Психологическое тестирование на стрессоустойчивость. Стрессовое собеседование: когда применяется и примеры вопросов на стрессоустойчивость

Инструкция. Прочитайте вопрос и выберите наиболее подходящий ответ.

    Насколько часто неожиданные неприятности выводят вас из равновесия?

    Насколько часто вам кажется, что самые важные вещи в вашей жизни выходят из под вашего контроля?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

    Как часто вы чувствуете себя «нервозным», подавленным?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

    Как часто вы чувствуете уверенность в своей способности справиться со своими личными проблемами?

    Насколько часто вам кажется, что все идет именно так, как вы хотите? Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.

    Как часто вы в силах контролировать раздражение?

Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.

    Насколько часто у вас возникает чувство, что вам не справиться с тем, что от вас требуют?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

    Часто ли вы чувствуете, что вам сопутствует успех?

Никогда - 4. Почти никогда - 3. Иногда - 2. Довольно часто - 1. Очень часто - 0.

    Как часто вы злитесь по поводу вещей, которые вы не можете контролировать?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

    Часто ли вы думаете, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть?

Никогда - 0. Почти никогда - 1. Иногда - 2. Довольно часто - 3. Очень часто - 4.

Интерпретация результатов теста. Обработка результатов осуществляется путем подсчета суммы баллов набранных испытуемым по всем вопросам теста. Стрессоустойчивость определяется по

таблице 3.7. приведенной ниже на основании количества баллов набранных испытуемым и его возраста.

Таблица 3.7. Оценка стрессоустойчивости

стрессоустойчивости

Удовлетворительно

Очень плохо

Тест на определение стрессоустойчивости личности28

Ниже предлагается тест, который позволяет получить оценку вашего уровня стрессоустойчивости. Вы получите тем более объективный результат, чем более искренними будут ваши ответы. Обведите кружком подходящий вариант по каждому утверждению (при отсутствии бланков на листочках рядом с номером вопроса ставиться балл).

Таблица 3.8.

Утверждения

редко

иногда

часто

1. Я думаю, что меня недооценивают в коллективе

2. Я стараюсь работать, учиться, даже если бываю не совсем здоров

3. Я переживаю за качество своей работы

4. Я бываю, настроен агрессивно

5. Я не терплю критики в свой адрес

6. Я бываю раздражителен

7. Я стараюсь быть лидером там, где это возможно

8. Меня считают человеком настойчивым и напористым

9. Я страдаю бессонницей

10. Своим недругам я могу дать отпор

11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятность

12. У меня не хватает времени на отдых

13. У меня возникают конфликтные ситуации

28 Психология личности» Сост. Н.В.Киршева, Н.В.Рябчикова. - М., Геликон, 1995

Окончание табл. 3.8.

Утверждения

редко

иногда

часто

14. Мне недостает власти, чтобы реализовать себя

15. У меня не хватает времени, чтобы заняться любимым делом

16. Я все делаю быстро

17. Я испытываю страх, что не поступлю в институт

18. Я действую сгоряча, а затем переживаю за свои дела и поступки.

Таблица 3.9.

Тест на определение стрессоустойчивости личности

Суммарное число баллов

Уровень вашей стрессоустойчивост и

1 - очень низкий

2 - низкий

3 - ниже среднего

4 - чуть ниже среднего

5 - средний

6 - чуть выше среднего

7 - выше среднего

8 - высокий

9 - очень высокий

Чем меньше (суммарное число) баллов вы набрали, тем выше ваша стрессоустойчивость, и наоборот. Если у вас 1-й и даже 2-й уровень стрессоустойчивости, то вам необходимо кардинально менять свой образ жизни.

Расскажем, кандидатов на какие должности надо оценивать на стрессоустойчивость. Приведем примеры вопросов на стрессоустойчивость на собеседовании. Дадим дополнительные способы проверить это качество. Бонус: 5 правил, как использовать стрессовые вопросы на собеседовании.

В статье:

Скачайте материалы по теме:

Кандидатов на какие должности нужно оценить на стрессоустойчивость

HR-у следует разграничивать стрессовое собеседование и вопросы на стрессоустойчивость. В чем разница? - специально подготовленное интервью, которое проводят в условиях психологического и эмоционального давления на кандидата. Такой способ оценки впервые использовали в органах безопасности в середине прошлого века. Цель стресс-интервью - вывести кандидата из себя и увидеть его «без маски». В классической форме стрессовое собеседование требует высокого уровня подготовки рекрутера или целой группы рекрутеров.

Вопросы на стрессоустойчивость - по отдельности или блоком - распространенный элемент многих видов собеседования. Цель таких вопросов: узнать, как вел себя кандидат в стрессовой ситуации в прошлом, и предсказать, как он поведет себя в будущем. У таких вопросов нет цели вывести кандидата из себя или спровоцировать на неадекватное поведение. Их цель - понять личность будущего сотрудника и на основе его ответов спрогнозировать поведение.

Оценивать стрессоустойчивость следует не у всех кандидатов. Например, для претендентов на должность экономиста, бухгалтера, сотрудника архивного отдела или отдела ДОУ стрессоустойчивость - не ключевое качество. По данным экспертов по работе с персоналом, специалисты инженерно-технической, строительной сфер, работники образовательных и медицинских учреждений обходились и обходятся без дополнительных испытаний на стрессоустойчивость.

Вопросы на стрессоустойчивость задают кандидатам на должности, где главная обязанность -постоянно интенсивно общаться с разными людьми. Проверять стрессоустойчивость надо у работников сферы услуг, менеджеров по работе с клиентами, менеджеров по рекламе, менеджеров торгового зала, репортеров, секретарей. В группе особого риска - руководители и их помощники, специалисты по разбору претензий, страховые агенты и сами НR-ы.

Очень часто на стрессоустойчивость проверяют кандидатов, которым предстоит работать под руководством человека с тяжелым характером. Опытные HR-ы понимают, что иногда нужно искать не хорошего профессионала, а человека, который сможет терпеть выходки руководителя.

Вопросы кандидату, чтобы понять, сработается ли он с руководителем

Виды и примеры стрессовых вопросов

Можно выделить четыре вида вопросов на стрессоустойчивость: кейс-вопросы, специальные, личные и проективные.

Кейс-вопросы на стрессоустойчивость

Суть кейс-вопроса заключается в следующем - кандидату предлагают проблему из реальной жизни. Он должен найти ее решение. Классический кейс-вопрос многих HR-ов - «Продайте мне вот эту вещь». Еще один пример стрессового кейса. Кандидату предлагают ситуацию: «Вам звонит начальник и просит провести переговоры вместо заболевшего сотрудника. Перечислите все ваши действия по порядку». По ответу можно судить, насколько кандидат готов самостоятельно справиться со стрессовой ситуацией.

Специальные вопросы на стрессоустойчивость

Понятие «стрессоустойчивость», как и само понятие «стресс», достаточно широко. Стресс - реакция организма на внешнее давление. Однако источник этого давления может быть разным.

Например, шум в call-центре, суета в торговом зале, ненормированный рабочий день, постоянное общение с большим количеством заказчиков - все это источники внешнего давления на сотрудника. Специальные вопросы на стрессоустойчивость помогают оценить реакцию кандидата на различные источники внешнего давления.

Одна из самых распространенных причин стресса - повышенная нагрузка. Например, в вашей компании напряженный рабочий график, часто приходится работать сверхурочно. Необходимо выяснить, как сотрудник воспринимает перегрузки, не станет ли это причиной стресса. Сделать это можно с помощью следующих вопросов:

  • Что такое, на ваш взгляд, сложная работа? Какую работу вы однозначно считаете сложной и не возьметесь за нее?
  • Приходилось ли вам одновременно решать несколько задач? Как вы расставляли приоритеты?
  • Расскажите о ситуациях, когда вам приходилось работать сверхурочно. Опишите эти случаи. Почему они возникли? Как вы относитесь к подобным ситуациям?

Стандартные вопросы для стрессового собеседования

Другая распространённая причина стресса - повышенная ответственность, которая лежит на сотруднике. Не все хотят быть руководителями, для некоторых дополнительные полномочия и связанная с ними ответственность - постоянный источник стресса. Чтобы оценить отношение сотрудника к ответственной работе, используйте следующие вопросы:

  • Сталкивались ли вы с безответственным поведением подчиненных или коллег? Расскажите об этих случаях. Какие были последствия? Можно ли было избежать этих ситуаций?
  • Что вы считаете правильным - рассчитывать на высокий уровень ответственности сотрудников или построить бизнес-процессы так, чтобы не зависеть от этого фактора?

Проективные вопросы на стрессоустойчивость

Проективные вопросы - это вопросы не о конкретном соискателе или конкретной компании, а о людях и работе вообще. Используйте проективные вопросы для оценки стрессоустойчивости кандидата следующим образом. Задайте нейтральные вопросы:

  • В каком коллективе лучше всего работать?
  • Что такое хорошая компания?
  • Какой проект можно считать успешным?

Внимательно слушайте, что ответит кандидат. Человек, склонный к стрессу, ответит, отталкиваясь от негатива: «Где не задерживают зарплату, не подставляют, не обманывают». Кроме того, оцените, что кандидат считает достижением - добиться результата или устранить опасность. Постарайтесь выяснить основную мотивацию сотрудника.

Примеры проективных вопросов для интервью

Личные вопросы на стрессоустойчивость

Иногда для оценки стрессоустойчивости кандидата HR используют неожиданные вопросы личного характера. Они могут касаться чего угодно: «Почему вы носите галстук такого цвета?», «Что стало причиной вашего увольнения?», «Каким был ваш начальник на прошлой работе?».

HR должен понимать, что цель таких вопросов - не выяснять подробности личной жизни кандидата, а вывести его из равновесия.

Следует иметь в виду, что законы деловой этики не приветствуют подобное «любопытство» HR-а. Исключение - собеседование с сотрудником службы безопасности компании, когда необходимо проверить персональные данные кандидата. В других ситуациях кандидаты реагируют на личные вопросы весьма болезненно, вполне обоснованно полагая, что частная жизнь не связана с рабочими обязанностями.

Примеры провокационных вопросов

Дополнительные способы оценить стрессоустойчивость кандидата

У HR-ов есть такой прием, чтобы оценить, насколько кандидат подвержен стрессу. Скажите: «Сейчас действительно очень тяжело найти хорошую работу. А еще сложнее - хорошего начальника». Словом, начните жаловаться на жизнь и внимательно наблюдайте за кандидатом. Человек с хорошей стрессоустойчивостью скажет несколько фраз для поддержания разговора, но развивать тему не станет. Кандидат, склонный к стрессу, с удовольствием подхватит разговор и расскажет о множестве случаев из своей жизни, когда он стал жертвой несправедливости.

HR-у важно понять, есть ли у кандидата склонность к стрессу и тревожность как постоянное качество. Сделать это можно c помощью тонких маленьких провокаций и наблюдения за внешним видом и поведением человека.

Жесты, которые выдают повышенную тревожность человека

Реакцию человека на стрессовую ситуацию называют также «ситуативной тревожностью». Диагностировать ее помогает первая часть Теста Спилбергера-Ханина «Выявление тревожности». Это проверенный тест, который выявляет тревожность изолированно, а не вкупе с другими психологическими качествами.

Тест состоит из двух отдельных частей. Первая диагностирует так называемую ситуативную тревожность - она появляется, когда возникает стрессовая ситуация, и исчезает вместе с ней. Вторая часть теста выявляет личностную тревожность.

Примеры вопросов теста Спилбергера-Ханина

Как использовать стрессовые вопросы на собеседовании: 5 правил

Правило 1. Предупредите соискателя, что на одном из этапов собеседования ему могут задать стрессовые вопросы. Конечно, это снизит эффект неожиданности, но и предотвратит неприятные последствия.

Правило 2. Собеседование не должно состоять только из вопросов на стрессоустойчивость. Проводите обычное интервью, стройте логичную беседу и лишь иногда задавайте подготовленные заранее стрессовые вопросы.

Правило 3. Проверку на стрессоустойчивость проводите постепенно: начните с незначительного личного вопроса, потом задайте неожиданный вопрос-ловушку и предложите кейс со сценарием стрессовой ситуации.

Примеры нестандартных стрессовых вопросов

Правило 4. После собеседования объясните кандидату, что стрессовые вопросы - часть отборочного процесса, которые моделирует трудности, которые ожидают кандидата на новой работе. Если необходимо, извинитесь за резкие вопросы.

Правило 5. Время от времени меняйте или перефразируйте стрессовые вопросы. Все новые способы оценки кандидатов очень быстро становятся известны широкому кругу кандидатов за пределами компании. Узнать креативные методы подбора персонала и научиться составлять вопросы и кейсы для интервью вы можете в .

Рад приветствовать вас, дорогой друг!

Слово “стрессоустойчивость” встречается в описаниях вакансий довольно часто. Особенно в компаниях, где тупость и беспросветный бардак стали повседневной нормой. Соответственно, мы можем ожидать вопросы на собеседовании на стрессоустойчивость. Резонно, не так ли?)

Вначале давайте разберемся с термином. Применительно к нашей теме, стрессоустойчивость — способность спокойно реагировать на стрессор ы в виде неудобных вопросов. Без всплесков негативных эмоций, влияющих на себя и окружающих.

Следствие негативных эмоций — раздражение, недовольство, возмущение, гнев, неуместная ирония. Или наоборот — ступор, зажатость, растерянность.

Ключевое слово здесь — спокойно. Спокойствие, самообладание и уважительный тон — это все, что необходимо. Не так уж и много, правда?

Вопросы могут быть , принимать форму манипуляций, кейсов или даже наездов. С соответствующей интонацией.

Например:

Извините, но я ничего не понял! Поясните?

Похоже, Вы мало этим занимались?

Оценивается реакция на критику.

Одно время задавали такой вопрос: «Вы ноги вытерли, когда входили?» .

Будете смеяться, но многие отвечают: “Конечно !”. Хотя никакого коврика перед входом нет и в помине.

«Какие фрукты вы любите?»,

«Почему вы не замужем?»,

“И с такой внешностью вы претендуете на должность?

Перечень можно продолжать до бесконечности.


К генеральному директору заходит соискатель.

Директор: “У меня только десять минут! Мы о вас и так многое знаем. Для меня все понятно”.

“Да-да, конечно…” - Соискатель заметно занервничал...

После собеседования, генеральный сказал:

«Почему так жестко? Мы ищем кандидата на должность директора по производству. Я хочу знать, с кем придется работать. Заметил, как он замельтешил? Руководители цехов его заклюют напрочь. Все проблемы придется решать мне ».

Ну как, напугались?

Я нарочно решил нагнать немного страхов, чтобы потом их развеять. Для пущего эффекта.)

Без паники

На самом деле все проще гораздо.

  • стрессогенные вопросы задаются реже, чем принято считать
  • откровенное хамство встречается крайне редко
  • отвечать на стрессогенные вопросы легче, чем на многие другие


Фокус в том, что содержание ответа на стрессогенный вопрос имеет меньшее значение, чем ваша реакция и форма ответа. Большинство из них не имеют правильного или неправильного ответа.

А это значит — можно использовать несложную схему подготовки и считать, что дело в шляпе.

Поехали:

Что нужно сделать?

1. Правильно настроиться

Проблема многих соискателей в том, что они настраиваются на собеседование, как на поединок. Или как на экзамен, где он в роли студента. Это принципиально неправильный настрой, который приводит к зажатости, нервозности.

Или наоборот, пытаются предстать в роли в непроницаемой броне. Пример правильного настроя — в статье

Не вижу большого смысла пытаться угадать вопросы перед собеседованием. Вероятность того, что вам зададут один из тех вопросов, которые мы рассмотрели, — почти нулевая. Гадание на кофейной гуще — не наш метод.

Гораздо важнее в принципе понять как отвечать на такие вопросы. Чем мы с вами и занимаемся.

2. Принять правила игры

Рекрутер или руководитель задает неудобные вопросы не потому, что он нехороший человек, “редиска”. Он должен понять, с кем имеет дело. Это тест на вашу эмоциональную зрелость. Эмоциональная игра, в которую важно правильно сыграть.

3. Научиться распознавать стрессогенные вопросы

Важно постоянно контролировать свое состояние. Если в ответ на вопрос возникает негативная эмоция, например раздражение, — отметьте про себя: «Ага, это раунд эмоционального тестирования. Сыграем его спокойно ”.

Само осознание эмоции воспрепятствует их лавинообразному нарастанию. Когда эмоции начинают — может быть поздно, вы начнете просто тупить или агрессировать.

4. Следовать схеме ответа

В ответ на „стрессовые“ вопросы НЕ следует:

  • Игнорировать заданный вопрос
  • Суетиться, оправдываться
  • Возмущаться и спорить

Конечно, всегда можно встать и уйти. Но дать стрекача — совсем не та стратегия, которая приближает нас к работе).

Мы уже решили, что “стрессовые” вопросы - это не оскорбление. Это тестирование нас на эмоциональную зрелость.


Базовая техника для ответа — конструктив.

Спокойно отвечайте по схеме:

  1. Выслушать собеседника, не перебивая.
  2. Позитивный вербальный сигнал- легкий кивок, улыбка кончиками губ (только не ухмылка и не смех)
  3. Пауза 3-5 сек
  4. Ответ. Простым и понятным языком. Не мудрствуя лукаво. Чем проще, тем лучше.

Техники противодействия

Применять или не применять техники противодействия — решать придется вам самим. Это зависит от впечатления, которое вы хотите произвести и стиля общения, который вам комфортен по жизни.

Если вы — человек с которым следует общаться на равных, как там у Высоцкого “такого не обшаришь...” — тогда вперед:

1. Игра в туман

В некотором смысле психологическое айкидо. Подробнее


2. Бесконечное уточнение

Вы уточняете вопрос. Или задаете несколько уточняющих вопросов.

Пример:

И с такой внешностью вы претендуете на должность?»

Вы отвечаете: “Простите, Иван Иванович, — с какой внешностью? Внешность и должность как-то взаимосвязаны? А какая внешность подходит? Уши это часть внешности? А обувь, одежда? Кто нибудь уже был с идеальной внешностью?”

Или: “Почему вы не замужем?”

Вы: "Простите, как это связано с предметом разговора?”. Или: “Иван Иванович, я считала, что наша встреча по другому поводу”

Будьте внимательны. Уточняющие вопросы важно задавать доброжелательно, без всякой иронии или раздражения.

Смысл техники уточнения в следующем: встречая легкое сопротивление, провокационный настрой собеседника обычно спадает. «Завести» вас не получается. Загнать в прострацию - и подавно. Тогда какой смысл тратить время и отвечать к тому же на встречные вопросы?

3. Пауза

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  1. Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  2. Напишите комментарий (внизу страницы)
  3. Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи по выбранным вами темам к себе на почту.

Удачного вам дня и хорошего настроения!

Опросник Холмса и Раге

Инструкция

Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочтите каждый пункт. Далее укажите в соответствующем столбце количество раз, когда
ситуация имела место быть за последние два года.

Тестовое задание

Жизненные события Ответы
Кол-во раз
за год
1 Смерть супруга (супруги)
2 Развод
3 Разъезд супругов (без оформления развода), разрыв с партнером
4 Тюремное заключение
5 Смерть близкого члена семьи
6 Травма или болезнь
7 Женитьба, свадьба
8 Увольнение с работы
9 Примирение супругов
10 Уход на пенсию
11 Изменение в состоянии здоровья членов семьи
12 Беременность партнерши
13 Межполовые проблемы
14 Появление нового члена семьи, рождение ребенка
15 Реорганизация на работе
16 Изменение финансового положения
17 Смерть близкого друга
18 Изменение профессиональной ориентации, смена места работы
19 Усиление конфликтности отношений с супругом
20 Ссуда или заем на крупную покупку (например, дома)
21 Окончание срока выплаты ссуды или займа, растущие долги
22 Изменение должности, повышение служебной ответственности
23 Сын или дочь покидают дом
24 Проблемы с родственниками мужа (жены)
25 Выдающееся личное достижение, успех
26 Супруг бросает работу (или приступает к работе)
27 Начало или окончание обучения в учебном заведении
28 Изменение условий жизни
29 Отказ от каких-то индивидуальных привычек, изменение стереотипов
поведения
30 Проблемы с начальством, конфликты
31 Изменение условий или часов работы
32 Перемена места жительства
33 Смена места обучения
34 Изменение привычек, связанных с проведением досуга или отпуска
36 Изменение привычек, связанных с вероисповеданием
36 Изменение социальной активности
37 Ссуда или заем для покупки менее крупных вещей (машины, телевизора)
38 Изменение индивидуальных привычек, связанных со сном, нарушение сна
39 Изменение числа живущих вместе членов семьи, изменение характера
и частоты встреч с другими членами семьи
40 Изменение привычек, связанных с питанием (количество потребляемой
пищи, диета, отсутствие аппетита и т. п.)
41 Отпуск
42 Рождество, встреча Нового года, день рождения
43 Незначительное нарушение правопорядка (штраф за нарушение правил
уличного движения)

Спасибо за ваши ответы!

Ключ к тесту на стрессоустойчивость Холмса и Раге

Описание

Методика Холмса и Раге диагностирует стрессоустойчивость и социальную адаптацию у сотрудников.

Под стрессоустойчивостью следует понимать способность выдерживать определенные психофизические нагрузки и переносить стрессы без ущерба для организма и психики. Сложно поддается корректировке, если речь идет о реакции на стресс. А вот стрессор (источник стресса) и/или постстрессовое поведение корректировать можно.

Социальная адаптация – процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Одним из видов социальной адаптации является адаптация социально-психологическая, то есть такое взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы. Этот вид приспособления предполагает поисковую активность личности, осознание ею своего социального статуса и социально-ролевого поведения, идентификацию личности и группы в процессе выполнения совместной деятельности, принятие индивидом норм, ценностей и традиций социальной группы.

Адаптационный потенциал – степень скрытых возможностей субъекта оптимально включаться в новые или изменяющиеся условия окружающей его социальной среды. Он связан с адаптивной подготовкой – накоплением человеком такого потенциала в процессе особым образом организованной деятельности по приспособлению к социальным условиям. Внешние трудности, болезнь, состояние затяжной экстремальности, голод и т. д. снижают адаптационный потенциал индивида, и при встрече с ситуацией, угрожающей его жизненным целям, может возникнуть дезадаптация.

Доктора Томас Холмс и Ричард Райх (или Холмс и Раге, США) изучали зависимость заболеваний, в том числе инфекционных болезней и травм, от различных стрессогенных жизненных событий у более чем 5000 пациентов. Они пришли к выводу, что 151 психической и физической болезни обычно предшествуют определенные серьезные изменения в жизни человека. На основании своего исследования они составили шкалу, в которой каждому важному жизненному событию соответствует определенное число баллов в зависимости от степени его стрессогенности.

Ключ к тесту

Оцениваемый в бланке с ситуацией отмечает события, которые с ним случились в течение последнего года. Необходимо посчитать баллы в соответствии с ниже приведенной таблицей. Если какая-либо ситуация возникала чаще одного раза, то количество баллов следует умножить на указанное испытуемым количество раз.

Баллы Баллы
1. 100 23. 29
2. 73 24. 29
3. 65 25. 28
4. 63 26. 26
5. 63 27. 26
6. 53 28. 25
7. 50 29. 24
8. 47 30. 23
9. 45 31. 20
10. 45 32. 20
11. 44 33. 20
12. 40 34. 19
13. 39 35. 19
14. 39 36. 18
15. 39 37. 17
16. 38 38. 16
17. 37 39. 15
18. 36 40. 15
19. 35 41. 13
20. 31 42. 12
21. 30 43. 11
22. 29

Интерпретация результата

Большая степень сопротивляемости стрессу.

Оцениваемый обладает очень высокой степенью стрессоустойчивости. Для него характерна минимальная степень стрессовой нагрузки. Любая деятельность личности, независимо от ее направленности и характера тем эффективнее, чем выше уровень стрессоустойчивости. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая имеет сильный стрессогенный характер. Повышение уровня стрессоустойчивости личности прямо и непосредственно ведет к продлению жизни.

Высокая степень сопротивляемости стрессу.

Оцениваемый обладает высокой степенью стрессоустойчивости. Его энергия и ресурсы не тратятся на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Поэтому любая деятельность оцениваемого, независимо от ее направленности и характера становится эффективнее. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая имеет стрессогенный характер.

Пороговая (средняя) степень сопротивляемости стресса.

Оцениваемый обладает средней степенью стрессовой нагрузки. Его стрессоустойчивость снижается с увеличением стрессовых ситуаций в жизни. Это приводит к тому, что личность вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Это дает возможность говорить про управленческую деятельность как такую, которая в малой степени носит стрессогенный характер. Верующий человек, как правило, более стрессоустойчив благодаря своей внутренней способности к духовному самоограничению и смирению.

Низкая степень сопротивляемости стрессу.

Оцениваемый обладает низкой степенью стрессоустойчивости (ранимостью). Это приводит к тому, что личность вынуждена львиную долю своей энергии и ресурсов вообще тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса.

Большое количество баллов (больше 300) – это сигнал тревоги, предупреждающий об опасности. Следовательно, необходимо срочно что-либо предпринять, чтобы ликвидировать стресс.

Если сумма баллов свыше 300, то оцениваемому грозит психосоматическое заболевание, поскольку он близок к фазе нервного истощения.

Усатов Иван Александрович,Студент 3 курса, направления подготовки 37.03.01 «Психология», ФГБОУ ВПО «Амурский Государственный Университет», г. Благовещенск[email protected]

Аннотация. Статья содержит авторскую методику на определение уровня стрессоустойчивости личности, приводится информация о стандартизации методики.Ключевые слова: психология, стрессоустойчивость, ресурсы стрессоустойчивости, авторская методика.

В современном мире проблема сохранения психического здоровья и формирования стрессоустойчивости у людей очень актуальна, ведь стрессоустойчивость позволяет поддерживать оптимальную работоспособность и эффективность деятельности, а также психическое состояние в напряженных ситуациях.Анализируя диагностическиеметодикипо вопросу стрессоустойчивости,можносделать вывод о том, что на сегодняшний день не разработана комплексная методика, позволяющая всесторонне оценить стрессоустойчивость, как качество личности, они лишь позволяют диагностировать проблемные стороны, оценить компоненты (ресурсы, факторы) стрессоустойчивости. С этой целью была разработана авторская методика, позволяющая определить уровень стрессоустойчивости личности. Методика может применяться у респондентов старше 18 лет, иных ограничений в применении методики нет.В даннойметодике под стрессоустойчивостью понимается понимает интегральное психологическое свойство человека как индивида, личности и субъекта деятельности, которое обеспечивает внутренний психофизиологический гомеостаз и оптимизирует воздействие с внешними эмоциогенными условиями жизнедеятельности. Соответственно стрессоустойчивость может рассматриваться как свойство, влияющее на результат деятельности, и как характеристика, обеспечивающая константность личности, как системы .Стрессоустойчивость рассматривается как качество личности, состоящее из совокупности следующих компонентов:А) психофизиологического (свойства, тип нервной системы),Б) эмоционального компонента эмоционального опыта личности, накопленного в процессе преодоления отрицательных влияний экстремальных ситуаций,В) мотивационного (сила мотивов определяет эмоциональную устойчивость. Один и тот же человек может показывать разную степень в зависимости от того, какие мотивы побуждают его к активности. Изменяя мотивацию, можно увеличить (или уменьшить) эмоциональную устойчивость),Г) волевого компонента, который выражается в сознательной саморегуляции действий, приведения их в соответствие с требованиями ситуации,Д) информационного компонента профессиональной подготовленности, информированности и готовностиличности к выполнению тех или иных задач,Е) интеллектуального компонента оценка, прогноз, принятие решений о способах действий .Методика учитывает ресурсы (факторы) стрессоустойчивости, которыеобеспечивают способность эффективно справляться со стрессовым воздействием. Как считает Л.А. КитаевСмык, факторы, определяющие стрессоустойчивость, можно разделить на несколько групп:1. Биологические особенности:А) Врожденные особенности организма и ранний детский опыт. Согласно психогенетическим исследованиям , реакции людей на те или иные факторы среды на 30 40 % определяются генами, полученными от родителей, и на 60 70 % зависят от воспитания, жизненного опыта, тренировки, полученных навыков, выработки условных рефлексов таким образом, одни люди изначально более предрасположены к стрессу, а другие устойчивы к нему.Б) Тип высшей нервной деятельности человека. Тип высшей нервной деятельности человека отражает силу и динамику нервных процессов в мозге и мало подвержен какимлибо изменениям . В) Возрастные и половые особенности в проявлении стрессоустойчивости и стратегий совладания. Одно и то же событие у разных людей может вызвать резкое противодействие, породить негативные чувства или пройти почти незамеченным .2.Личностные особенности:А) Склонность к гневу. Склонные к гневу, враждебности, раздражительности люди более подвержены стрессу, а открытые, доброжелательные люди, обладающие чувством юмора, наоборот .Б) Локус контроля. Локус контроля определяет, насколько эффективно человек может контролировать окружающую обстановку или владеть ею. Концепция локуса контроля разработана американским психологом Дж. Роттером .В) Тревожность. Это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий .Г) Самооценка. Самооценка относится к фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяетее активность, отношение к себе и другим людям. Самооценка может быть высокой и низкой, различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности . Д) Направленность человека, его установки и ценности. В ситуациях, обусловливающих возникновение психического стресса, мотивация достижения успеха оказывает на личность действие, противоположное тревожности .3.Факторы социальной среды:А) Социальные условия и условия труда. Социальные условия и условия труда, то есть социальные перемены; повышенная ответственность за работу; значительное преобладание интеллектуального труда; постоянный дефицит времени; хроническая усталость; нарушение режима труда и отдыха; падение личного престижа; отсутствие элементов творчества в работе; длительные ожидания в процессе работы; ночные смены и недостаток свободного времени для удовлетворения личных потребностей; нерациональное и сбалансированное питание; курение и систематическое употребление алкоголя) .Б) Ближнее социальное окружение. Семья имеет огромное значение для развития личности, достижения социальной зрелости. Семейное воспитание определяет образ жизни детей на всю их будущую жизнь, стиль отношений в их собственных семьях. Оно закладывает внимательное или пренебрежительное отношение к вопросам психической саморегуляции, навыкам здорового образа жизни, умениям налаживать конструктивные межличностные отношения . 4.Когнитивные факторы:А) Уровень сензитивности. Сензитивность зависит от чувствительности рецепторов; типа высшей нервной деятельности; легкости образования условнорефлекторных (ассоциативных) связей в коре больших полушарий головного мозга; повышения или понижения чувствительности в процессе индивидуального опыта; наличия навыков сознательного повышения или понижения сензитивности путем тренировки .Б) Умение анализировать свое состояние и факторы внешней среды. Возможность реализовать тот или иной вид адаптации к стрессовой ситуации зависит не только от мотивов и целей, свойств личности, психического состояния, но и от того, какой стрессор воздействует, какова его сила, в какую ситуацию включен человек. Личность имеет возможность выбора в реагировании, деятельности, поведении, но степень свободы выбора ограничена особенностями стрессовой ситуации . Таким образом, методика учитываетвсе перечисленные компоненты.

«Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности»Инструкция: «Вам необходимо ответить на вопросы, исходя из того, насколько часто эти утверждения характерны для Вас. Отвечать следует на все пункты, даже если данное утверждение к Вам вообще не относится. Отметьте подходящий вариант по каждому утверждению в нужной графе. Постарайтесь долго не задумываться над выбором ответа».Таблица 1 Стимульный материал методики№УтверждениеЧасто/ сильноРедко/ иногдаНет/никогда1Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем то угнетены.

2Я не терплю критики в свой адрес.

3Я переживаю за качество выполняемой мной работы.

4Я страдаю бессонницей.

5Я думаю, что люди меня недооценивают.

6Я раздражаюсь по пустякам.

7Я стараюсь быть первым во всем.

8Я настроен агрессивно.

9У меня недостаточно свободного времени.

10Я болезненно переживаю неприятности.

11У меня возникают конфликтные ситуации.

12Я занимаюсь любимым делом, посещаю выставки, концерты, музеи.

13Мысли о предстоящей работе не дают мне покоя.

14Я не могу сосредоточиться.

15Я смеюсь.

16Я чувствую себя беспомощным.

17Неожиданные события выводят меня из себя.

18Я испытываю внутреннее беспокойство.

19Я нервозен.

20Я встречаюсь с друзьями, знакомыми.

21Я ощущаю слабость во всем теле.

22Мне тяжело скрыть раздражение.

23Я принимаю близко к сердцу проблемы других людей.

24Я занимаюсь спортом.

25Я бываю вполне счастлив.

26Я планирую свою жизнь.

27Меня одолевают страхи.

28Я употребляю более 4 чашек кофе/чая в день.

29Бывает, что я говорю неправду.

30Я чувствую неуверенность в себе.

31Мне кажется, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть.

32Я завожу новые знакомства.

33Я собираю «волю в кулак», чтобы выполнить работу.

34Я испытываю головные боли.

35Я нерационально питаюсь.

36Я бываю доволен.

37Я позитивно смотрю в будущее.

38Я боюсь перемен.

Обработка данных.Перед обработкой результатов, подсчитывается количество набранных баллов по шкале лжи.Шкала лжи ответ «никогда/нет» на вопросы: 11, 15, 20, 26, 29. Каждое совпадение со шкалой лжи оценивается в 1 балл. Если по шкале лжи набрано более 3 баллов недостоверность результатов диагностики. Это свидетельствует о феномене социальной желательности, то есть на стремлении казаться несколько лучше в глазах окружающих людей и давать ответы, которые были бы более желательными с точки зрения норм, правил и ценностей общества.Следует провести повторное тестирование через некоторое время.

Дальнейшая обработка осуществляется в соответствии с ключом, подсчитывается общее количество баллов, набранных в тесте.Таблица 2«Ключ» к тесту на определение уровня стрессоустойчивости личности

№УтверждениеЧасто/ сильноРедко/ иногдаНет/никогда1Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем то угнетены.2102Я не терплю критики в свой адрес.2103Я переживаюза качество выполняемой мной работы.2104Я страдаю бессонницей.2105Я думаю, что люди меня недооценивают.2106Я раздражаюсь по пустякам.2107Я стараюсь быть первым во всем.0128Я настроен агрессивно.2109У меня недостаточно свободного времени.21010Я болезненно переживаю неприятности.21011У меня возникают конфликтные ситуации.21

12Я занимаюсь любимым делом, посещаю выставки, концерты, музеи.01213Мысли о предстоящей работе не дают мне покоя.21014Я не могу сосредоточиться.21015Я смеюсь.01

16Я чувствую себя беспомощным.21017Неожиданные события выводят меня из себя.21018Я испытываю внутреннее беспокойство.21019Я нервозен.21020Я встречаюсь с друзьями, знакомыми.01

21Я ощущаю слабость во всем теле.21022Мне тяжело скрыть раздражение.21023Я принимаю близко к сердцу проблемы других людей.21024Я занимаюсь спортом.01225Я бываю вполне счастлив.01226Я планирую свою жизнь.01

27Меня одолевают страхи.21028Я употребляю более 4 чашек кофе/чая в день.21029Бывает, что я говорю неправду.21

30Я чувствую неуверенность в себе.21031Мне кажется, что накопилось столько трудностей, что их невозможно преодолеть.21032Я завожу новые знакомства.01233Я собираю «волю в кулак», чтобы выполнить работу.21034Я испытываю головные боли.21035Я нерационально питаюсь.21036Я бываю доволен.01237Я позитивно смотрю в будущее.01238Я боюсь перемен.210Интерпретация результатов.Интерпретация результатов проводится в соответствиис набранным количеством баллов.Если вы набрали 0 11 баллов вы обладаете высоким уровнем стрессоустойчивости. Вы четко определяете цели и пути их достижения, умеете и стремитесь рационально распределять время, можете долгое время работать с большим напряжением сил. Неожиданности, как правило, не выбивают вас из колеи. Круг ваших интересов достаточно широк.Если вы набрали 12 23 балла ваш уровень стрессоустойчивости выше среднего. Вы уверены в себе, сильные потрясения воспринимаете как урок в жизни и включаете механизмы самооценки и значимости, умеете проявлять свои сильные стороны и быстро восстанавливать своё психическое состояние. Если вы набрали 24 44 балла вы обладаете средним уровнем стрессоустойчивости. Ваш уровень стрессоустойчивости соответствует в меру напряженной жизни активного человека. Ситуации оказывают немалое влияние на вашу жизнь, и вы им не очень сильно сопротивляетесь. Стрессоустойчивость снижается с увеличениемстрессовых ситуацийв вашей жизни. Если вы набрали 45 56 баллов ваш уровень стрессоустойчивости ниже среднего. У вас проявляются цепные реакции физических и умственно психических нарушений, и Вы вынуждены часть своих ресурсов тратить на борьбу с негативными психологическими состояниями, возникающими в процессе стресса. Вам следует скорее начать использовать в повседневной жизни упражнения по преодолению стресса.Если вы набрали более 57 баллов вы обладаете низким уровнем стрессоустойчивости. Вы очень уязвимы для стресса, очень чувствительны к нагрузкам, поэтому Вы вынуждены большую часть своих ресурсов тратить на борьбу со стрессом. Для вас характерно стремление к конкуренции, достижению цели, обычно вы не удовлетворены собой и обстоятельствами и начинаете рваться к новой цели. Вы часто проявляете агрессивность, нетерпеливость, отстраненность. Вам следует предпринять какието целенаправленные действия против одолевающего вас стресса, чтобы вернуть себе спокойствие, уверенность, работоспособность.

Информация о стандартизации методики.Стандартизация методики проводилась на 50 испытуемых: 28 женщин в возрасте 18 56 лет; 22 мужчины в возрасте 19 53 лет. Профессиональная и территориальная принадлежность испытуемых не учитывалась.Процедура исследования: испытуемым было необходимо ответить на все вопросы теста, затемподсчитать полученные результаты, а потом определить уровень стрессоустойчивости. Первое исследование проведено 11.11.2015, 2 исследование(ретест)проведено 3.12.2015, диагностика по методике «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» проведена 16.11.2015. Полученные результаты по данной методике не отличаются от нормального закона распределения (так как по критерию Колмогорова Смирнова Лиллиефорса K S = 0,08; р
это непараметрический метод, который используется с целью статистического изучения связи между явлениями. В этом случае определяется фактическая степень параллелизма между двумя количественными рядами изучаемых признаков и дается оценка тесноты установленной связи с помощью количественно выраженного коэффициента.Гипотезы:Н0: Корреляционная связь между методиками статистически не значима.Н1: Корреляционная связь между методиками статистически значима.Полученные результаты: rs= 0,665, rкр (p ≤ 0.05) = 0,27, rкр (p ≤ 0.01) = 0,35.Так как rs rкр принимаем гипотезу Н1, корреляционная связь между методиками «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности»и«Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости» есть, статистически значима, связь прямая и умеренная.Таким образом, полученные данные показывают, что разработанный тест измеряет ту же сферу, то же явление, что и эталонная методика. Это свидетельствуют о теоретической обоснованности методики, то есть «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» обладает конструктной валидностью.Для проверки надежности измерительного инструмента использовался метод ретестовой надежности. Испытуемым 3.12.2015, через 3 недели после первого исследования (11.11.2015), был предъявлен тот же самый тест в тех же самых условиях, что и первоначальный. Для установления корреляционной связи между данными был использован статистический метод коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Гипотезы:Н0: Корреляционной связи между 1 и 2 предъявлением методики нет.Н1: Корреляционная связь между 1 и 2 предъявлением методики есть.Полученные результаты: rs= 0,978, rкр (p ≤ 0.05) = 0,27, rкр (p ≤ 0.01) = 0,35.Так как rs rкр принимаем гипотезу Н1, корреляционная связь между первым и вторым предъявлением теста на определение уровня стрессоустойчивости личностиесть, она статистически значима, она прямая и очень тесная.Таким образом, полученные данные показывают, что разработанный тест обладает высокой надежностью, что свидетельствует о стабильности изучаемого признака.Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что разработанная методика «Тест на определение уровня стрессоустойчивости личности» обладает достаточной валидностью, надежностью для использования в профессиональной деятельности, как для группового, так и для индивидуального использования с целью определения уровня стрессоустойчивости личности, и может использоваться как профессиональный диагностический инструмент наравне с другимиметодиками.

Ссылки на источники1.Словарь психологический / под общ. ред. Петровского М.Г., Ярошевского П.Н. 3е изд. РнД.: Феникс, 1999. 512 с. 2.Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. 2012. № 9. С. 243246.3.КитаевСмык, Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса / Л.А. КитаевСмык. М.: Академический Проект, 2009. 943 с.4.Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. СПб.: Питер, 2006. 256 с.5.Мещеряков, Б.Г. Психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. М.: Слово, 2002. С. 88 89.6.Милерян, Е.А. Обсуждение и теоретическое обобщение экспериментальных материалов / Е.А. Милерян // Психология труда. М.: МеркурийПресс,2000.

С. 15 54.7.Човдырова, Г.С. Проблемы стресса, психической дезадаптации и повышения стрессоустойчивости личности в условиях социальной изоляции / Г.С. Човдырова. Тюмень: Тюменская библиотека, 2005. 287 с.8.КитаевСмык, Л.А. Ук. соч.9.Словарь психологический / под общ. ред. Петровского М.Г., Ярошевского П.Н. Ук.соч.10.Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. М., 1984. 200 с.11.КитаевСмык, Л.А. Ук. соч.12.Сиротин, О.А. Эмоциональная устойчивость / О.А. Сиротин. М., 1972. 11 с.13.Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. М.: Книга по требованию, 2012. 66 с.14.Словарь психологический / под общ. ред. Петровского М.Г., Ярошевского П.Н. Ук. соч.15.Куликов, Л.В. Психологическая устойчивость личности / Л.В. Куликов // Психогигиена личности: вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПб.: Питер, 2004. С. 87 115.

Похожие статьи

© 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.