Логистическая цель. Цель, задачи и функции логистики

О логистике с некоторых пор говорят много и охотно. Грузчики, доставившие бытовую технику из Интернет-магазина, могут с полным основанием утверждать, что они работают в сфере логистики. В той же сфере, что удивительно, работает и замдиректора крупной компании, ответственный за снабжение.

Определение

Логистика – это область человеческой деятельности, в рамках которой осуществляется обеспечение потребителя новыми товарами и услугами.

Происхождение термина «логистика»

В СССР слово «логистика» использовалось исключительно для обозначения одной из отраслей математической логики. Благодаря чему оно приобрело новый смысл? Ведь сейчас логистикой называют еще и сферу бизнеса, которая обеспечивает его нормальное развитие.

В США эта область деятельности до недавнего времени носила название «общее распределение» или «физическое распределение». Появлению нового термина мировой бизнес обязан американской армии. Если верить толковым словарям, то логистикой называют одну из отраслей военной науки – ту, которая занимается вопросами снабжения и передислокации войск. Эффективная система обеспечения является ключом к успеху в военных кампаниях.

Что ж, бизнес испокон веку существовал по законам военного времени. И нет ничего удивительного в том, что логистика сегодня так актуальна.

Разумеется, в коммерции, как и в военном деле, логистика всегда играла важную роль. Просто мы не воспринимали ее как единое целое. Но мы, без сомнения, имели четкое представление о ее функциональных областях – снабжении, транспортировке, складских услугах.

Основная цель логистики

Цель логистики – своевременное удовлетворение потребностей клиентов в необходимых им товарах и услугах, причем не обязательно напрямую.

Чтобы обеспечить потребителя свежей зеленью, необходимо для начала создать все условия для ее выращивания и распространения. В этом заключается второстепенная задача логистики. Если в тепличном хозяйстве отсутствует вода, удобрения и рабочие руки, посетители супермаркета так и не дождутся появления на прилавках новых упаковок лука и салата. Показателями эффективности логистических операций являются высокая скорость поставок, отсутствие сбоев и простоев в работе, гибкость управления и доступность товаров.

Логистика предполагает учет общих затрат. Он упрощает формирование цепочек поставок, благодаря которым осуществляется бесперебойная и своевременная доставка товара клиенту. Раньше общие затраты не учитывались. Впрочем, и цепочек как таковых не существовало.

Функциональные области логистики

Термин «цепочка поставок» тоже стал использоваться не так давно. До этого момента в логистике было принято выделять так называемые функциональные области. И минимизация затрат осуществлялась непосредственно в рамках каждой из этих областей. Так, начальнику транспортного цеха предписывалось заниматься уменьшением затрат на перевозки. Такая «обособленная экономия» оборачивалась для бизнеса большими потерями – например, уменьшение транспортных издержек приводило к тому, что продукты попадали на прилавки магазинов с опозданием.

Вот какие функциональные области принято выделять в логистике:

  • Логистическая инфраструктура – это совокупность объектов, для каждого из которых характерны особое географическое положение и ряд особенностей. Например, один из элементов инфраструктуры – фабрика – может располагаться поблизости от источника сырья. Фабрике свойственна та или иная производственная мощность. В то же время склад готовой продукции может находиться далеко от фабрики. Складов вообще может быть несколько, особенно если компания интернациональная. Между всеми объектами, включенными в инфраструктуру, существуют более или менее прочные связи.
  • Транспортировка – деятельность по перевозке грузов от одного объекта инфраструктуры к другому. В этой области задействуются все виды транспорта: от автомобильного и железнодорожного до воздушного и водного. К этой же отрасли относятся и трубопроводы, по которым перемещаются газ и нефть.
  • Переработка грузов и складирование – важные элементы сложной логистической системы. Сырье, материалы и готовая продукция хранятся в складских помещениях. Иногда склады располагаются в непосредственной близости от завода, на оптовой базе или в магазине. Иногда они удалены от других объектов инфраструктуры. Понятие «грузопереработка» включает в себя все операции по разгрузке, погрузке и перемещению товаров (материалов, сырья) по территории склада.
  • Управление запасами. Работники этой отрасли определяют потребности цепочки и, опираясь на полученные данные, производят расчет запасов применительно ко всем объектам инфраструктуры. Благодаря их деятельности потребитель вовремя получает все необходимые ему товары.
  • Информационное обеспечение – одна из главных составляющих логистики. Если бы не стремительное развитие информационных технологий, отдельные функциональные области еще не скоро объединились бы в единую систему, которая обеспечивает минимизацию расходов на всех этапах логистической деятельности. Доступность информации – это ключ к эффективному планированию поставок и их точному осуществлению.

Говоря о логистике, нельзя не упомянуть так называемый «функциональный цикл логистики». Это понятие объединяет ряд операций, первой из которых является прием заказа. Иногда за начальный этап цикла отвечает отдельная функциональная область. В некоторой степени она связана с маркетингом.

Особенности организации логистического бизнеса

Разные компании предпочитают разные методы организации. Некоторые самостоятельно осуществляют все логистические операции, другие обращаются за помощью к транспортным фирмам. К расположению складов также предъявляются самые различные требования – иными словами, все руководствуются собственными потребностями и действуют в меру своих возможностей.

Однако уже ясно, что будущее логистики за специализированными компаниями. На эти компании возлагается большая часть логистических функций (в некоторых случаях, впрочем, всего одна иди две). Логистические компании помогают своим клиентам организовывать цепочки поставок. Они принимают во внимание все пожелания партнера. И если руководство предприятия не имеет представления о том, как улучшить ситуацию с поставками – и, следовательно, сделать свой бизнес более доходным, то даже опытные специалисты по логистике вряд ли смогут исправить положение.

Логистика – это отрасль бизнеса, подразумевающая сложные взаимодействия между объектами инфраструктуры. Грамотная, эффективная логистика способствует успеху бизнеса.

Страница 1 из 2

Главная идея логистики – организация в рамках единого потокового процесса перемещения материалов и информации на протяжении всей цепочки от производителя к потребителю. Принципы логистического подхода требуют интеграции материально-технического обеспечения, производства, транспорта, сбыта и передачи информации о перемещении товарно-материальных ценностей в единую систему, что должно повысить эффективность работы в каждой из этих сфер и межотраслевую эффективность.

Таким образом, цель логистики – оптимизация цикла воспроизводства путем комплексного, ориентированного на потребность, формирования потока материалов и информации в производстве и распределении продукции.

Известные исследователи в сфере логистики Э. Мате и Д. Тискье видят цель логистики в оптимизации предложения продукции компанией таким образом, чтобы эта продукция нашла своего потребителя в наиболее выгодных для общей рентабельности условиях.

Чаще всего цель логистической деятельности связывают с выполнением так называемых правил логистики. Наиболее распространенным подходом является выделение «шести правил логистики», так называемого логистического микса или комплекса логистики:

– продукт – необходимый продукт;

– количество – в необходимом количестве;

– качество – необходимого качества;

– время – необходимо доставить в нужное время;

– место – в нужное место;

– расходы – с минимальными расходами.

Некоторые авторы несколько расширяют комплекс логистики, добавляя к нему такие элементы, как «потребитель», т.е. нужному потребителю и «персонификация», что означает разработку системы обслуживания для каждого заказа.

Цель логистической деятельности будет реализована, если приведенные выше правила выполнены, т.е. обеспечен наилучший и быстрый ответ на рыночный спрос при наименьших расходах. При этом необходимо подчеркнуть, что главная цель логистики является отображением идеальной ситуации, которой необходимо пытаться достичь.

Главная цель логистики конкретизируется в ее задачах, которые по степени значимости разделяют на три группы:

– глобальные;

– частичные (локальные).

Логистика по своей сущности в процессе управления хозяйственной деятельности выполняет интеграционные функции. Поэтому независимо от вида системы логистики ее глобальными задачами являются:

– создание комплексных интегрированных систем материальных, информационных и, если возможно, иных потоков;

– стратегическое согласование, планирование и контроль использования логистических мощностей сфер производства и обращения;

– постоянное усовершенствование логистической концепции в рамках выбранной стратегии в рыночной среде;

– достижение высокой системной гибкости путем быстрого реагирования на изменения внутренних и внешних условий функционирования.

Решение глобальных задач не может быть реализовано без постановки и решения общих задач. Условием жизнеспособности логистических систем всех видов является решение таких общих задач:

– осуществление сквозного контроля над потоковыми процессами в логистических системах;

– разработка и усовершенствование способов управления материальными потоками;

– многовариантное прогнозирование объемов производства, перевозок, запасов и т.д.;

– выявление несбалансированности между потребностями производства и возможностями материально-технического обеспечения, а также потребностями в логистических услугах при сбыте и возможностями логистической системы;

– стандартизация требований к качеству логистических услуг и отдельных операций;

– рациональное формирование хозяйственных связей;

– выявление центров возникновения потерь времени, материальных, трудовых и денежных ресурсов;

– оптимизация технической и технологической структуры транспортно-складских комплексов;

– определение стратегии и технологии физического перемещения материальных ресурсов, полуфабрикатов, готовой продукции;

– формализация актуализированных (текущих, оперативных) логистических целей и параметров функционирования логистической системы.

Существует множество определений понятия «логистика», что свидетельствует о непознанности всех сторон и глубин ее концепции. С другой стороны, одновременное существование нескольких определений обеспечивает более полное понимание природы, содержательной части и важности этой сферы деятельности. В этой связи рассмотрим наиболее употребляемые ее понятия.

Логистика — это поставка конкретному потребителю требуемого продукта соответствующего качества в необходимом количестве в указанное место и в точно назначенное время по приемлемой цене.

Логистика — это эффективные организация, планирование, управление и контроль над запасами первичных материальных ресурсов (сырья), полуфабрикатов, комплектующих изделий, конечной готовой продукции и запасных частей к этой готовой продукции.

Это определение фиксирует внимание на формировании запасов материально-технических ресурсов.

Логистика — это процесс планирования, реализации и контроля эффективности потока и хранения материально-технических ресурсов и производственных запасов.

Акцент, как видим, сделан на движении и хранении ресурсов. Движение требует выбора видов транспорта, способов перевозок, направления товаропотоков, в том числе и собственными транспортными средствами. Причем часто выбор между своими возможностями и наймом транспорта является весьма сложной задачей, требующей учета разных экономических факторов.

В свою очередь организация хранения подразумевает учет количества товаров, их размеров, объемов, дизайна, типа. Соответственно создаются складские помещения, имеющие нужные оборудование и подъемно-транспортные средства с учетом объемов заказов на материальные ресурсы и конечную готовую продукцию, сроков выполнения заказов и других обстоятельств.

Названные понятия логистики относятся к западной терминологии. В нашей стране принята несколько иная трактовка логистики.

Логистика — это планирование, контроль и управление транспортировкой, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведением готовой продукции до потребителя в соответствии с его интересами и требованиями, а также передачей, хранением и обработкой соответствующей информации.

Цель логистики : достижение наибольшей эффективности фирмы, повышение ее конкурентоспособности.

Основные задачи : совершенствование управления товародвижением, создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающих высокое качество поставки продукции.

Объектом исследования и управления в логистике являются материальные потоки, которые являются основными. Сопутствующие потоки — информационные, финансовые и сервисные.

Предметом изучения логистики является оптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении основными и сопутствующими потоками.

Логистика включает в себя: закупочную логистику, связанную с обеспечением производства материалами; производственную логистику; сбытовую логистику (маркетинговую или распределительную). С каждой из перечисленных логистик связаны транспортная логистика и информационная логистика.

Объекты исследования

Основными объектами исследования в логистике являются:

  • цепь;
  • система;
  • функция;
  • информационный поток;
Логистическая операция

Это обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и информационного потока. Такая операция задается множеством начальных условий, параметров внешней среды, альтернативных стратегий, характеристик целевой функции.

Логистическая цепь

Это линейно упорядоченное множество физических и юридических лиц (производителей, дистрибьюторов, складских менеджеров и др.), осуществляющих логистические операции, в том числе с добавленной стоимостью, по доведению материального потока от поставщика до потребителя.

Логистическая система

Это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции и имеющая развитые связи с внешней средой. В ее качестве рассматриваются физические объекты — промышленные предприятия, территориально-производственные комплексы, торговые предприятия, инфраструктура экономики отдельной страны. При этом различают логистическую систему с прямыми связями (материальный поток доводится до потребителя без участия посредников на основе поямых длительных хозяйственных связей) и эшелонированную (многокаскодная, многоуровневая система, в которой материальный поток на пути от изготовителя до потребителя проходит, по крайней мере, через одного посредника).

Логистическая функция

Это укрупненная группа операций, но-правленная на реализацию целей логистической системы, с значениями показателей, являющимися ее выходными переменными. К логистической функции относятся: закупки, снабжение, производство, сбыт, распределение, транспортировка, складирование, хранение, объем запасов.

Материальный поток

Это продукция, подвергаемая различным логистическим операциям — транспортировке, складированию, хранению, погрузке-разгрузке. Материальный поток имеет размерность в виде объема, количества, массы и характеризуется ритмичностью, детерминированностью и интенсивностью.

Информационный поток

Это совокупность циркулирующих в логистической системе, между ней и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля. Информационный поток может существовать в виде документооборота или электронного документа и характеризуется направлением, периодичностью, объемом и скоростью передачи. В логистике различают горизонтальный, вертикальный, внешний, внутренний, входной и выходной информационные потоки.

Логистические издержки

Это затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка, сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках). По своему экономическому содержанию такие издержки частично совпадают с издержками производства, транспортными, по завозу продукции, хранения, затратами по отправке товаров, на тару и др.

Логистика цепи снабжения и сервиса

Исходя из практики производственно-хозяйственной деятельности промышленных предприятий и организаций-посредников, можно сделать вывод, что любая компания изготавливает товары и одновременно оказывает различного рода сервисные услуги. В связи с этим принято двухчастное определение логистики, отражающее два главных типа ее деятельности, — логистика цепи снабжения и логистика сервиса.

Логистика цепи снабжения. Это традиционный процесс, отражающий организацию накопления (складирования, хранения, образования запасов) и распределения (транспортировка, каналы распределения, сети продаж) товаров производственного и потребительского назначения.

Она является главным организационным элементом в производственном процессе и в организации распределения продукции. Классическую цепь снабжения можно представить в следующем виде: источник первичных материальных ресурсов (сырья) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — производство продуктов (промышленные предприятия) — транспортировка (погрузка-разгрузка) — складирование (хранение) — продавцы (центры распределения) — конечные потребители (организации и индивидуальные).

Логистика сервиса. Это процесс координации нематериальной деятельности, необходимой для осуществления сервиса. Его эффективность определяется уровнем удовлетворения требований покупателя, затратами на него.

Логистика сервиса является решающим фактором в деятельности организаций, оказывающих различного рода услуги. Должна быть организована сервисная инфраструктура в целях координации и удовлетворения требований покупателя. В производящих отраслях логистика сервиса — сравнительно незначительный фактор, ограниченно влияющий на прибыль и конкурентоспособность.

Сравнительная характеристика логистики цепи снабжения и логистики сервиса

Логистика цепи снабжения Логистика сервиса
Прогнозирование продаж Прогнозирование услуг
Определение источников сырья и материалов Установление потенциальных клиентов и партнеров
Планирование и организация производство Организация работы персонала и оборудования
Доставка материалов Сбор информации
Управление запасами Обработка информации
Хранение сырья и материалов Обучение персонала
Обработка заказов различных потребителей Определение требований потенциальных клиентов
Выбор рациональной системы распределения Формирование сети каналов услуг
Складирование товароэ Хранение информации
Контроль распределения Контроль коммуникаций
Осуществление транспортных перевозок Планирование и регламентация времени
Формирование приемлемой цены продукции Формирование приемлемой стоимости услуг

Главным, что отличает услуги от материальных товаров, является то, что услуга сама по себе не существует. Материальные ресурсы в виде сырья, материалов, полуфабрикатов могут потоебляться или находиться в бездействии. Услуге же необходим объект как источник выполнения работы. Это может быть человек или техническое устройство. Услуги не имеют технических характеристик, они неосязаемы, а оценка их качества проводится по результатам осуществленной работы.

При этом сервисные услуги классифицируются по нескольким признакам: источнику работы — с использованием технических средств (различного рода ремонт) и отсутствием орудий труда (например, консультации); взаимоотношению с потребителем — обязательное присутствие (например, медицинское обслуживание) или отсутствие (тот же ремонт); виду потребителя — организации или индивидуальные потребители.

Уровни распределения

Прежде чем рассматривать глобальные системы, остановимся на уровнях (позициях) распределения в логистике (на примере товаров потребительского назначения). Это поставщики первичных материальных ресурсов (сырья), производители полуфабрикатов, конечного готового продукта, информационный центр, логистические платформы (склады), оптовые или розничные торговцы, конечные индивидуальные потребители. Более подробно рассмотрим каждый уровень (позицию).

Поставщики осуществляют поставку различного рода сырья (минерального, искусственного, сельскохозяйственного), топливо-энергетических ресурсов, некоторой номенклатуры основных и вспомогательных материалов, т.е. переработанное или частично обработанное сырье.

Производители полуфабрикатов изготавливают основные и вспомогательные материалы, поковки, штамповки, литье, комплектующие изделия. Производители конечного готового продукта осуществляют изготовление, включая сборку, товаров производственного или потребительского назначения.

Информационный центр является единственным уровнем в распределении, где отсутствует физическое движение ресурсов и продукции. Здесь обрабатываются заказы клиентов на товары и ведется делопроизводство, сбор справочной информации, отслеживаются нормативные данные, регламентирующие логистические процессы, анализируется оперативная информация по движению продуктов в системе распределения и на основе этого корректируются процессы товародвижения.

Логистические платформы подразделяются на промежуточные (сортировочные), транспортные и склады в пунктах продажи товаров. Оптовые или розничные торговцы продоют продукцию через сеть магазинов. Конечный индивидуальный потребитель приобретает готовую продукцию для домашнего, семейного или личного потребления.

Глобальные системы

Американская система

Основой американской системы является взаимосвязь “ресурсы — производство”. Мнение индивидуального потребителя о товаре (количестве, качестве, дизайне, приемлемой цене) здесь выясняет производитель готового продукта. Он собирает данные по почте, телефону, анкетированием и наблюдением в местах продаж. Информационно-производственная логистическая цепь при этом выглядит следующим образом: индивидуальный потребитель — производитель готового продукта — производитель полуфабрикатов — поставщик сырья (обратная связь в цепи логистики). Далее осуществляется прямая производственная связь: от поставщика сырья — до индивидуального потребителя.

Преимущество американской системы состоит в том, что эффективный баланс достигается тогда, когда количество произведенных товаров совпадает с количеством потенциальных потребителей — спрос и предложение совпадают. Еще одно преимущество в том, что исключается вариант хранения крупных запасов готовой продукции и, соответственно, запасов промежуточных продуктов — полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов.

Недостаток заключается в том, что прогноз производителя, несмотря на проведенные маркетинговые исследования потенциальных потребителей, может не оправдаться, так как в силу тех или иных обстоятельств (изменение моды, усиление конкуренции) возможно изменение мнения индивидуального потребителя. Тогда нарушается баланс “предложение — спрос”, и произведенные товары могут не найти потребителя.

Европейская система

Основой европейской системы являются запасы. Здесь мнение индивидуальных потребителей о товаре выясняет торговец. В остальном процедура производства и информационно-производственные связи (как прямые, так и обратные) идентичны американской системе (в качестве начальной позиции обратной логистической связи, вместо производителя готового продукта, выступает оптовый и розничный торговец).

Преимущество европейской системы в том, что она позволяет индивидуальному потребителю приобретать необходимый товар (из предлагаемого выбора) практически в неограниченном количестве, так как система построена на запасах готовой продукции в широком ассортименте каждого выпускаемого вида.

Недостатком европейской системы является наличие значительных запасов продукции, что ведет к затратам на их хранение (консервация и реконсервация, поддержание строгого режима заданных определенных величин температуры, соблюдение норм влажности, различного рода профилактические работы), а следовательно и дополнительные складские издержки. В этой связи следует отметить, что специалисты уже давно пришли к выводу, что замораживание финансовых средств в материально-технических ресурсах невыгодно.

Для удовлетворения различного рода потребностей промежуточных и конечных потребителей продукции в американской системе предусмотрено производство товаров на основе прогнозируемого спроса. Европейская система основана на предоставлении потребителю определенного выбора продукции при наличии значительных складируемых объемов.

Японская система

Японская система в корне отличается от американской и европейской как в подходе к проблеме производство, так и в его реализации. Ее основой является заказ. Ни производитель, ни продавец не выясняют мнение конечного потребителя о товаре. Таким образом, здесь отсутствует взаимосвязь “производитель — продавец”. Конечный потребитель сам появляется у продавца, и заказ на товар исходит от него. В этом случае продавец должен удовлетворить запросы покупателя, обеспечив его именно тем товаром, который он запросил.

Примечательно, что в японской системе информационно-производственная цепь логистики “конечный потребитель — поставщик сырья” полностью противоположна: “поставщик сырья — конечный потребитель”. Ее отличительной особенностью является то, что производитель конечного готового продукта постоянно находится в состоянии ожидания заказа от потребителя. В системе отсутствует прогноз производства, а изготовитель готового продукта основывается на выраженном в заказе мнении конечного потребителя.

Преимуществом японской системы логистики является максимальная маневренность как при заказе готового продукта, так и при заказе полуфабрикатов и первичных материальных ресурсов. Конечный потребитель не выбирает товар из предлагаемой номенклатуры, а заказывает в соответствии со своими вкусом и требованием индивидуальный товар.

Недостаток японской системы состоит в том, что производитель находится в постоянном ожидании заказа на изготовление конкретного продукта и, получив его, приступает к его выполнению, на что требуется определенное время. Если в США и Европе конечный потребитель не ожидает товар, а быстро его приобретает (правда, не всегда тот, который требуется индивидуальному покупателю), то в Японии ожидает заказ, более того, дополнительно оплачивает срочность исполнения. Тем не менее западные специалисты считают, что будущее логистики — в японской системе.

Основные задачи

Товародвижение осложняется выбором транспортных средств. Используются морские суда значительного водоизмещения, автомобильный, железнодорожный, авиационный, трубопроводный транспорт. От используемого транспорта зависит выбор вариантов складирования и хранения материально-технических ресурсов в портах, на региональных базах и местах продажи, систем распределения товаров по мелким магазинам, организация распродажи, управления товародвижением, соотношение оптимальных запасов сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий, готовой продукции и запасных частей на складах различных уровней. Все это ставит перед товаропроизводителями и транспортными компаниями определенные задачи.

В конечном счете все операции по транспортировке, складированию и хранению продукции и сырья должны сводиться с позиций логистики к минимизации затрат на каждом из этих этапов. Минимизация затрат предполагает учет всего комплекса информационных потоков (нормативные, справочные, оперативные и аналитически данные), обеспечивающих решение конкретных задач с помощью компьютеризации.

Инфраструктура в сфере экономики, развивающояся довольно значительными темпами, в свою очередь порождает новые задачи и проблемы, требующие решения при минимальных издержках на всех уровнях товародвижения. Поэтому возникло целое научное направление логистики, включающее макрологистику (оптимизация товародвижения в масштабах регионального, международного и других рынков) и микрологистику (организация товародвижения на отдельном предприятии).

Логистика в этом смысле рассматривается как математическая логика, имеющая целый ряд прикладных направлений, которые реализуют задачи в определенных областях экономики, техники, хозяйствования и маркетинга.

Логистика, разрабатывая в каждом своем звене общей цепи методы минимизации и оптимизации, формирует конкретные положения, программы и стандарты для производства, транспортировки, отгрузки, складирования и хранения, распределения. Эти разработки готовятся для каждой системы распределения: предприятия-изготовителя, посредника, предприятия по оказанию различного рода услуг, для розничной и оптовой торговли.

Можно сказать, что логистика в настоящее время выступает и как наука, и как практика, охватывающая все сферы деятельности в производстве, товародвижении, распределении и потреблении продукции. Главной целью логистики является бесперебойное обеспечение возрастающих потребностей населения с минимальными затратами.

Промышленные предприятия, выпускающие товары производственного и потребительского назначения, и предприятия, оказывающие сервисные услуги, как правило, решают следующие основные задачи в области логистики, обеспечивающие их бизнес: формирование цели (целей); планирование и прогнозирование; формирование мощностей и запасов; принятие заказов и ответственность за его выполнение; функционирование оборудования и оборот запасов, оптимальное использование распределительной сети для выполнения закона.

Успешное управление логистикой но предприятии требует тщательной координации движения и хранения материальных ресурсов, заинтересованности в разработке и промышленной упаковке материалов. Две эти области заслуживают особого внимания. Обработка материальных ресурсов, предшествующая операциям складирования и хранения, требует не только специального оборудования, но и значительных финансовых затрат. Например, глубокая заморозка продуктов питания, особый режим их хранения связаны с большими энергетическими затратами. Соответственно необходимы стратегические запасы материально-технических ресурсов, срок хранения которых исчисляется годами, средства на их сохранение и консервацию.

Промышленная упаковка материалов, как и их обработка, также требует значительных материальных (упаковочные материалы) технических (специальное оборудование), трудовых и финансовых затрат. Кроме того, вид и тип упаковки (контейнеры, рефрижераторы) оказывают существенное влияние на дальнейшие операции по транспортировке и складированию, погрузочно-разгрузочные работы. В зависимости от типа упаковки максимально используются площадь и высота складских помещений, а также складское оборудование и т.д.

В современных условиях для решения многих производственных задач, связанных с перевозкой грузов морскими судами, используются положения системного анализа, математические методы и модели, достижения информационных технологий. Наиболее полное выражение эти элементы разных наук нашли в логистике. Логистика – это одновременно наука и практика интегрального управления материальными и, сопутствующими им информационными потоками от пунктов их зарождения до пунктов погашения (назначения).

Общей целью логистического управления считается минимизация совокупных затрат на доведение готовой продукции до конечного потребителя. Принципиальная идея такого подхода заключается в следующем. В основе цены любой продукции чаще всего лежат суммарные затраты на ее производство и доставку к месту назначения. Они обычно слагаются из следующих затрат: на закупку и доставку к месту производства сырья и комплектующих, на переработку исходных материалов и изготовление готовой продукции, на ее хранение у производителя и продавца, затрат на транспортировку готовой продукции к покупателю и т.д. На каждом из этих этапов движения материальных потоков ответственные лица решали частные задачи минимизации соответствующих затрат. Для этого использовались и сейчас используются методы теории управления запасами, исследования операций, математической статистики и другие. Однако, такая попытка «поэтапной» минимизации затрат не дает необходимого для продавца эффекта, чтобы успешно действовать в условиях жесткой ценовой конкуренции на рынке. Поэтому дальнейшее развитие логистической концепции направлено на интеграцию всех локальных задач в единую систему таким образом, чтобы решение каждой из них было увязано с решением других задач и подчинялось общей системной цели.

Таким образом, главная общая цель логистики – это достижение с наименьшими затратами максимальной приспособленности к изменяющейся обстановке на рынке, увеличение в нем своей доли и получение преимуществ перед конкурентами. Общей задачей логистики является также создание интегрированной эффективной системы регулирования материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции. При этом компьютеризация, развитие сети электронного обмена данными с потребителями рассматриваются фирмами-производителями как важный источник реализации возможностей логистики в деле повышения прибыли. Так, например, за счет совершенствования систем обработки информации, связывающих администрацию, подразделения логистики и поставщиков компании, получают возможность сокращения уровня запасов сырья в 15-20 раз.

Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и развития практической логистики уходит в далекое прошлое. Имеются сведения о том, что еще в период Римской империи существовали служители, носившие титул «логисты» или «логистики» и занимавшиеся распределением продуктов питания. В военном лексиконе западных стран логистикой называли деятельность по обеспечению вооруженных сил материальными средствами, содержания их запасов и эвакуации войск. Некоторые специалисты считают, что благодаря военному делу логистика стала наукой.

Создателем первых научных трудов по логистике считается военный специалист начала XIX века Джомини, который определил логистику как «практическое искусство движения войсками». Он в логистику включал не только перевозки, но и широкий круг других вопросов – планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог. Известно, что некоторые положения логистики использовались армией Наполеона. Методы логистики применялись в годы второй мировой войны в сфере материально-технического снабжения армии США.

Со временем логистика перешла из военной области в сферу хозяйственных дел. В настоящее время в разных странах сложились свои логистические школы и приняты свои формулировки понятия «логистика». По мнению ряда авторитетных ученых, логистика – это интеграция перевозочного и производственного процессов с необходимыми информационными процессами, включающая погрузочно-разгрузочные, транспортные и другие операции. Французские специалисты по логистике трактуют ее как «совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции». Считается, что логистика требует координации всех систем движения материалов и готовой продукции как внутри предприятия, так и вне его. В результате она позволяет управлять материальными потоками от момента заготовки продукции до реализации в физическом, информационном и организационном смыслах. В наиболее обобщенном виде под логистикой понимают искусство управления материальными потоками от первичного источника до потребителя.

Современная логистика содержит несколько взаимосвязанных функциональных областей, а именно:

· логистика снабжения - оптимизация процессов закупки на рынке необходимого сырья, материалов, деталей;

· производственная логистика - организация материального производства, оптимизация потоков движения инструментов, схем техобслуживания и ремонта;

· транспортная логистика - выбор оптимальных маршрутов движения транспортных средств, совершенствование операций по передаче груза с одного вида транспорта на другой, складирование груза в процессе перевозки;

· складская логистика - решает задачи при производственном хранении материальных запасов;

· распределительная логистика - управление товарными потоками в сфере сбыта.

Каждая из названных областей логистики получила достаточное развитие в научном и практическом смыслах. Однако проблема их объединения в единую систему пока решена только концептуально, и исследования в этом направлении продолжаются. Неотъемлемой частью всех видов логистики является наличие информационного потока (информационная логистика ), включающего в себя сбор данных о потоке товаров, их передачу, обработку и выдачу основной информации пользователям.

Основные функции логистики снабжения – это планирование, регулирование и контроль обеспечения основного производства необходимыми материалами и сырьем с минимальными издержками. Функции производственной логистики заключаются в достижении высокой степени синхронности работы всех производственных подразделений с минимальными запасами производственного назначения. Основное назначение распределительной логистики , охватывающей сектор транспорта, состоит в своевременной и сохранной доставке готовой продукции путем обеспечения планирования, реализации и контроля за перевозками товаров. Между указанными видами логистики существует связь и взаимозависимость.

В частности, в последнее десятилетие прошлого века начала строиться работа экспедиторов на принципах логистики: обеспечение экономичной и рациональной доставки товара (начиная от сырья и кончая готовым изделием) в требуемом количестве и в гарантированные сроки. Это оказалось возможным, когда были достигнуты: обеспечение связи компьютеров товаропроизводителей с компьютерами агентов и экспедито­ров, и в том числе с использованием телекосмической связи, обмен между ними безбумажной электронной документацией и информацией (система «ЭДИФАКТ») и принятие с помощью ЭВМ оптимальных оперативных решений.

Опыт показывает, что использование принципов логистики позволяет суще­ственно сокращать себестоимость продукции за счет: снижения различных «запасов» путем доставки по минутному графику сырья, полуфабрикатов, комплек­тующих изделий к рабочему месту у конвейера, в ходе мон­тажа; уменьшения расходов на упаковку и маркировку вследствие использования контейнеров и возвратной тары; сокращения сроков пред­продажной подготовки товаров; использования безбумажной документации; сниже­ния затрат на монтаж и установку оборудования, использования для перевозок судов с горизонтальной или доковой по­грузкой и выгрузкой (суда типа RO-RO и RO-FLOW).

В странах с развитой экономикой рассматриваются четыре последовательных этапа (уровня) развития логистических систем .

Для первого этапа развития логистики характерны такие признаки. Область действия логистической системы обычно охватывает организацию хранения готовой продукции и ее транспортировку к потребителю. Работу системы оценивают величиной затрат на транспортировку и другие операции по распреде­лению продукции в общей выручке от продаж товаров.

Для второго уровня развития систем логистики характерно управление потоком товаров от последнего пункта производственной линии до конечного потребителя. На этом уровне логистика выполняет следующие функции: обслуживание заказчика, обработка заказов, хранение готовой продукции на предприятии, управление запасами готовой продукции, перспективное планирование работы систем логистики.

Систему логистики третьего уровня характеризуют логистические операции от закупки сырья до обслуживания конкретного потребителя. В дополнение ко второму уровню функции системы расширяются доставкой сырья, прогнозированием сбыта, закупкой сырья, управлением запасами сырья или продукции незавер­шенного производства, проектированием систем логистики.

Для четвертого уровня развития систем логистики логистические функции в основном аналогичны третьему уровню, при этом они интегрируют процессы планирования и контроля операций логистики, сбыта, производства и финансов. Интеграция способствует увязке нередко противоречивых целей различных подразделений компании.

Наиболее перспективной логистической системой считается система «Just in time» (ЛТ). Это Логистическая система в производстве, снабжении и распределении, основанная на синхронизации процессов доставки материалов и готовой продукции в необходимых количествах и к моменту времени, когда в них нуждаются звенья логистической системы, с целью минимизации затрат, связанных с созданием запасов. При этом в значительной мере отпадает необходимость в складировании продукции и связанных с этим издержках.

В настоящее время в основных развитых странах использование логистики находится на разных уровнях. Обследование 500 крупных западноевропейских компаний (26% компаний ФРГ, 20% - Голландии, 17% - Великобритании, 16% - Франции, 11% - Бельгии и 10% - Италии), представляющих 30 различных отраслей экономики, выявило процент нахождения фирм на каждой стадии развития логистики.

Около 57% обследованных фирм находятся на первой стадии, характеризующейся не регулярной организацией и суточным планированием логистики. На второй стадии 20% компаний планируют мероприятия по организации логистики на недельный срок. Третья и четвертая стадии развития характеризуются внедрением интегрированной системы логистики, охватывающей доставку товаров от поставщиков материалов до конечных потребителей готовой продукции. На этих стадиях развития логистики находятся только 23% компаний из 500.

Частной задачей логистики может служить создание минимальных товарных запасов и максимальное сокращение времени хранения и транспортировки груза. Примером оптимального решения задачи «минимизация партии доставки - цена доставки - скорость доставки» может служить деятельность американской транспортно-почтовой компании «Federal Express». В конце XX века ее доход достиг 7 млрд. долларов, а чистая прибыль – 117 млн. долларов. Самолеты компании доставляют ежегодно 1 млн. 250 тыс. посылок в 127 стран мира. Успеху содействовала логистическая и маркетинговая проработка, приведшая к предложению услуги доставки посылки «на следующее утро» к получателю. Обеспечение надежности доставки отправлений повлекло и существенное повышение цен на почтовые услуги. Однако для клиентов главным оказалось доставка ценных пакетов к деловым партнерам по схеме JIТ «точно вовремя». Используя сеть национальных систем транспортных расписаний, компания для достижения цели JIТ сократила партии скомплектованных отправок, но выиграла в точности времени доставки и повышении цены услуги.

По данным Всемирной торговой организации в 2003 году мировое лидерство в торговле сохраняли США, товарооборот которых с другими странами достиг 2 трлн. 29,6 млрд. долларов. На втором месте – Германия (1 трлн. 350,1 млрд. долларов), хотя по масштабам экспорта она обгоняет США (748,4 млрд. против 724 млрд. долларов). Третье место у Японии (854,9 млрд. долларов), однако очень близко к ней располагается Китай (851,2 млрд. долларов), который уже сейчас замыкает тройку крупнейших импортеров. В 2003 году китайский экспорт возрос на 35%, а импорт на 40%. Основная причина стремительного роста внешнеторгового оборота Китая – проникновение в страну, привлеченных относительно дешевой рабочей силой, многочисленных иностранных компаний, которые строят много новых заводов. В 2002 году по масштабам прямых капиталовложений КНР догнала мирового лидера – США. По производству персональных компьютеров и видеоплейеров Китай вышел на первое место в мире. Наращивание производства различных товаров в экономически развитых странах мира и, как следствие, дальнейшее увеличение объемов международной торговли обусловливают необходимость применения транспортной логистики на всех основных направлениях грузоперевозок, в том числе с участием морского транспорта.

Разработкой идей, обменом опытом и определением научных и практических подходов к стратегии и тактике логистики в развитых странах мира занимаются национальные и международные специализированные общества и ассоциации, объ­единяющие промышленные фирмы и научные организации. Такие объеди­нения имеют свои исследовательские центры, занимающиеся анализом ситуаций в промышленности, консультативные отделы, банки информации, учебные центры и пр. В некоторых странах существует несколько национальных ас­социаций. В настоящее время только в Европе насчитывается более 20 националь­ных ассоциаций, являющихся членами Европейской ассоциации логистики . Они проводят различные встречи, консультации, выставки и другие мероприятия.

Анализ зарубежных источников свидетельствует об огромном влиянии логистики на успешную деятельность фирм. Менеджеры американских и западноевропейских компаний, в том числе судоходных, считают, что логистика крайне необходима для достижения конкурентоспособности. Она играет важную роль в разработке стратегии фирм. Сейчас логистику стали относить не к функциям сферы обслуживания, а к источнику, способствующему повышению долевого участия на рынке сбыта и получению прибыли. В конце XX века достижения в увеличении доходов многих фирм были связаны с использованием принципов логистики.

Транспортная логистика

Всесторонний разбор задач, которые решаются в рамках логистики, показывает, какую большую роль в организации движения материальных потоков играет транспорт, в том числе морской. Именно транспорт обеспечивает перемещение единиц этих потоков в пространстве. Достижение глобальной цели логистики в значительной мере обеспечивается за счет технического и технологического совершенствования типов транспортных средств, относящихся к отдельным видам транспорта, совершенствования технических устройств и технологии передачи грузов с одного вида транспорта на другой, оптимизации маршрутов и графиков движения транспортных средств, оптимизации режимов работы портовых терминалов и др. В свою очередь, это вызывает необходимость дальнейшего развития транспортной логистики и, в частности, создания транспортно-логистических систем. Такие системы организуются для обеспечения требуемой скорости продвижения товаров с минимальными совокупными затратами. В их состав входят фактические перевозчики, экспедиторские и агентские компании, различные посредники, банковские и страховые учреждения, исследовательские центры и т.д. Так как материальные и информационные потоки осуществляются во времени и в пространстве транспортными и коммуникационными средствами, появилась необходимость выделения транспортной логистики , призванной решать вопросы выбора транспортных средств для перевозки продукции, схем доставок и оптимизации маршрутов перевозок. Конечный продукт транспортной логистики – груз, доставленный своевременно, в сохранности и с минимальными затратами всех средств. В настоящее время транспортная логистика – это прикладная наука по организации транспортных потоков грузов в соответствии с требованиями заказчика и сквозного перевозочного процесса товара от времени производства к месту потребления. Таким образом, задачей транспортной логистики является сокращение до минимума общих затрат на перевозку продукции, которые нередко составляют до 50% при новом качестве предоставления транспортных услуг.

Появление транспортной логистики, кроме сказанного обусловлено также рядом предпосылок, которые объясняются особой ролью транспортной отрасли в мировой экономике. Транспорт быстро реагирует на негативные стороны развития экономики и ее отраслей, на усиление процесса глобализации. Кризисные явления в транспортной сфере в 70-х и затем в 90-х годах прошлого столетия (низкая эффективность, требования экологической чистоты, высокая аварийность и расходы) и возросшие требования потребителей транспортных услуг явились толчком к развитию логистики в транспортной отрасли.

Транспорт является основным связующим звеном между производством и потреблением, поэтому он перестает быть обособленной отраслью экономики и выступает как производитель широкого круга транспортно-логистических услуг. Логистика обеспечивает «стыковку» двух сфер деятельности, базирующихся на соответствующей информации: спроса потребителей мировой и национальной экономики на транспортные услуги и предложения, выдвигаемого транспортными предприятиями. В системе «спрос-предложение» транспортная составляющая предлагает разные формы и методы взаимодействия видов транспорта для лучшего удовлетворения меняющихся потребностей клиентуры в услугах транспорта и для повышения эффективности использования транспортных ресурсов.

Услуги транспорта, в том числе морского, определяются как вид деятельности транспорта, направленный на удовлетворение потребностей людей и характеризующийся наличием необходимого технологического, экономического, информационного, правового и ресурсного обес­печения. Под транспортной услугой подразумева­ется не только собственно перевозка грузов или пассажиров, а лю­бая операция, не входящая в состав перевозочного процесса, но связанная с его подготовкой и осуществлением.

К услугам транспорта можно отнести:

● перевозку грузов и пассажиров;

· погрузочно-разгрузочиые работы (погрузка, выгрузка, пе­регрузка, пересадка пассажиров, внутрискладские опера­ции);

· хранение грузов;

· подготовку перевозочных средств (судов);

· предоставление перевозочных средств на условиях аренды;

· перегон (доставку) новых и отремонтированных транспорт­ных средств;

· прочие услуги.

Логистические (в том числе и транспортные) услуги основыва­ются на следующих положениях и правилах :

· каждая оказываемая услуга уникальна для получателя;

· в конечном итоге от оказанной услуги не остается ничего, кроме восприятия информации;

· услуга не может быть рециклирована;

· услуги нельзя нарабатывать «про запас»;

· оказанную услугу нельзя отремонтировать;

· оказанная услуга не может быть выполнена вновь;

· память о хорошей услуге мимолетна, плохая услуга запомнится надолго.

В последнее время важность логистических услуг постоянно возрастает, расширяется индустрия услуг и все боль­шее число компаний и работников включаются в нее. Целый ряд ло­гистических посредников становятся предприятиями сервиса, в ко­торых услуги неразрывно связаны с продвижением и реализацией товаров.

В прежние времена самому процессу перемещения товаров не уделялось достаточного внимания, что обусловливало нехватку транспортных средств, перенасыщенность магистралей, ограниченность складских помещений, излишнее количество обслуживающего персонала. В результате главный компонент перевозки – груз нередко перемещали к месту назначения месяцами, хранился в неподходящих условиях, портился, повреждался, а иногда и вовсе пропадал.

В современной рыночной экономике главным становится не только груз, но и способ его скорейшей доставки и обеспечения сохранности. Поэтому был необходим переход к новым логистическим методам хозяйствования, управления и приведения транспортной инфраструктуры в соответствие с требованиями заказчика и современной технологии.

Компонентами транспортной логистики являются грузы, виды транспорта, склады и терминалы и все виды обеспечения и обслуживания. Развитие транспортной логистики существенно видоизменило эти компоненты. В частности, транспортно-экспедиторское обслуживание трансформировалось в форму интегрального оператора интермодальных перевозок, а склады и терминалы преобразовались в логистические центры, которые стали основной структурной единицей транспортной логистики.

В комплексных системах грузового транспорта концепция логистики сводится к следующим условным шести правилам, которые определяют конечную цель логистической деятельности :

· груз (нужный товар);

· количество (необходимое количество);

· время (своевременность доставки груза по назначению);

· место (доставка в нужное место);

· затраты (минимальные затраты).

При выполнении всех шести условий цель логистической деятельности считается достигнутой. Но чтобы достичь этой цели, оптимизируют материальные потоки и проводят совокупность мероприятий по решению логистических задач, основными из которых являются:

· обработка груза - рационализация тары, унификация грузовых единиц, пакетизация и контейнеризация перевозок, применение эффективной системы складирования и др.;

· транспортно-экономическая разработка схем доставки груза - выбор схем и маршрутов доставки грузов, согласование параметров транспортных средств и грузовых единиц, организация и управление материальными и информационными потоками и др.

Логистические системы могут быть: глобальные (международные, трансконтинентальные, государственные), городские , межрегиональные , а также внутрипроизводственные (в рамках предприятия, структурного подразделения).

На рисунке 8.1. в качестве примера показана упрощенная схема продвижения груза (минеральных удобрений) в международной логистической системе, элементами которой являются: производитель продукции, местные перевозчики (авто- и ж/д предприятия), распределительные склады, перегрузочный комплекс морского порта (терминал), комплекс по затариванию удобрений, предприятия морского транспорта, участвующие в перевозке.


Рис. 8.1. Перемещение товара в логистической системе.

Логистическая система закладывается в основу экономической стратегии транспортной компании в качестве основного инструмента в конкурентной борьбе и способа осуществления планирования, размещения и контроля над финансовыми и людскими ресурсами.

Сфера деятельности транспортной логистики охватывает следующие области:

· планирование, организация и осуществление рациональной и с минимальными затратами доставки груза от мест его производства до мест потребления;

· контроль за всеми транспортными и другими операциями, осуществляемыми в пути следования грузов, с использованием современных средств телекоммуникации и современных информационных технологий;

· предоставление необходимой информации грузовладельцам, экспедиторам, получателям грузов и другим участникам транспортного процесса.

Транспортная логистика решает следующие основные задачи:

· выбор вида транспорта;

· выбор типа транспортного средства (ж/д вагон, автомобиль, судно);

· совместное планирование процесса перевозки со складским и производственным и обеспечение единства технологии;

· определение затрат на транспортировку, экономической эффективности и др.

Важная задача работы логистической цепи доставки товара - выбор транспорта, наилучшим образом приспособленного для перевозок. При выборе транспортных средств исходят из необходимости обеспечения сохранности груза, наилучшего использования их вместимости и снижения затрат на перевозку. Для выбора оптимального вида транспорта и схемы доставки в каждой конкретной перевозке используется информация о характерных особенностях груза, различных видах транспорта и района транспортировки.

От выбора вида транспорта зависит уровень цен товаров, своевременность доставки и их состояние в момент прибытия к местам назначения.

При принятии решения обычно руководствуются достоинствами и недостатками различных видов транспорта.

В самом общем виде роль отдельных видов транспорта в системе международных перевозок товаров можно оценить на основе следующих основных характеристик.

Морской транспорт характеризуется относительно невысокой стоимостью создания и поддержания морских путей и высокими затратами по содержанию устройств для начально-конечных операций (погрузо-разгрузочные операции, портовое обслуживание судов и т.д.), что ограничивает его конкурентоспособность на коротких маршрутах. При перевозках на дальние расстояния морской транспорт не имеет конкурентов.

Особенность внутреннего водного транспорта - это исключительная сфера его деятельности при массовых перевозках грузов в районах, где недостаточно развита сеть наземных путей. Однако необходимость строительства на многих реках дорогостоящих гидросооружений и судоходных каналов ограничивает использование этого вида транспорта при международных перевозках грузов.

География железнодорожных перевозок ограничена существующими путями сообщения. Этот вид транспорта характеризуется высоким удельным весом затрат на содержание постоянных устройств (содержание путей, средств связи, искусственных сооружений и т.д.).

На автомобильном транспорте затраты на содержание постоянных устройств относительно невелики, что обеспечивает этому виду транспорта конкурентоспособность при перевозках на короткие расстояния. Возможность доставки груза от склада отправителя до склада получателя, бесперегрузочных операций с одного транспортного средства на другое, обеспечивает ему основную роль при доставке грузов конкретному потребителю.

На воздушном транспорте наибольшая эффективность достигается при перевозках срочных, ценных и скоропортящихся грузов на дальние расстояния. На протяженных маршрутах этот вид транспорта становится вполне конкурентоспособным по отношению к автомобильному и железнодорожному транспорту.

Трубопроводный транспорт характеризуется относительно низкой себестоимостью транспортировки и высоким уровнем автоматизации загрузки системы, прокачки и слива. Это обеспечивает ему высокую конкурентоспособность по сравнению с другими видами транспорта.

В качестве основного критерия выбора вида транспорта берутся общие издержки доставки, которые складываются из тарифа за перевозку и других связанных с ней расходов потребителя транспортных услуг. Наряду с величиной общих издержек необходимо учитывать следующие факторы, влияющие на выбор вида транспорта :

1. Вид и характер перевозимых грузов . В некоторых случаях нет возможности выбора: скоропортящиеся грузы подлежат перевозке авиатранспортом или в рефрижераторах. И наоборот, авиаперевозка недопустима для легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов. Следует также учитывать наличие тяжеловесных и длинномерных грузов. Основную часть международных морских перевозок составляют массовые наливные и навалочные грузы – сырая нефть и нефтепродукты, железная руда, каменный уголь, зерно.

2. Расстояние и маршрут перевозки . Определяющими для выбора вида транспорта являются место отгрузки и конечный пункт назначения. Во внутриконтинентальных перевозках чаще используют железнодорожный и автомобильный транспорт, а в межконтинентальных - морской и авиационный. Опытным путем установлено, что наибольшая эффективность использования железнодорожного транспорта достигается при перевозках на расстояние более 200 км. При перевозках тарно-штучных грузов на расстояние до 200 км наиболее экономичен автотранспорт. При перевозках наливных и навалочных грузов независимо от расстояния выгодно использовать внутренние водные перевозки.

3. Фактор времени . Важным фактором, определяющим эффективность использования различных видов транспорта, является скорость доставки груза . От нее зависит размер и стоимость грузовой массы, «омертвленной» в процессе перевозки. На время доставки груза влияет скорость перемещения, скорость погрузо-разгрузочных работ, а также временные затраты на различные стояночные операции в пути (шлюзование, формирование железнодорожных и речных составов и др.). Авиатранспорт, очевидно, самый быстрый способ доставки грузов, но он весьма дорогостоящий.

4. Стоимость перевозки . Выбирая вид транспорта по этому признаку, следует учитывать сопутствующие издержки при доставке груза.

5. Стоимость упаковки . Опыт свидетельствует: если упаковка товаров превышает 8% стоимости перевозки, нужно менять вид транспорта. Наиболее дешевая упаковка требуется при воздушных перевозках, а наиболее дорогая - при морских.

6. Стоимость страховки груза . При воздушных перевозках страховка обычно осуществляется на более короткий срок по сравнению с другими видами транспорта (особенно морем), что может дать заметный эффект.

7. Стоимость доставки груза до магистрального транспорта . При воздушных и морских перевозках эти издержки обычно значительны по сравнению с железнодорожным видом транспорта.

8. Наличие грузовых линий и частота отправки грузов на этих линиях .

9. Наличие ограничений , предусмотренных в контрактах купли-продажи, договорах перевозки и других документах.

10. Обычаи и национальное законодательство , регламентирующие работу транспортных и сопряженных предприятий.

Вследствие распространения перевозок грузов укрупненными местами (смешанные и комбинированные перевозки) отправители все чаще прибегают к одновременному использованию двух или более видов транспорта. Преимущества этих перевозок определяются преимуществами, вызванными консолидацией грузов и их перевозкой по схеме «от двери до двери» на основе единого документа и одним оператором.

При выборе оптимальной схемы доставки груза используется информация о характеристиках груза, транспортных средств, стоимости перевозки, формальностях и др. На рис.8.2 в качестве иллюстрации показаны основные этапы выбора схемы транспортировки груза.

Основными логистическими принципами , реализуемые на транспорте, являются :

· доставка грузов «от двери до двери»;

· высокая скорость перевозки и минимальное время доставки грузов;

· принцип «just in time» и жесткие сроки доставки грузов;

· интермодальные перевозки транзитных грузов;

· гибкий подход к запросам клиентов;

· стабильный график движения и высокая надежность доставки;

· частые отправки, малые серии и партии грузов, малые склады.

По масштабу сферы деятельности системы транспортной логистики делятся на макро- и микрологистические, а возможность совершения различных логистических операций и функций предопределила разделение на микро- и макрологистику.

Макрологистика – это совокупность логистических систем в ограниченной географически зоне. Например, транспортная политика определенного государства.

На уровне региона макрологистическая система включает в себя предприятия и организации транспортного и обслуживающего характера, участвующие в процессе доставки товара потребителю в различные страны. Это транснациональные корпорации, фирмы, территориально-производственные комплексы, транспортные и промышленные объединения. Развитие макрологистики в транспортном аспекте характерно для стран Европейского союза, где все более увеличиваются объемы интермодальных перевозок, а многие морские порты приобрели черты транспортно-логистических центров. В частности, в Западной Европе уже много лет действует транспортная система “Европлатформс”, включающая целый ряд логистических центров. Эти центры выполняют на современном уровне весь комплекс операций по перевозке, хранению и перевозке грузов, включая складские, транспортно-экспедиторские, таможенные, брокерские, страховые, банковские и другие услуги.

Макрологистика на транспорте решает следующие задачи:

· анализ рынка поставщиков и потребителей;

· выбор вида транспорта, определение характера взаимодействия транспортных средств, организации и технологии процесса перевозки;

· определение рациональных направлений грузовых потоков, выбора партнеров, размещения пунктов поставки сырья, материалов и энергоносителей;

· определение границ зоны обслуживания, обеспечивающих выполнение доставки товара «точно в срок»;

· размещение складов, терминалов и логистических центров;

· выбор схемы доставки товаров (транзитный или через склад), организации складских систем с учетом оптимизации материальных потоков.

Микрологистика в транспортном аспекте – логистические системы отдельных организаций. Например, на уровне фирмы микрологистическая система создается с позиций перспективных целей, оптимизации основных оперативных процессов предприятия и охватывает сферу деятельности фирмы.

В транспортной логистике предусмотрено расширение предоставляемых транспортных и сервисных услуг за счет более тесной координации и взаимодействия различных видов транспорта, внедрения интермодальных перевозок, транспортных коридоров и транспортно-технологических систем. Транспортная логистика использует такие прогрессивные способы перевозки грузов как пакетные, контейнерные, ролкерные. Логистическая идея сквозной системы обслуживания клиентов “от двери до двери” получила свою реализацию в интермодальных перевозках.

Что касается нашей страны, то одним из важнейших условий скорейшей интеграции транспортного комплекса Украины в европейское транспортное пространство является создание в Украине развитой транспортно-логистической инфраструктуры. Это предполагает формирование широкой сети специализированных логистических центров на базе транспортных узлов, а именно:

· распределительных;

· перегрузочных;

· торгово-посреднических.

Формирование таких центров должно основываться на концентрации транспортных, экспедиторских, логистических, торговых, промышленных предприятий в наиболее удобном, в отношении взаимосвязей, месте. Они должны выполнять функции связывающего звена между местными и международными перевозками и обеспечивать возможность для согласованной работы и интеграции разных видов транспорта на основе принципов интермодализма. Возможность формирования на территории Украины сети таких логистических центров обусловлена следующим :

· существование в нашей стране исторически сложившейся системы внешнеторговых связей с зарубежными партнерами и базы для дальнейшего развития этих связей;

· выгодное экономико-географическое положение;

Доставка груза в определенном количестве и качестве, с сопроводительной документацией и в нужное время – именно так можно описать понятие логистика простыми словами. Этот термин, однако, относится не только к материально осязаемым грузам, но и к финансовым и информационным ресурсам. Причем перемещение таких ресурсов может происходить и в виртуальной системе, а задача логистики, как науки, оптимизировать этот процесс.


Каждый человек сталкивается с логистическими задачами, даже не замечая этого. Продумывая наиболее удобный маршрут к месту встречи, выбирая один из нескольких видов транспорта, рассчитывая необходимое время, человек занимается оптимизацией транспортных процессов, то есть напрямую вовлечен в логистику.

Зачем нужна логистика

Организация перемещения грузов требует постоянной оптимизации, что позволяет ускорить этот процесс и наиболее выгодно спланировать маршрут. Если вышесказанные цели звучат достаточно абстрактно, то стоит отметить, что при правильном планировании, логистика обеспечивает снижение себестоимости готового продукта. Такую цель преследует каждое предприятие, пытаясь не снизить качество продукции, экономить приходится на всем. Логистика, как раз и помогает повысить эффективность производства.

Задачи

Основные задачи, которые выполняет логистика:

  • планирование объемов запасов;
  • планирование объемов и графика перевозок;
  • регулирование материальных и информационных потоков;
  • предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов;
  • анализ и выявление спроса на логистические услуги.

Перечисленные задачи звучат обобщенно, в частных случаях логистика решает задачи по сокращению времени грузоперевозок, минимизации запасов и сокращению срока хранения груза.

Принципы

При выполнении задач логистики требуется соблюдение определенных принципов:

  • принцип интеграции;
  • принцип системности;
  • принцип рациональности;
  • принцип формализации;
  • принцип иерархии;
  • принцип целостности.

Принцип интеграции позволяет представить логистическую систему, как совокупность элементов с определенными свойствами, которые, объединяясь, дают больший эффект, чем отдельные ее составляющие.

Принцип системности предполагает изучение логистики, как отдельного предмета, и как части общей системы, в которой она выполняет лишь некоторые функции.

Деятельность в сфере логистики должна соответствовать принципу рациональности, то есть все решения управленческого персонала должны оптимально подходить для решения конкретных задач. Согласно принципу формализации в процессе функционирования логистической системы должна быть возможность получить статистические данные, то есть количественные и качественные характеристики логистического процесса.

Как и в любом другом бизнесе, в логистике должна соблюдаться строгая иерархическая система с точно распределенными исполнителями и руководителями. Согласно принципу целостности, одна логистическая система должна реализовывать поставленные задачи не отдельными подразделениями, а системой в целом.

Оптимизация логистики

Оптимизация логистики – это непрерывный процесс, который происходит независимо от загруженности склада или объема грузоперевозок. Логистические процессы всегда необходимо оптимизировать, для чего проводят аудит технологических составляющих и инфраструктуры, выявляются слабые места и составляется план изменений в системе. В процессе оптимизации может быть рассмотрен вариант внедрения нового программного обеспечения, интеграции нескольких процессов в один или введения новой системы хранения грузов.

Виды логистики

В зависимости от конкретных функций и целей, логистику классифицируют по функциональным признакам на виды. Каждое транспортно-логистическое предприятие может осуществлять несколько видов логистики одновременно.

Транспортная

Транспортная логистика занимается управлением процессов транспортировки грузов. При этом должны выполняться такие функции, как планирование транспортного маршрута, выбор видов транспорта, согласование процессов между складом и производством. Транспортная логистика должна преследовать цель минимизации расходов на транспортировку.

Закупочная

Если основной целью транспортной логистики является перемещение грузов, то в закупочной логистике эта цель более конкретизирована: транспортировка грузов для снабжения предприятия сырьем, полуфабрикатами или товарами. Среди задач закупочной логистики стоит выделить следующие:

  • аналитически-информационная;
  • реализационная;
  • интеграционно-координационная.

Для выполнения первой задачи необходимо определять потребности предприятия, анализировать рыночные предложения и проводить выбор наилучшего поставщика.

Реализация задач закупочной логистики включает конкретные действия по подписанию договоров, дополнительных соглашений, графиков поставок, а также подготовку складских помещений, экспедирование и организацию приемки товаров.

Для выполнения задач координации и интеграции ведутся консультации с внутренними отделами предприятия, анализируются отношения с основными поставщиками.

Таможенная

Таможенная логистика осуществляет транспортировку грузов между странами, то есть ведется внешнеэкономическая деятельность. Импортные и экспортные операции влекут за собой множество задач:

  • лицензирование импортированного товара;
  • ответственность за экспертную оценку груза;
  • заполнение таможенной декларации;
  • организация международных рейсов;
  • послетаможенное сопровождение грузов.

Помимо стандартных умений для работы в таможенной логистике менеджер должен обладать знаниями в налоговом законодательстве, знать нюансы декларирования различных видов товаров.

Логистика запасов, по названию, вызывает ассоциации с закупочной логистикой, однако между ними не так много общего. Логистика запасов подразумевает любые действия по перемещению товаров, которые связаны с накоплением товара на складе, то есть созданием запаса товаров.

Запасы могут образовываться непроизвольно, например, если запланированный объем спроса значительно ниже накопленных на складе товаров. Тем не менее, запасы в некоторых случаях создают преднамеренно. Если имеются рыночные данные о значительном повышении цен, то некоторые из предприятий захотят сделать закупку сверх нормы, что повлечет за собой потребность в логистических и транспортных услугах.

Производственная

Производственная логистика подразумевает собой осуществление внутренних перемещений грузов, то есть другими словами – это внутрифирменная логистика. Оптимальный срок работы отделов технического контроля, погрузочно-разгрузочных работ позволяет минимизировать время, необходимое для перемещения полуфабрикатов между цехами основного производства. С помощью интеграции всех отделов предприятия становится возможным ускорить процесс производства и снизить себестоимость готовой продукции.

Информационная

Информационная логистика – это часть производства, которая обеспечивает перемещение информации, то есть документов, отчетов и рабочих сообщений в бумажной и электронной форме. Несмотря на то, что функции информационной логистики кажутся очевидными, она должна передавать информационные потоки в определенное место, время и с минимальными затратами.

Складская

Особую специфику имеет складская логистика. Приемка и обработка грузов, их правильное размещение, а также оптимизация используемого помещения позволяют эффективно действовать не только складу, но и всему предприятию. Для реализации своих функций склад получает информацию о предстоящих поставках и отгрузках, что позволяет планировать графики перемещения грузов и работы сотрудников.

Как правильно выбрать логистическую компанию

Если перед компанией стоит задача быстро и качественно переместить груз, а логистический отдел на предприятии отсутствует, то логично будет найти транспортно-логистическую компанию, которая предоставит услуги по грузоперевозке.

При выборе логистической компании, в первую очередь, стоит обратить внимание на срок ее существования. Длительный опыт работы свидетельствует о высоком профессионализме коллектива сотрудников и наличии постоянных клиентов. К тому же, компания, которая работает на рынке достаточно давно, проводит усовершенствование технологий транспортировки и имеет проверенных подрядчиков.

Следующий важный момент при выборе логистической компании – ее специализация. Важно, чтобы компания имела опыт по транспортировке грузов, которые производит предприятие-заказчик. Например, крупная логистическая компания может иметь множество клиентов, но при этом ни разу не оказывала услуги по перевозке зерна, так как не имеет зерновозов.

Или же транспортный парк компании представлен рефрижераторами различных видов и грузоподъемности, но отсутствуют тушевозы – специальные рефрижераторы, оборудованные для перевозки туш животных.

Несомненно, стоит изучить отзывы клиентов о логистической компании и проанализировать актуальные тарифы на грузоперевозку от нескольких ведущих предприятий в отрасли.

Обзор рынка логистики в России

Состояние логистического рынка напрямую зависит от состояния экономики страны. Нестабильность курса валют и реализация правительством политики импортозамещения негативно сказались на рынке транспортно-логистических услуг России. Множество крупных компаний приостановили свою деятельность, а некоторые и вовсе стали банкротами.

Отрицательное влияние на деятельность логистических компаний оказывает множество факторов:

  • рост расходов на топливо и обслуживание транспорта;
  • высокие процентные ставки на кредиты и лизинг;
  • неразвитая складская и транспортная инфраструктура.

Особенности рынка транспортно-логистических услуг России заключаются в основном в нерациональном размещении производств, их удаленности от основных экспортных портов, а также в устаревших методах организации процесса грузоперевозок.

Большая часть грузов на современном логистическом рынке – это не готовый товар, а полуфабрикаты и сырье, что является отрицательным фактором в развитии логистического рынка, экспорта и экономики в целом. К сожалению, многие производители и дистрибьюторы не выносят логистические услуги на аутсорсинг, а организовывают грузоперевозки своими силами.

Логистическим аутсорсингом пользуется около трети крупных производителей и дистрибьюторов, когда заграницей этот показатель в разы выше. Неэффективная реализация логистической функции внутренними силами предприятия приводит к непомерному завышению логистических расходов.

Логист – как и где учиться на профессию

Работа менеджера-логиста достаточно многозадачная, ведь помимо планирования оптимальных маршрутов перемещения грузов необходимо готовить транспортную документацию, заполнять таможенные декларации. Кроме того, обязательным является страхование груза, такая задача часто ложится также на логиста. Менеджер по логистике на предприятии также может отвечать за работу склада, то есть контролировать размещение и хранение товара с соблюдением необходимых условий.

Хороший логист – это сотрудник со стратегическим мышлением, организаторскими качествами и способностью переносить стрессовые ситуации. Работа менеджера по логистике неотделима от общения с клиентами, поэтому часто от сотрудников требуется знание иностранных языков.

Рынок труда предлагает много вакансий в сфере логистики. Например, в Москве зарплата помощника отдела логистики или ассистента менеджера-логиста стартует от 35 тыс. руб., а заработок опытных логистов минимум в два раза больше – от 70 тыс. руб. и выше.

Для освоения профессии логист можно получить среднее специальное или высшее образование. Однако в первом случае о карьерном продвижении можно не задумываться, так как знаний, полученных в колледже, будет достаточно лишь для работы на должности помощника логиста.

Высшее образование по специальности логистика в Москве, например, можно получить в Высшей Школе Экономики, Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете или Московском государственном университете путей сообщения. Это далеко не весь список учебных заведений, упомянуты лишь самые популярные.

Для зачисления в ВУЗ нужно будет показать отличные знания русского языка и математики. В зависимости от выбранной специализации потребуется сдать экзамен по обществознанию или английскому языку.

Как открыть собственную логистическую компанию

Для создания полноценного и эффективного логистического бизнеса по транспортировке грузов необходимо соединить следующие компоненты:

  • логистический комплекс – складское помещение;
  • транспортная база – транспортные средства различной грузоподъемности;
  • профессиональный коллектив сотрудников.

Конечно же, логистический бизнес не ограничивается перечисленными составляющими, подробнее оценить затраты поможет составление бизнес-плана, без которого не обойдется ни один бизнес.

Приобрести склады и транспорт или взять в аренду – это решение каждого отдельного предпринимателя, которое нужно принимать, основываясь на материальных возможностях.

Как стать хорошим логистом

Похожие статьи

© 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.