Балтия – СНГ, ЕС – Балтия, Латвия, Порт, Транспорт, Форум, Хорошо для дела. Морской транспорт Самый крупный российский порт дальневосточного бассейна

  • 3. Функции транспорта в системе государства
  • 4. Основные задачи, принципы, организация управления транспортной системой в условиях ранка.
  • 1.2. Общественное производство и транспорт.
  • 1. Влияние транспорта на размещение производительных сил.
  • 2. Закономерности, принципы и факторы размещения производства
  • Лекция 2
  • 1.3 Транспортная система рф: основные понятия, структура, показатели, проблемы и перспективы развития
  • Лекция 3
  • II. Технико-экономические особенности различных видов транспорта.
  • 2.1. Автомобильный транспорт
  • 1. Роль и место автомобильного транспорта в транспортной системе России.
  • 2. Важнейшие автомагистрали и автодорожные узлы
  • 3. Основные элементы технического оснащения
  • 6. Проблемы и перспективы развития автомобильного транспорта.
  • 2.2 Железнодорожный транспорт
  • Лекция 4
  • 2.3. Морской транспорт
  • 1. Место и роль морского транспорта в транспортной системе России.
  • 2. Морские бассейны и порты рф.
  • 3. Техническое оснащение на морском транспорте.
  • 4. Технология, организация и управление на морском транспорте.
  • 5. Показатели работы, проблемы и перспективы развития морского транспорта.
  • Лекция 5
  • 2.5. Трубопроводный транспорт
  • 1. Место и роль трубопроводного транспорта в транспортной системе страны.
  • 2. Виды трубопроводного транспорта и их характеристика.
  • 3. Основные трубопроводы страны.
  • 4. Проблемы и перспективы развития трубопроводного транспорта
  • 2.6 Воздушный транспорт
  • Лекция 6
  • 2.7. Специализированные и нетрадиционные виды транспорта.
  • 1. Специализированные и нетрадиционные виды транспорта: понятие, виды и их особенности.
  • 2. Проблемы и современные направления развития новых видов транспорта.
  • Лекция 7
  • 2.9. Планирование перевозок на транспорте
  • 1. Особенности планирования перевозок в условиях рынка.
  • 2. Специфика планирования грузовых перевозок по видам транспорта.
  • 3. Особенности планирования пассажирских перевозок по видам транспорта.
  • 2.10. Экономические показатели и их особенности на различных видах транспорта.
  • 1. Себестоимость перевозок, особенности определения и различия по видам транспорта.
  • 2. Капвложения по видам транспорта.
  • 3. Производительность труда на различных видах транспорта.
  • Лекция 8
  • 2.11. Транспортные издержки и тарифы по видам транспорта.
  • 1. Принципы построения транспортных тарифов в условиях рыночной экономики
  • 2. Особенности формирования грузовых тарифов по видам транспорта.
  • 3. Формирование пассажирских тарифов.
  • Лекция 9
  • III. Развитие, взаимодействие и конкуренция основных видов транспорта.
  • 3.1. Рациональное распределение перевозок между основными видами транспорта.
  • 1. Анализ сложившегося распределения грузовых и пассажирских перевозок по видам транспорта.
  • 2. Нерациональные перевозки: их сущность и виды.
  • 3.2 Комплексное развитие, пути повышения эффективности и конкурентоспособности магистральных видов транспорта.
  • 1.Сопоставительный анализ достоинств и недостатков магистральных видов транспорта. Сферы экономически целесообразного применения различных видов транспорта.
  • 2. Современные принципы, критерии и методы выбора вида транспорта для перевозки грузов и пассажиров.
  • 3. Области взаимодействия различных видов транспорта.
  • 4. Виды сообщений: прямое, смешанное, прямое-смешанное (мультимодальное).
  • 5. Интермодальные (бесперегрузочные) технологии: виды и эффективность их использования.
  • 6. Транспортные коридоры: сущность и значение в развитии экономики страны.
  • 2. Морские бассейны и порты рф.

    Российская Федерация является одной из ведущих транспортных держав мира. Ее берега омывают воды 14 морей, трех океанов. Водный транспорт выполняет внутренние и внешнеторговые перевозки. На морские перевозки приходится более половины объема внешнеторговых грузов России.

    Моря, омывающие берега России географически входят в пять морских бассейнов:

    Северный (охватывает моря: Белое, Баренцево, Карское и Лаптевых);

    Балтийский (Балтийское море);

    Черноморско-Азовский (Черное и Азовское моря);

    Каспийский (Каспийское море);

    Дальневосточный (Японское, Охотское, Берингово, Чукотское, Восточно-Сибирское).

    К ним непосредственно примыкают крупные экономические районы страны. Каждый из пяти морских бассейнов имеет определенную географическую обособленность и выход на мировые морские пути.

    Главным фактором, определяющим место морского бассейна в ЕТС России, является развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, а также внешней торговли в районе тяготения бассейна. Объем перевозок и грузооборот флота выражают масштабы перевозок, выполненных флотом конкретного бассейна.

    Северный бассейн. К нему тяготеют 4 крупных экономических района: Северо-Западный, Уральский, Западно-Сибирский и частично Восточно-Сибирский, где преобладают каботажные перевозки. В перевозках преобладают лесные грузы, уголь, апатитовый и рудный концентраты, грузы промышленного и народного потребления.

    Основные морские порты бассейна: Архангельск, Мурманск, Кандалакша, Нарьян-Мар, Диксон, Тикси, Певек, Дудинка.

    Балтийский бассейн. Включает в себя непосредственно выходящие к побережью Прибалтийский и Северо-Западный районы, а также Белорусский, области Центрального района, Уральский, Волго-Вятский экономические районы, с высокоразвитой промышленностью, сельским хозяйством и путями сообщения. В морском грузообороте портов Балтийского бассейна доминируют внешнеторговые грузы.

    Основные морские поры бассейна: Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, Балтийск.

    Каспийский бассейн . Водными путями Каспийское море связано с Черноморско-Азовским и Балтийским бассейнами. Реками Каспийское море связано с Центральным, Волго-Вятским и Уральским экономическими районами. Перевозки осуществляются в основном в малом каботаже (в пределах бассейна). Основные морские порты бассейна: Баку, Красноводск, Махачкала, Астрахань.

    К берегам Каспия выходят 5 крупных экономических районов СНГ: Северо-Кавказский; Поволжский; Закавказский; Казахстанский; Средне-Азиатский. Порт Астрахань имеет недостаток – замерзаемость, здесь осуществляется переработка различных грузов: зерно, соль, рыба.

    Дальневосточный бассейн. Внутренний район его тяготения охватывает обширную территорию Приморского и Хабаровского краев, Магаданскую область с Чукоткой, Камчатскую и сахалинскую области (Дальне-Восточный экономический район) и прилегающие районы Восточной Сибири (Восточно-Сибирский экономический район). В малом каботаже осуществляются перевозки угля, леса, нефти, нефтепродуктов, товаров промышленного и народного потребления, продукция рыбной промышленности. В большом каботаже – концентраты цветных металлов. Основные морские порты бассейна: Нагаево (Магадан), Нахадка, Петропавловск-Камчатский, Николаевск-на-Амуре, Ванино, Владивосток.

    Черноморско-Азовский бассейн . Это ведущий бассейн в системе морского транспорта, располагается в Юго-Западной части России. Занимает выгодное географическое положение. К бассейну примыкают Северо-Кавказский район, Украина, Грузия, Болгария, Румыния, Турция. Побережье этого морского бассейна представляет собой зону, вдоль которой находятся многочисленные базы отдыха, что способствует большим перевозкам пассажиров. Имеет незамерзающие, оборудованные морские порты. Связан с Атлантическим и Индийским океанами проливами Босфор (глубина – 17 м.), Дарданеллы (глубины – 25.) (Мраморное море со Средиземным), а затем Гибралтарским проливом, Суэцким каналом (Красное море) с мировым океаном. На побережье бассейна находятся порты: Новороссийск – самый крупный на юге России; Туапсе; Сочи; Ейск; Темрюк; Приморско-Ахтарск; Ростов-на-Дону; Таганрог; Анапа; Геленджик.

    Особое место в транспортной системе России занимают морские порты. В РФ действуют 44 морских порта, основными из которых являются: Санкт-Петербург, Мурманск, Архангельск, Новороссийск, Туапсе, Восточный, Ванино, Владивосток, Находка. Погрузо-разгрузочные операции выполняют около 120 портовых комплексов различных организаций.

    В результате распада СССР и изменения характера внешней торговли сложилась диспропорция между российскими портовыми мощностями и структурой грузооборота. За пределами России оказались специализированные портовые комплексы для перегрузки зерна, угля, химических грузов. Значительная часть российских экспортных грузов вывозилась через порты Украины и стран Балтии.

    За последнее 10-летие в морских портах введены в эксплуатацию перегрузочные комплексы суммарной производительностью более 27 млн. т. в год. Наиболее важным явилось введение в строй нефтеналивного порта Приморск, первой очереди порта Усть-Луга, контейнерного терминала в порту Санкт-Петербург, комплекса для переработки минеральных удобрений в порту Восточный, новых причалов в порту Новороссийск. Строится новый порт Оля на Каспийском море. Развитие портов ведется в увязке с модернизацией припортовых железнодорожных станций.

    В результате наращивания портовых мощностей, а также мер государственного регулирования доля российских портов в перевозках грузов отечественной внешней торговли увеличилась с 62% в 1996 г. до 75% в 2002 г. Дальнейшая модернизация портовой индустрии предусматривает развитие мощностей для наливных, химических и навалочных грузов, а также значительное наращивание мощностей для переработки контейнеров.

    Деятельность морского транспорта Российской Федерации осуществляется на базе более 200 предприятий и организаций, включая 10 морских судоходных компаний. Как акционерные общества открытого типа зарегистрированы 10 морских пароходств, 44 морских порта, 11 судоремонтных заводов. Ввиду важности этой отрасли для страны государство сохраняет контроль за основными объектами инфраструктуры морских портов. С этой целью начиная с 1993 г. во всех морских портах созданы специальные государственные органы управления (администрации морских портов), во владение которых переданы причалы, волноломы, подходные каналы, железнодорожные и автодорожные устройства портов. Все эти объекты - собственность государства, и ими будут пользоваться многочисленные клиенты. Эксплуатация же причалов и терминалов может осуществляться частными фирмами.

    Современный морской транспорт - важная составная часть транс­портной системы России. По величине грузооборота (в 1995 г. около 8%) он занимает третье место, уступая железнодорожному и трубопровод­ному транспорту. Ему принадлежит ведущая роль в транспортном об­служивании районов Дальнего Востока и Крайнего Севера. Велико зна­чение морского транспорта во внешней торговле России. На него при­ходится 73% в отправлении грузов и более 90% грузооборота в между­народном сообщении. Во внутренних морских транспортировках пре­обладает малый каботаж.

    По многим технико-экономическим показателям морской транс­порт превосходит другие виды: самая большая единичная грузоподъ­емность, практически неограниченная пропускная способность мор­ских путей, сравнительно малые удельные капитальные вложения, не­большая затрата энергии на перевозку 1 т груза, низкая себестоимость. Вместе с тем у морского транспорта есть и существенные недостатки: зависимость от природных условий, необходимость создания сложно­го портового хозяйства, ограниченное использование в прямых мор­ских сообщениях.

    Научно-технический прогресс на морском транспорте существен­но влияет на его географию: меняет направления, состав и величину грузопотоков, стимулирует сооружение новых морских портов и при­чалов, освоение новых трасс во внутренних морях и в Мировом океане.

    После распада СССР в России осталось 8 судоходных компаний и 37 портов общей мощностью переработки грузов до 163 млн т в год, из них 148 млн т приходится на долю Балтийского и Северного бассей­нов. Средний возраст российских судов 17 лет, что значительно хуже соответствующей характеристики мирового торгового флота. В стране осталось лишь четыре крупные судостроительные верфи, три из которых находятся в Санкт-Петербурге (Северная, Адмиралтейская и Бал­тийский завод). В собственность России отошло только 55% дедвейта транспортного флота Союза, в том числе 47,6% сухогрузного. Потреб­ности России в морских перевозках оцениваются в настоящее время в 175 млн т в год, в то время как принадлежащий стране флот способен перевозить примерно 100 млн т. Оставшиеся на территории России мор­ские порты могут пропустить лишь 62% российских грузов, в том числе 95% каботажных и 60% экспортно-импортных. Для перевозки посту­пающего импортного продовольствия и для экспорта грузов Россия ис­пользует порты сопредельных государств: Украины, Литвы, Латвии, Эстонии.

    Основные морские бассейны страны отличаются друг от друга хо­зяйственной спецификой тяготеющих к ним экономических районов и природными условиями судоходства.

    Азово-Черноморский бассейн обслуживает грузовые и пассажир­ские перевозки России, Украины и Грузии, а также торговые связи с зарубежными странами. Район экспортно-импортного тяготения охватывает свыше 75 государств. Больше половины перевозок приходит­ся на внешнюю торговлю. В экспорте главное место занимают нефть и нефтепродукты, а также руды, металл, цемент. В структуре импортных грузов - зерно, руды цветных металлов, металл, сахар, машины и обо­рудование, тропические фрукты и овощи, трубы для газопроводов.

    Благодаря курортному положению бассейна большое развитие по­лучили пассажирские перевозки (до 30 млн чел. в год). Наиболее зна­чительные пассажиропотоки идут вдоль Черноморского побережья Кав­каза и Крыма. На Черном море у России остались порты Новороссийск, Туапсе и Сочи. Новороссийск расположен в незамерзающей Цемесской бухта. Порт специализируется на внешнеторговых перевозках. В струк­туре грузооборота преобладают наливные грузы. Помимо этого отправ­ляется значительное количество леса, цемента, а принимаются зерно, сахар, металл, руда. По грузообороту это крупнейший морской торго­вый порт. Туапсе специализируется на вывозе наливных грузов. В ос­новном обслуживаются внешнеторговые перевозки. Порт отправляет также руду, уголь, а принимает строительные материалы, сахар, металл, зерно, машины и оборудование. Значительный грузооборот и пассажирооборот имеет Сочи.

    В Балтийском бассейне географическое положение и хорошая обес­печенность транспортными связями определили доминирующую роль внешнеторговых перевозок (свыше 90% грузооборота). Малый кабо­таж невелик, в нем преобладают перевозки минеральных строительных материалов. Несколько большее значение имеют перевозки грузов в пункты арктического побережья нашей страны. Хорошо развит боль­шой каботаж (в Баренцево, Белое и Черное моря). Суда этого бассейна обслуживают несколько международных пассажирских линий. Пере­возки пассажиров в малом каботаже не получили значительного рас­пространения в связи с развитой сетью наземных путей сообщения.

    Из восьми балтийских портов бывшего СССР Россия располагает тремя, оснащенность которых не позволяет осуществлять современную транспортировку грузов. Самый крупный на Балтике российский порт - Санкт-Петербург, перерабатывающий 12-15 млн т грузов в год. В гру­зообороте порта около 90% приходится на экспортно-импортные пе­ревозки. В отправлении преобладают древесина, нефтяные и химичес­кие грузы, металл, а в прибытии - зерно, сахар, металл, строительные материалы. Петербургский порт - один из крупнейших на Балтике пас­сажирских портов, обслуживающий в основном иностранных турис­тов. Годовой пассажиропоток - 100 тыс чел.

    Другой высокомеханизированный порт Балтийского бассейна - Выборг. Его грузооборот составляют местные строительные материа­лы, экспортируемая древесина и импортируемые металл, бумага. Че­рез порт Калининграда экспортируются уголь, бумага, промышленные грузы, импортируются металл, сахар, зерно, некоторые виды оборудо­вания. Для разгрузки Петербургского порта на Балтике в Лужской губе Финского залива строится мощный портовый комплекс. Усть-Лужский порт будет в три раза мощнее Петербургского, его грузовой оборот с переработкой грузов - 35 млн т.

    Каспийское море в основном используется для перевозок между Россией, Азербайджаном, Казахстаном и Туркменистаном. Внешнетор­говые сообщения осуществляются только с Ираном и занимают неболь­шую долю в грузообороте. В Каспийском бассейне преобладают кабо­тажные перевозки. Основная их часть приходится на нефть и нефте­продукты. Среди других массовых грузов выделяются строительные материалы, соль, химические продукты, зерно, рыба, хлопок, шерсть. В бассейне наряду с морскими судами широко применяются суда сме­шанного («река - море») плавания. Главные российские порты - Аст­рахань, Махачкала.

    В Каспийском бассейне организованы пассажирские рейсы мор­ских судов из Баку в Махачкалу, Астрахань.

    Дальневосточный морской бассейн имеет важное народнохозяйст­венное значение для развития экономических связей приморских рай­онов Дальнего Востока. К Дальневосточному бассейну относятся Бе­рингово, Охотское, Японское моря, а также восточная часть Северно­го морского пути (море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря).

    Главная особенность Дальневосточного бассейна - многочислен­ные внутрирайонные и межрайонные грузопотоки малой мощности. Преобладают каботажные перевозки: 85% всего объема перевозок в бассейне. Большой каботаж невелик, его удельный вес в перевозках - около 1%. Основные грузовые потоки формируются в портах Примо­рья и идут на Камчатку, Сахалин и в Магаданскую область. Лесные гру­зы направляются из портов Владивосток, Находка, Ванино в северные районы. Нефтяные грузы из Владивостока идут в Нагаево, порты Саха­лина, Камчатки и Чукотки. Сахалинский уголь отправляют в различ­ные порты Дальнего Востока.

    Внешнеторговые морские перевозки включают лес, каменный уголь, нефтяные грузы, руды. Более 80% заграничных перевозок при­ходится на Японию. Во внешнеторговых перевозках импорт уступает экспорту.

    Основные грузы импорта: зерно, сахар, металл, цемент, химичес­кие грузы, машины и оборудование.

    Дальневосточный бассейн занимает второе место в России по пе­ревозкам пассажиров, уступая Азово-Черноморскому бассейну. Выде­ляются регулярные грузопассажирские маршруты на Чукотку, Сахалин и Курильские острова, а также местные пассажирские линии: Влади­восток - Петропавловск-Камчатский, Владивосток - Корсаков, Вла­дивосток - Холмск, Владивосток - Анадырь - порт Провидения. Осо­бое место занимают международные пассажирские линии: Находка - Япония, Находка - Гонконг.

    Большое экономическое значение для региона имеет морская же­лезнодорожная переправа Ванино - Холмск, благодаря которой стало возможно круглогодично и ритмично перевозить грузы между Сахали­ном и материковой частью.

    Важнейшие порты Дальневосточного бассейна: Владивосток, На­ходка, Ванино, Магадан, Холмск, Петропавловск-Камчатский. Они располагают современной техникой обработки судов, мощным ледокольным флотом.

    Владивосток находится в бухте Золотой Рог и служит базой снаб­жения портовых пунктов Тихоокеанского побережья и восточного сек­тора Арктики. В структуре грузооборота более 60% составляют кабо­тажные перевозки нефтяных грузов, угля, машин, оборудования, про­довольственных товаров. В экспорте преобладают лес, уголь, нефтя­ные грузы, в импорте - зерно, сахар, металлы. Годовой грузооборот порта около 10 млн т. Владивосток 12-ю каботажными пассажирскими линиями связан с портами Сахалина и Камчатки.

    Находка - торговый порт международного значения. Основные грузопотоки направляются в арктические районы и на Камчатку. Экс­портно-импортные перевозки составляют 2 / 3 грузооборота. Вывоз гру­зов превышает их ввоз. Через порт проходят нефтяные грузы, уголь, цемент, лес, чугун, калийные соли, руда, строительные материалы, кра­бовые и рыбные консервы, зерно, бумага, сахар, рис. Ежегодно порт отправляет более 10 млн т грузов и 60 тыс пассажиров. Порт Ванино расположен в одноименной бухте Татарского залива. Предназначен для перевалки грузов (металла, машин, оборудования, продовольственных товаров, комбикорма и др.) с железной дороги на морские суда с по­следующей доставкой на Сахалин, Курильские острова и в районы по­бережья Охотского моря. Главная доля грузооборота приходится на па­ромную переправу Ванино - Холмск.

    Холмск - крупнейший порт Сахалинской области. Здесь перера­батывают экспортно-импортные и каботажные грузы. Грузооборот пор­та - 4,5 млн т.

    Магадан - порт Охотского моря, обслуживает с помощью автомо­бильного транспорта дальние районы Магаданской области и Респуб­лики Саха. Порт в основном (90% грузооборота) принимает нефте­продукты, уголь, оборудование для горнодобывающей промышленно­сти, машины, металл, продовольственные товары.

    Петропавловск-Камчатский расположен в Петропавловской бух­те Авачинской губы. Через этот порт направляется основной грузопо­ток на Камчатку и обратно: уголь, нефтепродукты, строительные материалы, машины и т.д. Ввоз преобладает над вывозом. Вывозятся в ос­новном рыбопродукты.

    Недалеко от Находки создан новый порт Восточный, грузооборот которого - 14-16 млн т. Это высокомеханизированное транспортное предприятие. Через него проходят каботажные и экспортно-импорт­ные грузы.

    В бассейне имеются материковые порты - Посьет, Советская Га­вань, Николаевск-на-Амуре, Охотск, Анадырь, Провидения, Эгвекинот; сахалинские порты - Корсаков, Углегорск, Невельск, а также порт-пункты на Курильских островах: Курильск, Северо-Курильск и Южно-Курильск.

    Северный бассейн - район наиболее быстрого роста морских пере­возок. Он включает Белое, Баренцево и Карское моря Северного Ледо­витого океана. На морской флот Северного бассейна возложены зада­чи транспортного обслуживания территории Крайнего Севера, аркти­ческих островов и обеспечение внешнеторговых связей. Каботажные перевозки, доля которых по отправлению составляет около 40%, осу­ществляются между пунктами Арктического побережья и островами Северного Ледовитого океана. Среди грузов выделяются руда, строи­тельные материалы, уголь, лес, нефтепродукты, металл, оборудование, машины, потребительские и продовольственные товары.

    Район тяготения экспортно-импортных грузов включает многие государства Европы и Северной Америки. Через морские порты бас­сейна импортируют металл, хлебные грузы, уголь, сахар, а экспортиру­ют апатитовый концентрат, древесину, руду, уголь.

    Важнейший порт бассейна - Мурманск. Это незамерзающий за­падный порт Северного морского пути. Основной грузооборот Мур­манска приходится на заграничные перевозки, причем экспорт значительно превышает импорт. Грузооборот порта - более 7 млн т.

    Морской торговый порт Архангельск расположен в дельте Северной Двины. Грузооборот порта - свыше 5 млн т. По каботажным линиям от­правляются уголь, строительные материалы, нефтепродукты, металл, про­довольственные грузы, а принимаются уголь, древесина. Экспортируют­ся в основном лес и лесоматериалы, в импорте выделяются металлы. Порт обеспечивает местные пассажирские перевозки до 40 тыс чел. в год. В Северном бассейне большое значение имеют также Онега, Мезень, Нарьян-Мар, Игарка, Дудинка, Беломорск и Кандалакша.

    Перспективы морского транспорта связаны с дальнейшим разви­тием перевозок в Арктике. Освоение территории опирается на сибир­ские реки и моря Северного Ледовитого океана и связано с трассой Северного морского пути. Новый этап освоения Северного морского пути начался с появлением на этой трассе атомных ледоколов, что поз­воляет продлить срок арктической навигации и обеспечить круглогодичное судоходство в западном секторе до порта Дудинка, а на Даль­нем Востоке - до порта Эгвекинот на Чукотке. Разработаны крупно­масштабные проекты ускоренного развития российского торгового флота, технического перевооружения ледокольного и транспортного флота, реконструкции портов и причалов, внедрения лихтерной сис­темы перевозок.

    Грузооборот портов Балтийского бассейна России по итогам 2015 года увеличился на 3,2% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. до 230,74 млн тонн. В том числе, сухих грузов перевалено 87,8 млн тонн /-2,2%/, наливных - 142,93 млн тонн /+6,9%/, сообщает Ассоциация морских торговых портов РФ.

    Рост перевалки грузов в порту Усть-Луга относительно аналогичного периода прошлого года составил 16,1% до 87,87 млн тонн, в порту Приморск - 11,1% до 59,61 млн тонн, Высоцк - 0,3% до 17,48 млн тонн. Грузооборот порта Санкт- Петербург сократился на 15,8% до 51,51 млн тонн, Выборг - на 6,3% до 1,56 млн тонн, Калининград - на 8,6% до 12,71 млн тонн. Доля грузооборота порта Усть-Луга составляет 38,1% совокупного объема, Приморск - 25,8%, Санкт-Петербург - 22,3%.

    Среди стивидорных компаний наибольший прирост объемов перевалки грузов показали: ООО "НОВАТЭК-Усть-Луга" /порт Усть-Луга/ - на 58,6%, ЗАО "Контейнерный терминал Санкт- Петербург" - на 19,8%, ООО "Невская трубопроводная компания" /порт Усть-Луга/ - на 15,3%, ООО "СИБУР- Портэнерго" /порт Усть-Луга/ - на 15%, ОАО "Балтийский Балкерный терминал" /Санкт-Петербург/ - на 13,4%. Детальная информация о перевалке грузов в морских портах Балтийского бассейна РФ представлена в таблицах.

    По итогам 2014 г. морскими портами РФ перевалено 623,4 млн тонн грузов. Перевалка грузов морскими портами Балтийского бассейна РФ по итогам года составила 223,5 млн тонн: сухих грузов - 89,8 млн тонн, наливных - 133,6 млн тонн.

    Грузооборот Балтийского бассейна РФ в 2015 году /млн тонн/
    Порт /
    Стивидорная компания
    январь-декабрь % 2015/
    2014
    Доля
    2014 2015
    Порт Усть-Луга 75.67 87.87 16.1% 38.1%
    23.26 26.81 15.3% 30.5%
    ОАО "Усть-Луга Ойл" 18.91 21.08 11.4% 24.0%
    ОАО "Ростерминалуголь" 15.45 17.47 13.0% 19.9%
    ООО "НОВАТЭК-Усть-Луга" 4.36 6.92 58.6% 7.9%
    ООО "СИБУР-Портэнерго" 3.46 3.98 15.0% 4.5%
    3.97 4.20 5.9% 4.8%
    6.25 7.41 18.5% 8.4%
    53.66 59.61 11.1% 25.8%
    Большой порт Санкт-Петербург 61.18 51.51 -15.8% 22.3%
    11.29 7.39 -34.5% 14.3%
    8.16 7.89 -3.3% 15.3%
    10.00 7.39 -26.2% 14.3%
    6.41 7.27 13.4% 14.1%
    ОАО "Петролеспорт" 7.79 5.61 -28.0% 10.9%
    4.12 4.93 19.8% 9.6%
    ЗАО "Нева-Металл" 3.31 3.45 4.3% 6.7%
    Другими стивидорными компаниями 10.09 7.57 -25.0% 14.7%
    Порт Высоцк 17.43 17.48 0.3% 7.6%
    ООО "РПК-Высоцк "Лукойл"-II" 12.16 11.80 -2.9% 67.5%
    ООО "Порт Высоцкий" 5.27 5.68 7.7% 32.5%
    Порт Калининград 13.90 12.71 -8.6% 5.5%
    ЗАО "Содружество Соя" 4.09 4.25 4.0% 33.5%
    ОАО "Калининградский МТП" 3.36 2.78 -17.3% 21.8%
    1.57 1.36 -13.2% 10.7%
    Другими стивидорными компаниями 4.88 4.32 -11.6% 34.0%
    Порт Выборг 1.66 1.56 -6.3% 0.7%
    Итого Балтийский бассейн 223.49 230.74 3.2% 100.0%
    сухие грузы 89.80 87.80 -2.2% 38.1%
    наливные 133.69 142.93 6.9% 61.9%





    Перевалка сухих грузов морскими портами Балтийского бассейна в 2015 году /млн тонн/
    Порт /
    Стивидорная компания
    январь-декабрь % 2015/
    2014
    Доля
    2014 2015
    Большой порт Санкт-Петербург 46.91 41.87 -10.7% 47.7%
    ЗАО "Первый контейнерный терминал" 11.29 7.39 -34.5% 17.7%
    ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" 8.16 7.89 -3.3% 18.8%
    ОАО "Петролеспорт" 7.79 5.61 -28.0% 13.4%
    ОАО "Балтийский Балкерный терминал" 6.41 7.27 13.4% 17.4%
    ЗАО "Контейнерный терминал Санкт-Петербург" 4.12 4.93 19.8% 11.8%
    ЗАО "Нева-Металл" 3.31 3.45 4.3% 8.2%
    Другими стивидорными компаниями 5.82 5.32 -8.6% 12.7%
    Порт Усть-Луга 25.67 29.08 13.3% 33.1%
    ОАО "Ростерминалуголь" 15.45 17.47 13.0% 60.1%
    ОАО "Универсальный перегрузочный комплекс" 3.97 4.20 5.9% 14.4%
    Другими стивидорными компаниями 6.25 7.41 18.5% 25.5%
    Порт Калининград 10.32 9.67 -6.3% 11.0%
    ЗАО "Содружество Соя" 3.58 3.75 4.8% 38.8%
    ОАО "Калининградский МТП" 3.21 2.63 -18.2% 27.2%
    Другими стивидорными компаниями 3.53 3.29 -6.8% 34.0%
    Порт Высоцк /ООО "Порт Высоцкий"/ 5.27 5.68 7.7% 6.5%
    Порт Выборг 1.63 1.51 -7.8% 1.7%
    Итого сухих грузов 89.80 87.80 -2.2% 100.0%





    Перевалка наливных грузов морскими портами Балтийского бассейна в 2015 году /млн тонн/
    Порт /
    Стивидорная компания
    январь-декабрь % 2015/
    2014
    Доля
    2014 2015
    Порт Приморск /ООО "Приморский торговый порт"/ 53.66 59.61 11.1% 41.7%
    Порт Усть-Луга 50.00 58.79 17.6% 41.1%
    ООО "Невская трубопроводная компания" 23.26 26.81 15.3% 45.6%
    ОАО "Усть-Луга Ойл" 18.91 21.08 11.4% 35.9%
    ООО "НОВАТЭК-Усть-Луга" 4.36 6.92 58.6% 11.8%
    ООО "СИБУР-Портэнерго" 3.46 3.98 100.0% 6.8%
    Порт Высоцк /ООО "РПК-Высоцк "Лукойл"-II"/ 12.16 11.80 -2.9% 8.3%
    Большой порт Санкт-Петербург 14.27 9.64 -32.5% 6.7%
    ЗАО "Петербургский нефтяной терминал" 10.00 7.39 -26.2% 76.6%
    Другими стивидорными компаниями 4.27 2.25 -47.3% 23.4%
    Порт Калининград 3.58 3.04 -15.0% 2.1%
    ООО "Лукойл-Комплексный нефтяной терминал" 1.57 1.36 -13.2% 44.7%
    ЗАО "Балт Нафта" 0.88 0.62 -29.3% 20.5%
    Другими стивидорными компаниями 1.13 1.06 -6.2% 34.8%
    Порт Выборг /ООО "Порт Выборгский"/ 0.03 0.05 79.5% 0.0%
    Итого наливных грузов 133.69 142.94 6.9% 100.0%

    Во внешней торговле России Балтика исторически занимает важнейшее место, и в Европе сложились устойчивые рынки для нашего традиционного экспорта (нефть, нефтепродукты, газ, уголь, минеральные удобрения, лес, металлы и другие грузы). Необходимость развития портов России на Балтике обусловлено как объемами внешнеторговых перевозок и их структурой, так и экономической и политической ситуацией, сложившейся в данном регионе.

    В порту Санкт-Петербург строятся контейнерный терминал мощностью 1,5 млн.т в год, рефрижераторный комплекс и другие объекты инфраструктуры. Ведется также строительство нефтеналивного терминала: образована территория, установлено несколько резервуарных емкостей, реконструирован причал, что дает возможность уже сейчас перегружать до 11,5 млн.т нефтепродуктов. С завершением работ терминал будет перегружать до 5,5 млн.т нефтепродуктов в год.

    Но на Балтийском море есть и другие российские порты, кроме Санкт-Петербурга. Конечно, они не такие крупные, но их развитие поможет не только увеличить объем морских перевозок России, но и значительно снизить нагрузку на петербургский порт.

    Выполнены технико-экономические проработки развития порта Высоцк, включая строительство новых причалов, железнодорожных и автомобильных подходов на перспективный грузооборот до 5,3 млн.т.

    Ведутся проработки строительства грузового района в Ломоносове для перегрузки контейнеров, генеральных и других грузов.

    Однако самыми крупными объектами на Балтийском бассейне являются 3 новых порта на побережье Финского залива - это порт в бухте Батарейной для перегрузки нефтепродуктов (15 млн.т), нефтеналивной порт в районе Приморска (45 млн.т) и сухогрузный порт в районе Усть-Луги (35 млн.т).

    Новый порт в бухте Батарейной расположен на левом берегу Финского залива в 60 км от Санкт-Петербурга. Разработано и утверждено технико-экономическое обоснование первой очереди строительства на расчетный грузооборот 7,5 млн.т. Начаты подготовительные работы. Причальный фронт представляет нефтепирс с двумя причалами для приема судов грузоподъемностью 16,5 - 40 тыс.т. Резервуарный парк рассчитан на 400 тыс.м 3 .

    Разработано и утверждено технико-экономическое обоснование строительства нового морского порта в районе Усть-Луги, расположенного в юго-восточной части Финского залива, в 100 км от Санкт-Петербурга.

    В соответствии с распоряжением Правительства РФ первоочередно предусмотрено строительство угольного терминала пропускной способностью 8 млн.т в год.

    Терминал предназначен для выгрузки угля из железнодорожных вагонов, кратковременного хранения груза и погрузки на суда. В состав комплекса входят причал длиной 268 м, подходной канал, вагоноопрокладыватели, складские площади, перегрузочные механизмы и др.

    В настоящее время ведутся работы по образованию территории, дноуглублению, забивке шпунтовой стенки. Одновременно прорабатываются проекты последующего строительства комплекса по перегрузке черных и цветных металлов, минеральных удобрений. Ведутся переговоры с заинтересованными инвесторами.

    Новый порт в районе Приморска расположен в 130 км от Санкт-Петербурга и в 60 км от Выборга. Разработано технико-экономическое обоснование первой очереди строительства: намечается построить комплекс по перегрузке нефтепродуктов мощностью 4,5 млн.т за счет средств российских и иностранных инвесторов. Ввод объекта предусмотрен в 1999 году.

    Для перегрузки сырой нефти через этот порт постановлением Правительства РФ принято решение о проектировании, строительстве и эксплуатации единой Балтийской трубопроводной системы от поселка Харьяга (республика Коми) до побережья Финского залива в составе существующих магистральных нефтепроводов в направлении Уса-Ухта-Ярославль-Кириши, вновь строящихся участков этой системы и нефтеналивного терминала портового комплекса. То есть принят южный вариант транспортировки нефти с Тимано-Печорских месторождений.

    Северный вариант транспортировки нефти и строительства порта в арктическом регионе с транспортировкой морскими судами непосредственно из районов этих месторождений находится в стадии исследования.

    Разработано технико-экономическое обоснование целесообразности строительства железнодорожно-автомобильной паромной переправы в направлении Усть-Луга - Калининград - порты Европы. Однако из-за отсутствия средств на проектные работы дальнейшие разработки приостановлены.

    После распада СССР петербургский порт стал очень перегружен, так как остался единственным портом России на Балтийском море. Поэтому порт не справляется с возложенными на него задачами. Чтобы снять нагрузку с петербургского порта, а также развить торговлю со странами Европы, на Балтийском море строятся и развиваются новые порты. Но пока они не такие крупные, как Санкт-Петербург, и не могут полностью снять нагрузку с этого порта.

    Развитие других портов Балтийского бассейна

    Во внешней торговле России Балтика исторически занимает важнейшее место, и в Европе сложились устойчивые рынки для нашего традиционного экспорта (нефть, нефтепродукты, газ, уголь, минеральные удобрения, лес, металлы и другие грузы). Необходимость развития портов России на Балтике обусловлено как объемами внешнеторговых перевозок и их структурой, так и экономической и политической ситуацией, сложившейся в данном регионе.

    В порту Санкт-Петербург строятся контейнерный терминал мощностью 1,5 млн.т в год, рефрижераторный комплекс и другие объекты инфраструктуры. Ведется также строительство нефтеналивного терминала: образована территория, установлено несколько резервуарных емкостей, реконструирован причал, что дает возможность уже сейчас перегружать до 11,5 млн.т нефтепродуктов. С завершением работ терминал будет перегружать до 5,5 млн.т нефтепродуктов в год.

    Но на Балтийском море есть и другие российские порты, кроме Санкт-Петербурга. Конечно, они не такие крупные, но их развитие поможет не только увеличить объем морских перевозок России, но и значительно снизить нагрузку на петербургский порт.

    Выполнены технико-экономические проработки развития порта Высоцк, включая строительство новых причалов, железнодорожных и автомобильных подходов на перспективный грузооборот до 5,3 млн.т.

    Ведутся проработки строительства грузового района в Ломоносове для перегрузки контейнеров, генеральных и других грузов.

    Однако самыми крупными объектами на Балтийском бассейне являются 3 новых порта на побережье Финского залива – это порт в бухте Батарейной для перегрузки нефтепродуктов (15 млн.т), нефтеналивной порт в районе Приморска (45 млн.т) и сухогрузный порт в районе Усть-Луги (35 млн.т).

    Новый порт в бухте Батарейной расположен на левом берегу Финского залива в 60 км от Санкт-Петербурга. Разработано и утверждено технико-экономическое обоснование первой очереди строительства на расчетный грузооборот 7,5 млн.т. Начаты подготовительные работы. Причальный фронт представляет нефтепирс с двумя причалами для приема судов грузоподъемностью 16,5 - 40 тыс.т. Резервуарный парк рассчитан на 400 тыс.м3.

    Разработано и утверждено технико-экономическое обоснование строительства нового морского порта в районе Усть-Луги, расположенного в юго-восточной части Финского залива, в 100 км от Санкт-Петербурга.

    В соответствии с распоряжением Правительства РФ первоочередно предусмотрено строительство угольного терминала пропускной способностью 8 млн.т в год.

    Терминал предназначен для выгрузки угля из железнодорожных вагонов, кратковременного хранения груза и погрузки на суда. В состав комплекса входят причал длиной 268 м, подходной канал, вагоноопрокладыватели, складские площади, перегрузочные механизмы и др.

    В настоящее время ведутся работы по образованию территории, дноуглублению, забивке шпунтовой стенки. Одновременно прорабатываются проекты последующего строительства комплекса по перегрузке черных и цветных металлов, минеральных удобрений. Ведутся переговоры с заинтересованными инвесторами.

    Новый порт в районе Приморска расположен в 130 км от Санкт-Петербурга и в 60 км от Выборга. Разработано технико-экономическое обоснование первой очереди строительства: намечается построить комплекс по перегрузке нефтепродуктов мощностью 4,5 млн.т за счет средств российских и иностранных инвесторов. Ввод объекта предусмотрен в 1999 году.

    Для перегрузки сырой нефти через этот порт постановлением Правительства РФ принято решение о проектировании, строительстве и эксплуатации единой Балтийской трубопроводной системы от поселка Харьяга (республика Коми) до побережья Финского залива в составе существующих магистральных нефтепроводов в направлении Уса-Ухта-Ярославль-Кириши, вновь строящихся участков этой системы и нефтеналивного терминала портового комплекса. То есть принят южный вариант транспортировки нефти с Тимано-Печорских месторождений.

    Северный вариант транспортировки нефти и строительства порта в арктическом регионе с транспортировкой морскими судами непосредственно из районов этих месторождений находится в стадии исследования.

    Разработано технико-экономическое обоснование целесообразности строительства железнодорожно-автомобильной паромной переправы в направлении Усть-Луга - Калининград - порты Европы. Однако из-за отсутствия средств на проектные работы дальнейшие разработки приостановлены.

    После распада СССР петербургский порт стал очень перегружен, так как остался единственным портом России на Балтийском море. Поэтому порт не справляется с возложенными на него задачами. Чтобы снять нагрузку с петербургского порта, а также развить торговлю со странами Европы, на Балтийском море строятся и развиваются новые порты. Но пока они не такие крупные, как Санкт-Петербург, и не могут полностью снять нагрузку с этого порта.

    Список литературы

    В.Я.Ром, В.П.Дронов. География России. Население и хозяйство. 1997 г.

    А.В.Даринский, И.В.Асеева. География Санкт-Петербурга. 1996 г.

    Бикмухаметов Р. Морские порты. 1997 г.

    С.В.Саркисов. Организация перевозок во внешнеэкономических связях СССР. 1990 г.

    Похожие статьи

    © 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.