусировка,
Ручная фокусировка
Зоны фокусировки Точечная, мульти (99 точек, автофокусировка с определением фазы / 25 точек, автофокусировка с определением контрастности), ручная
Экспозамер 1200-зональный оценочный
Экспонометрия: многозонная, центрально-взвешенная, точечная
Компенсация экспозиции От -3EV до +3EV с шагом 1/3 EV
Управление выдержкой 1/4000-30 и длительная
Баланс белого Auto WB, Дневной свет, Тень, Облачно, Люминесцентный, Свет лампы накаливания, Вспышка, Установка цветовой температуры, тонкая настройка
Чувствительность Автоматический выбор, ISO 100-25 600
Таймер спуска 10 с / 2 с
Ведущее число вспышки 6
Режимы работы вспышки Без вспышки, авто, заполняющая, медленная синхронизация, синхронизация по задней шторке
Микрофон Стерео
Громкоговоритель Моно
Дисплей Наклонный, 7,5 см (3,0 дюйма), 921 600 точек
Встроенная флеш-память Нет
Носители данных Memory Stick PRO Duo,
Memory Stick PRO-HG Duo,
Карты памяти SD, SDHC, SDXC
Источник питания Литий-ионный аккумулятор NP-FW50, 7,7 Вт*ч
Габариты, мм (ШxВxГ)
110,8x58,8x38,9 (без объектива)
Масса, грамм 218 (только корпус)

⇡ Комплект поставки и дополнительные аксессуары

Комплект поставки розничных образцов включает:

  • зарядное устройство,
  • кабель питания,
  • USB-кабель,
  • наплечный ремень,
  • объектив 18-55 ƒ/3,5-5,6,
  • крышку объектива,
  • крышку байонета,
  • внешнюю вспышку,
  • руководство пользователя и диск с ПО и электронной версией руководства пользователя.

⇡ Внешний вид и удобство использования

Первое поколение NEX-5 было крупнее и ощутимо тяжелее, а вот второе — в лице модели 5N — по габаритам не отличалось, однако было немножечко легче. Различия во внешности мизерны — в 5R появился диск управления и дополнительная программируемая клавиша, а рычажок питания теперь разместился под спусковой клавишей. Благодаря выступу в лицевой части камера удобно лежит в руке, но из-за отсутствия резиновой накладки всё на том же выступе немного скользит, особенно если руки влажные. Однако работать с камерой в общем весьма удобно. Качество сборки безупречное, а при попытках сжатия и скручивания корпус совершенно не поддаётся и не издаёт никаких звуков.

Спереди находятся байонет, окошко приёмника сигналов пульта дистанционного управления, а также лампа подсветки автофокуса.


Сзади большую часть поверхности занимает поворотный дисплей, правее которого установлен стандартный набор органов управления камер Sony NEX, состоящий из вращающейся навигационной многофункциональной клавиши с кнопкой ввода по центру, а также пары программируемых клавиш.

Сверху находится аксессуарный порт, по бокам которого установлены микрофоны. Правее расположились кнопка перехода в режим просмотра, программируемая клавиша, кнопка видеозаписи, спусковая клавиша с рычажком питания, а также диск управления, которого у предшественницы не было.

Снизу прячутся разъём установки на штатив, системный динамик и подпружиненная крышка, скрывающая отсеки для аккумулятора и карты памяти. Также на днище установлен едва заметный индикатор активности беспроводного соединения.


Слева видна резиновая заглушка, скрывающая порты подключения HDMI- и USB-кабелей. AV-выхода, как и в случае модели 5N, не предусмотрено. Впрочем, постепенно это становится нормой. Правая боковая поверхность пустует.

Похожие статьи

© 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.