Рынок труда молодых специалистов. Молодые специалисты на рынке труда: востребованность и качество подготовки (на примере Вологодской области)

Для расчёта экспертных оценок присвоим следующие ранговые коэффициенты вариантам ответов респондентов (Табл. 8.1).

Таблица 8.1. Ранговые оценки вариантов ответов респондентов

Расчет уровня востребованности целесообразно проводить по нашей эмпирической формуле (11.1):

Где: U - Уровень востребованности молодых

специалистов;

а г

а 2 - Частота выбора ответа 1 (%);

а 3 - Частота выбора ответа 1 (%);

а 4 - Частота выбора ответа 1 (%);

а 5 - Частота выбора ответа 1 (%);

R t - Ранг i-варианта ответа (-2

Уровень востребованности молодых специалистов по видам деятельности имеет следующие значения (Табл. 8.2 и рис. 8.1).

Таблица 8.3. Уровень востребованности молодых специалистов по масштабам деятельности__

по видам деятельности

Таблица 8.2. Уровень востребованности молодых специалистов


Рис. 8.1.

Уровень востребованности молодых специалистов по масштабу деятельности представлен в табл. 8.3 и на рисунке 8.2.


Рис. 8.2.

Данные таблиц 8.2, 8.3 и рис. 8.1, 8.2 наглядно показывают, что уровень востребованности молодых специалистов на рынке труда города Москвы относительно невысок. Наибольшую заинтересованность к их вовлечению в трудовую деятельность испытываю учреждения из сферы «Государственная служба» и, отчасти «Медицина и здравоохранение».

По масштабам деятельности респондентов относительно высокий уровень заинтересованности к трудоустройству молодых специалистов испытывают респонденты из категории «Другое», куда в основном и были отнесены опрошенные из сфер деятельности «Государственная служба» и «Медицина и здравоохранение».

Наиболее сложными для трудоустройства молодых специалистов является такой вид деятельности, как категория «Другое» и «Наука и образование».

По масштабу деятельности респондентов - это «Средний и крупный бизнес».

По прогнозам бывшего Департамента труда и занятости населения города Москвы, потребность в специалистах постоянно растет (табл. 8.4). Однако устроиться на работу молодому специалисту подчас очень сложно.

Таблица 8.4. Прогноз потребности города Москвы в специалистах разного уровня и направления образования на период до 2020

года_

Прогноз (чел)

Высшее профессиональное образование (ВПО)

Физико-математические

Естественные науки

Г уманитарные науки

Социальные науки

Образование и педагогика

Здравоохранение

Культура и искусство

Экономика и управление

Информационная безопасность

Сфера обслуживания

Сельское и рыбное хозяйство

Геодезия и землеустройство

Геология, разведка и разработка полезных ископаемых

Оружие и системы вооружения

Морская техника

Транспортные средства

Уровень образования и Код ОКСО

Укрупненные группы специальностей

Прогноз (чел)

Приборостроение и оптотехника

Автоматика и управление

Химическая и биотехнологии

Архитектура и строительство

Среднее профессиональное образование (СПО)

Физико-математические

Естественные науки

Г уманитарные науки

Социальные науки

Образование и педагогика

Здравоохранение

Культура и искусство

Экономика и управление

Информационная безопасность

Сфера обслуживания

Сельское и рыбное хозяйство

Геодезия и землеустройство

Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

Уровень образования и Код OKCO

Укрупненные группы специальностей

Прогноз (чел)

Металлургия, машиностроение и материало- обработка

Авиационная и ракетно- космическая техника

Оружие и системы вооружения

Морская техника

Транспортные средства

Приборостроение и оптотехника

Электронная техника, радиотехника и связь

Автоматика и управление

Информатика и вычислительная техника

Химическая и биотехнологии

Воспроизводство и переработка лесных ресурсов

Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

Архитектура и строительство

Безопасность жизнедеятельности, природообу- стройство и защита окружающей среды

Одна из главных проблем трудоустройства молодежи - несоответствие запросов профессиональным навыкам. Выпускники предпочитают рабочим специальностям офисные, при этом уровень ожиданий у них явно завышен. Помимо высокой зарплаты, они предъявляют высокие требования к комфортным условиям проживания. Так, согласно нашим данным, полученным на основе опросов студентов ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова» более половины молодежи, приехавшей на учебу в г. Москву из малых городов и сел, не хотят уезжать обратно. Даже на высокооплачиваемую работу в места своего рождения. Большинству выпускников важнее жить в городе, для них более привлекательна досуговая составляющая, нежели высокая зарплата. К тому же выпускники плохо ориентируются на рынке труда, вчерашние студенты не умеют правильно себя презентовать перед работодателями, требования которых растут с каждым годом.

Опросы студентов РЭУ им. Г.В.Плеханова показали и другие «любопытные» результаты:

47,5 % опрошенных студентов высоко оценивают возможность трудоустройства по своей специальности;

при этом более 50 % из них считают получаемое в вузе образование не соответствующим запросам рынка труда, либо затруднились ответить на поставленный вопрос;

^ выпускники стали более адекватно оценивать уровень зарплаты, на который они могут претендовать. Основная часть студентов определяет желаемую заработную плату на начальном периоде в диапазоне 25000-30000 руб.;

главной проблемой, затрудняющей трудоустройство по специальности, студенты считают отсутствие опыта и стажа , об этом заявили 80 % респондентов;

S уровень трудовой мобильности выпускников низок, они не готовы переезжать в отдаленные сельские территории, даже при наличии там вакансий по специальности;

часть выпускников достаточно пассивны при трудоустройстве, не прикладывают каких-либо усилий, чтобы найти работу самостоятельно и надеются на помощь вуза или специализированных структур;

на большинстве предприятий города Москвы отсутствует понятие «молодой специалист»: к выпускникам применяются те же самые требования и нормы при приеме на работу, что и к прочим кандидатам на вакантное место;

наличие у выпускников проблем социально-психологического характера: неготовность молодых людей к рабочему распорядку, ориентация на офисный характер работы, неспособность работать в команде, инфантильность, излишняя амбициозность и, вместе с тем, неуверенность в себе. В связи с чем, по мнению работодателей, вузовское образование должно быть более ориентированным на практику.

На большинстве предприятий города наблюдаются признаки кадрового дефицита, на рынке труда конкуренция работников за получение рабочего места сменяется конкуренцией работодателей за рабочую силу, удовлетворяющую предъявляемым требованиям. При этом сами работодатели, высказываясь по данной проблеме, зачастую отмечают, что уровень подготовки кадров в образовательных учреждениях не всегда их устраивает. Высказываются претензии и к номенклатуре специалистов, подготавливаемых образовательными учреждениями. В связи с чем множество выпускников сегодня вынуждены работать не по полученным специальностям.

Однако отметим, на наш взгляд, сегодня предприятия сталкиваются с проблемой кадрового голода отнюдь не по причине нехватки специалистов, а потому что сегодня только очень небольшая часть компаний проводит осознанную политику формирования кадрового резерва. Необходимо прогнозировать потребности своего предприятия, правильно оценивать имеющийся потенциал и возможности его развития, вкладывать средства в подготовку специалистов, исходя из стратегических целей.

С внедрением новых технологий повышаются требования не только к профессиональной, но и к психологической, социальной и личностной готовности кадров. Поэтому одной из наиболее существенных проблем рынка труда, несомненно, можно считать проблему структурного дисбаланса. В числе причин, не позволяющих обеспечить эффективность трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования: отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг;

низкая заинтересованность учреждений системы профессионального образования в трудоустройстве выпускников, организации профориентационной работы с абитуриентами и студентами, мониторинге изменений в требованиях к квалификации специалистов на рынке труда, емкости и развития самого рынка по конкретным профессиям и специальностям работников;

кадровая политика большинства российских организаций, ориентированная в большей степени на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие;

отсутствие у большинства выпускников необходимых навыков самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства;

S завышенная самооценка своего профессиональноквалификационного уровня у значительной части выпускников учреждений профессионального образования.

Чем успешнее будут сформированы характеристики (компетенции) эффективности трудоустройства выпускников, тем успешнее они будут востребованы работодателями и трудоустроены. При этом рынок труда определяет и изменяет критерии профессиональной подготовки в соответствии с темпами развития науки и экономики. В этом контексте возникает потребность в разработке перечня критериев оценки конкурентоспособности молодого специалиста, удовлетворяющего перспективным требованиям рынка труда, который определяет эффективность трудоустройства выпускника.

Представляется, что избежать многих проблем и ошибок трудоустройства молодых специалистов на рынке труда города Москвы можно за счет комплекса следующих мер.

S развитие системы профориентации молодого поколения, начиная со школы. Помочь в этом могут как сами выпускники и учащиеся вузов, так и преподаватели, специалисты вузовских агентств по трудоустройству, сотрудники ЦЗН и работодатели.

внедрение системы социально-профессиональной адаптации студентов. Не только школе необходимо помогать выпускникам в осознании своих возможностей в выборе профессии, но и профессиональным учебным заведениям следует заниматься социально-профессиональной адаптацией студентов, ориентируясь на реальные потребности рынка труда. Сегодня содействие в трудоустройстве выпускников является важным направлением деятельности учреждений профессионального образования, став одним из показателей конкурентоспособности и востребованности учебных заведений. В ряде вузов в учебный процесс включены специальные занятия по вопросам технологии поиска работы, успешной адаптации выпускников на рынке труда, проводятся мастер-классы по технологиям поиска работы. Введены факультативные курсы «Навыки эффективного поиска работы» и практикумы трудоустройства, проводятся семинары- тренинги по формированию навыков самопрезентации.

формирование системы мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг, постоянного анализа соответствия спроса и предложения рабочей силы по профилю и уровню квалификации в разрезе специальностей (профессий), отраслей, муниципальных образований региона, а также анализа причин дисбаланса спроса и предложения на рынке труда и причин не трудоустройства выпускников по полученной специальности. Мониторинг проблем трудоустройства молодых специалистов и других участников данного процесса, учитывающий их потребности и интересы сегодня должен выступать как социально-культурная норма проектирования образовательного процесса в высшем учебном заведении.

На наш взгляд, показатель «уровень трудоустройства выпускников вузов» должен сегодня стать одним из главных критериев эффективности функционирования не только самой системы высшего образования, но и рынка труда, и экономики в целом, при этом во многом зависящий от продуктивности самого процесса подготовки и приспособления выпускников вузов к выходу на рынок труда.

В настоящее время оценка профессиональной подготовки выпускника работодателем рассматривается как фактор, влияющий на его трудоустройство. Однако в зависимости от характера работы, каждое предприятие и организация устанавливает свои требования отбора. При этом законченное высшее образование воспринимается как минимальная основа для трудоустройства и своеобразная гарантия культурного уровня.

Сегодня рынок труда нуждается в квалификационных компетенциях, не зависящих от конкретного процесса труда. Все большее значение приобретает требования «умение обучаться», «способность к генерации идей и саморазвитию», «наличие аналитического склада ума» и личностные качества претендентов, которые повышают возможности трудоустройства, облегчает вертикальную и горизонтальную мобильность работников как на рынке труда, так и в трудовой сфере.

Рассматривая требования рынка труда к молодым специалистам и предложения со стороны образования, следует признать, что образование отстает от требований работодателей. Поэтому среди актуальных проблем, стоящих перед образованием, выделяется проблема подготовки молодых специалистов, способных грамотно ориентироваться и добиваться жизненного успеха в новых рыночных условиях. Однако решить проблему взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг без учета интересов непосредственно потребителя образовательных услуг, который имеет свои цели, задачи, мотивацию относительно освоения профессии и выбора сферы трудовой деятельности, невозможно.

Анализ отечественного опыта показывает, что значительное количество выпускников испытывает серьезные трудности при переходе от учебы к работе, оказывается занятым на неквалифицированных рабочих местах или остается без работы. В настоящее время отдельные функции мониторинга трудоустройства выпускников вузов проводят все учреждения системы образования города Москвы, при этом в каждом вузе созданы и работают Центры по трудоустройству или Центры карьеры, проводятся ярмарки вакансий, встречи с работодателями.

Большое значение для трудоустройства молодых специалистов имела бы и разработка системы прогнозирования качественной и количественной потребности экономики региона в специалистах с учетом уровня и профиля подготовки, территориальной специфики экономики. Это позволило бы системе профессионального образования города Москвы выпускать конкурентоспособных и востребованных рынком труда специалистов с необходимой квалификацией, компетенциями и уровнем образования.

  • См. http://trud.mos.ru/statistika_i_analitika/prognozirovanie/prognoz_sostoyaniya/

НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ

Рынок труда и профессий е.я. КуЗЬМИН,аспирант для молодых специалистов:

Ф;:щ:в:?2тглт проблемы и пути

их решения

В статье рассматриваются вопросы влияния экономических кризисов на рыток труда и профессий для молодых специалистов, только что окончивших вузы. Отмечается необходимость социальной поддержки занятости еще профессионально не окрепшей категории граждан. Показаны проблемы безработицы среди молодых специалистов и дисбаланса между потребностью экономики и действующей системой образования. Предлагаются меры преодоления безработицы среди выпускников вузов.

Ключевые слова: рынок труда, рынок профессий, социальная группа, молодые специалисты, экономический кризис, безработица.

К концу 2012 г. перед нашей страной встает реальная перспектива второй волны кризиса, которая тревожит работников, еще помнящих массовые увольнения в

2008 г. При ухудшении экономической ситуации избежать увольнений и найти работу будет непросто. При этом, по мнению нобелевского лауреата по экономике Пола Кругмана , в условиях ухудшения экономической конъюнктуры больше всего страдает именно молодежный рынок труда. Молодые специалисты являются первыми претендентами на увольнение в связи с их непродолжительным пребыванием в организации. Как для выпускников, так и для молодых специалистов невозможность устроиться на новую работу оборачивается серьезными личностными и профессиональными кризисами. Студенты,оканчивающие университет в плохой для экономики период, почти никогда не могут полностью оправиться. Их доходы, как правило, остаются низкими на всю жизнь.

В связи с этим представляются интересными результаты исследования рынка труда в условиях кризиса 2008-2009 гг. в Москве, проведенного сайтами по поиску работы: hh.ru, joblist.ru и career.ru . Уровень распространения Интернета среди молодежи 18-24 лет очень высок - 83% , и

именно при помощи него вчерашние выпускники ищут работу. Исследование специализированных Интернет-сайтов было подготовлено на основе статистического анализа 48 032 вакансий и 218 364 резюме. Основные выводы исследования заключаются в том, что молодые специалисты серьезнее всех пострадали от кризиса: в 1-м квартале 2009 г. спрос на них снизился на 79% относительно 1-го квартала 2008 г. Только к 2011 г., то есть за три года, количество вакансий для молодых специалистов увеличилось почти в два раза. Больше всего молодые специалисты востребованы в таких профессиональных сферах, как «Продажи» (21% вакансий), «Административный персонал» (18%) и «Информационные технологии» (12%). Проще всего устраиваются молодые специалисты инженерных профессий, особенно работающие в сфере 1Т и программирования. При этом «снижение спроса на специалистов-эконо-мистов » является весьма обобщенным утверждением. Маркетологи, бухгалтеры, финансисты, имеющие даже небольшой практический опыт работы, остаются востребованными работодателями. Самыми желанными для работодателя являются молодые специалисты с дипломами МГУ им. М.В. Ломоносова и МГТУ им. Н.Э. Баума-

Научный дебют

на. Уровень зарплат молодых специалистов в значительной мере связан с изменениями в экономике. Например, зарплата ассистента отдела в 1-м квартале 2008 г. составила почти 33 тыс. руб., в 1-м квартале 2009 г. - около 28 тыс. руб., а в 1-м квартале 2010 г. - всего 26 тыс. руб. В 2011 г. доход этого специалиста достиг 30 тыс. рублей.

Таким образом, в условиях кризиса в экономике особенно остро стоит главная проблема российской системы высшего образования - сложившийся дисбаланс специальностей, по которым выпускаются молодые специалисты, и их востребованность на рынке труда и профессий. Так, в 2010 г. 1 358 тыс. студентов окончили вузы. Диплом экономиста получили 39%, и только 1,6% выпускников российских вузов получили специальности в области физико-математических и естественных наук - квалификации, необходимые для формирования инженерного корпуса .

Государство проводит политику снижения количества бюджетных мест по экономическим специальностям в российских вузах. Так, за пять лет (2006-2011)сокращение составило примерно 50%, в то же время был увеличен прием на бюджетные места по техническим специальностям (металлургия, морская техника, геология и разработка полезных ископаемых) . Одновременно ведется политика консолидации (объединения) вузов для сокращения их числа. Но, несмотря на все эти нововведения, выпускники вузов каждый год сталкиваются с одной и той же проблемой -невозможностью устроиться на работу, и перед ними неизбежно встает вопрос: нужно ли было учиться 4-6 лет для того, чтобы стать безработным?

В настоящее время по специальности трудоустраиваются только около 30% выпускников вузов. Такие данные приводят как представители государственных органов власти, так и Интернет-сайты по поиску вакансий (например, по данным компа-

нии Headhunter, - около 35%). Однако цифры могут отличаться в зависимости от профиля образования: 75% выпускников-медиков работают по полученной или смежной специальности, тогда как среди выпускников педагогических вузов - всего 15% . Аналогичные данные были сообщены мэром Москвы С. Собяниным, по словам которого только треть выпускников трудоустраиваются по специальности . Значит, остальные 70% выпускников вузов остаются не у дел? Значит, государственные деньги пропали? Сколько - легко посчитать. По данным Министерства образования РФ, государство выделяет на обучение одного бюджетного студента 80-90 тысяч рублей ежегодно. В среднем за год выпускается 380 тысяч студентов, обучающихся на бюджетной основе. За пять лет обучения на выпускников расходуется около 161,5 млрд. рублей. Значит, лишь треть средств (около 50 млрд. рублей) возвращается государству в результате деятельности «нужных специалистов »?

Конечно, сказать, что государство не умеет считать деньги или самоустранилось в решении данного вопроса, нельзя. Учитывая кризисные последствия в 2008-

2009 гг., оно старалось поддерживать молодых специалистов и выпускников. По данным Федеральной службы по труду и занятости, за три года (2009-2011 гг.) в специальных государственных программах приняли участие порядка 400 тысяч молодых специалистов. Почти 80% из тех, кто прошел стажировку на предприятиях в рамках дополнительных программ по содействию занятости населению в РФ, продолжили там работать . Но это, как говорится, капля в море.

Лучше всего дела с трудоустройством выпускников вузов обстоят в Москве. По мнению государственных органов труда и занятости, безработицы среди выпускников московских вузов в настоящее время нет (март 2012 г.) . По словам главы Департамента семейной и молодежной поли-

140 Высшее образование в России № 12, 2012

тики Москвы Л. Гусевой, все студенты 45-х курсов уже трудоустроены, по крайней мере, временно. Без работы остаются лишь 1365 человек, однако у них уважительные причины. Но снова встает вопрос: «Главная задача государства - просто трудоустроить, или все-таки целесообразно устраивать работать выпускников вузов по специальности?».

Главную роль в адаптации выпускников на рынке труда и профессий должно взять на себя государство, учитывая что, несмотря на рыночные механизмы, оно продолжает играть существенную роль в экономике. Решить проблему трудоустройства молодых специалистов можно только при активной поддержке государства, которому следует, с одной стороны, сделать образование более ориентированным на запросы рынка труда, а с другой - обязать всех участников рынка работать не только на себя, но и на общество, создавая рабочие места и предоставляя социальные гарантии, в том числе и для молодых специалистов.

Во-первых, государству следует разработать долгосрочные прогнозы потребностей экономики в различных специальностях. Как отметил заместитель министра образования и науки Игорь Реморенко, такой прогноз до 2030 г. существует и размещен на сайте министерства . Согласно данному прогнозу экономика будет испытывать потребность в специалистах лесной, химической промышленности, энергетики, судостроения. Но слышал ли о нем кто-нибудь из нынешних выпускников школ? И почему прогноз не учитывает творческие и гуманитарные специальности? Разве они не нужны государству? На наш взгляд, недостаточно просто разработать прогноз, нужно его данные донести до каждого, кто только еще выбирает свой путь..

Во-вторых, государство может ввести обязательные квоты на прием молодых специалистов как в государственных, так и в частных организациях и компаниях, но обязательно законодательно закрепить их со-

циальные гарантии. При этом имеет смысл обратиться к опыту зарубежных стран, чтобы не повторить их ошибок. Например, во Франции в 2006 г. был принят закон «О равенстве шансов», по которому все компании должны ежегодно принимать на работу сотрудников моложе 25 лет и без опыта работы. Однако когда этим сотрудникам исполнялось 26 лет, их могли уволить без объяснения причин. Государство хотело подтолкнуть молодежь к поискам работы, а работодателей - к приему молодых специалистов. Однако все это вылилось в массовые беспорядки недовольных.

В-третьих, необходимо вернуться к системе обязательного распределения тех, кто обучался на бюджетных местах, и контролировать возврат на рабочие места тех, кто обучался по целевым направлениям от различных министерств и ведомств.

Еще одним рыночным механизмом, который может способствовать трудоустройству молодых специалистов (при возможном кризисе), является вступление России в ВТО, так как это приведет к росту конкуренции не только между производителями товаров и услуг, но и между участниками трудовых отношений. Иностранные компании станут открывать свои представительства и неизбежно столкнутся с дефицитом кадров, который они будут компенсировать за счет молодых специалистов. Но это дело будущего. Решать проблемы молодых специалистов на рынке труда и профессий необходимо уже сегодня.

Литература

1. Krugman P. Wasting Our Minds. URL: http://

www.nytimes.com/ 2012/04/ 30/ opinion/ krugman-wasting-our-minds.html

2. Headhunter. Рынок труда для молодых спе-

3. ФОМ. Интернет в России. Весна 2011. Вып. 33. С. 12.

4. Труд и занятость в России - 2011 г.: Стат.

сб. / Росстат. M., 2011. 637 с.

Научный дебют

5. РИА Новости. Прием на бюджет в эконо-

мические вузы РФ сократился за 5 лет вдвое. Март 2011. URL: http://ria.ru/ edu_priem/ 20110310/ 344498759.html

6. Headhunter. Рынок труда для молодых спе-

циалистов в 3 квартале 2011 года. URL: http://hh.ru/ article.xml?articleId=978

7. С. Собянин выступает за создание при мос-

ковских вузах центров трудоустройства молодых специалистов. URL:http:// www.labor.ru/?id=1506

8. Стажировки дают шанс 80% молодых спе-

циалистов остаться на предприятиях. URL: http://www.labor.ru/index.php?id =1716

9. Молодым везде в Москве дорога. URL: http://

www.rusnovosti.ru/ print.aspx?id=194615

10. За мобильники будем выгонять с экзаменов. Интервью с заместителем министра образования и науки Игорем Реморенко. URL: http://www.kommersant.ru/doc/ 1917215?themeID=285

KUZMINE. LABOR AND PROFESSIONS MARKET FOR YOUNG PROFESSIONALS IN THE FACE OF ECONOMIC CRISIS: CHALLENGES AND SOLUTIONS.

The author analyzes the impact of the economic crisis on the labor market for young professionals, which have j ust graduated from universities. The article asserts the need for state support of this category in job placing. The problem of unemployment among young professionals and the imbalance between the economy needs and the current education system is discussed.

Key words: labor market, profession market, social group, young professionals, economic crisis, unemployment.

Г.В. НИКИТИНА, аспирант Тобольская государственная социально-педагогическая академия

Потенциал социальной практики

В статье актуализируется вопрос о поиске современных средств подготовки студентов педагогических вузов к профессионально-педагогической деятельности. В качестве такового предлагается использовать социальную практику - социально-значимую и педагогически направленную деятельность, основанную на взаимодействии студентов с социально-образовательными учреждениями и организациями с применением элементов технологии социального проектирования. Определяется потенциал социальной практики для подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности.

Ключевые слова: подготовка к профессионально-педагогической деятельности, социальная практика, потенциальные стажировочные площадки социальных практик студентов педагогических вузов.

Осуществляя профессиональную деятельность, педагог активно включается в социальное взаимодействие не только с учениками, но и с родителями учащихся, коллегами, социальными партнерами. Поэтому сегодня актуальной задачей для педагогических вузов является формирование и развитие социально значимых качеств личности будущего педагога с высоким уровнем компетенции социального взаимодействия.

В системе подготовки большинства пе-

дагогических вузов для решения данной задачи, как правило, используются учебные и производственные практики, а также различные формы внеаудиторной и воспитательной работы . Однако насколько эффективными, с точки зрения подготовки современных студентов к профессионально-педагогической деятельности, являются данные формы работы вузов?

Чтобы ответить на этот и другие интересующие нас вопросы, нами было организовано анкетирование студентов педагоги-

Не только в России, но и в странах зарубежья молодые специалисты представляют собой наиболее социально уязвимую группу населения. Несмотря на это, рынок труда молодых специалистов всегда был и будет являться самым крупным инновационным и стратегическим ресурсом государства. Поэтому невозможно не признать тот факт, что социально-экономическая политика просто обязана направлять все свои усилия на признание данной сферы занятости наиболее приоритетной.

Для этого главной целью стратегической важности должна быть подготовка квалифицированных специалистов. Ведь они владеют самыми новыми технологиями и прекрасно адаптированы к условиям современной рыночной экономики. Именно от достижения данной цели зависит не только рост экономики страны, но и будущее государства в целом.

Растущая безработица в России связана, прежде всего, с несоответствием профилей и объемов подготовки специалистов требованиям и потребностям современного рынка труда. Именно поэтому с каждым годом неуклонно растет показатель безработицы среди выпускников профессиональных учебных учреждений в стране. На сегодняшний момент в центрах занятости Российской Федерации статусом безработного обладает каждый третий молодой специалист, имеющий среднее или высшее профессиональное образование, а то и несколько.

Основные задачи рынка труда молодых специалистов

Выполнение задач по нормальному функционированию этой сферы рынка труда по большей части лежит на государстве. Помимо этого, их решение должно сопровождаться помощью и работодателей, и самой молодежи. К примеру, выбор будущей профессии лежит на студентах, и он должен совершаться исходя из ее востребованности в стране. Каждый должен думать о своем будущем и карьере заранее. Работодатели же, в свою очередь, должны все-таки предоставлять возможность молодежи проявить себя, так как именно от этой группы населения зависит состояние экономики России.

Основные задачи молодежного рынка труда:

  1. Достижение оптимального соотношения спроса и предложения на рынке, с помощью которого обеспечится и соответствующий уровень жизни основной части населения, а также сохраняется его эффективное стимулирование.
  2. В стране должна быть сформирована оптимальная мобильность трудовых ресурсов – образовательная и географическая. От решения данной задачи напрямую зависит состояние всей рыночной экономики государства.
  3. Россия должна вести производственную конкуренцию с другими странами, тем самым будет увеличено количество свободных рабочих мест на различных предприятиях.
  4. Должно быть достигнуто наибольшее соответствие производства страны с профессиональной подготовкой молодых специалистов.

Молодежный рынок труда и его характеристика

Характеристики рынка молодых специалистов значительно отличаются от рынка труда других групп населения. В настоящее время в России молодежный рынок труда характеризуют:

  1. Несбалансированность спроса и предложения на рынке. Предложений по свободным вакансиям для выпускников без опыта работы практически невозможно найти.
  2. Государственная поддержка молодых специалистов. Это и помощь в получении переподготовки в случае необходимости, и предоставление рабочих мест некоторым категориям граждан.
  3. Постоянно растущая безработица. Связана она не только с отсутствием свободных рабочих мест, но и нередкими отказами молодежи работать за небольшую плату.
  4. Наличие малого количества рабочих мест для молодых людей.
  5. Невостребованность тех профессий, которые получает большинство студентов.
  6. Отсутствие необходимого опыта и стажа у потенциальных работников.

Рынок труда и профессий для молодых специалистов

В настоящее время правительство России начало проводить активную политику на рынке трудовых ресурсов. Основной ее целью является помощь потерявшим или еще не нашедшим работу молодым специалистам. Такая политика сопровождается рядом мероприятий:

  1. Помощь молодым специалистам в поиске работы посредством коммерческих и государственных служб по трудоустройству.
  2. Содействие молодым предпринимателям в виде субсидий и кредитов на развитие бизнеса, а также обучение, консультации и льготное налоговое обременение созданных предприятий.
  3. Государство всячески способствует развитию и расширению системы профессиональной подготовки, а также переподготовки. При этом происходит стимулирование работодателей в участии в данных программах. Тем самым освоить новую профессию или пройти переподготовку по уже имеющейся можно не только с помощью самих государственных программ обучения, но и непосредственно на предприятии.
  4. Государственная защита слабозащищенных слоев населения. В их число как раз таки и входит молодежь. Для них правительство предусматривает квотирование рабочих мест, обучение новым профессиям, а также гарантирует дополнительную защиту при найме или увольнении.
  5. Общественные работы, которые способствуют образованию новых рабочих мест.

Молодежный рынок труда и его специфика

Как и другие рынки трудовых ресурсов, рынок молодых специалистов обладает своей спецификой.

  • Во-первых, это неустойчивое соотношение предложения и спроса. Прежде всего, оно обусловлено профессиональной неопределенностью молодежи и постоянными изменениями в их желаемой ориентации.
  • Во-вторых, за последние годы в нашей стране было замечено значительное снижение занятых или находящихся на обучении молодых людей. И количество безработных или нигде не учащихся постоянно растет.
  • В-третьих, спрос на неопытные кадры имеет тенденцию снижения. Так как высококвалифицированные и имеющие стаж работы специалисты более востребованы. А относятся они к другой возрастной группе.
  • В-четвертых, женская занятость находится в довольно сложной ситуации. Работодатели все чаще стали предпочитать молодежь мужского пола в качестве потенциальных сотрудников своих компаний.
  • И в-пятых, невостребованность тех профессий, на которые обучаются молодые люди. Поэтому им приходится проходить переподготовку и получать профессию, далекую от своей изначальной. Очень много случаев также связано с неудовлетворенностью молодежи занимаемой должностью. Из-за этого довольно много молодых кадров увольняются с мест своей работы и начинают искать более подходящую их потребностям.

Рынок труда и молодые специалисты глазами работодателей

Большая часть работодателей старается брать на работу опытных специалистов, со стажем, которые знают все тонкости конкретной профессии. Помимо этого, по их мнению, молодым специалистам достаточно трудно адаптироваться к новым для них условиям, а именно к восьмичасовому рабочему дню, к коллективу и вообще ко всему рабочему процессу. Тем не менее, в России существует немало компаний, готовых с радостью нанять специалистов без опыта, но чаще всего предлагаемые должности не соответствуют ожиданиям соискателей.

Такое пренебрежительное отношение к молодым специалистам связано с несколькими причинами:

  1. Затрата большого количества времени на обучение выпускника вуза и привыкание к самой организации. Первое время его необходимо постоянно контролировать, делать замечания по поводу неправильно выполненной работы, а впоследствии проверять исправленные ошибки. А работнику с опытом гораздо проще начать выполнять свои обязанности, так как он не требует особого обучения и имеет представление о специфики предстоящей работы.
  2. В случае, если будущий сотрудник находится еще на стадии обучения в учебном заведении, то у работодателя присутствует предубеждение по поводу регулярных сессий, на которые он обязан будет его отпускать. В данной ситуации придется постоянно искать замену отсутствующему работнику, а в некоторых случаях даже оплачивать ученический отпуск молодого специалиста.
  3. Помимо всего прочего, работодатель часто не уверен в выборе такого сотрудника, и эта неуверенность вполне оправдана. Проработав какое-то количество времени в компании, сотрудник, набравшись опыта, легко может уйти на более перспективное и оплачиваемое место работы, тем самым создавая очередную головную боль по поводу поиска нового специалиста. Кроме того, молодые люди в таком возрасте часто создают семьи, поэтому, если речь идет о девушке, то вскоре может также произойти ранний уход работника в отпуск по уходу за ребенком.

Если не учитывать все страхи работодателей, связанные с приемом на работы молодых специалистов, можно выделить и положительные черты в данном вопросе, а именно:

  1. Искреннее желание работать и огромное усердие. Молодые специалисты, поступив на первую свою работу, стараются как можно быстрее проявить себя и получить расположение начальника. Они прилагают массу усилий, чтобы выполнить свою работу как можно качественней и быстрее, чего не скажешь о сотрудниках, которых уже затянула рабочая рутина.
  2. Нестандартное мышление выпускников. Молодым людям свойственны не только амбициозность, но и креативные подходы к своей работе. Поэтому такие специалисты способны привнести немало нового в работу компании, что может значительно повлиять на ее развитие.
  3. Возможность установить невысокий размер заработной платы. Так как молодые специалисты прекрасно понимают, что в начале карьеры платить много им никто не будет, они готовы согласиться на любую работу только лишь для того, чтобы получить необходимый опыт в трудовой книжке. Работодатели, в свою очередь, не настроены платить большую зарплату специалистам без соответствующего опыта.

Молодежный рынок труда – это наиболее проблемная сфера государства. В настоящее время наличие высшего образования уже не считается залогом получения престижной, высокооплачиваемой работы.

По данным портала Career.ru (проект HeadHunter), в первом полугодии 2018 г. молодые люди разместили на HeadHunter 2,3 млн резюме, но работодатели смогли предоставить им всего 250 183 вакансии. На одно рабочее место в среднем претендовало 7,4 человека – конкуренция среди молодых специалистов гораздо выше, чем среди всех остальных соискателей (4,5 резюме на место). В июне этого года уровень безработицы в России составлял 5%, а среди молодежи в возрасте 20–24 лет – 13,5%, сообщается в исследовании.

Тем не менее число вакансий для молодежи растет. В первом полугодии 2018 г. по сравнению с таким же периодом 2017 г. их было больше на 22%. Однако число резюме на HeadHunter за это время выросло еще больше – на 34%, сообщает HeadHunter. Так где молодежи сегодня проще найти работу?

Отрасли для молодых

Исследование показало, что в последние годы спрос на молодежь рос в нескольких отраслях и профессиональных областях. Максимальная доля вакансий для молодых специалистов в общем числе вакансий – 51% – в продажах. На 2-м месте обслуживающий персонал в туристических компаниях, гостиницах и ресторанах (20%), на третьем – административный персонал (18%). Спрос на молодежь есть, хотя и в меньших масштабах, в финансовых компаниях и банках (14%). Берут начинающих и в подразделения информационных технологий, а также в IT-компании (11%). Меньше всего ждут молодых специалистов на производстве (5%).

1 Исследование содержит:

· Общую динамику рынка труда для молодых специалистов;

· структуру спроса на специалистов по профессиональным сферам;

· структуру спроса на специалистов по типу образования;

· анализ зарплат наиболее популярных профессий в исследуемой сфере;

· анализ дефицитности наиболее востребованных профессий исследуемой сферы;

· портрет молодого соискателя;

· анализ понятия "успешная карьера" для молодого специалиста.

Основные выводы:

· наиболее востребованным у молодых специалистов является экономическое образование;

· самым упоминаемым вузом является МГУ им. Ломоносова и МГТУ им. Н. Э. Баумана;

· уровень зарплат в исследуемой сфере наиболее чувствителен к изменениям в экономике. Например, зарплата ассистента отдела в 1 квартале 2008 года составила почти 33 тыс. руб., в 1 квартале 2009 года - около 28 тыс. руб., а в 1 квартале 2010 года - всего 26 тыс. руб. В настоящее время доход этого специалиста немного вырос и практически достиг 30 тыс. руб.

· младшие программисты являются самыми дефицитными для работодателя. На одну вакансию приходится порядка 1-2 человек;

· PR-менеджер, фотограф и дизайнер - самые модные профессии, по мнению студентов;

· больше всего студентов через 5 лет видят себя специалистами в одной из крупных компаний;

· комфортные условия труда и материальный достаток - главные синонимы "успешной карьеры";

· основным способом построения успешной карьеры студенты считают подработки и хорошую учебу;

· ради успешной карьеры студенты готовы пожертвовать только свободным временем.

32. Понятие мобильности рабочей силы

Степень готовности работников переезжать из одного региона страны в другой, менять один вид занятий на другой

Переход к рыночной экономике внёс свои коррективы и обострил процессы, происходящие в общественной жизни страны. Социальная структура не является застывшей, в ней постоянно происходят различные перемещения, свидетельствующие о мобильности общества. Мобильность обусловлена прежде всего потребностями экономики в труде определённого содержания и места приложения, а также способностью и готовностью личности к изменениям в существенных характеристиках труда .

Социальная мобильность – понятие широкое и разноуровневое, которое подразумевает изменения индивидом или социальной группой места, занимаемого в социальной структуре общества, профессиональной принадлежности и места проживания.

Мобильность может быть подразделена на два основных вида: социально-профессиональную мобильность, т.е. процесс изменения под воздействием различных причин содержания трудовой деятельности, и территориальную мобильность, т.е. миграцию, в основе которой лежит пространственное перемещение трудоспособного населения. Социально-профессиональная мобильность в значительной степени связана с текучестью кадров. Территориальная мобильность рабочей силы и степень её интенсивности обусловливается влиянием различных факторов, среди которых следует выделить следующие: связанные с информированностью о вакантных рабочих местах; связанные с квалификацией и возможностями адаптации на новом рабочем месте; связанные с положением работника на старом рабочем месте и возможностями его улучшения на новом.



33. Территориальная (географическая) мобильность рабочей силы

Территориальная мобильность, или миграция, представляет собой перемещение населения (мигрантов) через границы территории (страны, региона и т.д.), связанное с переменой места жительства и места работы. В настоящее время широкое распространение получила следующая классификация видов миграции.

1. По признаку пространственного перемещения различают внутреннюю и внешнюю миграцию. Внутренняя миграция населения – передвижение мигрантов в пределах страны из одной административно-территориальной ее единицы в другую.

Внешняя (международная) миграция – передвижение мигрантов, связанное с пересечением государственной границы. В этом случае субъектами миграции являются эмигранты , т.е. лица, выезжающие в другую страну на постоянное или временное проживание, и иммигранты – лица, въезжающие в страну на постоянное или временное проживание.

2. В зависимости от времени пребывания на территории другой страны различают постоянную, временную и маятниковую миграцию. Постоянная (долгосрочная) миграция представляет собой безвозвратную миграцию. Временная (краткосрочная) миграция связана с текущими проблемами мигрантов без смены гражданства и постоянного места жительства.

Маятниковая миграция – вид миграции, представляющий собой передвижение работающих к месту работы из одного региона в другой и обратно к месту своего жительства в случае, если срок отсутствия лица на постоянном месте жительства составляет менее одной недели.

3. По способу организации выделяют организованную и стихийную миграцию. Организованная миграция осуществляется с помощью государственных или общественных органов либо предприятий. Стихийная (самостоятельная, или неорганизованная) миграция осуществляется силами и средствами самих мигрантов. С позиций принятых в стране норм действующего законодательства можно выделить легальную и нелегальную миграцию. Легальная (законная) миграция осуществляется в рамках закона. Нелегальная (незаконная) миграция – это миграция, осуществляемая с нарушением законодательства, не оформленная соответствующими документами. К субъектам незаконной миграции относятся иностранцы, въезжающие в страну (граждане, выезжающие из страны) с нарушением установленных правил и пытающиеся использовать ее территорию для въезда в третьи страны. Кроме того, к этой категории относятся лица, прибывающие в страну для ведения нелегальной профессиональной деятельности, в том числе незаконного характера, включая торговлю оружием и наркотиками, переправку рабочей силы за рубеж.

4. По характеру перемещения различают добровольную и вынужденную миграцию. Добровольная миграция осуществляется по желанию мигранта. В отличие от нее вынужденная миграция обусловлена причинами, не зависящими от желания мигранта. Например, причинами могут служить различные конфликты (вооруженные, межнациональные), а также сложившиеся политические и социально-экономические условия.

Современные миграционные процессы в России носят чрезвычайно разнонаправленный характер, но в совокупности негативно воздействуют на национальный рынок труда. Во многом это связано с отсутствием продуманной миграционной политики. Государственные меры по регулированию миграции чаще представляют собой разрозненные действия, не объединенные общей целью и обычно носящие «пожарный» характер. Органы государственной власти России сегодня не влияют на формирование миграционных потоков, и начинают вмешиваться в процесс миграции, когда массовые переселения людей вступают в противоречие с действиями государства.

34. Сальдо миграции

Сальдо миграции – разность между числом прибывших и выбывших называют миграционным приростом, сальдо миграции и нетто-миграцией. Если имеется информация о естественном приросте (убыли) населения и общем приросте населения (сравнительно точные сведения о нём можно получить лишь для межпереписного периода), то миграционный прирост находится как разность между общим и естественным приростами. В 1991-2000 гг. сальдо внешней миграции превысило 3.3 млн. человек, что компенсировало примерно 45% естественной убыли. В дальнейшем значение миграции в демографической динамике страны резко упало. За два года нового тысячелетия (2001-2002 гг.) миграционное сальдо составило 150 тыс. человек, т.е. оказалось меньше 7% естественной убыли населения в этот период. Эти данные относятся ко всему населению: городскому и сельскому. Отдельно по городской и сельской местностям демографическая динамика может меняться не только в результате воспроизводства и миграции населения, но и вследствие, преобразования сельских населенных пунктов в городские (было в основном в советские годы) и городских – в сельские. В этом случае удобно было бы влияние на динамику населения миграции и преобразований населенных пунктов называть механическим приростом, термином, который ещё недавно широко использовался в статистической практике.

Различные типы миграции включают:

§ сезонную миграцию туристов и сельскохозяйственных рабочих;

§ миграцию из сельской местности в города, происходящую в развивающихся странах в процессе индустриализации (урбанизация);

§ миграцию из городов в сельскую местность, более распространенную в развитых странах (рурализация);

§ кочевничество и паломничество, временную и долгосрочную, маятниковую, приграничную или транзитную

Классификация по формам:

§ общественно организованное, неорганизованное

Классификация по причинам:

§ экономическая, социальная, культурная, политическая, военная

Классификация по стадиям:

§ принятие решений, территориальное перемещение, адаптация

35. Межфирменная и внутрифирменная мобильность труда

Межфирменная мобильность – это перемещение работников меду отраслями, предприятиями и внутри предприятия, обусловленное развитием и размещением производительных сил, спросом и предложением труда.
В совершенной конкурентной отрасли спрос на труд не является простой суммой спроса для отдельных фирм. Входящую в данную отрасль. Увеличение масштабов занятости при снижении уровня заработной платы ведет к увеличению совокупного выпуска продукции. Последнее обстоятельство влечет за собой снижение уровня цен выпуска, который вначале предполагался фирмами постоянным (фиксированным). В результате окажется. Что занятость будет чрезмерной, увеличение занятости перестает быть прибыльным делом как представлялось выше. Поэтому часть рабочей силы будет уволена.
Межфирменная трудовая мобильность, ее масштабы и интенсивность, а также структура трудовой мобильности могут рассматриваться как своеобразные индикаторы состояния и функционирования внутренних рынков труда предприятий. В свою очередь, информация о состоянии внешних по отношению к фирме рынков труда влияет на принятие, как фирмой, так и индивидом, решений о найме или увольнениях, эффективных ставках заработной платы.
Взаимосвязь меж – и внутрифирменной трудовой мобильности, сопряженность функционирования внутрифирменных и «внешних» по отношению к фирме рынков труда, требуют рассмотрения особенностей функционирования внутрифирменных рынков труда, в частности, выявления факторов, определяющих масштабы, интенсивность и направления внутрифирменной трудовой мобильности, определения типов трудовых перемещений, оценке степени влияния продвижений работников на изменения в заработных платах.
Концепция внутрифирменных рынков труда получила развитие с начала 1970-х годов, когда внимание исследователей в области экономики труда было привлечено к существованию институциональных структур, определяющих особенности политики занятости внутри фирм и свидетельствующих о наличии принципиальных различий в формировании цен на труд внутри фирм по сравнению с внешними рынками труда.

Внутрифирменные рынки труда - это система организации трудовых отношений, в рамках которой механизм установления заработной платы и распределения трудовых ресурсов определяется в значительной степени административными правилами и процедурами.

Ключевыми характеристиками внутренних рынков труда являются: долгосрочный характер взаимоотношений между работодателями и работниками; ограниченный набор нового персонала и защита от внешних рынков труда; продвижение, основанное на результатах деятельности и возможности сделать карьеру внутри фирмы; зависимость заработной платы от изменения внутрифирменного статуса работника, вызванного тем или иным типом перемещений во внутрифирменной иерархии и сопровождаемого сменой рабочего места (должности), в связи с чем продвижения являются необходимыми для того, чтобы обеспечить устойчивый рост заработной платы; важность административной политики в определении заработной платы.

36. Издержки и выгоды трудовой миграции на национальном и мировом уровнях

Нравится это кому-то или нет, но почти вся история человечества – это история миграции, в том числе, и трудовой. Это и понятно. Население, природные ресурсы распределяются по планете неравномерно. Где-то больше одного, где-то другого. Со временем и человеческие, и природные ресурсы имеют обыкновение численно и качественно изменяться, в целях выживания появляется потребность изменить статус-кво. Одни нации и государства усиливаются, другие ослабевают и теряют способность контролировать свою территорию. И тогда все существующие договоренности и государственные границы превращаются в легко преодолимые условности.

Так было на протяжении многих веков. Вроде бы ныне человечество научилось жить цивилизованнее, миграция приобрела более мирный характер, но это не уменьшило число проблем, с ней связанных. Помнится, в начале девяностых годов наиболее ретивые сторонники роспуска Советского Союза взывали: пора России пожить для себя, хватит работать на интересы национальных окраин, сейчас разделимся, закроем национальные границы и будем существовать почти мононациональным государством. Чем это окончилось, знает каждый. Порой идешь по «мононациональному» городу и забываешь, где находишься. Может быть, в Бишкеке, Душанбе или на Кавказе? Особенно характерно это для столицы и Московской области. Хорошо это или плохо?

С точки зрения системного подхода, миграция – это взаимная диффузия двух или более разнородных систем. Всегда ли она вредна? Тут напрашивается аналогия с человеческим организмом. Кишечная палочка – тоже инородная для него среда, но попробуйте убрать ее целиком. Что произойдет? Гибель человека. С другой стороны, что сделается, если запустить в организм непотребное количество, скажем, дизентерийной палочки? Тяжелая болезнь или опять же гибель. Аналогично с общественным организмом: одно дело, когда в него вливаются полезные или даже необходимые структуры, и совсем другие последствия от вторжения агрессивных чуждых элементов.

Кто же должен определять, что для общества полезно, а что вредно? Какая структура заменит иммунную систему организма? Разумеется, основная нагрузка в этом жизненно важном деле ложится на государственную власть. Каким же образом она осуществляет эти сравнительно новые для нее функции? Что получается в нашем регионе, а где пока неразрешимые проблемы? Разговор на эту тему состоялся в Главном управлении по труду и социальным вопросам Московской области. Речь шла, в первую очередь, о проблемах трудовой миграции. В беседе участвовали начальник Главного управления Виктор Рушев, его первый заместитель Владимир Стрелков, заведующая отделом программ и государственного заказа Ирина Камальдинова и заведующая отделом трудовых ресурсов Елена Теплоухова. И вот какая интересная картина вырисовалась.

Разумеется, прежде чем оценивать полезность или вредность трудовой миграции для области, исходящие от нее выгоды и издержки, необходимо определиться с состоянием трудовых ресурсов в регионе, понять, чего же мы хотим. А положение складывается уникальное. Во-первых, на фоне общей высокой динамичности развития экономики страны Московская область прочно удерживает место в тройке лидеров по данному параметру. Сюда текут значительные инвестиции, здесь крутятся большие средства… Кстати, мы все время говорим об инвестициях. Они – условие необходимое для развития, но далеко не достаточное. Ведь сами денежные купюры ничего не построят, ничего не создадут. Нужны квалифицированные кадры, а их-то и не хватает.

37. Внешняя и внутренняя миграция: иммиграция и эмиграция

Лица, переселившиеся за пределы страны - эмигранты, переселившиеся в данную страну - иммигранты. Разница между численностью первых и вторых - миграционное сальдо, непосредственно влияющее на численность населения страны.

Миграция населения – это перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства, навсегда или на относительно дли­тель­ный период. Таким образом, главный признак миграции – это пересечение административных границ территории – государственных, областных, районных. Не является миграцией только пересечение границ района внутри города. По данному признаку – пересечение административных границ территории – выделяют, прежде всего, внутреннюю и внешнюю миграцию населения.

Внешняя миграция – это иммиграция, от латинского слова «иммигро», т.е. вселяюсь». Это – вселение в страну на постоянное или временное проживание граждан других государств. Иммиграция определяется целым рядом причин: политических, национальных, религиозных, и она сыграла важную роль в формировании населения многих стран – Австралии, Канады, США и др. Иммиграция приводит к смешению различных этнических групп и появлению новых этносов. Здесь наиболее характерный пример – Мексика, основную часть населения которой составляют метисы. Второй разновидностью внешней миграции является эмиграция. Термин эмиграция происходит от латинского слова «эмигро», т.е. выселяюсь. Причинами эмиграции могут быть социально-политические факторы, например, безработица, нехватка земли у крестьян, низкий уровень жизни, а также политические и военные конфликты.

Кроме внешней миграции существует и внутренняя миграция. Если внешняя миграция населения – это миграция межгосударственная, то внутренняя – это миграция внутригосударственная. При этом необходимо учитывать, что внутренняя миграция населения – это межпоселенные перемещения населения. Именно межпоселенные, поэтому перемещение населения внутри города миграцией и не является. Различают внутренние миграции населения, такие, как город–село, город–город, село–город, село–село. Среди этих типов движения людей решающее значение, особенно в развивающихся странах, имеет миграция по схеме село – город. С развитием урбанизации повышается роль миграции по схеме город – город. Выделяют миграции населения в пределах крупных территориальных единиц (например, области, края, республики) и между ними. По этому принципу миграция делится на внутриобластную и межобластную, внутрирегиональную и межрегио­нальную.

38. Цели и задачи организации труда

Организация труда - это деятельность, одна из управленческих функций, часть управления предприятием (организацией) по созданию, поддержанию, упорядочению и развитию системы организации труда, по ее преобразованию на основе оргнововведений. Данная деятельность должна осуществляться как постоянный процесс, а не как единовременные разрозненные действия. В этом суть так называемого процессного подхода к организации труда.
Основные задачи:
понять значение и место организации труда в системе производства;
раскрыть содержание понятия организация труда;
охарактеризовать основные факторы, влияющие на организацию труда;
рассмотреть отдельные элементы «организации труда». Организацию труда необходимо рассматривать с двух сторон. С одной стороны организация труда – это система взаимодействия работников и их связь с предметами и средствами труда в процессе трудовой деятельности. С другой стороны организация труда на предприятии, в организации – это определенная совокупность мероприятий, обеспечивающих необходимую пропорциональность в расстановке работающих и наиболее эффективное использование рабочей силы при данном технико-технологическом уровне производства.
Цель организации труда – установление рациональных связей и отношений между участниками производственного процесса, направленных на достижение наивысших показателей в труде на основе наиболее эффективного использования индивидуального и коллективного труда. Данная цель достигается в ходе решения следующих основных групп задач:
Экономические – эффективное использование потенциального совокупного рабочего времени, снижение трудоемкости продукции (работ, услуг), улучшение использования оборудования по времени и мощности, повышение качества продукции.
Организационные – определение порядка и последовательности выполнения работ, создание условий для высокоэффективной, бесперебойной работы исполнителей, обеспечение полной и равномерной их загруженности, индивидуальной и коллективной ответственности за результаты деятельности, создание действенной системы стимулирования труда, а также системы его нормирования, отвечающей специфике производства.
Психофизиологические – оздоровление и облегчение труда, устранение излишних затрат энергии работников, обеспечение их психологической совместимости и соответствия их психофизиологических характеристик особенностям трудовой деятельности.
Социальные – повышение содержательности и привлекательности труда, создание условий для развития работников, повышение их квалификации и расширения профессионального профиля, реализации их трудовой карьеры и роста их благосостояния.

39. Научная организация труда.

Научная организация труда – это такая его организация, при которой разработки и реализация различных мероприятий предшествуют всестороннее научное исследование всех условий способствующих успешному внедрению данных достижений в производство.

Выделяют несколько научных организаций труда:

1) разделение и кооперация труда

2) организация рабочих мест.

3) Рациональный прием и методы труда

4) Улучшение условий труда.

5) Повышение квалификации персонала.

6) Совершенствование системы оплаты и стимулирование труда.

7) Укрупнение дисциплин труда.

8) Нормирование труда.

Функции научной организации труда:

1)ресурсосберегающие направлены на экономию рабочего времени, эффективное использование сырья, материалов.

2) оптимизирующие проявляются в обеспечении полного соответствия уровня организации труда, прогрессивному уровню технического вооружения производства, в достижении научной обоснованности норм труда и интенсивности труда в обеспечении соответствия уровня оплаты труда его конечным результатам.

3) Функция формирования эффективного работника . Это осуществление на научной основе профессиональной ориентации и профессионального отбора работников, х обучение и повышение квалификации.

4) трудощадящая проявляется в создании благоприятных, безопасных и здоровых условий труда, в установлении рационального режима труда и отдыха, в использовании режима гибкого рабочего времени, в облегчении тяжелого труда до физиологически нормальной величины.

5) Функция возвышения труда , возвышает труд создание на производстве условий для гармоничного развития человека, повышения содержательности и привлекательности труда.

6)воспитательная и активизирующая , направлены на выработку дисциплины труда, развитие трудовой активности и творческой инициативы.

Критерии эффективности НОТ:

Полное использование совокупного рабочего времени.

Использование каждого рабочего в течении рабочего дня в соответствии с квалификацией.

Обеспечение каждому работнику нормальной интенсивности труда.

Основные показатели эффективности НОТ:

Годовой экономический эффект от реализации мероприятий НОТ

Срок окупаемости дополнительных затрат на мероприятие.

Коэффициент эффективности мероприятий.

Рост производительности труда за счет конкретных мероприятий.

Похожие статьи

© 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.