Машинист электровоза: суть его работы на железной дороге. Профессия машинист Профессия машинист описание профессии для детей

Жизнь современного человека невозможно представить без машин и других механизированных устройств. Вполне логично, что существуют люди, управляющие такими машинами. И если машинами, используемыми в личных целях, управляют их владельцы, то техникой производственного или общественного назначения могут управлять только специалисты - представители профессии машинист.

Жизнь современного человека невозможно представить без машин и других механизированных устройств, которые не только облегчают нам жизнь, но значительно повышают производительность труда специалистов в самых разных отраслях производства. Вполне логично, что существуют люди, управляющие такими машинами. И если машинами, используемыми в личных целях, управляют их владельцы, то техникой производственного или общественного назначения могут управлять только специалисты - представители профессии машинист .

Поскольку до того момента, когда машины будут полностью автоматизированы (то есть, перестанут нуждаться в управлении человеком) мы в ближайшие несколько десятков лет вряд ли доживем, а количество машин неуклонно возрастает, рынок труда постоянно нуждается и еще долгое время будет нуждаться в профессиональных машинистах. Поэтому многие вчерашние школьники предпочитают не гнаться за модой, выбирая популярные сегодня профессии экономиста или юриста, а поступаются на обучение по специальности "машинист", так как эта профессия гарантирует стабильный заработок, независимо от экономической ситуации в стране.

Кто такой машинист?


Квалифицированный специалист, профессиональная деятельность которого заключается в управлении машинами самого разного вида и предназначения. Отметим, что в зависимости от того, какой машиной управляет специалист, термин "машинист" всегда дополняется типом машины. При этом, некоторые профессии, связанные с управлением некоторых типов машин, ничего общего с термином "машинист" не имеет. Например, автомобилем управляет водитель, а самолетом - пилот.

Название профессии произошло от латинского māchina (орудие, устройство, механизм). Интересно, что в допетровской России все механические устройства называли "махина", и только потом это слово приобрело несколько иной смысл, а механизмы начали называть немецким словом Мaschine. Первые машины появились в античные времена, соответственно тогда же возникла и одноименная профессия.

Но если на заре становления профессии машинисты управляли примитивными подъемными механизмами (блоками и рычагами) и военной техникой, то современные специалисты управляют огромнейшим количеством самой разной техники, управление которыми сродни управлению космическим кораблем: подъемные краны, поезда, манипуляторы, экскаваторы и т.д. Правда в обыденной жизни большинство специалистов называют по названию той техники, которой они управляют: крановщик, бульдозерист, экскаваторщик.

Независимо от того, на какой машине работает специалист, профессиональные обязанности всех машинистов приблизительно одинаковые: управление механическим устройством, поддержание чистоты на рабочем месте, строгое следование технике безопасности во время работы, контроль за состоянием техсредства и своевременное прохождение технического осмотра машины и т.д.

Какими личностными качествами должен обладать машинист?


Поскольку любая машина относится к устройствам повышенной опасности, машинист должен быть, в первую очередь, очень внимательным и ответственным. Кроме того, работа машиниста предполагает наличие у специалиста таких личностных качеств, как:

  • стрессоустойчивость;
  • аккуратность;
  • выносливость;
  • сосредоточенность;
  • любовь к технике;
  • смелость;
  • умение быстро реагировать в непредвиденных ситуациях;
  • развитая координация рук;
  • хорошая реакция.

Необходимо также понимать, что работа машиниста - это физически тяжелый труд, поэтому представители этой профессии должны быть сильными, причем не только физически, но и морально.

Преимущества профессии машиниста

Поскольку ни одна сфера жизнедеятельности человека сегодня не может обойтись без использования технических устройств, востребованность в специалистах, способных управлять машинами, всегда была и еще долго будет стабильно высокой. То есть, сразу же после окончания обучения молодой специалист гарантированно сможет трудоустроиться по специальности (правда, в некоторых случаях, сначала ему придется какое-то время работать на должности "помощник машиниста").

Еще одним преимуществом профессии машиниста можно смело назвать достаточно пристойный уровень заработка - согласно последним статистическим данным средняя зарплата машиниста в России составляет 40 тысяч рублей. Согласитесь, для рабочей профессии это немало.

Немаловажно также и то, что профессия машиниста, которая, кстати, пользуется заслуженным уважением, позволяет ощутить свою значимость и "полезность" для общества. Ведь именно благодаря этим специалистам, мы можем быстро добраться из одного места в другое на поезде или метро, строить многоэтажные здания, с легкостью перемещать многотонные предметы и т.д.

Недостатки профессии машиниста


Говоря о недостатках профессии машиниста , прежде всего, необходимо отметить тяжелые условия труда. Как правило, машинисты работают посменно. При этом смена длиться больше 8-ми часов, что тяжело не только физически, но и эмоционально. Может быть поэтому данную профессию принято считать исключительно "мужской" - сложно себе представить представительницу прекрасной половины человечества за пультом управления башенного крана или за рулем бульдозера.

Кроме того, большое психологическое напряжение в работе машиниста создает огромная ответственность, поскольку от его профессионализма порой зависит здоровье и жизнь многих людей. Из-за этого получить допуск к работе машинист может только после медицинского осмотра, в том числе и психологического состояния.

Где можно получить профессию машиниста?

Получить профессию машиниста , независимо от направления деятельности специалиста, можно в средне-специальном учебном заведении. Однако на этом процесс обучения, чаще всего, не прекращается. Во-первых, поскольку техника постоянно совершенствуется и обновляется, машинисту приходится периодически проходить переобучение или повышать квалификацию Во-вторых, некоторые специализации, например, профессия машиниста электропоезда, предполагают не только получение практических навыков в должности "помощник машиниста" (причем, в случае с машинистом электропоезда, специалист должен проработать помощником машиниста не менее 3-х лет, прежде чем ему позволят самостоятельно управлять составом), но и прохождение дополнительных курсов.

На современной железной дороге представлено множество самого разнообразного транспорта, который отличается своими техническими характеристиками, назначением или другими параметрами. Например, электровоз. Данный вид техники относится к локомотивам, при этом он имеет электрический двигатель. А используется электровоз чаще всего при грузовых перевозках. Управляет этой техникой машинист электровоза.

Описание профессии

Машинист электровоза – это квалифицированный рабочий. Он имеет все необходимые знания и навыки для проведения технического обслуживания, ремонтных работ, а также эксплуатации электровоза. В его обязанности входит весьма процесс подготовки машины к выходу на маршрут. Для того, чтобы убедиться в работоспособности вверенной ему техники, машинист проверяет исправность аппаратуры, ходовой части, сигнальной системы.

Для получения допуска к самостоятельной работе машинисту электровоза необходимо пройти медицинскую комиссию, которая должна выявить отсутствие противопоказаний к работе. Впоследствии осмотры рабочий будет проходить перед каждой сменой. У него будут проверять зрение, рефлексы, мелкую моторику. Также будут брать анализ крови, если в нем будут обнаружены следы алкогольных или наркотических веществ, машинист не может быть допущен к работе. Более того, специалиста будут ожидать взыскания за нарушения трудовой дисциплины.

Перед началом работы машинист должен пройти серию инструктажей по охране труда, технике безопасности и способам оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Подобное обучение специалист проходить регулярно, согласно графику. Однако, если возникнет внештатная ситуация или будет приобретено новое оборудование, будут проведены внеплановые инструктажи. По их итогам машинист сдает аттестацию. В случае неудовлетворительных результатов, он не может быть допущен к работе.

В паре с машинистом электровоза работает помощник машиниста. Чаще всего эту функцию исполняет молодой специалист без опыта работы. Таким образом он проходит стажировку, перенимая у более опытного коллеги знания и практические навыки. Обычно стажеров прикрепляют к сотрудникам, которые имеют опыт работы в качестве машиниста более трех лет. А сама стажировка в среднем длится около трех месяцев. Кроме того, неопытные специалисты также отрабатывают свои практические навыки на специальных тренажерах под руководством машиниста-инструктора.

Машинист электровоза может допустить присутствие в кабине только следующих лиц: машиниста-инструктора, помощника машиниста, который перенимает опыт по вождению поезда. Этот же принцип действует и при передаче управления. Доверить управление локомотива можно либо машинисту-инструктору, либо помощнику машиниста.

Машинист электровоза не имеет права во время своей смены покидать локомотив. Если же подобная необходимость возникает, ее следует согласовать с поездным диспетчером или дежурным по станции.

Где можно выучиться профессии машинист электровоза?

Для того, чтобы работать в качестве машиниста электровоза, следует получить профильное образование. Машинистов готовят в средних специальных образовательных учреждениях. Абитуриенты сдают экзамены и проходят медицинскую комиссию. Если показания по здоровью не соответствуют заявленным нормативам профессии, абитуриент не может быть допущен к обучению. По завершению обучения выдается свидетельство на право управления электровозом.

После получения диплома об образовании молодой специалист устраивается на работы, где проходит стажировку в качестве помощника машиниста. В среднем подобная стажировка может занимать от трех месяцев.

Кроме того, машинист должен регулярно подтверждать уровень своей квалификации. Если у него первый квалификационный уровень, то аттестация на профессиональную пригодность будет проходить один раз в 5 лет, если второй класс – один раз в 4 года, а при третьем разряде – раз в три года.

Периодически подтверждать квалификацию в комиссии локомотивного депо: машинисты с первым классом квалификации - не реже одного раза в 5 лет, со вторым классом квалификации - не реже одного раза в 4 года, с третьим классом квалификации - не реже одного раза в 3 года.

Разряды профессии машинист электровоза

У специальности машинист электровоза существуют три квалификационных разряда: первый, второй, третий. Машинист должен вести весь процесс технологического обслуживания локомотива, управлять им, а во время движения отслеживать ситуацию на железной дороге, читать знаки. Кроме того, в обязанности машиниста входит обучение помощника машиниста, контроль его действий.

Личностные качества профессии машинист электровоза

Электровоз – это вид транспорта, который перемещается на достаточно большой скорости, поэтому для управления подобной техникой у машиниста должны быть острое зрение, хороший слух, быстрые рефлексы и развития моторика.

Садиться за управление электровоза при плохом самочувствии, а также при наличии проблем со зрением, моторикой, сердечно-сосудистой системой запрещено, это нарушение правил безопасности.

В представителях данной профессии высоко ценятся следующие качества: ответственность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность. Кроме того, машинист работает в паре с помощником, которого чаще всего необходимо обучать практическим навыкам профессии, поэтому рабочему необходим и педагогический талант. Необходимо грамотно и четко излагать свои мысли, конкретно ставить задачу, отслеживать ее выполнение.

Заработная плата профессии машинист электровоза

Ежемесячно машинист электровоза зарабатывает от 60 000 рублей. Во многом величина оклада зависит от квалификационного уровня рабочего, а также маршрутам, которые он выполняет.

Плюсы и минусы профессии машинист электровоза

К положительным сторонам специальности необходимо отнести следующее:

    востребованность на рынке труда;

    высокий уровень заработной платы;

    возможность прохождения стажировки на рабочем месте.

К отрицательным сторонам профессии следует отнести:

    тяжелые условия труда;

    чаще всего работодатели отдают предпочтение машинистам-мужчинам.

Профессия машиниста связана с управлением пассажирским и грузовым транспортом на различных видах железных дорог. Такой сотрудник управляет локомотивом, к которому прикреплен паровоз, тепловоз или электровоз. На фоне расширения наземной и подземной транспортной сети востребованность машинистов электропоездов начала стремительно расти. Существует несколько способов получения интересующей должности. У каждого из подходов свои плюсы и минусы. Перед стартом карьеры соискателям стоит оценить собственные возможности. Машинисты поездов – это выносливые, здоровые, сильные люди с хорошо развитым техническим мышлением. Работа по направлению не каждому будет под силу.

В России профессия «машинист поезда» возникла почти 200 лет назад. Уже тогда к ее представителям предъявлялись особые требования. Для управления локомотивом надо было обладать узкоспециализированными знаниями, высокой скоростью реакции, ответственностью, устойчивостью к стрессам.

Технический прогресс привел к появлению составов разного типа, работа на каждом из них подразумевает наличие определенных навыков.

Также машинист локомотива должен привыкнуть к специфике рабочего процесса:

  • соблюдение графика – одно из базовых требований к сотруднику. В некоторых сферах отклонение от расписания на несколько секунд может привести к серьезным проблемам;
  • быстрое реагирование на нестандартные ситуации. Поезда едут по рельсам, машинисты регулярно ходят по одним маршрутам, но расслабляться им нельзя. Надо следить за соблюдением дорожных правил, техническими показателями, сигналами семафоров, помехами на путях. Все осложняется тем, что составы идут на огромных скоростях, иногда время на принятие решения исчисляется секундами;
  • четкое понимание особенностей своего участка. Для повышения эффективности работы машинистам обычно отводят определенный маршрут или отрезок дороги. Малейшая заминка водителя поезда грозит нарушением графика, созданием чрезвычайной ситуации;
  • умение быстро восстанавливаться, правильно распределять свои силы. Нахождение в закрытой кабине в течение нескольких часов сопряжено со значительными физическими и психоэмоциональными нагрузками. Отведенные перерывы надо использовать по максимуму, чтобы качество работы не снижалось;
  • внимательное отношение к здоровью. Перед выходом на смену сотрудник проходит базовое медицинское обследование. Ему измеряют пульс, АД, температуру, проверяют на отсутствие алкоголя в крови. Дополнительно каждые несколько месяцев работник проходит полное обследование для подтверждения профпригодности.

Машинист электровоза – основное лицо, на которое ложится ответственность за перевозимых пассажиров или груз. В зависимости от направления они ежедневно и многократно водят свой состав по короткому маршруту или за один раз покрывают путь в сотни километров. При этом работа каждого типа состава нуждается в контроле, который требует особой технической подготовки.

Плюсы и минусы направления

Востребованность и доступность – основные положительные моменты этого варианта карьеры. С каждым годом количество профильных вакансий увеличивается. Даже молодые специалисты без опыта работы могут рассчитывать на хорошее место. Разнообразие вариантов обучения также считается существенным плюсом.

Многих в направлении привлекает то, сколько зарабатывают машинисты. Сотрудники могут рассчитывать на высокий базовый оклад, внушительные премии за выслугу лет и безаварийную службу. Водители составов имеют возможность раньше выходить на пенсию в силу сложности условий. В зависимости от условий, предоставленных работодателем, социальный пакет может содержать расширенную медицинскую страховку, оплаченные поездки в санаторий.

Существенный минус профессии – значительные нагрузки на здоровье. Работника ожидает многочасовой рабочий день. При этом сотрудник практически все время находится в одном положении и даже не имеет возможности размяться. Это негативно сказывается на общем состоянии человека. Современные составы доведены до максимума в плане технических характеристик, но все равно сохраняется риск развития «вибрационной болезни».

Многих напрягает необходимость постоянно находиться в замкнутом пространстве. Отсутствие общения у машинистов, работающих в одиночку, иногда негативно сказывается на психике. Эта карьера не подойдет человеку, который плохо ладит с техникой – сотрудник должен уметь справляться с незначительными неполадками, оценивать качество работы устройств.

Рабочее место

Обладатель профильного образования может получить должность машиниста электропоезда в метрополитене, на железных дорогах ближнего и дальнего следования. Такие сотрудники востребованы на крупных промышленных предприятиях, шахтах, больших стройках, на геолого-разведывательных объектах. Управлением трамваев также занимаются машинисты особой специализации.

Важные качества

Прохождения профильного обучения на машиниста электропоезда не всегда достаточно для успешной работы по направлению. К соискателям выдвигается ряд требований в физическом и психоэмоциональном плане. Отсутствие определенных черт характера способно осложнить рабочий процесс, повысить уровень его опасности.

Чтобы работать по профессии машинист локомотива, надо обладать такими качествами:

  • умение концентрировать внимание на важных моментах и удерживать его в течение продолжительного времени;
  • высокая скорость реакции на меняющиеся условия, чрезвычайные ситуации, отклонения от привычной нормы;
  • уверенность в собственных силах, отсутствие страха перед принятием решений;
  • развитое чувство ответственности;
  • технический склад ума, любовь к технике, стремление к саморазвитию в плане изучения устройств.

Особые требования выдвигаются к показателям здоровья будущего машиниста. У сотрудника должны отсутствовать проблемы со зрением и слухом. Дальтонизм – прямой запрет к такой работе. Медицинскую комиссию могут не пройти соискатели с бронхиальной астмой, болезнями сердца и сосудов, проблемами с вестибулярным аппаратом или опорно-двигательной системой. К ответственной службе не допускаются лица с психическими отклонениями.

Знания и навыки

Вопреки распространенному мнению, работа в локомотиве поезда – сложный процесс, требующий постоянного напряжения. Даже обладателям технических профессий необходимо учиться на машиниста, получать первый практический опыт под контролем профессионала.

Машинисты электропоездов должны обладать такими знаниями:

  • управление локомотивом в стандартной ситуации;
  • реагирование на чрезвычайные положения по инструкции или особенностям ситуации;
  • проведение базовых инженерных и слесарных работ, устранение простых неполадок;
  • владение правилами поведения на железной дороге, соблюдение правил движения;
  • понимание принципов работы радиосвязи, умение ею пользоваться;
  • способность общаться с пассажирами в нестандартных ситуациях, умение контролировать действия толпы.

Учеба в профильном учреждение позволяет получить только базовое понимание специфики направления. Основной объем умений и навыков накапливается в процессе практической работы. Для машинистов регулярно проводят семинары, которые наделяют их новыми знаниями, закрепляют старые. Дополнительные самостоятельные занятия по профилю обеспечивают возможность дальнейшего карьерного роста.

Где учиться на машиниста электропоезда

Для желающих учеба на машиниста может начаться и в 8 лет. Ребятам, которые заинтересованы в этом направлении, стоит посетить детскую железную дорогу. Такие филиалы открыты во многих российских городах. Малыши получают возможность поуправлять самым настоящим составом, приобрести базовые технические и инженерные знания, оценить свои врожденные таланты. Профессии машиниста обучают различные учреждения, в которые можно поступить уже после 9 класса. Абитуриентам стоит подготовиться к тому, что в любом случае упор будет делаться на точные дисциплины.

Сколько учиться на машиниста

На то, чтобы получить профессию машинист поезда можно потратить от полугода до 5 лет. Показатель зависит от целей и формы обучения, уровня базового образования, выбранного пути развития. В любом случае, какое-то время после получения диплома придется от нескольких месяцев до 2 лет поработать помощником машиниста. За этим следует специальное тестирование, которое позволяет установить, готов ли сотрудник самостоятельно управлять составом.

Начальное профессиональное образование

После 9-го класса можно поступить в железнодорожный колледж и получить там профессию помощника машиниста локомотива, тепловоза, электровоза. Она поможет начать карьеру в выбранной области, но чтобы продвинуться по карьерной лестнице придется учиться дальше. Зарплата помощника машиниста электропоезда не так высока, нагрузки при этом значительны. Зато такое место позволяет познать все тонкости направления на практике, выбрать свою специализацию. Еще один плюс такого подхода в том, что далее уже можно выучиться на машиниста поезда по упрощенной схеме.

Среднее профессиональное образование

После 9-го или 11-го класса можно поступить в техникум или колледж, выбрав направление «Техническая эксплуатация подвижного состава». Такой подход займет больше времени, на выходе студент получает квалификацию «Техник». Уже на последних курсах или в качестве дополнительного образования студентов учат на машинистов поездов, инженеров, слесарей, составителей вагонов и по другим направлениям. Далее при желании можно получить высшее техническое образование для вертикального развития карьеры.

Обучение по месту работы

Многих представителей современной молодежи и взрослых без профильного образования интересует, как быстро стать машинистом поезда с дальнейшей гарантией трудоустройства. В этом случае лучше всего обратиться напрямую в депо по интересующему направлению. Сами железные дороги и метрополитен нередко набирают учеников, которым предлагают узконаправленное обучение по управлению конкретным типом состава. Учеба включает теоретические и практически занятия по слесарному делу, оборудованию локомотива, правилам движения и остальным дисциплинам. Для облегчения процесса усвоения материала нередко используются тренажеры.

Сколько зарабатывает машинист

По статистике, уровень зарплат машинистов находится выше среднего. Помощники в среднем получают от 20 до 30 тыс. рублей. После перехода на самостоятельную работу оклад сотрудников составляет от 40 до 60 тыс. рублей. Зарплата машиниста поезда, прошедшего определенное количество рейсов без аварийный ситуаций, может находиться в пределах 100 тыс. рублей. Многие работодатели предусматривают дополнительные премии за квартал, год, выслугу лет.

Нередко зарплата машинистам в метро выплачивается уже в процессе обучения. Такая «стипендия» в среднем составляет от 17 до 25 тыс. рублей. На частных предприятиях промышленного или добывающего типа уровень доходов может достигать 150 тыс. рублей в месяц. Также на зарплату машиниста электровоза может влиять тип его занятости, место работы, наличие дополнительных обязанностей. В перечень последних нередко входит обучение новых сотрудников.

Вопреки распространенному мнению, машинист электропоезда – это уже не сугубо мужская профессия. Сегодня все чаще ВУЗы, техникумы и колледжи принимают на обучение девушек, которые хорошо разбираются в технических дисциплинах. С каждым годом работа локомотивов и составов совершенствуется, расширяется спектр применения электроники. Теперь в работниках ценится не столько физическая сила, сколько выносливость, скорость реакции, знание основ инженерного дела.

Прогресс неустанно движется вперед, преобразовывая все вокруг, и железная дорога не стала исключением. За последние десятилетие было выпущено довольно-таки много новых моделей поездов, способных работать в полуавтоматическом режиме. Однако это не изменило того факта, что управлять железнодорожным составом должны двое: машинист и его помощник.

Итак, что же представляет собой профессия помощник машиниста? Тяжело ли ее освоить? И какие достоинства и недостатки она имеет?

Общая информация

Помощник машиниста тепловоза или электровоза - это должность, которая имеется в любой железнодорожной бригаде. Без наличия этого специалиста состав попросту не выпустят из депо. Следовательно, помощник машиниста является неотъемлемой частью рабочего коллектива.

Однако не каждый желающий может претендовать на эту вакансию. Что, собственно говоря, и неудивительно, ведь обязанности помощника машиниста требуют наличия у кандидата определенных личностных качеств и профессиональных навыков.

Каким должен быть помощник машиниста?

Для начала разберемся в том, какими качествами должен обладать этот работник. Ведь специфика этой профессии сильно ограничивает круг потенциальных кандидатов.

Итак, основные критерии такой профессии, как помощник машиниста, следующие:

  • Хорошая память, дабы усвоить всю необходимую информацию по уходу за поездом.
  • Острота реакции, ведь многое зависит от того, насколько быстро он заметит изменения в показаниях приборов или приближение опасности.
  • Ответственность, ведь чем качественней он выполняет свою работу, тем выше безопасность пассажиров и груза.
  • Аналитический склад ума. Все операции будут связаны с механизированными процессами, что требует определенного взгляда на вещи.
  • Длительные переезды и ненормированные смены, проходящие в постоянной качке, сказываются на здоровье. Следовательно, нужно обладать хорошей выносливостью и стрессоустойчивостью.

Где получить образование?

Помощник машиниста электровоза (тепловоза) - это профессия, требующая особого образования. Получают его в специализированном техникуме или колледже. Найти подобное учебное заведение можно во многих областных и региональных центрах страны, при этом условия отбора практически везде будут одинаковыми.

Однако следует заметить, что ежегодно на эту профессию претендуют сотни желающих. Из-за этого возникает жесткая конкуренция, усложняющая процесс поступления.

Обязанности помощника машиниста

Как говорилось ранее, помощник машиниста всегда должен выкладываться на полную катушку и качественно выполнять порученные ему обязанности. Ведь от этого зависит не только техническая исправность механизмов поезда, но и безопасность пассажиров.

Итак, основные обязанности помощника машиниста:

  1. Проверка всех механизмов и агрегатов тепловоза до его отправки. При наличии неисправностей или дефектов он должен устранить их самостоятельно или же сообщить о возможных проблемах механику железнодорожной бригады.
  2. Во время движения поезда помощник должен следить за показаниями приборов, отвечать на радиозапросы диспетчера, а также наблюдать за действиями машиниста.
  3. При необходимости (возникновение неисправностей, неспособность машиниста выполнять свои обязанности, экстренная ситуация) он должен взять на себя управление поездом или же остановить его.
  4. По завершении рейса помощник проверяет состояние локомотива и вместе со своим непосредственным начальником отгоняет его на запасные пути.

Преимущества и недостатки профессии

Главным достоинством этой работы является заработная плата, уровень которой можно оценить как "выше среднего". Также здесь есть карьерный рост, что стимулирует к дальнейшей работе.

Среди минусов в первую очередь следует отметить то, что этим специалистам приходится много времени проводить в разъездах, а это плохо сказывается на их личной жизни.

Презентация по профессии «Машинист локомотива» «Моя профессия – мое будущее».

Государственное образовательное учреждение профессионального образования в г.Новороссийске ГБПОУ «КК» НОВОРОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ

Руководитель проекта: Щербак Айше Эбазеровна

Назначение профессии «Машинист локомотива»: управление пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначений. Назначение профессии «Машинист локомотива»: управление пассажирскими и грузовыми поездами, электропоездами различных сообщений и назначений. Профессионально – важные качества профессии «Машинист локомотива»

  • самоконтроль, способность к самонаблюдению
  • способность к мобилизации в сложной ситуации
  • способность планировать свою деятельность во времени
  • способность рационально действовать в экстремальных ситуациях
  • быстрая адаптация зрения к темноте, свету
  • дисциплинированность
  • организованность
  • ответственность
быстрая хорошая зрительная оценка размеров предметов
  • быстрая хорошая зрительная оценка размеров предметов
  • хорошее зрительное восприятие расстояний между предметами
  • хороший глазомер динамический (способность оценивать направление и скорость движения предмета)
  • способность к различению фигуры (предмета, отметки, сигнала и пр.) на малоконтрастном фоне; развитый объем внимания (способность одновременно воспринимать несколько объектов)
  • оперативность (скорость мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность) мышления
  • предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления
  • способность к обобщению информации
  • техническое мышление
память на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики)
  • память на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики)
  • согласованность движений с процессами восприятия (сложноорганизованная деятельность)
  • хорошее общее физическое развитие – выносливость
  • умение четко и кратко формулировать информацию
  • сохранение бдительности в условиях однообразной деятельности
  • переносимость статических физических нагрузок
Требования к профессиональной подготовке: Машинист локомотива должен знать основы электротехники, материаловедения, правила эксплуатации железных дорог, устройство и правила технической эксплуатации локомотива, правила техники безопасности. Должен уметь проводить слесарные работы, обнаруживать и устранять неисправности локомотива, пользоваться радиосвязью Машинист тепловоза должен обладать значительным багажом знаний для безопасного выполнения работ. Кроме устройства и принципа работы самого локомотива, машинист обязан идеально владеть целым рядом нормативных документов, среди которых основными, безусловно, являются Устав железных дорог, Правила технической эксплуатации, Инструкция по сигнализации, Инструкция по маневровой работе и т.д.

Немного о профессии машиниста

Интересны рассказы пожилых людей, размещенных на форумах Интернет, дающие информацию о профессии машиниста тепловоза.

Многие проработали на железной дороге около полсотни лет. Привели их в железнодорожные училища разные обстоятельства, однако, они никогда не жалели об этом. Ветераны труда отмечают, что «Человеку – Технику» необходимы следующие качества:

терпение и усидчивость;

склонность к математике и физике;

желание изучать русский язык, потому как без оформления документов не обойтись;

спокойствие и выдержка: в пути бывают непредвиденные ситуации.

Перечисление можно продолжить. Машинист тепловоза должен обладать:

склонностью к выполнению однообразных движений;

аккуратностью и выносливостью;

чувством ответственности.

Управлять огромным составом, в котором семьдесят вагонов, сложно, ответственно и интересно. Машинист может находиться в пути разное время, нет двух одинаковых поездок. Работа машиниста нужна для любой страны: состав может перевезти до 6000 тысяч тонн груза или несколько сотен человек.

Опытные машинисты сравнивают свою работу с калейдоскопом: каждая новая поездка - это новая картинка о жизни.

Что входит в обязанности машиниста локомотива?

Человек, работающий по профессии машиниста тепловоза должен знать устройство и принцип работы локомотива, уметь им управлять. Есть нормативные документы, которые прорабатываются и подписываются машинистом до выхода в рейс:

железнодорожный Устав; правила по технической эксплуатации машины; ряд инструкций.

Еще в депо машинист должен проверить исправность тепловоза, тормозной системы, не полагаясь на заверения обслуживающей бригады. После этого можно изучить маршрутный лист следования. В пути следования машинист тепловоза должен быть собранным, потому что необходимо следить за показаниями приборов и корректировать их работу, выполнять все предписания диспетчера.

Профессия машиниста тепловоза сегодня

Интерес к данной профессии не угасает. Обучение на машиниста тепловоза можно пройти среднем профессионально-техническом училище, колледже и техникуме. Единственным препятствием может быть состояние здоровья, ведь абитуриенты проходят серьезную медицинскую проверку.

Врачи дают отрицательное заключение, если у молодого человека бронхиальная астма или нарушение слуха, зрения, сердечное заболевание. Врачи обращают внимание и на темперамент человека, не говоря про его физическое развитие. Если у молодого человека отменное здоровье, то ему можно выбрать данную профессию, ведь это престижно.

Если обобщить сказанное, то видно, что интерес к профессии машиниста тепловоза не ослабевает и сегодня, потому что она относится к разряду высокооплачиваемых.

Многих молодых людей привлекает также возможность проявить все качества своего характера, ведь профессия очень ответственная. Машинист один отвечает за доставку грузов и безопасность пассажиров. Он специалист высокого класса с определенным багажом знаний.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Похожие статьи

© 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.