Требование о предоставлении свидетельства сро в составе заявки на участие в закупке. Новые требования к участникам-сро Свидетельство саморегулируемой организации по 44 фз

При осуществлении закупочных процедур по проведению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства у заказчиков зачастую возникает вопрос: насколько правомерно указание в закупочной документации требования о предоставлении участниками соответствующего свидетельства СРО?

Прежде чем приступить к подготовке закупочной документации, заказчику следует:

  • четко определить виды работ
  • изучить нормативный правовые акты, касающиеся закупаемых работ.

В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Другие виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами. Иными словами, если предметом закупки является проведение работ, на которые согласно законодательству РФ требуется свидетельство о допуске к таким работам, организатору закупочной процедуры необходимо указать требование о предоставлении участниками в составе заявки соответствующего свидетельства СРО.

Из письма Министерства экономического развития РФ от 28 мая 2015 г. № Д28и-1542 следует, что участник закупки должен иметь все необходимые свидетельства о допуске к конкретным видам работ, являющихся предметом закупки, или допуск на генподряд. Заказчику, работающему по 223-ФЗ (по аналогии с 44-ФЗ), необходимо указать в закупочной документации требования к участникам о предоставлении свидетельств СРО по пунктам, которые содержатся в приказе Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее - Приказ № 624). Также организатор закупки устанавливает требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске в соответствии с п.33 Приказа № 624.

В свою очередь, потенциальные подрядчики вправе предоставить:

  • свидетельство о допуске (в соответствии с п. 33 Приказа № 624) в том случае, если будет привлекать субподрядные организации на выполнение каждого из видов работ;
  • свидетельство о допуске к каждому пункту требований, установленных организатором закупки согласно приказу № 624, в том случае, если участник самостоятельно планирует выполнить работы.

При непредставлении участниками закупки вышеуказанных разрешительных документов их заявки подлежат отклонению.

Виды работ, о которых говорится в ч.2 ст. 52 ГрК РФ, утверждены Приказом № 624.

Организаторам закупок следует заострить внимание на работах, которые влияют на безопасность объекта капитального строительства в случае выполнения таких работ на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, предусмотренных ст. 48.1 ГрК РФ. Такие виды работ в Приказе № 624 указаны со знаком «*» (для их выполнения необходима соответствующая пометка в свидетельстве СРО).

В ч.3 ст. 52 ГрК РФ говорится, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик, либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.

Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно и (или) с привлечением других соответствующих требованиям лиц. Согласно ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ лицо, которое осуществляет строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией разрешающий документ - свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Ремонт: капитальный и текущий

Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) представляет собой:

  • замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций;
  • замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов;
  • замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные, улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (ст. 1 ГрК РФ).

О текущем ремонте говорится в ст. 55. 24 ГрК РФ, а именно: текущий ремонт зданий, сооружений проводится в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимается поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

При проведении закупочной процедуры по отбору организации для выполнения работ по текущему ремонту объектов капитального строительства свидетельство о допуске к определенным видам работ не нужно и требование заказчика о предоставлении участниками закупки такого документа в составе заявки будет являться неправомерным.

Допуск СРО

Вступление в СРО является требованием современной действительности и единственным шансом получить допуск к производству работ, который значительно увеличивает возможности подрядчика. Однако для того, чтобы его получить, требуются денежные вложения (взносы). Согласно 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Подрядчик вправе иметь выданное только одной саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, которые являются членами СРО, не вправе выполнять виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в случае, если они не соблюдают хотя бы одно из требований указанной СРО к выдаче свидетельства о допуске к этому виду работ.

Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержится в приказе Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее - Приказ №624).

Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается СРО без ограничения срока и территории его действия. В том случае, когда закупаемые заказчиком работы содержат хотя бы один вид работ, для выполнения которого согласно Приказу № 624 необходимо свидетельство СРО, заказчик обязан прописать требование о наличии у подрядчика допуска к организации работ.

Минимально необходимые требования к выдаче СРО свидетельств о допуске к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства указаны в приложении № 4 к постановлению Правительства РФ от 24 марта 2011 г. N 207 «О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельство допуске к работам на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов». Данные требования затрагивают кадровый состав подрядчиков (заявителей) в зависимости от:

  • опыта и профессионализма работников;
  • стоимости договора строительства;
  • системы повышения квалификации и аттестации сотрудников, специалистов, а также руководящего звена;
  • имеющегося собственного имущества и разрешительных документов.

Разрешение на строительство

Разрешение на строительство - это документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, исключая случаи, которые предусмотрены ст. 51 ГрК РФ. В п.17 названной статьи упомянут случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется, например, при:

Строительстве, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); - строительстве на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования и др.

Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

ФАС о предоставлении лицензии

Из разъяснений ФАС России следует, что если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением 1 . В том случае, когда предметом закупки является выполнение работ, требующих предоставления и свидетельства СРО согласно Приказу № 624, и лицензий (например, на вывоз мусора), заказчик не вправе прописывать в документации требование о предоставлении указанных лицензий в составе заявки на участие в закупочной процедуре (данное правило применяется только тогда, когда разрешен субподряд).

На заметку

При формировании требований к участникам закупки, касающихся предоставления свидетельства СРО, заказчику следует изучить приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». В названном НПА содержатся нормы, касающиеся предельной цены одного договора по осуществлению работ: она должна быть указана в свидетельстве СРО, которое предоставит участник в составе заявки на участие в закупке. В том случае, если цена, предложенная подрядчиком в ходе закупочной процедуры, больше той, что прописана в свидетельстве СРО, такой подрядчик не вправе заключить договор. с заказчиком. Также заказчику стоит прописать в закупочной документации, что заявка участника будет отклонена в случае если предложенная цена будет превышать цену, указанную в свидетельстве.

Примеры из практики

1. В антимонопольный орган поступила жалоба участника закупки ООО «Ц» на действия заказчика ОАО «З» при проведении запроса предложений в электронной форме в соответствии с 223-ФЗ на право заключения договора на обустройство кабельной канализации, прокладке кабельных линий и строительство встроенной трансформаторной подстанции для ОАО «З».

По мнению заявителя, заказчик неправомерно отклонил заявку Заявителя по причине отсутствия в представленном Заявителем свидетельстве СРО №3254.03-2015-7725720626-С-047 видов работ №13.1, 13.2, 13.3 «Устройство кровель».

Изучив материалы дела, комиссия УФАС установила, что действующим градостроительным законодательством РФ предусмотрена обязанность для лица, осуществляющего строительство, иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства. Заказчик вправе требовать от участника закупки исключительно свидетельство на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).

ОАО «З» в закупочной документации установлено, что потенциальный участник закупки в составе заявки должен представить свидетельство СРО, в том числе с наличием разрешения на работы по устройству кровель, что не обосновано и нарушает принципы закупок, изложенные в ст. 3 Закона о закупках. По итогам рассмотрения дела антимонопольный орган признал жалобу заявителя на действия заказчика обоснованной. (Решение Московского УФАС по делу № 1-00-1580/77-16 от 05.09.2016) 2

2. В УФАС поступила жалоба ООО «С» на действия закупочной комиссии заказчика ООО «П» при проведении согласно 223-ФЗ открытого запроса предложений ОЗП 506/16 - Строительство ВОЛС («последних миль») до ГЭС-9, ГЭС-10, ГЭС-14, ГЭС-16 .

Заявитель считает неправомерными действия закупочной комиссии, отклонившей его заявку на участие.

Изучив материалы дела, антимонопольный орган установил, что заявка ООО «С» была отклонена, так как в ее составе не представлено СРО о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Согласно техническому заданию участники закупки должны иметь соответствующие СРО в соответствии с приказом Министерства Регионального развития РФ № 624 ОТ 30.12.09.

Комиссия УФАС установила, что в составе заявки ООО «С» представило СРО, выданные в отношении ЗАО «К». В соответствии с документацией участники могут привлекать субподрядчиков (соисполнителей) при условии соблюдения требований к субподрядчикам (соисполнителям), установленных документацией. Согласно п. 1.5.5 документации участник должен представить в составе своей заявки документы, подтверждающие соответствие предложенного субподрядчика требованиям, указанным в документации. Пакета документов, поименованного в документации в отношении ЗАО «К», в составе своей заявки ООО «С» не представило.

Комиссия УФАС не нашла нарушений в действиях закупочной комиссии организатора торгов. Заявка ООО «С» была отклонена правомерно как не соответствующая требованиям, установленным в документации. По итогам рассмотрения данного дела жалоба ООО «С» была признана антимонопольным органом необоснованной (Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 31.08.2016 по делу № Т02-511/16) 3 .

1 Письмо ФАС от 07 Июля 2011 г. N ИА/26163 "О требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства"

2 moscow.fas.gov.ru

3 spb.fas.gov.ru

Дата: 22.05.2017

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ (далее - ГрК РФ) отдельные виды работ, связанные с объектами капитального строительства, могут выполнять только юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие выданные саморегулируемой организацией (далее - СРО) свидетельства о допуске к этим видам работ. В настоящий момент к данным работам относятся:

  1. Работы по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства 1 . Перечень данных работ установлен Министерством регионального развития РФ и включает: гидрогеологические исследования, инженерно-экологическую съемку территории, физическое и математическое моделирование взаимодействия зданий и сооружений с геологической средой и др. 2
  2. Работы по архитектурно-строительному проектированию, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства 3 . Перечень конкретных работ также установлен Министерством регионального развития РФ, в него входят: подготовка генерального плана земельного участка, подготовка проектов внутренних систем газоснабжения, подготовка проектов наружных сетей слаботочных систем и др. 2
  3. Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность этих объектов 4 . Как и в двух предыдущих случаях, такие конкретные работы установлены Министерством регионального развития РФ - это, например, искусственное замораживание грунтов, арматурные работы при устройстве бетонных и железобетонных монолитных конструкций, укладка водопроводных трубопроводов, устройство оснований автомобильных дорог и др. 2

Указанное свидетельство выдается со стороны СРО юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, состоящим в этой СРО, при условии подтверждения ими соответствующих требований без ограничения срока и территории его действия по установленной форме 5 .

В соответствии с 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в число которых входит и соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки 6 . Таким образом, если объектом закупки является выполнение вышеуказанных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, то наличие у участника закупки соответствующего свидетельства СРО о допуске к этим видам работ является правомерным требованием заказчика. Этого же мнения придерживается и ФАС 7 .

Пример

В середине апреля 2017 г. муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Билибинского муниципального района (Чукотский автономный округ) объявило о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту участка магистральной сети горячего водоснабжения ЦТП с НМЦК в размере 2,55 млн руб. 8 Согласно аукционной документации одним из документов, которые требовалось предоставить от участника закупки, была копия свидетельства СРО о допуске участника аукциона к организации работ, указанных в п. 33.7 части III Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» - работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) в отношении объектов водоснабжения и канализации.

Однако с 01.07.2017 описанную выше систему ожидают изменения, которые вызваны вступлением в силу большинства положений Федерального закона от 03.07.2016 года № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Рассмотрим их.

Во-первых, из ГрК РФ исключается понятие «работы, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства». Теперь критерии работ, для выполнения которых требуется свидетельство СРО о допуске , будут иные.

В отношении инженерных изысканий это любые работы, выполняемые в рамках договоров, заключенных с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом РФ разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; при этом работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами СРО 9 .

В отношении архитектурно-строительного проектирования это любые работы по подготовке проектной документации в рамках договоров о подготовке проектной документации, заключенных с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором; и так же как и в предыдущем случае работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами СРО 10 . Абсолютно такая же норма теперь будет действовать и в отношении работ по строительству, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства 11 .

Во-вторых, вводятся следующие дополнительные случаи, когда членство в СРО и наличие свидетельства о допуске не требуется:

  1. В отношении всех трех категорий работ (инженерные изыскания; архитектурно-строительное планирование; строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства) - если подрядчиком является государственное (муниципальное) унитарное или казенное предприятие, государственное (муниципальное) учреждение или коммерческая организация, которая контролируется органами государственной власти или органом местного самоуправления (создана тем или иным публично-правовым образованием или более, чем наполовину прямо или опосредованно принадлежит этому образованию) 12 .
  2. Следует уточнить, что данное условие касается ситуаций, когда такие организации заключают договоры с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а в отношении третьей категории работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства) это условие действует только применительно к случаям заключения договора строительного подряда. Таким договором в соответствии с гражданским законодательством считается договор, когда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену, при этом такой договор заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ 13 .

    Однако обратим внимание, что в новой редакции ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда 14 . Поэтому по логике градостроительного законодательства нормы, относящиеся к договору строительного подряда, могут применяться и к договорам, в рамках которых осуществляется не строительство новых зданий или сооружений, а капитальный ремонт существующих объектов. В пользу такого подхода говорит и то, что в гражданском законодательстве установлено, что правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором 15 .

  3. В отношении заключения договора строительного подряда - если размер обязательств (то есть цена) договора не превышает 3 млн руб 16 .

В-третьих, из ГрК РФ вообще исключается как таковое понятие «свидетельство СРО о допуске к работам», а Приказ Ростехнадзора от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» утратит свою силу. При осуществлении закупок документом, подтверждающим членство юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствующей СРО, будет выписка из реестра членов СРО, членом которой является участник закупки. Новая форма такой выписки уже установлена и действует 17 , при этом позиции данной формы, которые относятся к свидетельству о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (п. 8-10), не будут применяться с 01.07.2017.

Таким образом, заказчикам по 44-ФЗ необходимо при осуществлении закупок, извещения о которых размещаются в ЕИС с 01.01.2017, учитывать указанные изменения в градостроительном законодательстве при подготовке документации о закупке в части установления требований к этим участникам. Например, если бы приведенный выше в примере аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту участка магистральной сети горячего водоснабжения ЦТП на Чукотке проводился во втором полугодии 2017 г. (то есть уже после вступления в силу рассмотренных изменений), то заказчик не имел бы права требовать от участника закупки членства в СРО и предоставления соответствующей выписки из реестра членов СРО, так как НМЦК не превышает 3 млн руб. 16 А вот если бы НМЦК превышала этот порог, то требование о предоставлении выписки было бы правомерным, так как заказчик (муниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства) в данном случае является лицом, ответственным за эксплуатацию систем водоснабжения 17 . Но поскольку здесь в роли заказчика выступает муниципальное предприятие, при составлении аукционной документации следовало бы «освободить» от этой обязанности отдельные категории организаций, установленные новой редакцией градостроительного законодательства (государственные и муниципальные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, коммерческие организации с государственным или муниципальным участием) 18 .

1 Ч. 2 ст. 47, ч. 1 и 4 ст. 55.8 ГрК РФ.

2 Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»

3 Ч. 4 ст. 48, ч. 1 и 4 ст. 55.8 ГрК РФ.

4 Ч. 2 ст. 52, ч. 1 и 4 ст. 55.8 ГкР РФ

5 Ч. 8 и 9 ст. 55.8 ГкР РФ, Приказ Ростехнадзора от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства»

6 П. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

7 См., например, Письмо ФАС России от 02.11.2015 № АЦ/60557/15.

8 www.zakupki.gov.ru - закупка № 0588600001517000019.

9 Новая редакция ч. 2 ст. 47 ГрК РФ, вступающая в силу с 01.07.2017.

10 Новая редакция ч. 4 ст. 48 ГрК РФ, вступающая в силу с 01.07.2017.

11 Новая редакция ч. 2 ст. 52 ГрК РФ, вступающая в силу с 01.07.2017.

12 Более подробно см. ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ, вступающие в силу с 01.07.2017.

13 Ч. 1-2 ст. 740 ГК РФ.

14 Новая редакция ч. 3 ст. 52 ГрК РФ, вступающая в силу с 01.07.2017.

15 Ч. 2 ст. 740 ГК РФ.

Масштабные изменения в деятельности СРО, которые произошли после принятия №372-ФЗ и вступили в силу со третьего квартала 2017 года, затронули все виды саморегулируемых организаций. Однако, наиболее существенное влияние они оказали на подрядные компании. Поэтому не удивительно, что требования СРО к строительным организациям с 1 июля 2017 года поменялись в первую очередь.

Причины разработки №372-ФЗ

Саморегулируемые организации, действующие в строительной отрасли, начали работать в РФ в 2010 году. Как и любое масштабное мероприятие, далеко не все задачи, которые стояли перед разработчиками действовавшего ранее №315-ФЗ, удалось решить одинаково успешно. Накопленный за годы работы СРО опыт позволил разработать новый Федеральный закон №372-ФЗ, который был подписан Президентом в июле 2016 года.

Естественно, подготовка и принятие настолько масштабных изменений в деятельности СРО вызвало вполне ожидаемое бурное обсуждение не только среди строителей, но и среди изыскателей, проектировщиков, заказчиков и застройщиков. Другими словами - практически всех участников рынка в строительной сфере.

Несмотря на далеко не всегда однозначные оценки, №372-ФЗ был принят, а с июля 2017 года вступил в силу. Практика его внедрения показала, что многие из нововведений оказались вполне эффективными, хотя и не все. В любом случае, работа относящихся к строительству СРО с 1 июля 2017 года очень заметно и существенно изменилась.

Основные новшества №372-ФЗ

Разработка и внедрение №372-ФЗ привели к тому, что требования СРО к строительным организациям с 1 июля 2017 года сильно поменялись. Наиболее серьезные корректировки следует рассмотреть подробнее.

Территориальный фактор

Значительная часть поправок, внесенных №372-ФЗ, касается Градостроительного кодекса. К числу самых весомых следует отнести введение территориального принципа, по которому должны формироваться действующие в сфере строительства СРО с 1 июля 2017 года.

Это означает, что подрядная организация имеет право вступать и состоять только в том объединении, которое зарегистрировано в том же субъекте РФ. Данное изменение имеет отношение исключительно к строительным подрядчикам, что не удивительно, так как далеко не в каждом регионе созданы собственные СРО изыскателей и проектировщиков.

В то же время, количество субъектов РФ без строительной саморегулируемой организации крайне мало. По состоянию на начало 2018 к подобным регионам относились: Чукотский АО и Еврейская АО. По правилам, установленным №372-ФЗ, подрядчики из этих субъектов получили право вступать в СРО, созданные в граничащих с ними регионах.

Главной целью подобного нововведения стала ликвидация многочисленных фиктивных СРО, которые принимали членов со всей страны. Многие из таких объединений, по сути, не осуществляли никакой деятельности, за исключением сбора взносов и выдачи выписок из реестра. Естественно, говорить в подобной ситуации о каких-либо контролирующих функциях было бы неправильным. После введения территориального механизма формирования отслеживать такие СРО стало намного проще, а многие из них практически сразу же прекратили деятельность.

Обязанность по участию в СРО

Вторым не менее важным нововведением №372-ФЗ стало изменений условий, при которых участие в СРО является обязательным для хозяйствующего субъекта. В указанном нормативном документе достаточно четко прописаны как случаи, когда требуется членство в профобъединении, так и ситуации, когда необходимость вступать в СРО отсутствует.

Кто должен вступать в СРО

По условиям нового ФЗ становиться членами СРО обязаны те участники строительной отрасли, которые планируют заниматься:

    подписанием договоров подряда и генерального подряда, сумма которых может превышать 3 млн. руб.;

    заключением прямых контрактов с организациями, эксплуатирующими ЗиС, техзаказчиками, инвесторами и застройщиками;

    участием в финансируемых с участием федерального бюджета программах путем сотрудничества с операторами в регионах. В качестве примера подобных проектов можно привести программу сноса и расселения жилья, которое признано аварийным или ветхим, а также программу капитального ремонта многоквартирного жилищного фонда;

    изысканиями, разработкой проекта или строительством, выступая одновременно и в роли заказчика;

    участием в различного рода госзакупках, которые организуются и осуществляются по №223-ФЗ и №44-ФЗ.

Одним из новшеств №372-ФЗ стал термин “технический заказчик”. Хозяйствующий субъект, который выступает в этой роли, также должен вступать в СРО. К числу наиболее важных функций, которыми обычно наделяется техзаказчик, относятся такие:

    подготовка и подписание договоров на проведение изысканий, разработку ПСД, осуществление работ по реконструкции, капремонту и строительству;

    предоставление заданий участникам реализации инвестиционного проекта, а также необходимых им для работы исходных документов;

    утверждение и согласование разработанной проектно-сметной документации;

    проверка и подписание текущей исполнительной и приемо-сдаточной документации;

    подготовка и сдача документов, требующихся для ввода построенного, реконструированного или отремонтированного объекта в эксплуатацию;

    другие задачи, исходя из требований законодательства и подписанного договора на осуществление функций техзаказчика.

Кто не должен вступать в СРО

От необходимости участия в профобъединении освобождены те хозяйствующие субъекты, которые являются:

    подрядчиками и субподрядчиками, осуществляющими деятельность по договорам, величина которых не превышает 3 млн. рублей;

    унитарными предприятиями, на половину и более принадлежащими государству. Это в равной степени касается как муниципальных, так и государственных УП;

    ГУПы и МУПы, которые выступают как техзаказчики или подрядчики и заключают договоры с госучреждениями, органами власти и корпорациями;

    физлицами, которые осуществляют строительство, реконструкцию или капремонт домов, которые относятся к индивидуальной жилой застройке;

    подрядчиками, ведущими любые виды работ на некапитальных постройках и сооружениях.

Приведенные выше условия участия и неучастия в СРО наглядно показывают, что большое число различных организаций, имеющих не очень серьезные обороты, после введения в действие №372-ФЗ освобождены от обязательного членства в профильных объединениях. Это утверждение в равной степени касается как непосредственно строителей, так и намного менее многочисленных проектировщиков и изыскателей.

Кроме того, заметно снижает бюрократическую нагрузку на работающие на строительном рынке хозяйствующие субъекты отмена допусков СРО, вместо которых были введены выписки из реестра СРО. Другими словами, теперь нет необходимости дополнительно оформлять документы, так как достаточно простого членства в профобъединении.

Формирование второго КФ

Наиболее заметным изменением, которое касается финансовой составляющей участия в СРО, является создание второго компенсационного фонда. По сути, правильнее говорить о разделении существующего КФ на две части, так как минимальная величина взноса, составляла ранее 300 тыс. рублей в один компфонд, а сейчас - аналогичную сумму, но уже в два КФ. При этом средства делятся таким образом: 100 тыс. рублей направляется в действующий и ранее КФ ВВ (возмещение вреда), а 200 тыс. рублей - во вновь создаваемый КФ ОДО (обеспечение договорных обязательств).

Важно отметить, что величина платежей определяется с учетом двух ключевых параметров - вида деятельности (для строительства установлены более серьезные взносы в компфонды, чем для изыскательства и проектирования, что вполне логично) и уровня ответственности, который зависит от максимальной суммы договоров, которые планирует заключать участник СРО.

Действующий размер выплат в оба вида КФ СРО в 2018 году для участников профобъединений представлен в нижеследующей таблице.

Исходя из приведенных выше данных, можно сделать несколько очевидных выводов. Во-первых, финансовая нагрузка, вызванная необходимостью создания КФ, на средние и мелкие подрядные организации не выросла. Более того, для компаний, заключающих договоры на сумму от 10 до 60 млн. рублей, она даже несколько снизилась - с 0,5 млн. руб. до 0,3 млн. руб.

Для всех более крупных участников рынка платежи резко, то есть в 3 раза, возросли. Именно этот момент признается большинством специалистов самым негативным нововведением №372-ФЗ.

Создание НРС

Последним важным новшеством, непосредственно затронувшим требования СРО к потенциальным членам, является создание двух НРС (Национальных реестров специалистов). Первый включает строительных специалистов, а второй - проектировщиков и изыскателей.

Теперь для вступления в СРО среди персонала организации-соискателя, помимо руководителя с высшим образованием и пятилетним стажем, должны находиться еще и, как минимум, 2 специалиста, включенных в НРС и работающих на постоянной основе. При этом следует учесть, что организация может как включать в реестр уже работающих в ней сотрудников, что не требует каких-то чрезмерно серьезных усилий, так и принять на работу уже состоящих в НРС специалистов.

Рассказать друзьям

Проводим электронный аукцион на проектные работы по капитальному ремонту здания. Н(М)ЦК 30 млн. руб. По результатам аукциона, победитель предложил стоимость в 10 млн. руб. При рассмотрении вторых частей заявок победителем была предложена выписка и реестра СРО с уровнем ответственности 25 млн.руб. Необходимо ли отклонить заявку в связи с тем, что НМЦК выше уровня ответственности победителя?

Ответ

Читайте в статье ответ на вопрос: Если при формировании технического задания не просим конкретные показатели на гвозди, нужно ли указывать страну происхождения гвоздей, и если просим конкретные показатели на краску, нужно ли указывать страну?

Нет, в случае, указанном в вопросе, у комиссии нет правовых оснований для отклонения заявки участника закупки. Так как цена контракта не превышает уровень ответственности подрядчика. Уровень ответственности считается исходя из предложенной цены контракта по результатам закупки.

С 1 июля 2017 года изменился состав документов, которые участники прилагают к своей заявке. Расскажем, для кого изменились документы и что теперь надо включать в заявку.

Свидетельства о допуске к отдельным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капстроительства с 1 июля не действуют. Вместо них заказчик должен потребовать от участника приложить к заявке выписку из реестра членов саморегулируемых организаций. Именно этот документ предоставляют теперь участники закупок на инженерные изыскания, подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капстроительства. Такое правило внесли в Градостроительный кодекс РФ поправки Закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ.

Выписка из реестра членов СРО понадобится, когда ИП и юрлица участвуют в госзакупках и закупках по Закону № 223-ФЗ.

Когда правило о требовании СРО не действует

Если закупку проводят на строительство, реконструкцию и капремонт и размер обязательств по контракту или договору не больше 3 млн рублей, членство в СРО не нужно. У заказчика в этом случае нет права требовать от участников выписку из реестра членов СРО.

Если НМЦК выше 3 млн рублей, то заказчику необходимо установить требование о членстве в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Устанавливайте его с учетом исключений, которые делает часть 2.2 статьи 52 ГрК РФ.

Членство в СРО не потребуется также в случаях из:

  • части 2.1. статьи 47 ГрК РФ — для закупок на инженерные изыскания;
  • части 4.1. статьи 48 ГрК РФ — для закупок на архитектурно-строительное проектирование.

Какие взносы делает участник

Члену саморегулируемой организации, который хочет участвовать в конкурентных закупках, надо уплатить:

1. взнос в компенсационный фонд возмещения вреда (далее — КФ ВВ);

2. взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (далее — КФ ОДО).

При этом КФ ОДО необходим только чтобы обеспечивать договорные обязательства членов СРО, которые заключают договоры на конкурсной основе. Значит формировать этот фонд необходимо только членам СРО, которые участвуют в конкурсных процедурах по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Для вашего удобства мы собрали в таблицы размеры взносов членов СРО.

Таблица 1. Размер взноса в КФ ВВ и КФ ОДО на одного члена СРО в области инженерных изысканий или в области архитектурно- строительного проектирования (ч. 10 и 11 ст. 55.16 ГрК РФ)

Таблица 2. Размер взноса в КФ ВВ и КФ ОДО на одного члена СРО в области строительства, реконструкции, капремонта объектов капитального строительства (ч. 12 и 13 ст. 55.16 ГрК РФ)

Рассмотрим на конкретном примере размер взносов в фонды для участия в закупках. Допустим, НМЦК закупки на работы по капремонту объекта капитального строительства составила 510 млн рублей. Победитель конкурентной закупки предложил цену 480 млн рублей. Тогда уровень ответственности в его выписке из реестра не может быть ниже второго уровня. Взнос, который победитель внес в КФ ВВ, должен быть как минимум 500 тыс. рублей, а минимальный взнос в КФ ОДО для него — 2,5 млн рублей.

Что делать заказчику

В документации о закупке надо указать, что цена, которую предложил участник, не может быть выше уровня ответственности в соответствии с взносами в фонды.

Чтобы проверить выписку участника из реестра, заказчик может направить в СРО запрос о достоверности данных. Ее должны предоставить заказчику в течение 3 рабочих дней, после того как поступил запрос.

Форму такой выписки утвердили приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58.

Что требовать от участников при закупке строительных и ремонтных работ

С 1 июля 2017 года заказчики должны учитывать изменения градостроительного законодательства, когда готовят документацию о закупке, - вместо свидетельства СРО требовать от участников выписку из реестра членов саморегулируемой организации. Расскажу подробно, какие единые и дополнительные требования установить к участникам при закупке строительных и ремонтных работ и для кого в законе предусмотрены исключения.

Единые требования

При любой закупке заказчик обязан установить к участникам закупки единые требования из Закона № 44-ФЗ. Какие единые требования установить, когда закупаете строительные и ремонтные работы, и как подтвердить, что участник отвечает требованиям, смотрите в таблице:

Требование к участнику Как подтвердить
Соответствует требованиям законодательства к лицам, которые выполняют строительные или ремонтные работы

Выписка из реестра членов СРО 1

п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Участник закупки - юрлицо не ликвидируется, арбитражный суд не признавал юрлицо или ИП банкротом, не открывал конкурсное производство

Декларация

п. 3 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Деятельность участника не приостановлена на дату, когда подали заявку

Декларация

п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

За прошедший календарный год у участника нет недоимки по налогам, сборам, задолженности по другим обязательным платежам, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов 2 . Данные берут из бухгалтерской отчетности за последний отчетный период

Декларация. Примите заявку, если участник подал заявление об обжаловании недоимки или задолженности и решения по заявлению на дату рассмотрения заявки еще нет

п. 5 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Гражданина, руководителя, члена коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера организации не судили за экономические преступления, не лишили права занимать должность и заниматься строительными или ремонтными работами, не дисквалифицировали

Декларация

п. 7 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Участника закупки - юрлицо в течение двух лет до подачи заявки не штрафовали за взятку или коммерческий подкуп

Декларация

п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Между участником закупки и заказчиком нет конфликта интересов

Декларация

п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Участник закупки - не офшорная компания

Выписка из ЕГРЮЛ

п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

2 Исключение - суммы, на которые предоставили отсрочку, рассрочку, инвестиционный налоговый кредит, деньги, которые реструктурировали, по которым есть решение суда, что заявитель расплатился, а также суммы, безнадежные к взысканию.

Декларацию о том, что участник отвечает единым требованиям, и выписку из реестра членов СРО подают в составе заявки.

В каком случае требовать СРО

Когда закупаете работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и НМЦК превышает 3 млн руб., установите требование, что участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации. Исключение - случаи, когда членство СРО не нужно согласно части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ. Пропишите в документации о закупке, что участники должны подтвердить членство СРО. Потребуйте, чтобы в составе заявки участники представили выписку из реестра членов СРО. Правила работают с 1 июля 2017 года - статьи 46.8, 52, 55.17 Градостроительного кодекса РФ.

Форму выписки из реестра членов СРО установил Ростехнадзор. Чтобы проверить, достоверна ли информация из выписки, запросите данные об участнике у саморегулируемой организации. По просьбе заинтересованного лица организация обязана представить выписку из реестра членов СРО в течение трех рабочих дней с даты, когда поступил запрос. Срок действия выписки - один месяц с даты, когда документ выдали (ч. 4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса РФ).

Если НМЦК меньше 3 млн руб., требовать, чтобы участник закупки был членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, нельзя (ч. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).

Если требуете выписку из реестра членов СРО, установите в документации о закупке два требования.

Требование 1. Саморегулируемая организация должна быть зарегистрирована в том же субъекте, что и участник.

Обоснование: членами саморегулируемой организации могут быть только ИП и юрлица, которые зарегистрированы в том же субъекте РФ, в котором зарегистрирована СРО. Региональный принцип членства в СРО на проектировщиков и изыскателей не распространяется. Об этом сказано в части 3 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ.

Требование 2. Ценовое предложение участника не должно превышать уровень ответственности члена СРО из выписки. Речь идет об ответственности по обязательствам по договорам строительного подряда, которые заключают в результате конкурентных процедур. В зависимости от уровня ответственности член СРО вносит взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Обоснование: в реестре членов СРО указывают сведения об уровне ответственности участника, в соответствии с которым член внес взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Речь идет об ответственности по обязательствам по договорам подряда на инженерные изыскания, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, которые заключают в результате конкурентной закупки. Перечисленную информацию включают и в выписку из реестра членов СРО (п. 5 ч. 2 ст. 55.17 Градостроительного кодекса РФ).

Похожие статьи

© 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.