Умственный труд оценивается по показателю. Что такое напряженность труда

Эмоциональные нагрузки - это способность работника влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности.

Характеристика работы по показателю "эмоциональные нагрузки" в зависимости от класса условий труда подразделяется на:

  • - "степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки" - указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения.
  • - "степень риска для собственной жизни"- вероятность наступления нежелательного события в случае наличия травмоопасных факторов (взрыв, удар, самовозгорание и т.д.).
  • -"степень ответственности за безопасность других лиц" - возможность возникновения нежелательных событий в случае наличия травмоопасных факторов при коллективном выполнении работ. Учитывается только прямая ответственность за безопасность других лиц, предусмотренная должностной инструкцией.
  • - "количество конфликтных производственных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену"- определяется на основании хронометражных наблюдений.

Классы условий труда по показателю "эмоциональные нагрузки" представлены в табл. 2.3.

Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Определить класс условий по показателю "эмоциональные нагрузки" для слесаря механосборочных работ, осуществляющего сборку-разборку простых механизмов.

Исходные данные:

Таблица 2.3 Классы условий труда по показателю "эмоциональные нагрузки"

Показатели тяжести трудового процесса

Классы условий труда

Оптимальный (легкая физическая нагрузка)

Допустимый (средняя физическая нагрузка)

Вредный (тяжелый труд)

1 степени

2 степени

3. Эмоциональные нагрузки:

3.1. Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки

Несет ответственность за выполнение отдельных элементов заданий. Влечет за собой дополнительные усилия в работе со стороны работника

Несет ответственность за функциональное качество вспомогательных работ (заданий). Влечет за собой дополнительные усилия со стороны вышестоящего руководства (бригадира, мастера и т.п.)

Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания). Влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива (группы, бригады и т.п.)

Несет ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания. Влечет за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса и может возникнуть опасность для жизни

3.2. Степень риска для собственной жизни

Исключена

Вероятна

3.3. Степень ответственности за безопасность других лиц

Исключена

Возможна

3.4. Количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью, за смену

Отсутствуют

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 3.1-3.4 протокола, графу "эмоциональные нагрузки" (Приложение 5).

Пример 2. Определить класс условий по показателю "эмоциональные нагрузки" для электрогазосварщика, осуществляющего сварку деталей.

Исходные данные:

  • - характер работы - вспомогательная;
  • - степень риска для собственной жизни - отсутствует;
  • - степень ответственности за безопасность других лиц- отсутствует;
  • - количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену - до 2.

Вывод: согласно данным табл. 2.3 имеем:

По показателю "степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки" согласно п. 3.1. - работа относится к классу 2;

  • - по показателю "степень риска для собственной жизни" согласно п. 3.2. - работа относится к классу 1;
  • - по показателю "степень ответственности за безопасность других лиц" согласно п. 3.3. - работа относится к классу 1;
  • - по показателю "количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену" согласно п. 1.3. - работа относится к классу 1.

Фактические значения классов условий труда по показателям напряженности трудового процесса заносятся в п. 3.1-3.4 протокола, графу "эмоциональные нагрузки" (Приложение 6).

Пример 3. Определить класс условий по показателю "эмоциональные нагрузки" для главного бухгалтера, осуществляющего организацию и ведение бухгалтерского учета на предприятии.

Исходные данные:

  • - характер работы - основная;
  • - степень риска для собственной жизни - отсутствует;
  • - степень ответственности за безопасность других лиц- отсутствует;
  • - количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену - до 8.

Вывод: согласно данным табл. 2.3 имеем:

  • - по показателю "степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки" согласно п. 3.1. - работа относится к классу 3.1;
  • - по показателю "степень риска для собственной жизни" согласно п. 3.2. - работа относится к классу 1;
  • - по показателю "степень ответственности за безопасность других лиц" согласно п. 3.3. - работа относится к классу 1;
  • - по показателю "количество конфликтных ситуаций, обусловленных профессиональной деятельностью за смену" согласно п. 1.3. - работа относится к классу 3.1.

13.11.2014 10:47:00


Результаты оценки напряженности трудового процесса часто вызывают множество вопросов и споров. Вместе с тем, при столь значительном распространении рабочих мест, имеющих класс вредности по напряженности, зарегистрированная профессиональная патология от воздействия напряженности практически полностью отсутствует. Данное явление отнюдь не является показателем отсутствия вредного воздействия фактора напряженности, однако, может стать причиной детального анализа проблемы и возможного пересмотра принципов и методов оценочной системы.

Николай МАКЕЕВ ,
к.м.н., заведующий сектором медицинской статистики и аналитики
Департамента по научной работе Клинского института охраны и условий труда

В настоящее время напряженность трудового процесса оценивается по 22 показателям, разделенным на следующие группы:

  • интеллектуальные нагрузки (4 показателя);
  • сенсорные нагрузки (8 показателей);
  • эмоциональные нагрузки (3 показателя);
  • монотонность нагрузок (4 показателя);
  • режим работы (3 показателя).


Рассмотрим более детально все оценочные критерии.

Предполагается, что оценка напряженности труда профессиональной группы работников должна быть основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Как показывает опыт аттестации рабочих мест, в 100% случаев это условие никогда не соблюдается. Более того, оценка напряженности производится инженерами фактически одномоментно, на основе интервьюирования, кратковременного наблюдения и собственного опыта.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ

Содержание того или иного вида работ указывает на уровень сложности при выполнении задания: от простых (примитивных) задач - (класс 1 - оптимальный) до творческих (класс 3,2 - вредный напряженный труд). Подобная система классификации, на мой взгляд, представляется в корне абсурдной и противоречащей не только здравому смыслу, но и ст. 37 Конституции РФ, в которой сказано, что «каждый человек имеет право на выбор профессии и рода деятельности».


Творческий или управленческий характер работы является не побочным вредным продуктом трудовой деятельности (как, например, шум или пыль), а сущностным содержанием профессии, которая является результатом свободного выбора. Также данный вопрос можно рассмотреть с позиций профессиональной этики и ущемлений прав работника, так как ярлык «вредности» присваивается фактически самой профессии, которую выбрал работник и вправе испытывать сопряженные со своим выбором чувства (гордость, удовлетворение, сознание собственной самооценки и т.д.).


Говорить о влиянии степени участия интеллекта и личного творческого потенциала работника на здоровье в контексте увеличения вредности также некорректно. В данном случае речь может идти исключительно об индивидуальной реактивности организма на тот или иной уровень интеллектуальной деятельности, причем независимо от его сложности. Например, если ученому предложить заниматься операторским трудом, это может повлиять на его здоровье так же негативно, как если оператору предложить интеллектуально насыщенную работу.

ВОСПРИЯТИЕ СИГНАЛОВ (ИНФОРМАЦИИ) И ИХ ОЦЕНКА


Все последующие показатели, относящиеся к интеллектуальным нагрузкам, в той или иной мере дублируют «Содержание работы», что ставит под вопрос корректность измерения разными шкалами полностью или отчасти взаимозаменяемых параметров. Во всей метрической системе интеллектуальных нагрузок заложен принцип ступенчатого уменьшения уровня примитивности, которому соответствует такое же ступенчатое увеличение уровня вредности.


Класс 1 (оптимальный), по моему мнению, представляет собой утопическую ситуацию, при которой от работника не требуется вообще никаких действий в ответ на поступающие сигналы, то есть имеет место абсолютно безучастное наблюдение за производственной ситуацией. Достаточно сложно представить человека, который в течение 8 часов смог бы «работать» таким образом, да еще без вреда для физического и психического здоровья. Совсем иначе следует рассматривать восприятие сигналов с последующей коррекцией действий (лаборантов - класс 2), с последующим сопоставлением с номинальными значениями (медсестры, телефонисты и т.д. - класс 3.1), а также с последующей комплексной оценкой всех параметров (класс 3.2). Важно отметить, что в класс 3.2 в соответствии с логикой подхода попадают руководители организаций, водители, врачи и т.д., то есть самый широкий круг различных профессий.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ ПО СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИ ЗАДАНИЯ

Смысл данного показателя состоит в том, что - «чем больше возложено функций на работника, тем выше напряженность его труда». Многочисленные отечественные и зарубежные исследования демонстрируют, что избыток профессиональной интеллектуальной нагрузки является столь же вредным для здоровья и работоспособности, сколько и ее недостаток. Однако идея оптимального баланса нагрузки в принципе не поддерживается используемой при аттестации рабочих мест оценочной системой.

ХАРАКТЕР ВЫПОЛНЯЕМОЙ РАБОТЫ


Характер выполняемой работы - это наиболее адекватный с точки зрения возможного негативного влияния на работника показатель, который, тем не менее, характеризует сразу несколько совершенно разных по сути процесса.

При оценке напряженности трудового процесса являются ключевыми такие показатели, как:


Особое внимание следует обратить на особое место в отношении оценки эмоциональных нагрузок . Если обратиться к типологической модели мотивации профессора Герчикова, то мы увидим, что работники с так называемым «хозяйским» типом мотивации добровольно принимают на себя полную ответственность за выполняемую работу. В данном случае ответственность является их личностной потребностью, без которой они не будут чувствовать профессионального удовлетворения, а значит, такая «безответственная» работа будет для них фактором риска развития психосоматической патологии (болезни от «головы»).

Проблема дефицита времени действительно является неблагоприятным фактором, но относится скорее к проблеме психоэмоционального стресса, чем к интеллектуальным нагрузкам. Однако, в данном случае, снова на первое место выступают профессиографические особенности той или иной деятельности и ее выбор конкретным работником. Говорить о правомерности влияния данного фактора на здоровье можно в том случае, если дефицит времени не был изначально сопряжен с выбранной профессией, а появился в результате неправильной организации рабочего времени или в силу иных вторичных причин.

СЕНСОРНЫЕ НАГРУЗКИ

Длительность сосредоточенного наблюдения. Смысл данного показателя, заложенный в систему оценки, состоит в том, что - «чем больший процент времени в течение смены отводится на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность». Исследование данного показателя объективно требует проведения хронометрических наблюдений в течение нескольких рабочих смен. Однако на практике этого, как правило, не происходит. В реальности класс условий труда определяется, исходя из профессии. В то же время, существует еще и проблема в определении понятия «сосредоточенности». Какое наблюдение можно считать сосредоточенным, а какое - нет? И по каким критериям можно отличить одно от другого? Ответов на этот вопрос в Р.2.2.2006-05 не дается, что объясняет высокий уровень субъективизма при проведении оценок.

Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы. Ч ем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. В данном случае основная проблема состоит не столько в сложности оценки количества поступаемых и передаваемых сигналов за час работы (требует длительного наблюдения вследствие возможной неравномерности потока), сколько в самой характеристике сигнала, что не оценивается вообще. В данном случае основное значение может иметь информация о том, что считать единицей отсчета для одного сигнала. Например, общепринятым является мнение, что у медицинских сестер реанимационных отделений, число принимаемых с мониторов сигналов укладывается в диапазон 75 - 175 в час (класс 2 - допустимый).


Однако в реальности каждый монитор может показывать до десяти и более активных кривых состояния жизненно важных систем организма пациентов, каждая из которых постоянно генерирует новые сигналы, требующие наблюдения и, в некоторых случаях - немедленного реагирования (особенно, если система мониторирования не оснащена звуковыми датчиками или эти датчики не достаточно чувствительны). Таким образом, их число сигналов может увеличиться в десятки раз.

Число производственных объектов одновременного наблюдения. Данный показатель характеризует процесс, при котором с увеличением числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда. Здесь важно отметить, что на самом деле невозможно одновременно наблюдать сразу за несколькими объектами. При необходимости наблюдения за несколькими объектами, человек последовательно переводит взгляд с одного объекта на другой, и при этом данный показатель отчасти дублирует предыдущий, что опять же делает наблюдение некорректным.

Размер объекта различения при длительности сосредоточенного наблюдения. В данном случае предлагается оценить сразу два значения: размер рассматриваемого объекта и процент времени его рассмотрения от времени смены. В качестве основы объектов различения взяты категории зрительных работ из СНиП 23-05-95. При реальном отсутствии возможности объективного измерения размера объекта и времени рассмотрения, важно отметить, что система оценки данного показателя является еще и принципиально устаревшей. На современном этапе развития, практически все рабочие места, где оценка данного показателя еще могла бы быть актуальной, оборудованы автоматизированными системами с возможностью настройки размеров объектов наблюдения с учетом индивидуальных предпочтений работников (например, путем изменения размеров шрифта и пр.).

Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены). При современном уровне развития оптической техники фокус проблемы должен концентрироваться не на времени работы с оптическим прибором, а на соответствии самого прибора современным требованиям безопасности и соблюдении работником правил и режимов работы с оборудованием.


Наблюдение за экраном видеотерминала (часов в смену) . Данный показатель на современном этапе развития практически потерял свою актуальность, так как диапазон измерений находится в пределах 2 - 6 часов и более. Вместе с тем, практически повсеместно на всех офисных местах работа за экранами мониторов занимает не меньше 8-ми часов. Это явление носит массовый и повсеместный характер, что соответственно требует и адаптации к ней существующей оценочной системы. Критерием оценки в данном случае должна быть не длительность наблюдения, а возможность делать перерывы и переводить взгляд на другие объекты (профилактика спазма аккомодации и других нарушений со стороны зрительного анализатора).

Степень напряженности слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума. Показатель является актуальным на шумных производствах, где есть необходимость постоянных межличностных коммуникаций в течение рабочей смены. Однако отсутствие вызываемой им профессиональной патологии делает его практически неприменимым для объективной оценки сенсорной нагрузки (как и для большинства других показателей напряженности).

Степень напряженности голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Наибольшие нагрузки (класс 3,1 и 3,2) отмечаются у лиц голосоречевых профессий (педагоги, воспитатели). Наименьшие нагрузки наблюдаются, например, у лаборантов, водителей и т.д. Сложность объективной оценки данного показателя с одной стороны и практически абсолютная его зависимость от вида профессиональной деятельности, с другой, ставят вопрос о необходимости пересмотра принципа оценочной системы от измерительного к списочному (по списку профессий).

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ


Эмоциональные нагрузки определяются тремя параметрами:

  • степенью ответственности за результат собственной деятельности;
  • степенью риска для собственной жизни;
  • ответственностью за безопасность других лиц.


Практика аттестации рабочих мест показывает, что оценка всех трех параметров происходит в соответствии с профессией без каких-либо дополнительных измерений, что в данном случае является наилучшим выбором, чем проведение крайне субъективных оценок непрофильными специалистами. Проблема эмоциональных нагрузок не может исчерпываться тремя показателями и требует профессиональных методик оценки, которые должны разрабатываться специалистами в области социальной психологии, психологии труда, психологии мотивации и эмоций и т.д., а не гигиенистами, как это было сделано при разработке гигиенических критериев.

Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки указывает на то, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. По сути, чем дороже цена ошибки, тем выше эмоциональное напряжение. В отношении большей части людей, такой подход соответствует действительности, однако внутренняя сущность этого напряжения в каждом конкретном случае будет иметь свое влияние на здоровье и далеко не всегда вредное. Отнесение условий труда, при которых высока ответственность работника за «функциональное качество конечной продукции, работы, задания» к вредному классу 3.2 (стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости) остается спорным.

В то же время, при выборе профессии, работник опирается на свои личностные предпочтения и логично выбирает профессию, сопряженную с той степенью ответственности, которая ему по силам. С другой стороны, восприятие личной ответственности является не только источником негативного эмоционального переживания, которое несет вред для здоровья, но и одним из источников профессионального удовлетворения, что в свою очередь наделяет ее позитивными для здоровья качествами. Таким образом, принцип построения оценочной системы должен заключаться не в оценке априорного уровня ответственности, а в его колебаниях относительно того уровня, который изначально предполагает выбранная работником профессия.

Степень риска для собственной жизни и степень ответственности за безопасность других лиц

Данный показатель является значимым для многих профессий, причем не обязательно с реально высоким риском для собственной жизни и жизни других лиц. Инстинктивный страх смерти и причинения вреда может сопровождать не только профессии с реально высоким риском таких событий, но и профессии, при которых этот риск навязывается подсознанию работников особенностями производственной обстановки и их личной восприимчивостью. Все эти профессии должны входить в список потенциально опасных с точки зрения возможности развития психогенных расстройств на почве хронической фрустрации.

МОНОТОННОСТЬ НАГРУЗОК

Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций. Основная концепция при разработке оценочной системы состояла в том, что - «чем меньше число выполняемых приемов, тем выше напряженность труда, обусловленная многократными повторяющимися нагрузками». Наиболее высокая напряженность по этому показателю характерна для работников конвейерного труда. Число элементов уменьшается с 10 до 3, соответственно увеличивается класс вредности. Логика подхода говорит о том, что указанные числа должны обозначать число простых операций внутри одного рабочего цикла. Если рассмотреть целесообразность такого подхода на примере классической конвейерной работы оператора убойного цеха на птицефабрике, можно заключить, что исходя из здравого смысла, основной потенциальный вред его здоровью может быть вызван не количеством необходимых операций для того, чтобы достигнуть желаемого результата, а совсем иными причинами.


Формирование стереотипных идеомоторных актов у работников конвейерного труда происходит в процессе трудовой деятельности и откладывается в моторной памяти. В процессе работы в соответствующем участке мозга формируется очаг возбуждения, что, в свою очередь, при определенных условиях гипотетически может негативно сказываться на других регуляторных процессах. Влияние это практически не изучено (его нельзя путать с влиянием физической нагрузки при выполнении мелких стереотипных движений), но очевидно, что оно почти во всех случаях зависит от индивидуальных особенностей реагирования на сам характер конвейерного труда, вне зависимости от того, сколько именно операций необходимо для выполнения одного цикла.


Еще одна «проблема» данного показателя состоит в том, что не указана функция времени. То есть в том случае, если за всю рабочую смену выполнено всего 3 простых операции, то есть класс условий труда может быть установлен максимальным 3,2), что, по сути, является абсурдом.

Продолжительность выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций (в секундах). Даже внутри существующей оценочной системы показатели « Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций» и «Продолжительность выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций (в секундах)» должны оцениваться одной шкалой (как, например, «Размер объекта различения»), то есть числом другого. Суммировать их некорректно.

Время активных действий и монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени рабочей смены). Оба показателя, также являются взаимообусловленными, но оцениваются разными шкалами, которые впоследствии суммируются. Чем больше время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, тем более монотонной является работа (операторский труд в режиме ожидания). Важно отметить, что данный показатель может дублировать показатель интеллектуальных нагрузок «Восприятие сигналов и их оценка» только в случае отсутствие корректирующих действий в ответ на наблюдение, что считалось наиболее благоприятной для здоровья формой профессионального времяпрепровождения (класс 3.1). Здесь же, все наоборот - «чем меньше процент активных действий по отношению к времени пассивного наблюдения, тем хуже для здоровья». Таким образом, существующая оценочная система сама себе противоречит и является несовершенной


Класс 3.1 по напряженности трудового процесса ставится только в том случае, если не менее 6 показателей из 22 имеют оценку 3,1, или от 3 до 5 показателей имеют оценку 3,1, или от 1 до 3 показателей отнесено к классу 3.2. Принцип простой суммации без отнесения к виду нагрузки может полностью проигнорировать наличие значимой проблематики, так как большинство видов нагрузок оцениваются меньшим числом параметров. Такой подход охватывает очень широкий диапазон оценок и делает всю оценочную систему крайне ригидной (негибкой).

Таким образом, анализ существующих подходов к оценке напряженности трудового процесса показал, что в современных условиях назрела необходимость создания новой оценочной системы, более объективной, реальной и в большей степени ориентированной на работника и особенности его восприятия.

Литература

1. Герчиков В.И. Управление персоналом: работник - самый эффективный ресурс компании. М.: ИНФРА-М, 2008.
2. Конституция РФ, ст. 37.
3. СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».
4. Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».

Оценка напряженности труда профессиональной группы работников основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хропометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Оценка напряженности трудового процесса проводится на основе учета всех 23 показателей. При этом сначала устанавливают класс по каждому оцененному показателю, а окончательная оценка напряженности труда устанавливается но наиболее чувствительному показателю, получившему наиболее высокую степень напряженности:

  • класс 1 (оптимальный ) устанавливается в случаях, когда 17 и более показателей имеют оценку класса 1, а остальные относятся к классу 2. При этом отсутствуют показатели, относящиеся к классу 3 (вредному);
  • класс 2 (допустимый ) устанавливается в следующих случаях: когда шесть и более показателей отнесены к классу 2, а оставшиеся -

к классу 1,

  • - когда от одного до пяти показателей отнесены к степеням вредности 3.1 и (или) 3.2, а остальные показатели имеют оценку классов 1 и (или) 2;
  • класс 3 (вредный) устанавливается в случаях, когда шесть или более показателей отнесены к классу 3 - условие обязательное.

При соблюдении этого условия труд напряженный 1-й степени (3.1) устанавливается:

  • когда шесть показателей имеют оценку только класса 3.1, а оставшиеся показатели относятся к классам 1 и (или) 2;
  • когда от трех до пяти показателей относятся к классу 3.1, от одного до трех показателей отнесены к классу 3.2, а оставшиеся показатели относятся к классам 1 и (или) 2.

Труд напряженный 2-й степени (3.2) устанавливается:

  • когда шесть показателей отнесены к классу 3.2;
  • когда более шести показателей отнесены классу 3.1;
  • когда от одного до пяти показателей отнесены к классу 3.1, а от четырех до пяти показателей - к классу 3.2;
  • когда шесть показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от одного до пяти показателей класса 3.2.

В тех случаях, когда более шести показателей имеют оценку 3.2, напряженность трудового процесса оценивается на одну степень выше - класс 3.3.

Показатели напряженности трудового процесса оцениваются последовательно.

В группу показателей «нагрузки интеллектуального характера» входят следующие показатели: содержание работы, распределение функций по степени сложности заданий, работа по инструкции - работа по серии инструкций, восприятие сигналов (информации) и их оценка, характер выполняемой работы.

Показатель «содержание работы» указывает на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма. Распределение данного показателя по классам напряженности труда следующее: «при выполнении задания отсутствует необходимость принятия решения» - класс 1 (оптимальный), «решение простых задач по инструкции» - класс 2 (допустимый), «решение сложных задач с выбором но известным алгоритмам (работа по серии инструкций)» - класс 3.1 (вредный 1-й степени), «эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения по неизвестному алгоритму, единоличное руководство в сложных ситуациях» - класс 3.2 (вредный 2-й степени).

На практике при оценке показателя «содержание работы» можно пользоваться некоторыми достаточно простыми оценочными критериями - для разделения на классы 2 и 3.1 можно использовать оценочный критерий «решение простых (класс 2) или сложных задач с выбором по известным алгоритмам (класс 3.1)» или оценочный критерий «решение задач по инструкции (класс 2) или работа по серии инструкций (класс 3.1)».

В случае применения оценочного критерия «распределение функций по степени сложности задач» можно воспользоваться некоторыми характерными признаками простых задач (не требуют рассуждений, имеют ясно сформулированную цель, отсутствует необходимость построения внутренних представлений о внешних событиях, план решения содержится в инструкции (инструкциях), может включать несколько подзадач, не связанных между собой или связанных только последовательностью действий, последовательность действий известна либо она не имеет значения) и сложных задач (требуют рассуждений, цель сформулирована только в общем, необходимо построение внутренних представлений о внешних событиях, решение необходимо полностью планировать, включает решение связанных логически подзадач, а информация, полученная при решении каждой подзадачи, анализируется и учитывается при решении следующей подзадачи, последовательность действий выбирается исполнителем и имеет значение для решения задачи).

Так как любая трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками, то чем больше функциональных обязанностей возложено на работника, тем выше напряженность его труда.

Распределение показателя «распределение функций по степени сложности заданий» по классам напряженности труда следующее: «обработка и выполнение задания» - класс 1 (оптимальный), «обработка, выполнение задания и проверка результата» - класс 2 (допустимый), «обработка, проверка и контроль за выполнением задания» - класс 3.1 (вредный 1-й степени), «контроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам» - класс 3.2 (вредный 2-й степени).

При оценке данного показателя следует учитывать, что трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные только на обработку и выполнение конкретного задания, не приводит к значительной напряженности труда. Поэтому такая деятельность оценивается классом 1.

Напряженность возрастает, когда осуществляются не только обработка и выполнение задания, но и последующая проверка выполнения задания. В этом случае показателю присваивается класс 2.

При этом по данному показателю класс 2 (допустимый) и класс 3 (напряженный труд) различаются но двум характеристикам - наличию или отсутствию функции контроля и работы по распределению заданий другим лицам.

Классом 3.1 оценивается работа, обязательным элементом которой является контроль выполнения задания другими лицами. Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывают на большую степень сложности выполняемых функций работником, и, соответственно, в большей степени проявляется напряженность труда.

Классом 3.2 оценивается по данному показателю такая работа, которая включает не только контроль, но и предварительную работу по распределению заданий другим лицам, поскольку предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам - это наиболее сложная функция.

При применении оценочного критерия «работа по инструкции - работа по серии инструкций» следует иметь в виду, что иногда число инструкций, характеризующих содержание работы, не всегда является достаточно надежной характеристикой интеллектуальных нагрузок. Поэтому следует обращать внимание на те случаи, когда общая инструкция, являясь формально единственной, содержит множество отдельных инструкций, и в этом случае оценивать деятельность необходимо как работу по серии инструкций.

При разделении на классы 3.1 и 3.2 используется лишь один оценочный критерий - решаются задачи по известным (класс 3.1) либо по неизвестным (эвристические приемы) (класс 3.2) алгоритмам. Основной признак при этом - наличие или отсутствие гарантии получения правильного результата. Дополнительным признаком класса 3.2 может быть «единоличное руководство в сложных ситуациях». При этом необходимо рассматривать лишь те ситуации, которые могут возникнуть внезапно, а также в тех случаях, когда руководство действиями других лиц в таких ситуациях обусловлено должностной инструкцией.

Основным признаком показателя «восприятие сигналов (информации) и их оценка» с точки зрения различий между классами напряженности трудового процесса по этому показателю является установочная цель (или эталонная норма), которая принимается для сопоставления поступающей при работе информации с номинальными значениями, необходимыми для успешного хода рабочего процесса. Распределение данного показателя по классам напряженности труда следующее: «не требуется коррекция действий» - класс 1 (оптимальный), «с последующей коррекцией действий и операций» - класс 2 (допустимый), «с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями и заключительная оценка фактических значений параметров» - класс 3.1 (вредный 1-й степени), «с последующей комплексной оценкой связанных параметров и комплексная оценка всей производственной деятельности» - класс 3.2 (вредный 2-й степени).

При оценке показателя «восприятие сигналов (информации) и их оценка» различие между классами 1 и 2 заключается в отсутствии или наличии необходимости коррекции действий и операций. При этом под действием понимается элемент деятельности, в процессе которого достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель, а под операцией - законченное действие (или сумма действий), в результате которого достигается элементарная технологическая цель.

Классом 3.1 оценивается работа, связанная с восприятием сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров (информации) с их номинальными требуемыми уровнями. Под сигналами в том числе могут пониматься промежуточные или конечные производственные показатели, которые сравниваются с эталонными или плановыми. Коррекция (сравнение с эталоном) производится здесь по типу процесса опознавания, включая процессы декодирования, информационного поиска и информационной подготовки решения на основе мышления с обязательным использованием интеллекта, т.е. умственных способностей исполнителя.

Классом 3.2 оценивается работа, связанная с восприятием сигналов с последующей комплексной оценкой всей производственной деятельности.

Основными характеристиками для оценки показателя «характер выполняемой работы» являются дефицит времени и информации и повышенная ответственность за конечный результат. Распределение данного показателя по классам напряженности труда следующее: «работа по индивидуальному плану» - класс 1 (оптимальный), «работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности» - класс 2 (допустимый), «работа в условиях дефицита времени» - класс 3.1 (вредный 1-й степени), «работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат» - класс 3.2 (вредный 2-й степени).

Критериями для отнесения работ по данному показателю к классу 3.1 является работа в условиях дефицита времени. При этом оценку условий труда следует выполнять при проведении технологических процессов в соответствии с технологическим регламентом. Поэтому классом 3.1 по показателю «характер выполняемой работы» должна оцениваться лишь такая работа, при которой дефицит времени является ее постоянной и неотъемлемой характеристикой, и при этом успешное выполнение задания возможно только при правильных действиях в условиях такого дефицита.

Напряженный труд класса 3.2 характеризует такую работу, которая происходит в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат. Понятие дефицита времени было определено выше. Дефицит информации в дополнительных пояснениях не нуждается. А повышенная ответственность за конечный результат должна быть не только субъективно осознаваемой, поскольку на любом рабочем месте исполнитель такую ответственность должен осознавать и нести, но и возлагаемой на исполнителя должностной инструкцией. Степень ответственности должна быть высокой - это ответственность за нормальный ход технологического процесса, за сохранность уникального, сложного и дорогостоящего оборудования и (или) за безопасность людей.

Характеристики нагрузок интеллектуального характера представлены в табл. 3.7.

Характеристики нагрузок интеллектуального характера

Таблица 3.7

Определение

характеристики

Значения характеристики

При выполнении задания отсутствует необходимость принятия решения

Решение простых задач по инструкции

Решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам (работа по серии инструкций)

Эвристическая (творческая) деятельность, требующая решения по неизвестному алгоритму, единоличное руководство в сложных ситуациях

Восприятие сигналов (информации)

Нс требуется коррекция действий

С последующей коррекцией действий и операций

С последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными значениями и заключительная оценка фактических значений параметров

С последующей комплексной оценкой связанных параметров и комплексная оценка всей производственной деятельности

Распределение функций по степени сложности задания

Обработка и выполнение задания

Обработка, выполнение задания и проверка результата

Обработка, проверка и контроль за выполнением задания

Контроль и предварительная работа по распределению заданий другим лицам

Характер выпол- няемой работы

Работа по индивидуальному плану

Работа по установленному графику с возможной его коррекцией по ходу деятельности

Работа в условиях дефицита времени

Работа в условиях дефицита времени и информации с повышенной ответственностью за конечный результат

В группу показателей «сенсорные нагрузки» входят следующие показатели: длительность сосредоточенного наблюдения (в процентах от времени смены), плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за один час работы, число производственных объектов одновременного наблюдения, размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (в процентах от времени смены), работа с оптическими приборами (микроскоп, луна и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (в процентах от времени смены), наблюдение за экраном видеотерминала (часов в смену), нагрузка на слуховой анализатор и нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемых в неделю).

Показатель «длительность сосредоточенного наблюдения (в процентах от времени смены)» характеризует степень напряженности - чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100%. Основной характеристикой для данного показателя является сосредоточение, т.е. концентрация внимания на каком-либо реальном или идеальном объекте. Эта характеристика существенно отличается от пассивного характера наблюдения за ходом технологического процесса, когда исполнитель периодически, время от времени контролирует состояние какого-либо объекта.

Длительное сосредоточенное наблюдение необходимо на рабочих местах, где состояние наблюдаемого объекта все время изменяется, и деятельность работника заключается в периодическом решении ряда задач, непрерывно следующих друг за другом, на основе получаемой и постоянно меняющейся информации.

При оценке этого показателя наиболее часто по данному критерию встречаются две ошибки. Первая заключается в том, что этим показателем оцениваются такие работы, когда наблюдение не является сосредоточенным, а осуществляется в дискретном режиме. Вторая ошибка состоит в том, что высокие показатели по длительности сосредоточенного наблюдения присваиваются априорно, только из-за того, что в профессиональной деятельности работника эта характеристика ярко выражена.

Показатель «плотность сигналов (световых , звуковых) и сообщений в среднем за один час работы » - количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) - позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, гем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме (или способу) предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики и диаграммы, символы, текст, формулы и т.д.) и при речевом сообщении (по телефону и радиофону, при непосредственном прямом контакте работников). При оценке этого показателя существенных ошибок можно избежать, если ему не присваивать высоких значений во всех случаях и только вследствие того, что восприятие сигналов и сообщений является характерной особенностью работы.

Показатель «число производственных объектов одновременного наблюдения» (при увеличении числа объектов одновременного наблюдения возрастает напряженность труда) характеризуется требованиями к объему внимания и его распределению как способности одновременно сосредоточивать внимание на нескольких объектах или действиях.

Основным критерием для оценки работы по этому показателю является время, затрачиваемое от получения информации от объектов одновременного наблюдения до выполняемых действий. Если это время существенно мало и действия необходимо выполнять сразу же после приема информации одновременно от всех необходимых объектов (иначе нарушится нормальный ход технологического процесса или возникнет значительная ошибка), то работу необходимо оценивать как напряженную по числу ироизводственных объектов одновременного наблюдения. Если же информация может быть получена путем последовательного переключения внимания с объекта на объект и имеется достаточно времени до принятия решения и (или) выполнения действий, то такую работу следует оценивать по данному показателю как оптимальную или допустимую.

Показатель «размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания » характеризуется тем, что чем меньше размер рассматриваемого предмета (изделия, детали, цифровой или буквенной информации и т.п.) и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Соответственно возрастает класс напряженности труда.

В качестве основы размеров объекта различения взяты категории зрительных работ из СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение». При этом необходимо рассматривать лишь такой объект, который несет смысловую информацию, необходимую для выполнения данной работы. В ряде случаев, когда размеры объекта малы, применяются оптические приборы, увеличивающие эти размеры. Если оптические приборы применяются эпизодически, для уточнения информации, объектом различения является непосредственный носитель информации. В случае если размер объекта настолько мал, что он неразличим без применения оптических приборов, и они применяются постоянно, должен регистрироваться размер увеличенного объекта.

Показатель «работа с оптическими приборами {микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения». На основе хронометраж- ных наблюдений определяется время (часы, минуты) работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты - чем больше процент времени, тем больше нагрузка, приводящая к развитию напряжения зрительного анализатора.

К оптическим приборам относятся те устройства, которые применяются для увеличения размеров рассматриваемого объекта, - лупы, микроскопы, дефектоскопы либо используются для повышения разрешающей способности прибора или улучшения видимости (бинокли), что также связано с увеличением размеров объекта. К оптическим приборам не относятся различные устройства для отображения информации, в которых оптика не используется, - различные индикаторы и шкалы, покрытые стеклянной или прозрачной пластмассовой крышкой.

Показатель «наблюдение за экраном видеотерминала». Согласно этому показателю фиксируется время непосредственной работы пользователя видеотерминала с экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании текста или программ, чтении информации буквенной, цифровой, графической с экрана. Чем больше время фиксации взора на экран пользователя видеотерминала, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда. Данный показатель следует применять для характеристики напряженности трудового процесса на всех рабочих местах, которые оборудованы средствами отображения информации как на электронно-лучевых, так и на дискретных (матричных) экранах (дисплеи, видеомодули, видеомониторы, видеотерминалы).

Степень напряжения слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума.

Распределение данного показателя по классам напряженности труда следующее: «разборчивость слов и сигналов от 100 до 90%. Помехи отсутствуют» - класс 1 (оптимальный); «разборчивость слов и сигналов от 90 до 70%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна па расстоянии до 3,5 м» - класс 2 (допустимый); «разборчивость слов и сигналов от 70 до 50%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 2 м» - класс 3.1 (вредный 1-й степени), «разборчивость слов и сигналов менее 50%. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м» - класс 3.2 (вредный 2-й степени).

Показателем «нагрузка на слуховой анализатор» необходимо характеризовать такие работы, при которых работник в условиях повышенного уровня шума должен воспринимать на слух речевую информацию или другие звуковые сигналы, которыми он руководствуется в процессе работы.

Степень напряжения голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности.

Характеристики сенсорных нагрузок представлены в табл. 3.8.

Таблица 3.8

Характеристики сенсорных нагрузок

Определение

Значения характеристики

Длительность сосредоточен- ного наблюдения (в процен- тах от времени смены)

Плотность сигналов (свето- вых, звуковых) и сообщений в среднем за один час работы

Число производственных объектов одновременного наблюдения

Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (в процен- тах от времени смены)

Более 5 мм - 100%

5-1,1 мм - более 50%, 1-0,3 мм - до 50%, менее 0,3 мм - до 25%

1 -0,3 мм - более 50%, менее 0,3 мм - до 26-50%

Менее 0,3 мм - более 50%

Определение

Значения характеристики

Работа с оптическими прибо- рами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (в про- центах от времени смены)

Наблюдение за экраном видеотерминала (часов в смену) при буквенно-циф- ровом (графическом) типе информации

Более А (6)

Разборчивость слов и сигналов от 100 до 90%, помехи отсутствуют

Разборчивость слов и сигналов от 90 до 70%, имеются помехи, на фоне которых речь слышна па расстоянии до 3,5 м

Разборчивость слов и сигналов от 70 до 50%, имеются помехи, на фойе которых речь слышна на расстоянии до 2 м

Разборчивость слов и сигналов менее 50%, имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 1,5 м

В группу показателей «эмоциональные нагрузки» входят следующие показатели: степень ответственности за результат собственной деятельности, значимость ошибки; степень риска для собственной жизни; степень ответственности за безопасность других лиц и количество конфликтных производственных ситуаций за смену.

Показатель «степень ответственности за результат собственной деятельности , значимость ошибки» указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что соответственно приводит к увеличению эмоционального напряжения.

По этому показателю оценивается ответственность работника за качество элементов заданий вспомогательных работ, основной работы или конечной продукции. При этом следует пользоваться следующей классификацией:

  • класс 1 - ответственность за качество действий или операций, являющихся элементом трудового процесса по отношению к его конечной цели, а ошибка исправляется самим работающим на основе самоконтроля или внешнего, формального контроля по типу «правильно - не правильно»;
  • класс 2 - ответственность за качество деятельности, являющейся технологическим циклом или крупным элементом технологического процесса по отношению к его конечной цели, а ошибка исправляется вышестоящим руководителем по типу указаний «как необходимо сделать правильно»;
  • класс 3.1 - ответственность за весь технологический процесс или деятельность, ошибка исправляется всем коллективом, если это не влечет более тяжелых последствий;
  • класс 3.2 - ответственность за качество продукции, производимой всем структурным подразделением, или повышенная ответственность за результат собственной ошибки, если она может привести к остановке технологического процесса, поломке дорогостоящего или уникального оборудования либо к возникновению опасности для жизни других людей.

Показатель «степень риска для собственной жизни». Мерой риска является вероятность наступления нежелательного события, которую с достаточной точностью можно выявить из статистических данных производственного травматизма на данном предприятии и аналогичных предприятиях отрасли. Поэтому на конкретном рабочем месте анализируется наличие травмоопасных факторов, которые могут представлять опасность для жизни работников, и определяется возможная зона их влияния. Показателем «степень риска для собственной жизни» характеризуются лишь те рабочие места, где существует прямая опасность, т.е. рабочая среда таит угрозу непосредственно поражающей реакции (взрыв, удар, самовозгорание), в отличие от косвенной опасности, когда рабочая среда становится опасной при неправильном и непредусмотрительном поведении работника.

Показатель «степень ответственности за безопасность других лиц». При оценке напряженности необходимо учитывать лишь прямую, а не опосредованную ответственность (последняя распределяется на всех руководителей), т.е. такую, которая вменяется должностной инструкцией.

Показатель «количество конфликтных производственных ситуаций за смену». Наличие конфликтных ситуаций в производственной деятельности ряда профессий существенно увеличивает эмоциональную нагрузку и подлежит количественной оценке. Количество конфликтных ситуаций учитывается на основании хронометражиых наблюдений.

Характеристики эмоциональных нагрузок представлены в табл. 3.9.

Таблица 3.9

Характеристики эмоциональных нагрузок

Определение

Значения

Несет ответственность за функциональное качество основной работы (задания); влечет за собой исправления за счет дополнительных усилий всего коллектива

Несет ответственность за функциональное качество конечной продукции, работы, задания; влечет за собой повреждение оборудования, остановку технологического процесса, может возникнуть опасность для жизни

Степень риска для собственной жизни

Исключена

Вероятна

Степень ответ- ственносги за безопасность других лиц

Исключена

Возможна

Количество конфликтных производствен- ных ситуаций за смену

Отсутствуют

В группу показателей «монотонность нагрузок» входят следующие показатели: число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций, продолжительность выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций, время активных действий (в процентах к продолжительности смены), монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, в процентах от времени смены).

Показатель «число элементов (приемов ), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций» - чем меньше число выполняемых приемов, тем выше монотонность нагрузок.

Показатель «продолжительность выполнения простых производственных заданий или многократно повторяющихся операций» - чем короче время выполнения простых производственных заданий, тем выше монотонность нагрузок.

Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций, и продолжительность выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций характеризуют так называемую моторную монотонию. Высокие значения этих показателей наиболее выражены при конвейерном труде (классы 3.1, 3.2).

Показатель «время активных действий». Наблюдение за ходом технологического процесса не относится к активным действиям. Чем меньше время выполнения активных действий и больше время наблюдения за ходом производственного процесса, тем соответственно выше монотонность нагрузок.

Показатель «монотонность производственной обстановки». Необходимым условием для отнесения операций и действий к монотонным является не только их частая повторяемость и малое количество приемов, что может наблюдаться и при других работах, но и их однообразие и, самое главное, их низкая информационная содержательность, когда действия и операции производятся автоматически и практически не требуют пристального внимания, переработки информации и принятия решений, т.е. практически не задействуют «интеллектуальные» функции.

Характеристики монотонности нагрузок представлены в табл. 3.10.

Таблица 3.10

Характеристики монотонности нагрузок

Определение

Значения

Число элементов (приемов), необ- ходимых для реализации простого задания или многократно повторяю- щихся операций

Продолжительность выполнения простых производственных заданий или многократно повторяющихся операций

Время активных действий (в процен- тах к продолжительности смены)

20 и более

Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом технологиче- ского процесса, в процентах от врс- мсни смены)

В группу показателей «режим работы» входят следующие показатели: фактическая продолжительность рабочего дня, сменность работы, наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без учета обеденного перерыва).

Показатель «фактическая продолжительность рабочего дня» выделен в самостоятельную рубрику, так как независимо от числа смен и ритма работы фактическая продолжительность рабочего дня колеблется от 6-8 до 12 ч и более. Чем продолжительнее работа по времени, тем больше суммарная за смену нагрузка и, соответственно, выше напряженность труда.

Показатель «сменность работы» определяется на основании внутрипроизводственных документов, регламентирующих распорядок труда на данном предприятии, организации.

Показатель «наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без учета обеденного перерыва)». К регламентированным перерывам следует относить только те перерывы, которые введены в регламент рабочего времени на основании официальных внутрипроизводственных документов, таких как коллективный договор, приказ директора предприятия или организации, либо на основании государственных документов - санитарных норм и правил, отраслевых правил по охране труда и др.

Недостаточная продолжительность или отсутствие регламентированных перерывов усугубляет напряженность труда, поскольку отсутствует элемент кратковременной защиты временем от воздействия факторов трудового процесса и производственной среды.

Характеристики режима работы представлены в табл. 3.11.

Таблица 3.11

Характеристики режима работы

Определение

Значения

Фактическая продол- жительиость рабочего дня, ч

Сменность работы

Односменная работа (без ночной смены)

Двухсменная работа (без ночной смены)

Трехсменная работа (работа в ночную смену)

Нерегулярная сменность с работой в ночное время

Наличие регламентированных перерывов и их продолжительность (без учета обе- денного перерыва)

Перерывы регламентированы, достаточной продолжительности: 7% и более рабочего времени

Перерывы регламентированы, недостаточной продолжительности: от 3 до 7% рабочего времени

Перерывы нс регламентированы и недостаточной продолжительности: до 3% рабочего времени

Перерывы отсутствуют

Защита человека от повышенных требований или вообще от причинения вреда посредством работы является первым признаком справедливой организации человеческого труда и также первостепенной целью организации. Предпосылками к ее выполнению являются знания о том, какие воздействия на человека оказывают условия работы и ее проведение, а также применение этих знаний при организации рабочей системы.

Концепция нагрузки и напряженности добилась признания, заимствованная из механики в науку о труде, причем

  • нагрузки характеризуют воздействие работы и окружающей среды на человека и
  • после этого возникает напряженность как реакция человека.

Эта реакция - физическая или психическая - по своему роду и силе находится под влиянием качеств и способностей человека. Поэтому знание этой взаимосвязи нагрузки и напряженности является важнейшей основой организации труда, ориентированной на потребности работающих людей.

Рабочая нагрузка и напряженность

- это совокупность поддающихся учету воздействий, которые влияют в рабочей системе на человека. В науке о труде, в отличие от обиходной речи, нагрузка является свободным понятием. Нагрузки могут иметь в различных ситуациях и под различными аспектами как позитивные, как нейтральные или как негативные воздействия на человека. Так, музыка в свободное время может рассматриваться как интересная, увлекательная, но в плановое время работы или при другой, требующей концентрации деятельности, может воздействовать как помеха. Громкая музыка, например, на дискотеке или через наушники плеера, может повредить слух при долгом и частом воздействии, даже если она субъективно принимается как приятная.

Нагрузки обозначаются исходя из их вида, размера и продолжительности их воздействия на людей. То, какие воздействия, создающие нагрузку, существуют, может выясняться через описание рабочей системы, т.е. рабочего задания, рабочего процесса и ситуативных условий.

Если размер нагрузки определяется количественно посредством воспроизводимых измерений, то принято говорить о величине нагрузки, если размер нагрузки описывается только качественно, то он обозначается как фактор нагрузки. Пример для величины нагрузки - это тяжелая динамическая мускульная работа. Показание величины нагрузки такой работы, как, например, «езда на велосипеде», может быть получено с помощью условий работы (в этом примере «на елосипедном эргометре с тормозным результатом от 80 W до 60 оборотов в минуту»).

Факторы нагрузки могут быть описаны вербально [например, «ограниченная коммуникация на работе», «узкая временная связь», «сочетание показаний со шкалой деления не очевидно” или «предмет труда сложен для ручного обращения (гладкий, большой….)»] и приведены в порядок для различных рабочих систем («А больше, чем Б»). Рабочие нагрузки возможно описывать поэтому видом, величиной, продолжительностью, порядком и наложением нагрузок во время одной смены.

Рабочая напряженность - это индивидуальное воздействие рабочих нагрузок на человека в зависимости от его качеств и способностей.Приведем несколько примеров. В дальнейшем вместо рабочей нагрузки и рабочей напряженности будут применяться краткие термины нагрузка и напряженность.

Пример 1: Нагрузка посредством поднятия и переноски грузов ведет к напряженности костно-мускульной системы связок и системы сердечного кровообращения. Величина напряженности зависит в этом случае от индивидуальных мышечных сил и от работоспособности системы сердечного кровообращения.

Пример 2: При климатической нагрузке посредством работы в теплой среде, когда осуществляется внешняя подача тепла телу либо отдача тепла тела ограничена, напряженности подвергается система терморегуляции. При помощи терморегуляции организм для обеспечения нормальной жизнедеятельности всех органов сохраняет свою температуру на уровне около 37 градусов. Легче или тяжелее человек справляется с такими тепловыми нагрузками, зависит от уровня акклиматизации к условиям работы.

Пример 3: Задания управления и наблюдения, как их исполняет управляющий дорожным катком, требуют высокого внимания и концентрации. Ответственность за качество продукта лежит большей частью на водителе. Величина напряженности может зависеть от ряда предпосылок индивидуальной работоспособности человека , например, реакции, опыта и сноровки в деятельности, а также мотивации (благодаря которой, например, можно уменьшить простоя и возможно добиться лучшего качества).

Поскольку воздействия рабочей нагрузки зависят от работоспособности и качеств человека, то рабочая напряженность при одинаковой рабочей нагрузке будет различна для разных людей. У рабочих лиц с меньшей работоспособностью объективно одинаковая нагрузка, например, через восприятие, ведет к более высокой напряженности, чем, у рабочего лица с более высокой работоспособностью.

Для определенных аспектов нагрузки могут существовать в некоторых случаях организационные возможности, например, для лиц, регулярно пользующихся транспортом для поездки с работы и на работу, в случае длительного нахождения в пути облегчение может принести служебный транспорт. Но во многих случаях на такие факторы нагрузки предприятие не может оказывать влияние.

Следовательно, напряженность как следствие нагрузки характеризуется индивидуальным использованием человека в процессе работы и в условиях сложившейся при этом ситуации. Эта напряженность может вытекать из физической или умственной работы, из рабочего окружения или может относиться к преобладающей эмоциональной напряженности.

Напряженность не может возникать прямо, а может быть охарактеризована соответствующими интерпретированными наблюдаемыми проявлениями. Понятными являются психологические параметры, которые обозначают функции тела (как частота биения сердца) и ответы на вопросы или на данные шкалы. Здесь речь идет об индикаторах напряженности, которые «показывают» напряженность.

Следствием напряженности является усталость . Усталость связана с уменьшением работоспособности или функциональности (например, мышцы рук при несении чемодана). Отдых приводит затем к снижению усталости и связанному с этим повышению функциональности. Величина нагрузки, при которой существует равновесие между усталостью и отдыхом, когда требуется справляться с нахождением в «устойчивом состоянии», обозначается как граница длительной работоспособности. «Устойчивое состояние» обозначает равновесие между усталостью и отдыхом, которое можно достичь во время постоянной или прерывистой работы. Во втором случае, например, отрезки с высокими фазами напряжения и фазами отдыха чередуются друг с другом так, что возникшая в фазах нагрузки рабочая усталость возмещается в фазах отдыха. Когда в ходе работы уже имеются достаточные фазы отдыха, то дополнительные времена отдыха не требуются. Прежде всего, граница работоспособности различна для каждого работника в зависимости от индивидуальных качеств и способностей. Обобщенно она относится к рабочему месту наиболее представительных работников, обладающих средней работоспособностью, и не показывает для деятельности ограничений с точки зрения здоровья.

Граница длительной работоспособности характеризирует максимальную работоспособность , которая может быть перенесена человеком без значительной рабочей усталости и без вреда для здоровья ежедневно в течение продолжительного времени.

Обширные научные данные о границе длительной работоспособности имеются в области преимущественно мускульного труда, в то время когда другие формы работы исследуются еще в начальном состоянии. Но и в случае с мускульным трудом, такие границы нужно рассматривать как основание, которое не претендует на абсолютную точность. Если для границы длительной работоспособности существуют числовые значения, то они в большинстве случаев определены только для отдельных видов нагрузки и в экспериментальных условиях. Примером является энергетическая граница работоспособности, которая определена в лаборатории при помощи велоэргометра для чисто мускульной работы. Эта граница не учитывает, например, что на протяжении работы в реальной рабочей системе могут иметь место одновременно и другие виды нагрузок.

Через комбинацию нагрузок работоспособность может быть так ограничена, что будет необходимо время отдыха, несмотря на то, что при отдельном виде нагрузки граница работоспособности еще не была превышена. Требуется ли и в какой величине время отдыха в реальной рабочей системе, это следует на основе обширного анализа рабочих нагрузок, в котором принимаются во внимание выше названные точки зрения.

Организация труда должна ставить себе цель работать в рамках границы длительной работоспособности, то есть, соответственно, избегать ее превышения. Если это не может быть достигнуто путем снижения размеров нагрузок, как это требуется для защиты здоровья занятых, то можно обеспечить ограничение длительности нагрузок и, например, гарантировать время отдыха. Здесь необходимо проанализировать рабочие нагрузки и установить требуемое время отдыха.

Количественная оценка тяжести и напряженности трудового процесса проводится в соответствии с руководством Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда».

Тяжесть труда -- характеристика трудового процесса, отражающая преимущественно нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие его деятельность.

Уровни факторов тяжести труда выражены в эргометрических величинах, характеризующих трудовой процесс, независимо от индивидуальных особенностей человека, участвующего в процессе.

Основными показателями тяжести трудового процесса являются:

масса поднимаемого и перемещаемого груза;

общее число стереотипных рабочих движений;

величина статической нагрузки;

рабочая поза;

степень наклона корпуса;

перемещения в пространстве.

Напряженность труда -- характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника.

К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся:

интеллектуальные нагрузки;

сенсорные нагрузки;

эмоциональные нагрузки;

степень монотонности нагрузок;

режим работы.

Физическая динамическая нагрузка выражается в единицах внешней механической работы за смену (кг* м).

Для подсчета физической динамической нагрузки (внешней механической работы) определяется масса груза, перемещаемого вручную в каждой операции и путь его перемещения в метрах. Подсчитывается общее количество операций по переносу груза за смену и суммируется величина внешней механической работы (кг * м) за смену в целом. По величине внешней механической работы за смену в зависимости от вида нагрузки (общая или региональная) и расстояния перемещения груза определяют к какому классу условий труда относится данная работа. Если расстояние перемещения груза разное, то суммарная механическая работа сопоставляется со средним расстоянием перемещения.

Для определения массы (кг) груза (поднимаемого или переносимого рабочими на протяжении смены, постоянно или при чередовании с другой работой) его взвешивают на товарных весах. Регистрируется только максимальная величина. Массу груза можно также определить по документам. Для определения суммарной массы груза, перемещаемого в течение каждого часа смены, масса всех грузов суммируется, а если переносимый груз одной массы, то она умножается на число подъемов или перемещений в течение каждого часа.

Стереотипные рабочие движения (количество за смену). Понятие «рабочее движение» в данном случае подразумевает движение элементарное, т.е. однократное перемещение тела или части тела из одного положения в другое. Стереотипные рабочие движения в зависимости от нагрузки делятся на локальные и региональные. Работы, для которых характерны локальные движения, как правило, выполняются в быстром темпе (60--250 движений в минуту), и за смену количество движений может достигать нескольких десятков тысяч. Поскольку при этих работах темп, т.е. количество движений в единицу времени, практически не меняется, то, подсчитав, вручную или с применением какого -- либо автоматического счетчика, число движений за 10--15 мин, рассчитывается число движений в 1 мин, а затем умножается на число минут, в течение которых выполняется эта работа. Время выполнения работы определяется путем хронометражных наблюдений или по фотографии рабочего дня. Число движений можно определить также по дневной выработке.

Статическая нагрузка, связанная с поддержанием человеком груза или приложением усилия без перемещения тела или его отдельных частей, рассчитывается путем перемножения двух параметров: величины удерживаемого усилия и времени его удерживания.

В производственных условиях статические усилия встречаются в двух видах: удержание обрабатываемого изделия (инструмента) и прижим обрабатываемого инструмента (изделия) к обрабатываемому инструменту (изделию). В первом случае величина статического усилия определяется весом удерживаемого изделия (инструмента). Вес изделия определяется путем взвешивания на весах. Во втором случае величина усилия прижима может быть определена с помощью тензометрических, пьезокристаллических или каких -- нибудь других датчиков, которые необходимо закрепить на инструменте или изделии. Время удерживания статического усилия определяется на основании хронометражных измерений или по фотографии рабочего дня.

Характер рабочей позы (свободная, неудобная, фиксированная, вынужденная) определяется визуально. Время пребывания в вынужденной позе, позе с наклоном корпуса или другой рабочей позе, определяется на основании хронометражных данных за смену.

Наклоны корпуса. Число наклонов за смену определяется путем их прямого подсчета или определением их количества за одну операцию и умножением на число этих операций за смену. Глубина наклонов корпуса (в градусах) измеряется с помощью любого приспособления для измерения углов (например, транспортира).

Перемещение в пространстве (переходы, обусловленные технологическим процессом в течение смены по горизонтали или вертикали -- по лестницам, пандусам и др., км). Самый простой способ определения этой величины -- с помощью шагомера, который можно поместить в карман работающего или закрепить его на поясе, определить количество шагов за смену (во время регламентированных перерывов и обеденного перерыва шагомер снимается). Количество шагов за смену умножить на длину шага (мужской шаг в производственной обстановке в среднем равняется 0,6 м, а женский -- 0,5 м), и полученную величину выразить в км.

Общая оценка по степени физической тяжести проводится на основе всех приведенных выше показателей. При этом в начале устанавливается класс по каждому измеренному показателю и вносится в протокол, а окончательная оценка тяжести труда устанавливается по показателю, отнесенному к наибольшей степени тяжести. При наличии двух и более показателей класса 3.1 и 3.2 общая оценка устанавливается на одну ступень выше.

Оценка напряженности трудового процесса основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры, которые изучаются путем хронометражных наблюдений в динамике всего рабочего дня, в течение не менее одной недели. Анализ основан на учете всего комплекса производственных факторов (стимулов, раздражителей), создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно -- эмоциональных состояний (перенапряжений). Все факторы трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные, режимные нагрузки.

Нагрузки интеллектуального характера, «Содержание работы» указывает на степень сложности выполнения задания: от решения простых задач до творческой (эвристической) деятельности с решением сложных заданий при отсутствии алгоритма.

«Восприятие сигналов (информации) и их оценка» -- по данному фактору трудового процесса восприятие сигналов (информации) с последующей коррекцией действий и выполняемых операций относится ко 2 классу (лаборантская работа). Восприятие сигналов с последующим сопоставлением фактических значений параметров с их номинальными требуемыми уровнями отмечается в работе медсестер, мастеров, телефонистов и др. (класс 3.1). В том случае, когда трудовая деятельность требует восприятия сигналов с последующей комплексной оценкой всех производственных параметров, то труд по напряженности относится к классу 3.2 (руководители промышленных предприятий, водители транспортных средств, конструкторы, врачи).

«Распределение функций по степени сложности задания».

Любая трудовая деятельность характеризуется распределением функций между работниками. Соответственно, чем больше возложено функций на работника, тем выше напряженность его труда. Так, трудовая деятельность, содержащая простые функции, направленные на обработку и выполнение конкретного задания, не приводит к значительной напряженности труда. Примером такой деятельности является работа лаборанта (класс 1). Напряженность возрастает, когда осуществляется обработка, выполнение с последующей проверкой выполнения задания (класс 2), что характерно для таких профессий, как медицинские сестры, телефонисты и т.п. Обработка, проверка и, кроме того, контроль за выполнением задания указывает на большую степень сложности выполняемых функций работником, и, соответственно, в большей степени проявляется напряженность труда (мастера промышленных предприятий, конструкторы, водители транспортных средств -- класс 3.1). наиболее сложная функция -- это предварительная подготовительная работа с последующим распределением заданий другим лицам (класс 3.2), которая характерна для таких профессий, как руководители промышленных предприятий, авиадиспетчеры, научные работники, врачи и т.п.

«Характер выполняемой работы» -- в том случае, когда работа выполняется по индивидуальному плану, уровень напряженности труда невысок (1 класс -- лаборанты). Если работа протекает по строго установленному графику с возможной его коррекцией по мере необходимости, то напряженность повышается (2 класс - медсестры, телефонисты, телеграфисты и др.). Еще большая напряженность труда характерна, когда работа выполняется в условиях дефицита времени (класс 3.1 -- мастера промышленных предприятий, научные работники, конструкторы). Наибольшая напряженность (класс 3.2) характеризуется работой в условиях дефицита времени и информации. При этом отмечается высокая ответственность за конечный результат работы (врачи руководители промышленных предприятий, водители транспортных средств, авиадиспетчеры).

Сенсорные нагрузки.

«Длительность сосредоточенного наблюдения (в % от времени смены)» -- чем больше процент времени отводится в течение смены на сосредоточенное наблюдение, тем выше напряженность. Общее время рабочей смены принимается за 100%.

«Плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в среднем за 1 ч работы» -- количество воспринимаемых и передаваемых сигналов (сообщений, распоряжений) позволяет оценивать занятость, специфику деятельности работника. Чем больше число поступающих и передаваемых сигналов или сообщений, тем выше информационная нагрузка, приводящая к возрастанию напряженности. По форме предъявления информации сигналы могут подаваться со специальных устройств (световые, звуковые, сигнальные устройства, шкалы приборов, таблицы, графики, символы, текст, формулы и др.) и при речевом сообщении (по телефону и радиотелефону, при непосредственном прямом контакте работников).

«Число производственных объектов одновременного наблюдения» -- указывает, что с увеличением числа объектов одно временного наблюдения возрастает напряженность труда.

«Размер объекта различения при длительности сосредоточенного внимания (% от времени смены)». Чем меньше размер рассматриваемого предмета и чем продолжительнее время наблюдения, тем выше нагрузка на зрительный анализатор. Со ответственно возрастает класс напряженности труда. В качестве основы размеров объектов различения взяты категории зрительных работ из СНиП 23-05-95* «Естественное и искусственное освещение».

«Работа с оптическими приборами (микроскоп, лупа и т.п.) при длительности сосредоточенного наблюдения (% от времени смены)». На основе хронометражных наблюдений определяется время работы за оптическим прибором. Продолжительность рабочего дня принимается за 100%, а время фиксированного взгляда с использованием микроскопа, лупы переводится в проценты -- чем больше процент времени, тем больше нагрузка, при водящая к развитию напряжения зрительного анализатора.

«Наблюдение за экраном ВДТ (ч в смену)». Согласно этому показателю фиксируется время (ч, мин) непосредственной работы пользователя ВДТ за экраном дисплея в течение всего рабочего дня при вводе данных, редактировании текста или программ, чтении буквенной, цифровой, графической информации с экрана. Чем длительнее время фиксации взора на экран пользователя, тем больше нагрузка на зрительный анализатор и тем выше напряженность труда.

Степень напряжения слухового анализатора определяется по зависимости разборчивости слов в процентах от соотношения между уровнем интенсивности речи и «белого» шума. Когда помех нет, разборчивость слов равна 100% -- 1 класс. Ко 2 классу относятся случаи, когда уровень речи превышает шум на 10--15 дБ и соответствует разборчивости слов, равной 90--70%, или слышимости на расстоянии до 3,5 м и т.п.

«Нагрузка на слуховой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемых в неделю)». Степень напряженности голосового аппарата зависит от продолжительности речевых нагрузок. Перенапряжение голоса наблюдается при длительной, без отдыха голосовой деятельности.

Эмоциональные нагрузки.

«Степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки» -- указывает, в какой мере работник может влиять на результат собственного труда при различных уровнях сложности осуществляемой деятельности. С возрастанием сложности повышается степень ответственности, поскольку ошибочные действия приводят к дополнительным усилиям со стороны работника или целого коллектива, что, соответственно, приводит к увеличению эмоционального напряжения. Если работник несет ответственность за основной вид задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны целого коллектива, то эмоциональная нагрузка в данном случае уже несколько ниже (класс 3.1): медсестры, научные работники, конструкторы. В том случае, когда степень ответственности связана с качеством вспомогательного задания, а ошибки приводят к дополнительным усилиям со стороны вышестоящего руководства (в частности, бригадира, начальника смены и т.п.), то такой труд по данному показателю характеризуется еще меньшим проявлением эмоционального напряжения (класс 2): телефонисты, телеграфисты. Наименьшая значимость критерия отмечается в работе лаборанта, где работник несет ответственность только за выполнение отдельных элементов продукции, а в случае допущенной ошибки дополнительные усилия только со стороны самого работника. (1 класс).

«Степень риска для собственной жизни» и «Степень ответственности за безопасность других лиц» отражают факторы эмоционального значения. Ряд профессий характеризуется ответственностью только за безопасность других лиц (авиадиспетчеры, врачи -- реаниматоры и т.п.) или личную безопасность (космонавты, пилоты) 3.2 класс. Но существует целый ряд категорий работ, где возможно сочетание риска, как для себя, так и ответственности за жизнь других лиц (врачи -- инфекционисты, водители автотранспорта и т.п.). В этом случае эмоциональная нагрузка существенно выше, поэтому эти показатели следует оценивать как отдельные самостоятельные стимулы. Есть целый ряд профессий, где указанные факторы полностью отсутствуют (лаборанты, научные работники, телефонисты и др.) -- их труд оценивается как 1 класс напряженности труда.

Монотонность нагрузок.

«Число элементов (приемов), необходимых для реализации простого задания или многократно повторяющихся операций» -- чем меньше число выполняемых приемов, тем выше напряженность труда, обусловленная многократными нагрузками. Наиболее высокая напряженность по этому показателю характерна для работников конвейерного труда (класс 3.1 -- 3.2).

«Продолжительность (с) выполнения простых производственных заданий или повторяющихся операций» -- чем короче время, тем соответственно выше монотонность нагрузок. Данный показатель, также как и предыдущий, наиболее выражен при конвейерном труде (класс 3.1 -- 3.2).

«Время активных действий (в % к продолжительности смены)». Наблюдение за ходом технологического процесса не относится к активным действиям. Чем меньше время выполнения активных действий и больше время наблюдения за ходом технологического процесса, тем, соответственно, выше монотонность нагрузок. Наиболее высокая монотонность по этому показателю характерна для операторов пультов управления химических производств (класс 3.1 -- 3.2).

«Монотонность производственной обстановки (время пассивного наблюдения за ходом техпроцесса в % от времени смены)» -- чем больше время пассивного наблюдения за ходом технологического процесса, тем более монотонной является работа.

Похожие статьи

© 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.