Общий порядок перемещения товаров через таможенную границу. Тема запреты и ограничения по перемещению товаров через таможенную границу таможенного союза

Перемещение товаров через таможенную границу выполняются субъектами внешнеэкономической деятельности в соответствии с определенными принципами, установленными законодательством.

Под принципами перемещения товаров через таможенную границу понимаются основные положения, которые обязаны выполнять все лица, перемещающие товары через таможенную границу. Из статей 150-152 Таможенного Кодекса Таможенного Союза можно выделить основные принципы перемещения товаров через таможенную границу:

1) принцип равноправия, т.е. на перемещение товаров через границу имеют право все лица на равных основаниях при соблюдении положений, установленных таможенным законодательством.

Действие принципа равноправности означает, что должностные лица таможенных органов не вправе произвольно лишить юридическое или физическое лицо возможности ввоза иностранных товаров на территорию ТС и вывоза из него продукции ТС, а также транспортных средств или ограничить такое право, за исключением товаров, которые установлены законодательством.

2) принцип соблюдения порядка перемещения товара, через таможенную границу товары перемещаются в порядке, установленным таможенным законодательством.

Для определенных категорий товаров, в том числе для припасов, товаров для личного пользования и транспортных средств международной перевозки, могут быть установлены особые условия их перемещения через таможенную границу в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств.

3) принцип обязательности прибытия на таможенную территорию таможенного союза и их убытия с нее в установленных для этого местах и во время работы таможенных органов.

Местом прибытия на таможенную территорию ТС может быть пункт пропуска или иное место, определяемое международными договорами и решениями государств - членов ТС. Прибытие товаров на таможенную территорию ТС также зависит от вида транспортного средства, на котором выполняется международная перевозка.

Отдельные категории товаров могут прибывать на таможенную территорию Таможенного Союза только в местах прибытия, определенных законодательством государств - членов ТС. [п. 1 ст. 156, 1] Так для прибытия на территорию России отдельных видов товаров (мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы; алкогольной продукции и табачных изделий) установлены специальные пункты пропуска через Государственную границу, а также время их работы.

В пунктах пропуска через Государственную границу РФ размещаются, так называемые «пограничные» таможенные органы. «Внутренние» таможенные органы размещаются в иных местах, не находящихся в непосредственной близости от пункта пропуска через государственную границу РФ. Внутренние таможенные органы создаются, исходя из потребностей таможни. Местами размещения пограничных и внутренних таможенных органов могут быть помещения, принадлежащие владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, а также в помещениях участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров.

Товары могут прибывать на таможенную территорию в иных местах, не являющихся местами прибытия, в случаях и порядке, которые определены законодательством государства.

Во всех случаях перевозчик обязан после пересечения таможенной границы доставить ввезенные им товары и транспортные средства в пункт пропуска или иные места, установленные в соответствии с законодательством. При этом не допускаются изменения состояния товаров или нарушение их упаковки, а также изменение, удаление, уничтожение или повреждение наложенных пломб, печатей и иных средств идентификации.

Данный принцип не распространяется на товары, перевозимые морскими (речными), воздушными судами, пересекающими таможенную территорию без остановки в порту или аэропорту, которые расположены на таможенной территории, а также на товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.

  • 4) принцип первоочередности выражается в том, что таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, совершаются в первоочередном порядке при ввозе на таможенную территорию и вывозе с этой территории в отношении следующих категорий товаров:
    • - товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и технического характера;
    • - продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведения учений;
    • - товаров, подвергающихся быстрой порче;
    • - живых животных;
    • - радиоактивных материалов;
    • - взрывчатых веществ;
    • - международных почтовых отправлений, экспресс-грузов;
    • - гуманитарной и технической помощи;
    • - сообщений и материалов для средств массовой информации и других подобных товаров.
  • 5) принцип обязательности таможенного контроля.

Все товары (и транспортные средства), перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю.

6) принцип обязательности соблюдения запретов и ограничений.

Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений в соответствии с законом. [ст. 152, 1] Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию ТС, но прибывшие на нее, должны быть немедленно вывезены с таможенной территории, если иное не предусмотрено законодательством или международными договорами государства. Также должны быть немедленно вывезены товары, ограниченные к ввозу, если при ввозе на таможенную территорию не представлены документы.

В случае невозможности вывоза товаров, или неосуществления их немедленного вывоза эти товары подлежат задержанию в соответствии с главой 21 ТК ТС. Вывоз запрещенных товаров или товаров без соответствующих документов обязан сделать перевозчик либо их собственник, если иное не установлено законодательством и международными договорами. Расходы у декларантов, перевозчиков или иных лиц в связи с соблюдением запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию или их вывоз с этой территории таможенными органами не возмещается.

Процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, предполагает, в частности, соблюдение условий , составляющих содержание запретов и ограничений.

Государства–члены таможенного союза, как и другие государства мира, не могут полностью отказаться от контроля за массивом перемещаемых товаров. В противном случае внутренние рынки могут заполнить товары, могущие нанести вред общественной безопасности, не пригодные для использования, наносящие вред окружающей среде и т.д.

Их применение в области таможенного дела обусловлено как экономическими , так и политическими целями.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 4 ТК ТС запреты и ограничения – это комплекс мер , применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий:

Меры нетарифного регулирования,

Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые ,

Особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами,

Меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения,

Технического регулирования,

Санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств-членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и государств-членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза.

Целями применения запретов и ограничений являются:

Защита внутреннего рынка, содействие производителям, стимулирование развития экономики;

Охрана жизни и здоровья людей, животного и растительного мира и окружающей среды в целом;

Сохранение культурного наследия народов государств-членов таможенного союза;

Необходимость предотвратить исчерпание невосполнимых природных ресурсов с одновременным ограничением соответствующего внутреннего производства и потребления;



Обеспечение национальной безопасности государств- членов таможенного союза

Защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса государств таможенного союза;

Выполнение международных обязательств.

По цели их применения торговые ограничения и запреты можно разделить на две группы: 1) торговые ограничения и запреты экономического характера и 2) торговые ограничения и запреты не экономического характера.

Рассмотрим существующую структуру торговых ограничений и запретов в таможенном союзе.

1. Меры нетарифного регулирования . Согласно п. 17 ч. 1 ст. 4 ТК ТС меры нетарифного регулирования – комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера , которые установлены международными договорами государств таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств-членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза

Федеральный Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» № 164-ФЗ от 8.12.2003 г. к мерам нетарифного регулирования (торговым ограничениям экономического характера) относит:

Эмбарго - представляет собой запрещение ввоза в таможенный союз или вывоза в другую страну товаров и услуг, валютных и иных ценностей.

Данная мера чаще всего является вынужденной и предпринимается в отношении конкретной страны, исходя из принципиальных соображений, обычно основанных на решениях ООН. Эмбарго применяется исключительно как средство экономического и финансового давления.

Таможенная блокада -состоит из мероприятий, направленных на приостановку производства таможенных процедур, задержку товаров в зоне таможенного контроля. По сути это скрытый запрет на перемещение товаров. Цель такой меры - нарушение внешнеэкономических связей блокируемого государства.

Применяется редко и вынужденно как и эмбарго при необходимости поставить ту или иную страну в особые условия, фактически изолировав ее от внешнего мира.

Разрешительная система – порядок, при котором на перемещение через таможенную границу отдельных категорий товаров требуется специальное разрешение , выдаваемое компетентными органами государства-члена таможенного союза.

Квотирование - означает введение количественных и стоимостных ограничений ввоза на таможенную территорию таможенного союза или вывоза с таможенной территории таможенного союза товаров на определенный срок по отдельным видам товаров или странам.

Такие ограничения, как правило, налагаются на вывоз из таможенной территории таможенного союза товара. Импортные квоты не имеют большого распространения.

Квота – это разрешение, строго установленное количество любого товара, вывоз которого не только разрешается, но и по возможности поощряется.

Однако все, что перемещается сверх этой квоты , облагается обычной или повышенной пошлиной либо вообще запрещается.

Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством Российской Федерации в целях:

Так, Правительство РФ определяет квоты на экспорт товаров, содержащих драгоценные металлы. Квоты могут реализовываться в процессе проведения специальных конкурсов и аукционов.

Лицензирование разрешение на ввоз, вывоз или транзит товаров, свободное перемещение которых через таможенную границу таможенного союза не допускается .

Данная мера применяется как самостоятельно, так и в совокупности с квотированием.

Лицензия представляет собой официальный документ, который разрешает осуществление экспортных или импортных операций в течение установленного срока.

Оформление лицензии требуется при перемещении каждого вида товара независимо от количества наименований, включенных во внешнеторговый контракт. Лицензии бывают двух видов :

1) генеральная лицензия - оформляется на каждый вид экспортируемого или импортируемого товара с указанием его количества и стоимости без определения конкретного покупателя или продавца товара,

2) разовая лицензия – выдается для осуществления экспортной или импортной операции по одному контракту сроком на 12 текущих месяцев, начиная с даты выдачи лицензии.

Это наиболее распространённый в Российской Федерации метод торговых ограничений, который осуществляется в следующих целях:

Обеспечение соблюдения внешнеторговых квот;

Обеспечение контроля ввоза и вывоза ряда специфических товаров;

Обеспечение соблюдение интересов национальной и международной безопасности при торговле товарами военного и двойного применения.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, является органом государственной власти, выдающим лицензии на осуществление операций по экспорту и импорту товаров, в отношении которых установлены количественные ограничения

Кроме того, существует перечень товаров, ввоз и вывоз которых осуществляется на основании разрешений, выдаваемых иными государственными органами . К таким товарам относятся:

- товары, животного и растительного происхождения , а также оборудование для их перевозки, подконтрольные органам Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор РФ).

Основанием для ввоза и вывоза таких товаров являются ветеринарные свидетельства или ветеринарные сертификаты;

- товары потенциально опасные для жизни и здоровья человека, подконтрольные органам Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор РФ).

Основанием для ввоза таких товаров являются санитарно-эпидемиологические разрешения или свидетельства о регистрации;

- товары, подлежащие обязательной сертификации , подконтрольные органам обязательной сертификации, аккредитованным Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование РФ).

Основанием для ввоза товаров, подлежащих обязательной сертификации являются сертификат соответствия, одобрение типа транспортного средства, сертификат средства измерения;

- культурные ценности , ввозимые на основании органами Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росхранкультуры);

- высокочастотные радиоэлектронные средства , ввозимые на основании решения Федерального государственного унитарного предприятия «Радиочастотный центр»;

- семена сортов растений и племенного материала пород животных, которые ввозятся на основании комиссии селекционных достижений при Министерстве сельского хозяйства России;

- оружие невоенного назначения (гражданское и служебное), ввозимое и вывозимое на основании Разрешений Департамента охраны общественного порядка МВД России.

Лицензии на ввоз и вывоз товаров военного назначения выдаются Комитетом по военно-технической политике Министерства обороны России, а в соответствии с Законом «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ, экспорт товаров двойного назначения осуществляются по лицензиям Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК), находящейся в подведомственном подчинении Министерства обороны России.

Очевидно, что все указанные документы выдаются в целях обеспечения торговых ограничений не экономического характера и являются обязательными для осуществления таможенных процедур.

2. Товары, запрещённые к ввозу на таможенную территорию таможенного союза и вывозу с территории таможенного союза . Запрещение к перемещению через таможенную границу таможенного союза отдельных категорий товаров означает, что они не могут ввозиться на территорию таможенного союза и вывозиться из территории таможенного союза свободно, без каких-либо ограничений .

Запрещены к ввозу на территорию таможенного союза и в Российскую Федерацию:

Медикаменты и витаминные препараты, за исключением прошедших апробацию в Минздраве РФ (с разрешения Минздрава России);

Драгоценные металлы и камни, за исключением временно ввозимых ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома;

Печатные и аудиовизуальные материалы, иная изобразительная продукция, которые могут причинить вред государственной безопасности, общественному порядку, нравственности населения, правам собственности, и другим интересам физических и юридических лиц;

Непроявленные фотопленки;

Средства цветного копирования (только при наличии сертификата соответствия);

Семена и посадочный материал, сырые продукты животного и растительного происхождения (только с разрешения компетентных органов);

Не могут ввозиться на таможенную территорию таможенного союза и в Российскую Федерацию:

товары, которые:

- не соответствуют техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам,

- не имеют сертификата, маркировки или знака соответствия в случаях, предусмотренных законодательством,

Предметы, характеризуемые как опасные потребительские товары.

Запрещены к вывозу из Российской Федерации:

Оружие огнестрельное всех видов и боеприпасы к нему, холодное оружие всех видов, воинское снаряжение;

Наркотические средства и психотропные вещества (только по лицензиям в пределах квот);

Радиоактивные, взрывчатые, ядовитые вещества;

Драгоценные металлы и камни, за исключением временно вывозимых ювелирных и других бытовых изделий, а также их лома;

Представители флоры и фауны, занесенные в Красную книгу (например, рога оленей, сайгаков, маралов);

Непроявленные фотопленки;

Аннулированные ценные бумаги;

Произведения искусства, представляющие значимую художественную и культурную ценность.

Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза подлежат немедленному вывозу за его пределы. Товары, запрещенные к вывозу, не могут быть фактически вывезены за пределы таможенного союза.

3. Технические барьеры включают в себя контроль за импортом на предмет его соответствия стандартам безопасности качества (товар должен быть сертифицирован).

Ввозимые товары должны соответствовать установленным техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям.

Сертификация соответствия представляет собой действие, удостоверяющее посредством сертификата соответствия или знака соответствия, что изделие или услуги соответствуют определенным стандартам или другой научно-технической документации.

Главная цель сертификации – это подтверждение безопасности товара, которым будут пользоваться внутри таможенного союза. Перечень ввозимых товаров, подлежащих обязательной сертификации, утверждается Правительством РФ.

4. Экспортный контроль предполагает введение системы обязательной регистрации внешнеторговых контрактов на экспорт стратегически важных сырьевых товаров. Экспортному контролю подлежат :

Отдельные виды сырья, материалов, оборудования, которые могут быть применены при создании вооружении и военной техники;

Химикаты и технологии, которые могут быть использованы при создании химического оружия;

Оборудование, материалы двойного назначения, применяемые в ядерных целях;

Генетические материалы, которые могут быть использованы при создании бактериологического и токсического оружия.

Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 1992 г. № 388 создана и функционирует национальная система экспортного контроля.

Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004г. № 1085, утверждено Положение о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК).

Одной их основных функций этой службы является обеспечение экспортного контроля за вывозом сырья, материалов, технологий и оборудования двойного назначения.

Документом, служащим основанием для экспорта материалов, товаров и технологий двойного назначения является лицензия ФСТЭК.

5. Меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов .

Помимо торговых ограничений экономического характера, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» предусматривает применение торговых ограничений не экономического характера.

Так, ст. 32 данного Закона предусматривается применение мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами и, вводимые, исходя из национальных интересов не экономического характера. Эти меры вводятся если:

Необходимы для соблюдения морали и общественного порядка;

Необходимы для охраны жизни и здоровья граждан;

Относятся к импорту или экспорту золота или серебра;

Применяются для защиты культурных ценностей;

Необходимы для выполнения международных обязательств;

Необходимы для обеспечения обороны страны и безопасности государства и т.п.

При этом документом, разрешающим перемещение товара может являться, как лицензия Министерства торговли России, так и разрешительный документ другой формы.

Применение запретов и ограничений является универсальным и мощным инструментом таможенного регулирования внешнеторговых отношений.

Важнейшая задача в рамках совершенствования таможенного законодательства – не препятствовать , а способствовать развитию позитивных факторов в международной торговле.

Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз
государствами – членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества
в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений утвержден
Решением Коллегии ЕЭК
от 16 августа 2012 г. № 134 http://www.tsouz.ru/db/entr/norm-prav-doc/ediniy_perechen/Pages/default.aspx

Особенности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств физическими лицами Через таможенную границу Российской Федерации могут быть перемещены любые товары, исключение составляют, только запрещенные к перемещению.Основным условием перемещения (ввоза/вывоза) товаров является соблюдение требований, которые установлены в Таможенным кодексе, а также других нормативно-правовых актах принятых и действующих на территории Российской Федерации.

Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории происходит при условии уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов, а также соблюдения мер экономической политики и выполнения других требований, которые устанавливаются действующим таможенным законодательством РФ. Таможенное оформление товаров, перемещение которых осуществляется физическими лицами для личных, семейных, домашних, и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, происходит в порядке предусмотренном главой 23 Таможенного кодекса РФ. Физические лица имеют право на ввоз и вывоз товаров за пределы таможенной границы Российской Федерации на равных основаниях. При этом все перемещаемые товары, подлежат таможенному контролю и оформлению. Возможны следующие способы перемещения: -*сопровождаемый багаж; *несопровождаемый багаж; *пересылка в адрес физического лица. Исходя из заявления физического лица, перемещающего товары через границу, таможенным органом определяется предназначение товаров опираясь на его характер, количество, и частоту перемещения.При установлении предназначения товаров должностные лица таможенных органов принимают во внимание следующие факторы: а) характер товаров, где учтена традиционная практика их применения и использования, а также потребительские свойства. Перемещение товаров, не используемых в быту, дает все основания предполагать, что их ввоз (вывоз) осуществляется с целью получения прибыли, в случае если физическое лицо не предоставит доказательства обратного, товары считаются перемещаемыми для коммерческих целей.; б) количество товаров. Товары (однородные, имеющие одно наименование, размер, фасон и т.п.) превышающие потребность лица, и членов его семьи, считаются, перемещаемыми в коммерческих целях; в) частота ввоза/вывоза товаров. Периодическое перемещение одним и тем же лицом товаров, имеющих однородные свойства, рассматривается как перемещение с целью использования в коммерческих целях, если лицом не будет доказано обратное; г) обстоятельства поездки, учитываются: цель поездки, ее продолжительность, страна пребывания (выезда), сумма заработанной валюты и т.д.

В отношении товаров, ввозимых/вывозимых физическими лицами, могут быть использованы следующие порядки взимания таможенных платежей: *в виде совокупного таможенного платежа; *с применением единых ставок таможенных пошлин; *полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов.

Запреты и ограничения экономического характера к таким товарам не применяются. Товары не требуют обязательного подтверждения соответствия. В данном случае применяется упрощенный порядок таможенного оформления.Полное освобождение от уплаты таможенных платежей применяется при одновременном соблюдении следующих условий: *перемещение товаров происходит в сопровождаемом или несопровождаемом багаже; на воздушном транспортом общая стоимость товаров, не превышает 10 000 евро, а общий вес не превышает 50 килограмм включительно; количество товаров, ограниченных для перемещения не превышает установленных норм. Без уплаты таможенных платежей физические лица могут ввозить культурные ценности при условии их письменного декларирования, а также специальной регистрации.

Физические лица, признанные в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, а также переселяющиеся из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства могут ввозить бывшие в употреблении товары (за исключением автомобилей) без уплаты таможенных пошлин, налогов. При условии приобретения товаров, упомянутыми физическими лицами, до въезда на территорию Российской Федерации.

Физические лица могут получать пересылаемые в международных почтовых отправлениях товары без уплаты таможенных пошлин, налогов, если стоимость таких товаров, пересылаемых в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 1 000 евро, и весом не более 31 кг.

Перемещение товаров (за исключением транспортных средств) с уплатой таможенных платежей по единым ставкам может быть осуществлено, в случае если ввоз/вывоз товаров осуществляется физическими лицами в сопровождаемом или несопровождаемом багаже в личных, не коммерческих, целях.

Если вышеуказанные нормы превышены, то в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере с 30% в части этого превышения, но не менее 4 евро за 1 килограмм.

На товары перемещаемые в личных, не коммерческих, целях физическими лицами, срок временного непрерывного пребывания в иностранных государствах которых составляет более 6 месяцев, распространяются следующие правила:

в случае если общая стоимость ввозимых ими товаров (за исключением транспортных средств) превышает 10 000 евро, но не более 10 000 евро, в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных товаров.

в отношении транспортных средств (за исключением автомобилей, единые ставки на которые установлены Положением о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов) применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных транспортных средств.

в случае получения физическим лицом в течение одной недели пересылаемых в международных почтовых отправлениях товаров, стоимость которых превышает 10 000 рублей, в части такого превышения применяется единая ставка таможенных пошлин, налогов в размере 30% таможенной стоимости указанных товаров.

Под совокупным таможенным платежом следует понимать уплату таможенных пошлин, налогов и сборов без разделения на составляющие, в виде общей суммы. Совокупный таможенный платеж применяется в случаях когда:

перемещение товаров осуществляется в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, и их общая стоимость превышает 10 000 евро и/или общий вес превышает 50 килограмм (в части такого превышения);

товары пересылаются в адрес физического лица, не следующего через таможенную границу РФ (кроме международных почтовых отправлений);

физическое лицо более одного раза в месяц пересекает таможенную границу Российской Федерации;

алкогольные напитки ввозятся в пределах не более 3литров в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летного возраста. Для расчёта совокупного таможенного платежа ставки налогов, пошлин и сбров определяются законодательными актами Российской Федерации, применяемыми при перемещении товаров участниками внешнеэкономической деятельности. Эти ставки определяются в соответствии с кодами товаров по ТН ВЭД России.

* В случае ввоза табачных изделий только одного вида допускается ввоз 200 сигар, 50 сигарилл, 250 граммов табака, в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнеговозраста. Запрещенные товары

Оружие и вооружение всякого рода, военных образцов и боеприпасы к нему.

Взрывчатые вещества, сильнодействующие яды.

Наркотические и психотропные вещества, а также приспособления для их употребления.

Произведения искусства и старины, антиквариат и предметы, представляющие значительную художественную, историческую или культурную ценность.

Произведения печати и носители информации, подрывающие нравственность населения.

Другие предметы, ввоз (вывоз) которых запрещен в соответствии с законодательством РФ.

За нарушение таможенных правил, физические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных нарушениях (КоАП РФ).

Перемещение физическими лицами товаров через таможенную границу РФ товаров происходит при условии обязательного их декларирования. Товары могут декларироваться:

Физическим лицом, перемещающим товары (гражданином Российской Федерации, гражданином иностранного государства);

Лицами, действующими на основании доверенности (перевозчиками, таможенными брокерами);

Родителями, опекунами, усыновителями или попечителями, в случае если товар перевозится несовершеннолетним физическим лицом, в возрасте до 16 лет;

Руководителем группы при организованном выезде/въезде группы несовершеннолетних.

Российским законодательством предусмотрено две формы декларирования перемещаемых товаров:

устная форма декларирования - заявление физического лица таможенному органу об отсутствии среди перемещаемых им, через границу Российской Федерации, тех товаров, что подлежат обязательному письменному декларированию;

письменная форма декларирования - заявление физического лица таможенному органу, которое предусмотрено для товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию.

К устной форме декларирования относится также и декларирование перемещаемых товаров в Конклюдентной форме. Данная форма декларирования предусматривает наличие системы "красного" и "зеленого" канала.

Для использования конклюдентной формы декларирования перемещаемых физическими лицами товаров, в пунктах пропуска российским законодательством предусмотрена двухканальная система «красного» и «зеленого» каналов.

«Красный канал». Основным предназначением его является возможность декларирования физическими лицами перемещаемых ими товаров, на которые распространяется действие российского законодательства в части обязательного декларирования товаров в письменной форме. А также письменное декларирование товаров, которые не подпадают под данное ограничение, но по желанию физического лица могут быть задекларированы.

«Зелёный канал». В отличие от красного канала он предусматривает упрощённое декларирование перемещаемых товаров, без заполнения таможенной декларации. Основной момент, на который следует обратить особое внимание при пересечении белой линии на входе в «зеленый канал» - данное действие будет рассматриваться таможенными органами как заявление о том, что перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации товары не подлежат обязательному декларированию в письменной форме, и свидетельствует о факте, имеющем юридическое значение. Декларированию в письменной форме подлежат следующие товары: 1.товары, перемещаемые физическими лицами в несопровождаемом багаже; 2. пересылаемые в адрес физических лиц для личного, не коммерческого пользования исключением являются товары пересылаемые в международных почтовых отправлениях; 3.ввоз которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в случае превышения ими стоимости и/или количественных ограничений, устанавливаемых для перемещения товаров с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов; 4.товары, на которые распространяется действие законодательства Российской Федерации в части ограничения их перемещения; 5.в отношении которых, согласно законодательству Российской Федерации, предусмотрено обязательное декларирование в письменной форме (например оружие, культурные ценности); 6. транспортные средства. Обязательному письменному декларированию подлежат товары, перемещаемые в ручной клади, сопровождаемом и несопровождаемом багаже:

1. Ввозимые товары, общая стоимость которых превышает 10000 евро и/или общий вес которых превышает 50килограмм 2. При единовременном ввозе в Российскую Федерацию, наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000евро. 3. При единовременном вывозе из Российской Федерации, наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 3000 (три тысячи) долларов США. 4. При единовременном вывозе из Российской Федерации, дорожные чеки в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 (десять тысяч) долларов США. 5. При единовременном вывозе из Российской Федерации, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме, за исключением случаев вывоза из Российской Федерации ранее ввезенных или переведенных в Российскую Федерацию при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации внешних и (или) внутренних ценных бумаг при представлении таможенной декларации или иного документа, подтверждающего их ввоз или перевод в Российскую Федерацию. 6. Драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы - палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом состоянии и виде: *ввозимые временно; *вывозимые (за исключением временно вывозимых ювелирных изделий в том числе и со вставками из драгоценных камней). 7. Драгоценные камни: перемещаемые временно, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде, уникальные янтарные образования, бриллианты, перемещаемые природные алмазы. 8. Культурные ценности. 9. Вывозимые государственные награды Российской Федерации. 10.Животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения, их части, дериваты, а также полученная из них продукция. 11. Оружие (устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов), основные части огнестрельного оружия (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка), патроны (устройства, предназначенные для выстрела из оружия, объединяющие в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение), составные части патронов (гильзы капсулированные, капсюли, порох). 12.Ввозимые алкогольные напитки в количестве, превышающем 3 литра. 13. Ввозимые табачные изделия не более 200 сигарет или 50 сигар или 250 граммов табака, либо указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 граммов в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста. 14.Наркотические средства, психотропные вещества их прекурсоры. 15. Сильнодействующие ядовитые вещества. 16.Высокочастотные устройства и радиоэлектронные средства, за исключением оконечного оборудования. 17. Специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации. 18.Вывозимые материальные объекты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну. 19. Ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы и соответствующие технологии. 20. Радиоактивные изотопы, радиоактивные вещества и изделия на их основе. 21. Вывозимые сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. 22. Ввозимые химикаты, которые могут быть использованы при создании химического оружия. 23. Продукция война. 24. Транспортные средства. 25. Товары, перемещаемые в несопровождаемом багаже. 26. Товары, пересылаемые в адрес физических лиц для личного пользования, за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях.

Помимо указанных в перечне товаров, физическими лицами могут быть задекларированы и иные товары, перемещаемые ими через таможенную границу Российской федерации. Таковыми могут быть, временно ввозимые/вывозимые с последующим их вывозом/ввозом, товары, общая стоимость которых не превышает установленного максимума (10000 евро) и/или общий вес которых не более 50 килограмм.

В случае если таможенная декларация на указанные товары физическим лицом не была подана, должностное лицо таможенного органа рассматривает это как заявление об отсутствии товаров подлежащих обязательному декларированию в письменной форме. Присутствие среди перемещаемых товаров тех, что подлежат контролю иных государственных органов, допускается лишь при наличии разрешительных документов выданных соответствующим органом. За нарушение таможенных правил, физические лица несут ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации.

Письменное декларирование товаров, перемещение которых осуществляется в сопровождаемом багаже

При письменном декларировании товаров, перемещаемых в сопровождаемом багаже, заполняется пассажирская таможенная декларация по форме ТД-6, с обязательным указанием таможенной стоимости товара. Данная декларация подается одновременно с представлением товаров. Одновременно с ТД-6, в зависимости от обстоятельств поездки, представляются документы для подтверждения заявленных сведений:

В случае если декларирование товаров происходит в устной форме документы могут быть представлены по требованию должностного лица таможенного органа.В таможенный орган в пункте пропуска подаётся 2 экземпляра, заполненной на русском или английском языках, декларации. Отметка о разрешении или отказе в перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации ставится в поле «Для служебных отметок» на обоих экземплярах ТД-6 и заверяется оттиском личной номерной печати уполномоченного должностного лица. Один экземпляр возвращается физическому лицу, второй остаётся для хранения в делах таможенного органа.

Письменное декларирование товаров, перемещение которых осуществляется в несопровождаемом багаже:

Декларирование товаров перемещаемых в несопровождаемом багаже, а также пересылаемых в адрес физического лица, происходит путём подачи Заявления, которое содержит сведения: о лице, перемещающем товары, наименованиях перемещаемых товаров, их предназначении, количестве и стоимости, а также сведения о товаросопроводительном документе. В случае необходимости подтверждения заявленных в декларации сведений одновременно с Заявлением предоставляется:

экземпляр пассажирской таможенной декларации ТД-6 на ввозимые товары с отметкой таможенного органа о выпуске;

документ, удостоверяющий личность (паспорт, загранпаспорт, свидетельство о рождении для несовершеннолетних и т.п.);

документ, подтверждающий усыновление, опекунство, попечительство несовершеннолетнего (если товар декларируется этим лицом от имени несовершеннолетнего);

документы, подтверждающие приобретение и стоимость декларируемых товаров (счета, чеки и т.п.);

транспортные (перевозочные) документы (накладные, багажные квитанции и т.п.);

документы, подтверждающие право на льготы (в т.ч. для временного ввоза, беженцы, переселяющиеся на ПМЖ и т.п.);

документы, подтверждающие соблюдение нетарифных ограничений (лицензии, разрешения и проч.);

иные документы, в том числе подтверждающие их предназначение для личных нужд (в случае такой необходимости);

Заявление подается в 15-дневный срок со дня представления товаров таможенному органу по месту проживания или регистрации лица.

1. Настоящей главой определяются особенности порядка и условий перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, особенности порядка совершения таможенных операций, связанных с временным хранением, таможенным декларированием и выпуском товаров для личного пользования, особенности применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров для личного пользования, а также порядок определения стоимости товаров для личного пользования и применения таможенных платежей в отношении таких товаров.

2. Положения настоящей главы применяются в отношении денежных инструментов и наличных денежных средств, перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами, а также в отношении товаров, приобретенных физическими лицами, прибывшими на таможенную территорию Союза, в магазинах беспошлинной торговли, расположенных в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, в соответствии с главой 33 настоящего Кодекса.

3. Товары для личного пользования могут перемещаться через таможенную границу Союза следующими способами:

1) в сопровождаемом или несопровождаемом багаже при следовании физического лица через таможенную границу Союза;

2) в международных почтовых отправлениях;

3) перевозчиком в адрес физического лица, не пересекавшего таможенную границу Союза, либо от физического лица, не пересекавшего таможенную границу Союза.

4. Отнесение товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом исходя из:

1) заявления физического лица о перемещаемых через таможенную границу Союза товарах в устной форме или в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации;

2) характера и количества товаров;

3) частоты пересечения физическим лицом таможенной границы Союза и (или) перемещения товаров через таможенную границу Союза этим физическим лицом или в его адрес.

5. Количественные характеристики критериев, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 4 настоящей статьи, и (или) дополнительные критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, к товарам для личного пользования определяются Комиссией.

6. Независимо от критериев, указанных в пункте 4 настоящей статьи, к товарам для личного пользования не относятся следующие товары:

1) товары, в отношении которых физическим лицом осуществляется таможенное декларирование для помещения под таможенные процедуры, предусмотренные настоящим Кодексом, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, заявляемой в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 263 настоящего Кодекса;

7. В отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами товаров, не отнесенных в соответствии с настоящей главой к товарам для личного пользования, положения настоящей главы не применяются. Такие товары подлежат перемещению через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены иными главами настоящего Кодекса.

8. Товары, приобретенные физическими лицами, прибывшими на таможенную территорию Союза, в магазинах беспошлинной торговли, расположенных в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза, для целей применения настоящей главы рассматриваются как товары для личного пользования, ввозимые на таможенную территорию Союза в сопровождаемом багаже физического лица при его следовании через таможенную границу Союза.

9. Комиссия на основании актов, входящих в право Союза, устанавливающих запреты и ограничения, формирует сводный перечень товаров для личного пользования, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Союза подлежат соблюдению запреты и ограничения, и обеспечивает его размещение на официальном сайте Союза в сети Интернет.

Похожие статьи

© 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.