В чем заключается основная цель логистики. В чем заключается основная цель логистической системы

Существует множество определений понятия «логистика», что свидетельствует о непознанности всех сторон и глубин ее концепции. С другой стороны, одновременное существование нескольких определений обеспечивает более полное понимание природы, содержательной части и важности этой сферы деятельности. В этой связи рассмотрим наиболее употребляемые ее понятия.

Логистика — это поставка конкретному потребителю требуемого продукта соответствующего качества в необходимом количестве в указанное место и в точно назначенное время по приемлемой цене.

Логистика — это эффективные организация, планирование, управление и контроль над запасами первичных материальных ресурсов (сырья), полуфабрикатов, комплектующих изделий, конечной готовой продукции и запасных частей к этой готовой продукции.

Это определение фиксирует внимание на формировании запасов материально-технических ресурсов.

Логистика — это процесс планирования, реализации и контроля эффективности потока и хранения материально-технических ресурсов и производственных запасов.

Акцент, как видим, сделан на движении и хранении ресурсов. Движение требует выбора видов транспорта, способов перевозок, направления товаропотоков, в том числе и собственными транспортными средствами. Причем часто выбор между своими возможностями и наймом транспорта является весьма сложной задачей, требующей учета разных экономических факторов.

В свою очередь организация хранения подразумевает учет количества товаров, их размеров, объемов, дизайна, типа. Соответственно создаются складские помещения, имеющие нужные оборудование и подъемно-транспортные средства с учетом объемов заказов на материальные ресурсы и конечную готовую продукцию, сроков выполнения заказов и других обстоятельств.

Названные понятия логистики относятся к западной терминологии. В нашей стране принята несколько иная трактовка логистики.

Логистика — это планирование, контроль и управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведением готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачей, хранением и обработкой соответствующей информации.

Цель логистики : достижение наибольшей эффективности фирмы, повышение ее конкурентоспособности.

Основные задачи : совершенствование управления товародвижением, создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающих высокое качество поставки продукции.

Объектом исследования и управления в логистике являются материальные потоки, которые являются основными. Сопутствующие потоки — информационные, финансовые и сервисные.

Предметом изучения логистики является оптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении основными и сопутствующими потоками.

Логистика включает в себя: закупочную логистику, связанную с обеспечением производства материалами; производственную логистику; сбытовую логистику (маркетинговую или распределительную). С каждой из перечисленных логистик связаны транспортная логистика и информационная логистика.

Объекты исследования

Основными объектами исследования в логистике являются:

  • цепь;
  • система;
  • функция;
  • информационный поток;
Логистическая операция

Это обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и информационного потока. Такая операция задается множеством начальных условий, параметров внешней среды, альтернативных стратегий, характеристик целевой функции.

Логистическая цепь

Это линейно упорядоченное множество физических и юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, складских менеджеров и др.), осуществляющих логистические операции, в том числе с добавленной стоимостью, по доведению материального потока от поставщика до потребителя.

Логистическая система

Это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и имеющая развитые связи с внешней средой. В ее качестве рассматриваются физические объекты — промышленные предприятия, территориально-производственные комплексы, торговые предприятия, инфраструктура экономики отдельной страны. При этом различают логистическую систему с прямыми связями (материальный поток доводится до потребителя без участия посредников на основе поямых длительных хозяйственных связей) и эшелонированную (многокаскодная, многоуровневая система, в которой материальный поток на пути от изготовителя до потребителя проходит, по крайней мере, через одного посредника).

Логистическая функция

Это укрупненная группа операций, но-правленная на реализацию целей логистической системы, с значениями показателей, являющимися ее выходными переменными. К логистической функции относятся: закупки, снабжение, производство, сбыт, распределение, транспортировка, складирование, хранение, объем запасов.

Материальный поток

Это продукция, подвергаемая различным логистическим операциям — транспортировке, складированию, хранению, погрузке-разгрузке. Материальный поток имеет размерность в виде объема, количества, массы и характеризуется ритмичностью, детерминированностью и интенсивностью.

Информационный поток

Это совокупность циркулирующих в логистической системе, между ней и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля. Информационный поток может существовать в виде документооборота или электронного документа и характеризуется направлением, периодичностью, объемом и скоростью передачи. В логистике различают горизонтальный, вертикальный, внешний, внутренний, входной и выходной информационные потоки.

Логистические издержки

Это затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка, сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках). По своему экономическому содержанию такие издержки частично совпадают с издержками производства, транспортными, по завозу продукции, хранения, затратами по отправке товаров, на тару и др.

Логистика цепи снабжения и сервиса

Исходя из практики производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий и организаций-посредников, можно сделать вывод, что любая компания изготавливает товары и одновременно оказывает различного рода сервисные услуги. В связи с этим принято двухчастное определение логистики, отражающее два главных типа ее деятельности, — логистика цепи снабжения и логистика сервиса.

Логистика цепи снабжения. Это традиционный процесс, отражающий организацию накопления (складирования, хранения, образования запасов) и распределения (транспортировка, каналы распределения, сети продаж) товаров производственного и потребительского назначения.

Она является главным организационным элементом в производственном процессе и в организации распределения продукции. Классическую цепь снабжения можно представить в следующем виде: источник первичных материальных ресурсов (сырья) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — производство продуктов (промышленные предприятия) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — складирование (хранение) — продавцы (центры распределения) — конечные потребители (организации и индивидуальные).

Логистика сервиса. Это процесс координации нематериальной деятельности, необходимой для осуществления сервиса. Его эффективность определяется уровнем удовлетворения требований покупателя, затратами на него.

Логистика сервиса является решающим фактором в деятельности организаций, оказывающих различного рода услуги. Должна быть организована сервисная инфраструктура в целях координации и удовлетворения требований покупателя. В производящих отраслях логистика сервиса — сравнительно незначительный фактор, ограниченно влияющий на прибыль и конкурентоспособность.

Сравнительная характеристика логистики цепи снабжения и логистики сервиса

Логистика цепи снабжения Логистика сервиса
Прогнозирование продаж Прогнозирование услуг
Определение источников сырья и материалов Установление потенциальных клиентов и партнеров
Планирование и организация производство Организация работы персонала и оборудования
Доставка материалов Сбор информации
Управление запасами Обработка информации
Хранение сырья и материалов Обучение персонала
Обработка заказов различных потребителей Определение требований потенциальных клиентов
Выбор рациональной системы распределения Формирование сети каналов услуг
Складирование товароэ Хранение информации
Контроль распределения Контроль коммуникаций
Осуществление транспортных перевозок Планирование и регламентация времени
Формирование приемлемой цены продукции Формирование приемлемой стоимости услуг

Главным, что отличает услуги от материальных товаров, является то, что услуга сама по себе не существует. Материальные ресурсы в виде сырья, материалов, полуфабрикатов могут потоебляться или находиться в бездействии. Услуге же необходим объект как источник выполнения работы. Это может быть человек или техническое устройство. Услуги не имеют технических характеристик, они неосязаемы, а оценка их качества проводится по результатам осуществленной работы.

При этом сервисные услуги классифицируются по нескольким признакам: источнику работы — с использованием технических средств (различного рода ремонт) и отсутствием орудий труда (например, консультации); взаимоотношению с потребителем — обязательное присутствие (например, медицинское обслуживание) или отсутствие (тот же ремонт); виду потребителя — организации или индивидуальные потребители.

Уровни распределения

Прежде чем рассматривать глобальные системы, остановимся на уровнях (позициях) распределения в логистике (на примере товаров потребительского назначения). Это поставщики первичных материальных ресурсов (сырья), производители полуфабрикатов, конечного готового продукта, информационный центр, логистические платформы (склады), оптовые или розничные торговцы, конечные индивидуальные потребители. Более подробно рассмотрим каждый уровень (позицию).

Поставщики осуществляют поставку различного рода сырья (минерального, искусственного, сельскохозяйственного), топливо-энергетических ресурсов, некоторой номенклатуры основных и вспомогательных материалов, т.е. переработанное или частично обработанное сырье.

Производители полуфабрикатов изготавливают основные и вспомогательные материалы, поковки, штамповки, литье, комплектующие изделия. Производители конечного готового продукта осуществляют изготовление, включая сборку, товаров производственного или потребительского назначения.

Информационный центр является единственным уровнем в распределении, где отсутствует физическое движение ресурсов и продукции. Здесь обрабатываются заказы клиентов на товары и ведется делопроизводство, сбор справочной информации, отслеживаются нормативные данные, регламентирующие логистические процессы, анализируется оперативная информация по движению продуктов в системе распределения и на основе этого корректируются процессы товародвижения.

Логистические платформы подразделяются на промежуточные (сортировочные), транспортные и склады в пунктах продажи товаров. Оптовые или розничные торговцы продоют продукцию через сеть магазинов. Конечный индивидуальный потребитель приобретает готовую продукцию для домашнего, семейного или личного потребления.

Глобальные системы

Американская система

Основой американской системы является взаимосвязь “ресурсы — производство”. Мнение индивидуального потребителя о товаре (количестве, качестве, дизайне, приемлемой цене) здесь выясняет производитель готового продукта. Он собирает данные по почте, телефону, анкетированием и наблюдением в местах продаж. Информационно-производственная логистическая цепь при этом выглядит следующим образом: индивидуальный потребитель — производитель готового продукта — производитель полуфабрикатов — поставщик сырья (обратная связь в цепи логистики). Далее осуществляется прямая производственная связь: от поставщика сырья — до индивидуального потребителя.

Преимущество американской системы состоит в том, что эффективный баланс достигается тогда, когда количество произведенных товаров совпадает с количеством потенциальных потребителей — спрос и предложение совпадают. Еще одно преимущество в том, что исключается вариант хранения крупных запасов готовой продукции и, соответственно, запасов промежуточных продуктов — полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов.

Недостаток заключается в том, что прогноз производителя, несмотря на проведенные маркетинговые исследования потенциальных потребителей, может не оправдаться, так как в силу тех или иных обстоятельств (изменение моды, усиление конкуренции) возможно изменение мнения индивидуального потребителя. Тогда нарушается баланс “предложение — спрос”, и произведенные товары могут не найти потребителя.

Европейская система

Основой европейской системы являются запасы. Здесь мнение индивидуальных потребителей о товаре выясняет торговец. В остальном процедура производства и информационно-производственные связи (как прямые, так и обратные) идентичны американской системе (в качестве начальной позиции обратной логистической связи, вместо производителя готового продукта, выступает оптовый и розничный торговец).

Преимущество европейской системы в том, что она позволяет индивидуальному потребителю приобретать необходимый товар (из предлагаемого выбора) практически в неограниченном количестве, так как система построена на запасах готовой продукции в широком ассортименте каждого выпускаемого вида.

Недостатком европейской системы является наличие значительных запасов продукции, что ведет к затратам на их хранение (консервация и реконсервация, поддержание строгого режима заданных определенных величин температуры, соблюдение норм влажности, различного рода профилактические работы), а следовательно и дополнительные складские издержки. В этой связи следует отметить, что специалисты уже давно пришли к выводу, что замораживание финансовых средств в материально-технических ресурсах невыгодно.

Для удовлетворения различного рода потребностей промежуточных и конечных потребителей продукции в американской системе предусмотрено производство товаров на основе прогнозируемого спроса. Европейская система основана на предоставлении потребителю определенного выбора продукции при наличии значительных складируемых объемов.

Японская система

Японская система в корне отличается от американской и европейской как в подходе к проблеме производство, так и в его реализации. Ее основой является заказ. Ни производитель, ни продавец не выясняют мнение конечного потребителя о товаре. Таким образом, здесь отсутствует взаимосвязь “производитель — продавец”. Конечный потребитель сам появляется у продавца, и заказ на товар исходит от него. В этом случае продавец должен удовлетворить запросы покупателя, обеспечив его именно тем товаром, который он запросил.

Примечательно, что в японской системе информационно-производственная цепь логистики “конечный потребитель — поставщик сырья” полностью противоположна: “поставщик сырья — конечный потребитель”. Ее отличительной особенностью является то, что производитель конечного готового продукта постоянно находится в состоянии ожидания заказа от потребителя. В системе отсутствует прогноз производства, а изготовитель готового продукта основывается на выраженном в заказе мнении конечного потребителя.

Преимуществом японской системы логистики является максимальная маневренность как при заказе готового продукта, так и при заказе полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов. Конечный потребитель не выбирает товар из предлагаемой номенклатуры, а заказывает в соответствии со своими вкусом и требованием индивидуальный товар.

Недостаток японской системы состоит в том, что производитель находится в постоянном ожидании заказа на изготовление конкретного продукта и, получив его, приступает к его выполнению, на что требуется определенное время. Если в США и Европе конечный потребитель не ожидает товар, а быстро его приобретает (правда, не всегда тот, который требуется индивидуальному покупателю), то в Японии ожидает заказ, более того, дополнительно оплачивает срочность исполнения. Тем не менее западные специалисты считают, что будущее логистики — в японской системе.

Основные задачи

Товародвижение осложняется выбором транспортных средств. Используются морские суда значительного водоизмещения, автомобильный, железнодорожный, авиационный, трубопроводный транспорт. От используемого транспорта зависит выбор вариантов складирования и хранения материально-технических ресурсов в портах, на региональных базах и местах продажи, систем распределения товаров по мелким магазинам, организация распродажи, управления товародвижением, соотношение оптимальных запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, готовой продукции и запасных частей на складах различных уровней. Все это ставит перед товаропроизводителями и транспортными компаниями определенные задачи.

В конечном счете все операции по транспортировке, складированию и хранению продукции и сырья должны сводиться с позиций логистики к минимизации затрат на каждом из этих этапов. Минимизация затрат предполагает учет всего комплекса информационных потоков (нормативные, справочные, оперативные и аналитически данные), обеспечивающих решение конкретных задач с помощью компьютеризации.

Инфраструктура в сфере экономики, развивающояся довольно значительными темпами, в свою очередь порождает новые задачи и проблемы, требующие решения при минимальных издержках на всех уровнях товародвижения. Поэтому возникло целое научное направление логистики, включающее макрологистику (оптимизация товародвижения в масштабах регионального, международного и других рынков) и микрологистику (организация товародвижения на отдельном предприятии).

Логистика в этом смысле рассматривается как математическая логика, имеющая целый ряд прикладных направлений, которые реализуют задачи в определенных областях экономики, техники, хозяйствования и маркетинга.

Логистика, разрабатывая в каждом своем звене общей цепи методы минимизации и оптимизации, формирует конкретные положения, программы и стандарты для производства, транспортировки, отгрузки, складирования и хранения, распределения. Эти разработки готовятся для каждой системы распределения: предприятия-изготовителя, посредника, предприятия по оказанию различного рода услуг, для розничной и оптовой торговли.

Можно сказать, что логистика в настоящее время выступает и как наука, и как практика, охватывающая все сферы деятельности в производстве, товародвижении, распределении и потреблении продукции. Главной целью логистики является бесперебойное обеспечение возрастающих потребностей населения с минимальными затратами.

Промышленные предприятия, выпускающие товары производственного и потребительского назначения, и предприятия, оказывающие сервисные услуги, как правило, решают следующие основные задачи в области логистики, обеспечивающие их бизнес: формирование цели (целей); планирование и прогнозирование; формирование мощностей и запасов; принятие заказов и ответственность за его выполнение; функционирование оборудования и оборот запасов, оптимальное использование распределительной сети для выполнения закона.

Успешное управление логистикой но предприятии требует тщательной координации движения и хранения материальных ресурсов, заинтересованности в разработке и промышленной упаковке материалов. Две эти области заслуживают особого внимания. Обработка материальных ресурсов, предшествующая операциям складирования и хранения, требует не только специального оборудования, но и значительных финансовых затрат. Например, глубокая заморозка продуктов питания, особый режим их хранения связаны с большими энергетическими затратами. Соответственно необходимы стратегические запасы материально-технических ресурсов, срок хранения которых исчисляется годами, средства на их сохранение и консервацию.

Промышленная упаковка материалов, как и их обработка, также требует значительных материальных (упаковочные материалы) технических (специальное оборудование), трудовых и финансовых затрат. Кроме того, вид и тип упаковки (контейнеры, рефрижераторы) оказывают существенное влияние на дальнейшие операции по транспортировке и складированию, погрузочно-разгрузочные работы. В зависимости от типа упаковки максимально используются площадь и высота складских помещений, а также складское оборудование и т.д.

Главной целью логистики является обеспечение конкурентоспособных позиций организации бизнеса на рынке. Этого логистика добивается посредством управления потоковыми процессами на основе следующих правил: доставка с минимальными издержками необходимой конкретному покупателю продукции соответствующего качества и соответствующего количества в нужное место и в нужное время (семь правил логистики). Необходимо отметить, что представленные правила являются выражением идеального случая, к которому следует стремиться. Чтобы данное стремление имело под собой прочную основу, главная цель конкретизируется подцелями, например создание эффективной системы контроля, создание функционально согласованной и технологически рациональной структуры организации бизнеса и т. п. При этом подцели также декомпозируются и определяют цели для каждого элемента логистической цепи и т. д., вплоть до отдельного исполнителя логистической операции.

Логистические цели достаточно универсальны и вполне органично вписываются в стратегические и тактические цели хозяйственной организации. Таким образом, происходит интеграция целей горизонтальная (согласование целей в каждой отдельно взятой функциональной сфере) и вертикальная (согласование целей по уровням управления), например, цель - максимальная загрузка существующих складских мощностей при минимальных затратах на складирование. Оперативная цель предприятия - это максимальная загрузка мощностей, логистическая - минимизация складских издержек.

В логистической системе как при горизонтальной, так и при вертикальной интеграции важны постоянное взаимодействие и наличие обратных связей между функциональными сферами и уровнями управления. Это является важнейшим определяющим условием эффективности процессов выработки и реализации управленческих и исполнительных решений.

Для практической реализации целей логистики необходимо найти адекватные решения ряда соответствующих задач, которые по степени значимости разделяются на две группы: глобальные и частные (локальные) задачи.

К глобальным задачам логистики относятся:

· создание комплексных, интегрированных систем материальных, информационных, а по возможности, и других сопутствующих потоков;

· стратегическое согласование, планирование и контроль за использованием логистических мощностей сфер производства и обращения;

· постоянное совершенствование логистической концепции в рамках избранной стратегии в рыночной среде.


Частные задачи в логистике имеют локальный характер, они более динамичны и разнообразны:

Максимальное сокращение времени хранения продукции; сокращение времени перевозок;

Рациональное распределение транспортных средств; быстрая реакция на требования потребителей;

Оперативная обработка и выдача информации.

Решения глобальных и локальных задач должны находиться в рамках задач логистической системы, к которым относят следующие:

Осуществление сквозного контроля потоковых процессов в логистических системах;

Разработка и совершенствование способов управления материальными потоками;

Многовариантное прогнозирование развития событий и т. п.

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро - и микрологистику. В табл. 1.1 представлена структура функций макро - и микрологистики.

Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка по-ставщиков и потребителей, выработкой общей концепции закупок и рас-пределения. Объектами, контролируемыми макрологистикой, являются юридически независимые предприятия. Взаимодействие между ними ба-зируется на товарно-денежных отношениях и регламентируется соответ-ствующими договорами и контрактами, имеющими правовую силу.

Микрологистика решает локальные вопросы отдельных фирм и предприятий. Объектами, контролируемыми микрологистикой, являются функциональные службы и подразделения одного предприятия или фирмы, подчиненные его администрации. Взаимодействие между ними базируется на бестоварных отношениях ирегламентируется в административномпорядке.

Таким образом, различают макрологистическую и микрологистическую системы.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02

Цель логистики - обеспечение потребителя продукцией в нужное время и определенное место при минимальных затратах на осуществление логистических операций и используемых производственных ресурсов. Логистика управляет физическим распределением и материальными ресурсами. Управление физическим распределением состоит в снижении затрат, связанных с перемещением готовой продукции от места производства до места потребления и ее хранением в соответствии с требуемым уровнем качества обслуживания потребителей. Управление материальными ресурсами состоит в эффективном удовлетворении потребностей организации в производственных ресурсах. При управлении логистической системой используются три основные концепции системного подхода:

1) концепция общих затрат;

2) концепция предотвращения подоптимизации;

3) концепция финансовых обменов.

Четыре условия, выполнение которых необходимо,

чтобы достичь основной цели логистики:

1) поставка нужного товара определенного качества в необходимом количестве;

2) определенное договором установленное время;

3) определенное место поставки;

4) минимизация общих затрат.

Объектом изучения логистики являются материальные и сопутствующие материальным (информационные, финансовые, сервисные) потоки, без которых невозможно осуществление материального производства.

Виды логистических потоков:

1) информационные и материальные;

2) транспортные и людские;

3) финансовые и энергетические и др.

Предмет изучения логистики - оптимизация материальных, информационных, финансовых, сервисных потоков, обеспечивающих производственно-коммерческий процесс, осуществляемая с позиции единого целого, т.е. минимизации издержек во всей логистической системе, а не в каждом отдельном ее элементе (цепи, блоке).

Задачи логистики определены в зависимости от of ее применения:

1) запасы (планирование, формирование и обеспечение необходимых материальных запасов);

2) транспортировка продукции (определение вида транспорта, транспортного средства, выбор экспедитора, маршрута транспортировки, планирование затрат на доставку и мониторинг);

3) складирование (планирование складских площадей и размещения складов, их количества, размещения продукции в них, управление складскими логистическими операциями, переработка, сортировка, упаковка и др.);

4) информационное обеспечение (сбор информации о перемещении материальных и других потоков).

В зависимости от выполняемых функций и задач логистику можно подразделить на:

1) макрологистику - область применения логистики, в которой решаются проблемы анализа рынка поставщиков и потребителей, выработки принципа распределения, размещения складских помещений в сфере обслуживания, выбора вида транспорта и транспортных средств, организации транспортировок, выбора маршрута, формирования и выбора движения материального потока, определения пунктов доставки, отгрузки и разгрузки готовой продукции, полуфабрикатов, комплектующих, сырья и материалов;

2) мезологистику - область применения логистики, где осуществляется интеграция нескольких логистических систем нескольких фирм одной отрасли в единую логистическую систему;

3) микрологистику - область применения логистических функций, где определяются локальные вопросы в пределах отдельных элементов логистической системы и осуществляется управление материальными и другими сопутствующими потоками на внутрифирменном уровне. Микрологистика осуществляет операции по планированию, подготовке, реализации и контролю за процессами и направлением движения материалопотоков внутри предприятия.

Т.в. (т.в с.) - одна из главных целей логистики (см. [Л 43]).  

Взаимодействие двух отмеченных выше принципов калькуляции издержек и прибыли в части, связанной с логистикой, привело к необходимости с четкой последовательностью разработать наиболее экономичную для фирм схему товародвижения. В первую очередь определяются цели логистики и альтернативы их реализации. Затем намечаются функции, выполнение которых должно привести к достижению поставленных целей, и исчисляются связанные с ними затраты для каждого альтернативного варианта. На заключительной фазе разработки логистической схемы, исходя из критерия сравнительной эффективности таких вариантов, производится выбор наиболее приемлемого из них.  


Вышеизложенное позволяет утверждать, что цель логистики 1990-х годов выходит за рамки сокращения издержек и увеличения прибыли . Поэтому на данном этапе концепция конкурентоспособности фирмы заключается в получении конкурентного преимущества за счет предложения дополнительных услуг и повышения их качества. В дальнейшем, по мере применения данной концепции большинством фирм, снижение издержек вновь может оказаться первоочередным делом, но уже на другой основе. Следовательно, повышение конкурентоспособности фирм за счет логистики - процесс непрерывный и динамичный.  

Две противостоящие цели логистики - высокая готовность к поставке и низкие затраты на складирование - при разделении их на целевые функции и параллельные ограничения могут быть сформулированы в виде двух возможных сочетаний  

Цель логистики заключается в том, чтобы нужные товары имелись в нужном месте, в нужном количестве, в нужный момент. В экономике логистику считают искусством управления материалопотоком, т.е. потоком продукции от источника до потребителя. Естественно, проходя этот путь, материалопоток испытывает воздействие различных организаций, фирм, посредников, связанных с распределением продукции , снабжением, транспортом, запасами, складским хозяйством.  

Какова цель логистики как научного направления  

Главной целью логистики является доставка продукции соответствующего качества и соответствующего количества точно в срок, при относительных минимальных затратах на снабжение, хранение, производство, упаковку, сбыт, транспортировку продукции, а также получение, обработку и передачу информации.  

Необходимо подчеркнуть, что главная цель логистики является выражением идеального случая, к которому следует стремиться. Чтобы данное стремление имело под собой прочную основу, главная цель логистики конкретизируется подцелями. Вот важнейшие из них.  

Что является главной целью логистики  

Для практической реализации целей логистики необходимо найти адекватные решения ряда соответствующих задач, которые по степени значимости разделяют на три группы.  

Итоговые результаты Рекомендации по производственно-сбытовой стратегии и тактике компании что производить, в каком объеме, на какие рынки и в какие сроки. Какие могут быть выгоды. Проекты систем, отвечающие целям логистики нужный товар, в необходимом количестве, необходимого качества , в нужном месте, в нужное время и с минимальными затратами.  

В области закупок целью логистики является  

Цель логистики считается достигнутой, если выполнены перечисленные выше правила, т. е. нужный продукт необходимого качества доставлен с требуемым уровнем затрат нужному потребителю в необходимом количестве в нужное время в нужное место.  

Основная цель логистики заключается в доставке требуемого ресурса от поставщика (источника) к потребителю по наиболее эффективному из возможных вариантов (нужный ресурс в необходимом количестве требуемого качества в нужное время с минимальными затратами максимально возможному количеству потребителей).  

Что является целью логистики  

Рассмотренные отечественные и зарубежные системы управления материальными потоками объединяет одно качество - они решают внутрипроизводственные задачи управления товародвижением и являются микрологистическими системами . В то же время каждая из них нацелена на выполнение главным образом одной из целей логистики и потому является локальной, узконаправленной системой.  

Целью логистики запасов является обеспечение снабжения потребителей разных уровней требуемыми материальными ценностями в определенном количестве и установленного качества, причем это должно происходить в виде непрерывного процесса.  

Целью логистики является организация в пространстве и во времени материальных потоков с минимальной затратой ресурсов, которая обеспечит максимальное удовлетворение запросов потребителей. Основными задачами логистики являются организация материальных потоков предприятия оптимизация загрузки производственных мощностей оптимизация затрат на производство и реализацию изготовленной продукции экономия материальных ресурсов на всех стадиях материальных потоков . Чтобы выполнить цели и задачи логистики в рамках предприятия, строят логистические системы.  

Главной целью логистики является обеспечение конкурентоспособных позиций организации бизнеса на рынке. Этого логистика добивается посредством управления потоковыми процессами на основе следующих правил доставка с минимальными издержками необходимой конкретному покупателю продукции соответствующего качества и соответствующего количества в нужное место и в нужное время (семь правил логистики).  

Для практической реализации целей логистики необходимо найти адекватные решения ряда соответствующих задач, которые по степени значимости разделяются на две группы глобальные и частные (локальные) задачи.  

Каковы цели логистики как научного направления и что подразумевает под собой научная основа логистики  

В чем главная цель логистики и как она интегрируется в стратегические цели хозяйственной организации  

Целью логистики складирования является организация эффективной системы складирования.  

Четвертая цель логистики состоит в том, чтобы достичь укрупнения объемов перевозки. Транспортные расходы - это объединенная крупная статья расходов логистики, представляющая почти 58% от общих затрат . В целом, транспортные расходы возрастают в зависимости от расстояния, размера партии и подверженности товара повреждениям. Транспортные расходы на единицу веса уменьшаются по мере увеличения размера партии на длинных пробегах. Многие системы логистики спроектированы под использование высокоскоростного, надежного транспортного средства для того, чтобы достичь высококлассного обслуживания, правда, при огромных затратах. Максимальное укрупнение объемов перевозки может помочь снизить транспортные расходы . Укрупнение может быть достигнуто посредством объединения мелких партий в одну большую, предназначенную для длинного пробега (т. е. на длинную дистанцию). Партия товара , отправленная на длинную дистанцию, затем разбивается для доставки товара каждому отдельному заказчику. Хотя всегда существуют затраты на местное распространение, все равно наблюдается значительная экономия средств при объединенной перевозке на длительные дистанции. Максимальное укрупнение требует сотрудничества для того, чтобы сгруппировать малые партии товара . Такое сотрудничество должно вписываться в рамки общей цепочки ценности.  

Пятая цель логистики состоит в том, чтобы стремиться к постоянному улучшению качества. Управление качеством - это главный элемент во всех отраслях производства. Дефектный товар или плохое обслуживание снижает возможности получения дополнительной прибыли. Как только товар приблизился к конечному потребителю , расходы логистики на хранение и транспортировку не могут быть покрыты, если товар непригоден. В действительности, если качество продукта или услуги снижается как до, так и во время логистических операций, то  

Последней целью логистики является поддержка товара на протяжении всего жизненного цикла . Некоторые товары продаются без какой-либо гарантии того, что продукт будет действовать, как сказано в рекламе, в течение конкретного временного периода. В действительности некоторые товары, такие как, например, копировальное оборудование, приносят большую часть прибыли в послепродажный период, в ходе технического обслуживания и обеспечения запчастями и расходными материалами. Значение поддержки в течение жизненного цикла варьируется в прямой зависимости от потребителей и товаров. Для фирм, продающих товары длительного пользования или промышленное оборудование, поддержка товара на протяжении жизненного цикла составляет обязательное требование, а также одну из крупных статей расходов логистики. Способность систем логистики поддерживать продукт на протяжении его жизненного цикла должна быть тщательно спроектирована. Как было отмечено ранее, возвратная логистика , учитывая растущее внимание к заботе об окружающей среде во всем мире, требует способности к переработке вторсырья и упаковочных материалов.  

В этой связи в рамках координационных функций логистики на комбинате выделилось еще одно из ее направлений - оперативное планирование , продиктованное стремление сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности предприятия . Суть его состоит в том. что на основании прогноза спроса , корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции , который в итоге и определяет планирование производства , разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями.  

Задачами планирования являются также поиск путей (стратегий), ведущих к намеченным целям, и определение объема средств, на которые необходимо при этом рассчитывать. Комплекс планов (план по обороту, план по рекламе,

Доставка груза в определенном количестве и качестве, с сопроводительной документацией и в нужное время – именно так можно описать понятие логистика простыми словами. Этот термин, однако, относится не только к материально осязаемым грузам, но и к финансовым и информационным ресурсам. Причем перемещение таких ресурсов может происходить и в виртуальной системе, а задача логистики, как науки, оптимизировать этот процесс.


Каждый человек сталкивается с логистическими задачами, даже не замечая этого. Продумывая наиболее удобный маршрут к месту встречи, выбирая один из нескольких видов транспорта, рассчитывая необходимое время, человек занимается оптимизацией транспортных процессов, то есть напрямую вовлечен в логистику.

Зачем нужна логистика

Организация перемещения грузов требует постоянной оптимизации, что позволяет ускорить этот процесс и наиболее выгодно спланировать маршрут. Если вышесказанные цели звучат достаточно абстрактно, то стоит отметить, что при правильном планировании, логистика обеспечивает снижение себестоимости готового продукта. Такую цель преследует каждое предприятие, пытаясь не снизить качество продукции, экономить приходится на всем. Логистика, как раз и помогает повысить эффективность производства.

Задачи

Основные задачи, которые выполняет логистика:

  • планирование объемов запасов;
  • планирование объемов и графика перевозок;
  • регулирование материальных и информационных потоков;
  • предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов;
  • анализ и выявление спроса на логистические услуги.

Перечисленные задачи звучат обобщенно, в частных случаях логистика решает задачи по сокращению времени грузоперевозок, минимизации запасов и сокращению срока хранения груза.

Принципы

При выполнении задач логистики требуется соблюдение определенных принципов:

  • принцип интеграции;
  • принцип системности;
  • принцип рациональности;
  • принцип формализации;
  • принцип иерархии;
  • принцип целостности.

Принцип интеграции позволяет представить логистическую систему, как совокупность элементов с определенными свойствами, которые, объединяясь, дают больший эффект, чем отдельные ее составляющие.

Принцип системности предполагает изучение логистики, как отдельного предмета, и как части общей системы, в которой она выполняет лишь некоторые функции.

Деятельность в сфере логистики должна соответствовать принципу рациональности, то есть все решения управленческого персонала должны оптимально подходить для решения конкретных задач. Согласно принципу формализации в процессе функционирования логистической системы должна быть возможность получить статистические данные, то есть количественные и качественные характеристики логистического процесса.

Как и в любом другом бизнесе, в логистике должна соблюдаться строгая иерархическая система с точно распределенными исполнителями и руководителями. Согласно принципу целостности, одна логистическая система должна реализовывать поставленные задачи не отдельными подразделениями, а системой в целом.

Оптимизация логистики

Оптимизация логистики – это непрерывный процесс, который происходит независимо от загруженности склада или объема грузоперевозок. Логистические процессы всегда необходимо оптимизировать, для чего проводят аудит технологических составляющих и инфраструктуры, выявляются слабые места и составляется план изменений в системе. В процессе оптимизации может быть рассмотрен вариант внедрения нового программного обеспечения, интеграции нескольких процессов в один или введения новой системы хранения грузов.

Виды логистики

В зависимости от конкретных функций и целей, логистику классифицируют по функциональным признакам на виды. Каждое транспортно-логистическое предприятие может осуществлять несколько видов логистики одновременно.

Транспортная

Транспортная логистика занимается управлением процессов транспортировки грузов. При этом должны выполняться такие функции, как планирование транспортного маршрута, выбор видов транспорта, согласование процессов между складом и производством. Транспортная логистика должна преследовать цель минимизации расходов на транспортировку.

Закупочная

Если основной целью транспортной логистики является перемещение грузов, то в закупочной логистике эта цель более конкретизирована: транспортировка грузов для снабжения предприятия сырьем, полуфабрикатами или товарами. Среди задач закупочной логистики стоит выделить следующие:

  • аналитически-информационная;
  • реализационная;
  • интеграционно-координационная.

Для выполнения первой задачи необходимо определять потребности предприятия, анализировать рыночные предложения и проводить выбор наилучшего поставщика.

Реализация задач закупочной логистики включает конкретные действия по подписанию договоров, дополнительных соглашений, графиков поставок, а также подготовку складских помещений, экспедирование и организацию приемки товаров.

Для выполнения задач координации и интеграции ведутся консультации с внутренними отделами предприятия, анализируются отношения с основными поставщиками.

Таможенная

Таможенная логистика осуществляет транспортировку грузов между странами, то есть ведется внешнеэкономическая деятельность. Импортные и экспортные операции влекут за собой множество задач:

  • лицензирование импортированного товара;
  • ответственность за экспертную оценку груза;
  • заполнение таможенной декларации;
  • организация международных рейсов;
  • послетаможенное сопровождение грузов.

Помимо стандартных умений для работы в таможенной логистике менеджер должен обладать знаниями в налоговом законодательстве, знать нюансы декларирования различных видов товаров.

Логистика запасов, по названию, вызывает ассоциации с закупочной логистикой, однако между ними не так много общего. Логистика запасов подразумевает любые действия по перемещению товаров, которые связаны с накоплением товара на складе, то есть созданием запаса товаров.

Запасы могут образовываться непроизвольно, например, если запланированный объем спроса значительно ниже накопленных на складе товаров. Тем не менее, запасы в некоторых случаях создают преднамеренно. Если имеются рыночные данные о значительном повышении цен, то некоторые из предприятий захотят сделать закупку сверх нормы, что повлечет за собой потребность в логистических и транспортных услугах.

Производственная

Производственная логистика подразумевает собой осуществление внутренних перемещений грузов, то есть другими словами – это внутрифирменная логистика. Оптимальный срок работы отделов технического контроля, погрузочно-разгрузочных работ позволяет минимизировать время, необходимое для перемещения полуфабрикатов между цехами основного производства. С помощью интеграции всех отделов предприятия становится возможным ускорить процесс производства и снизить себестоимость готовой продукции.

Информационная

Информационная логистика – это часть производства, которая обеспечивает перемещение информации, то есть документов, отчетов и рабочих сообщений в бумажной и электронной форме. Несмотря на то, что функции информационной логистики кажутся очевидными, она должна передавать информационные потоки в определенное место, время и с минимальными затратами.

Складская

Особую специфику имеет складская логистика. Приемка и обработка грузов, их правильное размещение, а также оптимизация используемого помещения позволяют эффективно действовать не только складу, но и всему предприятию. Для реализации своих функций склад получает информацию о предстоящих поставках и отгрузках, что позволяет планировать графики перемещения грузов и работы сотрудников.

Как правильно выбрать логистическую компанию

Если перед компанией стоит задача быстро и качественно переместить груз, а логистический отдел на предприятии отсутствует, то логично будет найти транспортно-логистическую компанию, которая предоставит услуги по грузоперевозке.

При выборе логистической компании, в первую очередь, стоит обратить внимание на срок ее существования. Длительный опыт работы свидетельствует о высоком профессионализме коллектива сотрудников и наличии постоянных клиентов. К тому же, компания, которая работает на рынке достаточно давно, проводит усовершенствование технологий транспортировки и имеет проверенных подрядчиков.

Следующий важный момент при выборе логистической компании – ее специализация. Важно, чтобы компания имела опыт по транспортировке грузов, которые производит предприятие-заказчик. Например, крупная логистическая компания может иметь множество клиентов, но при этом ни разу не оказывала услуги по перевозке зерна, так как не имеет зерновозов.

Или же транспортный парк компании представлен рефрижераторами различных видов и грузоподъемности, но отсутствуют тушевозы – специальные рефрижераторы, оборудованные для перевозки туш животных.

Несомненно, стоит изучить отзывы клиентов о логистической компании и проанализировать актуальные тарифы на грузоперевозку от нескольких ведущих предприятий в отрасли.

Обзор рынка логистики в России

Состояние логистического рынка напрямую зависит от состояния экономики страны. Нестабильность курса валют и реализация правительством политики импортозамещения негативно сказались на рынке транспортно-логистических услуг России. Множество крупных компаний приостановили свою деятельность, а некоторые и вовсе стали банкротами.

Отрицательное влияние на деятельность логистических компаний оказывает множество факторов:

  • рост расходов на топливо и обслуживание транспорта;
  • высокие процентные ставки на кредиты и лизинг;
  • неразвитая складская и транспортная инфраструктура.

Особенности рынка транспортно-логистических услуг России заключаются в основном в нерациональном размещении производств, их удаленности от основных экспортных портов, а также в устаревших методах организации процесса грузоперевозок.

Большая часть грузов на современном логистическом рынке – это не готовый товар, а полуфабрикаты и сырье, что является отрицательным фактором в развитии логистического рынка, экспорта и экономики в целом. К сожалению, многие производители и дистрибьюторы не выносят логистические услуги на аутсорсинг, а организовывают грузоперевозки своими силами.

Логистическим аутсорсингом пользуется около трети крупных производителей и дистрибьюторов, когда заграницей этот показатель в разы выше. Неэффективная реализация логистической функции внутренними силами предприятия приводит к непомерному завышению логистических расходов.

Логист – как и где учиться на профессию

Работа менеджера-логиста достаточно многозадачная, ведь помимо планирования оптимальных маршрутов перемещения грузов необходимо готовить транспортную документацию, заполнять таможенные декларации. Кроме того, обязательным является страхование груза, такая задача часто ложится также на логиста. Менеджер по логистике на предприятии также может отвечать за работу склада, то есть контролировать размещение и хранение товара с соблюдением необходимых условий.

Хороший логист – это сотрудник со стратегическим мышлением, организаторскими качествами и способностью переносить стрессовые ситуации. Работа менеджера по логистике неотделима от общения с клиентами, поэтому часто от сотрудников требуется знание иностранных языков.

Рынок труда предлагает много вакансий в сфере логистики. Например, в Москве зарплата помощника отдела логистики или ассистента менеджера-логиста стартует от 35 тыс. руб., а заработок опытных логистов минимум в два раза больше – от 70 тыс. руб. и выше.

Для освоения профессии логист можно получить среднее специальное или высшее образование. Однако в первом случае о карьерном продвижении можно не задумываться, так как знаний, полученных в колледже, будет достаточно лишь для работы на должности помощника логиста.

Высшее образование по специальности логистика в Москве, например, можно получить в Высшей Школе Экономики, Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете или Московском государственном университете путей сообщения. Это далеко не весь список учебных заведений, упомянуты лишь самые популярные.

Для зачисления в ВУЗ нужно будет показать отличные знания русского языка и математики. В зависимости от выбранной специализации потребуется сдать экзамен по обществознанию или английскому языку.

Как открыть собственную логистическую компанию

Для создания полноценного и эффективного логистического бизнеса по транспортировке грузов необходимо соединить следующие компоненты:

  • логистический комплекс – складское помещение;
  • транспортная база – транспортные средства различной грузоподъемности;
  • профессиональный коллектив сотрудников.

Конечно же, логистический бизнес не ограничивается перечисленными составляющими, подробнее оценить затраты поможет составление бизнес-плана, без которого не обойдется ни один бизнес.

Приобрести склады и транспорт или взять в аренду – это решение каждого отдельного предпринимателя, которое нужно принимать, основываясь на материальных возможностях.

Как стать хорошим логистом

Похожие статьи

© 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.