Основы скрытого управления в бою. Структура и система управления подразделениями в Вооружённых Силах РФ

Учебное пособие: Российское уголовное право

  • Экономика наркобизнеса как элемент мирового хозяйства
  • Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и в дисциплинарной воинской части
  • Контрольная работа: Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и в дисциплинарной воинской части

  • Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих
  • Контрольная работа: Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих

    Дипломная работа: Значение мотива и цели преступления в уголовном праве

    Реферат: Институт наказания и лишения свободы в уголовном праве

    Контрольная работа: Институт конституционных прав и свобод в зарубежных странах

    Управление подразделениями и частями в Бою

    Глава 4: Управление подразделениями и частями в бою.

    Появление самого мощного и высокоэффективного оружия ведет к повышению боевых возможностей войск, а следовательно требует применения в способах ведения боевых действий новых приемов боевого использования средств в бою, разработки новых способов их взаимодействия и управления

    Управление войсками осуществляется в сложных условиях

    Резкие и быстрые изменения обстановки, частые переходы от одного вида боевых действий к другому вызывает необходимость организовывать бой в крайне ограниченные сроки. Нередко командиру, организующему управление, придется одновременно организовывать действия войск по выполнению полученной задачи и руководить уничтожением оставшихся очагов сопротивления противника в расположении своих войск, ликвидацией последствий применения противником ядерного, химического, высокоточного или зажигательного оружия

    Возрастание пространственного размаха современного общевойскового боя приводит к увеличению расстояния между пунктами управления, к необходимости координировать усилия войск, рассредоточенных на площадях, в несколько раз больших, чем в годы Великой Отечественной Войны. Высокий темп боя требует частого перемещения пунктов управления, вынуждает командира и штаб руководить войсками на ходу, в темпе боя собирать сведения об обстановке, принимать решения и доводить их до непосредственных исполнителей в кратчайшие сроки

    Поэтому хорошо организованное и непрерывное управление войсками в бою обеспечивает захват и удержание инициативы, скрытность подготовки и внезапность нанесения ударов по противнику, эффективное использование имеющихся средств поражения и полное использование боевых возможностей подразделений и частей. Оно позволяет в любых, даже самых сложных условиях обстановки, добиваться успешного выполнения поставленных задач в установленные сроки.

    4.1 Сущность управления войсками требования,предявляемые к управлению.

    Управление войсками представляет собой целенаправленную деятельность командиров, штабов и других органов управления по поддержанию боевой готовности и боеспособности войск, подготовке их к бою и руководству ими при выполнении боевых задач.

    УПРАВЛЕНИЕ ВОЙСКАМИ ВКЛЮЧАЕТ:

    • непрерывное добывание, сбор, изучение и обобщение данных обстановки;
    • принятие решения;
    • постановку задач подчиненным;
    • планирование боя;
    • организацию и поддержание взаимодействия;
    • организацию и оцуществление мереприятий по повышению (поддержанию) боеготовности войск и обеспечению их боеспособности по боевому, техническому и тыловому обеспечению;
    • организацию систем управления и непосредственное руководство подразделениями и частями в бою;
    • постоянный контроль за выполнением подчиненными подразделениями и частями поставленных задач и оказание им помощи

    Еще в недавнем прошлом управление войсками осуществлялось в условиях, когда боевые действия развивались методически, размеренно, обстановка на поле боя менялась сравнительно медленно, а исход боя зависел главным образом от действий немоторизованной пехоты, недостаточно совершенных танков, ствольной артиллерии и поршневой авиации. Пункты управления распологались неподалеку друг от друга, так как нередко на площади 15-20 кв.км. занимали исходное положение для наступления силы и средства целой дивизии и оставались в ходе всего боя, ибо были менее уязвимы от воздействия противника чем сейчас

    По направлениям,

    По круговым маршрутам,

    По оси.

    1. Направление фельдъегерско-почтовой связи способ организации связи подвижными средствами между двумя пунктами управления (командирами, штабами), при котором секретные и почтовые отправления доставляются по проложенному между ними маршруту .

    Этот способ применяется обычно при обеспечении ФПС с группировкой войск, действующих на отдельных направлениях, или с войсками, находящимися на значительном удалении.

    Достоинством данного способа организации фельдъегерско-почтовой связи является более быстрая по сравнению с другими способами доставка всех видов секретных и почтовых отправлений.

    2. Круговой маршрут фельдъегерско-почтовой - способ организации связи подвижными средствами между пунктами управления (командирами, штабами), при котором секретные и почтовые отправления доставляются одним рейсом последовательно (поочередно) в зависимости от проложенного между ними маршрута.

    Этот способ применяется обычно при ограниченном количестве подвижных средств связи и обеспечивает доставку всех видов секретных и почтовых отправлений в более продолжительные сроки по сравнению со связью по направлениям. Он находит применение в соединениях и частях, а также в оперативном тылу.

    3. Ось фельдъегерско-почтовой связи способ организации связи подвижными средствами старшего пункта управления (командира; штаба) с двумя и более подчиненными пунктами управления (командирами, штабами) при котором секретные и почтовые отправления доставляются через обменный пункт, развернутый вышестоящим штабом в районе дислокации подчиненных частей.

    Для обеспечения управления войсками и оружием во всех звеньях управления Вооруженными Силами, как в мирное, так и в военное время создается определенная система связи.

    Система военной связи организационно-техническое объединение сил и средств связи, создаваемое для обеспечения обмена всеми видами информации в системе управления войсками. Система связи является важнейшей составной частью, материально - технической основой системы управления войскам.



    В качестве примера

    приведен вариант структуры системы связи отдельной мотострелковой бригады.

    Как видно, узлы связи пунктов управления бригады и ее подразделений связаны между собой направлениями связи. На каждом направлении связи могут организовываться различные линии и каналы связи – радио, проводные и др. Доставку секретных документов и почтовых отправлений с КП бригады в подразделения будет осуществлять станция фельдъегерско-почтовой связи. Она развертывается в составе КП бригады. Состав системы военной связи определяется на организационном и функциональном уровнях.

    Элементы системы связи:

    - узлы связи пунктов управления;

    - опорная сеть связи (вспомогательные узлы связи);

    - линии прямой связи между узлами связи пунктов управления;

    - линии связи привязки;

    - сеть фельдъегерско-почтовой связи;

    - система (органы) технического обеспечения связи и автоматизации управления;

    - резерв сил и средств связи (резерв связи);

    - система (пункты) управления связью.

    Узел связи - основной элемент системы связи, представляющий собой организационно-техническое объединение сил и средств связи и автоматизации управления, развернутых на пункте управления или в пункте распределения (коммутации) каналов (сообщений) для обеспечения обмена информацией в процессе управления войсками.



    По своему назначению узлы связи различают на :

    - узлы связи пунктов управления,

    - опорные узлы связи (автоматические коммутационные центры),

    - гарнизонные и вспомогательные узлы связи,

    - узлы (станции) фельдъегерско-почтовой связи и др.

    Узлы связи могут быть стационарными и подвижными:

    - стационарные узлы связи оборудуются в защищенных и незащищенных сооружениях и предназначены для обеспечения управления войсками, как в мирное, так и в военное время;

    - подвижные узлы связи оборудуются:

    - полевые - на автомобилях, бронетранспортерах, прицепах и в контейнерах;

    - воздушные - на самолетах и вертолетах.

    Подвижные узлы связи должны быть способными быстро развертываться (свертываться), в короткие сроки устанавливать связь и обеспечивать бесперебойное ее действие. Они развертываются, как правило, при переводе войск в высшие степени боевой готовности или с началом военных действий. Полевые узлы связи должны размещаться в подготавливаемых в инженерном отношении районах с использованием естественных и специально создаваемых фортификационных сооружений

    Узел связи пункта управления является составной частью пункта управления. Он обеспечивает командиру и должностным лицам штаба, оперативному составу пункта управления доступ к ресурсам системы связи для управления войсками, связь с вышестоящими, подчиненными и взаимодействующими командирами, штабами и пунктами управления в

    установленные сроки с требуемым качеством, а также внутреннюю связь на пункте управления.

    К узлам связи пунктов управления относятся узлы связи командных пунктов и их элементов, запасных командных пунктов и тыловых пунктов управления. Узлы связи пунктов управления развертываются штатными подразделениями и частями связи. Узлы связи пунктов управления являются важнейшими элементами системы связи.

    Для управления подразделениями в мсбр (тбр) развертываются: узлы связи КП и ТПУ, вспомогательные (1-2) узлы связи, бортовой узел связи ВзПУ, а также узлы связи на КНП мотострелковых (танковых)батальонов.

    В состав узла связи КП бригады могут входить следующие элементы: группа КШМ со средствами связи и автоматизации управления; телефонная и телеграфная станции; группа радиостанций (отдельные радиостанции) средней мощности; радиорелейные и тропосферные станции, станция космической связи; группа средств АСУ; пункт управления связью; экспедиция; электропитающие станции; станция (отделение) ФПС; регламентно - техническая группа.

    Вспомогательный узел связи (ВУС ) создается для обеспечения связи с подразделениями, действующими на значительном удалении (в изолированных, труднодоступных районах) от пунктов управления соединения.

    Линия связи - элемент системы связи, соединяющий два узла связи. Линии связи предназначены для образования каналов связи

    Линии связи могут быть стационарными и полевыми:

    Стационарные линии связи развертываются заблаговременно для обеспечения связи в мирное время и при ведении боевых действий в начальном периоде войны.

    Полевые линии связи развертываются для обеспечения связи в ходе боевых действий (учений, маневров). Для их развертывания используются полевые радио-, радиорелейные, тропосферные, спутниковые и проводные средства связи.

    По используемым средствам линии связи подразделяются на радио-, радиорелейные, тропосферные, спутниковые и проводные (кабельные);

    по характеру оборудования и условиям эксплуатации - на стационарные и полевые;

    по предназначению - на линии прямой связи, привязки, дистанционного управления, соединительные и абонентские.

    Линии прямой связи развертываются непосредственно между узлами связи пунктов управления (командирами, штабами). Линии связи могут развертываться проводными, радио, радиорелейными, тропосферными, спутниковыми средствами связи.

    Линии связи привязки развертываются между узлами связи пунктов управления и опорными (вспомогательными) узлами связи.

    Для того чтобы система связи выполнила свои задачи, требуется осуществлять ее построение и развертывание в соответствии с принятой организацией управления, решаемыми войсками задачами и основными принципами организации связи и построения системы связи.

    Под принципами понимают основные положения, которыми руководствуются должностные лица войск связи при планировании, создании (развертывании) и обеспечении функционирования систем связи различного назначения .

    Для тактического звена управления возможны два основных принципа построения системы связи: принцип прямых связей между узлами связи пунктов управления и принцип обеспечения связи через вспомогательные узлы связи (ВУС). По первому принципу узлы связи располагаются только в пунктах управления соединений и подразделений.

    Система связи, построенная по данному принципу, обладает рядом положительных сторон: проще решаются вопросы установления и обеспечения связи, распределения ответственности за связь по направлениям, обеспечения управления системой связи, организации охраны и обороны узлов связи.

    Вместе с тем применение этого принципа приводит к сосредоточению на узлах связи пунктов управления большого количества различных средств связи, обслуживающего персонала, снижает эффективность использования многоканальных средств связи. Кроме того, ухудшается электромагнитная совместимость средств связи, маскировка узла связи.

    Второй принцип построения системы связи предусматривает такую ее организацию, при которой связь от пунктов управления обеспечивается не на прямую, как в первом случае, а через вспомогательные узлы связи.

    Система связи, построенная по 2-му принципу, имеет следующие основные преимущества: более эффективное использование многоканальных средств (это касается оперативного звена); уменьшение громоздкости узлов связи, пунктов управления; повышение надежности системы связи за счет привязки узлов связи к нескольким ВУС и за счет создания обходных путей, возможность более быстрого установления проводной и радиорелейной связи при изменении боевого порядка и смене мест размещения пунктов управления.

    Основными недостатками системы связи, построенной по этому принципу, являются уязвимость системы связи от средств поражения противника вследствие большого количества ВУС, большой протяженности линий связи, усложняются вопросы охраны и обороны узлов и линии связи и т. п.

    В настоящее время практически система связи строится на сочетании обоих принципов.

    Система связи любого звена управления должна отвечать следующим основным требованиям : быть всегда в высокой боевой готовности к обеспечению управления войсками и боевыми средствами,

    обладать необходимой устойчивостью, мобильностью и пропускной способностью и удовлетворять требованиям безопасности .

    Высокая боевая готовность системы связи характеризует ее способность выполнять задачи по обеспечению управления войсками и боевыми средствами в любых условиях обстановки.

    Устойчивость системы связи – это ее способность обеспечивать управление войсками и боевыми средствами в условиях массированного воздействия огневых и радиоэлектронных средств противника и определяется живучестью, помехозащищенностью и надежностью.

    Мобильность характеризует способность системы связи в установленные срока развертываться, свертываться, перемещаться и изменять структуру построения в соответствии со складывающейся обстановкой.

    Пропускная способность есть способность системы связи обеспечивать своевременную передачу заданных потоков информации в единицу времени.

    Безопасность характеризует способность системы связи противостоять всем видам разведки противника, вводу в нее ложной информации и несанкционированному доступу к передаваемым (принимаемым) сообщениям. Она определяется разведзащищённостью и ими стойкостью элементов системы связи.

    Решение задач связи, развертывание систем связи и обеспечение их функционирования возлагается на – войска связи .

    Войска связи являются специальными войсками и предназначены для обеспечения управления войсками (силами) во всех видах их повседневной и боевой деятельности. Они постоянно должны находиться в готовности к выполнению задач по предназначению в установленные сроки.

    Войска связи Министерства обороны классифицируются по следующим признакам:

    - принадлежности к системе управления, которую они обеспечивают связью войска связи Генерального штаба (центрального подчинения); войска связи главных штабов видов ВС; войска связи оперативно – стратегических командований (фронтов, округов); оперативных командований (армий); объединений родов и видов ВС; подразделения связи соединений и подразделений родов и видов ВС;

    - организационному составу бригады (соединения); полки; батальоны (полевые узлы связи); роты; взводы; отделения; экипажи; а также учреждения (научно-исследовательские институты и др.); заведения (в т. ч. учебные); ремонтные заводы; базы хранения; склады;

    - функциональному предназначению - соединения и подразделения связи бывают ‑ узловые; линейные; территориальные, фельдъегерско-почтовой связи; контроля безопасности связи; технического обеспечения связи и АСУ.

    Основными задачами войск связи являются:

    - эксплуатация действующих систем связи;

    - проведение мероприятий по поддержанию систем связи в установленных степенях боевой готовности; - создание, развитие и совершенствование систем связи, обеспечение их надежной работы; - усиление и наращивание систем связи при переводе Вооруженных Сил с мирного на военное время;

    - развертывание полевой компоненты системы связи в ходе оперативного развертывания войск.

    Применительно к Сухопутным войскам войска связи организационно состоят из батальонов, рот, взводов связи, центральных и гарнизонных узлов связи, узлов связи ФПС и узлов (пунктов) контроля безопасности связи.

    Для обеспечения связи в мотострелковых и танковых соединениях (частях, подразделениях), соединениях (частях, подразделениях) родов войск, специальных войск, тыла, технического обеспечения в их состав включаются подразделения связи. Как правило, к ним относятся: батальоны связи, взводы связи (взводы управления), станции фельдъегерско-почтовой связи, взводы технического обеспечения, мастерские по ремонту средств связи. Они предназначаются для обеспечения связи в этих соединениях, частях и подразделениях и организационно подразделяются на отделения, взводы, роты и батальоны связи.

    Батальон связи омсбр (отбр) предназначен для обеспечения связи командиру и штабу бригады с командующим и штабом оперативного командования (армии) и подчиненными батальонами (дивизионами) и ротами бригады, а также приданными, поддерживающими и переданными в оперативное подчинение формированиями, взаимодействующими подразделениями и частями.

    Взвод связи мсб (тб) обеспечивает связь командира и штаба батальона с командиром и штабом бригады, с подчиненными и взаимодействующими подразделениями.

    Третий учебный вопрос: Основы скрытого управления войсками

    Скрытое управление войсками (СУВ) – это комплекс проводимых мероприятий по сохранению втайне от противника сведений, используемых при руководстве войсками в мирное и военное время, - является важным условием достижения внезапности в бою.

    Оно осуществляется в целях обеспечения сохранения втайне от противника замысла боя и мероприятий по его подготовке, доводимых до войск задач и поступающих от них донесений. СУВ организуется и осуществляется во всех условиях деятельности войск.

    Обеспечение СУВ является комплексной задачей, в решении которой участвуют все отделения и службы штаба. Разработка, планирование мероприятий по обеспечению СУВ и контроль их выполнения, осуществляется: в соединении - оперативным отделением, службой защиты государственной тайны и отделением связи, в части - заместителем началь­ника штаба и начальником связи под руководством начальника штаба.

    К основным мероприятиямскрытого управления войсками (СУВ) относятся:

    1. Организация противодействия всем техническим видам разведки

    2. противника.

    3. Разработка и осуществление мероприятий по маскировке и дезинформации.

    4. Соблюдение требований режима секретности

    5. Организация и осуществление скрытой связи.

    6. Защита секретной информации при работе со средствами автоматизированной системы управления войсками.

    7. Воспитание личного состава частей и соединений сознательному

    8. отношению к защите государственной тайны.

    Мероприятия по скрытому управлению войсками:

    1) Меры по организации противодействия техническим средствам разведки противника :

    ü огневое поражение пилотируемых и беспилотных носителей средств разведки;

    ü радиоэлектронное подавление массированными излучениями работы радиолокационных станций, особенно станций бокового обзора, приемослежечной и пеленгаторской аппаратуры, радио- и радиотехнической разведки;

    ü подавление радиосвязей передачи разведывательной информации и систем управления и связи разведывательных органов;

    ü создание электромагнитных завес на участках диапазона частот работающих радиоэлектронных средств (РЭС) своих войск;

    ü выдвижение и перемещение пунктов управления по не просматриваемым и защищенным естественными, а так же искусственными масками маршрутам.

    2) Меры по маскировке и дезинформации противника (маскировка от средств: радио-, радиотехнической, радиолокационной, тепловой разведки и др).

    Маскировка представляет собой комплекс мероприятий по введению противника в заблуждение относительно наличия и распоряжения элементов системы управления, их состояния, боеготовности и циркулирующей в ней информации.

    Маскировка от средств радиоразведки обеспечивается: соблюдением установленных режимов работы радио, радиорелейных, тропосферных и космических средств, соблюдением скрытности управления по техническим средствам связи и размещением радиоэлектронных средств, средней и большей мощности за пределы пунктов управления.

    Маскировка от средств радиотехнической разведки обеспечивается ограничением работы радиоэлектронных средств.

    Маскировка от средств радиолокационной разведки осуществляется путем использования маскирующих свойств местности, применением радиопоглощающих покрытий, масок-помех и масок-экранов.

    Маскировка от средств тепловой разведки осуществляется созданием дымовых и аэрозольных завес, применяемых экранов для уменьшения
    теплового излучения военной техники и военных объектов.

    Эффективность маскировки повышается, если она проводится в комплексе с демонстративными действиями и созданием ложных районов с имитацией, циркулирующей в системе управления информации. Однако эти мероприятия осуществляются только по указанию или с разрешения старшего начальника, на основании распоряжения по СУВ старшего начальника.

    3) Строгое соблюдение режима секретности , четко поставленная охрана пунктов управления и пропускного режима на них.

    Режим секретности - это совокупность требований , правил, органи­зационных, технических и иных мер, направленных на сохранность сведений, составляющих государственную тайну. Эти правила определяются приказами, наставлениями и инструкциями и являются обязательным условием постоянной деятельности органов управления.

    Для организации режима секретности штаб обязан :

    ü установить четкий порядок использования и режим работы средств связи, комплекса средств автоматизации и других технических средств управления;

    ü определить перечень лиц, имеющих право работать на средствах связи и вести обмен информацией по средствам связи;

    ü ограничить круг лиц, привлекаемых к разработке боевых документов;

    ü своевременно разрабатывать и доводить до частей (подразделений) документы по скрытому управлению войсками;

    ü максимально использовать средства скрытой связи;

    ü постоянно проводить мероприятия по противодействию разведке противника и соблюдению режима секретности;

    организовать пропускной режим в штабе, на пунктах управления, узлах связи, работу по повышению бдительности личного состава и воспитанию у него персональной ответственности за сохранение государственной и военной тайны;

    ü осуществлять постоянный контроль над выполнением мероприятий по скрытому управлению войсками и режиму секретности.

    Эти меры должны исключать утраты секретных документов и возможность проникновения на ПУ посторонних лиц.

    Охрану, оборону пункта управления и пропускного режима организует начальник штаба.

    Непосредственную охрану объектов пункта управления, в том числе в ППД осуществляют подразделения боевого обеспечения и обслуживания.

    При этом район размещения пункта управления готовится к круговой обороне, подходы и маршруты к нему перекрываются постами, секретами и заставами, у основных объектов выставляются часовые, отдельные боевые машины (бронетранспортеры, танки), устанавливаются сигнальные мины и другие инженерные заграждения. Охрана остальных элементов обеспечивается дозорными. При перемещении на маршрутах движения организуется прикрытие колонн боевыми подразделениями и вертолетами.

    Для качественной подготовки практических мероприятий разрабатывается план охраны и обороны ПУ.

    4)Организации засекреченной связи является принцип создания единой засекреченной связи в интересах большинства должностных лиц командования, а также органов управления родов войск и служб. Кроме того, предусматривается преимущественное обеспечение автономной засекреченной связью тех должностных лиц объединения и соединения, которые имеют решающую роль в управлении войсками и решении боевых задач, например командующего войсками армии, начальника штаба, начальника ракетных войск и артиллерии и других.

    Вместе с тем, необходимо иметь ввиду, что не вся информация, пе­редаваемая по техническим средствам связи или с пользованием документов СУВ, подлежит закрытию. Некоторые сведения могут передаваться, и открыто.

    В повседневных условиях мирного времени на учениях использование незасекреченных радиоканалов для ведения открытых переговоров и передачи открытых сообщений (радиограмм) запрещается во всех звеньях управления. Исключения допускаются только для отдельных категорий несекретных переговоров и передач, предусмотренных перечнем сведений, разрешенных к передаче по открытым радиоканалам, и только при отсутствии связи по закрытым каналам связи.

    5) Защита секретной информации при работе со средствами авто­матизированной системы управления войсками осуществляется средствами скрытой связи. Средства скрытой связи должны использоваться в совокупности, в разумном сочетании друг с другом, обеспечивая высокую оперативность, бесперебойность и безопасность связи.

    Поэтому основой организации скрытой связи является комплексное использование всех средств, исходя из решения командующего (командира) на операцию (бой), особенностей управления в различных условиях боевой деятельности войск, характера выполняемых задач, организации связи, наличия средств скрытой связи, а так же их возможностей.

    Для передачи секретной и служебной информации, в том числе и для ведения непосредственных переговоров по совершенно секретным вопросам, в первую очередь используется засекречивающая телеграфная аппаратура. Во время перерывов в этом виде засекреченной связи и для кодирования циркулярных телеграмм используются кодировочные машины, что обеспечивает наибольшую оперативность в прохождении информации.

    Ведение переговоров между должностными лицами органов управления по секретным вопросам обеспечивается засекречивающей телефонной аппаратурой.

    В том числе, когда нет средств шифровальной аппаратуры связи (ШАС) и отсутствует шифрованная связь, основным средством скрытой связи являются кодировочные машины и документы кодированной связи.

    Засекреченная и кодированная связь, как правило, организуется по сетям, в особо важных случаях может организовываться и индивидуальная связь (связь по направлениям).

    По таблицам с перекодированием и кодировочным машинам может организовываться связь как циркулярная, так и по направлениям.

    6) Воспитание личного состава частей и соединений сознательному отношению к защите государственной тайны штабами разрабатываются общие и специальные правила СУВ.

    7) Контроль мероприятий скрытого управления войсками осуществляется по отдельному плану, для реализации которого привлекаются офицеры оперативного отделения, узла связи, службы ЗГТ.

    Использование в системе управления технических средств, функ­ционирование которых основано на применении электромагнитной энергии, обусловливает необходимость защиты информации, составляющей государственную тайну и информации ограниченного pacпространения, циркулирующей в соответствующих сетях.

    Средства скрытой связи :

    ü засекречивающая аппаратура связи (3AC),

    ü шифровальная и кодировочная техника, ручные шифры,

    ü документы кодированной связи (ДКС).

    В зависимости от применяемых средств скрытия связь подразделяется на :

    1. засекреченную,

    2. шифрованную,

    3. кодированную .

    1. Засекреченная связь предназначена для закрытия секретных и несекретных сообщений, передаваемых по техническим средствам связи.

    Это наиболее оперативный и широко распространенный вид связи и является одним из основных средств СУВ. Данная связь обеспечивает передачу информации по различным каналам связи с заданной степенью защиты сиспользованием аппаратуры линейного шифрования.

    В зависимости от важности защищаемой информации могут орга­низовываться, сети засекреченной связи двух классов.

    Сеть засекреченной связи 1 класса предназначена (в соответствии и ее тактико-техническими возможностями) для защиты сведений, имеющих степень секретности не выше «совершенно секретно», но может ис­пользоваться и для передачи (защиты) других сведении, составляющих государственную тайну и служебной информации.

    Сеть засекреченной связи 2 класса предназначена (в соответствии с ее тактико-техническими возможностями) для защиты сведений, имеющих степень секретности «секретно», но может использоваться и для передачи (защиты) любой другой служебной информации.

    2. Шифрованная связь (шифрованная связь 1 класса) – предназначена (в соответствии с ее тактико-техническими возможностями) для защиты сведений, имеющих степень секретности «особой важности» или «совершенно секретно», но может использоваться и для защиты секретных сведений и сведений конфиденциального характера.

    В качестве средств шифрованной связи используются шифровальные машины и ручные шифры, обеспечивающие гарантированную стойкость шифрования.

    Шифром передаются наиболее важные документы, связанные с подготовкой и проведением мероприятий по боевой и мобилизационной готовности войск, боевые приказы и распоряжения, сведения о боевом и численном составе войск и другие важные оперативные и мобилизационные документы. При этом, сведения степени «особой важности» разрешается передавать, как правило, с использованием ручных средств шифрования, а при их отсутствии - аппаратуры предварительного шифрования.

    3. Кодированная связь используется главным образом в тактическом звене и основана на применении кодировочных машин, кодирующих устройств и разрабатываемых непосредственно в штабах различного рода таблиц - документов кодированной связи (иногда они именуются документами скрытого управления войсками).

    Кодированная связь (шифрованная связь 2 класса) - предназначена (в соответствии с ее тактико-техническими возможностями) для защиты сведений: имеющих степень секретности «секретно», но может использо­ваться и для защиты срочной несекретной информации и сведений кон­фиденциального характера.

    Для осуществления кодированной связи используются следующие средства кодирования:

    Технические (кодировочные машины, кодирующие и сигнально-кодовые устройства);

    Ручные документы кодированной связи (ДКС).

    Открытыми (незасекреченными) каналами связи являются каналы, не оборудованные аппаратурой автоматического засекречивания информации.

    При ведении открытых радиопереговоров запрещается :

    · называть действительные или условные наименования объединений, соединений, частей, подразделений;

    · прямо или косвенно указывать их предназначение, степень боевой готовности, дислокацию, принадлежность к виду Вооруженных Сил, роду войск, звену управления;

    · приводить данные о наличии или состоянии вооружения, военной техники, численности и морально-психологическом состоянии личного состава;

    · сообщать о планируемых действиях, передислокации или перегруппировке войск (сил) и перемещении пунктов управления, маршрутах их движения и станциях (аэродромах, портах) погрузки (выгрузки), перелетах самолетов (вертолетов), назначениях и перемещениях (перелетах, переездах) командования, а также о результатах боевых действий;

    · обращаться друг к другу по должности, воинскому званию, фамилии, упоминать должности, воинские звания и фамилии других лиц (в том числе радистов);

    · применять телефонно-телеграфные позывные узлов связи, называть место расположения (координаты) радиостанции (станции), сообщать о погоде в ее районе и приводить другие данные, из которых прямо или косвенно можно установить месторасположение и принадлежность радиостанции (станции);

    · передавать открыто номиналы частот и время очередных сеансов радиосвязи (за исключением радиосвязей, осуществляемых по правилам гражданских министерств и ведомств);

    · упоминать о том, что данные, о которых идет речь в переговорах, передавались либо будут передаваться шифром, по ЗАС или с использованием средств кодированной связи;

    · задавать вопросы, ответы на которые заведомо должны кодироваться (например, запрашивать открытым текстом координаты корреспондента);

    · говорить о ключах к средствам кодирования или к специальным документам органов связи и о сроках их действия, раскрывать значение сигналов.

    Во всех случаях ведения разрешенных открытых радио-переговоров вместо наименования штабов и пунктов управления используются позывные их радиостанций, а наименования должностей заменяются числовыми позывными в соответствии с инструкцией «О порядке разработки и использования таблиц позывных должностных лиц в Вооруженных Силах». Вместо истинных наименований или координат пунктов местности указываются их условные координаты по кодированной карте.

    Запрещается оставлять в передаваемом кодированном сообщении незакодированные слова, фразы, фамилии, числа и другие элементы открытого текста, а также пользоваться для передачи секретных данных иносказаниями (условностями), истинный смысл которых может быть установлен из содержания переговоров.

    При наличии между корреспондентами открытых каналов связи, образованных различными средствами (проводные, радио-, радиорелейные, тропосферные и т. п.) предпочтение отдается проводным каналам связи, по которым разрешается ведение служебных переговоров и передач по несекретным вопросам. Передача по открытым проводным каналам связи секретных сведений запрещается.

    Использование открытых телефонных каналов дальней связи строго ограничивается, для чего в каждом штабе составляются списки лиц, имеющих право вести переговоры по этим каналам с вышестоящими и подчиненными штабами. Списки подписываются начальником связи и утверждаются начальником штаба. Включенные в списки должностные лица обязаны знать правила ведения переговоров и неукоснительно их выполнять.

    Документы кодированной связи должны обеспечивать возможность ведения переговоров и передач с непосредственно подчиненными командирами (штабами) и на ступень ниже.

    Для ведения переговоров (передач) с командирами (штабами) соседних и взаимодействующих соединений (частей) применяются документы, разработанные вышестоящим штабом или этими соединениями (частями).

    К основным документам СУВ относятся :

    ü кодовые и переговорные таблицы,

    ü таблицы сигналов,

    ü система типовых документов,

    ü таблицы позывных должностных лиц и станций связи,

    ü кодированные карты.

    При разработке переговорных таблиц и таблиц сигналов должны учитываться характер предстоящей боевой задачи и конкретные условия обстановки, т.е. в этих таблицах должны быть такие тактические величины (словарный набор), которые действительно будут необходимы при управлении войсками. Наиболее важные и часто встречающиеся величины, например, донесения о выходе войск на тот или иной рубеж, сведения об обнаружении средств массового поражения противника, должны быть показаны в таблице более наглядно с тем, чтобы их можно было быстро отыскать.

    Для ведения переговоров (передач) с командирами и штабами соседних взаимодействующих соединений (частей, подразделений) применяются документы скрытого управления, разрабатываемые вышестоящим штабом, или производится взаимный обмен этими документами.

    Документы кодированной связи формально можно разделить на две группы .

    Первая группа – кодовые, сигнально-кодовые и номенклатурные таблицы, используемые в тех сетях связи, где нет технических средств кодирования, а также в некоторых специфических частях. Эти документы кодированной связи с перекодированием, как и кодировочные машины, обеспечивают гарантированную стойкость кодирования.

    Вторая группа – переговорные таблицы, таблицы сигналов и кодированные карты являются личным средством скрытой связи командиров и офицеров штабов при управлении войсками по открытым каналам связи .

    Ведение переговоров и передач с использованием документов кодированной связи должно осуществляться в условиях, обеспечивающих сохранность в тайне как методов кодирования и содержания передаваемой информации, так и самих документов.

    При ведении переговоров открытое содержание сообщения записывается в рабочую тетрадь. При кодировании текст для передачи может записываться в той же тетради или на отдельном листе в следующей последовательности:

    ü позывной радиостанции и должностного лица, которому адресована кодограмма;

    ü группы кодированного текста (если в передаче встречаются пункты местности, то они кодируются по кодированной карте четырех-, пяти-, шести- или семизначными группами деления на двух-, трех- и четырехзначные группы);

    ü в конце передачи – позывной радиостанции и должностного лица, от которого исходит кодограмма.

    Кодирование данных адресной и служебной части заголовка радиограммы производится по специальным таблицам органов связи.

    При ведении по таблицам переговоров и передач все записи должны фиксироваться в секретной рабочей тетради или графически наноситься на карту. Производить записи открытого текста на неучтенных листах бумаги, а также записывать открытый текст над или под группами закодированного текста телеграмм запрещается.

    Все лица, привлекаемые к осуществлению кодированной связи, несут ответственность за надежную сохранность средств кодирования и правильное их использование.

    Они обязаны:

    ü твердо знать и точно выполнять требования Наставления по организации и осуществлению кодированной связи, правила работы с таблицами и уметь быстро производить кодирование;

    ü в любых условиях обеспечивать надежную сохранность средств кодирования, не разглашая методов кодирования и сведений, передаваемых в закодированном виде;

    ü решительно пресекать всякого рода нарушения в кодированной связи, которые могут повлечь за собой разглашение средств кодирования и утрату секретных данных;

    ü при использовании топографических карт координаты местности должны кодироваться.

    Заключение

    На современном этапе войска связи представляют собой наиболее динамично развивающийся род войск. Каждый десятый военнослужащий в ВС РФ является связистом. В мирное время дежурные смены узлов связи несут боевое дежурство и обеспечивают руководству страны и командованию ВС РФ устойчивое управление при решении различных политических, хозяйственных, военных задач. Войска связи успешно решают задачи по обеспечению связи в мирное время и в ходе боевых действий в локальных войнах, вооруженных конфликтах, контртеррористических и специальных войсковых операциях.

    В современных боевых действиях управление войсками требуется осуществлять с высокой оперативностью, а оружием – в реальном масштабе времени. Системы связи объединений, соединений, процессы связи в них должны удовлетворять предъявляемым требованиям по управлению. В значительной степени эту задачу решает автоматизированная система управления связью, которая является составной частью любой системы связи. Знания, полученные на занятиях, позволят Вам правильно оценить значимость военной связи, а также сосредоточиться на изучении вопросов связи на последующих занятиях по военному переводу.

    Задание на самостоятельную работу:

    1. В рабочих тетрадях вычертить условные тактические знаки средств связи.

    2. Записать в словари сокращения, применяемые для средств связи.

    3. Используя «Боевой устав по подготовке и ведению общевойскового боя», часть 2,батальон – рота, ст. 52, составить обобщённый конспект по теме занятия.

    Скрытое управление войсками (СУВ) - комплекс мероприятий по сохранению в тайне от противника сведений, используемых при руководстве войсками (силами) в мирное н военное время.

    Для этого предусматривается: личная передача подчиненным особо секретных сведений; применение засекречивающей аппаратуры связи; шифрование секретных документов; кодирование секретных и служебных сведений, передаваемых по открытым каналам связи; применение сигналов управления однократного использования; проведение технических и организационных мероприятий по защите информации

    В современных условиях организация боевых действий и надежное руководство войсками немыслимы без широкого применения радиоэлектронных средств (РЭС), которые являются основой систем управления и неотъемлемой частью большинства новых видов оружия.

    Работающие активные радиоэлектронные средства излучают электромагнитную энергию, которая с помощью радиоприемных устройств может быть обнаружена, а передаваемая с помощью РЭС информация –перехвачена.

    Эти уязвимые стороны радиоэлектронных средств привели к появлению особого вида разведывательной деятельности - радиоэлектронной разведке, которая характеризуется следующими особенностями:

    Действует скрытно, без непосредственного контакта с объектами разведки; противнику, как правило, сложно установить факт ее ведения;

    Охватывает большие расстояния и пространства, пределы которых ограничиваются лишь особенностями распространения радиоволн и чувствительностью разведывательной аппаратуры; (так по мнению американских специалистов с постов, расположенных в Англии, Италии возможен перехват излучений, считавшихся ранее недосягаемыми для радиоразведки на больших дальностях (до 1200-2200 км) – рубеж Мурманск, Ленинград, Москва, Волгоград, Тбилиси и в осенне-зимний период на расстоянии до 3000-4000 км – рубеж о. Диксон, Ханты-Мансийск, Кзыл-Орда;

    Может функционировать непрерывно, в любое время года, суток и при любой погоде;

    Обеспечивает получение в короткие сроки, чаще всего в реальном масштабе времени большого объема информации различного характера;

    Малоуязвима и во многих случаях недосягаема для противника.

    К наиболее важным целевым объектам радиоэлектронной разведки относятся:

    Используемые во всех видах Вооруженных Сил активные средства радиосвязи;

    Автоматизированные системы управления войсками и оружием, а также системы управления космическими объектами;

    Технические средства хранения, обработки и передачи информации, работа которых сопровождается побочными электромагнитными излучениями;

    Телеметрические системы передачи информации;

    Радионавигационные системы, применяемые в морской, воздушной и космической навигации;



    Радиолокационные станции (узлы, комплексы) всех систем и назначений.

    Важнейшими видами радиоэлектронной разведки являются радиоразведка и радиотехническая разведка.

    Радиоразведка имеет целью обнаружение и перехват открытых и шифрованных передач связных радиостанций противной стороны, анализ и обработку перехваченных сообщений, и определение местонахождения источников излучения путем их пеленгования.

    При осуществлении перехвата, радиоразведку, кроме самих текстов радиопрограмм и переговоров интересуют и другие детали, такие, например, как позывные радиостанций и должностных лиц, адреса и пароли, кодовые и служебные фразы радистов, технические особенности и характеристики, перехватываемых РЭС, индивидуальный «почерк» обслуживающего радиосредства личного состава. Накопление, обобщение и анализ этих данных позволяют вскрывать систему радиосвязи противника, определять, сколько и каких частей и подразделений действует в полосе разведки, устанавливать ПУ, степень активности противника в определенных районах и т.д.

    Радиотехническая разведка, используя те же, что и радиоразведка методы радиоприема, пеленгования и анализа радиосигналов, занимается обнаружением и распознаванием радиолокационных станций, радионавигационных и радиотелекодовых систем.

    Она позволяет выявлять расположение радиоэлектронных средств, определять их тактико-технические характеристики, зоны действия, назначение и на этой основе вскрывать системы противовоздушной и противоракетной обороны противника, стартовые площадки ракет, аэродромы и другие важные объекты. Ведущие государства придают огромное значение радио и радиотехнической разведкам.

    Методы радиоэлектронной разведки, способы анализа и обработки материалов перехвата постоянно совершенствуются. На постах перехвата радио и радиорелейных линий связи для выборочного приема и записи на магнитную ленту полезной информации в настоящее время используются канально-поисковые селекторы, обеспечивающие тотальный просмотр всех телефонных и телеграфных каналов и запись только тех передач, где встречаются заранее заложенные в память «ключевые слова». В качестве «ключевых слов» используются номера телефонов и фамилии должностных лиц, позывные радиосетей и номера войсковых частей.

    Современные средства позволяют вести радиоэлектронную разведку не только наземными, морскими, воздушными и космическими средствами, но и используют все возможности для засылки в нашу страну своей агентуры, оснащенной специальной аппаратурой для электронного шпионажа. Микроминиатюрные технические средства позволяют вести разведку с приборами, вмонтированными в дужки очков, авторучки, пуговицы, зажигалки, запонки, часы, портсигары, браслеты и т.д.

    Наземную тактическую радио и радиотехническую разведку в войсках США ведет агентство национальной безопасности (АНБ), батальоны радиоэлектронной борьбы (корпусные и армейские), отдельные отряды радиотехнической разведки. Так, например, в полосе дивизии, действующей на главном направлении наступательно операции армии, можно ожидать роту службы безопасности и роту радиоэлектронной борьбы из состава корпусного батальона РЭБ. Эти роты придаются пехотной дивизии армии США. Он могут развернуть:

    1. Постов радиоразведки:

    4 КВ (0,5-0,32 МГц) и 12 УКВ (0,1-60 МГц) постов радиоперехвата;

    4 поста радиопеленгования (0,1-60 МГц).

    2. Постов радиопомех:

    4 КВ (1,5-20 МГц):

    4 УКВ (20-230 МГц) и 7 наземных, 3 самолетных многоцелевых радиостанций помех.

    Этими силами и средствами противник может вести наблюдение за 12-16 (50%) КВ, 36-48 (21%) УКВ радиосетями и подавить или затруднить работу 4-8 (30%) КВ и 14-48 (20%) УКВ радиосетей дивизии. В мотострелковой (танковой) дивизии организуется 25 КВ, 170 УКВ радиосетей и 10 радиорелейных линий связи. Если не предусмотреть необходимых мер защиты, то основные радиосети дивизии могут быть полностью разведаны и подавлены противником.

    Возросшие возможности перехвата различной информации разведками противника обязывают всех должностных лиц войск и штабов уделять постоянное внимание скрытому управлению войсками.

    Управление подразделениями заключается в целенаправленной деятельности командира подразделения по поддержанию постоянной боевой и мобилизационной готовности подразделения, подготовке их к бою (выполнению полученной задачи) и руководству ими при выполнении задач.

    Управление подразделениями должно быть устойчивым, непрерывным, оперативным и скрытным, обеспечивать постоянную боевую и мобилизационную готовность подразделений, эффективное использование их боевых возможностей и успешное выполнение поставленных задач в установленные сроки и в любых условиях обстановки.

    Устойчивость управления заключается в знании реально сложившейся обстановки; быстром восстановлении нарушенного управления и средств связи; своевременном сборе данных обстановки, принятии целесообразного решения, докладе его старшему командиру; поддержании надежной связи с подчиненными, взаимодействующими подразделениями и старшим командиром (начальником); надежной защите пункта управления от всех видов применяемого противником оружия.

    Непрерывность управления проявляется в постоянном влиянии командира на ход боя в интересах успешного выполнения поставленных задач. В целях достижения непрерывности управления необходимо умело выбирать место развертывания КНП, скрытно его располагать и своевременно перемещать.

    Оперативность управления заключается в своевременном и быстром проведении всех мероприятий как при подготовке подразделений к выполнению поставленных задач, так и в ходе боя. В условиях современного боя борьба за выигрыш времени, своевременное реагирование на изменение обстановки становится решающим моментом управления.

    Скрытность управления достигается сохранением в тайне всех проводимых мероприятий по подготовке к бою; ограничением круга лиц, посвященных в замысел предстоящего боя; скрытным размещением и перемещением КНП; соблюдением правил и порядка ведения переговоров, передачи команд (сигналов) и постановки задач по средствам радиосвязи; использованием документов скрытого управления войсками.

    Управление подразделениями включает:

    Обеспечение и поддержание боевой готовности подразделений;

    Непрерывное добывание, сбор, обобщение, изучение и оценку сведений об обстановке;

    Организацию всех видов боевой деятельности;

    Обеспечение живучести средств связи;

    Подготовку и проведение необходимых тактических расчетов для принятия решений;

    Своевременное доведение задач до подчиненных;

    Планирование боевых действий (выполнение боевых задач);

    Организацию взаимодействия;

    Организацию мероприятий боевого, морально-психологического, технического и тылового обеспечения боевых действий;

    Организацию ликвидации последствий применения противником оружия массового поражения;

    Контроль за выполнением подразделениями поставленных задач;

    Ведение учета личного состава, вооружения, военной техники, ракет, боеприпасов, горючего и других материальных средств;

    Учет доз облучения личного состава;

    Доклад вышестоящему командиру (начальнику) о ходе выполнения задач;

    Изучение, обобщение и доведение боевого опыта до подчиненных подразделений.

    Командиры подразделений (до роты включительно) управляют пу­тем отдачи устных боевых приказов, приказаний, а также командами и сигналами.

    Командир взвода (отделения, танка) несет полную и единоличную ответственность за боевую готовность, подготовку взвода (отделения, танка), вооружения и техники к бою и успешное выполнение боевой за­дачи в установленные сроки, а также за воспитание, воинскую дисцип­лину и морально-психологическое состояние личного состава. Он все­гда должен знать, где находятся, какую задачу выполняют, в чем нуж­даются подчиненные ему подразделения (солдаты, сержанты) и каково их морально-психологическое состояние.

    Командир взвода, получив боевую задачу, уясняет ее, оценивает обстановку, принимает решение, проводит рекогносцировку, отда­ет боевой приказ, организует взаимодействие, боевое обеспечение и управление, проводит подготовку личного состава, вооружения и техники к бою, затем проверяет готовность взвода к выполнению боевой задачи и в установленное время докладывает об этом командиру роты.

    При уяснении полученной задачи командир взвода должен понять задачу роты и взвода, какие объекты (цели) на направлении действий взвода поражаются средствами старших командиров, задачи соседей и порядок взаимодействия с ними, а также время готовности к выполне­нию задачи.

    Оценивая обстановку, командир взвода должен изучить: состав, положение и возможный характер действий противника, места расположения его огневых средств; состояние, обеспеченность и возможности взвода и приданных подразделений; состав, положение, характер действий соседей и условия взаимодействия с ними; характер местности, ее защитные и маскирующие свойства, выгодные подступы, заграждения и препятствия, условия наблюдения и ведения огня, кроме того, командир взвода учитывает состояние погоды, время года, суток и их влияние на подготовку и ведение боя.

    Основой управления является решение командира, в котором он определяет: замысел боя (выполнение полученной задачи); задачи эле­ментам боевого порядка (подразделениям); основные вопросы взаимо­действия, всестороннего обеспечения и управления.

    В боевом приказе командир взвода указывает:

    Ориентиры;

    Состав, положение и характер действий противника, места распо­ложения его огневых средств;

    Задачу роты и взвода;

    Объекты и цели, поражаемые средствами старшего командира;

    Боевые задачи подразделениям;

    Время готовности к выполнению задачи;

    Свое место в бою и своего заместителя.

    Если подчиненные подразделения не готовы к выполнению боевой задачи, командир обязан немедленно доложить об этом старшему начальнику и запросить разрешения на перенос сроков готовности.

    Командир подразделения в бою управляет с командно-наблюдательного пункта (КНП), который выбирается в таком месте, откуда обеспечивается наилучшее наблюдение за местностью, противником, действиями своих подразделений и соседей. КНП ничем не должен выделяться в боевом порядке, а для его расположения и перемещения необходимо умело использовать защитные и маскирующие свойства местности и местных предметов.

    КНП командира взвода находится: в обороне - в глубине опорного пункта; в наступлении - в боевом порядке взвода, а при действиях в пешем порядке - за цепью взвода.

    В таблице 4.1.1 указано удаление командно-наблюдательного пункта от переднего края в бою.

    Управление огнем

    Огонь подразделений является основным средством уничтожения противника при выполнении боевых задач.

    Управление огнем - это совокупность мероприятий, проводимых командиром подразделения при подготовке и в ходе ведения боевых действий в целях наиболее полного использования огневых возможностей подразделения, и средств усиления для поражения огневых средств и живой силы противника.

    Организация системы огня включает:

    Изучение и оценку местности;

    Назначение ориентиров и кодирование местных предметов;

    Наблюдение за противником;

    Выбор и оборудование огневых позиций;

    Постановку огневых задач подразделениям, боевым машинам, огневым средствам;

    Подготовку исходных данных для стрельбы;

    Установление сигналов управления огнем.

    В ходе изучения и оценки местности определяются: условия для наблюдения и стрельбы; места расположения, возможного появления огневых средств противника, наиболее вероятные направления действий самолетов и вертолетов; наличие препятствий, заграждений и порядок огневого обеспечения подразделений при их преодолении; на каких направлениях, рубежах, участках какие виды и способы ведения огня целесообразно применить; дальние границы зон открытия огня и порядок ведения огня по танкам противника из танков, боевых машин пехоты, гранатометов по пехоте из стрелкового оружия.

    Командир подразделения назначает единые ориентиры, а отдельным местным предметам могут даваться условные (кодированные) наименования. В качестве ориентиров выбираются хорошо видимые днем и ночью и наиболее устойчивые от разрушения предметы.

    Для мотострелковых подразделений ориентиры выбираются на ру­бежах 500-600 и 800-1000 метров, а для ПТУР - на рубежах 500 и 3000 метров.

    Отдельным участкам местности (формам рельефа) и местным предметам для быстроты ориентирования и скрытности управления присваиваются условные наименования, например, лес - "Темный", вы­сота - "Плоская".

    Наблюдение за противником непрерывно ведется лично команди­рами подразделений, наблюдательными постами и наблюдателями. На­блюдательным постам в составе двух-трех человек назначается полоса наблюдения, наблюдателю - сектор наблюдения. Из боевых машин пе­хоты, бронетранспортеров и танков во всех случаях ведется круговое наблюдение за местностью, воздухом и сигналами командира.

    Огневые позиции выбираются так, чтобы они обеспечивали: хороший обзор и возможность ведения огня в основном и дополнительном секторах обстрела; возможность стрельбы на предельную дальность и поражение противника сосредоточенным огнем; надежное укрытие от огневых средств противника; скрытые пути подхода и выхода на запасные позиции, маскировку от наблюдения противника; взаимную огневую поддержку.

    Огневые позиции по своему назначению подразделяются на основ­ные, запасные и ложные.

    Основные огневые позиции предназначаются для выполнения ос­новных боевых задач.

    Запасные огневые позиции предназначаются для осуществления маневра в ходе боя, а также на случай невозможности выполнения по­ставленной задачи с основной позиции. Для каждого вида оружия вы­бираются одна-две запасные позиции. Переход на запасные позиции и их занятие производятся только по приказу командира подразделения.

    Ложные огневые позиции создаются для введения противника в за­блуждение относительно истинного местонахождения огневых средств и для привлечения на них его огня.

    В зависимости от степени укрытия от наблюдения и огня против­ника огневые позиции могут быть открытыми и закрытыми.

    Открытые огневые позиции предназначаются для стрельбы прямой наводкой. Их занимают танки, боевые машины пехоты (бронетранспор­теры), противотанковые средства. С открытых огневых позиций могут вести огонь все виды артиллерии.

    Закрытые огневые позиции предназначаются для стрельбы непря­мой наводкой. Такие позиции имеют впереди укрытие, исключающее возможность наблюдения противником техники и вооружения, вспышек, выстрелов и пыли, образующихся при стрельбе. С закрытых огневых позиций ведут огонь артиллерийские и минометные подразделения, а в некоторых случаях и танковые.

    Постановка огневых задач подразделениям производится боевым приказом, в котором указываются: полосы огня, сектора обстрела, уча­стки сосредоточенного огня и порядок его ведения, рубежи открытия огня подразделениями, а для минометных подразделений - участки сосредоточенного огня и рубежи неподвижного заградительного огня.

    Ширина полосы огня должна быть не менее фронта подразделения, а глубина - на дальности действительного огня подразделения. Полосы огня соседних подразделений должны перекрываться на дальности 500-600 м от переднего края, что обеспечивает прикрытие стыков и промежутков между подразделениями. Полоса огня назначается отделе­нию, секторы обстрела - огневым средствам (БМП, БТР, танк, ПТУР, РПГ, ПК). Величина сектора обстрела не должна превышать величину угла 03-00.

    Сосредоточенный огонь предназначен для поражения наиболее важных целей. Размеры участков сосредоточенного огня определяются огневыми возможностями подразделений: для стрелкового оружия мо­тострелкового взвода участок сосредоточенного огня с плотностью 10-12 пуль на 1 метр может составлять до 100 м; для взвода на БМП уча­сток сосредоточенного огня по ширине - до 75 м, по глубине - до 50 м; для танкового взвода участок сосредоточенного огня по ширине может составлять до 120 м, по глубине - до 100 м.

    Подготовка исходных данных для стрельбы включает: определение ог­невых средств привлекаемых для стрельбы прямой наводкой и с закры­тых огневых позиций. Для более точного определения дальности до ру­бежей и участков, по которым готовится огонь, расстояние до них могут быть измерены по карте или определены дальномером. Устанавливают­ся сигналы открытия (вызова), прекращения и переноса огня, сосредо­точения огня подразделения, целеуказания от танков мотострелкам, а также от мотострелков танкам.

    Управление огнем включает:

    Разведку наземных и воздушных целей, оценку их важности и определение очередности поражения;

    Выбор вида оружия и боеприпасов, вида огня и способа его веде­ния;

    Подачу команд на открытие огня и постановку огневых задач;

    Наблюдение за результатами стрельбы и его корректирование;

    Маневр огнем;

    Контроль за расходованием боеприпасов.

    Разведка наземных и воздушных целей, организованная до боя, непрерывно продолжается и в ходе боя. Чтобы уметь отыскивать цели на поле боя, необходимо изучить и знать различные демаскирующие признаки, которые делятся на три группы - зрительные, световые и зву­ковые. Обнаружив цель, командир подразделения определяет ее значе­ние, характер, местоположение и удаление. На основании этих данных о цели и, принимая во внимание обстановку и боевую задачу своего под­разделения, командир производит оценку цели и принимает решение на открытие огня. Цель обычно оценивается по степени важности и опас­ности, возможности ее поражения огнем из имеющегося оружия.

    Цели на поле боя можно разделить на одиночные и групповые. По степени уязвимости цель может быть укрытой и открытой, а по своему состоянию и положению - неподвижной и движущейся, наземной и воздушной. При оценке нескольких целей для обстрела необходимо вы­бирать наиболее важную и опасную в данный момент, а из одинаково важных - ближайшую и наиболее уязвимую.

    Выбор вида оружия и боеприпасов, вида и способа ведения огня для поражения цели определяется характером цели, ее местоположени­ем и удалением. Чтобы грамотно применять оружие для решения бое­вых задач, командир подразделения должен хорошо знать огневые воз­можности своих, приданных и поддерживающих огневых средств, их дальности действительного огня; применяемые боеприпасы, время под­готовки к стрельбе, боевую скорострельность, а также эффективность огня по различным целям. При выборе оружия необходимо учитывать, что с первых выстрелов цели обычно поражаются в пределах дальности прямого выстрела.

    Вид огня и количество боеприпасов командир подразделения вы­бирает в зависимости от характера цели, вида оружия и боеприпасов, а также от взаимного положения оружия и цели. Вид огня при обстреле целей может меняться в зависимости от обстановки, например цель, ме­няет свое положение, дистанцию и т. д.

    Подача команд на открытие огня и постановка огневых задач - один из решающих моментов управления. Общая последовательность для открытия огня из стрелкового оружия может быть следующей: кому открывать огонь ("Автоматчикам второго отделения", "Гранатомет­чику"); целеуказание ("Ориентир первый влево 30 ПТУР"); установка прицела ("Постоянный", "Пять"); установка целика или величина вы­носа точки прицеливания ("Целик влево два", "Влево две фигуры"), точ­ка прицеливания ("Под цель", "В пояс"); устанавливается длина очере­дей ("Короткими", "Длинными", "Непрерывными"), а если необходимо, то и расход боеприпасов. Затем, исходя из обстановки, командир подает исполнительную часть команды: "ОГОНЬ".

    Управление огнем подразделений может осуществляться постанов­кой огневых задач. В отличие от команд на открытие огня они не со­держат исходных установок и не определяют момент открытия огня, а дают только целеуказание и задачу "подавить", "уничтожить".

    Наблюдение за результатами стрельбы и его корректирование ведется стреляющими, командирами подразделений, а также всеми чле­нами экипажей (расчетов). В зависимости от результатов наблюдения корректирование может производиться по боковому направлению и по дальности. В целях улучшения условий наблюдения за результатами стрельбы и его корректирования применяются трассирующие пули и снаряды.

    Маневр огнем является важнейшей составной частью управления боем. Сосредоточение огня применяют по важной или наиболее опас­ной цели для поражения ее в кратчайшие сроки. Кроме того, сосредото­чение огня применяют в тех случаях, когда цель находится на дальностях, превышающих дальности действительного огня огневых средств. Сосредоточенный огонь обычно готовится на участках местности, на пу­тях вероятного движения и скопления противника.

    Распределение огня применяется для одновременного поражения нескольких целей или различных участков одной групповой цели.

    Перенос огня применяется для последовательного поражения це­лей. Перенос огня может осуществляться по решению командира для сосредоточения огня всех огневых средств по наиболее важной цели.

    Контроль за расходованием боеприпасовосуществляют команди­ры всех степеней. Об израсходовании половины и трех четвертей носи­мого (возимого) запаса боеприпасов докладывается командирам под­разделений. Неприкосновенный запас боеприпасов расходуется только с разрешения командира части.

    Лекция
    по учебной дисциплине
    «Управление подразделениями в мирное время»
    Тема: 1 «Структура и система управления
    подразделениями в Вооружённых Силах
    Российской Федерации»

    Учебные цели:
    1. Ознакомить обучаемых с основами социального управления,
    структурой и системой управления подразделениями в
    Вооружённых Силах Российской Федерации.
    2.
    Изучить методологические основы и подходы к управлению,
    основные этапы процесса управления.
    Воспитательная цель:
    Воспитывать и развивать у студентов профессионально важные
    качества, необходимые будущим офицерам, чувство гордости к
    Вооружённым Силам РФ.
    Учебные вопросы:
    1. Основы социального управления. Структура и система
    управления подразделениями в Вооружённых Силах РФ.
    2. Методологические основы и подходы к управлению. Основные
    этапы процесса управления местности.

    Литература:
    1. Общевоинские Уставы Вооруженных Сил РФ. М.: Воениздат, 2007.
    2. Управление подразделениями в мирное время.
    Учебник. М.: Голден Би, 2007.
    3. Резниченко В.Г. Тактика. 2-е изд. М.: Воениздат, 1987.

    Вопрос 1. Основы социального управления. Структура и система управления подразделениями в Вооруженных Силах Российской Федерации.

    УПРАВЛЕНИЕ - это особый вид деятельности,
    превращающий неорганизованную толпу в
    эффективную и целенаправленную группу.
    Под управлением (в социальной сфере) в самом
    общем значении этого слова понимается
    организованная деятельность человека или
    группы людей, направленная на достижение
    определенным коллективом заданной цели,
    выраженной в каких-либо количественных и
    качественных показателях.

    Научное управление обществом - это сознательное,
    целенаправленное воздействие людей на общественную
    систему в целом или на отдельные звенья,
    обеспечивающее их оптимальное функционирование и
    развитие на основе использования объективных
    закономерностей и тенденций.
    К числу областей общественной деятельности, где
    вопросы научного управления стоят особенно остро,
    относится, безусловно, область вооруженной защиты
    Отечества.
    Особым направлением в многогранной деятельности
    государства по организации вооруженной защиты
    Отечества является руководство боевой и повседневной
    деятельностью Вооруженных Сил.

    Управлению Вооруженными Силами присущи многие
    черты руководства обществом в целом.
    При выяснении содержания научного управления
    Вооруженными Силами следует выделить две его стороны
    по отношению к самим Вооруженным Силам как объекту
    управления: внутреннюю и внешнюю
    Внешняя сторона научного управления жизнью и боевой
    деятельностью армии и флота имеет целью создание в
    рамках имеющихся возможностей оптимальных условий,
    обеспечивающих эффективное управление Вооруженными
    Силами.

    К таким условиям относятся:
    1) Своевременное и в нужном количестве обеспечение армии и
    флота самым совершенным оружием и боевой техникой,
    созданные трудом рабочего класса, коллективами ученых,
    инженеров, конструкторов, при достаточном финансировании
    обороны государства.
    2) Вооруженным Силам необходим постоянный приток
    подготовленного контингента людей, способных в кратчайшие
    сроки овладеть военным делом. В этой связи особо важное
    значение приобретает образование и морально-психологическая
    подготовка молодежи, призываемой в ВС.
    3) Успешное выполнение Вооруженными Силами задач по защите
    Отечества зависит от прочности их связи с народом, от
    постоянной и всемерной поддержки народа.
    Чтобы выполнить эту задачу необходимо серьезное
    внимание уделять управленческой деятельности командиров и
    штабов всех уровней.

    В уставах и периодической военной печати под
    управлением понимается целенаправленное воздействие на
    коллективы людей в целях организации и координации их
    действий в процессе выполнения определенных функций в
    боевой обстановке и в мирное время.
    Последнее
    представляет
    собой
    повседневную
    деятельность войск, которая слагается из ряда мероприятий
    обеспечивающих поддержание боевой готовности в
    соответствии с предъявляемыми к ней требованиями, а
    также жизнь и быт соединений, частей и подразделений.

    К основным из них можно отнести:
    боевую и мобилизационную готовность;
    поддержание уставного порядка и высокой воинской
    дисциплины;
    службу войск;
    воспитательную работу;
    ведение войскового хозяйства;
    содержание вооружения и техники в исправном состоянии;
    совершенствование учебной материальной базы;
    финансовое, медицинское и бытовое обеспечение.
    Каждое из слагаемых включает конкретные задачи,
    выполняемые в определенной последовательности. Все они
    требуют непосредственного руководства со стороны
    командиров и подчиненных им органов управления.

    Отсюда сущность управления составляет непрерывная,
    целенаправленная работа командиров, штабов, начальников
    родов войск и служб по качественному выполнению задач,
    решаемых соединениями, частями и подразделениями.
    Практическое
    значение
    данного
    определения
    обуславливается тремя факторами:
    Первый - конечная цель управления повседневной
    деятельностью - поддержание боевой и мобилизационной
    готовности войск.
    Второй - в решении возложенных задач принимает участие
    большой коллектив должностных лиц органов управления,
    возлагаемых командиром (начальником).
    Третий - управленческая деятельность носит коллективный
    характер, поэтому на первый план выдвигается ее
    организационная сторона.

    Внутренняя сторона проблемы управления Вооруженными
    Силами внесет своим содержанием задачи, связанные с
    достижением соответствующего качественного состояния
    самих Вооруженных Сил, определяемого их выучкой,
    дисциплинированностью,
    боеспособностью
    и
    боеготовностью.
    Перед командным составом стоят задачи научить молодых
    воинов в совершенстве владеть этим оружием и боевой
    техникой, подготовить их для выполнения самых сложных
    задач по защите Отечества.
    Таким образом, сущность управления подразделениями,
    частями и в конечном счете всеми Вооруженными Силами в
    мирное время образно можно представлять так.
    Государство и Вооруженные Силы как в «сосуд» вливают
    три основные компонента:
    1. Финансы.
    2. Подготовленных людей.
    3. Обеспечение связи армии и народа.

    В результате успешного решения этих задач
    государство требует, чтобы из «сосуда»
    выливались три основные компонента:
    1. Боевая и мобилизационная готовность
    2. Выучка
    3. Дисциплинированность,
    которые являются основными для надежной
    охраны рубежей государства.

    Вооруженные Силы со всеми органами управления, его
    учреждениями и заведениями и т.п. в мирных условиях
    постоянно решают на основе широкого и всестороннего
    использования данных науки и передовой практики при
    непосредственном руководстве со стороны командиров на всех
    уровнях основные задачи управления:
    Боевая и мобилизационная готовность
    Боевая подготовка
    Поддержание уставного порядка и высокой воинской
    дисциплины
    Служба войск
    Воспитательная работа
    Ведение войскового хозяйства
    Содержание вооружения и военной техники в исправном
    состоянии
    Совершенствование учебно-материальной базы
    Финансовое, медицинское и торгово-бытовое обеспечение
    личного состава.

    Первым признаком всякого управления является наличие
    определенной
    структуры,
    организации.
    Сам
    термин
    «Управление» в русском языке прежде всего предполагает, что
    есть субъект или объект, который управляет, и вместе с тем
    имеется тот, которым управляют.
    Первый принято называть ОРГАНОМ УПРАВЛЕНИЯ,
    второй - ОБЪЕКТОМ УПРАВЛЕНИЯ.
    Речь идет о таких действиях объекта, которые не могут и
    не должны протекать стихийно, неорганизованно, когда
    требуется, то или иное направляющее и организующее
    воздействие на него со стороны органа управления. Но чтобы
    такое воздействие было осуществимо, между органом и
    объектом управления обязательно должна быть какая-либо
    связь.
    Совокупность этих трех элементов - органа управления с
    присущими ему техническими средствами и методами
    действий, объекта управления и каналов связи между ними
    принято называть системой управления.

    II. Методологические основы и подходы к управлению. Основные этапы процесса управления.

    Отделение (расчет, экипаж) организованно входит в
    качестве подсистемы в систему вышестоящего подразделения
    - взвода (роты), где функции органа управления осуществляет
    также командир, но его управляющее воздействие направлено
    не на солдат, а на командиров отделений. Командиры
    отделений выполняют функции органа управления по
    отношению к подчиненным солдатам и одновременно
    являются объектом управления со стороны командира взвода.
    Таким образом, в общей структуре войск управление по своей
    форме представляет собой нечто иное, как деятельность
    командира, штаба, заместителей командира, начальников
    служб по поддержанию подчиненных подразделений и частей
    в постоянной боевой готовности и высокого морального
    состояния личного состава. Это первоочередная цель
    управления войсками в мирное время.

    Повседневная деятельность части (подразделения)
    представляет собой систему тщательного планируемых и
    проводимых мероприятий по поддержанию боевой и
    мобилизационной
    готовности,
    организации
    боевой
    подготовки, службы войск, содержанию техники и
    вооружения в исправном состоянии, ведении войскового
    хозяйства, воинскому воспитанию, поддержанию воинской
    дисциплины и порядка на должном уровне.
    В конечном итоге – общей целью управления
    повседневной деятельностью части (подразделения) является
    создание в рамках имеющихся возможностей, оптимальных
    условий, обеспечивающих успешное выполнение частью
    (подразделением) поставленных задач.
    В управлении подразделениями действуют как общие
    законы, так и специфические законы управления.

    Принципы управления войсками - это наиболее
    общие, основополагающие требования, положения
    (рекомендации)
    по
    содержанию,
    организации
    и
    осуществлению управления, которые должны учитываться
    и выполняться в практической деятельности органами
    управления.
    По своему назначению принципы управления
    являются связующим звеном между фундаментальной
    основой теории управления, законами управления и
    управленческой практикой.
    Соблюдение принципов управления
    эффективность управленческой деятельности.
    повышает

    В Вооруженных Силах принципы управления складывались
    (формировались) и проверялись на практике в ходе становления и
    развития русской армии с учетом опыта Великой Отечественной войны и
    послевоенного периода.
    Исходя из общих принципов руководства Вооруженными Силами
    можно сформулировать следующие принципы управления повседневной
    деятельностью части (соединения):
    - строгое соблюдение законности;
    - единоначалие;
    - личная ответственность командиров за принимаемые решения и
    результаты выполнения задач подчиненными;
    - централизация управления во всех звеньях с предоставлением
    подчиненным инициативы в определении способов выполнения
    поставленных им задач;
    - твердость и настойчивость в реализации, принятых решений и планов;
    - оперативность и гибкость управления.

    Принцип
    строгого
    соблюдения
    законности
    заключается в том, чтобы все вопросы управления в
    повседневной
    деятельностью
    части
    (соединения)
    решались в строгом соответствии с положениями
    законодательства и требованиями общевоинских уставов,
    как со стороны органов управления, так и объектов
    управления.

    Принцип единоначалия является важнейшим
    организационным принципом управления войсками на
    всех уровнях. Необходимость единоначалия в управлении
    войсками обуславливается самой природой Вооружённых
    Сил, их назначением, условиями и способами применения.
    Сущность принципа единоначалия заключается в том, что
    командир наделяется всей полнотой распорядительной
    власти по отношению к подчинённым и несёт полную
    ответственность за все стороны жизни и деятельности
    подчинённых частей (подразделений).

    Принцип личной ответственности командиров за
    принимаемые решения и результаты выполнения
    задач подчинёнными имеет важное значение в
    управлении частями (соединениями).
    Сосредоточив в своих руках всю полноту власти командир
    несёт личную ответственность перед Российским
    правительством
    за
    постоянную
    боевую
    и
    мобилизационную готовность подчинённых ему войск и
    успешное выполнение ими задач в повседневной
    деятельности, независимо от количественного состава и
    уровня подготовки должностных лиц органов управления,
    участвующих в выработке решения. Этот принцип
    предполагает установление личной ответственности
    каждого должностного лица за выполнение возглавляемых
    на него функциональных обязанностей.

    Принцип централизации управления во всех
    звеньях с предоставлением подчинённым инициативы
    в определении способов выполнения поставленных им
    задач отражает суть принципа демократического
    централизма применительно к условиям военного
    управления.
    Централизованное управление позволяет командиру в
    короткие сроки наилучшим образом координировать
    повседневную деятельность подчинённых подразделений
    (частей), контролировать решения ими задач и в случае
    необходимости замыкать на себя любую инстанцию
    управления. При этом наиболее полно используются
    компетентность, осведомлённость и практический опыт
    командира и штаба, их возможности в выработке и
    принятии обоснованных решений и последовательном
    проведении их в жизнь.

    Принцип твёрдости и настойчивости в реализации,
    принятых решений и планов находится в тесной связи с
    принципом оперативного и гибкого реагирования на
    изменения обстановки. Оба эти принципа лежат в основе
    практической деятельности командира по руководству
    подчинёнными. В них сочетаются, с одной стороны,
    стремление обеспечить неуклонное проведение в жизнь
    принятого решения (плана), с другой – возникающая в
    связи с изменением обстановки (условий) необходимость
    оперативно принять новое решение или внести уточнение
    в ранее принятое решение (план) и задачи подразделениям
    (частям).

    Принцип оперативности и гибкости управления
    требует от командира быстрого реагирования на
    ожидаемые или произошедшие изменения в обстановке,
    внесение необходимых уточнений, обеспечение в короткие
    сроки перенацеливания усилий подчинённых в интересах
    успешного выполнения стоящих перед ними задач.

    Управление повседневной деятельностью войск – это
    в первую очередь управление людьми. Поэтому твёрдость
    и гибкость в управлении зависит от личностных качеств
    командира и должностных лиц органов управления.
    Профессиональная
    подготовка,
    уверенность
    в
    правильности действий, высокая требовательность и
    близость к людям позволяют командиру подчинить своей
    воле большие коллективы, максимально мобилизовать их
    творческие возможности, физические, интеллектуальные и
    духовные силы на успешное выполнение поставленных
    задач.
    Реализация этих принципов невозможно также без
    высокого уровня организаторской работы, качественного
    планирования, контроля, соблюдения установленного
    режима секретности при решении поставленных задач.

    Задание на самоподготовку:
    1. Ознакомиться с военной специальностью, требованиям, предъявляемым к
    военно-профессиональной подготовке офицера запаса.
    2. Изучить задачи военной кафедры и организацию учебного процесса на
    военной кафедре.
    3. Ознакомиться с предметом и задачами тактики, структурой Вооруженных
    Сил РФ их составом, назначением родов войск и специальных Войск.
    Рекомендуемая литература:
    1. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г.
    2. ФЗ «Об обороне» от 31.05.1996 г.
    3. Постановление Правительства РФ от 6.03.2008 г.
    4. Приказ Министра обороны и Министра образования и науки РФ от
    10.07.2009 г.
    5. Щербаков А.А. Основы общей тактики. Учебное пособие. Воронеж. ВГУ,
    Похожие статьи

    © 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.