Типичные ошибки при выборе. Беседа по профориентации: «Кот в мешке, или Типичные ошибки при выборе профессии»

При выборе будущей профессии многие школьники допускают ряд ошибок. Чтобы этого не произошло, ниже интернет-издание " " приводит основные ошибки, которые допускаются при выборе профессии.

1. Престижность профессии. Чаще всего школьники выбирают будущую специальность, опираясь на уровень престижа. Чаще всего это юристы, экономисты, финансисты. Хотя есть и другие профессии, которые необходимы и на них есть спрос на рынке труда, например, эколог, инженер и т. д. Не стоит считать, что профессии, которые не «модные» менее важные и востребованные.

2. Влияние окружающих людей. Друзья вот кто влияет на выбор профессии. Все идут на эту специальность значит и я пойду. Но не стоит сравнивать себя с ними. Одежду ты выбираешь по своему вкусу, а не вкусу друзей. То же самое касается и будущей специальности.

3. Дети выбирают профессию, потому что ней занимается их кумир. Например, школьница очарована преподавателем математики и выбирает специальность только из-за него, хотя математике может быть и слабой. У мальчишек в кумирах спортсмены, что тоже влияет на выбор будущей профессии.

4. Выбор профессии из-за увлеченности только одной ее стороной. Например, актер выступает на сцене перед многочисленным зрителем, который его обожает, но этот труд очень тяжелый и требует много времени. В этом случае дети видят только одну сторону - популярность, сцена и деньги. А то, что это требует большого труда - они не видят.

5. Привязанность к определенному школьному предмету. Школьник выбирает будущую специальность по любви к одному предмету. Но стоит знать, что профессии чаще всего включают в себя знания сразу нескольких школьных предметов.

6. Устаревшая информация о той или иной специальности. Мир не стоит на месте, на производствах внедряются новые технологии, которые делают профессию более престижной и современной.

7. Нежелание разобраться в своих способностях. Помочь разобраться в своих способностях могут родители, учителя или психологические тесты на профессиональную ориентацию.

8. Недооценка своих физических способностей. Есть профессии, которые требует здоровый организм, к ним относят все военные профессии. Но школьники это не всегда понимают.

9. При выборе профессии школьник не владеет полной информацией о ней. Он не знает, чем занимаются представители выбранной профессии, и какие обязанности они выполняют.

10. Выбор профессии основывается на желании учиться в конкретном месте. Школьник хочет учиться в определенном городе, в конкретном ВУЗе и ему неважно какие там специальности и сможет ли он «потянут» по своим знаниям.

Лекция по профориентации школьников

Цели лекции:

Ø раскрыть возможные ошибки, которые наиболее часто допускаются при выборе профессии;

Ø проконтролировать знания учащихся о рынке труда, профессиях.

Ø научить избегать ошибок, применять знания на практике;

Ø развивать интерес к мероприятиям по профориентации;

Тип лекции: комбинированный.

Формы и методы лекции: эвристическая беседа, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: доска, плакаты по теме лекции, ТСО (презентация, фрагменты телепрограмм по теме).

План проведения лекции.

1. Организационный момент. 2. Профессиональный план;

3. Ошибки при выборе профессии - незнание самого себя; - незнание мира профессий; - незнание правил выбора профессии.

4. Ответы на интересующие вопросы 5. Подведение итогов лекции.

Ход лекции:

1. Организационный момент.

В мире существует огромное множество профессий, и выбрать ту одну- единственную и на всю жизнь очень сложно. Никто не застрахован от ошибок. Порой приходится менять несколько профессий прежде, чем найдешь ту, которая по душе. «Это не мое. Это не по мне. Это не для меня. Не интересно», - подобные высказывания встречаются довольно часто. Человек не удовлетворен работой, нет стремления к творчеству, «на работу, как на плаху» - это приводит к подрыву душевных сил, нервозности, делает людей несчастными. Порой даже высокая зарплата не приносит удовлетворения.

Вопрос: Почему так происходит? (Ответы и размышления ребят.)

Часто задумываются над тем, кем быть, какую профессию выбрать современные старшеклассники, готовящиеся к выпускным экзаменам в общеобразовательных школах. Почему проблема выбора профессии является одной из главных в жизни человека? Правильно ли считают многие, что профессию выбирают один раз и на всю жизнь? Ответ на эти и многие другие вопросы, связанные с профессиональным самоопределением раскрывают правила выбора профессии.

Иногда говорят: жизненный опыт приобретается только собственным путем, через собственные ошибки. Ученые-социологи подсчитали, что примерно 40% молодежи из-за незнания правил выбора профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирают профессию не соответствующую их интересам , склонностями и способностям, внутренним убеждениям.

В рамках общеобразовательной школы в настоящее время введена система профессиональной ориентации. Целью ее является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда.

Профессиональный план.

Профессиональный план можно представить схематично в виде составляющих: «хочу», «могу», «надо» .

Цель плана — определить «Чем я хочу заниматься?», «Кем я хочу быть?», то есть он отражает словесно-образное мышление «хочу».

Познание себя, своих возможностей, способностей, учет состояния здоровья тесно связаны с «могу». А к образу «надо» относятся: знание профессиональной сферы и определение необходимых путей и средств повышения цели.

Рациональное соотношение образов «хочу» - «могу» - «надо» обусловливает сознательность выбора профессии, а глубокое знание их предметного содержания обеспечивает успешность выполнения профессионального плана.

Всегда надо помнить о том, что в профессиональном плане должен обязательно присутствовать запасной вариант. Жизнь динамична и изменчива. На пути реализации поставленной цели могут возникнуть неожиданные препятствия: неудача на вступительных экзаменах в вуз, непредвиденное снижение спроса на избранную профессию, отсутствие материальных возможностей, переезд на другое место жительство и многое другое.

Ошибки при выборе профессии

Мы все прекрасно понимаем, выбирая будущую профессию надо попытаться избежать ошибок. Знание этих ошибок поможет вам избежать их в процессе выбора.

Существует 3 группы ошибок, допускаемых при выборе профессии:

· незнание самого себя;

· незнание мира профессий;

· незнание правил выбора профессии.

Незнание самого себя

1.Необъективная оценка своих способностей (завышение или занижение) Необходимо развивать способности и адекватно, критически их оценивать.

Пример: малообщительный человек, склонный к уединению выбирает профессию менеджера, требующую постоянного общения с людьми.

«Талантливость состоит из 1% вдохновения и 99% тяжкого труда»,- Томас Эдисон.

2.Незнание своего здоровья;

Множество случаев, когда особый интерес к профессии и развитие личных способностей, отвечающих профессиональным требованиям противоречат медицинским показаниям.

Пример : близорукость (постоянно надо носить очки) - не желательно работать с чертежами, сборкой микросхем, огранкой камней, противопоказаны полиграфические профессии (наборщик, печатник, корректор) и т.д. - близорукость будет прогрессировать. Учебные заведения требуют медицинскую справку.

3.Неумение, а иногда нежелание соотнести свои способности с требованиями профессии.

Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи. Полезными также могут оказаться психологические тесты, а также статьи и публикации на тему популярной психологии. Однако имей ввиду, что среди них много непрофессиональных, так что относить критически как к результатам тестов, так и к тому, что пишут в психологических книжках. Задача популярных тестов - активизация деятельности по самопознанию (самонаблюдению, самоанализу), а не выдача тебе готового ответа на вопрос о том, кем быть или наклеивание ярлыка о том, какой ты.


Незнание мира профессий.

Одна из причин неправильного выбора профессии - слабая информированность о мире профессий . Прежде всего:


4.Отношение к выбору профессии как к неизменному.

В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени. Проанализируйте ситуацию на рынке труда. Обратите внимание на то, что с каждым годом появляются все новые профессии. Будьте готовы к тому, что придется регулярно повышать квалификацию, осваивать смежные специальности. Не бойтесь того, что выбор професии сейчас, в 11 классе, фатальным образом определит всю Вашу судьбу. Изменение выбора, освоение новой специальности сделает Вас ценным специалистом, востребованным в междисциплинарных областях деятельности. Первая профессия, даже если Вы затем передумаете и найдете что-то более привлекательное, пригодится в неожиданных ситуациях. Например, первое образование искусствоведа поможет юристу по своему второму образованию разобраться в сложных вопросах наследования антикварных ценностей...


5.Устаревшее представление о характере и условиях труда в конкретной профессии.


6.Предубеждения в отношении престижности профессий
.

Понятие престижности, как мода, приходит и уходит. Пример: В 60-ти десятые годы профессия геолога или инженера конструктора были очень популярны. Некоторые абитуриенты при выборе профессии опираются на престижность и популярность. Ни для кого не секрет, что в нашей стране работа, связанная с физическим трудом, считается не престижной и подходящей лишь для тех, кого природа яко бы не наградила выдающимися умственными способностями. Именно поэтому большая часть школьных выпускников метит в юристы, экономисты, журналисты и т.д., а после окончания вуза с трудом находит работу по специальности. Представителей же «не престижных» рабочих специальностей довольно мало, однако их услуги востребованы и высоко оплачиваются. В последние годы стали одинаково востребованы и популярны профессии, связанные с программированием, интернет-технологиями и работой вычислительной техникой. Таким образом, престижность профессии зависит от состояния рынка труда.

Вопрос : Что значит «престижная профессия» для вас? (Ответы учащихся).

Правильнее было бы определить для себя характер и условия работы.

Незнание правил выбора профессии.

7. Отождествление учебного предмета с профессией

Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много - переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят. Полистайте газеты с вакансиями (там обычно указывается, какое образование требуется для конкретной вакансии). Например, человек с лингвистическим образованием ("русский язык и литература", "иностранный язык" в школе) может работать и преподавателем, и переводчиком, и редактором, и серетарем-референтом. Тем более имей ввиду, что профессий существует больше, чем школьных предметов . Скажем, будущему экономисту в школе может нравиться одновременно и математика, и география.

8.Перенос отношения к человеку на профессию

При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности. Особенно опасно очарование преподавателем (если тебя восхищает душевность физика - это не значит, что тебе нравится физика сама по себе, вне "комплекта"). Кроме того, часто ребята совершают ошибку, стараясь получить профессию кумира - спортсмена, политика, журналиста, артиста. Спортсмены - они не все такие.

9. Выбор профессии «за компанию»

Не стоит подстраиваться под лучшего друга и идти в то или иное учебное заведение только потому, что он планирует туда поступить. Обычно такую ошибку совершают не очень уверенные в себе люди, испытывающие потребность в постоянном спутнике, советчике и наставнике. Если эта ситуация вам знакома, подумайте: интересна ли вам та или иная специальность, подходит ли она вашему характеру, состоянию здоровья, как вам давались школьные дисциплины, которые предстоит подробно изучать в вузе? Если вы хорошо обдумали вопрос и пришли к выводу, что выбранное другом учебное заведение вам не подходит, не стоит воспринимать это как трагедию. Ваша дружба не прекратится только потому, что друг станет медиком, а вы, к примеру, дизайнером. Пример: Вася идёт на пожарного, он рискованный и решительный человек, а Коля, следуя за ним, но по своей натуре очень осторожный и рассудительный. В итоге Вася всё-таки будет пожарным, а Коля вряд ли.

10. Неумение определить пути получения профессии.

Выбор профессии связан с процессом принятия решений. Принятие решений вообще многим людям дается сложно. Здесь играют роль и определенные черты характера (например, нерешительность, неуверенность), и слабая информированность, и неумение взвесить все «за» и «против» и остановиться на единственном, наиболее приемлемом варианте решения. При этом нужно отсечь другие, может быть, заманчивые, но мало реальные или имеющие отдаленные негативные последствия, варианты. Некоторые люди вообще предпочитают, чтобы за них принимал решения кто-то другой.

Итак, при выборе профессии нужно:

1. Уметь ориентироваться в большом количестве профессий.

3. Знать, в каких учебных заведениях можно получить ту или иную профессию. Посетить дни открытых дверей.

4. Иметь основной и запасной вариант профвыбора (на случай, если не удастся осуществить задуманное).

Прежде всего, давайте обсудим, что значит «ошибки при выборе профессии»? Возможно ли их избежать?

У каждого из нас найдутся знакомые или родственники, которые поступали- в учебное заведение, а потом бросали по той причине, что учиться им было не интересно и тяжело или обучение по профессии не оправдало их ожидания. Другая категория людей получает диплом об образовании, кладет его на полку и больше никогда о нем не вспоминает и ищет работу совершенно -в другом направлении.

На первый взгляд, ничего страшного не происходит: не нравится - не работай по профессии. Однако, прежде всего, бесполезно потрачено время, которое уже не восполнить; затем, использована возможность бесплатного получения образования.

Как правило, такие выпускники занимают должности ниже полученного уровня образования и по истечении нескольких лет вынуждены пройти пере-обучение для того, чтобы претендовать на более высокую должность.

Специалисты по профориентации выделяют ряд ошибок, которые встречаются в практике наиболее часто.

~ Выбор профессии «за компанию».

В каждом классе находится минимум пара друзей, которые собираются поступать вместе в одно учебное заведение и выбирают одну профессию.

С одной стороны, это понятно: друзьями становятся, прежде всего, на основе общих интересов и увлечений, которые важно учитывать в профессиональной деятельности. С другой стороны, на успешность в профессии влияют также способности и возможности, которые могут быть разными. Другой вариант, когда просто не хочется ничего узнавать самому, собственных планов нет, а тут кто-то из знакомых уже съездил и все узнал.

~ Выбор престижной профессии.

В данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, специалиста по РК и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям (высокая эрудиция, энергия, коммуникабельность, работоспособность). Понятие «престижная профессия», быстро меняется. Несколько лет назад, например, профессия инженера была никому не интересна, в профессии оставались только те люди, которые являлись настоящими фанатами своего дела. Сегодня, наоборот, о профессиях инженерно-технического профиля говорят как об очень перспективных, принимаются различные государственные программы по поддержке этих специалистов.

~ Отождествление учебного предмета с профессией.

Отличительной чертой профессионального образования (особенно высшего), является то, что оно базируется на нескольких дисциплинах. На-пример, дизайнеру нужно уметь не только рисовать, но еще и знать химию, инженеру-проектировщику пригодится не только геометрия и алгебра, а еще и черчение и физика. Для овладения любой профессией необходимы знания по разным учебным предметам.

~ Отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится.

К примеру, младший брат восхищается старшим, врачом по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Но это далеко не всегда соответствует действительности.

Если нам нравится или не нравится конкретный человек, это ни в коей мере не является характеристикой его специальности и не свидетельствует о том, что и нам стоит ею заниматься. «Хороший человек» - это не профессия. Конечно, на него хочется быть похожим, но это касается личностных качеств и общего отношения к труду, а не подменяет способности к конкретному виду деятельности.

~ Несоответствие здоровья и условий труда по избранной профессии.

Необходимо знать и учитывать особенности своего организма, условий, в которых придется работать, иначе вас может ожидать разочарование или ухудшение состояния здоровья. Ряд профессий предъявляет очень жесткие требования к физическому здоровью, а для некоторых профессиональных занятий существует ряд строгих медицинских противопоказаний. Например, для повара, кондитера, водителя важно хорошее зрение.

~ Устаревшие представления о характере труда и возможностях профессии.

Незнание динамики развития профессий в связи с техническим прогрессом приводит к ошибкам. Нередко под названием профессии скрыт совершенно новый темп и характер труда. Всегда нужно стремиться узнать именно о современном облике профессии.

~ Выбор профессии под давлением родителей.

Очень часто родители совершают ошибки, влияющие на правильность профессионального выбора подростка, нередко они активно предлагают, а иногда даже настаивают на выборе варианта, который в силу различных обстоятельств не удалось осуществить им самим, таким образом, через ребенка пытаясь реализовать свою собственную мечту.

~ Выбор профессию по причине желания хорошо зарабатывать.

Заработная плата - характеристика не профессии, а должности. Она зависит от отрасли, от региона, от размера и формы собственности предприятия, от его экономического положения.

~ Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии.

Это одна из самых распространенных ошибок при выборе профессии. Отдавая предпочтения той или иной профессии, мы обращаем внимание на ее преимущества перед другими. Однако у любой профессии есть непривлекательные стороны, которые могут оказаться неприемлемыми для человека. Например, столь привлекательные творческие профессии, как дизайнер, режиссер, актер, имеют очень существенный недостаток - они слишком зависимы от обстоятельств (востребованность, творческие рамки и желание заказчика или продюсера и т. д.).

~ Неумение правильно проанализировать ситуацию при выборе профессии, незнание необходимых алгоритмов.

Итоги

При выборе профессионального и образовательного маршрута многие учащиеся допускают ошибки, связанные с низким уровнем информированности о себе, своих личных качествах, содержании профессиональной деятельности различных специалистов, рынке труда и образования. Избежать ошибок при выборе профессии можно, соотнеся свои интересы со своими возможностями и способностями, собрав и проанализировав информацию о профессиях, рынке труда и образовательных услугах. Сбор и анализ ин-формации можно осуществлять самостоятельно или прибегнуть к помощи специалистов.

Заметки о том, какие ошибки допускают молодые люди при выборе профессии. Итак, чего делать не стоит...

1. Выбирать профессию, не имея о ней достоверной информации.

Большинство молодых людей, размышляющих о дальнейших образовательных планах или о трудоустройстве, вообще очень мало осведомлены о том, какие бывают профессии и чем занимаются их представители. В результате ребята оказываются в ситуации выбора «кота в мешке».

Анализируя, подходит ли вам та или иная профессия, в первую очередь необходимо найти информацию о том, как, собственно, складывается типичный рабочий день ее представителей, сколько времени на какую конкретно деятельность они тратят. Сущность ведь не в названии профессии, а в том, что именно и в каких условиях предстоит делать.

Важно задуматься и над такими вопросами. Какие требования профессия предъявляет к способностям человека и что за противопоказания имеет, какой уровень подготовки необходим для овладения ею, где ее можно получить, дает ли она перспективы карьерного роста и с чем именно они связаны, востребована ли профессия на рынке труда.

2. Ориентироваться только на такие признаки, как престижность и/или доходность.

Распространенное заблуждение состоит в том, чтобы рассматривать престижную профессию саму по себе как источник дохода - дескать, деньги достаются просто за то, что человек ею обладает. Тут нужно понимать следующее.

Во-первых, оплачивается ведь не профессия, а должность, то есть выполнение конкретных функций в той или иной организации. Конечно, потенциальный уровень доходности в разных областях деятельности различается, но дело здесь, прежде всего не в профессии как таковой, а в месте работы человека, его статусе, уровне мастерства, балансе спроса и предложения на рынке труда.

Во-вторых, те профессии, что воспринимаются как престижные, на самом деле далеко не обязательно самые доходные. Ведь желающих заниматься ими обычно оказывается гораздо больше, чем реально требуется. Так, к примеру, средний уровень доходов квалифицированных рабочих в последние годы выше, чем экономистов или юристов, однако сравните конкурсы на обучение этим специальностям...

Кроме того, само понятие «престижность» весьма относительно: оно зависит от круга общения (в глазах разных людей престижными видятся совершенно разные виды труда) и довольно быстро меняется со временем.

3. Ставить знак равенства между профессией и учебным предметом.

Распространенное заблуждение школьников, а подчас и студентов состоит в том, чтобы фактически ставить знак равенства между учебным предметом и какой-то областью профессиональной деятельности, рассуждая по принципу: «нравится литература, значит, буду литератором». Но что это за профессия такая, позвольте спросить? Автор художественной литературы, что ли? Конечно, в принципе возможен и такой вариант, но куда чаще речь идет о множестве других видов профессиональной деятельности. Можно быть редактором, корректором, преподавателем русского языка и литературы, переводчиком, научным сотрудником в области филологии и т. д. Все это разные профессии, и деятельность их представителей не очень-то похожи на ту, что выполняют школьники на уроках литературы.

Это рассуждение касается и других учебных предметов. Они представляют собой не профессии, а определенные области знания, основами которых нужно овладеть, в том числе и для профессионального становления.

4. Переносить отношение к человеку, представителю определенной профессии, на профессию как таковую.

Если нам нравится или не нравится конкретный человек, это ни в коей мере не является характеристикой его специальности и не свидетельствует о том, что и нам стоит ею заниматься. «Хороший человек» - это не профессия. Конечно, на него хочется быть похожим, но касается это личностных качеств и общего отношения к труду, а не подменяет способности к конкретному виду деятельности.

А если, наоборот, нам повстречался кто-то неприятный, отталкивающий? Подчас это может отвратить и от его профессии: «Не хочу быть на него похожим». Но ведь, согласитесь, в тех же обстоятельствах возможен и прямо противоположный вывод: «Стану хорошим представителем этой профессии, а не таким, как он»!

Так что вывод о том, как на кого реагировать, а также ответственность за профессиональный выбор все равно остаются за нами.

5. Выбирать профессию «за компанию».

По сути, за этой позицией стоит уход от личной ответственности за принятие решения. Но иногда, кстати, такой выбор может оказаться успешным - ведь в компании чаще всего собираются люди, способности и интересы которых в значительной степени совпадают. Однако это именно элемент везения-невезения, а не следствие осознанного и осмысленного решения.

6. Подменять выбор профессии выбором уровня образования или места его получения.

Более оправдана позиция, когда человек сначала решает, чем бы он хотел заниматься, а потом рассматривает возможные варианты получения конкретной профессии, а не исходит из желания учиться в определенном месте или просто получить высшее образование как таковое, неважно по какой специальности.

Если абитуриент, желая овладеть определенной профессией, не смог поступить учиться именно туда, куда хотел изначально, логичнее сохранить верность профессии и поискать другие варианты ее получения. Например, пойти получать не высшее, а среднее специальное образование, имея в виду, что в перспективе будет возможность продолжить обучение и в ВУЗе. Это лучше, нежели поступать на заведомо неинтересную для себя специальность, пусть даже и в престижном университете.

7. Игнорировать собственные способности и интересы.

Делать своей профессией целесообразно то, что нравится и что хорошо получается. Конечно, это звучит банально, однако на удивление часто упускается из виду.

Иногда люди считают это вообще не важным (дескать, буду делать что угодно, лишь бы хорошо платили). Но ведь человек не сможет достигнуть высоких результатов в той работе, которая не отвечает его индивидуальным особенностям или заниматься которой ему просто неприятно. Кроме того, вряд ли такой человек будет ощущать себя счастливым, понимая, что он «выкидывает из жизни» огромное количество времени и сил в обмен на деньги.

Еще одна причина такой ошибки - незнание собственных способностей и интересов. Невозможно сказать, понравится ли работа и будет ли она хорошо получаться, не попробовав себя в чем-то подобном. Конечно, далеко не всякие работы удастся попробовать на личном опыте, предварительно не получив соответствующее образование. Но в таких случаях можно судить о склонности к ним по косвенным признакам: интерес к конкретной сфере, желание активно получать информацию о деятельности таких специалистов, легкость осмысливания и запоминания этих сведений.

8. Прислушиваться к мнению людей, не компетентных в вопросах выбора профессии.

Так уж повелось, что давать советы, в том числе и по поводу вопроса «кем быть», очень любят многие. Тем не менее, обоснованно порекомендовать что-то в такой серьезной сфере, как профессиональное самоопределение, можно только при совпадении нескольких условий.

Это: знание специфики тех профессий, о которых идет речь, а также ситуации на рынке труда; знание индивидуально-психологических особенностей того, кто совершает выбор; понимание сути психологических проблем, возникающих на разных этапах профессионального самоопределения.

Понятно, что обоснованно рассуждать об этом может либо специально подготовленный профессионал (специалист по профориентации, работник службы занятости), либо тот, кто очень хорошо знает вас и знаком на собственном опыте с определенной группой профессий.

Как найти себя и кем стать? Этот вопрос мучает каждого сознательного человека в определённый момент, в большинстве случаев им задаются старшеклассники и их родители. Конечно, подходить к выбору профессии нужно серьёзно и основательно, но не стоит забывать, что впереди ждёт долгая жизнь, в течение которой можно приобрести ещё не одну специальность и даже в корне поменять род деятельности.

И всё же, хотелось бы отметить, что выбор первой профессии важен и подход к этому действу должен быть соответствующий. Что нужно делать для того, чтобы правильно подобрать учебное заведение, факультет, специальность мы примерно представляем. Наше самоопределение происходить ещё в далёком детстве, когда мы применяем на себя разные профессиональные роли. Заканчивается оно в юности и сопровождается развитием некоторых условий, способствующих принятию решения. Такие условия создают своеобразную формулу будущей профессии и условно их можно обозначить как «могу», «хочу» и «надо».

Здесь, «хочу» - это наши склонности и интересы (увлечение предметами, явлениями, событиями, различными видами деятельности).

«Могу» - способности человека, его состояние здоровья (математические, творческие и т. д.).

И немаловажное «надо» - например, молодой человек хочет стать гондольером и всё для этого у него есть: отменное здоровье, красноречие, хорошая память и приятный голос. Одна проблема, в нашей стране не водят гондолы, и соответственно наш вымышленный герой не найдёт применение полученной профессии.

Можно выделить несколько типичных ошибок при выборе будущей профессии, знание которых поможет найти работу, максимально вас удовлетворяющую.

ТОП-10 ошибок при выборе профессии

  1. Ориентация только на внешнюю сторону профессии. Необходимо узнать глубже течение рабочего процесса, повседневность, возможные трудности.
  2. Перенесение своего отношения к человеку, представителю какой-либо профессии, на саму профессию. Отрицательные или положительные черты характера, манера поведения человека не всегда являются неотъемлемыми составляющими той или иной профессии.
  3. Приравнивание учебных предметов к профессиям. Мир последних значительно больше и далеко не всегда отвечает школьным предметам.
  4. Желание идти на поводу большинства и получить профессию «за компанию».
  5. Пренебрежение своими личными качествами, способностями, наклонностями, желаниями, уровнем знаний и подготовкой.
  6. Пренебрежение оценкой своих физических возможностей, уровнем нагрузок, противопоказаниями.
  7. Путаница в понятиях «профессия», «должность» и «специальность».
  8. Отношение к будущей специальности, как к единственной в жизни. В любой сфере деятельности с течением времени происходит смена должностей, мест, приобретение смежных специальностей, и всё это по мере роста профессионализма и квалификации человека.
  9. Погоня за престижными профессиями. Изучай не моду, а рынок труда.
  10. Ориентация сразу на профессии высшей квалификации.

Мы познакомили вас с самыми распространёнными ошибками в выборе профессии. Теперь каждый из вас может оценить свою ситуацию и принять правильное решение.

Не нужно пугаться, если в этих ошибках, вы увидели свой подход к поиску будущего места работы. Сознательный выбор будет произведён только в том случае, когда он мотивирован: человек реально оценивает свои возможности и хорошо знаком с родом деятельности.

В связи с этим хотелось бы отметить, что существует пять типов профессий и несколько групп мотивов.

Типы профессий

  1. «Человек - знаковая система» (переводчик, бухгалтер, экономист, программист, геодезист, архитектор и прочие) .
  2. «Человек - природа» (эколог, ветеринар, лесовод, геолог и другие) .
  3. «Человек - человек» (преподаватель, врач, юрист, следователь, психолог и другие) .
  4. «Человек - художественный образ» (гримёр, дизайнер, скульптор, художник и прочие) .
  5. «Человек - техник» (инженер, механик, слесарь, электрик и другие) .

Возможные мотивы при выборе профессии

  1. Престижные (достижение положения в обществе, возможность быстрого карьерного роста) .
  2. Эстетические (тяга к красоте, гармонии и прекрасному) .
  3. Моральные (направление на полезный результат для людей, оказание им помощи) .
  4. Социальные (поиск своего места в обществе согласно интересам и возможностям) .
  5. Познавательные (желание приобрести специальные знания, заинтересованность в сути рабочего процесса) .
  6. Материальные (поиск высокооплачиваемой работы) .
  7. Творческие (желание быть уникальным) .
  8. Утилитарные (лёгкость поступления в учебное заведение, близкая расположенность к дому и прочие) .

К своему будущему нужно относиться очень серьёзно, тогда и к настоящему будет такой же подход. Уже в самом начале своего трудового пути можно хорошенько подумать: кем я буду? Что я буду делать и чего хочу достичь? Хорошо продумав все эти вопросы, можно смело рассчитывать на успешный исход дела и приобретение профессии, которая положит начало радостным рабочим будням.

Хотелось бы ещё отметить, что в конце прошлого года Минобрнауки внёс рекомендации для вузов - не принимать троечников в свои ряды. Качество подготовки абитуриентов должно повышаться, и выпускники с тройками в аттестате могут не успевать за учебной программой. Были проведены исследования и выявлено, что большинство троечников поступают в аграрные вузы, отличники спешат стать медиками, а ученики с хорошими отметками подают заявления в инженерные и технические вузы. Не стоит пугаться будущих трудностей при освоении учебной программы вуза, при необходимости можно обратиться за помощью и .

Похожие статьи

© 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.