Фермерские хозяйства: финансирование, помощь государства, перспективы…. Как живется и работается начинающему фермеру в Беларуси? Как открыть фермерство в беларуси

Нужно выбрать нишу. Поговорим о мясном животноводстве. Во-первых, стоимость мяса в магазинах очень высока, а во-вторых, процент вегетарианцев в нашей стране невелик. Все это гарантирует прибыльность и стабильный спрос на продукцию. Конечно, такой вид фермерства требует больших вложений, особенно если дело касается разведения крупного рогатого скота.

Но и чистая прибыль средней фермы начинается от 100 тысяч рублей в месяц. При грамотном подходе срок окупаемости не превысит шести лет. Начать бизнес в свиноводстве будет дешевле, а окупится мероприятие за 2-5 лет. При этом спрос на данный продукт в нашей стране выше из-за более демократичной, чем на говядину, стоимости. Другой вариант — птицеводство. Яйца и курятина — это те продукты, которые всегда есть в холодильнике любого нашего соотечественника. К тому же разведение птиц не требует слишком больших вложений и площадей.

Окупаемость же может составить примерно 2-4 года. Растениеводство является в некотором роде сезонным бизнесом. Однако это не относится, например, к огурцам, помидорам, зелени, клубнике. Их можно выращивать круглый год в теплицах. Особенно выгодным такой бизнес будет зимой, когда цена на свежие овощи значительно увеличивается. Окупаемость бизнеса 12-18 месяцев. Фермерское хозяйство: с чего начать, или Разрабатываем бизнес-план После того как ниша определена, необходимо создать бизнес-план. Этот момент очень важен, поскольку на его основе можно просчитать затраты на создание хозяйства, срок окупаемости и доходность. Чтобы оценить перспективность проекта, в бизнес-плане необходимо указать следующие моменты: средства (будут это собственные или заемные, какой необходим стартовый капитал); участок (его можно получить бесплатно, купить или арендовать); затраты на закупку животных или сельскохозяйственных культур; затраты на постройку сооружений (это хлев для скота или теплицы для выращивания овощей); затраты на оборудование (например, система навозоудаления, молокопровод, отопительные системы); затраты на персонал (даже сравнительно небольшому хозяйству он потребуется); затраты на коммунальные услуги, налоги; затраты на маркетинг; рынки сбыта продукции; чистая прибыль. Все эти моменты помогут просчитать рентабельность будущего бизнеса.

В целом же молодому предпринимателю необходимо составить бизнес-план по следующей схеме: резюме (краткое описание будущей деятельности, хозяйства и целей, к которым стремится фермер); подробное описание хозяйства (площадь участка, наличие инфраструктуры, коммуникаций, сооружений, техники и т. д., в аренде или в собственности эти ресурсы); сводка финансовых и производственных показателей (зарплата сотрудников и их численность, планируемое количество произведенной и проданной продукции, прибыль); финансовый раздел (источники финансирования хозяйства, расходы, планы по развитию хозяйства и их финансовая поддержка, окупаемость, расчет прибыли); анализ рисков (прогнозирование рисков и описание мер для их ликвидации). Почему бизнес-план нужно составлять по определенной схеме и подходить к мероприятию ответственно? Потому что он является своего рода визитной карточкой будущего фермера: он необходим для получения дотаций от государства, при поиске инвесторов и прочих источников финансирования. Если прибыльность бизнеса превышает возможные риски, а из бизнес-плана это хорошо видно, то будущий фермер сможет рассчитывать на материальную поддержку. Выбор формы собственности: ООО или ИП? Выбор формы собственности также не менее важный этап. Если бизнесмен решил открыть небольшое хозяйство, то зарегистрироваться в качестве ИП будет вполне достаточно. Несомненные плюсы такой формы собственности: упрощенная система налогообложения; нет обязанности вести бухучет; кассовый учет ведется по упрощенной системе; необязательно регистрировать филиал (если таковой планируется); не нужно отчитываться о происхождении оборудования; не нужно протоколировать решения. На начальном этапе ИП, безусловно, удобно. Пока нет большого количества клиентов, пока бизнес только набирает обороты, можно воспользоваться теми привилегиями, которые получает предприниматель, зарегистрированный в качестве ИП. Однако у такой формы есть и минусы. Самый существенный из них — это сложность в привлечении инвестиций и получении кредитов. Если необходимы дополнительные средства для открытия бизнеса, то такой недостаток может сыграть ключевую роль. Если планируется открытие крупного хозяйства или бизнес начал набирать обороты, стоит рассмотреть вариант регистрации ООО. К такой форме собственности относятся на рынке более серьезно. Препятствий для получения инвестиционных средств тут нет. Но придется вести более обширный документооборот и платить налоги по общей системе налогообложения. При этом, если отчетность может составлять нанятый сотрудник, то из налогов можно вообще извлечь прибыль. Например, получать вычеты по НДС. К тому же, являясь плательщиком такого налога, хозяйство сможет привлечь к сотрудничеству крупных партнеров, которые также заинтересованы в получении вычетов.


Из-за массовых банкротств, количество фермерских хозяйств в Беларуси из года в год сокращается. Почему так происходит и каково сегодня приходится предпринимателю на селе, «Ежедневнику» рассказал белорусский фермер Михаил Савко.

В нагрузку – убыточный колхоз

Небольшое фермерское хозяйство Михаил Савко решил организовать в 2000 году. За 16 лет, у него, как он признается, было всякое – как взлеты, так и падения. По словам фермера, сельское хозяйство, в целом – очень энергоемкое занятие, к тому же требующее приличного вложения средств.

«Вы думаете, почему фермерские хозяйства сегодня в небольшом почете? – поделился предприниматель. – Приведу пример: только для того, чтобы купить комбайн, потребуется 100 тыс. долларов, и если у вас лишь 20 гектар земли, вы за всю жизнь не отобьете стоимость этого комбайна. Чтобы техника окупилась, необходимо минимум 300-500 гектар».

При этом, уверен Михаил Савко, если есть огромное желание, целеустремленность и к фермерству лежит душа, можно начинать и в бабушкином доме с тремя овцами, и все может получиться. Вот только условия работы в Беларуси специфические.

Когда дела у фермерского хозяйства Михаила Савко пошли хорошо, исполком решил присоединить к нему развалившийся, убыточный колхоз. В результате образовалось КФХ «Роса-Агро».

Как рассказал предприниматель, колхоз принес более 2 млн долларов убытка, а его долги фермерское хозяйство отдавало мужественно в течение 7-8 лет. «На сегодня долгов нет, колхоз ликвидирован», – поделился Михаил Савко.

Фермерское хозяйство – прибыль, фонд – социальные задачи

Для устойчивого развития местности, получения грантов и обеспечения нормальных условий жизни жителей на территории фермерского хозяйство было решено основать Фонд экоразвития «Наследие Слонимщины». Сегодня Фонд имеет обособленное здание, на территории был восстановлен музей водяной мельницы, имеется зона досуга, еще строится три дома для агротуризма.

По словам Михаила Савко, если у фермерского хозяйства основная функция – это получение прибыли, то у фонда задачи другие – социальные. Основная его цель – предотвращение деградации земель, поддержание социального статуса территории, вовлечения в сельхозоборот неиспользованных земель и зеленая экономика.

«Фонд – это вложение в будущее, – признался предприниматель. – Если вложить деньги в ту же зону досуга и музей через фермерское хозяйство, и, например, завтра я прогорю или не выплачу кредит, то все это прогорит вместе с ним, и арестуют первым делом то, что ликвидно. Фонд все же непотопляем и более стабилен. Музей мельницы, озеро, зона досуга сохранятся, поскольку не подвержено рискам бизнеса. Сюда всегда смогут приезжать люди».

Постоянно в «Роса-Агро» сегодня трудится 36 человек. Раньше было больше: кто-то ушел на пенсию, молодежь уехала в город, да и сегодня техника выполняет то, что раньше делали люди.

Сейчас основный вид деятельности фермерского хозяйства – растениеводство. «Роса-Агро» выращивает сахарную свеклу, рапс, зерно (озимые, яровые) и занимается производством семян и кормов. Земельный надел – 2,4 тыс. гектаров земли. Средняя рентабельность за последние 10 лет составила примерно 37%, но год на год не приходится, заявил Михаил Савко.

Вырастить урожай – половина задачи

Не зря говорят, что вырастить урожай – это только полдела. Его ведь еще нужно сохранить и как-то реализовать. Оказывается, в пик урожая сам урожай никому не нужен, и сразу никто за него не платит.

«Рынок реализации у нас все еще находится в зачаточном состоянии: нет нормальной логистики, нет товарных бирж, сельскохозяйственных закупочных организаций, – поделился Михаил Савко. – Раньше хотя бы были райзаготконторы, которые в обязательном порядке спонсировались государством, и они в состоянии были закупать продукцию у частников, у подворий».

«Ни одна из товаропроводящих сетей в Беларуси сегодня не работает с фермерами, – продолжил предприниматель. – В магазинах, на рынках вы не увидите фермерских яблок, картошки, моркови – все это будет голландское или чье-то еще. Фермеры мучаются, пытаются развозить по домам, подъездам, участвовать в каких-то сельскохозяйственных ярмарках и прочее».

Фермер рассказал, как в какой-то год вырастил тонну картошки и тонну капусты, а потом кормил ими своих коров, потому что транспортировка этой капусты на Волковысский консервный завод стоила больше, чем сама капуста.

Кроме того, основное, что надо учитывать каждому начинающему фермеру, считает Савко, это сезонность сельского хозяйства.

«Если что-то случится и урожая не будет, на год остаешься без денег. Поэтому на всякий случай надо иметь подушку безопасности», – посоветовал предприниматель.

Удобрения, топливо, электроэнергия – в валюте

К сожалению, заработать сегодня белорусскому фермеру довольно трудно.

Фермеры не могут пользоваться льготными кредитами, не могут просто так взять удобрения, топливо, как его берут колхозы.

Кроме всего прочего, приобретение удобрений, средств защиты растений, топлива и оплата за электроэнергию индексируются в валюте.

Плюс прошедший 2015 год оказался непростым периодом для фермерских хозяйств: скачки курса валют негативно отразились на рентабельности сельхозпредприятий.

«Все дело в том, что сельскохозяйственное производство – это не вопрос нескольких месяцев, а достаточно длительный период – год минимум, – отметил фермер. – Мы сегодня вкладываем белорусские деньги, получаем через год белорусские деньги, а они уже другие».

Но так было не всегда. Было время, когда хозяйство «Роса-Агро» очень хорошо зарабатывало.

«Заниматься фермерским хозяйством не всегда было невыгодно, были годы, когда хозяйство закрывало до 40% госзаказа района по поставке зерна. А три года назад мы имели 12 млрд рублей нераспределенной прибыли. Мы хорошо зарабатывали», – дополнил фермер.

О чем мечтает белорусский фермер?

Несмотря на то, что Михаил Савко в будущее смотрит с оптимизмом, сельскохозяйственный труд он назвал занятием тяжелым и несправедливым.

Фермерам приходится сегодня бороться и выживать, особо не рассчитывая на государственную поддержку, а полагаясь только на свои возможности.

«Чистый бизнес тяжел в том смысле, что мне сейчас на посевную надо 10 млрд белорусских рублей, чтобы все посадить и быть уверенным в хорошем урожае. Взять кредит в банке под 40% – это банкротство. Ни одна страна в мире не может позволить такие кредиты в сельском хозяйстве, где оборачиваемость около года. Ведь это не торговля, где вложил, а через две недели продал», – рассказал фермер.

Нет в Беларуси и частной собственности на землю. По закону фермерскому хозяйству в пожизненное наследуемое владение может выделяться участок земли до 100 гектар. При этом участок не может продаваться, закладываться и сдаваться в аренду. Иначе говоря, на земле могут работать только сам фермер и его семья. Вся остальная земля принадлежит государству, и ей можно пользоваться на основании договора аренды.

О КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ

(в ред. Законов Республики Беларусь от 18.02.1991 N 611-XII, от 19.07.2005 N 44-З, от 09.07.2007 N 247-З, от 15.07.2008 N 397-З, от 06.07.2009 N 37-З, от 09.11.2009 N 55-З, от 31.12.2009 N 114-З, от 01.07.2010 N 154-З, от 09.01.2017 №19-З)

Настоящий Закон определяет правовое положение, условия создания, деятельности, реорганизации и ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства, права и обязанности его членов.


Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянским (фермерским) хозяйством признается коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель (далее - фермерское хозяйство).

2. Фермерскому хозяйству принадлежит на праве собственности имущество, переданное в качестве вклада в уставный фонд фермерского хозяйства его учредителями (членами), а также имущество, произведенное и приобретенное фермерским хозяйством в процессе его деятельности.

3. Члены фермерского хозяйства имеют обязательственные права в отношении этого фермерского хозяйства.

Статья 2. Законодательство Республики Беларусь о фермерском хозяйстве

1. Отношения, связанные с созданием и деятельностью фермерского хозяйства, регулируются настоящим Законом, актами Президента Республики Беларусь, гражданским законодательством, законодательством об охране и использовании земель и иным законодательством.

2. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве о фермерском хозяйстве, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Государственная поддержка и гарантии деятельности фермерских хозяйств

1. Фермерским хозяйствам, у которых выручка от реализации произведенной или произведенной и переработанной ими продукции собственного производства растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 50 процентов от общей выручки за предыдущий финансовый год, а также вновь созданным фермерским хозяйствам (в течение первого года со дня их создания) оказывается государственная поддержка за счет средств республиканского и местных бюджетов в порядке и формах, предусмотренных законодательством. Указанным хозяйствам оказывается государственная поддержка в сфере материально-технического снабжения, приобретения (в том числе по договору финансовой аренды (лизинга)), ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования, мелиорации земель и известкования почв, защиты растений, семеноводства, ветеринарного и племенного дела, научного обслуживания и в иных сферах наравне с другими производителями сельскохозяйственной продукции.

2. Фермерские хозяйства имеют равные права с другими производителями сельскохозяйственной продукции на поставку товаров для государственных нужд в соответствии с законодательством.

3. Установление границ земельных участков, предоставленных для ведения фермерских хозяйств, разработка проектов внутрихозяйственного землеустройства фермерских хозяйств, оформление документов, удостоверяющих права на земельные участки, осуществляются государственными организациями, подчиненными Государственному комитету по имуществу Республики Беларусь, в порядке, установленном законодательством об охране и использовании земель, за счет средств, направляемых на эти цели из республиканского бюджета.

4. Президентом Республики Беларусь могут быть установлены иные условия и формы государственной поддержки и гарантии деятельности фермерских хозяйств.

5. На территории, где отсутствуют объекты производственной инфраструктуры, районный исполнительный и распорядительный орган обеспечивает первичное обустройство фермерского хозяйства путем строительства дорог, линий радио- и электропередачи, объектов водоснабжения, газоснабжения, телефонной связи и иных объектов, а также мелиорацию земель за счет средств, направляемых на эти цели из республиканского и местных бюджетов в соответствии с законодательством.


Глава 2

СОЗДАНИЕ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 4. Право на создание фермерского хозяйства

1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь.

2. Преимущественное право на создание фермерских хозяйств на земельных участках, изъятых у ликвидируемых и реорганизуемых сельскохозяйственных организаций, имеют члены (работники) этих сельскохозяйственных организаций.

3. Решение о создании фермерского хозяйства оформляется протоколом собрания учредителей фермерского хозяйства (кроме случаев создания фермерского хозяйства одним гражданином).

Статья 5. Устав фермерского хозяйства

1. Фермерское хозяйство действует на основании устава, в котором указываются:

  • наименование фермерского хозяйства, которое должно содержать слова «крестьянское (фермерское) хозяйство» либо «фермерское хозяйство» или «крестьянское хозяйство»;
  • сведения о главе и иных членах фермерского хозяйства (фамилия, собственное имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства);
  • место нахождения фермерского хозяйства;
  • цели деятельности фермерского хозяйства;
  • размер уставного фонда фермерского хозяйства, размер вкладов в уставный фонд его членов, состав, сроки и порядок их внесения;
  • размер долей членов фермерского хозяйства в его уставном фонде;
  • порядок формирования имущества фермерского хозяйства и условия распоряжения им;
  • порядок трудового участия членов фермерского хозяйства в деятельности фермерского хозяйства;
  • порядок распределения прибыли фермерского хозяйства;
  • права и обязанности членов фермерского хозяйства;
  • порядок вступления в состав членов фермерского хозяйства новых членов, выхода и исключения из состава членов фермерского хозяйства;
  • порядок управления деятельностью фермерского хозяйства, его ликвидации.

В уставе фермерского хозяйства могут содержаться и иные не противоречащие законодательству положения, связанные с особенностями деятельности фермерского хозяйства.

2. Устав фермерского хозяйства утверждается решением собрания учредителей фермерского хозяйства, которое оформляется протоколом собрания учредителей фермерского хозяйства. Протокол собрания учредителей фермерского хозяйства подписывается всеми учредителями фермерского хозяйства.

В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином устав фермерского хозяйства утверждается этим гражданином (главой фермерского хозяйства).

3. В устав фермерского хозяйства вносятся изменения и (или) дополнения в порядке, установленном гражданским законодательством, в случае изменения положений пункта 1 настоящей статьи, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Статья 6. Уставный фонд фермерского хозяйства

1. При создании фермерского хозяйства формируется его уставный фонд в порядке, установленном настоящим Законом, иным законодательством и уставом фермерского хозяйства.

2. Уставный фонд фермерского хозяйства формируется из стоимости вкладов учредителей (членов) фермерского хозяйства.

Вкладом в уставный фонд фермерского хозяйства могут быть принадлежащие учредителям (членам) фермерского хозяйства на праве собственности (в том числе общей собственности) вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права либо иные отчуждаемые права, имеющие стоимость.

Оценка стоимости неденежного вклада в уставный фонд фермерского хозяйства подлежит экспертизе в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

В уставный фонд фермерского хозяйства не может быть внесено имущество, если право на отчуждение этого имущества ограничено законодательством, договором либо собственником.

3. Исключен.

4. Для формирования и увеличения размера уставного фонда фермерского хозяйства не могут быть использованы привлеченные средства.

5. Уставный фонд фермерского хозяйства делится на доли, за исключением случаев создания фермерского хозяйства одним гражданином. Размер доли учредителя (члена) фермерского хозяйства в уставном фонде определяется в процентах или в виде дроби. Размер доли учредителя фермерского хозяйства на момент формирования уставного фонда фермерского хозяйства равняется отношению стоимости его вклада в уставный фонд к размеру уставного фонда фермерского хозяйства.

Стоимость доли учредителя (члена) фермерского хозяйства в имуществе фермерского хозяйства равняется части стоимости чистых активов фермерского хозяйства, пропорциональной размеру его доли в уставном фонде фермерского хозяйства.

6. В случае внесения в уставный фонд фермерского хозяйства имущества, принадлежащего учредителям (членам) фермерского хозяйства на праве общей собственности, размеры долей членов фермерского хозяйства считаются равными, если иное не предусмотрено уставом фермерского хозяйства.

7. Уменьшение уставного фонда фермерского хозяйства допускается после уведомления всех его кредиторов. Последние вправе в этом случае потребовать досрочного прекращения или исполнения обязательств фермерского хозяйства и возмещения им убытков.

8. Увеличение уставного фонда фермерского хозяйства допускается после внесения всеми его учредителями (членами) вкладов в уставный фонд в полном объеме.

Увеличение уставного фонда может осуществляться за счет имущества фермерского хозяйства, дополнительных вкладов в уставный фонд членов фермерского хозяйства и (или) за счет вкладов в уставный фонд граждан, принимаемых в состав членов фермерского хозяйства в качестве новых членов.

При увеличении уставного фонда фермерского хозяйства за счет имущества фермерского хозяйства размер доли члена фермерского хозяйства может быть изменен с учетом вклада в уставный фонд и (или) личного трудового участия члена фермерского хозяйства в его деятельности по решению общего собрания членов фермерского хозяйства.

Статья 7. Государственная регистрация фермерского хозяйства

1. Фермерское хозяйство считается созданным с даты его государственной регистрации.

2. Государственная регистрация фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с законодательными актами.

Для целей государственной регистрации местом нахождения фермерского хозяйства может являться жилое помещение (квартира, жилой дом), принадлежащее главе фермерского хозяйства на праве собственности (в том числе на праве долевой или совместной собственности) либо являющееся его постоянным местом жительства (за исключением жилого помещения государственного жилищного фонда).


Глава 3

ЧЛЕНСТВО В ФЕРМЕРСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Статья 8. Члены фермерского хозяйства

1. Членами фермерского хозяйства могут быть дееспособные граждане, являющиеся членами одной семьи.

Для целей настоящего Закона членами семьи признаются супруги, их родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные), братья и сестры, супруги и дети указанных лиц, а также другие лица, признанные членами семьи в соответствии с законодательством о браке и семье.

2. Членство в фермерском хозяйстве сохраняется, если иное не предусмотрено уставом фермерского хозяйства, за членами фермерского хозяйства, которые не могут принимать личное трудовое участие в деятельности фермерского хозяйства в связи с:

  • выходом на пенсию по возрасту или инвалидности - пожизненно;
  • переходом на работу на выборную должность, прохождением военной службы по призыву, прохождением альтернативной службы, обучением по дневной форме в учреждениях образования, обеспечивающих получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, – на время работы на выборной должности, прохождения военной службы по призыву, прохождения альтернативной службы, обучения по дневной форме в таких учреждениях образования.

Статья 9. Основания для изменения состава членов фермерского хозяйства

Изменение состава членов фермерского хозяйства может осуществляться по следующим основаниям:

  • принятие нового члена фермерского хозяйства, в том числе в результате уступки доли (ее части) члена фермерского хозяйства в уставном фонде фермерского хозяйства;
  • выход члена фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства;
  • исключение члена фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства;
  • смерть члена фермерского хозяйства или объявление его умершим.

Статья 10. Принятие нового члена фермерского хозяйства в состав членов фермерского хозяйства

Гражданин, соответствующий требованиям, изложенным в пункте 1 статьи 4 и пункте 1 статьи 8 настоящего Закона, может быть принят в состав членов фермерского хозяйства по решению общего собрания членов фермерского хозяйства или главы фермерского хозяйства (в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином) при условии внесения вклада в уставный фонд фермерского хозяйства, а также в результате уступки доли (ее части) члена фермерского хозяйства в уставном фонде фермерского хозяйства в порядке, установленном уставом фермерского хозяйства.

Статья 11. Выход и исключение члена фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства

1. Член фермерского хозяйства вправе в любое время выйти из состава членов фермерского хозяйства независимо от согласия других членов фермерского хозяйства при условии предварительного их уведомления в порядке и сроки, установленные уставом фермерского хозяйства, но не позднее чем за месяц до выхода из состава членов фермерского хозяйства.

2. Член фермерского хозяйства может быть исключен из состава членов фермерского хозяйства на основании решения общего собрания членов фермерского хозяйства в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения им обязанностей, предусмотренных настоящим Законом, иными законодательными актами или уставом фермерского хозяйства, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим, а также по иным основаниям, установленным уставом фермерского хозяйства.

Статья 12. Порядок осуществления расчетов при выходе или исключении члена фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства

1. При выходе или исключении члена фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства он вправе получить стоимость своей доли в имуществе фермерского хозяйства, а также часть прибыли, определяемой в соответствии с положениями статьи 17 настоящего Закона.

2. Причитающаяся гражданину, вышедшему или исключенному из состава членов фермерского хозяйства, стоимость доли в имуществе фермерского хозяйства определяется по бухгалтерскому балансу, составленному на момент его выбытия, а причитающаяся ему часть прибыли - на день расчета с ним. Выплата стоимости доли и части прибыли гражданину, вышедшему или исключенному из состава членов фермерского хозяйства, производится по окончании финансового года, в котором он вышел или исключен из состава членов фермерского хозяйства, в срок до 12 месяцев со дня подачи заявления о выходе или принятия решения об исключении, если иной срок не предусмотрен уставом фермерского хозяйства.

Статья 13. Изменение состава членов фермерского хозяйства в случае смерти члена фермерского хозяйства или объявления его умершим

1. В случае смерти члена фермерского хозяйства или объявления его умершим его наследник (наследники) может быть принят в члены фермерского хозяйства по решению общего собрания членов фермерского хозяйства.

В случае смерти члена фермерского хозяйства, если его наследниками по завещанию являются юридическое лицо Республики Беларусь или административно-территориальная единица Республики Беларусь, им выплачивается стоимость наследуемой доли в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Закона.

В случае смерти главы фермерского хозяйства, созданного одним гражданином, его наследник (наследники), изъявивший (изъявившие) желание вести фермерское хозяйство, признается членом (членами) этого фермерского хозяйства.

При отказе наследника (наследников) от вступления в состав членов фермерского хозяйства либо при вынесении общим собранием членов фермерского хозяйства решения об отказе в принятии наследника (наследников) в состав членов фермерского хозяйства расчеты с ним (с ними) производятся в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Закона.

2. В случае отмены судом решения об объявлении гражданина умершим решение о членстве наследника (наследников) такого лица принимается общим собранием членов фермерского хозяйства.

Статья 14. Права и обязанности членов фермерского хозяйства

1. Члены фермерского хозяйства вправе:

  • участвовать в управлении деятельностью фермерского хозяйства в порядке, установленном настоящим Законом и уставом фермерского хозяйства;
  • получать информацию о деятельности фермерского хозяйства, в том числе о его доходах и расходах, знакомиться с его уставом, документами бухгалтерской отчетности и иными документами в порядке, установленном уставом фермерского хозяйства;
  • участвовать в распределении прибыли, полученной фермерским хозяйством;
  • получать часть прибыли в порядке, установленном настоящим Законом и уставом фермерского хозяйства;
  • получать вознаграждение за труд в денежных единицах и (или) натуральной форме, иметь ежедневный и еженедельный отдых, трудовые и социальные отпуска в соответствии с законодательством о труде;
  • продать или иным образом уступить свою долю (ее часть) в уставном фонде фермерского хозяйства в порядке, установленном уставом фермерского хозяйства;
  • приобретать у членов фермерского хозяйства в преимущественном порядке перед другими гражданами (не членами фермерского хозяйства) доли (их части) в уставном фонде фермерского хозяйства;
  • выйти из состава членов фермерского хозяйства независимо от согласия других его членов в порядке, установленном настоящим Законом и уставом фермерского хозяйства, и получить стоимость своей доли в имуществе фермерского хозяйства, а также причитающуюся часть прибыли;
  • получить в случае ликвидации фермерского хозяйства часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость пропорционально своей доле в уставном фонде фермерского хозяйства, а также с учетом их личного трудового участия, если иной порядок не предусмотрен уставом фермерского хозяйства.

Члены фермерского хозяйства в соответствии с законодательством об охране труда, социальной защите и социальном страховании имеют право на охрану труда, социальное страхование, пенсионное обеспечение и гарантии в случае профессионального заболевания, трудового увечья, инвалидности и потери работы.

Члены фермерского хозяйства могут иметь другие права, предусмотренные законодательными актами и уставом фермерского хозяйства.

2. Члены фермерского хозяйства обязаны:

  • сформировать уставный фонд фермерского хозяйства в порядке и сроки, предусмотренные законодательством и уставом фермерского хозяйства;
  • принимать личное трудовое участие в деятельности фермерского хозяйства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 8 настоящего Закона или уставом фермерского хозяйства;
  • не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну фермерского хозяйства;
  • соблюдать требования устава фермерского хозяйства и исполнять решения его органов управления, соответствующие настоящему Закону, иным актам законодательства и уставу фермерского хозяйства.

Члены фермерского хозяйства выполняют и другие обязанности, предусмотренные законодательными актами и уставом фермерского хозяйства.


Глава 4

ИМУЩЕСТВО ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 15. Состав имущества фермерского хозяйства

1. Фермерское хозяйство может иметь в собственности необходимые для производства сельскохозяйственной продукции, а также ее переработки, хранения, транспортировки и реализации насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птицу, сельскохозяйственную и иную технику и оборудование, транспортные средства, инвентарь, имущество частных унитарных предприятий, созданных фермерским хозяйством, другое имущество, приобретенное фермерским хозяйством, а равно принадлежащие фермерскому хозяйству имущественные права либо иные отчуждаемые права, имеющие стоимость.

2. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности фермерского хозяйства, являются собственностью этого фермерского хозяйства.

Статья 16. Источники формирования имущества фермерского хозяйства

1. Источниками формирования имущества фермерского хозяйства могут быть:

  • вклады в уставный фонд фермерского хозяйства;
  • доходы, полученные от реализации произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции, а также от других видов хозяйственной деятельности, не запрещенных законодательством;
  • иные источники, не запрещенные законодательством.

2. Организации и индивидуальные предприниматели вправе передавать фермерским хозяйствам неиспользуемые здания, сооружения, сельскохозяйственную технику и оборудование в аренду с последующим их выкупом и отсрочкой начала внесения арендной платы сроком до трех лет.

Статья 17. Распределение прибыли фермерского хозяйства

1. Прибыль фермерского хозяйства распределяется по итогам финансового года между его членами по решению общего собрания членов фермерского хозяйства соразмерно долям в уставном фонде фермерского хозяйства и (или) личному трудовому участию членов фермерского хозяйства в его деятельности.

2. Уставом фермерского хозяйства может быть установлен иной порядок распределения прибыли фермерского хозяйства.

Статья 18. Ответственность фермерского хозяйства

1. Фермерское хозяйство отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

2. Члены фермерского хозяйства не отвечают по обязательствам фермерского хозяйства, а фермерское хозяйство не отвечает по обязательствам членов фермерского хозяйства, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.


Глава 5

УПРАВЛЕНИЕ ФЕРМЕРСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ

Статья 19. Органы управления фермерского хозяйства

1. Управление деятельностью фермерского хозяйства, в состав которого входят два или более члена, осуществляют общее собрание членов фермерского хозяйства и глава фермерского хозяйства.

Общее собрание членов фермерского хозяйства является высшим органом управления фермерского хозяйства.

Глава фермерского хозяйства является исполнительным органом фермерского хозяйства.

2. В фермерском хозяйстве, созданном одним гражданином, глава фермерского хозяйства является высшим органом управления, который вправе решать все вопросы, связанные с деятельностью фермерского хозяйства.

Статья 20. Общее собрание членов фермерского хозяйства

1. К исключительной компетенции общего собрания членов фермерского хозяйства относятся:

  • внесение изменений и (или) дополнений в устав фермерского хозяйства;
  • изменение размера уставного фонда фермерского хозяйства;
  • принятие в состав членов фермерского хозяйства, исключение членов фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства, в том числе принятие решения о членстве наследника (наследников) гражданина, объявленного умершим, в случае отмены судом решения об объявлении этого гражданина умершим;
  • избрание на должность главы фермерского хозяйства и освобождение его от этой должности в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 21 настоящего Закона;
  • утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов фермерского хозяйства, распределение прибыли фермерского хозяйства;
  • принятие решения о реорганизации или ликвидации фермерского хозяйства;
  • иные вопросы, отнесенные законодательными актами и уставом фермерского хозяйства к исключительной компетенции общего собрания членов фермерского хозяйства.

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания членов фермерского хозяйства, не могут быть переданы общим собранием членов фермерского хозяйства на решение главы фермерского хозяйства.

2. Каждый член фермерского хозяйства вправе присутствовать на общем собрании членов фермерского хозяйства, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений.

Каждый член фермерского хозяйства на общем собрании членов фермерского хозяйства имеет один голос, если иное не предусмотрено уставом фермерского хозяйства.

3. Общее собрание членов фермерского хозяйства полномочно принимать решения только при условии присутствия на нем не менее двух третей от всех членов фермерского хозяйства, если иное не предусмотрено уставом фермерского хозяйства.

Решение принимается простым большинством голосов. При равенстве голосов членов фермерского хозяйства принятым считается решение, за которое проголосовал глава фермерского хозяйства. Уставом фермерского хозяйства может быть предусмотрен иной порядок принятия решений.

Решения общего собрания членов фермерского хозяйства оформляются протоколами, которые подписываются присутствовавшими на нем членами фермерского хозяйства.

Статья 21. Глава фермерского хозяйства

1. Главой фермерского хозяйства является один из учредителей (членов) фермерского хозяйства, избранный на эту должность собранием учредителей фермерского хозяйства или общим собранием членов фермерского хозяйства и указанный в уставе фермерского хозяйства.

Глава фермерского хозяйства подотчетен общему собранию членов фермерского хозяйства.

2. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином главой фермерского хозяйства является этот гражданин.

3. Глава фермерского хозяйства не может быть одновременно руководителем иной коммерческой организации.

4. Глава фермерского хозяйства должен соответствовать требованиям, изложенным в пункте 1 статьи 4 и пункте 1 статьи 8 настоящего Закона.

5. Глава фермерского хозяйства без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы во взаимоотношениях с государственными органами, гражданами и юридическими лицами, совершает от имени фермерского хозяйства сделки, выдает доверенности на право представительства от имени фермерского хозяйства, распоряжается имуществом фермерского хозяйства, является нанимателем лиц, работающих в фермерском хозяйстве по трудовому договору, осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Законом или уставом фермерского хозяйства к исключительной компетенции общего собрания членов фермерского хозяйства.

6. В случае временной потери трудоспособности или отсутствия (не более четырех месяцев подряд) главы фермерского хозяйства по решению общего собрания членов фермерского хозяйства глава фермерского хозяйства может уполномочить выполнять его обязанности на основании доверенности одного из членов фермерского хозяйства.

7. В случае временной потери трудоспособности или длительного отсутствия (более четырех месяцев подряд), отказа от выполнения обязанностей главы фермерского хозяйства, выхода или исключения из состава членов фермерского хозяйства или смерти главы фермерского хозяйства решением общего собрания членов фермерского хозяйства избирается новый глава фермерского хозяйства.

8. Если ведение фермерского хозяйства осуществляется одним гражданином, то в случае временной потери им трудоспособности или отсутствия (но не более четырех месяцев подряд) он может уполномочить выполнять его обязанности на основании договора поручения или договора доверительного управления имуществом дееспособного гражданина.


Глава 6

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 22. Виды деятельности фермерского хозяйства

1. Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство сельскохозяйственной продукции с использованием земельного участка, предоставленного для этих целей, а также переработка, хранение, транспортировка и реализация произведенной им сельскохозяйственной продукции. Фермерское хозяйство вправе осуществлять иные виды деятельности, не противоречащие законодательству.

2. В случаях, предусмотренных законодательством, отдельные виды деятельности могут осуществляться фермерским хозяйством только на основании специального разрешения (лицензии).

3. Фермерское хозяйство вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством.

Статья 23. Реализация продукции фермерского хозяйства

1. Фермерское хозяйство вправе распоряжаться произведенной им продукцией и реализовывать ее по своему усмотрению в соответствии с заключенными договорами.

2. При реализации сельскохозяйственной продукции, а также в процессе ее производства, переработки, хранения и транспортировки фермерское хозяйство обязано соблюдать санитарные нормы и правила, требования законодательства в области качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека, а также требования экологической безопасности.

Статья 24. Участие фермерских хозяйств в создании коммерческих и некоммерческих организаций

1. Фермерские хозяйства могут создавать унитарные предприятия, быть учредителями (участниками) хозяйственных товариществ и обществ, членами потребительских кооперативов.

2. Фермерские хозяйства в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов.

Статья 25. Участие фермерского хозяйства в финансовых и кредитных отношениях

1. Фермерское хозяйство имеет право получать кредитные и заемные средства в соответствии с законодательством.

2. В качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору фермерское хозяйство может использовать залог своего имущества, включая урожай сельскохозяйственных культур, а также залог права аренды имущества.

3. Фермерским хозяйствам могут предоставляться льготные кредиты в пределах средств республиканского бюджета, направляемых на эти цели, с уплатой процентов за пользование ими в размере не более половины ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь начиная со второго года после получения кредита.

4. Фермерское хозяйство вправе открывать текущий (расчетный) и иные счета для хранения денежных средств, осуществления расчетных и (или) кассовых и иных операций в соответствии с законодательством.

Статья 26. Утратила силу.

Статья 27. Учет и отчетность в фермерских хозяйствах

Особенности учета доходов и расходов фермерских хозяйств, а также порядок составления и представления ими бухгалтерской, налоговой, статистической и иной отчетности устанавливаются законодательством.

Статья 28. Трудовые отношения в фермерском хозяйстве

1. Глава фермерского хозяйства заключает трудовые договоры с членами фермерского хозяйства в соответствии с законодательством о труде.

2. При необходимости для выполнения работ в фермерском хозяйстве могут привлекаться по трудовому или иному договору лица, не являющиеся членами фермерского хозяйства, с соблюдением требований законодательства.

3. На членов фермерского хозяйства и иных лиц, работающих в фермерском хозяйстве по трудовому договору, если работа в фермерском хозяйстве является для них основной, ведутся трудовые книжки в порядке, установленном законодательством о труде.

Статья 29. Разрешение споров, связанных с деятельностью фермерского хозяйства

Споры, связанные с деятельностью фермерского хозяйства, разрешаются в судебном порядке.


Глава 7

РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 30. Реорганизация фермерского хозяйства

1. Фермерское хозяйство может быть реорганизовано по решению высшего органа управления фермерского хозяйства, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Реорганизация фермерского хозяйства осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и уставом фермерского хозяйства.

2. Члены вновь возникшего в результате реорганизации фермерского хозяйства должны соответствовать требованиям, изложенным в пункте 1 статьи 4 и пункте 1 статьи 8 настоящего Закона.

Статья 31. Ликвидация фермерского хозяйства

1. Ликвидация фермерского хозяйства осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательными актами.

2. Споры о ликвидации фермерского хозяйства разрешаются в хозяйственном суде.

Статья 32. Распределение имущества фермерского хозяйства между его членами в случае ликвидации фермерского хозяйства

Имущество ликвидируемого фермерского хозяйства, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между его членами пропорционально их долям в уставном фонде фермерского хозяйства, а также с учетом их личного трудового участия, если иной порядок не предусмотрен уставом фермерского хозяйства.


Глава 8

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 33. Приведение учредительных документов фермерских хозяйств в соответствие с настоящим Законом

Фермерские хозяйства в течение года после вступления в силу настоящего Закона обязаны привести свои учредительные документы в соответствие с настоящим Законом.

Статья 34. Переходные положения

1. Требования, изложенные в пункте 1 статьи 4 и пункте 1 статьи 8 настоящего Закона, не распространяются на граждан, являющихся членами фермерских хозяйств, созданных до вступления в силу настоящего Закона.

2. Статья 26 настоящего Закона действует до вступления в силу Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.

Председатель Верховного Совета Республики Беларусь Н.ДЕМЕНТЕЙ

«Я вырос в сельской местности. Но после учебы в вузе остался жить и работать в столице. Со временем открыл небольшой магазинчик одежды. Но сегодня угодить и удивить чем-то покупателей становится на грани фантастики. Объем продаж уменьшается с каждым днем. И меня все больше тянет на родину, в село. Хочу заняться сельским хозяйством. Но с чего начать? Как сделать первые шаги. К кому обращаться?»

«Я сам из села, на данный момент учусь в университете, но не собираюсь оставаться в городе. Хочу стать фермером. Что потребуется для начала? Какие нужные книги прочитать, чтобы быть в агротеме? Посоветуйте!».

Такие и подобные вопросы задают на выставках и семинарах молодые, а иногда и не совсем молодые люди, решившие сменить место работы и заняться фермерством. Причем далеко не все они сельские. Есть и горожане.

Но агробизнес начать с нуля очень сложно. Вполне понятно, почему в народе гуляет такой анекдот: «Если хочешь потерять деньги, есть три легких способа: самый быстрый - скачки, самый приятный - женщины, самый надежный - сельское хозяйство».

Как же быть: отказаться от своей затеи или все же попытаться воплотить ее в жизнь? А для того, чтобы наши читатели смогли правильно определиться с жизненным выбором, необходимо знать, какие шаги им придется предпринять, вступая на сельскую землю. Поэтому предлагаем для начала разобраться с тем, с чем придется иметь дело в первую очередь.

И в этом нам поможет профессиональный юрист, член центрального совета Союза фермеров Казахстана Ерлан Оспанов. Мы переадресовали ему вопросы, которые нам задают читатели: как стать фермером, какое хозяйство выгоднее завести, как открыть ферму с нуля и получить землю для ведения бизнеса?

– Ерлан Серикович, как вы думаете, почему иностранное слово «фермер» так прочно прижилось у нас? Правильно ли считать, что ему вполне соответствует слово «крестьянин»? И чем отличается фермер от крестьянина, как, впрочем, и хозяйства – фермерское от крестьянского?

– Слово «фермер» пришло к нам из Америки и Канады, когда освоение тамошних земель осуществлялось, скорее всего, авантюристами по натуре, которые были склонны к риску и поиску нового. Эти люди и стали первыми фермерами. Поэтому для меня слово «фермер» ассоциируется прежде всего с прогрессом и стремлением к развитию. А первые фермеры у нас, в странах бывшего СССР, в чем-то повторили их путь. Они стали пионерами нового образа жизни на селе.

Если сравнивать фермера с крестьянином, то, по сути, оба заняты в сельском хозяйстве: выращивают урожай, разводят скот. Но крестьянин продуктами своего труда обеспечивает прежде всего себя и свою семью. Основная цель его труда – собственное выживание. А фермер производит продукт на продажу. Основная цель его деятельности – получение прибыли. Скажу больше: фермерским хозяйством можно назвать лишь то предприятие, на котором свыше 70% от общего дохода выручено за счет продажи продукции сельхозназначения. Поэтому фермер – это агробизнесмен.

Если говорить о хозяйствах, фермерском или крестьянском, юридически два этих термина – суть одного и того же. Деятельность крестьянского или фермерского хозяйства регулируется у нас Предпринимательским кодексом Республики Казахстан. В статье 41 мы находим такое определение этому понятию: «Крестьянским или фермерским хозяйством признается трудовое объединение лиц, в котором осуществление индивидуального предпринимательства неразрывно связано с использованием земель сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, а также переработкой и сбытом этой продукции».

Как видно из самого определения, законодатель приравнял эти два понятия. Так что крестьянское и фермерское хозяйство – это одно и то же. Различия есть лишь в формах ведения хозяйства.

– На сегодняшний день какие для фермера существуют формы хозяйствования?

– Согласно той же 41 статье Предпринимательского кодекса, существуют три формы ведения хозяйства: это крестьянское хозяйство, в котором предпринимательская деятельность осуществляется в форме семейного предпринимательства, основанного на базе общей совместной собственности; фермерское хозяйство, основанное на осуществлении личного предпринимательства, и фермерское хозяйство, организованное в форме простого товарищества на базе общей долевой собственности на основе договора о совместной деятельности. Вот и выбирайте, здесь только самому решать, какая форма хозяйствования лучше подходит.

– Может ли войти в крестьянское хозяйство лицо, не связанное родственными отношениями с его руководителем?

– Встречаются случаи, когда члены крестьянского хозяйства желают объединиться для предпринимательской деятельности с другими лицами, не связанными родственными отношениями. По закону членами хозяйственной единицы, организованной в форме крестьянского хозяйства, могут быть только лица, состоящие в близкородственных отношениях, поэтому прием в хозяйство чужих лиц невозможен. Однако участники крестьянского хозяйства вправе отступить от режима совместной собственности, изменить статус крестьянского хозяйства и на базе общего имущества создать фермерское. И эта форма ведения хозяйства в большинстве случаев считается самой приемлемой.

– Юридически что для этого необходимо?

– Прежде всего заключить договор о совместной деятельности. Далее – внести изменения в договор аренды земельного участка в связи с изменением формы совместного хозяйства. И последнее – внести изменения в регистрационные данные налогоплательщика в связи с изменением состава участников хозяйства.

– Известно, что фермерское хозяйство считается созданным с момента государственной регистрации права землепользо­вания. Каким образом сегодня можно получить землю для бизнеса?

– В принципе, арендовать участок и заниматься на нем сельхозпроизводством можно было и раньше. Однако после ряда событий земельное законодательство решено было в корне пересмотреть и, соответственно, разработать новые условия для аренды. И, кстати говоря, земельный участок сегодня получить гораздо сложнее, если сравнивать подобную возможность, скажем, с той, которая была лет семь назад, когда карта сельскохозяйственных угодий была полна белых пятен.

Вы, наверно, знаете, что в 2011 году в республике было решено провести полномасштабную ревизию всех казахстанских земель и поставить на полный учет земельные ресурсы и объекты недвижимости. Причем инвентаризация земли оказалась процессом не одномоментным, и теперь она проводится на постоянной основе, чтобы наблюдать за текущими изменениями. А итоги ревизии показывают то заброшенные села, то использование сельхозплощадей не по прямому назначению.

Подобные процессы по выявлению заброшенных земель или использованных не по назначению также сыграли свою роль в ужесточении требований по аренде земли. Получить землю стало намного сложнее.

С точки зрения финансов, стоит это абсолютно дешево – государству придется заплатить всего 0,8 базовой величины. Однако в отличие от открытия ЧУП или ООО понадобится больше времени – около трёх месяцев.

Первым делом, следует ознакомиться с нормативными актами, которые регламентируют предстоящую фермерскую деятельность: Законом Республики от 18.02.1991 N 611-XII «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в ред. От 09.01.2017 г.); Земельным кодексом Республики ; Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков».

Дальше, необходимо определиться с видами выращиваемых культур и местом их возделывания. Фермер может получить в безвозмездное, пожизненное использование до 50 гектаров сельскохозяйственных угодий. При этом земельный участок может передаваться по наследству, но его нельзя продавать или обменивать.

Затем необходимо написать бизнес-план будущего фермерского хозяйства, который впоследствии будет рассматриваться районным исполнительным комитетом. Естественно, он должен объективно учитывать возможности возделывания конкретных культур на планируемых участках.

Также следует узнать, кому именно принадлежат определенные участки земли, на которые Вы хотели бы претендовать.Земли могут быть в ведении сельсовета либо в ведении местного сельхозпредприятия. В зависимости от этого и происходит первичное согласование с сельсоветом или с сельхозпредприятием о возможности предоставления данных земель для ведения фермерского хозяйства. Сельсовет должен в течение двух недель дать ответ гражданину или юридическому лицу о возможности предоставления этой земли.

После этого в райисполком подается заявление о подтверждении возможности размещения фермерского хозяйства по определенному образцу. К нему прилагается бизнес-план и решение сельсовета. Райисполком рассматривает это заявление в течение одного месяца. Преимущество на регистрацию фермерского хозяйства имеют лица, которые проживают в данной местности и имеют опыт сельскохозяйственных работ.

После получения решения райисполкома следует зарегистрировать свою коммерческую организацию, т.е. фермерское хозяйство. Регистрация проходит в день подачи документов. Однако для государственной регистрации следует предоставить следующие документы:

— заявление о государственной регистрации;

— квитанцию об оплате (0,8 базовой величины);

— два экземпляра устава фермерского хозяйства, его электронную копию;

— копия документа райисполкома о подтверждении возможности размещения фермерского хозяйства в предполагаемом месте такого размещения.

Затем в райисполком подается заявление о предоставлении земельного участка .

Одновременно начинаются землеустроительные работы , составляется проект по отводу земель. По законодательству, данные работы оплачиваются местным бюджетом. Данные работы длятся около месяца.

Полученный земельный участок необходимо зарегистрировать (делается в БТИ). После чего у заявителя появляются права на данный участок.

Что еще следует знать будущему фермеру? Он должен уплачивать налоги за пользование землей. Первые три года земельный налог с фермерского хозяйства не взимается. В последующие годы возможно предоставление льгот от райисполкома.

Фермерские хозяйства имеют право перейти на уплату единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции в соответствии с налоговым законодательством.

Если фермер заключает договора с наемными работниками, то он должен уплачивать налоги в соответствии с законодательством, т.е. взносы в ФСЗН, страховку и пр. На всех работников заводятся трудовые книжки.

Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Так что в добрый путь, земледельцы!

Светлана Лобан, начальник отдела экономики райисполкома.

Похожие статьи

© 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.