Внешний внутренний отчет о рисках. Разработка программы управления рисками на предприятии

К рискам, связанным с географическими особенностями регионов, можно отнести: опасность получения убытков (например, вывода из строя основных средств) в связи с проявлениями сейсмической активности, схода лавин и селей, вероятных оползней и дождевых паводков, а также другими неблагоприятными погодными условиями (ураганы, сильные снегопады, морозы и пр.).

В целом регионы деятельности Компании характеризуются развитой транспортной инфраструктурой и не подвержены рискам, связанным с прекращением транспортного сообщения. При этом некоторые генерирующие активы расположены в отдаленных районах с суровым климатом, в том числе в Красноярском крае и в части районов Дальневосточного федерального округа.

Компания ведет работу по совершенствованию технологий доступа и деятельности в суровых климатических условиях на этих территориях. Однако не может быть гарантий того, что не потребуются дополнительные затраты на преодоление технических трудностей, связанных с климатом и доступностью этих мест, что может оказать негативное влияние на доходы, финансовое состояние, результаты деятельности и перспективы Компании. В пределах обозримой перспективы данные риски оцениваются как незначительные.

ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ АКТЫ

В связи с напряженной политической и социальной ситуацией, активизацией деятельности бандформирований на территории Северного Кавказа, высокой вероятностью возникновения локальных и региональных вооруженных конфликтов, ростом угрозы со стороны международного терроризма, ростом уровня политической нестабильности в ряде развивающихся стран в связи с экономическим кризисом, активностью радикальных организаций, развитием промышленного терроризма ПАО «РусГидро» опасается возможных рисков, связанных с террористической активностью, в том числе на объектах, расположенных на территории Северного Кавказа.

Для снижения этих рисков постоянно ведутся работы по обеспечению безопасности. Реализуется Комплексная программа по обеспечению безопасности и защите от терроризма объектов Компании. Проводятся регулярные проверки антитеррористической защищенности объектов и обучение персонала, в том числе путем проведения специализированных антитеррористических учений и тренировок.

Данный риск отмечен как один из трех ключевых рисков для России в отчете по глобальным рискам ежегодного Всемирного экономического форума в Давосе (Global risks 2015), наряду с риском межгосударственных конфликтов и резких колебаний цен на энергоносители.

Реализован план по усилению защищенности объектов Компании, в рамках которого внесены изменения в действующую программу обеспечения безопасности на станциях, в том числе строящихся. Ведется мониторинг факторов, влияющих на состояние защищенности объектов, проводятся аудиты информационно-технической безопасности.

Вооруженная охрана объектов осуществляется ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России. Разработаны планы взаимодействия с правоохранительными органами по защите объектов при совершении или угрозе совершения террористического акта. На территории объектов Компании введены пропускной и внутриобъектовый режимы. Совместно с правоохранительными органами ведутся работы по предупреждению хищений. Производится оценка наиболее опасных угроз и выработка планов ликвидации последствий совместно со службой ГО и ЧС субъектов РФ (по месту нахождения генерирующих активов). Основное оборудование Компании застраховано, в том числе от террористических актов.

СЕЙСМООПАСНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

Большинство объектов Компании находятся в сейсмически спокойных регионах, однако, такие объекты как Паужетская ГеоЭС и Верхне-Мутновская ГеоЭС находятся в сейсмоопасной зоне с возможной силой землетрясения до 9 баллов по шкале Рихтера. В 2014 году создана сейсмологическая сеть Дагестанского филиала ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева. Также проводились работы по сейсмометрическому контролю сооружений Бурейской ГЭС.

На случай землетрясения разработан план действий при чрезвычайных ситуациях, осуществляется постоянный мониторинг ситуации, на объектах Компании работают станции сейсмического мониторинга. Вопросы транспортного сообщения заранее прорабатываются с акцентом на вышеупомянутый риск, оптимизируется схема доставки грузов и людей. Все объекты Компании соответствуют требованиям стандартов по сейсмоустойчивости.

ЗОНЫ СЕЗОННОГО НАВОДНЕНИЯ

Риски сезонного наводнения играют важную роль в деятельности Компании и входят в список существенных рисков для компании. Для их минимизации осуществляется управление водными режимами, включая прогнозирование и мониторинг гидрологических режимов на объектах, регулирование водохранилищ, строительство и эксплуатацию водосбросов и другие мероприятия.

Для подготовки к пропуску весенне-летнего паводка в филиалах Компании создаются паводковые комиссии. Они ведут работы, направленные на обеспечение безаварийного прохождения паводкового сезона. В частности, в отчетном периоде проводились обследования ледовой обстановки в районе створа плотины Бурейской ГЭС, осмотр постоянных опор запаней с целью обеспечения их готовности к работе в паводковый период, проверки готовности резервных источников электроснабжения (дизель-генераторные установки), освобождение затворов эксплуатационного водосброса от наледей и ледяного припая с целью обеспечения возможности маневрирования ими, осмотры гидротехнических сооружений, дренажной системы плотины, здания ГЭС и монтажной площадки, визуальные осмотры примыкания тела плотины к берегам со стороны верхнего и нижнего бьефов.

Подписаны традиционные соглашения между Бурейской ГЭС и Правительством Амурской области, администрацией Бурейского района и территориальными органами МЧС и Ростехнадзора о порядке взаимодействия по вопросам оперативного представления информации и оперативного реагирования сторон на нештатные ситуации в период пропуска паводка. Филиалом ПАО «РусГидро» – «Зейская ГЭС» заключены соглашения о порядке взаимодействия по вопросам оперативного предоставления информации и реагирования сторон на нештатные ситуации в период пропуска половодья через гидросооружения Зейской ГЭС с Управлением эксплуатации Зейского водохранилища, администрацией города Зея и Зейского района. Аналогичная работа проводится и по другим объектам.

Все объекты Компании работали в соответствии с указаниями межведомственной рабочей группы при Федеральном агентстве водных ресурсов. Был усилен контроль состояния производственных активов. В 2015 году на объектах Компании аварий не зафиксировано.

Система управления рисками является частью общей системы управления Группы и направлена на обеспечение устойчивого развития в рамках реализации Стратегии развития Сбербанка 2020. Система управления рисками Группы формируется с учетом требований Банка России и нормативных актов Российской Федерации, а также рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору.

Группа постоянно совершенствует систему управления рисками; осуществляется последовательное внедрение и совершенствование методов и процессов управления рисками как на интегрированном уровне, так и на уровне систем управления отдельными видами рисков.

Одним из ключевых достижений банка в 2017 году стало получение разрешения на применение подхода к оценке кредитного риска на основе внутренних рейтингов (ПВР). Разрешение выдано Комитетом банковского надзора Банка России 16 ноября 2017 года и вступило в силу с 1 января 2018 года после принятия Наблюдательным советом решения о применении подхода ПВР.

Переход на ПВР позволит Сбербанку более точно оценивать кредитный риск для целей расчета нормативов достаточности капитала, а также внедрить систему стратегического управления бизнесом с учетом потребляемого капитала в соответствии с лучшими мировыми практиками.

Далее представлена краткая информация об управлении рисками Группы. Более подробную информацию о рисках Группы смотрите в отчете «Информация о принимаемых рисках, процедурах их оценки, управления рисками и капиталом банковской группы» на корпоративном сайте Сбербанка.

Принципы управления рисками

Базовые принципы управления рисками определены в Стратегии управления рисками и капиталом Группы ПАО Сбербанк, вторая редакция которой была утверждена Наблюдательным советом в апреле 2017 года (со Стратегией можно ознакомиться по ссылке).

Осведомленность о риске

Принятие решения о проведении любой операции производится только после всестороннего анализа рисков, возникающих в результате такой операции.

Управление деятельностью с учетом принимаемого риска

Приоритетные направления развития и распределения капитала определяются на основе анализа скорректированных на риск показателей эффективности.

Вовлеченность высшего руководства

Наблюдательный совет, Президент, Председатель Правления, Правление и другие коллегиальные органы Сбербанка, а также наблюдательные советы и исполнительные органы участников Группы на регулярной основе рассматривают отчеты об уровне принятых рисков и фактах нарушений установленных процедур управления рисками, лимитов и ограничений.

Ограничение рисков

В Группе действует система лимитов и ограничений, позволяющая обеспечить приемлемый уровень рисков в рамках установленного Аппетита к риску.

Разделение функций, полномочий и ответственности

Распределение функций и ответственности между подразделениями Сбербанка и участников Группы осуществляется в соответствии с принципом «трех линий защиты».

Централизованный и децентрализованный подходы

В Группе применяется сочетание централизованного и децентрализованного подходов к управлению рисками и достаточностью капитала для обеспечения наибольшей эффективности.

Использование информационных технологий

Управление рисками и достаточностью капитала строится на основе использования современных информационных технологий, позволяющих повысить качество и оперативность принятия решений.

Совершенствование методов

Методы управления рисками и достаточностью капитала постоянно совершенствуются, улучшаются процедуры, технологии и информационные системы с учетом поставленных стратегических задач, изменений во внешней среде, нововведений в международной практике.

Риск-культура

В Группе реализуется проект по развитию риск-культуры, целями которого являются формирование у сотрудников поведения, при котором они открыто обсуждают и реагируют на существующие и потенциальные риски, а также проявляют нетерпимость к игнорированию, замалчиванию рисков и рискового поведения окружающих.

Риск-культура дополняет существующие формальные механизмы и является неотъемлемой частью системы интегрированного управления рисками.

Формирование риск-культуры происходит через три основных канала: личный пример руководителя, общебанковские коммуникации и обучение. На конец 2017 года программы обучения риск-менеджменту прошли 89% сотрудников Сбербанка. Коммуникации руководителей с сотрудниками по риск-культуре проведены в большинстве подразделений Сбербанка и охватили 80% сотрудников Группы. Аналогичные активности начаты в дочерних банках. В общебанковских каналах коммуникаций проводятся регулярные информационные кампании, пропагандирующие целевые установки риск-осмотрительного поведения.

Система мотивации с учетом рисков

Система оплаты труда в Группе обеспечивает соответствие размера вознаграждения сотрудников характеру и масштабу совершаемых операций, результатам деятельности, уровню и сочетанию принимаемых рисков.

Раскрытие информации

Вся необходимая в соответствии с требованиями регуляторов информация по управлению рисками и достаточностью капитала подлежит своевременному раскрытию.

Транскрипт

1 <ЛОГО КОМПАНИИ> Отчет по управлению ми ООО «ХХХ» Дата Настоящий документ подготовлен исключительно для создания общего представления об обсуждаемом в нем предмете и не является профессиональной консультацией. Не предоставляется никаких гарантий, прямо выраженных или подразумеваемых, относительно точности и полноты информации, представленной в настоящем документе. Если иное не предусмотрено законодательством РФ, Рискакадемия, его сотрудники и уполномоченные представители не несут никакой ответственности за любые последствия, возникшие в связи с чьими-либо действиями (бездействием), основанными на информации, содержащейся в настоящем документе, или за принятие решений на основании информации, представленной в настоящем документе.

2 Содержание 1 Резюме для руководства Методология анализа рисков Детальное описание рисков Дальнейшие шаги Приложения

3 1 Резюме для руководства 1.1 Вступление В рамках внедрения системы управления ми в ООО «ХХХ» была проведена работа по выявлению и оценке рисков. Система управления ми направлена на своевременное выявление, анализ и предотвращение рисков, которые могут негативно повлиять на реализацию целей компании, тем самым снижая ее стоимость. Данный документ разработан с целью информирования руководства Общества о наиболее существенных х Общества и содержит рекомендации по дальнейшим шагам совершенствования системы управление ми (далее СУР) в Обществе. Работа по выявлению и оценке рисков ООО «XXX» проводилась на основании Приказа ООО «XXX» XX от XX.XX.XXXX. 1.2 Подход Работа по выявлению и оценке рисков проводилась в соответствии с международным стандартом по управлению ми ISO 31000:2009 и включала в себя: выявление рисков; анализ и приоритезацию рисков; управление ми; мониторинг уровня рисков. В ходе работы были проведены интервью с участием следующих сотрудников ООО «ХХХ»: ххх ххх ххх Подробное описание методики представлено в разделе 2 настоящего отчета. 1.3 Ключевые риски В процессе анализа рисков ООО «ХХХ» было выявлено ХХ рисков компании, из них ХХ рисков являются критическими и требуют особого внимания со стороны руководства. Полная информация о х представлена в разделе 3 настоящего отчета. Описание Уровень Владелец 3

4 1.4 Дальнейшие шаги Ключевыми компонентами, обуславливающими эффективность системы управления ми в компании, являются внедрение мероприятий по управлению выявленными ми, а также систематический мониторинг таких рисков. С этой целью ООО «ХХХ» следует: Утвердить перечень рисков, выявленных в результате данного анализа, и их владельцев; Разработать мероприятия по управлению ключевыми ми совместно с владельцами рисков и включить их в бизнес-план и бюджет Общества; Доработать и утвердить Политику управления ми; Производить актуализацию выявленных рисков и мероприятий на ежегодной основе; Назначить координатора системы управления ми; Организовать обучение сотрудников риск-менеджменту. Дальнейшие шаги по разработке системы управления ми в компании подробно описаны в разделе 4 настоящего отчета. 1.5 Благодарность Мы хотели бы выразить благодарность ХХХ за поддержку в рамках организации и проведения работы по выявлению и оценке рисков ООО «ХХХ». 4

5 2 Методология анализа рисков 2.1 Описание процесса Выявление рисков осуществлялось на основании внутренних документов ООО ХХХ, а также проведения интервью с сотрудниками ключевых подразделений ООО «ХХХ», в ходе которых были сформулированы риски компании, их причины и последствия. По результатам данного этапа был составлен и согласован предварительный реестр рисков. Вышеуказанные мероприятия позволили выявить риски ООО ХХХ и сгруппировать их для целей систематизации по следующим семи категориям: Управленческая команда риски, связанные с ключевыми сотрудниками (отсутствие компетенций, мошенничество, уход из компании и т.д.); Спрос, рынок и конкуренты риски, связанные с коммерческой деятельностью Общества (низкий спрос на продукцию, высокая конкуренция, рыночные барьеры и т.д.); Технологические риски риски, связанные с особенностями технологии производства продукции Общества; Риски, связанные со строительством и поставкой оборудования - риски в области стройки и приобретения оборудования (недобросовестные поставщики/ген. Подрядчики, превышение сроков и бюджета строительства, логистика и т.д.); Финансовые риски риски, связанные с финансовым состоянием, ликвидностью и платежеспособностью (привлечение капитала, валютные риски, налоговые риски и т.д.); Юридические риски / законодательство риски, связанные с юридическими особенностями и правовым полем деятельности Общества; Поставщики / партнеры / со-инвесторы - риски, связанные с проведением конкурентных процедур и заключением контрактов, поставкой МТР. Определение категорий рисков и дальнейшая актуализация рисков позволили провести оценку рисков и определить риски, влияние которых может критически отразиться на деятельности Общества С целью оценки рисков было проведено рабочее совещание с руководителями основных структурных подразделений, основной целью которого являлась оценка и приоритизация выявленных рисков на основании критериев ущерба и вероятности. По результатам данного этапа была подготовлена финальная версия реестра рисков, а также составлены карты рисков ООО «ХХХ». Риски, попавшие в красную зону, являются для организации критическими и требуют немедленного реагирования (разработки мероприятий по снижению, назначения ответственных лиц, сроков и периодического мониторинга). Для целей оценки рисков и, исходя из риск аппетита Общества, были разработаны критерии оценки рисков. 2.2 Критерии оценки рисков 5

6 2.2.1 Критерии оценки ущерба Выявленные риски были оценены с точки зрения материальности и размера потенциально возможного финансового и репутационного ущерба Уровень Высокий 3 Средний 2 Низкий 1 Влияние Реализация одного или более рисков в данной категории может привести к существенному снижению доходов или увеличению расходов компании или репутационному ущербу для компании. Реализация одного или более рисков в данной категории может привести к среднему снижению доходов или увеличению расходов компании и несущественному репутационному ущербу. Реализация рисков в данной категории может привести к несущественному снижению доходов или увеличению расходов компании Критерии оценки вероятности Выявленные риски были также оценены с точки зрения вероятности наступления рискового события. Уровень наступления Высокая 3 Риск уже неоднократно реализовывался в прошлом, есть высокая степень неопределенности относительно вероятности реализации или внутренние или внешние предпосылки, указывающие на то, что риск, скорее всего, реализуется в течение следующего года. Средняя 2 Риск, вероятно, реализуется в течение года. Низкая 1 Низкая вероятность, что риск реализуется в течение года. 2.3 Карта рисков По результатам оценки рисков была составлена консолидированная карта рисков Общества. Карта рисков позволяет оценить относительную значимость каждого (по сравнению с другими ми), а также выделить риски, которые являются критическими и требуют разработки мероприятий по их управлению. Карта разбита на несколько областей, выделенных разным цветом: Риски критического уровня, представленные на диаграмме в области красного цвета это риски, которые являются критичными для Общества либо в связи с высокой вероятностью наступления, либо в связи с серьезным потенциалом ущерба; Риски среднего уровня, представленные на диаграмме в области желтого цвета это риски, которые имеют среднюю вероятность наступления или среднее потенциальное влияние на финансовое состояние и репутацию Общества; Риски низкого уровня, представленные на диаграмме в области зеленого цвета это риски, которые имеют низкую вероятность наступления и/или не оказывают значительного влияния на деятельность Общества. 6

7 3 Детальное описание рисков Управленческая команда Спрос, рынок и конкуренты Технологические риски Риски, связанные со строительством и поставкой оборудования Финансовые риски Юридические риски / законодательство Поставщики / партнеры / со-инвесторы 7

8 3.1 Управленческая команда Карта рисков Уровень ущерба низкий средний высокий низкая средняя высокая 8

10 3.2 Спрос, рынок и конкуренты Карта рисков Уровень ущерба низкий средний высокий низкая средняя высокая 10

12 3.3 Технологические риски Карта рисков Уровень ущерба низкий средний высокий низкая средняя высокая 12

14 3.4 Риски, связанные со строительством и поставкой оборудования Карта рисков Уровень ущерба низкий средний высокий низкая средняя высокая 14

16 3.5 Финансовые риски Карта рисков Уровень ущерба низкий средний высокий низкая средняя высокая 16

18 3.6 Юридические риски / законодательство Карта рисков Уровень ущерба низкий средний высокий низкая средняя высокая 18

20 3.7 Поставщики / партнеры / со-инвесторы Карта рисков Уровень ущерба низкий средний высокий низкая средняя высокая 20

22 4 Дальнейшие шаги Формирование карты и реестра рисков - важный этап внедрения системы управления ми на предприятии. Дальнейшие шаги в рамках внедрения системы управления ми в компании могут включать: Внедрение нормативных документов Разработка и внедрение мероприятий по управлению ми Развитие культуры управления ми 4.1 Внедрение нормативных документов С целью максимально эффективного внедрения внутренней нормативной документации по управлению ми Обществу рекомендуется следующее: Адаптировать и утвердить проект Политики по управлению ми (представлен в Приложении) с учетом требований Общества; Довести политику управления ми до сотрудников Общества. При необходимости, организовать обучение; Опубликовать Политику по управлению ми на внешнем интернет сайте компании с целью ознакомления для внешних заинтересованных лиц. 4.2 Разработка и внедрение мероприятий по управлению ми В дополнение к созданию нормативной базы для управления ми Обществу рекомендуется предпринять следующие шаги для завершения цикла внедрения СУР: Определить владельцев ключевых рисков, выявленных в ходе формирования карты и реестра рисков; Поручить владельцам рисков оценить эффективность существующих контролей и разработать планы мероприятий по управлению наиболее критичными ми; Назначить одного из руководителей компании координатором системы управления ми в Обществе; Проводить регулярную оценку эффективности деятельности сотрудников по управлению ми в рамках ежегодного процесса мотивации; Производить актуализацию и пересмотр выявленных рисков и мероприятий в рамках ежегодного бизнес планирования и бюджетирования. 4.3 Развитие культуры управления ми Ниже представлен перечень мероприятий и подход, который поможет развить культуру управления ми в Обществе. Организовывайте периодическое обучение по управлению рисков для сотрудников Включайте обсуждение рисков в Обществе в повестку заседаний Совета директоров на полугодовой основе Закрепите ответственность за управление ми за каждым сотрудником с помощью должностных инструкций и положений о подразделениях (если есть) 22

23 5 Приложения Проект Политики по управлению ми 23

24 Ограничение ответственности Настоящий документ подготовлен ОАО «YYY» (далее «Исполнитель») и содержит результаты работы по анализу и оценке рисков ООО «ХХХ» (далее «Заказчик»), выполненной в соответствии с. Согласно Исполнитель произвел в пользу Заказчика работу по анализу и оценке рисков и развитию системы управления ми (далее «Работа») и представил данный Отчет по управлению ми (далее «Отчет») как Результат Работы. В процессе выполнения Работы Исполнитель основывает свои выводы в Отчете на информации, предоставленной специалистами Заказчика, или другими лицами, в том числе на информации, содержащейся во внутренней документации Заказчика, исходя из предположения, что такая информация является полной и достоверной. Исполнитель не принимает на себя обязательств по проверке предоставленной информации и надежность их источников. Исполнитель не несет ответственности за качество выполненной Работы, если предоставленная Исполнителю информация является недостоверной, неточной, неполной или каким-либо иным образом не соответствует запросу Исполнителя. Ни при каких обстоятельствах Исполнитель не несет ответственность за убытки, ущерб, расходы или затраты, возникшие в любом виде или являющиеся следствием небрежности, халатности, обмана, бездействия, искажения или преднамеренного невыполнения обязательств со стороны Заказчика, руководства Заказчика или любых связанных с Заказчиком лиц. Содержание данного Отчета является строго конфиденциальным и стороны предпримут разумные меры, необходимые для охраны конфиденциальности Отчета от несанкционированного раскрытия третьим лицам. Независимо от того, получено ли согласие Исполнителя на раскрытие Отчета или его части третьим лицам, или нет, Исполнитель не несет ответственность перед какими-либо третьими лицами, получившими доступ к Отчета. 24


Приложение 8 к решению Совета директоров ОАО «Тюменьэнерго» (Протокол от 15.09.2014 13/14) Политика управления рисками ОАО «Тюменьэнерго» г. Сургут, 2014 г Содержание 1. Общие положения... 3 2. Термины

Утверждено решением Совета директоров ОАО «Россети» от 28.04.2014 (протокол 151) Политика управления рисками ОАО «Россети» (новая редакция) г. Москва, 2014 г Содержание 1. Общие положения... 3 2. Термины

УТВЕРЖДЕНА решением совета директоров акционерного общества «КазТрансОйл» Протокол 3 от 1 марта 2011 г. ПОЛИТИКА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ АО «КАЗТРАНСОЙЛ» г. Астана 2011 год 1. Общие положения 1. Деятельность

УТВЕРЖДЕНО Советом Директоров «ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) ЗАО» Протокол 10-2011 от 16 декабря 2011 года РУССКИЙ «ИНГ БАНК (ЕВРАЗИЯ) ЗАО» (ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО) Положение об организации управления риском

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение о внутреннем аудите (далее «Положение») ОАО «Компания «М.видео» (далее «Общество») разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации, Правилами

Открытое акционерное общество «Уралкалий» УТВЕРЖДЕНО Решением Совета директоров ОАО «Уралкалий» (Протокол 269 от «11» сентября 2012 года) управления рисками и внутренними контролями ОАО «Уралкалий» г.

ЗАЩИТИ СВОЮ КОМПАНИЮ ОТ РИСКОВ! Семинар-практикум: управление рисками Июль 2013 г. Управление рисками в топ-3 компетенций по важности Управление рисками входит в топ-3 важнейших компетенций по мнению опрошенных

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ 1» УТВЕРЖДЕНО Советом директоров ОАО «ТГК-1» Протокол 15 от «11» февраля 2013г. ПОЛОЖЕНИЕ о Службе внутреннего аудита Санкт-Петербург

Утверждено Решением Совета директоров ПАО «Московская объединенная электросетевая компания» от 29 апреля 2016 года (Протокол 287 от 30 апреля 2016 года) Политика управления рисками ПАО «МОЭСК» (новая редакция)

УТВЕРЖДЕНО Решением 6УКМ Единственного Участника Общества от «07» ноября 2016 года Положение об основных принципах управления рисками ООО «УК «МФОНД» г. Москва 2016 год 1. Введение 1.1. ООО «УК «МФОНД»

Приложение 1 к приказу Президента Корпорации ОАО «РКК «Энергия» от 23 декабря 2011 г. 514 Утверждено Правлением Корпорации «23» ноября 2011г., протокол 21/2011 Одобрено на заседании Тендерного комитета

УТВЕРЖДЕНО Решением Совета директоров ОАО «Распадская» от «20» августа 2014г. (Протокол б/н от «20» августа 2014г.) ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРЕННЕМ АУДИТЕ ОАО «Распадская» 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Департамент внутреннего

Открытое акционерное общество «Татнефть» имени В.Д. Шашина Во исполнении п. 4 протокола еженедельной планерки генерального директора от 08.12.2014г. 42/56-ПтПл Инструкция по управлению проектами Альметьевск

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1.Настоящее Положение является внутренним документом ОАО «Компания «М.видео» (далее «Общество»), определяющим миссию, цели, функции, полномочия, ответственность и подчиненность структурного

Пример дорожной карты внедрения системы управления рисками Детальный план мероприятий по совершенствованию СУР 1.1. Распределение ролей и обязанностей 1.1.1 Согласование предлагаемой модели взаимодействия

СОДЕРЖАНИЕ: 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ... 3 2. ЦЕЛИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ... 4 3. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ... 5 4. ПРОЦЕССЫ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ... 6 5. СТРУКТУРА СИСТЕМЫ

УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор ЗАО «Гамбит Секьюритиз БК» А.В.Иванова «01» июля 2016 г. ПЕРЕЧЕНЬ МЕР, направленных на предотвращение конфликта интересов при осуществлении профессиональной деятельности

Открытое акционерное общество «Вертолеты России» УТВЕРЖДЕНО решением Совета директоров Открытого акционерного общества «Вертолеты России» Протокол от «20» декабря 2011г. 5 ПОЛОЖЕНИЕ Москва О внутреннем

УТВЕРЖДЕНО Решением Совета директоров Открытого акционерного общества «Мечел» Протокол б/н от 19 августа 2013 года Председательствующий на Совете директоров /И.В.Зюзин / Положение о внутреннем контроле

NovaInfo.Ru - 28, 2014 г. Экономические науки 1 УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ ПОТЕРИ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ В КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Никитина Наталья Викторовна Шабаева Анастасия Александровна Репутационный риск - риск

УТВЕРЖДЕН приказом АО «ОСК» от / б.9ъ. с^г ПЛАН в АО «ОСК» на 2016-2017 годы п/п Ответственный Срок Наименование мероприятия исполнитель исполнения I. Организационные и правовые мероприятия I квартал 1.

УТВЕРЖДЕНО решением Совета директоров акционерного общества «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» от «12» декабря 2011 г. протокол 7 Положение «О Корпоративном секретаре акционерного общества «Национальная

Утверждено Решением Совета директоров ОАО «Янтарьэнергосбыт» Протокол от «22» июня 2012 г. 12 Политика управления рисками в ОАО «ЯНТАРЬЭНЕРГОСБЫТ» Калининград 2012 год Содержание 1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Утвержден решением Совета Директоров ООО «ИК «Грандис Капитал» Протокол Д/1-06/2016 от 01 июня 2016 года (действует с 27 июня 2016г.) Перечень мер ООО «ИК «Грандис Капитал» по выявлению и контролю конфликта

ПОЛОЖЕНИЕ О КОМИТЕТЕ ПО АУДИТУ СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ Публичного акционерного общества «Промсвязьбанк» ПАО «Промсвязьбанк» Утверждено: Советом директоров ПАО «Промсвязьбанк» Протокол 07-15/СД от 16 апреля 2015

УТВЕРЖДЕНО решением Общего собрания акционеров ПАО «Газпром автоматизация» (Протокол 14 от 19.06.2015) КОДЕКС КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПУБЛИЧНОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ГАЗПРОМ АВТОМАТИЗАЦИЯ» 2015 2 1.

Утвержден решением Совета директоров ОАО «НОВАТЭК» Протокол 60 от 15.12.05. КОДЕКС КОРПОРАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «НОВАТЭК» г. Москва 2005 год 1. ВВЕДЕНИЕ Под корпоративным поведением

Рег. 49 от «19» октября 2015 г. Утверждена протоколом Совета директоров АО «ЕНПФ» от «27» августа 2015 г., 5 Политика управления рисками АО «ЕНПФ» Изменения и дополнения, утвержденные протоколом Совета

«ОДОБРЕНО» Протоколом заседания рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 15 ноября 2011

VII Научная конференция «Страхование перед вызовами ХХI века», Ридзина, Польша, 20-22 мая 2013 г. РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ ПЕРЕСТРАХОВЩИКА (НА ПРИМЕРЕ ОАО «ТРАНССИБИРСКАЯ ПЕРЕСТРАХОВОЧНАЯ КОРПОРАЦИЯ», РОССИЯ) И.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ Н А Ц И О Н А Л Ь Н Ы Й С Т А Н Д А Р Т Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И ГОСТ Р 54870 2011 Проектный менеджмент ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ

УТВЕРЖДЕНО решением Совета директоров ОАО «Росгосстрах» (протокол от 25 июля 2013 г. 02) Председатель Совета директоров (Р.К. Варданян) Положение об информационной политике Открытого акционерного общества

Управление эффективностью бизнеса Информационные технологии ИТ-решения в период экономического спада Содержание Предпосылки Наиболее распространенные риски необдуманного сокращения ИТ-расходов Краткосрочные,

УДК 69.003 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Логинова М.А. Научный руководитель: - к.э.н., доцент Саенко И.А. Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

УТВЕРЖДЕНО Постановлением правления ЦБ от 13.03.2004 г. N 571 (6/12), зарегистрированным МЮ 20.04.2004 г. N 992-1 ПОЛОЖЕНИЕ о требованиях Центрального банка к внутреннему аудиту коммерческих банков (Новая

Март 2013 Описание системы управления рисками Риск - объективно существующая в присущих банковской деятельности условиях неопределенности потенциальная возможность (вероятность) понесения Банком потерь

УТВЕРЖДЕНО приказом ПАО «МОСТОТРЕСТ» 61 от 06 марта 2015 г. Положение о раскрытии информации (об информационной политике) Публичного акционерного общества «МОСТОТРЕСТ» Москва 2015 Лист 2 из 13 Содержание

1.Общие положения. 1.1. Положение о конфликте интересов работников КГБПОУ «Техникум горных разработок имени В.П. Астафьева» (далее Техникум) разработано и утверждено с целью регулирования и предотвращения

СОДЕРЖАНИЕ 2 из 21 1 НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ 3 2 НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ...3 3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ..4 4 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ..4 5 ОПИСАНИЕ ПРОЦЕССА.... 6 6 МАТРИЦА ОТВЕТСТВЕННОСТИ.. 14 7 МОНИТОРИНГ

Утверждена решением Совета директоров ПАО «Интер РАО» от «21» августа 2015 г. (протокол от 24.08.2015 152) ПОЛИТИКА ПО ВНУТРЕННЕМУ АУДИТУ ПАО «Интер РАО» г. Москва 2015 г. СОДЕРЖАНИЕ 1. Термины, определения

КОМПЛАЕНС-ПРОГРАММА ООО «Эффективность. Решение. Результат» I. Общие положения 1.1. Комплаенс-программа ООО «Эффективность. Решение. Результат» (далее Программа) определяет инструменты системы комплаенс,

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ Специалист по управлению ми и программами (наименование профессионального) I. Общие сведения номер Руководство ми (наименование вида профессиональной деятельности) Основная цель

УТВЕРЖДЕНО Советом директоров ОАО «Уральский институт металлов» Протокол 140 от «21» апреля 2014 г. ПОЛОЖЕНИЕ по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности Открытого акционерного общества

Методология управления рисками проектов М.И. Павлов, заместитель генерального директора по внутреннему контролю и аудиту ОАО «ПОЛАИР», член Института внутренних аудиторов (ИВА), член некоммерческого партнерства

Инструкция по обеспечению сохранности коммерческой и служебной тайны АО «наименование организации» 1. Общие положения 1. Настоящая Инструкция по обеспечению сохранности коммерческой и служебной тайны АО

УТВЕРЖДЕНО Советом директоров Публичного акционерного общества «Научнопроизводственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания» Протокол 2-2015 от «31» марта 2015 г. ПОЛОЖЕНИЕ о Корпоративном секретаре

УТВЕРЖДЕНО решением Совета директоров ОАО «НГК «Славнефть» протокол 5 от 6 декабря 2006 г. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «НЕФТЕГАЗОВАЯ КОМПАНИЯ «СЛАВНЕФТЬ» г. Москва

УТВЕРЖДЕНО Решением Совета директоров ОАО «МТУ Сатурн» От 15.14.2015г. (Протокол 9 от 16.04.15г.) Председатель Совета директоров ОАО «МТУ Сатурн» /А.Е.Подольский/ ПОЛОЖЕНИЕ о Системе внутреннего контроля

ООО УК "Альфа-Капитал» Порядок подготовки и проведения конкурсов потенциальных партнеров ООО УК «Альфа-Капитал» по поставкам товаров, выполнению работ и оказанию услуг Версия 1.00 Москва 2011 ОГЛАВЛЕНИЕ:

УТВЕРЖДЕНО решением Совета директоров КБ «МИА» (АО) от 30.10.2015 г. Протокол 8 от 02.11.2015 г. Положение о Комитете Совета директоров Коммерческого Банка «Московское ипотечное агентство» (Акционерное

УТВЕРЖДЕНО Советом директоров Публичного акционерного общества «ИНВЕСТИЦИОННАЯ КОМПАНИЯ ИК РУСС-ИНВЕСТ» Протокол 05/16-17 от 30 августа 2016 г. Председатель Совета директоров А.А.Пороховский ПОЛОЖЕНИЕ

Муниципальное унитарное предприятие города Череповца «Аквапарк Радужный» полное наименование учреждения УТВЕРЖДЕНО Приказом директора МУП «Аквапарк Радужный» «10» ноября 20 16 г. 01-27-21 от «10» ноября

«УТВЕРЖДАЮ» Директор ИПУСС РАН С.Ю. Боровик 2016 г. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института проблем управления сложными системами

Предисловие 1 РАЗРАБОТАНА Учреждением образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» ИСПОЛНИТЕЛИ: Живицкая Е.Н., проректор по учебной работе, представитель руководства

ИНОСТРАННЫЕ НОМИНИ: ВЫХОД НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК 4 июля 2013 БАРЬЕРЫ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ, КОТОРЫЕ БЫЛИ УСТРАНЕНЫ В 2012-2013 Барьеры Отсутствие ЦД Отсутствие концепции иностранного номинального держателя

Введена в действие 23 марта 2016 года Политика управления рисками Банка России 2 Содержание: I. Общие положения.... 3 II. Цель и задачи управления рисками Банка России.... 3 III. Принципы управления рисками

Общество с ограниченной ответственностью «РОН Инвест», ООО «РОНИН» УТВЕРЖДЕНО Советом директоров ООО «РОНИН» Протокол 69 от 2 июня 2016 г. УТВЕРЖДЕНО Генеральным директором ООО "РОНИН" Приказ 02/06 01/ОД

ÑÒÀÍÄÀÐÒ ÁÀÍÊÀ ÐÎÑÑÈÈ ÑÒÎ ÁÐ ÈÁÁÑ-1.1-2007 ÎÁÅÑÏÅ ÅÍÈÅ ÈÍÔÎÐÌÀÖÈÎÍÍÎÉ ÁÅÇÎÏÀÑÍÎÑÒÈ ÎÐÃÀÍÈÇÀÖÈÉ ÁÀÍÊÎÂÑÊÎÉ ÑÈÑÒÅÌÛ ÐÎÑÑÈÉÑÊÎÉ ÔÅÄÅÐÀÖÈÈ ÀÓÄÈÒ ÈÍÔÎÐÌÀÖÈÎÍÍÎÉ ÁÅÇÎÏÀÑÍÎÑÒÈ Дата введения: 2007-05-01 Ìîñêâà

УТВЕРЖДЕНО решением Совета директоров ОАО «РТИ» от 05.12.2014 (Протокол 4/2014-41, дата составления протокола 08.12.2014) Председатель Совета директоров ОАО РТИ п/п Е.М. Примаков ПОЛОЖЕНИЕ о Системе внутреннего

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ Н А Ц И О Н А Л Ь Н Ы Й С Т А Н Д А Р Т Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И ГОСТ Р 54869 2011 Проектный менеджмент ТРЕБОВАНИЯ К УПРАВЛЕНИЮ

УТВЕРЖДЕНО решением Совета директоров открытого акционерного общества «Нефтяная компания «Роснефть» Протокол 6 от 17 мая 2006 г. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «НЕФТЯНАЯ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 29 мая 867-р МОСКВА 1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Расширение доступа субъектов предпринимательства к закупкам

Утверждена Советом Директоров ОАО «Группа Компаний ПИК» Протокол 3 от 27.07.2012 г. КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ОАО «ГРУППА КОМПАНИЙ ПИК» Концепция ОГЛАВЛЕНИЕ КОНЦЕПЦИЯ... 1 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ... 4 2.

УТВЕРЖДЕНО Решением Совета директоров протокол от 27.04.2015 г. 2-2015 ПОЛОЖЕНИЕ о предотвращении и урегулировании конфликта интересов в ОАО «Центральный Депозитарий Республики Татарстан» Казань Положение

КОДЕКС ДЕЛОВОГО ПОВЕДЕНИЯ ГРУППЫ КОМПАНИЙ «РЕНОВА» ОГЛАВЛЕНИЕ ВСТУПЛЕНИЕ... 2 1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ... 3 2. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ НЕПРАВОМЕРНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНСАЙДЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ3 3. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ МАНИПУЛИРОВАНИЮ

УТВЕРЖДЕНО Советом директоров ОАО «ТГК-5» Протокол от 2008 г. Председатель Совета директоров ОАО «ТГК-5» М.Ю. Слободин ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРЕННЕМ КОНТРОЛЕ ОАО «ТГК-5» Киров 2008 1. Общие положения 1.1. Настоящее

УТВЕРЖДЕНО Советом директоров ОАО «НОВАТЭК» (Протокол 192 от 26 августа 2016 года) ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «НОВАТЭК» 2 ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬЯ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

УТВЕРЖДЕНО Советом директоров ПАО «РусГидро» (протокол от 16.11.2015 227) ПОЛИТИКА в области внутреннего контроля и управления рисками ПАО «РусГидро» Москва 2015 г. 2 Оглавление 1. ВВЕДЕНИЕ... 3 2. ОБЩИЕ

Управление рисками в Группе МТС соответствует общепринятым концептуальным основам управления рисками (документ «Управление рисками организации. Интегрированная модель» Комитета спонсорских организаций Комиссии Тредвея, COSO). Процесс интегрированного управления рисками эффективно функционирует в соответствии с потребностями Группы компаний и международными стандартами. Политика в области управления рисками состоит в минимизации непредвиденных потерь от рисков и максимизации капитализации с учетом приемлемого для акционеров и руководства Группы МТС соотношения между риском и доходностью вложений.

Процесс управления рисками прошел все стадии внедрения, автоматизации и интеграции в бизнес-процессы Компании (процессы стратегического и инвестиционного планирования, а также в кросс-функциональные проекты и подготовку внешней отчетности), что сейчас дает возможность выявлять и учитывать риски при принятии ключевых решений для гарантированного достижения поставленных целей и укрепления лидерства в бизнесе.

Отдел управления рисками Корпоративного центра (ОУР КЦ) оценивает наиболее существенные риски на основе долгосрочной финансовой модели и регулярно проводит имитационное моделирование для получения основных финансовых показателей с учетом риска и вероятностных распределений этих показателей. Для анализа отдельных рисков ОУР КЦ применяет эконометрические методы.

Отчет о состоянии рисков Группы МТС ежеквартально рассматривается в Комитете по рискам, на котором обсуждаются ключевые риски Компании и принимаются коллегиальные решения о выработке мероприятий по их митигации.

Информирование руководства Группы МТС происходит по всему спектру рисков для обеспечения полноты, качества и сопоставимости предоставляемой информации для каждого из уровней принятия решения.

Организационное обеспечение управления рисками

Деятельность по управлению рисками распределена между функциональными подразделениями Компании:

  • ОУР КЦ отвечает за разработку методики оценки рисков, регулярный сбор информации и подготовку отчетности с результатами данной оценки для Комитета по рискам и менеджмента Компании. ОУР КЦ также осуществляет оперативный контроль процесса и обеспечивает межфункциональное взаимодействие подразделений в рамках интегрированного управления рисками в Компании. Межфункциональное взаимодействие с владельцами рисков в Дочерних компаниях (ДК) обеспечивают координаторы рисков в ДК.
  • Владельцы рисков - руководители функциональных подразделений, на достижение целей которых влияют риски. Владельцы отвечают за анализ, оценку, исполнение мероприятий по управлению рисками и отчетность по мероприятиям в рамках процесса интегрированного управления рисками.
  • Комитет по рискам принимает коллегиальные решения в области интегрированного управления рисками.
  • Эффективность процесса управления рисками оценивает Блок по внутреннему контролю и аудиту, в том числе данная информация представляется на рассмотрение Комитета по аудиту.
  • Комитет по аудиту осуществляет контроль за эффективностью управления рисками, а также за оценкой процедур, используемых Группой МТС для выявления основных рисков и оценки соответствующих процедур контроля (включая процедуры контроля потерь и страхование рисков) с целью определения их достаточности и эффективности.
  • Совет Директоров действует напрямую или через свои комитеты, в пределах своей компетенции, решает задачи по оценке политических, финансовых и иных рисков, влияющих на деятельность Компании. Совет директоров МТС делегирует Комитету по аудиту МТС контроль за эффективностью управления рисками, а также проводит рассмотрение отчетов Комитета по аудиту.

Основные активности в 2015 году

Проведены Комитеты по рискам КЦ и дочерних компаний.

В Политике по Управлению антимонопольными рисками было закреплено участие отдела управления рисками (далее - ОУР) в оценке рисков, связанных с антимонопольным законодательством.

ОУР была произведена оценка основных рисков в рамках стратегической сессии Группы МТС.

ОУР была произведена оценка рисков инвестиционных проектов, направленных на:

  • развитие фиксированного бизнеса;
  • управление транспортной подсистемой;
  • развитие ИТ-инфраструктуры;
  • строительство и оптимизацию радиоподсистемы;
  • оптимизацию затрат;
  • развитие и запуск новых услуг.

ОУР были проведены тренинги по управлению рисками для сотрудников МТС.

Планы на 2016 год

В 2016 году планируется регулярная актуализация информации по рискам для внешней отчетности и регулярное проведение Комитетов по рискам. Планируется также интеграция в процессы принятия решений, в том числе предоставление аналитических заключений по отдельным проектам для функциональных блоков.

Факторы риска

Описание риска Мероприятия по митигации рисков
Макроэкономические и страновые риски
Макроэкономическая и социально-политическая нестабильность, возможные спады и замедление экономического роста в странах нашего присутствия могут привести к снижению спроса на предоставляемые услуги, а также оказать отрицательное воздействие на финансовое состояние наших корпоративных клиентов и партнеров, включая финансовые институты, что может привести к снижению наших доходов, показателей эффективности и отрицательно повлиять на сохранность активов.

Мы следим за макроэкономической ситуацией на рынках присутствия Группы компаний.
Для укрепления лидирующих позиций особое внимание уделяется расширению покрытия и емкости существующей сети, обеспечению удовлетворенности потребителей качеством услуг связи.

Мы можем быть подвержены влиянию страновых и политических рисков, а также рисков, связанных с правовым статусом и способностью бесперебойного оказания услуг в странах нашего присутствия, что может отра­зиться на нашем финансовом состоянии, сохранности активов и результатах деятельности. Мы следим за политической ситуацией на рынках присутствия Группы компаний, что позволяет оперативно реагировать на изменение условий функционирования на рынках.
Финансовые риски

Значительная часть наших расходов, затрат и финансовых обязательств, включая капитальные затраты и заимствования, номинирована в долларах США и/или евро или привязана к курсу доллара США и/или евро, в то время как большая часть наших доходов выражена в местных валютах стран нашего присутствия. Ситуация на рынках нашего присутствия, включая стабильность банковской системы, инфляцию, изменение курса местных валют по отношению к доллару США и/или евро, возможность свободной конвертации валют и осуществления платежей в валюте влияет на наши операционные показатели и результаты деятельности.
Темпы развития Компании и ее финансовое положение зависят от привлечения долгового финансирования. Кризис финансовых рынков, внешние ограничения и санкции могут повлиять на возможность Компании по привлечению долгового финансирования.

Предпринят ряд мер, направленных на структурирование портфеля с целью сокращения зависимости от курсовых колебаний, в том числе существует программа хеджирования валютного риска.
В целях развития бизнеса Компанией привлекаются новые источники финансирования, в частности, в 2015 году мы подписали кредитное соглашение с Государственным банком развития Китая на привлечение средств в китайских юанях и американских долларах.

Договоры касательно наших облигаций и облигаций нашего контролирующего акционера, а также некоторые соглашения о предоставлении займов содержат ограничительные положения, снижающие возможности получать заемные средства и заниматься различными видами деятельности. Невыполнение этих положений договоров могло бы привести к дефолту и в результате - к требованию немедленного погашения долга, что могло бы иметь отрицательные последствия для нашего бизнеса. Мы следим за выполнением положений договоров и соглашений о предоставлении займов с целью соблюдения финансовых ковенант, содержащихся в кредитной документации.
Система налогообложения в странах нашего присутствия претерпевает постоянные изменения, законодательство в данной сфере поддается неоднозначному толкованию. Например, среди прочего, нечетко сформулированные российские правила определения трансфертной цены могут увеличить риск корректировки цены со стороны налоговых органов и привести к дополнительной налоговой нагрузке в рамках регулирования трансфертного ценообразования. Это может усложнить налоговое планирование и связанные с ним бизнес-процессы, а также может оказать негативное материальное воздействие на наш бизнес, финансовое состояние и результаты деятельности. Мы соответствуем требованиям налогового законодательства в странах присутствия Группы компаний. Оперативно реагируем на любые изменения и следим за актуальными тенденциями в законотворчестве и налоговом праве России и иностранных юрисдикций, что позволяет принимать своевременные комплексные решения в области налогового планирования и таможенного регулирования. Зачастую мы используем опыт квалифицированных консультантов.
Регуляторные и правовые риски

Наша деятельность в странах присутствия регулируется государствами, в частности, посредством лицензирования и законов. Законодательство в области предоставления услуг связи постоянно меняется.
Например, в настоящее время Минкомсвязи России рассматривает возможность изменения концепции и регулирования межоператорского взаимодействия. Помимо этого, рассматривается вопрос об изменении существующих подходов и правил в области регулирования цен на услуги по присоединению и пропуску трафика.
В июне 2015 года в СМИ появилась информация о том, что Минкомсвязью России подготовлен проект приказа, в соответствии с которым телекоммуникационные операторы могут быть обязаны собирать и хранить в течение трех лет информацию обо всех действиях персонала по управлению средствами связи и предоставлять ее в ФСБ России по запросу. Кроме того, спецслужбы могут получить доступ к данным о зарубежных подрядчиках операторов.
11 апреля 2016 г. в профильный комитет Государственной Думы был внесен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», согласно которому операторы связи могут быть обязаны хранить на территории РФ в течение трех лет информацию о фактах приема, передачи, доставки и/или обработки голосовой информации и текстовых сообщений, включая их содержание, а также изображения, звуки или иные сообщения пользователей услугами связи и предоставлять уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности РФ, указанную информацию, необходимую для выполнения возложенных на эти органы задач, в случаях, установленных федеральными законами.
Выполнение требований законопроектов и приказов (в случае их принятия) может привести к возникновению дополнительных затрат со стороны оператора на реализацию законодательных норм.
Государственные органы стран нашего присутствия имеют высокую степень свободы действий в вопросах выдачи, продления, приостановки и отзыва лицензий, определения критериев отнесения компаний на отдельных территориях к монополистам, компаниям, занимающих доминирующее и/или существенное положение, и т.п.

Мы проводим регулярный мониторинг законодательства с целью соответствия предъявляемым требованиям.
Как представители рынка, совместно с регулирующими органами мы участвуем в рабочих группах по вопросам оптимизации нормативной базы в отрасли связи.
Регуляторным рискам уделяется особое внимание в рамках стратегического планирования.

Как Компания, ценные бумаги которой обращаются на биржевом рынке США, мы подпадаем под действие не только российского, но и американского антикоррупционного законодательства (US Foreign Corrupt Practices Act), а также потенциально - под действие антикоррупционного закона Великобритании (UK Bribery Act). Если будет установлено несоответствие наших действий данным требованиям, к нам могут быть применены санкции уголовного и/или гражданско-правового характера.
В марте 2014 г. ПАО «МТС» получило запрос на предоставление информации от Комиссии по ценным бумагам и биржам США и Департамента юстиции США относительно расследования деятельности бывшей дочерней компании в Узбекистане. ПАО «МТС» сотрудничает с упомянутыми выше организациями: предоставило информацию по запросу и продолжает предоставлять ответы по требованию. Поскольку расследование еще не завершено, нет возможности предсказать его итог, включая возможное наложение штрафов и санкций, которые могут быть существенными.

В Компании действуют специальные правила и процедуры, необходимые для предупреждения коррупционных действий как со стороны сотрудников, так и контрагентов.
Технологические риски
Мы используем радиочастоты, которые распределяют государственные органы стран нашего присутствия. От возможности своевременно продлить права на используемые в настоящее время радиочастоты и получить новые зависит пропускная способность нашей сети и возможность ее расширения, что, среди прочего, важно для поддержания доли рынка по абонентам и доходам. Мы следим за сроками окончания действия лицензий на оказание услуг связи и принимаем необходимые меры для их своевременного продления, обеспечиваем соблюдение лицензионных условий и прочих регуляторных требований.
Способность непрерывно оказывать услуги связи является одним из основных условий лицензий и абонентских контрактов. Возникновение технологических сбоев при обслуживании нашей сети вследствие системной неисправности, аварии или нарушения защищенности сети может отрицательно повлиять на возможность оказания услуг абонентам и нашу репутацию. Для осуществления деятельности по оказанию услуг связи предусмотрено использование резервного телекоммуникационного оборудования, систем управления сетью, систем эксплуатации и технического обслуживания. Информационная безопасность обеспечивается комплексной системой инженерно-технических и других мер защиты информации.
Риски конкуренции
Наш бизнес, операционные показатели и финансовое положение зависят от конкурентной среды в странах нашего присутствия, спроса на наши услуги и эффективности операций. Телекоммуникационный рынок характеризуется быстрыми технологическими изменениями и отличается появлением новых конкурентных продуктов и услуг. Усиление конкуренции, связанное с появлением новых игроков на рынке, а также рост использования IP-телефонии и иных сервисов, предоставляемых через Интернет, может отрицательно сказаться на возможности поддерживать рост абонентской базы и привести к сокращению маржи операционной прибыли, сокращению доли рынка и к использованию различных политик ценообразования, обслуживания или маркетинга, а также оказать существенное негативное влияние на бизнес, финансовое положение и результаты деятельности.

Мы инвестируем в развитие/модернизацию сетей связи, а также в смежные направления бизнеса.
Наша стратегия подразумевает создание синергии с компаниями Группы в рамках развития технологической базы для расширения спектра услуг для всех сегментов рынка, укрепления лидерства в отрасли телекоммуникаций.

Операционные риски
Мы инвестируем в расширение портфеля дополнительных услуг, а также в строительство систем связи, в том числе четвертого поколения, развитие услуг беспроводной и фиксированной связи, телевидения и других новых конкурентоспособных услуг. Наше конкурентное положение, финансовые и операционные показатели, среди прочего, зависят от успеха реализации данных инициатив. Мы проводим взвешенную инвестиционную политику в целях расширения инфраструктуры сети и спектра предоставляемых услуг.
Темп роста нашей абонентской базы, доля рынка и выручка зависят в том числе от способности развивать нашу торговую сеть, поддерживать взаимоотношения с региональными дилерами и от структуры рынка независимых дилеров. Мы работаем над расширением совершенствованием собственной торговой сети, сохранением и дальнейшим развитием сети сбыта через национальных, региональных и местных дилеров.

С 27 января 2018 года микрофинансовые организации обязаны соблюдать Базовый стандарт по управлению рисками микрофинансовых организаций (далее - базовый стандарт). В соответствии с которым каждая микрофинансовая организация (далее - МФО) обязана разработать и утвердить Положение об управлении рисками.

Одним из элементов системы внутреннего контроля является процедура контроля. Так, согласно п.п. 5.9 и 5.10 базового стандарта микрофинансовая организация обязана создать эффективную систему внутренней отчетности по управлению рисками. Объем отчетности должен быть соизмерим с уровнем рисков и масштабом деятельности МФО. Отчет риск-менеджера должен содержать следующую информацию:

  • лицо и (или) структурное подразделение, ответственное за реализацию мероприятий по управлению рисками;
  • периодичность и срок проведения мероприятий, в том числе фактический срок выполнения мероприятий;
  • статус выполнения мероприятия;
  • остаточный риск после выполнения комплекса мероприятий;
  • мероприятия, направленные на минимизацию остаточных рисков и сроки их проведения;
  • паспорт риска, включающий информацию о рисках, о мероприятиях по управлению рисками, о реализовавшихся рисках, процедуры реагирования на рисковое событие, ключевые индикаторы риска

Приложение №3 содержит рекомендуемую форму отчетности о системе управления рисками. Так отчет должен раскрывать основную информацию по рискам и статусу процесса управления рисками, текущими и предстоящими задачами в области управления рисками. А также содержать реестр рисков, паспорт риска, карту рисков.

В соответствии с пунктом 3.3.4 базового стандарта риск-менеджер или подразделение риск-менеджмента обязаны предоставлять органам управления микрофинансовой организации следующую информацию в форме отчета:

  • касающуюся системы управления рисками;
  • об уровне принятых рисков;
  • о фактах нарушений, выявленных в ходе выполнения установленных процедур управления рисками.

Периодичность подготовки внутренней отчетности риск-менеджера МФО

МКК, имеющая сумму задолженности по основному долгу по выданным микрозаймам и иным займам не менее одного миллиарда рублей по состоянию на 31 декабря предыдущего года, и МФК - не реже одного раза в полгода.

Иные МКК - не реже одного раза в год.

В помощь микрофинансовым организациям наши методологи разработали методическое пособие по управлению рисками в микрофинансовой организации, в состав которого входят Положение об управлении рисками, шаблон отчета риск-менеджера и многое другое.

Похожие статьи

© 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.