Стандарты печатей китайских предприятий. Китайское искусство: резьба печатей Свободная печать 闲印

В последнее время изучаю китайский рисунок тушью - очень увлекатальное искусство. Оказалось, что даже катайские печати - тоже искусство. Также в статье собираю адреса тех, кто может изготовить печать.

Резьба печатей – это искусство, когда вместо кисти используется резец. Им на камне гравируются иероглифы и узоры. Резьба печатей – это китайское традиционное прикладное искусство, которое сочетает в себе два искусства: каллиграфию и резьбу по камню. Вырезанные печати имеют не только функциональное значение, но одновременно с этим являются произведениями прикладного искусства.

Резьба печатей не настолько известна, как китайская живопись и каллиграфия, но требует от автора не меньшего опыта и мастерства.

«Жуан ке», как ее называют в Китае, обычно означает гравирование слов на различных материалах - от дерева и камня до хрусталя и бронзы. Готовое клише было, а в Японии, Китае и Корее до сих пор остается печатью частного лица, компании и суда. Традиция использования факсимилье насчитывает 3 000 лет.

В наши дни резьба печатей не настолько популярна, как другие виды китайского искусства и имеет гораздо меньше последователей. Она не каждому по плечу, поскольку мастер должен освоить каллиграфию, дизайн и структуру материала. И, разумеется, иметь навыки резьбы. Резьба печатей, тем не менее, остается неотъемлемой частью китайского искусства.

Печать необходима на каждом каллиграфическом свитке или живописной работе, ведь она является эквивалентом подписи художника и придает произведению искусства дополнительную ценность. Приложением печати к бумаге художник завершает работу над картиной. Он видит пред собой законченную картину и потому может выбрать место, на котором она лучше всего украсит и сбалансирует композицию.

Резьба тесно связана с каллиграфией, потому что оба искусства используют один и тот же рукописный шрифт. В ее названии «жуан» относится к каллиграфии, а «ке» означает гравировку. Поэтому печать отражает мастерство автора как каллиграфа и резчика. А если он еще и рисует – то его работа ценится очень высоко.

Большинство печатей древности («гу хи») гравировалось на бронзе, роге, агате или нефрите. Однако Вань Мьян, живший в годы династии Юань (1271-1368) обнаружил новые виды мягких камней. Его открытие привело к настоящей революции в этой области, поскольку мастера могли полностью изготавливать печати сами (до этого их обычно делали металлурги). Смена материала превратила резьбу печатей из кустарного промысла в искусство, которое органично переплелось с культурой древнего Китая.

Резьба печатей, или «уин», является четвертым искусством древней Поднебесной, наряду с поэзией («ши»), каллиграфией («шу») и живописью («хуа»).

Печати вырезают двумя способами: инь - белая надпись на красном фоне, и ян - красная надпись на белом фоне.

Китайские печати сверху украшены резьбой, чем она искуснее, тем дороже будет стоить заготовка печати. Цена печати так же зависит от материала, из которого она изготовлена. На цену резьбы печати влияют такие факторы, как твердость материала, размер заготовки, выбранный способ резьбы - инь или ян, а так же количество черт и иероглифов.

История китайских печатей восходит к доисторической династии Инь, существовавшей 3700 лет назад. Тогда гадатели вырезали свои предсказания на панцирях черепах. Искусство резьбы печатей получило расцвет 22 века назад во время династии Цинь. Тогда китайцы начали вырезать свои имена на домашней утвари и документах(из дерева или бамбука), для того чтобы обозначить принадлежность их к тому или иному хозяину. Потом появилась гравировка персональных имен на кости, нефрите или дереве - собственно то, что мы сейчас подразумеваем под китайскими печатями.

Иероглифы на печати могут быть или рельефными или углубленными. Материал для печати выбирается по желанию заказчика. Обычно используется камень, дерево или кость. Но особые ценители и эстеты предпочитают печати сделанные из драгоценых и полудрагоценных камней типа гелиотропа, нефрита, агата, хрусталя, а также из слоновой кости и других ценных материалов. Императоры использовали для своих печатей золото или более драгоценные камни. Сегодня китайские центральные правительственные ведомства используют как правило бронзовые печати, в то время как ведомства уровнем пониже – деревянные.

Дорогие печати принято украшать различными надписями сбоку, а навершия часто сами по себе представляют иногда произведения искусства, так как украшаются различными фигурами. Особенно часто можно встретить фигуру льва – символ власти и процветания.

Печать, только что вышедшую из рук гравера, следует приложить к подушечке с красящей пастой и затем сделать оттиск на бумаге. Только после этого она готова к практическому использованию.

Многие печати могут служить своего рода талисманами, привлекающими богатство и удачу в нашу жизнь. С помощью таких печатей можно делать оттиски себе и своим знакомым, помещать их в красивую рамку и вешать на стену в качестве охраняющего амулета или амулета приносящего богатство, удачу, любовь.

Красная красящая паста является необходимым дополнением к самой печати; она изготовляется из киновари - соединения, в состав которого входит ртуть. Главными достоинствами красящего пигмента являются его интенсивность и блеск. Хорошая паста отличается сочным цветом, сохраняющим свои свойства на протяжении многих веков. Пасту необходимо время от времени размешивать специальной палочкой, дабы содержащееся в ней масло не скапливалось на поверхности, оставляя под собой затвердевшую корку. Для пущей сохранности фарфоровую коробочку с красящей пастой помещают в деревянный футляр, чаще всего обитый шелком, дабы уберечь ее от случайных повреждений. Искусство гравировки печатей весьма почитается в КНР и на Тайване.

Резьба печатей – одно из четырех традиционных китайских искусств, наряду с каллиграфией, живописью и поэзией. История китайских печатей уходит корнями к династии Инь, существовавшей 3700 лет назад. Тогда гадатели вырезали свои предсказания на панцирях черепах. 2200 лет назад китайцы стали вырезать свои имена на домашней утвари и на документах (из дерева или бамбука), чтобы обозначить их принадлежность хозяину. Затем появилась гравировка персональных имен на кости, камне и дереве – то, что мы подразумеваем под китайскими печатями сейчас.

С 5 века до н.э. печать стала непременным атрибутом назначения императором или князем чиновника на какой-либо пост. Печать олицетворяла собой должность и власть. Частные лица использовали печати для удостоверения письменных документов или просто как символ удачи и процветания владельцев.

Типичный высокий постамент с квадратным основанием

Материалы

По материалу, используемому для печати, можно было определить положение владельца в обществе. Обычные граждане использовали печати из дерева, камня или рога. Знаменитые поэты и чиновники предпочитали печати из красного камня чанхуа (тяньхуан), яшмы, агата, горного хрусталя, слоновой кости и других ценных материалов.

Особые ценители предпочитали печати, сделанные из драгоценных и полудрагоценных камней типа гелиотропа, нефрита, агата, хрусталя, из слоновой кости (ныне повсеместно запрещена к использованию) и других ценных материалов. Императоры использовали для своих печатей золото или драгоценные камни. Сегодня китайские центральные правительственные ведомства используют как правило бронзовые печати, ведомства уровнем пониже – деревянные.

«Тяньхуан» – вид камня, который считается в Китае лучшим материалом для скульптуры и гравировки печатей. Его даже называют «императором камней». В прошлом он ценился на вес золота, в наше время даже выше. В 1996 г. на аукциоен была выставлена печать эпохи Цинь из камня «тяньхуан» весом 460 грамм, со стартовой ценой в 300 000 юаней. Печать была продана за 1,4 млн. юаней (больше 6 млн руб). Это самый дорогой камень «тяньхуан», известный в мире.

Печати вырезают двумя способами: инь – белая надпись на красном фоне, и ян – красная надпись на белом фоне. «Тело» печати украшено резьбой и скульптурой. чем они искуснее, тем дороже будет стоить заготовка печати. Цена печати так же зависит от материала, из которого она изготовлена. На цену резьбы печати влияют твердость материала, размер заготовки, выбранный способ резьбы – инь или ян, количество черт и иероглифов.

Иероглифы на печати могут быть рельефными (выпуклыми) или углубленными. Дорогие печати принято украшать различными надписями сбоку, а навершия часто сами по себе представляют произведения искусства, украшаются различными фигурами. Часто можно встретить фигуру льва – символ власти и процветания.

Китайские львы – они такие смешные

Драконо-черепаха из слоновой кости

Дракон с жемчужиной – популярный сюжет навершия, как и лев.

Еще одна необычная форма. Иногда делают дырочки для шнура. Как нэцке.

Печать как произведение искусства включает в себя три аспекта: каллиграфию, композицию и гравировку. Мастер должен владеть всеми стилями каллиграфии. Он должен владеть приемами компоновки и композиции, для того чтобы на ограниченном пространстве разместить несколько сложных иероглифов и добиться высокого эстетического эффекта. Он должен уметь работать с разными материалами. Для разных материалов применяются различные ножи и используются различные навыки резьбы. Наблюдение за работой резчика печатей – для китайцев естественный и популярный вид культурного отдыха.

Чернильная паста для печатей

Чернильная паста, используемая для оттиска печати, по-китайски называется «иньни» (чернильная глина). В древности для печати на официальных документах использовали глину, как сургуч в наше время. Позже словоминьни стали называть аналог чернильной подушки – пасту, как правило, красную.

В состав высококачественной чернильной пасты входят киноварь, жемчуг, мускус, коралл, рубин, касторовое масло, красный краситель. Настоящая паста приятно пахнет.Аналоги в наших магазинах восточной экзотики похожи на обычную гуашь, по виду, свойствам и запаху. В состав пасты высшего уровня может входить чистое золото и другие редкие вещества, с помощью которых оттиск становится неповторимым и сохранятся веками.

Чтобы сделать оттиск, необходимо гравировкой печати коснуться несколько раз чернильной подушки, проверить равномерность окраски и прижать слегка к документу, не сильно. Прежде чем поднять руку, выждать немного, тогда оттиск будет аккуратным и четким.

Печать ставится на каждом каллиграфическом свитке или живописной работе, она является эквивалентом подписи художника и придает произведению искусства дополнительную ценность. Приложением печати к бумаге художник завершает работу над картиной. Он видит пред собой законченную картину и выбирает место, на котором она лучше всего украсит и сбалансирует композицию. Печать отражает мастерство автора как каллиграфа и резчика.

Красный оттиск китайской печати – это не только подпись или знак, но и предмет эстетического созерцания и прикосновение к культуре Востока. Печатям в Китае отводится особый раздел в музейных экспозициях, в вузах им посвящается отдельный курс.

"Печатный" стиль в интерьере

И в завершение темы – уход за печатями (чистка).
Замечательная музыка: Aalborg - Deep Sea Orchestra. Из весьма далекого от Китая города, но подходит по духу и к Китаю, и к Новому году.

Произведение восточной живописи или каллиграфии не может быть полным без одной или нескольких печатей, оттиск которых ставится на законченной работе.

Традиционная печать аналогична подписи художника на произведениях западной живописи, подписи на договорах или письмах.

Традиционная китайская печать изготавливается из камня, но известны и печати, сделанные из металла, дерева, бамбука, слоновой кости, а в последнее время и из пластмассы. Для оттиска применяется паста из красной киновари, по-китайски называемая «чжуша». Сама же печать (и ее оттиск) на китайском, корейском и японском языках называется «инь».

По типу изображения печати делятся на «печати с красными иероглифами» («Чжувень»), «печати с белыми иероглифами» («Байвень»), и смешанные печати («Чжубайвень Сянцзянь-инь»), комбинирующие красные и белые иероглифы.

По тексту и способу применения печати делятся на именные, студийные и свободные.

Именная печать (名印)

姓名印 (Синмин Инь) — личная печать с фамилией и именем. В современном Китае является обязательной для определенных профессий, например для врача или банковского служащего (в банке при совершении операций, помимо печати банка, служащий обязательно ставит свою личную печать).

表字印 (Бяоцзи Инь) — печать с персональным литературным именем или псевдонимом. Раньше китайцы имели несколько имен, их личное имя было элементом табуированным, используемым лишь в кругу семьи, а под литературным именем они были известны широкой публике, подписывали свои произведения, стихи, картины и так далее

书简印 (Шучжянь инь) — благопожелательная печать, заключала в себе фразу с добрыми пожеланиями, ставилась в конце письма, на свиток с каллиграфией или живописью

总印 (Цзон Инь) — печать, совмещавшая имя и место рождения человека

回文印 (Хуэйвень Инь) — «перевернутая печать», иероглифы которой читаются против часовой стрелки

Студийная печать 斋印:

斋馆印 (Чжайгуань Инь) — печать с названием студии, одновременно может быть печатью компании или общества

别号印 (Биехао Инь) — печать с псевдонимом (или несколькими прозвищами) хозяина печати

收藏印 (Шоукан Инь) — печать коллекционера. Ставилась на книги, каллиграфические и живописные свитки, находящиеся во владении коллекционера, могла выражать слова восхищения мастерством автора

词句印 (Цичжу Инь) — поэтическая печать, на которой гравировались строчки из поэтических произведений, соответствующие настроению или личности автора, а также тому, что было изображено на картине — эта печать ставилась на законченных произведениях живописи

花押印 (Хуая Инь) — вид печати, которая могла комбинировать в себе иероглифы и изображения, использовалась вместо подписи на каллиграфических свитках и картинах.

Свободная печать 闲印

肖形印 (Сяосин Инь) — печать, на которой вырезано изображение, передающее характер владельца или момента

吉语印 (Чжи-ю Инь) — печать, на которой вырезались пожелания удачи, высказывания древних

黄神越章 (Хуаншень Юежан) — печать Желтого Императора, использовалась в качестве оберега, неся задачу отпугнуть демонов и духов от адресата письма, особенно если человек находился вне дома, в путешествии, в дороге.

封泥 (Фен Ни) — печать, скрепляющая конверт, запечатывающая письмо снаружи.

История появления первых китайских печатей уходит корнями в далекое прошлое, в период Чжань, приблизительно это 770-400 гг. до н.э. В те времена они использовались также, как и обычные печати, прежде всего, в быту. Ими отмечались вещи, принадлежавшие тому или иному хозяину. Уже позднее печати стали использовать и для отметки документов. В основном это была привилегия состоятельных людей, которые на законных основаниях имели право владеть собственностью, а также решать судьбы простых смертных. За подделку печати, особенно официальной, человеку грозила смерть, а в случае утери нашедший ее щедро награждался

Печати в Поднебесной выпускались нескольких видов, причем к каждой из них делали дубликат на случай утери. По форме штемпельной подушки они могли быть квадратными, прямоугольными или круглыми. Согласно символике Инь и Янь (женского и мужского начала) при изготовлении печати использовались два цвета краски: красная (вместо черного) и белая
В зависимости от корпуса печать могла иметь форму традиционной или усеченной пирамиды, небольшого диска, цилиндра или молоточка. Самыми оригинальными были печати в виде фигурки животного. Так, например, можно было встретить фигурку черепахи, установленную на прямоугольный постамент. Нередко на печатях встречались иероглифы с пожеланиями процветания и богатства. Иногда периметр изделия украшался торжественными надписями, посвященными великим победам или важным событиям, например, объединению территории Поднебесной под началом единого императора
В результате множества археологических раскопок были найдены печати, имеющие длинные ручки или специальные диски с «ушком». Через него продевалась веревка для держания печати. Что касается дизайна, то он не всегда был одинаковым. Ширина подушки, расстояние между символами, размер «ушка» - все эти параметры время от времени изменялись под влиянием культур соседних стран, в частности Индии
Материалом для производства китайских печатей служила медь, древесина, кости животных. Самыми дорогостоящими были изделия из полудрагоценных камней, например, нефрита, хрусталя или агата, а также золота, из которого изготавливались печати самого императора
Сегодня образцы древних китайских печатей, изготовленных искусными каллиграфами согласно законам композиции, представлены во многих частных и государственных музейных во всех уголках мира: от Китая до Америки. Это настоящие произведения искусства, стоимость которых на аукционах взлетает до астрономических сумм. Для примера, за печать императора Цяньлуна из династии Цин новому владельцу в результате торгов пришлось выложить 25 миллионов долларов

Изготовление китайских резных печатей предполагает практические занятия, в ходе которых можно освоить различные инструменты и способы работы с ними, а также узнать о разных стилях выполнения таких изделий.

Мы научим вас не только работать с выбранными материалами, но и расскажем, как правильно подготовить инструмент. Благодаря таким урокам можно легко освоить принципы подбора иероглифов, которые наносятся на печати, после чего наши ученики могут не только изготавливать такие изделия самостоятельно, но и читать другие печати.

Курс - Традиционная резьба печатей

В ходе обучения наши ученики знакомятся со стилями других мастеров и разбирают особенности разных стилей изготовления таких изделий, а используя такие знания в качестве основы, вы сможете делать оригинальные и эксклюзивные печати для личного пользования.

В программу изучения китайских резных печатей входит:

Практические знания по инструментам, материалам, стилям и приемам резьбы.

  • Вы научитесь работать с различными материалами
  • Сможете разбираться в инструментах и подготавливать их к работе
  • Поймете способы изучения иероглифов и принципы поиска их
  • Сможете самостоятельно читать печати других мастеров
  • Познакомитесь с принципами композиций печатей и стилями разных мастеров
  • Узнаете как можно создать самостоятельную работу из печатей или как использовать печати в дополнении к живописи.
  • Самостоятельно сделаете собственные печати для личного пользования

Искусству резьбы традиционных китайских печатей уже более трех тысячелетий, и за это время в этом направлении было выработано множество стилей, при этом люди, относившиеся к каждому классу, также имели печати с отличиями по виду и названиям имели представители чиновничьего класса, члены императорских семей и даже простолюдины.

Но если для жителей Китая назначение и виды таких изделий в большинстве случаев очевидны, то специалисты из других стран часто не могут сойтись в едином мнении по поводу значения и названия печатей. В то же время энтузиасты, которые увлекаются китайским художественным искусством, даже не знают о том, что некоторые китайские художники в первую очередь были талантливыми и известными резчиками печатей, и уже потом – живописцами.

Китайские печати имеют художественную очередь для коллекционеров, художников, а также среди самих мастеров, занимающихся таким ремеслом. Подобные изделия имеют и утилитарное значение: с помощью них на объектах традиционной китайской живописи (гохуа) художники оставляли подобие своего личного автографа, но при этом он передавал смысл и тему конкретной работы.

Печати представляют интерес и исключительно с эстетической точки зрения: в ходе изучения таких объектов начинающие и давно практикующие мастера создают свои стили и темы, а иногда даже разрабатывают уникальные иероглифы, которые отражают смысл, заложенный в них автором. В результате того, что содержание не всегда кроется лишь в одном слове или образе, некоторые печати представляют собой действительно сложные композиции, включающие неоднозначные загадки и ребусы.

По набору китайских печатей, созданных одним мастером на протяжении его жизни, можно очень много сказать о человеке, его жизни и характере, особенно если учесть, что многие такие мастера за всю жизнь применяли не одну сотню изделий. В этих печатях можно увидеть имена, даты, памятные места и важные для человека события, но иногда смысл печатей был достаточно простым и содержал лишь тезисы, которые приводили к рождению нового шедевра, и эти краткие мысли с помощью печатей фиксировались на таком художественном объекте.

В наше время о китайских резных печатях знает не так много людей, особенно за пределами Китая. Отчасти это обусловлено страхом перед сложностью таких работ и отношением к изготовлению этих изделий как к недосягаемому и тонкому ремеслу. Но стоит только начать постигать это сложное и интересное искусство – и остановиться уже невозможно.

Похожие статьи

© 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.