Энциклопедия оружия. Оружие

Самолет Mirage 2000 – продолжение успешной серии истребителей-перехватчиков 60-х годов XX века Мираж III-001, которые за некоторые удачные решения признавались главной ударной силой Франции в небе.

Свою службу самолет «Дассо» Mirage 2000 продолжал с момента первых испытаний в 1978 году до 2007 года, когда состоялась последняя поставка. За столь долгий срок было создано множество модификаций, но главное качество, которым обзавелся истребитель – это бесценный боевой опыт, которым после крупных сражений Второй Мировой войны обладали далеко не все модели самолетов. Это помогло Франции создать на основе двухтысячной модели еще более успешные варианты самолетов следующих поколений, которые сегодня пришли на смену легендарному «Миражу».

История возникновения

Началом работ по созданию Dassault Mirage 2000 считается 1972 год, когда были получены первые указания для проектирования принципиально нового истребителя для Французской республики.

Главные качества, которые ставились перед разработчиками – это возможность преодолевать скоростной рубеж в 1400 км/ч, подниматься до потолка в 15 километров и иметь возможность нести разные типы вооружения («воздух-воздух» и «воздух-земля»). Требовалась возможность вести прицельный огонь по самолетам противника в пределах визуального контакта.

Прототипом для Dassault Mirage 2000 послужила модель «Дассо-1000».

Поначалу проект считался малоперспективным, но в ходе многочисленных доработок получился качественный и, главное, практичный самолет, который позже стал основной боевой единицей ВВС Франции и многих ее союзников. Как это часто бывает, военное руководство отдало предпочтение серии 2000 по той причине, что ее было несложно производить, она дешевле стоила в случае массовых закупок и считалась очень универсальной базой для разных боевых задач.

Изначально компания создала два проекта:

  • Dassault Mirage 2000 – легкая модель с ориентированностью на бюджетное исполнение специально для поставок в страны Третьего мира, не позволявших себе больших трат;
  • Dassault Mirage 4000 – более дорогая модель с улучшенным вооружением.

Первый полет на модели 2000 был совершен уже в 1978 году (всего через три года после подготовки проекта и чертежей). Столь быстрая работа конструкторов обусловлена тем, что технически самолет вобрал в себя множество опробованных решений предшественника – МиражаIII. Он получил такую же форму крыла, похожий фюзеляж. Изменения коснулись управления истребителем, было усилено крыло и установлен новый двигатель.

В 1983 году начались серийные поставки машины на вооружение Франции, и почти сразу они начали регулярную службу в частях. Начало 90-х годов ознаменовалось крупными закупками Миражей из-за рубежа. Первые контракты подразумевали сборку и поставку 440 истребителей в разные концы света.

Конструкция

Истребитель имеет классическую обтекаемую форму, когда крыло плавно сопрягается с фюзеляжем. Но большая площадь треугольного крыла – это достаточно редкий выбор в военной сфере. С другой стороны, такая форма консолей вместе с развитой механикой крыла позволяет машине оставаться одной из самых маневренных на планете.

В начале испытаний Mirage 2000 был способен сохранять управляемость на низких скоростях (200 км/ч) и высоком угле атаке (26 градусов).

При ручном управлении в таком режиме риск потерпеть катастрофу высок. Поэтому разработчики в новой машине отдали предпочтение электронно-дистанционной системе управления, которая имеет 4-кратное резервирование. А использование дополнительного аккумулятора позволяло управлять самолетом даже при отказе всей основной электроники на борту.

Важнейшая часть самолета – его крыло. Оно в Mirage 2000 имеет стреловидность в 580. На истребителе нет хвостового оперения. Этот подход принят конструкторами по той причине, чтобы истребитель мог эффективно маневрировать. Действительно, модель 2000 получила отличную возможность менять направление движение даже на высоких скоростях.

Кроме этого, большая площадь крыла повышала максимальный потолок истребителя, а также его подъемную нагрузку. Также Мираж остался экономичным самолетом с низкими показателями сваливания на сверхмалых скоростях.

Воздухозаборники на самолете расположили традиционно – по бокам фюзеляжа. Киль увеличили в сравнении с предшественником, и этот выбор тоже позволил сделать маневренность еще лучше.

Высокая прочность самолета достигнута за счет использования металлических сплавов (крыло почти полностью исполнено из алюминия AG5).

Композитные материалы применялись незначительно (элевоны и некоторые другие элементы механизации крыла сделаны из углепластика). На истребители ставили трёхопорное шасси: одна стойка в носовой части, две – в задней части крыла.

Сначала проект не предусматривал установку собственной РЛС на борту, чтобы снизить расходы. Но позже французские военные предпочли сделать истребитель автономным и независимым от указаний с земли, поставив БРЛС.


В отличие от многих конкурентов, Dassault Mirage 2000 обладает качественными системами живучести. Все электронное управление неоднократно дублируется и резервируется, а установленный автопилот способен провести полет на стандартных режимах без участия человека.

Разработчики выбрали двигатель SNECMA M53-P2, который выдавал тягу на 10000 кгс. Его расположили в задней части фюзеляжа.

Благодаря бортовой РЛС Мираж получил возможность «вести» до 8 целей одновременно и открывать огонь по двум из них на удалении до 85 километров.

Огневая мощь истребителя представлена управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» «MICA», «R550 Magic» или управляемыми «воздух-земля» «SCALP», «APACHE». Возможно вооружение бомбами с наведением лазером BRL-1000 «Arcole» или свободнопадающими MBDADurandal или MBDABeluga.


Имеется стрелковое оружие с калибром 30 мм. Допустимая оружейная нагрузка – 6,2 тонны. Вооружение размещается на подвесах крыла (4) или под фюзеляжем (5). Там же возможно размещение дополнительных баков (на 1700 л. или 2000 л. каждый справа и слева от фюзеляжа, под крылом, и на 1300 л под фюзеляжем).

Летно-технические характеристики

Во время своей боевой службы, Миражи 2000 нередко сталкивались со своими основными конкурентами в небе. Так, в арабо-израильском конфликте за господство в воздухе Mirage 2000 боролись с Миг-29, воевавших на стороне Египта. Греко-турецкий конфликт за остров Крит обернулся открытым противостоянием с F-16 Figting Falcon.

F-16 Fighting Falcon Миг-29
Размеры (длина/размах крыла/высота), м 14,36 / 9,13 / 5,14 15,03/ 9,45/ 5,09 17,32/11,36/4,73
Площадь поверхности крыла, кв. м. 41 27,87 38
Вес, т 7,5 (пустой), максимальный взлетный вес – 17, максимальный посадочный вес – 16,7 8,9(пустой), максимальный вес на взлете – 21,7 10,9(пустой), максимальный вес на взлете – 18,5
Топливные баки 4000 л. или 3,16 т. 3986 л. 4300 л.
Потолок, км 16,46 15,24 18
Практическая дальность, км 1852 1,315 1430
Максимальная скорость, км/ч У земли – 1380 на высоте – 2534, крейсерская скорость – 885, посадочная скорость 144, сваливание на 185 У земли – около 1100, на высоте – 2120. У земли – 1500, на высоте – 2450, крейсерская скорость – 850.

Настоящий военный истребитель проверяется в бою, а не на испытаниях. А востребованность французских, русских и американским основных истребителей в мире позволила им неоднократно встречаться в небе. Так, соотношение потерь с Мигами было примерно равным.


С F-16 конфликтов было меньше. Известно, что над Средиземным морем Mirage сбил турецкий F-16. Но в том противостоянии не было серьезных боев в небе.

Модификации

Главная особенность модельного ряда в том, что совершенствовалось вооружение или технические характеристики, а компоновка оставалась прежней. Модификации получили большое по площади крыло и отсутствие оперения на хвосте:

  • Mirage 2000 – базовая модель, рассчитанная на одного пилота;
  • Mirage 2000B – учебно-тренировочная серия на два пилота с функционалом боевого варианта;
  • Mirage 2000C – истребитель-перехватчик с 1 креслом для пилота;
  • Mirage 2000D – способен нести ядерное вооружение и оставаться незаметным для вражеской ПВО на сверхмалой высоте;
  • Mirage 2000E – истребитель многоцелевого назначения, для отправки на экспорт;
  • Mirage 2000N – истребитель-бомбардировщик;
  • Mirage 2000R – самолет для ведения разведки;
  • Mirage 2000-5 – последняя модификация серии.

Участие в боевых операциях

За время службы, самолет Dassault Mirage 2000 и его модификации участвовали в военных конфликтах. Некоторые бои говорили о том, что истребитель получился надежным (ценилась маневренность), некоторые обнажали очевидные проблемы в конструкции истребителя.


Предшественник серии 2000 – Mirage III – участвовал в «Шестидневной» войне. Израильские ВВС (имевшие на вооружении Миражи) хозяйничали в небе, легко расправляясь с устаревшими египетскими самолетами Миг-17 и Миг-21 (потери 1 Мираж на 4 Мига). Только помощь СССР в виде новых машин Миг-23МЛ помогла уравнять шансы.

В конце 90-х годов Миражи участвовали в греко-турецком конфликте, где доказали, что по многим параметрам превосходят F-16C.

Масштабная военная компания для этих машин прошла в Индии. В ходе Каргильского конфликта зафиксировали больше полутысячи самолетовылетов. Преимущественно Миражи использовались для бомбардировки, а за их прикрытие в небе отвечали Миг-29.

Последнее применение истребителя – Ливийский конфликт на стороне коалиции против Каддафи.

Французские власти сделали удачный выбор, когда поставили серию 2000 в массовое производство. Благодаря оптимальной цене и надежности, самолет применялся в конфликтах по всему миру и заслужил звание неприхотливого истребителя, перехватчика, бомбардировщика. Во многом, это объясняет продолжительный выпуск Миражей и их востребованность на рынке.

Видео

Новейшие лучшие военные самолеты ВВС России и мира фото, картинки, видео о ценности самолета-истребителя как боевого средства способного обеспечить «господство в воздухе», была признана военными кругами всех государств к весне 1916 г. Это потребовало создания боевого специального самолета, превосходящего все остальные по скорости, маневренности, высоте и применению наступательного стрелкового вооружения. В ноябре 1915 г. на фронт поступили самолеты-бипланы Ньюпор II Вебе. Это первый самолет, построенный во Франции, который предназначался для воздушного боя.

Самые современные отечественные военные самолеты России и мира обязаны своим появлением популяризации и развитию авиации в России которому способствовали полеты русских летчиков М. Ефимова, Н. Попова, Г. Алехновича, А. Шиукова, Б. Российского, С. Уточкина. Стали появляться первые отечественные машины конструкторов Я. Гаккеля, И. Сикорского, Д. Григоровича, B.Слесарева, И. Стеглау. В 1913 г. совершил первый полет тяжелый самолет «Русский витязь». Но нельзя не вспомнить первого создателя самолета в мире - капитана 1-го ранга Александра Федоровича Можайского.

Советские военные самолеты СССР Великой Отечественной войны стремились поразить войска противника, его коммуникации и другие объекты в тылу ударами с воздуха, что обусловило создание самолетаов-бомбардировщиков способных нести большой бомбовый груз на значительные расстояния. Разнообразие боевых задач по бомбардировке неприятельских сил в тактическом и оперативной глубине фронтов привело к пониманию того факта, что их выполнение должно быть соизмеримо с тактико-техническими возможностям конкретного самолета. Поэтому конструкторским коллективам следовало решить вопрос специализации самолетов-бомбардировщиков, что и привело к возникновению нескольких классов этих машин.

Виды и классификация, последние модели военных самолетов России и мира. Было очевидно, что для создания специализированного самолета-истребителя потребуется время, поэтому первым шагом в этом направлении стала попытка вооружить уже существующие самолеты стрелковым наступательным оружием. Подвижные пулеметные установки, которыми начали оснащать самолеты, требовали от пилотов чрезмерных усилий, так как управление машиной в маневренном бою и одновременное ведение огня из неустойчивого оружия уменьшали эффективность стрельбы. Использование двухместного самолета в качестве истребителя, где один из членов экипажа выполнял роль стрелка, тоже создавало определенные проблемы, потому что увеличение веса и лобового сопротивления машины приводило к снижению ее летных качеств.

Какие бывают самолеты. В наши годы авиация сделала большой качественный скачок, выразившийся я значительном увеличении скорости полета. Этому способствовал прогресс в области аэродинамики, создания новых более мощных двигателей, конструктивных материалов, радиоэлектронного оборудования. компьютеризации методов расчетов и т. д. Сверхзвуковые скорости стали основными режимами полета истребителей. Однако гонка за скоростью имела и свои негативные стороны - резко ухудшились взлетно-посадочные характеристики и маневренность самолетов. В эти годы уровень самолетостроения достиг такого значения, что оказалось возможным приступить к созданию самолетов с крылом изменяемой стреловидности.

Боевые самолеты России для дальнейшего роста скоростей полета реактивных истребителей, превышающих скорость звука, потребовалось увеличить их энерговооруженность, повысить удельные характеристики ТРД, а также усовершенствовать аэродинамические формы самолета. С этой целью были разработаны двигатели с осевым компрессором, имевшие меньшие лобовые габариты, более высокую экономичность и лучшие весовые характеристики. Для значительного увеличения тяги, а следовательно, и скорости полета в конструкцию двигателя ввели форсажные камеры. Совершенствование аэродинамических форм самолетов заключалось в применении крыла и оперения с большими углами стреловидности (в переходе к тонким треугольным крыльям), а также сверхзвуковых воздухозаборников.

В середине 1980-х годов фирма Дассо приступила к работам по глубокой модернизации самолета «Мираж» 2000С. Направления модернизации, в целом были аналогичны тем, которые избрали советские и американские конструкторы при совершенствовании самолетов МиГ-29 и F-16: придание истребителю многофункциональности посредством установки нового бортового оборудования и оснащение истребителя ракетами нового поколения, способными применяться по принципу «запустил-забыл».

В 1986 г. в инициативном порядке на фирме начались работы по программе «Мираж»2000-3. Программа преследовала две цели: отработка информационно-управляющего поля кабины истребителя нового поколения «Рафаль» и создание кабины для модернизированного самолета «Мираж»2000. Комплекс кабинных индикаторов, отрабатывавшийся па «Мираже» 2000-3, получил обозначение APSI (Advanced Pilot System Interface) и включал пять жидкокристаллических индикаторов и пультов.

Самолет «Мнраж»2000-3 (переоборудованный из одного из опытных истребителей) совершил первый полет 10 марта L988 г. В дальнейшем на этой машине проходил летные испытания и прототип многофункционального радара RDY, разработанного фирмой «Томсон-CSF» для оснащения модернизированного истребителя «Мираж»2000. Импульсно-доплеровская БРЛС, со щелевой антенной решеткой, имеющей электронное сканирование по углу места, и механическое - по азимуту, должна была обеспечивать обнаружение и сопровождение наземных целей, а также возможность применения новых ракет класса «воздух-воздух» средней дальности «Матра» «Мика».

Позже для испытаний РЛС RDY было переоборудовано еще два «Миража». Первая летающая лаборатория - BY1 - поднялась в воздух в мае 1988 года. Вскоре к ней присоединилась и BY2.

Для отработки ракеты "Мика" фирмой "Дассо" (вновь на собственные средства) в конце 1980 х гг. был создан опытный самолет «Мираж»2000-4. Первый пуск новой УР по реальной воздушной цели (радиоуправляемой мишени) был выполнен 9 января 1992 г.

Работы по программам «Мираж»2000-3 и «Мираж»2000-4 заложили фундамент для создания полноценного боевого самолета поколения «4+» - многоцелевого истребителя «Мираж»2000-5. Разработка этой машины шла практически одновременно с реализацией программы истребителя «Рафаль». Вероятно, ВВС Франции рассматривали модернизированный «Мираж» в качестве своеобразного «запасного варианта» в случае, если программа «Рафаля» затянется (что, собственно, и случилось) или вообще будет «завалена» по техническим или финансовым причинам. Кроме того, огромную роль играли и соображения экспорта французской авиационной техники: «Рафаль» был слишком дорогой и сложной машиной, недоступной большинству прежних «клиентов» Франции, в то время как значительно более дешевый Мираж 2000-5 мог бы без особых сложностей дополнить парк самолетов типа «Мираж»2000Е и прийти на смену таким машинам, как «Мираж»III, «Мираж»5/50», «Мираж»F1, F-5 или МиГ-21.

«Мираж»2000-5 оснастили многофункциональной РЛС RDY. новым центральным процессором, комплексом РЭБ ICMS Мк.2, новым комплексом ка-бинного приборного оборудования (отработанным на «Мираже»2000-3), а также расширенным составом вооружения, включающим, в частности, ракеты «Мика», APACHE и корректируемые авиабомбы с лазерным самонаведением.

Прототип самолета «Мираж»2000-5. переоборудованный из двухместного учебно-боевого самолета «Мираж»2000В, совершил первый полет 24 октября 1990 г., а 27 апреля на летные испытания вышел и одноместный «Мираж»2000-5, полностью соответствующий «штатной» конфи гурации. Испытания самолета по применению ракстногр оружия класса «воздух-воздух» завершились в июле 1996 г., а в мае следующего года «Мираж» 2000-5 был отработан и в ударном варианте.

ВВС Франции отказались от закупок новых самолетов «Мираж»2000-5. Вмесго этого в 1992 г. было решено доработать в этот вариант 37 истребителей «Мираж»2000С (в основном раннего выпуска, с БРЛС RDM). Работы велись на авиаремонтном предприятии в Оранже. Общая стоимость программы модернизации составила 830 млн долл.

Бюджетные ограничения сильно повлияли на сроки поведения модернизации: в 1994 г. удалось изыскать средства для того, чтобы поставить на доработку лишь одну машину. Однако в дальнейшем темп был восстановлен. Первый модернизированный истребитель «Мираж»2000-5Е был передан заказчику в 1997-м, а последний - в 2000 г. Доработка каждого самолета занимала в среднем 10 месяцев. В 1995 г. ВВС Франции получили уже 10 модернизированных истребителей (им было присвоено обозначение <Мираж»2000-5F).

Как и самолеты «Мираж»2000С, модернизированные истребители, несмотря на их «многофункциональность», в ВВС Франции предназначены для решения задач ПВО. Их типовое вооружение состоит из двух ракет «Мика» и двух «Мажик» 2 (хотя допускается и подвеска четырех «Мик»),

В дальнейшем предполагается доработать самолеты «М и раж»2000-5F (стандарт SF1) до стандарта SF2. Истребители получат приемник спутниковой навигационной системы NAVSTAR, нашлемный при-

цел-индикатор, а также оптико-электронную станцию визуального опознавания целен па большой дальности. Предполагается, что «Миражи»2000-5F coxpaняться в строю французских ВВС до 2020-х гг. Первым зарубежным покупателем нового истребителя стали ВВС Тайваня, остро нуждавшиеся в обновлении своего авиационного парка после того, как США, под нажимом КНР, сильно урезан военно-техническую помощь этому «государственном)7 образованию». Заказ на 60 машин был сделан еще 17 ноября 1992 г, однако первый полет головного самолета «тайваньской» серин был выполнен лишь в конце

1965 г. 9 мая 1996 г. эта машина была передана ВВС Тайваня, однако по-прежнему оставалась на "территории Франции, используясь для переучивания тайваньских летчиков на новую технику. Первые пять истребителей по морю прибыли на Тайвань 5 мая 1997 г., а поставки всей партии завершились в октябре того же года.

Следуют отмстить, что появление на вооружении тайваньских ВВС новых «Миражей» не произвело особо сильного впечатления на Китай. К этому времени ВВС НОАК уже начали получать истребители V-27C, по своим боевым возможностям (в качестве самолетов завоевания превосходства в воздухе) превосходящие французские машины.

48 самолетов, поставленных ВВС Тайваня, выполнены в одноместном варианте («Мнраж»2000-5Е1) и 12 - в двухместном («Мифаж»2000-5Di). В 1997 г. было объявлено о намерении Тайваня приобрести еще одну партию из 60 «Мпражей»2000-5.

31 июля Катар заключил контракт на закупку 12 самолетов «Мирлж»2000-5 (девять одноместных Мираж»2000-5ЕОА и три двухместных «Мираж» 2000-5DDA). Катарские самолеты отличались от своих тайваньских «собратьев» более полной комплектацией бортовым радиоэлектронным оборудованием. В частности, они были оснащены приемником спутниковой навигации и станцией РЭБ MS Mk.2. В перспективе планируется и установка системы «Спираль», предназначенной для автоматического выброса ИК-ловушек.

Первый самолет, построенный для ВВС Катара, поднялся в воздух в конце 1995 г., а поставка всей партии осуществлена в 1997-98 гг. Параллельно с самолетами была закуплена большая партия ракет «Мика» и «Мажик» 2, а также тактические крылатые ракеты «Блек Пиэрл» (экспортный вариант КР APACHE).

Специально под требования ВВС Объединенных Арабских Эмиратов, нуждающихся в многоцелевом самолете с расширенными ударными возможностями и увеличенной дальностью, была создана новая модификация - «Мираж»2000-9, отличающаяся усиленным ударным вооружением. В частности, самолет мог нести ракеты «Блек Шахин» и «Хаким». Самолет получил и усовершенствованную радиолокационную станцию RDY-7 с режимами синтезирования апертура и доплеровского обострение луча.

13 декабря 1997 г. был подписан контракт на поставку ОАЭ 30 новых самолетов «Мираж»2000-9, а также на доработку в этот вариант 33 ранее закупленных истребителей типа «Мираж»2000Е. Общая стоимость контракта составляла 5,5 млрд долл., однако собственно па самолеты приходилось лишь 3,4 млрд долл. На остальную сумму приобреталось авиационное вооружение и оборудование, в частности - ракеты «Блек Шахин» (экспортный вариант УР SCALP), УР класса «воздух-воздух» «Мика» (как с радиолокационным, так и с ИК-самонаведением), комплексы РЭБ ICMS Мк.З (включающие системы «Спираль» и «Эклайр»), системы оповещения о подлете ракет противника DDM, а также контейнеры с системой лазерной подсветки целей «Шехаб» (экспортный вариант системы «Дамокл»/PDLCT-S).

На базе самолета «Мираж»2000-9 в начале 1999 г. был создан вариант «Мираж»2000-5 Мк.2, имеющий:

Усовершенствованную модульную авионику;
- ИНС па лазерных гироскопах;
- новый автопилот, обеспечивающий возможность автоматического маловысотного полета в режиме следования рельефу местности по данным цифровой карты местности;
- усовершенствованный комплекс РЭБ ICMS Мк.З;
- систему радиокоррекции УР «Мика» на маршевом участке траектории, обладающую увеличенной дальностью;
- новую бортовую систему регистрации;
- нашлемный прицел индикатор;
- усовершенствованное ннформационно-управляющее поле кабины с использованием цветных многофункциональных дисплеев на жидких кристаллах.

Самолет может нести контейнер с системой лазерной подсветки «Томсон-CSF» «Дамокл», обеспечивающий применение корректируемых авиабомб. Альтернативным вариантом подвески является контейнер с навигационной тепловизионной системой «Нахар», обеспечивающей возмож1 ость маловысотного полета Bi ie зависимости от времен! i суток и погод! 1ых условий.

Усовершенствованный вариант БРЛС RDY способен одновременно сопровождать несколько малоразмерных целен, летящих на предельно малых высотах, осуществлять картографирование земной поверхности с высокой степенью разрешения, а также сопровождать мобильные наземные малоразмерные цели.

Конструкция планера самолета «Мираж»2000- 5 Мк.2 несколько усилена. Максимальная взлетная масса возросла до 17 500 кг. 30 апреля 1999 г. был подписан контракт на закупку Грецией 15 истребителей «Мираж»2000 Мк.2. Кроме того, соглашением предусматривается доработка в этот вариант еще 10 ранее полученных «Миражей»2000. Поставки самолетов начались в 2001 г.

История создания

18 декабря 1975 года правительство Франции приняло решение о создании для ВВС истребителя нового поколения, предназначенного для завоевания господства в воздухе и решения задач ПВО. Первый опытный самолет Mirage-2000 поднялся в воздух 10 марта 1978 года. Параллельно с одноместным боевым самолетом был разработан двухместный учебно-боевой Mirage-2000В, его первый полет состоялся в 1980 году. Mirage-2000В послужил основой для создания целого семейства двухместных ударных самолетов, пришедших на смену истребителям-бомбардировщикам Dassault Mirage-III и Mirage-V (эти машины описаны в книге В. Е. Ильина и М. А. Левина "Современные истребители") и "евростратегических" бомбардировщиков Dassault Mirage-IV. В 1983 году был создан двухместный истребитель-бомбардировщик Mirage-2000N, предназначенный для доставки французских ядерных боеприпасов. фактически на этот самолет были возложены задачи, аналогичные задачам американских истребителей-бомбардировщиков F-100 и F-101 конца 1950-х - начала 1960-х годов. Создание французской бомбы началось еще в 1945 году, когда по указанию президента Шарля де Голля был образован Комиссариат по атомной энергии СЕА (Commissariant a l"Energie Atomique), на который возлагались задачи по организации национальной ядерной программы. В.1951 году началась непосредственная разработка ядерного оружия, координировавшаяся созданным для этого Управлением по специальному вооружению (Commandement des Armes Speciales). В декабре 1954 года на основании секретного указа премьер-министра эти работы были ускорены, а в мае 1955 года началось проектирование конкретных "спецбоеприпасов". В ноябре 1956 года СЕА приступил к подготовке первого французского взрыва опытного ядерного устройства, который произвели 11 февраля 1958 года. В апреле того же года была принята программа оснащения ВВС Франции ядерным оружием, в соответствии с которой в 1960-64 гг. предполагалось изготовить 40 ядерных бомб для вооружения бомбардировщиков Dassault Mirage-IV. 13 февраля 1960 года на полигоне в Алжире была взорвана первая французская плутониевая (Pu 239) ядерная бомба AN-11 мощностью 60-79 Кт. В дальнейшем этот боеприпас подвергся ряду усовершенствований, направленных на снижение его массы. В окончательном виде (взрыв 1 мая 1962 г.) бомба имела мощность 50 - 60 Кт. Ее первый сброс с реального самолета-носителя - бомбардировщика Mirage-IVА - состоялся 19 июля 1966 г., однако развертывание ядерного оружия началось несколько раньше - осенью 1964 года. Бомба массой 1500 кг имела корпус оживальной формы длиной 6,6 м с развитым оперением и размещалась в полуутопленном положении под фюзеляжем самолета Mirage-IV (каждый бомбардировщик мог нести лишь один боеприпас). Имелся взрыватель с временным механизмом, обеспечивающий подрыв боеприпаса на большой высоте, а также радиовзрыватель (для низковысотного взрыва). 40 бомб AN-11 поступили на вооружение 36 бомбардировщиков Mirage-IV. Mirage-IVА с бомбой AN-11 и двумя ПТБ имел боевой радиус действия 1500 км (по профилю большая-малая-большая высота) и мог рассматриваться лишь как оперативно-тактическая система оружия. По американским данным, в 1964 году ВВС Франции располагали четырьмя ядерными бомбами, в 1965 году их число увеличилось уже до 32, а в 1966 году до 36. Совершенствование советской системы ПВО заставило ударную авиацию перейти к действиям на малых высотах. Однако конструкция бомбы AN-11 позволяла применять ее лишь с больших высот. Потребовалось создание маловысотной модификации, снабженной тормозным парашютом. Модернизированный боеприпас, получивший обозначение AN-22, имел несколько увеличенную мощность (до 100 Кт) и усовершенствованную предохранительную систему. Масса бомбы составила 1400-1500 кг. В 1968 году началось переоборудование бомб AN-11 в AN-22. Всего ВВС Франции получили 36 бомб AN-11, которыми вооружались 36 бомбардировщиков Mirage-IVА (одновременно эти самолеты были оснащены системой дозаправки в воздухе и приобрели способность наносить стратегические удары по территории СССР). В 1972 году число AN-22 было сокращено до 32, в 1983-85 гг. - до 28, в 1986-87 гг. -до 24 и в 1988 году - до восьми. В начале 1990-х годов эти боеприпасы были сняты с вооружения. 2 июля 1966 году был испытан первый французский "тактический" ядерный боеприпас - плутониевая бомба AN-52. Мощность взрыва оценивалась в 30 Кт. В 1972 году бомба поступила на вооружение тактической авиации, а 28 августа 1973 г. на атолле Мороруа самолетом Dassault Mirage-IIIЕ было выполнено первое реальное бомбометание этим боеприпасом (мощность взрыва составила 6,6 Кт). Кроме того, AN-52 была использована в качестве боевой части тактической ракеты "Плутон", поступившей на вооружение французской армии. Существовало два варианта боеприпаса AN-52, имевшие мощность 6-8 и 25 Кт (из 80-100 изготовленных боеприпасов AN-52 2/3 имели уменьшенную мощность). Масса ядерной бомбы AN-52, внешне напоминающей подвесной топливный бак, составляла 455 кг, длина - 4,2 м, диаметр - 0,6 м, размах оперения - 0,8 м. Бомба имела тормозной парашют, стандартная высота подрыва составляла 150 м. Для подвески тактических ядерных бомб было оборудовано 30 истребителей-бомбардировщиков Mirage-IIIЕ (использовались в этом качестве в

1973-88 гг.) и 45 SEPECAT Jaguar А (1974-91 гг.). Кроме того, в составе ВМС имелось 24 истребителя-бомбардировщика Super Etendard, также способных нести ядерное оружие. На самолетах Mirage-IIIЕ и Jaguar A боеприпас AN-52 подвешивался на центральном подфюзеляжном узле, а на истребителе-бомбардировщике Super Etendard - под правой консолью крыла на узле подвески №6. В 1991 году бомбу AN-52 также сняли с вооружения.

68 самолетов французских ВВС North American F-100D Super Sabre, базировавшихся в Западной Германии в 1961-66 гг., оснащались американскими термоядерными бомбами В28. Это были модификации В28ЕХ (массой 925 кг) и B28RE (984 кг), мощность которых составляла 70 Кт. Контроль за боеприпасами осуществлялся персоналом США. Официально французское правительство до сих пор не подтвердило факта обладания в 1960-х годах ядерными бомбами американского производства. В 1970-х годах начались работы по созданию авиационного ядерного оружия нового поколения - сверхзвуковой крылатой ракеты Aerospatiale ASMP (Air-Sol Moyenne Portee). 17 июля 1974 году была испытана ядерная боевая часть TN-80 мощностью 300 Кт, предназначенная для комплектования ракеты. Испытания этой БЧ завершились в 1980 году, и первые ракеты ASMP с TN-80 поступили на вооружение ВВС Франции в сентябре 1985 года. В 1984 году начались испытания облегченной БЧ TN-81 (масса 175-200 кг), завершившиеся в 1985 году. Ракета ASMP оснащена прямоточным воздушно-реактивным двигателем (в качестве топлива используется керосин) и стартовым твердотопливным ускорителем. Максимальная скорость на большой высоте соответствует М=3, у земли - М=2. Диапазон дальностей пуска 100-300 км (очевидно, для ракеты с БЧ TN-80) или 90 - 350 км. Стартовая масса КР - 840 кг. Всего изготовлено 90 ракет ASMP и 80 ядерных БЧ для них. Первоначально носителями ракет являлись 18 самолетов Mirage-IVP (с мая 1986 года переоборудовавшихся из бомбардировщиков Mirage-IVА), однако в 1997 году Mirage-IVР был снят с вооружения и единственными "атомными" самолетами во французских ВВС остались 42 истребителя-бомбардировщика Mirage-2000N (из 45 построенных), начавшие поступать в строевые части с июля 1988 года. ВВС Франции получили 25 самолетов этого типа 1-й серии, имевших обозначение Mirage-2000N-К1 и несущих только ракету ANSP. Самолеты оснащены БРЛС "Антилопа", обеспечивающей полет в режиме следования рельефу местности, а также дублированной ИНС и сдвоенным радиовысотомером. С 1988 по 1993 год строились ударные самолеты Mirage-2000N-К2, способные применять как ядерные ракеты ASMP, так и обычные боеприпасы. Всего предполагается построить 75 истребителей-бомбардировщиков Mirage-2000М. На базе Mirage-2000N в 1991 году был создан многоцелевой ударный самолет Mirage-2000D, первоначально именовавшийся Mirage-2000М, предназначенный для доставки различных типов неядерного оружия класса "воздух-поверхность" (в составе его вооружения отсутствует ракета ASMP). Самолет оснащен системой следования рельефу местности с БРЛС Антилопа-50 и усовершенствованными средствами РЭП. В 1994 году самолеты этого типа начали поступать на вооружение ВВС Франции (до 1999 года должно быть поставлено 90 самолетов этого типа). Первые шесть бомбардировщиков Mirage-2000D (R1N1L) оснащались исключительно ударным оружием с лазерным наведением (контейнер "Атлис", две УР Aerospatiale AS.30L или три КАБ), а также двумя ракетами Matra Magic. Самолеты Mirage-2000D серии R1 могут нести весь комплекс ударного вооружения ВВС Франции (свободнопадающие бомбы, НАР). Истребители-бомбардировщики Mirage-2000D серии R2, поставка которых началась в 1997 году, должны нести тактическую крылатую ракету "Апаш" (Apache). Вместе с истребителями Mirage-2000С истребители-бомбардировщики Mirage-20000 в составе межнациональных сил НАТО приняли участие в "миротворческих" действиях в Боснии. ВВС Франции сообщили о потере истребителя Dassault Mirage-2000D, 30 августа 1995 года сбитого в районе города Пале сербской ПВО. Оба летчика катапультировались. Mirage-2000D участвовал в налете на позиции сербских ЗРК, а также склады боеприпасов и амуниции, сосредоточенные в этом районе. Ударные варианты Mirage-2000 применялись в боевых действиях против Югославии в 1999г.

Особенности конструкции

Планер и общесамолетные системы ударных вариантов самолета Mirage-2000 подобны планеру УБС. Фонарь кабины истребителя-бомбардировщика Mirage-20000 имеет золочение, снижающее радиолокационную заметность. Самолеты могут оснащаться неубираемыми приемниками системы дозаправки в воздухе.

Силовая установка

На самолете установлен один ТРДДФ SNECMA M53-Р5(1х9900 кгс).

Бортовое оборудование

Многоцелевая допплеровская БРЛС Dassault Electronics/Thompson-CSF "Антилопа", обеспечивающая автоматическое следование рельефу местности на высоте 60 м при скорости до 1112 км/ч. БРЛС Антилопа-5 на самолете Mirage-2000М обеспечивает коррекцию навигационной системы по высоте. Станция Антилопа-5-3C (Mirage-2000D) имеет режим картографирования местности, обеспечивающий экстремальную корреляционную навигацию. Самолет имеет встроенный комплекс РЭП ICMS, в состав которого входит приемник радиолокационного излучения Thompson-CSF Serval, автоматическая система выброса ИК ложных целей Матра "Спираль" (размещена в зализах в местах сопряжения крыла и фюзеляжа). Имеется система активных помех Dassault "Камелеон". Mirage-2000М оснащен двумя инерциальными платформами SAGEM, двумя усовершенствованными радиовысотомерами TRT AHV-12 и встроенным вертикальным АФА "Омера" (для контроля результатов бомбометания). В передней и задней кабине самолета "Mirage." 2000N имеется по одному цветному индикатору на ЭЛТ фирмы Thompson-CSF, а также ИЛС VMC-180 (в передней кабине). Самолет Mirage-2000D оснащен также многофункциональными экранными индикаторами (один - у летчика и два - у оператора). На подфюзеляжном узле подвески может размещаться РЛС БО Thompson-CSF "Рафаэль", малогабаритный контейнер для ведения фоторазведки Dassault COR2 (масса - 400 кг), длиннофокусная фотоаппаратура для съемки на большой дальности Dassault АА-3-38 "Гарольд" (680кг). Самолет Mirage-2000D может нести контейнер с тепловизионной аппаратурой (FUR) Dassault/TRT/Intertechinc Rubis (110 кг), телевизионно-тепловизионную всепогодную систему слежения Thompson-CSF PDLCT (340 кг; на экспортных самолетах Mиpaж-2000S - CLDP/ "Атлис"2). Для ведения радиоэлектронной разведки самолет может оснащаться контейнером Thompson-CSF TMV 004 (CT51J) "Кайман" массой 550 кг или контейнером Thompson-CSF "Астак" (400 кг). Подвесные средства РЭП включают два контейнера активных Thompson-CSF DB3141/3163 "Ремора" (2х182 кг). На бомбардировщиках, участвующих в боевых действиях над Боснией, в 1994 г. установлена ИК-система оповещения о приближении ракет SAT SAMIR (размещена на АПУ ракет Magic).

Вооружение

Встроенное пушечное вооружение отсутствует. Ракеты класса "воздух-поверхность" Aerospatiale AS.30L; КР Aerospatiale ASMP с ядерной БЧ (Mirage-2000М); тактическая крылатая ракета с неядерной БЧ Matra Apache (Mirage-2000D, дальность пуска до 150 км, поступление на вооружение ожидается в 1997 г.) или SCALF (программа ATPGD, 400 км, 2001 г.), свободнопадающие бомбы и НАР общей массой до 6300 кг. Для самообороны самолет может оснащаться двумя УР Matra R.550 Magic или Magic-2 с ТГС.

Источники и ссылки

  • Ильин В.Е. Многоцелевые истребители зарубежных стран
Основные характеристики многоцелевого истребителя Mirage-2000
Mirage-2000
Фирма-изготовитель Dassault
Начало работ по программе 18.12.1975
Первый полет 10.03.1978
Размеры
Mirage-2000
Размах крыла, м 9,13
Длина самолета, м 14,55
Высота самолета, м 5,20
Площадь крыла, м 2 41,0
Массы, кг
Mirage-2000
Максимальная взлетная 17 000
Нормальная взлетная 12 200
Пустого самолета 7600
Взлетная без внешних подвесок 10 960
Топлива во внутренних баках 3100
Топлива в ПТБ 3720
Силовая установка
Mirage-2000
Фирма-изготовитель SNECMA
Тип ТРДДФ
Марка M53-P5
Тяга, кгс 9900
Количество 1
Летные характеристики
Mirage-2000
Максимальная скорость, число М 1,4
Максимальная скорость на малой высоте соответствует, М 1,2
Практический потолок, м 16 460
Перегоночная дальность, км 3330
Длина разбега, м 600
Максимальная эксплуатационная перегрузка 8,0
Вооружение
Mirage-2000
Встроенное пушечное Отсутствует
Ракеты класса "воздух-поверхность" AS.30L, КР ASMP с ядерной БЧ (Mirage-2000N), ТКР Apache (Mirage-2000D, КР SCALF
Ракеты класса "воздух-воздух" До двух ракет Magic или Magic-2
КАБ До трех
НАР и бомбы до 6300 кг
Фотографии и схемы

Истребитель-перехватчик/многоцелевой истребитель

Экипаж 1 чел.


Основной современный истребитель французских ВВС, заменяющий самолеты «Мираж» III и частично «Мираж» F1. Работы по его созданию были начаты фирмой Дассо-Бреге в инициативном порядке в 1973 г. Официальное решение о создании нового истребителя было принято командованием ВВС Франции 18 декабря 1975 г. Предполагалось, что самолет будет сочетать скоростные и разгонные характеристики истребителя-перехватчика «Мираж» F.1 со способностью самолета «Мираж» III вести ближний маневренный воздушный бой. При разработке истребителя фирма Дассо вновь вернулась к хорошо освоенной ею схеме «бесхвостка», отлично зарекомендовавшей себя на истребителях «Мираж» III, «Мираж» 5 и бомбардировщике «Мираж» IV.

Первый опытный самолет «Мираж» 2000 впервые поднялся в воздух 10 марта 1978 г., а в 1979 г. на Парижском авиасалоне демонстрировались уже три самолета этого типа.

Первый серийный истребитель-перехватчик «Мираж» 2000С совершил первый полет в ноябре 1982 г., а первая эскадрилья ВВС Франции, оснащенная новыми самолетами, приступила к боевому дежурству летом 1984 г. ВВС Франции был поставлен 121 самолет «Мираж» 2000С Серии SI, S2 и S3 (37 самолетов) оснащались ТРДДФ М53-5 и БР ЛС RDM, на истребителях серий S4 и S5 (84 самолета, строились с 1987 по 1993 г.) устанавливались более совершенные радиоприцелы RDI и двигатели М53Р-2. В дальнейшем самолеты «Мираж» 2000С первых серий также были доработаны до уровня самолетов позднего выпуска.

Параллельно с одноместным боевым самолетом создан двухместный УБС «Мираж» 2000В (первый полет состоялся в 1980 г., ВВС Франции поставлено 32 самолета этого типа, кроме того, четыре с парки «Миража» 2000BG поставлены Греции, семь «Миражей» 2000ТН - Индии и четыре «Миража» 2000ВМ - Египту). На базе УБС «Мираж» 2000В создано целое семейство двухместных ударных самолетов (см. отдельно).

Дальнейшим развитием типа одноместного истребителя стали самолеты «Мираж» 2000Б (с более мощным ТРДДФ М53-Р2), предназначенные для поставок на экспорт. На истребителях устанавливались БРЛС RDM с системой радиолокационной подсветки для УР класса воздух - воздух средней дальности «Супер» 530D. Самолеты этого типа поставлялись ОАЭ (22 «Миража» 2000EAD), Египту (16 «Миражей» 2000ЕМ), Индии (42 «Миража» 2000Н) и Перу (10 «Миражей» 2000Р).

По неофициальным сообщениям, самолеты ВВС Индии (или их часть) выполнены в ударном варианте и оснащены БРЛС «Антилопа» 5, дублированной ИНС, а также автоматической системой выброса И К ловушек «Спираль».

Двухместный учебно-боевой вариант этого самолета получил обозначение «Мираж» 2000ED (шесть «Миражей» 2000EAD поставлены ОАЭ).

Еще одной экспортной модификацией стал всепогодный разведчик «Мираж» 2000R - вариант самолета «Мираж» 2000Е» Восемь разведчиков «Мираж» 2000RAD поставлены ОАЭ*

В марте 1988 г. совершил первый полет опытный самолет «Мираж» 2000-3, созданный фирмой в инициативном порядке и оснащенный новой системой кабинной индикации с использованием четырех многофункциональных цветных дисплеев на ЭЛТ. В дальнейшем на самолете этого типа испытывала сь БРЛС RDY.

В январе 1992 г. начались летные испытания опытного самолета «Мираж» 2000-4, предназначенного для отработки перспективной УР средней дальности Матра MICA.

В октябре 1990 г. начались летные испытания много-целевого истребителя «Мираж» 2000-5, оснащенного новым БРЭО и вооружением, а также более мощным двигателем М88-Р20. В 1994 г. начались работы по переоборудованию в вариант «Мираж» 2000-5 37 истребителей-перехватчиков «Мираж» 2000С наиболее позднего выпуска (программу предполагается завершить в 2000 г.). Для поставок на экспорт создан двухместный учебно-боевой вариант этого самолета.

Самолеты «Мираж» 2000-5 в 1992 г. были заказаны Тайванем (48 одноместных истребителей «Мираж» 2000-5Ei и 12 УБС «Мираж» 2000-5Di, начало поставок - 1996 г.); а в 1994 г. - ВВС Катара (девять истребителей «Мираж» 2000-5EDA и три УБС «Мираж» 2000-5DDA, начало поставок - 1997 г.).

Общий объем закупленных и заказанных самолетов «Мираж» 2000 (вместе с двухместными ударными модификациями) - 547 единиц (в том числе семь прототипов и шесть самолетов, используемых фирмой в качестве летающих лабораторий). Из этого числа 318 самолетов заказаны ВВС Франции, остальные (42%) предназначены на экспорт. Стоимость одного истребителя 34,5 млн, долл.

(для ВВС Греции).

Модификации:

«Мираж» 2000С - истребитель-перехватчик;

«Мираж» 2000Е - истребитель-перехватчик;

«Мираж» 2000-5 - многоцелевой истребитель;

«Мираж» 2000В - учебно-боевой самолет;

«Мираж» 2000ED - учебно-боевой самолет;

«Мираж» 2000R - самолет-разведчик

Размеры. Размах крыла 9,13 м; длина самолета 14,36 м (14,55 м - «Мираж» 2000В); высота самолета 5,20 м; площадь крыла 41,0 м2.

Массы и нагрузки, кг: максимальная взлетная 17 000, нормальная взлетная 12 200, пустого 7500, взлетная без внешних подвесок 10 860, топлива во внутренних баках 3160 (3100 - «Мираж» 2000В), топлива в ПТБ

3720, боевой нагрузки 5800.

Силовая установка. ТРДДФ SNECMA М53-Р2

(1 х 9560 кгс) или М53-Р20 (1 х 9900 кгс).

Летные характеристики. Максимальная скорость

2340 км/ч (М = 2,2); максимальная скорость на малой высоте 1300 км/ч (М = 1,2); максимальная скороподъемность 285 м/с; практический потолок 16 460 м; практическая дальность (без ПТБ): на малой высоте 650 км, на большой высоте 1650 км; перегоночная дальность 3330 км;

длина разбега 600 м; максимальная эксплуатационная перегрузка 9,0.

Особенности конструкции. Самолет выполнен по схеме «бесхвостка» с треугольным крылом (угол стреловидности по передней кромке 58") с неустойчивой компоновкой и аналоговой ЭДСУ. В средней части фюзеляжа в местах стыковки с крылом имеются развитые аэродинамические зализы, уменьшающие интерференционное сопротивление, повышающие жесткость конструкции и обеспечивающие дополнительные внутренние объемы

Самолет оснащен катапультным креслом Мартин-Бейкер F10Q, выпускаемым по лицензии фирмой Испано-Сюиза и обеспечивающим спасение летчика на нулевой скорости и высоте.

Оборудование. Доплеровская БРЛС RDM фирмы Томсон-CSF (на первых серийных истребителях-перехватчиках «Мираж» 2000С), импульсно-доплеровская БРЛС RDI (на истребителях более позднего выпуска) или многоцелевая RDY (на истребителях «Мираж» 2000-5; способна одновременно сопровождать несколько целей). Установлена БЦВМ типа 2084 (на «Мираже» 2000-5 - БЦВМ XR13), цифровой автопилот SFENA 605 (на «Мираже» 2000-5 - SFENA 608), ИНС SAGEM «Улисс» 52, радионавигационное оборудование, радиовысотомер. На самолете «Мираж» 2000-5 установлен приемник спутниковой навигационной системы.

Самолеты «Мираж» 2000С имеют систему кабинной индикации Секстант TMV-980, включающую обычные электромеханические кабинные приборы, а также ИПВ VMC-180 и ИЛС VE-130. На самолете «Мираж» 2000-5 применено новое кабинное приборное оборудование Секстант «Комет» с четырьмя цветными многофункциональными индикаторами на ЭЛТ.

Оборонительные средства РЭП включают приемник излучения РЛС Томсон-CSF «Сервал», а также систему активных помех «Сейбр», На самолете «Мираж» 2000-5 имеется 1С MS Mk.2, предназначенная для обнаружения работы систем управления неприятельских ЗУР.

Самолеты имеют систему выброса И К ложных целей Матра «Спираль» (размещена в местах сопряжения крыла и фюзеляжа начиная с 93-го самолета «Мираж» 2000С) или Дассо «Эклайр» (на более ранних самолетах, размещена в контейнере тормозного парашюта, приводится в действие вручную). На самолетах, участвовавших в боевых действиях над Боснией, в 1994 г. установлена ИК система оповещения о приближении ракет SAT SAMIR (размещена на АПУ ракет «Мажик»),

Самолеты могут оснащаться съемными неубираемыми топливоприемниками системы дозаправки в полете.

На подфюзеляжном узле подвески самолета «Мираж» 2000Е может размещаться РЛС ВО Томсон-CSF «Рафаль», малогабаритный контейнер для ведения фоторазведки Дассо COR2 (масса 400 кг), длиннофокусная фотоаппаратура для съемки на большой дальности Дассо АА-3-38 «Гарольд» (680 кг), а также телевизионно-тепловизионная всепогодная система слежения и целеуказания СЬВР/«Атлис» 2.

Для ведения радиоэлектронной разведки самолет может оснащаться контейнером Томсон-CSF TMV 004 (CT51J) «Кайман» массой 550 кг или контейнером Томсон-CSF «Астак» (400 кг).

Подвесные средства РЭП включают два контейнера активных помех Томсон-CSF DB3141/3163 «Ремора» (2 х 182 кг).

Вооружение. Две пушки DEFA 554 (30 мм, 2 х 125 снарядов, на самолетах «Мираж» 2000В и «Мираж» 2000ED не устанавливаются).

Самолет «Мираж» 2000С несет две УР класса воздух - воздух Матра «Супер» 530D или (на самолетах с недоработанными БРЛС RDM) Матра 530Е; две УР малой дальности Матра R.550 «Мажик» или «Мажих» 2. При действии по наземным целям самолет может брать на борт до 6300 кг вооружения, в том числе две УР с лазерным наведением AS.30L, противорадислокационные ракеты «Армат» или ПКР АМ.39 «Экзосет», свободнопа-дающие бомбы, бомбовые кассеты или НАР.

Самолет «Мираж» 2000-5 имеет расширенный состав вооружения, который может включать до четырех ракет класса воздух - воздух средней дальности MICA, до четырех УР «Мажих» 2, до трех КАБ массой по 1000 кг с лазерным наведением, а также одну тактическую крылатую ракету с неядерной БЧ Матра «Апаш» (дальность пуска до 150 км, поступление на вооружение ожидается в 1997 г.) или SCALP (программа ATPGD, 400 км, 2001 г.).

Состояние. Строится серийно Состоит на вооружении или заказан ВВС Франции, Египта, Индии, Перу, ОАЭ, Греции, Иордании и Тайваня. Рассматривается вопрос о поставках самолетов «Мираж» 2000 ряду стран, ранее входивших в Варшавский Договор (в частности, Польше и Чехии).

Боевое применение. В составе ВВС Франции участвовал в боевых действиях против Ирака в 1991 г Самолеты «Мираж» 2000С патрулировали воздушное пространство Саудовской Аравии, контактов с самолетами противника не имели. Использовались в боевых действиях в Боснии.

Похожие статьи

© 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.