Офшорные компании - это что такое? Как проверить, является ли компания офшорной? Офшорные компании и госзакупки Проверить оффшорную компанию 44 фз.

Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 27, ст. 3480; N 52, ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; N 30, ст. 4225; N 48, ст. 6637; N 49, ст. 6925; 2015, N 1, ст. 11, 51, 72; N 10, ст. 1418; N 14, ст. 2022; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 30 июня 2015 года, N 00012015063000082; 1 июля 2015 года, N 0001201507010036) следующие изменения:

1) пункт 4 статьи 3 после слов "происхождения капитала" дополнить словами ", за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания),";

2) в статье 14:

а) в части 4 слова "установлены запрет, ограничения" заменить словами "установлен запрет";

б) дополнить частью 6 следующего содержания:

"6. Нормативными правовыми актами, предусмотренными частями 3 и 4 настоящей статьи и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара в соответствии с частью 7 статьи 95 настоящего Федерального закона.";

3) в статье 31:

а) часть 1 дополнить пунктом 10 следующего содержания:

"10) участник закупки не является офшорной компанией.";

б) часть 8 изложить в следующей редакции:

"8. Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.";

г) дополнить частью 8.2 следующего содержания:

"8.2. Заказчик проверяет соответствие участника запроса котировок, с которым заключается контракт, требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи, при заключении контракта.";

4) в части 15 статьи 34 слова "40 и 41" заменить словами "40, 41, 44 и 45";

(см. текст в предыдущей редакции)

6) статью 73 дополнить частью 3.1 следующего содержания:

"3.1. Участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, считается представившим заказчику информацию о своем соответствии требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.";

7) часть 11 статьи 78 после слов "подписанный контракт" дополнить словами "и выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица)";

8) статью 80 дополнить частью 5.1 следующего содержания:

"5.1. Участник предварительного отбора, подавший заявку на участие в предварительном отборе, считается представившим заказчику информацию о своем соответствии требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.";

9) в статье 93:

а) в части 1:

Дополнить пунктом 44 следующего содержания:

"44) закупка государственными и муниципальными библиотеками, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, государственными и муниципальными научными организациями услуг по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации;";

Дополнить пунктом 45 следующего содержания:

"45) закупка государственными и муниципальными библиотеками, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, государственными и муниципальными научными организациями услуг по предоставлению права на доступ к информации, содержащейся в документальных, документографических, реферативных, полнотекстовых зарубежных базах данных и специализированных базах данных международных индексов научного цитирования у национальных библиотек и федеральных библиотек, имеющих научную специализацию. При этом цена такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.";

В России продолжается неравный бой с офшорами. Насколько эта битва успешна, мы сейчас выяснять не станем. Нас больше интересует, как она отражается на системе госзакупок.

Закон о контрактной системе в редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 227-ФЗ получил весьма интересную новую норму, касающуюся допуска к участию в российском госзаказе офшорных компаний. (Обзор редакций 44-ФЗ можно найти .

Как известно, до недавнего времени понятие участника закупки было максимально широким, позволяющим в общем случае приходить на рынок российского госзаказа физическим и юридическим лицам со всего света. Да, по факту «иностранец» не мог поучаствовать в закупках в электронной форме из-за проблем с получением электронной подписи, однако де-юре доступ к госзакупкам был открыт для представителей всех стран.

Вступила в силу новая редакция п. 4 ст. 3 44-ФЗ, исключившая из числа участников закупки юридические лица, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях. Выделены новые положения статьи:

4) участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;

Часть 1 ст. 31 была дополнена лаконичным пунктом 10:

10) участник закупки не является офшорной компанией.

Интересно, что запретительные нормы были оформлены не только как требование к участникам, но и как исключение из самого понятия «участник». Вы с Каймановых островов? Вы теперь вообще не участник закупки! Такое построение норм, на мой вкус, является избыточным: участник не может быть офшорной компанией, а офшорная компания - участником.

Были введены механизмы реализации мер по блокированию участия офшоров в закупках. Механизмы получились различными в зависимости от способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс.

Участник закупки.

Комиссия заказчика.

Обязана проверять, что участник - не офшорная компания (см. ч. 8 ст. 31 44-ФЗ в новой редакции):

Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации.

Заказчик.

Электронный аукцион.

Участник закупки.

Ни подавая заявку, ни когда-либо ещё, не декларирует и никак не подтверждает, что он - не офшорная компания.

Комиссия заказчика.

Вправе проверять, что участник - не офшорная компания (см. ч. 8 ст. 31 44-ФЗ в новой редакции):

Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7 - 9 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

Заказчик.

Вправе, как и ранее, проверить и установить, что участник не соответствует требованию или представил недостоверные сведения о соответствии. Последствия - см. ч. 15 ст. 95 закона.

Оператор площадки.

На Оператора возложена новая функция по проверке соответствия участника требованиям. Ранее Оператор в силу закона о КС не проверял соответствие никаким требованиям. Статья 31 44-ФЗ дополнена частью 8.1:

8.1. Оператор электронной площадки проверяет соответствие участника электронного аукциона требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи, при его аккредитации на электронной площадке.

При этом расширен перечень оснований для отказа в аккредитации:

Оператор электронной площадки обязан отказать участнику электронного аукциона в аккредитации в случае непредоставления им документов и информации, указанных в части 2 настоящей статьи, или предоставления документов, не соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также в случае, если такой участник является офшорной компанией.

У всех уже аккредитованных на ЭП участников, являющихся офшорными компаниями, должна была быть прекращена аккредитация. Это тоже функция оператора ЭП (см. ч. 2 ст. 2227-ФЗ):

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона оператор электронной площадки прекращает действие аккредитации на электронной площадке участника закупки, не соответствующего требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона). При этом прекращается блокирование денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.

Запрос котировок.

Участник закупки.

Подавая заявку, отдельно не декларирует и никак не подтверждает, что он - не офшорная компания. Более того, сам факт подачи заявок признаётся декларированием (см. ч. 3.1. ст. 73 44-ФЗ):

3.1. Участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, считается представившим заказчику информацию о своем соответствии требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Однако на участника закупки возложена обязанность по подтверждению соответствия требованию при заключении контракта. Статья 79 дополнена ч. 11:

В случае, если победитель запроса котировок не представил заказчику подписанный контракт и выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок, надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица) в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.

Таким образом, при проведении запроса котировок подтвердить, что ты не являешься офшорной организацией, наиболее трудно. Стоит обратить внимание на то, что прямо не названо, в какой форме предоставляется выписка или её копия. Формально выписка уже не относится к заявке, поэтому может быть представлена в любой форме, в том числе электронной. Также вовсе не обязательно одновременно представлять выписку и подписанный контракт. Важно, чтобы это было сделано в отведённые сроки.

Комиссия заказчика.

Вправе проверять, что участник - не офшорная компания (см. ч. 8 ст. 31 44-ФЗ в новой редакции).

Заказчик.

Обязан признавать участника уклонившимся от заключения контракта в случае непредоставления выписки.

Вправе, как и ранее, проверить и установить, что участник не соответствует требованию или представил недостоверные сведения о соответствии. Последствия - см. ч. 15 ст. 95 закона.

Запрос предложений.

Участник закупки.

Так как требования к составу заявки по-прежнему прямо законом не регулируются, то заказчик вправе установить те или иные требования к документам, сведениям, подтверждающим соответствие требованию.

Комиссия заказчика.

Заказчик.

Вправе, как и ранее, проверить и установить, что участник не соответствует требованию или представил недостоверные сведения о соответствии. Последствия - см. ч. 15 ст. 95 закона.

Предварительный отбор.

Участник закупки.

Подавая заявку, отдельно не декларирует и никак не подтверждает, что он - не офшорная компания. Более того, сам факт подачи заявок признаётся декларированием (см. ч. 5.1. ст. 80 44-ФЗ):

5.1. Участник предварительного отбора, подавший заявку на участие в предварительном отборе, считается представившим заказчику информацию о своем соответствии требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

При заключении контракта действуют нормы, аналогичные простому запросу котировок. Таким образом, офшорная компания может оказаться среди участников предварительного отбора, пройти его и попасть в перечень поставщиков.

Заказчик.

Аналогично обычному запросу котировок.

Закрытые конкурсы.

Аналогично открытому конкурсу.

Закрытый аукцион.

Участник закупки.

Каких-либо новаций введено не было. Участник по-прежнему представляет копию выписки из ЕГРЮЛ в составе заявки (см. пп. б) п. 1 ч. 2 ст. 88 закона).

Комиссия заказчика.

Обязана проверять, что участник - не офшорная компания (см. ч. 8 ст. 31 44-ФЗ в новой редакции).

Теперь несколько вопросов относительно применения новых норм.

Что это за офшоры такие?

В силу налогового законодательства России офшорные зоны - это государства и территории, предоставляющие льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающие раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций.

К таким зонам в силу приказа Минфина России от 13.11.2007 № 108н относятся:

Ангилья;
Княжество Андорра;
Антигуа и Барбуда;
Аруба;
Содружество Багамы;
Королевство Бахрейн;
Белиз;
Бермуды;
Бруней-Даруссалам;
Республика Вануату;
Британские Виргинские острова;
Гибралтар;
Гренада;
Содружество Доминики;
Китайская Народная Республика: Специальный административный район Гонконг (Сянган);
Специальный административный район Макао (Аомынь);
Союз Коморы: остров Анжуан;
Республика Либерия;
Княжество Лихтенштейн;
Республика Маврикий;
Малайзия: остров Лабуан;
Мальдивская Республика;
Республика Маршалловы Острова;
Княжество Монако;
Монтсеррат;
Республика Науру;
Кюрасао и Сен-Мартен (нидерландская часть);
Республика Ниуэ;
Объединенные Арабские Эмираты;
Острова Кайман;
Острова Кука;
Острова Теркс и Кайкос;
Республика Палау;
Республика Панама;
Республика Самоа;
Республика Сан-Марино;
Сент-Винсент и Гренадины;
Сент-Китс и Невис;
Сент-Люсия;
Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии: Остров Мэн;
Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни);
Республика Сейшельские Острова.

Будет ли являться участником закупки компания, зарегистрированная в РФ (или иной стране, не относящейся к оффшорным зонам), учредителем (участником, акционером) которой является офшорная компания?

Да, будет. По-прежнему отсутствуют ограничения, накладываемые на место происхождения капитала. То есть, офшорная компания, «выгнанная» из российского госзаказа, сможет стать учредителем российской компании, а эта «дочка» в свою очередь сможет принять участие в закупках на общих основаниях.

Может ли физическое лицо, являющееся гражданином государства, офшорной зоны, быть участником закупки?

Да, так как ограничения наложены лишь на юридические лица. Так что ждём наплыва заявок от граждан Сан-Марино и Маврикия)).

А что с представительствами офшорных компаний?

А вот для них вход закрыт: представительство в силу ГК РФ не является юридическим лицом и действует от имени юридического лица. Поэтому запрет будет работать.

Как комиссии или заказчику проверить, не является ли участник офшорной компанией?

Обладая информацией о месте нахождения участника, сделать это довольно просто - достаточно изучить названный выше Приказ МинФина РФ. Также заинтересованные лица могут направить запрос в Налоговую службу, которая ведёт Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц (см. Приказ ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/683@).

Как поступить с контрактами, уже заключенными с офшорными компаниями?

Они сохранят свою силу и будут исполняться в общем порядке.

Теперь посмотрим на официальном сайте в реестре контрактов, есть ли контракты, заключенные ранее с офшорными компаниями. По всему перечню стран обнаружилась 81 запись, но все они - это неточности сайта. Разочарование. Где же миллиарды, утёкшие на остров Кука?

Бизнес - штука сложная. И жестокая. В мире денег, сделок и деловых костюмов существуют сотни ловушек, грозящих предпринимателю разорением. Ярким примером таковых служит сотрудничество легальных фирм с офшорными компаниями. Почему подобное партнерство опасно, к чему конкретно оно может привести и как избежать данной проблемы? Именно эти вопросы и будут рассмотрены в данной статье.

Базовая информация.

«Офшорами » в нашей стране называют те предприятия, которые были зарегистрированы в государствах с льготным налогообложением. Например - в Кипре, Сингапуре, на Виргинских островах и т.д. Характерными чертами финансовой политики большинства подобных держав являются:

1) Минимальное количество налогов;
2) Отказ от походного налога. Иными словами -предприниматель выплачивает строго фиксированную суму в пользу бюджета офшорной страны. Вне зависимости от размеров собственного дохода.

Суть проблемы.

Казалось бы - что плохого в сотрудничестве с компанией, которая зарегистрирована в государстве со столь лояльной финансовой политикой? На первый взгляд ничего. Но если присмотреться к данному вопросу более внимательно, можно обнаружить множество «но». Во-первых - подобные фирмы так или иначе обманывают собственное государство, лишая его законных доходов. Что, естественно, вселяет подозрения.

Во-вторых - многие офшоры сохраняют полную конфиденциальность финансовых дел своих вкладчиков. То есть компании, зарегистрированные в таких странах часто имеют связь с криминалитетом и используют «грязный капитал». Проверить их честность или узнать, откуда же они взяли деньги не предоставляется возможным.

В-третьих - судится с офшорной компанией не просто сложно, а невероятно тяжело. Ведь поданный иск будет рассматриваться в другой стране. Давайте подумаем - много ли в РФ специалистов, которые хорошо разбираются в международном законодательстве и имеют опыт в подобной сфере? Конечно же - нет. Соответственно и стоимость их услуг находится на стабильно высоком уровне.

Стоит отметить, что подобные иски рассматриваются очень долго. К тому же многие из них отклоняются из-за неправильно оформленных документов. Наконец - во многих государствах действует закон, согласно которому проигравшая в суде сторона оплачивает юридические издержки (стоимость работы адвокатов и прочее).

Как определить, офшорная фирма или нет?

В случае, если вы желаете узнать интересующую вас информацию не привлекая специалистов со стороны, вам рекомендуется:

1) Изучить всю опубликованную информацию о вашем потенциальном партнере;
2) Направить запрос в различные службы государства для получения ценных данных;
3) Махнуть рукой на это дело и обратится за помощью к профессионалам.

Существует много веских аргументов, говорящих в пользу того, что самостоятельное определение «офшорности » фирмы - это глупость. Вот несколько из них:

1) Данный процесс займет много времени;
2) Никто не гарантирует, что оно не будет потрачено впустую;
3) Многие ответы можно получить лишь имея нужные знакомства и доступ туда, куда обычных граждан не пускают;
4) Сотрудничество с профессионалами выгоднее с финансовой стороны.

О каких «специалистах» идет речь и что конкретно они могут предложить предпринимателю?

Ныне существует немало интернет-фирм, чья деятельность связана с поиском информации и ее анализом. Некоторые данные они берут из открытых источников, другие же достаются им благодаря нужным знакомствам, лазейкам в законодательстве и т.д.

Что конкретно предлагают компании данного типа?

Широкий спектр информации касательной той или иной фирмы. С их помощью можно получить данные касательно ее:

1) Размера уставного капитала;
2) Благонадежности;
3) Рентабельности;
4) Ликвидности;
5) Связи с другими предприятиями;
6) Бухгалтерского баланса;
7) Истории;
8) Руководства.
И многого другого.

Насколько надежны подобные компании?

Все зависит от конкретного исполнителя. Но в 90 % случаев в данных, предоставленных ими, сомневаться не приходится.

Подводя итоги.

Определить «офшорность » той или иной компании своими силами практически невозможно. Или, по крайней мере, сложно и дорого. Но если вы твердо решили проверить своего будущего партнера, выход есть - вы можете обратится к специалистам со стороны.

Налоговая выгода — уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета (Постановление ВАС РФ от 12.10.2006 года № 53). Офшорные компании — фирмы, зарегистрированные в офшорных зонах, которые могут ставить цель получения необоснованной налоговой выгоды.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы .

В случае, если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, установленная налоговая ставка 0% (подпункт 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ) применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны ).

Оффшорная компания как участник закупки — юридическое лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).

Частью 8 статьи 10 установлено, что Комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пункте 1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, и в отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 — 5, 7 — 9 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи .

То есть законодательно закреплено, что комиссия не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям.

Согласно Письма Приморского УФАС России от 28.03.2016 года № 2042/03 — Закон № 44-ФЗ запрещает участие в закупке юридическим лицам, местом регистрации которых является включенные в вышеназванный перечень государство или территория. Каких-либо оговорок относительно учредителей (оффшорных компаний) зарегистрированных на территории РФ юридических лиц Закон N 44-ФЗ не содержит. Следовательно, Закон № 44-ФЗ к оффшорным не относит компанию, которая зарегистрирована и поставлена на налоговый учет на территории РФ, но единственным участником (учредителем) является иностранная компания (на территории офшорной зоны).

Оффшорные зоны в сфере налогообложения

В Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) (утв. Приказом Минфина России от 13.11.2007 года № 108н) входят:

  1. Ангилья;
  2. Княжество Андорра;
  3. Антигуа и Барбуда;
  4. Аруба;
  5. Содружество Багамы;
  6. Королевство Бахрейн;
  7. Белиз;
  8. Бермуды;
  9. Бруней-Даруссалам;
  10. Республика Вануату;
  11. Британские Виргинские острова;
  12. Гибралтар;
  13. Гренада;
  14. Содружество Доминики;
  15. Китайская Народная Республика:
  • Специальный административный район Макао (Аомынь);
  1. Союз Коморы:
  • остров Анжуан;
  1. Республика Либерия;
  2. Княжество Лихтенштейн;
  3. Республика Маврикий;
  4. Малайзия:
  • остров Лабуан;
  1. Мальдивская Республика;
  2. Республика Маршалловы Острова;
  3. Княжество Монако;
  4. Монтсеррат;
  5. Республика Науру;
  6. Кюрасао и Сен-Мартен (нидерландская часть);
  7. Республика Ниуэ;
  8. Объединенные Арабские Эмираты;
  9. Острова Кайман;
  10. Острова Кука;
  11. Острова Теркс и Кайкос;
  12. Республика Палау;
  13. Республика Панама;
  14. Республика Самоа;
  15. Республика Сан-Марино;
  16. Сент-Винсент и Гренадины;
  17. Сент-Китс и Невис;
  18. Сент-Люсия;
  19. Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии:
  • Остров Мэн;
  • Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни);
  1. Республика Сейшельские Острова.

Оффшорные зоны в банковской сфере

Указанием Банка России от 07.08.2003 года № 1317-У утвержден список государств и территорий, где расположены офшорные зоны. Список подразделяется на три группы. Первая — самая респектабельная. Вторая — менее надежная и третья — требующая серьезной перестраховки.

Группа Наименование
Первая группа Отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии:
- Нормандские острова (о-ва Гернси, Джерси, Сарк);
- о-в Мэн
Первая группа Ирландия (Дублин, Шеннон)
Первая группа Республика Мальта
Первая группа Китайская Народная Республика (Гонконг (Сянган))
Первая группа Швейцарская Конфедерация
Первая группа Республика Сингапур
Первая группа Республика Черногория
Первая группа Княжество Лихтенштейн
Вторая группа Антигуа и Барбуда
Вторая группа Содружество Багамы
Вторая группа Барбадос
Вторая группа Государство Бахрейн
Вторая группа Белиз
Вторая группа Бруней - Даруссалам
Вторая группа Зависимые от Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии территории:
- Ангилья;
- Бермуды;
- Британские Виргинские о-ва;
- Монтсеррат;
- Гибралтар;
- Теркс и Кайкос;
- Острова Кайман
Вторая группа Гренада
Вторая группа Республика Джибути
Вторая группа Содружество Доминики
Вторая группа Китайская Народная Республика (Макао (Аомынь))
Вторая группа Республика Коста-Рика
Вторая группа Ливанская Республика
Вторая группа Республика Маврикий
Вторая группа Малайзия (о. Лабуан)
Вторая группа Мальдивская Республика
Вторая группа Княжество Монако
Вторая группа Нидерландские Антилы
Вторая группа Новая Зеландия:
- Острова Кука;
- Ниуэ
Вторая группа Объединенные Арабские Эмираты (Дубаи)
Вторая группа Португальская Республика (о. Мадейра)
Вторая группа Независимое Государство Западное Самоа
Вторая группа Республика Сейшелы
Вторая группа Сент-Китс и Невис
Вторая группа Сент-Люсия
Вторая группа Сент-Винсент и Гренадины
Вторая группа США:
- Виргинские о-ва США;
- Содружество Пуэрто-Рико;
- штат Вайоминг;
- штат Делавэр
Вторая группа Королевство Тонга
Вторая группа Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка
Вторая группа Республика Палау
Третья группа Княжество Андорра
Третья группа Исламская Федеральная Республика Коморы:
- Анжуанские о-ва
Третья группа Аруба
Третья группа Республика Вануату
Третья группа Республика Либерия
Третья группа Республика Маршалловы Острова
Третья группа Республика Науру

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье мы с вами разберемся с таким известным понятием, как “оффшор”. Сам термин слышали многие участники закупок, а вот что это такое и каким образом работает, знают далеко не все. Также в п.10 ч.1 ст.31 44-ФЗ установлено требование к участникам закупок, в котором сказано, что участник не должен являться оффшорной компанией. В связи с этим предлагаю вам разобраться с этим понятием как можно подробнее. Вы готовы? Тогда вперед!

1. Что такое оффшор?

Такое понятие как “оффшоры”/“оффшорный” имеет скорее экономико-географическую направленность, нежели юридическую, так как закона об оффшорах в России нет.

Что же такое “оффшоры” простыми словами? Это компании, зарегистрированные в странах, предоставляющих льготные условия, а именно отсутствие или минимальную процентную ставку по налогам и другим сборам.

Оффшорная юрисдикция — это страна, в которой законодательно утверждено предоставление компаниям, зарегистрированным на ее территории, льгот или полной отмены уплаты налогов, а также отсутствует подача отчетности в органы бухгалтерского и налогового учета.

Надо отметить, что освобождение от различных выплат оффшорной компании по месту так называемой “прописки” не освобождает ее от данных обязанностей по месту фактического присутствия.

Оффшор в переводе с английского языка “off shore” означает “вне границы”. Часто можно встретить написание данного понятия с одной буквой “ф” — это не является ошибкой, но в бизнес-сообществе принято употреблять с двойной буквой.

Вообще, понятие “оффшор” имеет довольно-таки длительную историю становления. Еще в древние времена торговцы вывозили свой товар за пределы городов проживания и реализовывали его на других территориях, где налоги были ниже.

Впервые в юридической практике понятие оффшоры было употреблено во второй половине 20-го века. В одной из газет Великобритании данным словом окрестили успешную деятельность фирмы, которая перенесла свои активы в другую страну.

Российский бизнес получил доступ к оффшорным зонам в 1991 году после развала СССР. В это время в России появился первый представитель оффшорного бизнеса из Швейцарии.

Оффшорные юрисдикции имеют несколько видов и отличаются друг от друга рядом параметров:

  • удобство работы с компанией (требования по составу директоров и учредителей, к уставному капиталу, расходам, связанным с созданием, содержанием и обслуживанием компании);
  • основание освобождения от уплаты налогов (полное отсутствие налогов в соответствии с законодательством, налоги на доходы, полученные на территории данных государств и так далее);
  • репутация юрисдикции (наличие страны в различных черных списках, соответствие международному праву, доступности информации о компании и учредителях и др.);
  • стабильность законодательства.

Несмотря на то, что мировое законодательство в данной сфере ужесточило контроль над оффшорными компаниями, данный вид ведения бизнеса не перестает пользоваться популярностью. Таким образом, в данном пункте статьи мы рассмотрели с вами, что означает оффшор и зачем нужны оффшоры.

2. Плюсы и минусы открытия или покупки готовых оффшоров

Понятие “оффшоры” уже стабильно вошло в нашу жизнь. Многие считают, что открытие такого рода компании является самым оптимальным вариантом. Плюсы и минусы открытия оффшора можно рассмотреть как с точки зрения регистрации новой компании, так и с точки зрения покупки уже готовой. Давайте рассмотрим обе ситуации.

Итак, в случае первоначальной регистрации оффшоров существуют следующие положительные и отрицательные стороны.

Положительные стороны

  • открыть оффшор можно за 2-3 дня, при этом не надо ехать в страну юрисдикции;
  • низкий процент налогов или полное отсутствие;
  • отсутствие ограничений на вывоз/ввоз валюты;
  • ведение бизнеса на международном рынке, как правило, ведет к ускорению темпов роста;
  • полная закрытость информации о владельцах компании;
  • минимальные затраты на открытие оффшорной компании;
  • наличие доверенного управляющего;
  • большой выбор форм ведения коммерческой деятельности.

Отрицательные стороны

  • сложность в оформлении кредитов на оффшорную компанию;
  • сама по себе регистрация оффшора займет не более 2-3 дней, но вы не сможете начать деятельность пока не получите “на руки” оригиналы документов. Как правило, пересылка займет 2-3 недели;
  • крупные солидные компании не особо доверяют оффшорам;
  • в текущий период в странах Евросоюза имеется повышенное внимание к такого рода компаниям, но если вести легальную деятельность, никакие проверки не будут страшны.

Таким образом, плюсов гораздо больше, чем минусов в случае с регистрацией новой фирмы в оффшоре.

Теперь предлагаю рассмотреть положительные и отрицательные стороны покупки уже готовых оффшоров. В данном вопросе сложно составить сравнительную таблицу, поэтому предлагаю рассматривать поэтапно.

Самый простой и быстрый способ стать владельцем оффшорной компании это купить уже готовую. Данного рода компании еще называют полочными и преимуществом является то, что все юридические аспекты уже пройдены, поэтому вам не придется ждать днями и неделями. Агент, оказывающий услуги, как правило, заранее регистрирует компанию, выбирает название и номинальных директоров. При совершении покупки готовой фирмы все бумаги просто переоформляются, что позволяет сократить сроки.

Помимо быстроты оформления есть еще момент длительности существования компании. На бумагах такого рода оффшор может существовать достаточно большое количество времени и не иметь никаких нареканий со стороны проверяющих органов, информация о том, когда вы стали владельцем скрыта абсолютно от всех, таким образом, можно купить готовый оффшор с уже положительной “наработанной годами” репутацией.

Но помимо положительных сторон покупки готовой компании, есть и негативные.

Исключать момент, что на уже готовом оффшоре нет долговых обязательств нельзя, даже если она существует всего лишь несколько дней. Проверить такого рода информацию тоже крайне сложно. Единственным гарантом может выступить только юридическая компания, организующая сделку купли-продажи оффшора.

Также еще один момент, который может оттолкнуть от покупки компании в оффшоре это уже имеющееся название, которое невозможно изменить. Для многих данный момент является принципиальным.

Ну и наконец, последним, но отнюдь не простым негативным моментом в покупке зарегистрированного оффшора является сделка с агентом, который как бы продает вам уже готовую оффшорную компанию, а на деле он не имеет ее в наличие. Сначала агент находит покупателя, потом регистрирует новую компанию на себя, а затем регистрирует ее на вас. Таким образом, самое главное преимущество — быстрота оформления, абсолютно теряется.

Вот основные плюсы и минусы регистрации оффшоров.

3. Как зарегистрировать оффшор?

Налоговые и страховые выплаты неизменно растут, при этом все чаще возникает вопрос: “Как открыть оффшорную компанию?”. Мировое законодательство хоть и ужесточает свое отношение к оффшорам, тем не менее, зарегистрировать фирму в другой стране вполне реально.

Чаще всего для того, чтобы открыть оффшор российские бизнесмены прибегают к услугам посредников. Это сокращает время самой процедуры, так как опытные специалисты знают, как все провернуть. Также стоимость данной услуги, как правило, оправдывается. Здесь важно понимать, что предприниматель получает гарантии и уверенность в том, что все будет сделано грамотно, четко и быстро.

В случае если предприниматель хочет избежать переплат, можно попробовать осуществить данную процедуру самостоятельно. В каждой оффшорной юрисдикции вполне понятно сформулировано описание процедуры регистрации. Главное и первостепенное — это грамотный выбор “налоговой гавани” с оптимальными условиями. Важно оценить степень конфиденциальности и ограничения на занятие коммерческой деятельностью.

Для того чтобы открыть компанию в стране оффшоре нужно выбрать оригинальное название, после чего или обратиться за помощью к фирме-посреднику или собрать пакет документов самостоятельно и направить его в регистрирующий орган.

После того, как будет вынесено положительное решение, оффшорную компанию внесут в официальный реестр, а оригиналы документов будут получены “на руки”, можно начинать вести деятельность. Важно понимать, что на любой стадии регистрации вам может понадобиться грамотная консультация и оценка опытного юриста.

Ниже вам будет представлен список стран оффшоров с примерной стоимостью регистрации, номинального сервиса и ежегодных платежей. Обращаю ваше внимание, что данные цифры не являются точными.

Помимо представленных выше стран, также странами-оффшорами являются Каймановы острова (стоимость регистрации составит 7500 долларов США), Шотландия (стоимость регистрации составит 2500 долларов США), Люксембург (стоимость регистрации составит 23200 долларов США) и др.

4. Основные возможности использования оффшоров

В данном пункте статьи проще было конечно использовать понятие “схемы” использования оффшоров, но считаю, что оно больше подходит к нелегальным видам деятельности. Поэтому предлагаю рассмотреть основные возможности, которые открываются при использовании компаний в оффшорной зоне.

  1. Организация экспортно-импортных отношений. Данный вариант может облегчить выход вашей продукции, товаров и услуг на международный рынок.
  2. Создание крупной холдинговой компании, занимающейся денежными, производственными и прочими активами. В связи с тем, что информация об оффшоре полностью скрыта, это дает большую возможность для развития холдинга.
  3. Создание страховой компании, банка и другого финансового института. Компании с большими активами, как правило, как никакие другие заинтересованы в фискальных льготах.
  4. Оформление оффшорной компанией какого-либо крупного дорогостоящего имущества (яхта, судно, самолет и так далее). Судно под флагом международной компании дает огромное количество финансовых, а иногда и политических возможностей.
  5. Авторскую и интеллектуальную собственность можно зарегистрировать на оффшор.
  6. Финансовые фонды в оффшорных зонах чаще всего создают крупные бизнесмены, уходящие в тень с мирового рынка.
  7. Для тех, кто занимается бизнесом во всемирной сети Интернет, самая лучшая форма ведения бизнеса — это оффшор. Невозможность соотнести к какой-либо территории и отследить конкретную географию деятельности делает оффшорную компанию практически неуязвимой.

Это далеко не все возможности, которые открывает оффшор для ведения бизнеса. Все зависит от направления планируемой деятельности, а также от страны, в которой производится регистрация оффшора.

В следующем пункте статьи мы остановимся на самых часто задаваемых вопросах, так или иначе связанных с деятельностью оффшоров.

5. Часто задаваемые вопросы

Как открыть счет в оффшоре?

Оффшорный банковский счет — это гарантия вашей уверенности в завтрашнем дне, безопасности ваших активов. Для того чтобы открыть счет не нужно прилагать сверх усилий, достаточно выбрать удобный и подходящий для вас банк, собрать и отправить необходимые документы.

Конечно, есть доля риска. Достаточно вспомнить Кипрский кризис 2014 и 2015 годов, когда все активы, в том числе и иностранных граждан и компаний были заморожены, но, согласитесь, размещая финансовые средства в Российских банках, вы точно также не застрахованы от такого рода инцидентов.

Важно понимать разницу в понятиях между оффшорным банком и банком в оффшорной зоне.

Оффшорным банком, по сути, является любой банк за пределами государства вашего проживания и прописки. Банком в оффшорной зоне является финансовое учреждение, зарегистрированные и/или находящиеся в странах с льготными налоговыми ставками или полным их отсутствием. Как правило, в такого рода банках намного выше процентные ставки по вкладам и более дешевое обслуживание, но не меньшая надежность, чем у других.

В любом случае, важно знать, что вся информация о вас в такого рода финансовых учреждениях полностью скрыта.

Открыть счет в банках в оффшоре на компанию будет немного сложнее, так как такие серьезные учреждения дорожат своей репутацией и проводят тщательную проверку своих клиентов.

Ликвидация ООО через оффшор

Ликвидация через оффшор — это удобный способ сократить долги компании перед государством, а также возможность законно “откосить” от непогашенных кредитов. Данный метод является полностью законным при условии соблюдения всех юридических норм. Естественно, ликвидация ООО через оффшор несет в себе риски, но их можно избежать при помощи привлечения грамотной команды юристов.

Заработок на оффшорах

В предыдущих пунктах статьи я уже подробно описал, как работают оффшоры, как зарегистрировать такую компанию. Ответ на данный вопрос носит, скорее всего, характер вывода из всего вышесказанного. Заработать на оффшорах можно путем сокращения налоговых выплат компании. Если у вас планируется большой оборот денежных средств, то сумма за регистрацию и содержание оффшора очень быстро вернется вам в виде сокращения издержек на налоги и другие выплаты в бюджет. Список оффшоров, а точнее стран с примерной стоимостью обслуживания представлен выше.

Где и как купить оффшор?

Купить готовый оффшор можно в специализированной компании. Достаточно ввести в поиск браузера “купить оффшор” и перед вами сразу же появится достаточно большой перечень российских компаний, предоставляющих такие услуги.

6. Выводы

Таким образом, не стоит бояться оффшоров, так как это вполне реальный способ ведения бизнеса и сокращения большого количества затрат. Очень рекомендую вам перед тем, как бросаться в омут с головой и самостоятельно начинать собирать документы, составить подробный и провести для того чтобы провести полный анализ рисков и выгод и в дальнейшем не прогореть.

На этом моя статья подошла к концу. Теперь вы знаете практически все про оффшоры и оффшорные зоны. Надеюсь, что данный материал был для вас полезен. Удачи вам и до новых встреч на страницах сайта.


Похожие статьи

© 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.