Некоммерческие унитарные организации: понятие, признаки, классификация и организационно-правовые формы. Кушнир И.В

Учреждение — это, созданная собственником (органом, выполняющим властные полномочия) для осущ-я управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Союзы и ассоциации — это объединения КО, создаваемые ими по договору в формах ассоциаций и союзов в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты их имущественных интересов.

Некоммерческие унитарные организации: понятие, виды, особенности правового статуса

Некоммерческие унитарные организации: понятие, виды, особенности правового статуса.

Учреждением считается унитарная некоммерческая, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Унитарные предприятия

Унитарные предприятия. Некоммерческие организации

Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.

Имущество унитарного предприятия неделимо, не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т. ч. между работниками предприятия.

Правовое положение и виды унитарных предприятий

При недостаточности имущества казенного предприятия субсидиарную ответственность по обязательствам предприятия несет собственник его имущества (п. 5 ст. 115 ГК), поэтому уставный фонд в казенном предприятии не формируется.

40. Правовое положение некоммерческих (общая характеристика). В соответствии с российским гражданским законодательством юридические лица, создаваемые на территории Российской Федерации, подразделяются на две группы: коммерческие и некоммерческие организации.

Правовой статус и правоспособность коммерческих и некоммерческих организаций – юридических лиц

Юридические лица обладают правоспособностью, которая оказывает существенное влияние на возможности организаций как участников хозяйственной деятельности.

Но этот вопрос и по сегодняшний день остается актуальным в науке гражданского права.

Функциональное назначение института юридического лица состоит в определении правового статуса коммерческих и некоммерческих, необходимого для их равноправного и эффективного участия в гражданских правоотношениях.

32 правовой статус и основные виды унитарных некоммерческих организаций гражданское право кратко

15. УНИТАРНЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ) ПРЕДПРИЯТИЯ.

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Устав унитарного предприятия должен содержать, помимо всех обязательных для уставов сведений, также сведения о предмете и целях деятельности предприятия, размере уставного фонда унитарного предприятия, порядке и источниках его формирования.

И корпоративные некоммерческие организации Основное различие между ними в том, что некоммерческие корпоративные организации имеют членов, которые участвуют в управлении НКО, а некоммерческие организации не имеют членства.

Аналогичное деление на корпоративные и унитарные и у коммерческих организаций. Различия между корпоративными и унитарными юридическими лицами определено пунктом 1 статьи 65.1.

В некоторых случаях может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Учредительные документы могут содержать и иные не противореча­щие законодательству положения.

Требования учредительных документов обязательны для исполне­ния самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участни­ками).

Организация может создавать филиалы и открывать представитель­ства на территории РФ в соответствии с законодательством РФ.

Глава 7

- принятие решений о создании филиалов и (или) открытии представительств фонда; - изменение устава фонда, если такая возможность предусмотрена уставом; - одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом. Высший коллегиальный орган фонда избирает единоличный исполнительный орган фонда (председателя, генерального директора и т.д.) и может назначать коллегиальный исполнительный орган фонда (правление).

Некоммерческие организации - юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (ст. 50 ГК РФ).

Отграничение некоммерческих организаций от коммерческих:

  • для некоммерческих организаций хозяйственная деятельность является вспомогательной, обеспечивая их участие в имущественном обороте, и гражданско-правовой статус этих организаций носит второстепенный характер;
  • коммерческие организации осуществляют хозяйственную деятельность, которая является для них основной и полностью регулируется гражданским правом.

В отличие от коммерческих организаций некоммерческие организа­ции не являются профессиональными участниками имущественных от­ношений. Поэтому для некоммерческих юридических лиц законодатель устанавливает специальную (целевую) правоспособность (п. 1 ст. 49 ГК) и разрешает использовать имеющееся у них имущество лишь для достижения целей, указанных в их учредительных документах (п. 4 ст. 213 ГК).

Выступление не­коммерческих юридических лиц в гражданском обороте обусловлено необходимостью материального обеспечения их основной деятельно­сти , которая не должна являться предпринимательской.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").

Такми образом, некоммерческие организации осуществляют деятельность, направленную на формирование общественных благ, они являются опорными пунктами инфраструктуры гражданского общества. Они участвуют не в производстве, а в перераспределении материальных благ (национального продукта). Во всем остальном некоммерческие организации являются полноправными и постоянными участниками имущественного оборота наряду с коммерческими организациями.

Подробнее

Некоммерческая организация может быть создана в результате:

  1. ее учреждения;
  2. реорганизации другой некоммерческой организации такой же организационно-правовой формы;
  3. в результате реорганизации в форме преобразования юридического лица другой организационно-правовой формы (в случаях, предусмотренных федеральными законами).

Решение о создании некоммерческой организации в результате ее учреждения принимается ее учредителями (учредителем).

Некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества.

Уставом некоммерческой корпоративной организации может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации.

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

Некоммерческая организация создается без ограничения срока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческой организации.

Некоммерческая организация вправе в установленном порядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.

Некоммерческая организация вправе иметь:

  • штампы и бланки со своим наименованием;
  • символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

Перечень некоммерческих организаций

Учреждение - унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (ст. 123.21 ГК РФ).

Автономная некоммерческая организация - унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности (ст. 123.24 ГК РФ).

Религиозная организация - добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган (ст. 123.26 ГК РФ).

Во многих случаях различие организационно-правовых форм не­коммерческих организаций не вызывается реальной необходимостью, а становится лишь результатом принятия очередного отдельного за­кона об их статусе (например, общины малочисленных народов как юридические лица по сути являются потребительскими кооперати­вами). В развитых европейских правопорядках для отражения осо­бенностей их статуса обычно используется не более 3-4 организа­ционно-правовых форм (объединение или союз, фонд, учреждение). Поэтому центр тяжести правового регулирования лежит на специальных законах, например, на Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и др.

В соответствии с Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ (далее ФЗ ГМУП), унитарным предприятием признаётся коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закреплённое за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию .

Государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее ГМУП) как юридические лица, преследующие коммерческие цели, обладают чертами и соответствуют нормам ГК РФ, которые в целом характерны для субъектов российского гражданского права. Вместе с тем существует ряд особенностей, которые отличают эти предприятия от других коммерческих организаций.

ГМУП в ходе коммерческой деятельности владеют и пользуются чужой (государственной, муниципальной) собственностью, которая принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в связи с чем данные предприятия должны перечислять собственнику имущества часть прибыли от его использования.

В РФ создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения – федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие;

2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления – федеральное казённое предприятие, казённое предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казённое предприятие (далее – казённое предприятие).

Создание казённых предприятий для России не является новым явлением. Казённые заводы и фабрики существовали ещё в дореволюционной России и находились в ведении различных ведомств (военного, горного, морского и т.д.) Главным их назначением было удовлетворение государственных нужд, и в первую очередь, военных, поэтому большинство казённых предприятий были военными и горнометаллургическими. Актуальность создания казённых предприятий в современных условиях связана с необходимостью выполнения ими действий в хозяйственном обороте от имени государства.

Следует отметить, что до принятия ФЗ ГМУП казённые предприятия могли создаваться только на основе федеральной собственности и только по решению Правительства Российской Федерации. Начиная с 2003 года органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления получили возможность учреждать казённые предприятия или преобразовывать в них предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения.

Унитарные предприятия следуют отличать от бюджетных учреждений, которым государственное и муниципальное имущество также передается на праве оперативного управления. Несмотря на то, что и предприятия, и учреждения создаются по решению учредителя и наделяются определённым имуществом, у них различаются цели создания. Учреждение – это некоммерческая организация, главная цель которой – осуществление управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера. Учреждения финансируются полностью или частично своим учредителем.

Унитарное предприятие является коммерческой организацией, основная цель деятельности которого – получение прибыли в интересах своего учредителя. Однако в отличие от других коммерческих организаций получение прибыли не является первостепенной целью деятельности унитарного предприятия, так как государственное предпринимательство осуществляется в первую очередь для реализации функций органов государственной власти. Данная особенность целей создания унитарных предприятий следует из перечня случаев, в которых такие предприятия могут учреждаться на государственном и местном уровне в соответствии с ФЗ ГМУП (таблица 3).

Таблица 3 – Случаи, в которых создаются унитарные предприятия каждого вида

1) использование имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности РФ; 2) осуществление деятельности в целях решения социальных задач, а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства; 3) производство отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной; 4) разработка и изготовление отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов РФ и обеспечивающей безопасность РФ;

Из данной таблицы видно, что существуют случаи, в которых может создаваться унитарное предприятие любого вида – по усмотрению собственника, а также случаи создания унитарных предприятий, предусмотренные исключительно для государственных и муниципальных предприятий или исключительно для казённых. Кроме того, перечень указанных случаев является исчерпывающим, поэтому унитарные предприятий, не соответствующие по профилю своей деятельности положениям ФЗ ГМУП, должны быть приватизированы или перепрофилированы.

Указом Президента РФ № 2284 от 24.12.1993 г. (с изм. и доп.) предусматривается перечень имущества, не подлежащего приватизации . Перечислим некоторые виды предприятий, которые могут находиться только в федеральной собственности (всего более 40 наименований):

Центральный банк Российской Федерации, предприятия, обеспечивающие выпуск и хранение денежных знаков, государственных казначейских билетов, облигаций и других государственных ценных бумаг;

Государственные унитарные предприятия, осуществляющие деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

Предприятия и оборудование для захоронения твердых и жидких радиоактивных и ядовитых химических отходов, скотомогильники;

Атомные станции и предприятия по производству специальных ядерных и радиоактивных материалов, ядерного оружия, а также предприятия, осуществляющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в указанных областях;

Объекты, предприятия, системы и средства управления воздушным движением аэропортов и авиапредприятий, связанных с обеспечением единой системы управления воздушным движением нижнего и верхнего воздушного пространства;

Объекты и предприятия Федерального управления почтовой связи;

Объекты и предприятия по сортировке драгоценных камней, аффинажные заводы (цеха и производства);

Радиотелевизионные передающие центры, радиоцентры;

Предприятия, занятые разработкой и производством шифротехники.

На региональном и местном уровне соответствующими законодательными и нормативными документами предусматриваются виды государственного и муниципального имущества, не подлежащего приватизации.

Решение о создании унитарного предприятия принимается соответствующим органом исполнительной власти.

При этом решение об учреждении казённого предприятия может принять только Правительство РФ на федеральном уровне, а на региональном и местном уровне органом государственной власти и органом местного самоуправления, которому в соответствии с региональными и местными нормативно-правовыми актами предоставлено такое право.

Государственное предприятие создаётся по решению уполномоченного, как правило, отраслевого органа государственной власти, а муниципальное предприятие – по решению главы местной администрации.

Данный орган утверждает устав, размер уставного и резервного фондов, определяет предмет деятельности предприятия, назначает руководителя, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью переданного предприятию имущества, а впоследствии также иные полномочия собственника в отношении унитарного предприятия.

Указание на вид и собственника унитарного предприятия обязательно должно содержаться в его полном фирменном наименовании.

Унитарное предприятие, являясь юридическим лицом, несёт ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, и не несёт ответственности по обязательствам собственника своего имущества. Собственник унитарного предприятия, в свою очередь, не несет ответственности по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана его собственником. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казённых предприятий при недостаточности их имущества.

Очевидно, что в отношении казённых предприятий ответственность собственника не ограничивается только тем имуществом, которое передаётся данному предприятию на праве оперативного управления. Однако это компенсируется возможностью более жёстко контролировать деятельность предприятия по распоряжению этим имуществом.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления предполагают передачу субъекту этого права только часть правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления – это вещные права, обладающие своей спецификой. Их возникновение связано, прежде всего, с невозможностью государства как крупного собственника самостоятельно осуществлять управление огромным имущественным потенциалом, а также необходимостью ограничить полномочия структур, которые от имени государства будут выступать в гражданско-правовых отношениях. Право хозяйственного ведения (ст. 294 ГК РФ) – это право государственного или муниципального предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, предусмотренных законом или иным нормативно-правовым актом. Право оперативного управления (ст. 296 ГК РФ) – это право казённого предприятия (учреждения) владеть, пользоваться и распоряжаться закреплённым за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Сравнение особенностей распоряжения имуществом у предприятий каждого вида приведено в таблице 4.

Таблица 4 – Полномочия унитарных предприятий по распоряжению имуществом, переданным им собственником

1) распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; 2) не вправе без согласия собственника распоряжаться принадлежащем ему недвижимым имуществом: сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал другой организации и др.; 3) движимым и недвижимым имуществом распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять уставную деятельность; 4) не вправе без согласия собственника совершать отдельные виды сделок: - связанные с предоставлением займов, поручительств; - получением банковских гарантий, с иными обременениями, - связанные с уступкой требований, переводом долга; - связанные с участием в коммерческой или некоммерческой организации, а также в простом товариществе; 5) не вправе без согласия собственника совершать крупные сделки и сделки с заинтересованностью 1) вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия собственника; 2) самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами; 3) вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять уставную деятельность; 4) вправе осуществлять финансово-хозяйственную деятельность на договорной основе только с согласия собственника

В ФЗ ГМУП нет прямого указания на то, что согласование крупных сделок и сделок с заинтересованностью предусматривается именно для предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Однако в силу того, что за имуществом казённого предприятия собственник осуществляет тотальный контроль (согласовывает любые сделки), указанные виды сделок скорее будут иметь место в деятельности Г(М)УПа.

Так, крупной сделкой признаётся сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10 % уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 000 раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.

Руководитель унитарного предприятия признаётся заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством РФ:

Являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

Владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами акций (долей, паёв) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

Занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;

В иных, определённых уставом унитарного предприятия случаях.
Следует отметить, что предприятие, независимо от его вида, должно согласовывать с собственником создание своих филиалов и представительств, а также участие в уставном капитале других коммерческих организаций. При этом не допускается участие унитарного предприятия в кредитной организации, а также создание другого (дочернего) унитарного предприятия путём передачи ему части своего имущества. Вместе с тем ФЗ ГМУП не запрещает унитарным предприятиям создавать в качестве дочерних и зависимых предприятий организации других организационно-правовых форм (например, ООО или АО).

При утверждении устава предприятия собственник имеет право ещё в большей степени ограничить его правоспособность в распоряжении имуществом, определив размер и виды дополнительных сделок, требующих согласования с собственником.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чем унитарное предприятие отличается от бюджетного учреждения?

2. Какие виды унитарных предприятий создаются в РФ?

3. В каких случаях создаются унитарные предприятия каждого вида?

4. Какие органы принимают решение о создании унитарных предприятий?

5. В чём различия полномочий по распоряжению имуществом у Г(М)УП и казённых предприятий?

6. Какая сделка признаётся крупной?

7. В какой сделке у руководителя организации имеется заинтересованность?

8. В каких организациях унитарное предприятие не может владеть долей в уставном капитале?

  • 5. Правоспособность. Понятие и содержание. Момент начала и прекращения. Ограничение правоспособности.
  • 6. Дееспособность, понятие, соотношение с правоспособностью. Наступление полной дееспособности.
  • 7. Дееспособность несовершеннолетних.
  • Дееспособность несовершеннолетних от 14 до 18 лет.
  • 8. Предпринимательская деятельность. Понятие. Правовой статус граждан-предпринимателей.
  • Ограничение полной дееспособности граждан
  • 10. Признание гражданина недееспособным: основания, порядок, правовые последствия, восстановление дееспособности.
  • Опека и попечительство. Патронаж.
  • 11. Объявления гражданина безвестно отсутствующим и умершим: условия, порядок и правовые последствия.
  • Объявление гражданина умершим: основания, порядок, последствия.
  • 12. Юридическое лицо: признаки и понятие. Классификация юридических лиц.
  • 1) Формам собственности:
  • 2. Производственный кооператив.
  • 3. Унитарное предприятие.
  • 13. Правоспособность юридических лиц. Ответственность юридических лиц. Органы юридического лица. Филиалы и представительства.
  • Органы юридического лица: понятие, функции, виды. Представительства и филиалы.
  • 14. Порядок создания юридических лиц (общие положения).
  • 15. Ликвидация юридических лиц: понятие, основания, порядок. Права кредиторов при ликвидации.
  • 16 Реорганизация. Понятие, виды, порядок проведения. Права кредиторов.
  • 17. Хозяйственные товарищества: понятие, учредительные документы, порядок управления, ответственность участников по обязательствам товарищества, виды.
  • 2. Полное товарищество
  • 3. Товарищество на вере
  • 18. Хозяйственные общества: понятие, учредительные документы, порядок управления, ответственность участников по обязательствам, виды.
  • 4. Общество с ограниченной ответственностью
  • 5. Общество с дополнительной ответственностью
  • 6. Акционерное общество
  • 7. Дочерние и зависимые общества
  • 19 Государственные и муниципальные предприятия. Понятие, учредительные документы, порядок управления, ответственность по обязательствам. Права в отношении имущества.
  • Унитарное предприятие
  • Казенное унитарное предприятие
  • 20. Некоммерческие организации. Понятие, правоспособность, порядок управления, виды.
  • Некоммерческие юридические лица: общая характеристика.
  • Глава 5. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством
  • 22. Вещи как объекты гражданских прав. Понятие, виды.
  • Виды объектов гражданских правоотношений
  • Классификация вещей и ее правовое значение.
  • Движимые и недвижимые вещи
  • 23. Ценные бумаги как объекты гражданских прав. Понятие, виды
  • Классификация (виды) ценных бумаг
  • Виды ценных бумаг.
  • 24. Нематериальные блага как объекты гражданских прав, их виды (общая характеристика), способы защиты.
  • 25. Понятие и виды сделок. Отличие от иных юридических фактов. Условия действительности сделок.
  • Сделки, совершенные под условием.
  • Условия действительности сделок.
  • Отличие сделки от других юридических фактов.
  • 26. Недействительные сделки и их классификация. Основные и дополнительные имущественные последствия недействительности сделки. Сроки исковой данности.
  • 27. Сделки с пороками субъектного состава. Понятие, виды, последствия недействительности.
  • 28. Сделки с пороками формы. Понятие, виды, последствия несоблюдения формы сделки.
  • Последствия несоблюдения письменной формы сделки
  • Нотариальная форма сделки
  • Государственная регистрация сделок
  • 29. Сделки с пороками воли. Понятие, виды последствия недействительности.
  • Сделка, совершенная гражданином, не способным понимать значения своих действий или руководить ими
  • Сделки, совершенные под влиянием заблуждения
  • Сделка, совершенная под влиянием обмана
  • Сделки, совершенные под влиянием насилия
  • Сделка, совершенная под влиянием угрозы
  • Сделки, совершенные в результате злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой
  • Кабальные сделки
  • 30. Сделки с пороками содержания. Понятие, виды, последствия недействительности.
  • Сделки с пороками содержания. Мнимые и притворные сделки
  • Ничтожность сделок, совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности
  • Мнимые и притворные сделки
  • 31. Представительство. Понятие. Основания возникновения. Ограничение действий представителя.
  • 33. Доверенность: понятие, содержание, форма, срок действия. Прекращение доверенности: основания, последствия.
  • 34. Сроки. Значение, виды. Исковая давность: понятие, применение.
  • 35. Вещные права. Понятие, признаки. Отличие от обязательственных прав. Виды (общая характеристика)
  • Отличия. Вещные и обязательственные правоотношения.
  • 36. Право собственности. Правомочия и обременения собственника.
  • Правомочия собственника.
  • 37. Основания приобретения и прекращения права собственности: общая характеристика
  • Прекращение права собственности
  • 38. Общая долевая собственность. Понятие, субъекты. Особенности владения, пользования, распоряжения.
  • 1. Понятие права общей долевой собственности и определение долей ее участников
  • 2. Правовой режим доли в праве на общее имущество
  • 3. Осуществление права общей долевой собственности
  • 39. Общая совместная собственность. Понятие, субъекты. Особенности владения, пользования, распоряжения.
  • 1. Понятие права общей совместной собственности
  • 40. Жилое помещение как объект права собственности. Особенности владения, пользования, распоряжения.
  • 41. Виндикационный иск. Основания предъявления и удовлетворения.
  • Понятие и условия виндикационного иска
  • Ограничения виндикации у добросовестного владельца вещи
  • Последствия виндикационного иска
  • 42. Негаторный иск. Основания предъявления и удовлетворения
  • Негаторный иск.
  • 43. Гражданско-правовое обязательство: понятие, виды, основания возникновения.
  • 44. Субъекты обязательств. Перемена лиц в обязательстве.
  • § 1. Переход прав кредитора к другому лицу
  • § 2. Перевод долга
  • Перемена лиц в обязательстве
  • 45. Понятие и принципы исполнения обязательств.
  • 46. Неустойка как способ обеспечения исполнения обязательств. Понятие, виды, основания возникновения. Взыскание неустойки и ее уменьшение.
  • 47. Поручительство способ обеспечения исполнения обязательств. Понятие, основания возникновения и прекращения.
  • 48. Залог как способ обеспечения исполнения обязательств: понятие, основания возникновения, субъекты залоговых отношений.
  • 49. Обращение взыскание на предмет залога: основание, порядок, реализация предмета.
  • 50. Задаток как способ обеспечения исполнения обязательств: понятие, основания, функции.
  • Понятие задатка
  • 51. Удержание как способ обеспечения исполнения обязательств: понятие, основание, реализация предмета.
  • Предмет права удержания
  • Права и обязанности ретентора и должника
  • 52. Гражданско-правовая ответственность. Понятие. Основания. Виды. Объем.
  • Условия гражданско-правовой ответственности. Гражданское правонарушение и его состав.
  • Объем гражданско-правовой ответственности. Убытки, их состав. Принцип полного возмещения. Случаи ограничения ответственности должника.
  • 53. Договор: понятие и классификация договоров в гражданском праве. Принцип свободы договора.
  • 54. Заключение, изменение и прекращение договора.
  • Заключение договора
  • 55. Прекращение обязательств, понятие, основание: общая характеристика.
  • Прекращение обязательств сделкой.
  • Прекращение обязательств по иным основаниям.
  • Прекращение обязательств зачетом встречного однородного требования. Случаи недопустимости зачета (Садиков).
  • 20. Некоммерческие организации. Понятие, правоспособность, порядок управления, виды.

    Статья 120. Учреждения

    1. Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

    Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

    2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение ) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

    Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным , бюджетным или казенным учреждением.

    Частное учреждение полностью или частично финансируется собственником его имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.

    Частное или казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

    Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества , закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

    Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

    3. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

    Некоммерческие юридические лица: общая характеристика.

    Эти организации не преследуют извлечение прибыли в качестве своей основной цели и не распределяют ее между участниками. Они не являются постоянными, профессиональными участниками гражданского оборота. Некоммерческие организации, в отличие от коммерческих, имеют целевую (специальную) правоспособность и используют свои средства лишь для достижения целей, предусмотренными их учредительными документами.

    Рассмотрим подробнее виды некоммерческих юридических лиц.

    Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей его членов путем объединения паевых взносов. Правовое положение таких юридических лиц определено рядом законов: Законом РФ «О потребительской кооперации в РФ» от 19 июня 1992 г., Законом РФ «О сельскохозяйственной кооперации» от 15 ноября 1995 г. . Так, например, данные законы требуют, чтобы название потребительского кооператива содержало указание на цель его деятельности и слова «кооператив», «потребительское общество», «потребительский союз» и т. п.

    Учредительным документом является устав, в котором сказано, например, что участниками потребительского кооператива могут быть граждане и юридические лица, но участие хотя бы одного гражданина обязательно, иначе кооператив уже будет считаться объединением юридических лиц. Поскольку это кооператив, то ясно, что высшим органом его является общее собрание его членов. Текущее управление выполняет совет, а исполнительным органом является правление. В отличие от производственного кооператива, члены потребительского не обязаны принимать участие личным трудом и не отвечают по обязательствам кооператива (за редким исключением).

    Товарищество собственников жилья - некоммерческое объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления и эксплуатации единого комплекса недвижимого имущества. Подробная правовая регламентация дана в гл. 13 Жилищного кодекса РФ. Высшим органом управления является общее собрание участников. При этом создаются два исполнительных органа: правление и председатель. Товарищество не отвечает по обязательствам своих членов, равно как и они не отвечают по обязательствам созданного ими товарищества.

    На первый взгляд данное товарищество похоже на потребительский кооператив, но у них есть существенные различия:

    1) по сравнению с кооперативом в товариществе собственников жилья не предусмотрено образование паевого фонда;

    2) участники товарищества, в отличие от кооператива, не несут субсидиарную ответственность по долгам товарищества;

    3) членство в товариществе зависит от наличия в собственности жилья, т. е. отчуждение собственности автоматически лишает участника членства в товариществе и др.

    Фонд - не имеющая членства организация, созданная на основе добровольных имущественных взносов для благотворительных, культурных, образовательных и иных общественно полезных целей. Основателями фонда могут быть как физические, так и юридические лица. Таким образом, основными признаками фонда являются:

    1) служение общественно полезной цели;

    2) создание первоначальной материальной базы за счет добровольных имущественных взносов учредителей;

    3)отсутствие учредителей материальной заинтересованности в создании фонда.

    Итак, фонд использует имущество для целей, закрепленных в его уставе. При этом законодательство не лишает его права заниматься предпринимательской деятельностью, но лишь в рамках достижения тех общественно полезных целей, ради которых он был создан. Для осуществления такой деятельности фонд может создавать только хозяйственные общества, т. е. такие образования, которые предполагают ограниченную ответственность фонда по обязательствам создаваемого им юридического лица. Что касается взаимоотношений фонда и его учредителей, то учредители не отвечают по обязательствам фонда, а он не отвечает по долгам учредителей. Учредители фонда обычно не участвуют в его деятельности. Вместе с тем учредители и другие участники фонда вправе и должны контролировать соблюдение целевого порядка использования полученных фондом средств. Для этого создается попечительский совет, который осуществляет надзор за всей деятельностью фонда.

    Учредители фонда утверждают устав, после чего фонд как любое юридическое лицо обязано пройти государственную регистрацию. Ликвидация фонда возможна лишь через суд по заявлению заинтересованных лиц. Например, это происходит, когда обнаруживаются какие-либо нарушения в работе фонда или он признается неплатежеспособности. Тогда суд признает его деятельность не соответствующей уставу и принимает решение о его ликвидации. Имущество же ликвидационного фонда передается чаще всего организациям, чья деятельность направлена на те же цели, либо государству или учредителям, но с условием использования для тех же общественно полезных целей.

    Учреждение - организация, созданная собственником для выполнения управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им (ст. 120 ГК РФ). Из данного определения видно, что создать учреждение может только собственник имущества для некоммерческой деятельности, например, образовательные, культурные, научные и т. п. учреждения. Чаще собственником бывает государство, но могут быть и другие субъекты, т. е. физические и юридические лица.

    Учреждение обладает закрепленным за ним имуществом на праве оперативного управления. Оно отвечает по своим обязательствам не всем имуществом, а только находящимися в его распоряжении денежными средствами. В случае их недостаточности к ответственности присоединяется собственник имущества, т. е. он несет субсидиарную ответственность. Учредительным документом является устав, который утверждается собственником. Вообще собственник имеет широкие полномочия: утверждает смету, перераспределяет имущество по своему усмотрению, может вообще его изъять и т. д. Ликвидация учреждения осуществляется по общим правилам гражданского законодательства, причем остаток имущества всегда поступает в собственность учредителя.

    Общественные и религиозные организации - это добровольные объединения граждан на основе общности духовных интересов или иных нематериальных потребностей. Общественные организации создаются гражданами для удовлетворения своих потребностей и защиты интересов в различных сферах политической, культурной и духовной жизни. Религиозные организации- это разновидность общественных организаций, объединяющих людей на основе удовлетворения духовных запросов в рамках религии. Правовой основой создания данных организаций является норма Конституции РФ о праве граждан на объединения, свободу вероисповедания ит. д. Статья 13 Конституции РФ запрещает лишь создание общественных организаций, направленных на подрыв государственной безопасности, разжигание социальной, расовой, религиозной розни и т. д.

    Данные организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, если она направлена на достижение общественно полезных целей (основная деятельность не должна быть направлена на систематическое получение и извлечение прибыли). Например, Всероссийское общество инвалидов имеет свои швейные мастерские, издательства, Православная церковь- собственные иконописные мастерские, свечные заводы и т. п. Эти вспомогательные виды деятельности направлены на достижение целей, ради которых организации созданы. Во многих общественных организациях предусмотрены вступительные и членские взносы. Однако учредители не имеют никаких имущественных прав по отношению к созданным ими юридическим лицам. Корпоративные отношения внутри таких организаций носят чисто организационный, неимущественный характер. Никакой взаимной имущественной ответственности организаций и их членов не существует (ст. 117 ГКРФ). Законодательство предусматривает как добровольную, так и принудительную ликвидацию общественных и религиозных организаций. Остаток имущества ликвидированного юридического лица направляется на цели, предусмотренные уставом. Он не может быть распределен между участниками организации.

    Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) - некоммерческие организации, создаваемые юридическими лицами для координации их деятельности. Поскольку ассоциации и союзы являются некоммерческими организациями, то сами они не могут осуществлять деятельность, направленную на извлечение прибыли в качестве основного вида деятельности. Их главная цель- координация деятельности создавших их юридических лиц в плане сотрудничества, представительства, контроля и т. д. Иначе говоря, такие объединения создаются для осуществления в интересах их членов исключительно управленческих, а не предпринимательских функций.

    В ГК РФ нет четкой границы между ассоциациями и союзами, но некоторые ученые пытаются эти два понятия развести. Так, некоторые считают, что для ассоциации основным признаком является однотипный состав участников (например, ассоциация АО), а для союза - общность целей. Ассоциация- это объединение лиц одного рода деятельности, а союз - объединение для каких-либо совместных целей. На практике же ассоциации образуются по принципу организационной или отраслевой общности, а союзы - по территориальным и иным принципам. Данный вид юридических лиц может создаваться как некоммерческими, так и коммерческими организациями. Однако они не могут совместно друг с другом образовывать ассоциации и союзы. Деятельность их финансируется участниками, причем ассоциация не отвечает по долгам своих членов, а они несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам. Учредительными документами служат устав и учредительный договор.

    Самостоятельной разновидностью ассоциации является торгово-промышленная палата . Особенность ее в том, что отсутствует субсидиарная ответственность участников. Членами ее могут быть только российские коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Участников палаты должно быть не менее 15. Правовое регулирование осуществляет Закон РФ «О торгово-промышленных палатах» от 19 мая 1995 г. Данные палаты создаются по территориальному принципу, причем в одном и том же регионе может функционировать только одна палата.

    Некоммерческое партнерство - объединение на корпоративных началах граждан и юридических лиц в целях содействия его членам в достижении некоммерческих задач путем осуществления предпринимательской деятельности. Одной из особенностей является право участников при выходе из партнерства или его ликвидации получить часть имущества. Некоммерческое партнерство создается на основании решения его учредителей, а основополагающим документом является устав. Высший орган партнерства - общее собрание его членов. Партнерство является собственником своего имущества. Оно вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую уставным задачам, и может создавать другие коммерческие и некоммерческие организации. Члены партнерства не отвечают по его обязательствам, и наоборот, оно не отвечает по их обязательствам. Примером данного вида организации может служить, скажем, созданное несколько лет назад некоммерческое партнерство «Трезвый Екатеринбург».

    Автономная некоммерческая организация - не имеющая членства организация, созданная на базе имущественных взносов учредителей для оказания различных услуг (в том числе некоммерческого характера) и являющаяся собственником своего имущества. В этой организационно-правовой форме могут работать частные учреждения образования, здравоохранения, культуры, спорта и т. д. Учредителями могут быть как физические, так и юридические лица, которые не приобретают прав на имущество организации и не несут ответственности по ее обязательствам. Однако они вправе осуществлять надзор за соответствием ее деятельности уставным целям.

    Автономное учреждение - это некоммерческая организация, создаваемая федеральными и региональными властями в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, занятости населения, физкультуры и спорта. Автономное учреждение действует на основании федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ. Основная цель образования автономного учреждения - предоставить ему больше самостоятельности в распоряжении имуществом и осуществлении своих задач. Имущество закрепляется за ним на праве оперативного управления, а финансирование его деятельности происходит за счет бюджета (федерального и местного) и прочих источников, не запрещенных законом. Таким учреждениям дано право вести самостоятельно хозяйственную деятельность, брать кредиты, сдавать помещения в аренду и самостоятельно зарабатывать.

    Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку с дальнейшим развитием рыночных отношений формы организации юридических лиц совершенствуются и появляются новые виды.

    21. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования как субъекты гражданского права, их гражданская правоспособность, формы участия в гражданском обороте, особенности ответственности по обязательствам

    Некоммерческие организации: понятие, виды, сфера деятельности и общая характеристика их правового статуса.

    Некоммерческие организации - это такие юридические лица, которые не имеют в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли. И даже в случае получения такими юридическими лицами прибыли, они не имеют права распределять её между учредителями (участниками), кроме случаев, указанных в законе. Все некоммерческие организации имеют специальную правоспособность и используют имеющееся у них имущество лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами. С учетом этих обстоятельств закон в большинстве случаев не предусматривает для этих организаций минимального размера уставного фонда.
    Большинство некоммерческих организаций являются собственниками своего имущества (кроме учреждений), а их участники вообще не имеют каких либо имущественных прав в отношении имущества некоммерческой организации. Единственной некоммерческой организацией, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней имущество, является учреждение. Его собственником остается учредитель, а учреждение имеет лишь право оперативного управления.
    Некоммерческие организации могут существовать в формах, предусмотренных как в ГК, так и в иных федеральных законах. ГК РФ предусматривает такие формы некоммерческих организаций как: потребительский кооператив, общественная и религиозная организация (объединение), благотворительный и иной фонд, учреждение, ассоциация (союз). Иные законы предусматривают создание таких некоммерческих организаций как: некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, товарищество собственников жилья, государственная корпорация и др.
    Потребительские кооперативы создаются на основе членства в целях удовлетворения материальных и иных потребностей участников на основе объединения имущественных паевых взносов (п. 1 ст. 116 ГК). На практике создаются и действуют сельскохозяйственные, гаражные, жилищно-строительные, садовые, кредитные и иные кооперативы.
    В отличие от производственных кооперативов, создаваемых для осуществления производственной деятельности личным трудом членов кооператива, члены потребительского кооператива, как правило, не имеют обязанности личного трудового участия в деятельности кооператива.
    Потребительский кооператив основывается на началах членства и образуется на основе объединения его участниками имущественных взносов. Законами, определяющими правовой статус конкретных видов потребительских кооперативов, устанавливается минимальная численность субъектов, которые могут учредить кооператив. Так, согласно Закону РФ от 19.06.1992 № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» потребительское общество может быть учреждено не менее чем 5 физическими и (или) 3 юридическими лицами (п. 1 ст. 7).
    Лица, принимающие участие в создании кооператива, а также вступающие в него после создания, обязаны вносить имущественные взносы, называемые паевыми. Они формируют паевой (уставный) фонд кооператива. Вступительные взносы, направленные на покрытие расходов, связанных со вступлением в кооператив, не входят в состав паевого фонда. Они не подлежат возврату при выходе пайщика из потребительского общества.
    В кооперативе могут образовываться и иные (кроме паевого) фонды, формируемые за счет взносов участников кооператива. К примеру, резервный фонд, создаваемый для покрытия убытков кооператива, возникших вследствие чрезвычайных обстоятельств, и неделимый фонд, представляющий собой часть имущества кооператива, не подлежащего разделу между пайщиками, в том числе и при ликвидации кооператива.
    Если потребительский кооператив в ходе своей уставной деятельности получает прибыль, она может быть распределена между членами кооператива (п. 5 ст. 116 ГК). Эта особенность отличает потребительский кооператив от иных форм некоммерческих организаций и в целом не соответствует правовому статусу таких организаций.
    Паевой взнос (пай) предоставляет участнику кооператива право голоса на общем собрании, право управления делами кооператива, а также иные возможности для удовлетворения потребностей, в связи с которыми участник вступил в кооператив.
    Принадлежащий члену кооператива пай может быть им продан, отчужден иным образом, передан по наследству. В случае выхода из кооператива член кооператива может получить стоимость своего пая и другие выплаты, предусмотренные уставом.
    Система органов управления потребительского кооператива такая же, как в производственном кооперативе. Высшим органом управления является общее собрание пайщиков. Текущее руководство деятельностью кооператива осуществляют коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция) и (или) председатель - единоличный исполнительный орган. Как и в производственном кооперативе, исполнительные органы потребительского кооператива формируются из числа членов кооператива.
    При ликвидации потребительского кооператива его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, за исключением неделимого фонда, распределяется между членами кооператива.
    Согласно ст.117 ГК РФ общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Основы правового положения общественных объединений закреплены в ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», а также ФЗ от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
    В отличие от ст. 117 ГК, позволяющей сделать вывод о том, что понятия общественного объединения и общественной организации являются синонимами, в ФЗ «Об общественных объединениях» понятие общественной организации используется для обозначения одного из видов общественных объединений. Другими видами общественных объединений, предусмотренными этим Законом, являются общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности и политическая партия. При этом понятия общественного фонда и общественного учреждения обозначают самостоятельные организационно-правовые формы некоммерческих организаций, отличные от фонда и учреждения, статус которых регламентирован в ГК РФ.
    Помимо указанных выше законов, правовое положение общественных объединений, осуществляющих ту или иную деятельность (политическую, благотворительную и др.), определяется специальными законами (к примеру, деятельность благотворительных организаций регламентирована ФЗ от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).
    Как следует из сути понятия объединения, общественное объединение не может быть создано одним субъектом. Минимальная численность и субъектный состав создателей общественного объединения устанавливаются специальными законами. Общественное объединение создается учредителями. Помимо них в объединение могут вступать и иные лица, оформляющие свое участие и получающие статус членов объединения. Они, так же как и учредители, вправе участвовать в руководящих органах объединения и контролировать их деятельность. Вместе с тем, к объединению могут присоединиться иные лица, выразившие поддержку целям объединения, но не закрепляющие формально условия своего участия в нем. Такие лица именуются участниками. Учредительным документом общественного объединения является его устав. В уставе должны быть указаны цели деятельности объединения. Законы об отдельных видах общественных объединений могут ограничивать виды деятельности, которые вправе осуществлять общественное объединение. Имущество общественных объединений может формироваться на основе вступительных, членских взносов, пожертвований, доходов от предпринимательской и иной деятельности. Прибыль от предпринимательской деятельности общественного объединения используется для достижения его уставных целей и не распределяется между участниками объединения.
    Структура органов управления общественного объединения зависит от его вида. К примеру, в общественных организациях, движениях высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание, исполнительным органом - выборный коллегиальный орган (правление, совет, президиум), возглавляемый председателем.
    Учредители, члены, участники общественных объединений не сохраняют право собственности на денежные средства и иное имущество, передаваемое объединению; не получают они и обязательственных прав в отношении объединения. Этим объясняется отсутствие ответственности участников объединений и самих объединений по обязательствам друг друга, а также то, что при ликвидации общественного объединения переданное ему имущество участникам не возвращается. Имущество, оставшееся после ликвидации общественного объединения, должно распределяться в соответствии с целями, указанными в его уставе.
    Фондом в соответствии с п.1 ст.118 ГК РФ признается не имеющая членства организация, созданная на основе добровольных имущественных взносов учредителей в социально-культурных, благотворительных, образовательных и иных общественно полезных (некоммерческих) целях.
    Фонд является собственником имущества, переданного ему учредителями или иными лицами, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда (п. 3 ст. 48, п. 4 ст. 213 ГК). Тем самым исключается и взаимная ответственность по долгам фонда и его учредителей.
    Фонд создается по решению его учредителей, утверждающих его устав как единственный учредительный документ. В уставе фонда помимо общих для всех юридических лиц сведений должны также содержаться сведения о целях его деятельности, об органах фонда и их компетенции, о порядке назначения и освобождения должностных лиц фонда и о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. ГК РФ ограничивает возможности внесения изменений в устав фонда его исполнительными органами. Такие изменения могут вноситься этими органами самостоятельно только в случаях, когда устав (утвержденный учредителями фонда) прямо разрешает это, а при отсутствии таких указаний - только по решению суда при наличии предусмотренных законом условий (п. 1 ст. 119 ГК).
    В качестве учредителей фондов могут выступать как физические и юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации), так и публично-правовые образования. Учредитель может быть и единственным (единоличным). Важнейшей обязанностью учредителей является передача взноса в имущество фонда. Учредители фонда обычно не участвуют в его деятельности и не обязаны это делать. Вместе с тем учредители и другие участники фонда вправе контролировать соблюдение целевого характера использования полученного фондом имущества. С этой целью в фонде из числа его учредителей либо иных лиц должен быть создан попечительский совет (п. 4 ст. 118 ГК; п. 3 ст. 7 ФЗ «О некоммерческих организациях»), который осуществляет надзор за всей деятельностью фонда и его исполнительных органов и должностных лиц. В фонде образуются коллегиальный (правление, совет и т.п.) и единоличный (президент, председатель и т.д.) исполнительные органы, обычно назначаемые или утверждаемые учредителями или попечительским советом.
    Как и общественная организация, фонд преследует в своей деятельности некоммерческие цели и ни при каких условиях не может распределять полученное имущество между своими участниками или работниками. Наряду со взносами учредителей фонд вправе использовать результаты собственной предпринимательской деятельности, но с условием, что такая деятельность должна непосредственно служить достижению целей фонда и полностью соответствовать им.
    Фонды могут реорганизовываться по решению их учредителей и (или) назначенного ими попечительского совета по общим правилам гражданского законодательства. Они, однако, не могут преобразовываться в другие виды юридических лиц. Закон предусматривает также особый порядок ликвидации фондов. С целью предотвращения возможных злоупотреблений в использовании собранного фондами имущества, в частности при их самоликвидации, перечень оснований их ликвидации предусматривает ГК РФ, а не устав конкретного фонда, а сама эта ликвидация допускается только по решению суда, а не в добровольном порядке (п. 2 ст. 119 ГК; п. 2 ст. 18 ФЗ «О некоммерческих организациях»). При этом остаток имущества направляется на цели, предусмотренные в уставе фонда или на благотворительные цели, а при невозможности его использования для этих целей обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Таким образом, он ни при каких условиях не может быть распределен между учредителями (участниками) или работниками фонда.
    В соответствии со ст.120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 ГК РФ.
    Учреждения действуют на основании утвержденного устава, а иногда - на основании общего (типового или примерного) положения об учреждениях данного вида (к примеру, типового положения о вузе, примерного положения об учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимость). В уставе учреждения собственник определяет его задачи и цели деятельности. Учредитель назначает руководителя учреждения в качестве его единоличного исполнительного органа. В некоторых видах учреждений могут создаваться коллегиальные исполнительные органы (ученые и аналогичные им советы).
    Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
    Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Имущество частного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Порядок финансового обеспечения деятельности частного учреждения и права частного учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное частным учреждением, определяются в соответствии с законом.
    Особенности правового положения бюджетных учреждений регламентированы Бюджетным кодексом РФ.
    Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
    Частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Но если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе.
    Правовой статус автономных учреждений, помимо ГК РФ, регламентирован ФЗ от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
    Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
    Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных выше. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законом. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества.
    Учреждения - единственная разновидность некоммерческих организаций, не являющихся собственниками своего имущества.
    Ассоциацией (союзом) признается основанное на началах членства объединение юридических лиц, созданное ими с целью координации деятельности, а также представления и защиты их интересов (п. 1 и 2 ст. 121 ГК; п. 1 и 2 ст. 11 ФЗ «О некоммерческих организациях»).
    В качестве учредителей ассоциаций и союзов могут выступать как только коммерческие или только некоммерческие организации, так и те и другие одновременно (п. 4 ст. 50 ГК). Закон не предусматривает минимально необходимого числа участников таких организаций, кроме того, одно и то же юридическое лицо, оставаясь полностью самостоятельным, может одновременно состоять в нескольких ассоциациях и союзах.
    Учредительными документами ассоциации и союза являются учредительный договор и устав (п. 1 ст. 122 ГК; п. 1 ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Помимо сведений, общих для всех юридических лиц, учредительные документы ассоциации (союза) должны содержать условия о задачах и целях ее деятельности, о составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений, а также о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза). Поскольку такая некоммерческая организация создается на корпоративных началах, ее высшим органом является общее собрание участников, компетенцию и порядок работы которого в соответствии с законом должен определять ее устав (п. 1 - 3 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Исполнительные органы ассоциации (союза) образуются из числа физических лиц - органов или представителей участников.
    Имущество ассоциации (союза) первоначально составляется из вступительных и членских взносов участников и их добровольных пожертвований и становится объектом ее собственности. При этом учредители (участники) ассоциации или союза не приобретают на это имущество никаких прав (п. 3 ст. 48 ГК). Закон не устанавливает требований к минимальному размеру имущества такой некоммерческой организации или к взносу ее участника. Имущество ассоциации (союза) является ее собственностью и используется ею исключительно для достижения целей, предусмотренных ее учредительными документами. Вместе с тем члены ассоциации (союза) при недостатке ее имущества для покрытия долгов перед кредиторами несут субсидиарную ответственность своим имуществом в размере и порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации (союза) (п. 4 ст. 121 ГК; п. 4 ст. 11 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Ассоциация или союз не вправе сами осуществлять предпринимательскую деятельность, но могут создавать для этой цели хозяйственные общества или участвовать в них. При этом доходы от своей деятельности ассоциация (союз) не вправе распределять между своими членами и должна использовать исключительно на цели деятельности, указанные в учредительных документах.
    Член ассоциации (союза) вправе участвовать в управлении ее делами на равных началах с другими членами (участниками). Он также может безвозмездно пользоваться оказываемыми ассоциацией (союзом) услугами (п. 1 ст. 123 ГК; п. 1 ст. 12 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Член ассоциации (союза) вправе беспрепятственно выйти из нее, кроме того, он несет предусмотренные учредительными документами обязанности, в том числе по уплате членских и иных взносов, за неисполнение которых может быть исключен из ассоциации (союза) по решению остальных участников (абз. 2 п. 2 ст. 123 ГК; абз. 2 п. 2 ст. 12 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Помимо прочего, в течение двух лет с момента выхода за бывшим участником сохраняется субсидиарная ответственность по долгам ассоциации (союза) в размере, пропорциональном его взносу в ее имущество.
    Ассоциация (союз) реорганизуется и ликвидируется по общим правилам реорганизации и ликвидации юридических лиц. Остаток имущества ассоциации (союза), образовавшийся после завершения его ликвидации, передается для использования на цели, определенные в его уставе, либо на иные цели, предусмотренные законом (п. 1 ст. 20 ФЗ «О некоммерческих организациях») и не может распределяться между его учредителями (членами).

    Лекция, реферат. Некоммерческие организации как юридические лица: - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть

    1. Понятие и предмет гражданского права.
    2. Система гражданского права
    3. Принципы гражданского права

    5. Гражданское правоотношение
    6. Классификация гражданских правоотношений
    7. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений
    8. Осуществление гражданских прав
    9. Защита гражданских прав
    10. Граждане (физические лица) как субъекты гражданского права. Гражданская право и дееспособность.
    11. Ограничение гражданина в дееспособности и лишение гражданина дееспособности
    12. Опека и попечительство по гражданскому законодательству России
    13. Понятие и признаки юридического лица
    14. Классификация (виды) юридических лиц
    15. Ликвидация юридического лица
    16. Хозяйственные товарищества
    17. Хозяйственные общества
    18. Производственные кооперативы
    19. Государственные и муниципальные унитарные предприятия как юридические лица: понятие, виды и общая характеристика их правового статуса.
    20. Некоммерческие организации как юридические лица:
    21. Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским правом.
    22. Понятие и виды объектов гражданских прав.
    23. Вещи как объекты гражданских прав. Классификация вещей.
    24. Деньги как объекты гражданских прав.
    25. Результаты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации юридического лица как объекты гражданских прав
    26. Работы и услуги как объекты гражданских прав.
    27. Нематериальные блага как объекты гражданских прав.
    28. Ценные бумаги как объекты гражданских прав. Понятие, свойства, классификация.
    29. Понятие и виды сделок.
    30. Форма и государственная регистрация сделок. Последствия их несоблюдения.
    31. Недействительность сделок: понятие и основания. Ничтожные и оспоримые сделки. Последствия недействительности сделок. Сроки исковой давности по недействительным сделкам.
    32. Недействительность сделок с пороком субъектного состава.
    33. Недействительность сделок с пороком воли.
    34. Недействительность сделки с пороком правового основания.
    35. Представительство в гражданском праве: понятие, значение и виды представительства. Доверенность.
    36. Сроки в гражданском праве. Понятие, значение и виды гражданско – правовых сроков. Правила исчисления гражданско–правовых сроков.
    37. Исковая давность в гражданском праве. Понятие и значение исковой давности. Сроки исковой давности. Применение исковой давности.
    38. Начало течения исковой давности, основания перерыва и приостановления исковой давности, восстановление исковой давности. Требования, на которые исковая давность не распространяется.
    39. Вещные права в системе имущественных гражданских прав.
    40. Отношения собственности как предмет гражданско-правового регулирования. Формы и виды собственности.
    41. Понятие и содержание права собственности. Бремя содержания имущества и риск его случайной гибели.
    42. Особенности возникновения и осуществления права собственности на недвижимое имущество. Значение государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
    43. Особенности права собственности на жилые помещения.
    44. Право государственной и муниципальной собственности.
    45. Приватизация государственного и муниципального имущества
    46. Первоначальные способы приобретения права собственности.
    47. Производные способы приобретения права собственности.
    48. Понятие и виды общей собственности.
    49. Право общей долевой собственности.
    50. Право общей совместной собственности.

    Похожие статьи

    © 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.