Государственный заказ: сущность и правила. Теоретические основы государственных закупок Что такое государственные закупки

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ

часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие закупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупки оборудования, вооружений) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, государственные закупки зерна и продовольствия).

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. . Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с. . 1999 .


Экономический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ" в других словарях:

    государственные закупки - — государственные закупки Закупки товаров и услуг, производимые государственными организациями за счет средств государственного бюджета, в целях выполнения задач, поставленных… … Справочник технического переводчика

    Государственные закупки - (state procurements) – закупки товаров и услуг, производимые государственными организациями за счет средств государственного бюджета, в целях выполнения задач, поставленных государством перед этими организациями. Как правило, осуществляются на… … Экономико-математический словарь

    государственные закупки Словарь экономических терминов

    Часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие закупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупки… …

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ - – расходы федеральных и местных органов власти на приобретение товаров и услуг, производственных ресурсов … Экономика от А до Я: Тематический справочник

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ - приобретение продукции государственным заказчиком для государственных нужд … Война и мир в терминах и определениях

    Самые нашумевшие государственные закупки - В мае 2013 года на сайте госзакупок появился заказ на ремонт туалета в администрации Красноярска стоимостью 1,6 миллиона рублей. Заказ вызвал волну возмущения. Вскоре в скандал вмешался мэр Красноярска Эдхам Акбулатов, поручив своим подчиненным… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    - (см. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ) … Энциклопедический словарь экономики и права

    I Закупки сельскохозяйственных продуктов в СССР и др. социалистических странах Европы планомерное обеспечение народного хозяйства и населения с. х. продуктами. З. с. п. форма экономической связи между городом и деревней, промышленностью и … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Государственные закупки в России: правовое регулирование и меры по его совершенствованию. Монография , Андреева Л.В.. В монографии рассмотрены основные положения и актуальные проблемы правового регулирования государственных закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральнымзаконом от 5 апреля 2013 г. «О…
  • Государственные закупки , Сергей Коняев. Вопросы госзакупок в настоящее время приобрели исключительную важность. Нормативно-правовая база государственных закупок постоянно совершенствуется, меняется иФедеральный закон. Помимо…
  • Стимулирование конкуренции на внутреннем рынке Израиля через государственные закупки, стандарты и технологический аудит , А. В. Федорченко. В статье исследованы система государственных закупок, стандартов, а также технологический аудит как инструменты повышения эффективности национальной экономики на основе отбора наиболее…

Введение

Актуальность данной темы обуславливается тем, что в современной экономике система государственных закупок является обязательным элементом управления государственными финансами и другими ресурсами общественного сектора экономики и призвана выполнять не только функции обеспечения общественных потребностей, но и функции государственного регулирования экономики.

Несовершенство системы госзакупок становится причиной низкой степени эффективности использования бюджетных средств и результативности мероприятий в области государственного управления. Применение информационных и коммуникационных технологий в сфере государственных закупок товаров (работ, услуг) для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных образований позволяет устранять существующие недостатки.

Внедрение автоматизированных информационных систем электронных закупок для государственных региональных и муниципальных нужд обеспечивает совершенствование процедуры закупок за счет автоматизации всех этапов и рабочих стадий процессов планирования, формирования и осуществления закупок, а также функций анализа и контроля их реализации.

Прозрачность механизма закупок на всех стадиях и уровнях позволяет предотвратить сокращение бюджетных расходов при закупках продукции для государственных нужд и повысить экономическую эффективность работы исполнительных органов государственной власти.

Рынок государственных закупок является важнейшим элементом социально-экономического развития страны, а сама система государственных заказов все более становится одним из основополагающих институтов государственного регулирования экономики, оказывающего существенное влияние на ее динамику и структуру.

государственная закупка канада заказ

Цель работы: изучение системы государственных закупок как неотъемлемой части общественного регулирования, способствующей повышению эффективности управления государственными ресурсами в условиях современной экономики России, на основе информационных технологий, применяемых в системе государственных закупок.

Для достижения указанной цели выделены следующие задачи:

1. исследовать теоретические основы государственных и муниципальных заказов;

2. рассмотреть международный опыт проведения государственных закупок с точки зрения совершенствования механизмов и процедур, способствующих росту экономии государственных средств;

3. проанализировать действующие информационные технологии механизма государственных и муниципальных заказов РФ;

4. выявить основные направления совершенствования информационного обеспечения механизма государственных и муниципальных заказов.

Теоретические основы государственных закупок

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ - часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие закупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупки оборудования, вооружений) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, государственные закупки зерна и продовольствия).

В социально - ориентированной экономике госзакупки - это еще и один из мощных и эффективных инструментов государственной политики в решении таких важнейших задач как: обеспечение единства экономического пространства, развитие рынков и сохранение конкурентной среды, поддержка регионов и групп населения, развитие определенных субъектов рынка и секторов экономики, подготовка госуправления экономикой в условиях членства в ВТО.

В идеале государственные закупки решают несколько важных задач. Во-первых, они должны экономить бюджетные средства, так как происходят на конкурсной основе и по оптовым ценам, ведь осуществляются в значительных объемах. Во-вторых, они покрывают дефицит определенных товаров, позволяя правительству осуществлять регуляторную функцию на рынке. К примеру, в случае неурожая обеспечить страну основными продуктами питания (зерном, сахаром, крупами и т.п.), а сельское хозяйство - сравнительно недорогим посевным материалом на следующий год.

В-третьих, государственные закупки дают возможность незащищенным категориям получать доступные или вообще бесплатные лекарства. Такая помощь крайне важна для больных, чья жизнь зависит от регулярного приема медикаментов. В-четвертых, такая процедура позволяет правительству существенно поддержать национального производителя, гарантируя ему реализацию произведенной продукции.

Однако процесс централизованного приобретения товаров для нужд страны, который финансируется бюджетом, далек от идеала. Несмотря на то, что он постоянно совершенствуется (только в апреле текущего года принята очередная редакция закона №44-Ф3, регламентирующего эту деятельность), есть масса нюансов. Это и чрезвычайно сложный регламент, от сбора и подачи документов до процедуры обжалования результатов конкурса, и задержки с финансированием, что часто делают невыгодным для поставщика заключенный контракт, и многое другое.

И самое главное - государственные закупки являются предметом злоупотреблений и регулярного нарушения законодательства. Данные факты, а также низкая эффективность работы ставят перед обществом вопрос - а нужна ли подобная процедура вообще, по крайней мере, в существующем формате.

Госзакупки - это не только процесс заказа, но и инструмент выстраивания политики выполнения государством своих функций:

защиты (ВПК),

продовольственной безопасности (АПК),

энергетической безопасности (ТЭК),

социальная сфера (образование, здравоохранение, наука, культура),

охрана и сохранение природных ресурсов

Развитый механизм госзакупок позволяет более эффективно и более справедливо использовать при выполнении госзаказа потенциал частного предпринимательства, обществ инвалидов, предприятий в малых городах и т.д., что содействует обеспечению устойчивости экономического развития, ускоренному и сбалансированному решению актуальных задач социально-экономического развития.

Эффективность национальных экономик определяется, в существенной мере, не только соотношением долей государственной и частной форм собственности, но и, в первую очередь, уровнем конкуренции между хозяйствующими субъектами, в том числе, и конкуренцией за выполнение государственного заказа.

С этой целью организуемая государством конкуренция в сфере госзакупок ориентируется на обеспечение следующих факторов развития:

Факторы развития

равенство возможностей в получении госзаказа и уход от уравниловки, которая в конечном итоге порождает дух иждивенчества),

рост государственной значимости частного бизнеса и частной собственности (праведно заработанной), как условий, мобилизующих коллективы и каждую личность, повышающих качество рабочей силы, то есть условий всего того, без чего не может быть динамично развивающейся и процветающей экономики (можно сказать, что в современных условиях если нет добросовестной конкуренции, то нет и полноценного государства),

гармоничное сочетание норм частной собственности с реализуемыми государством идеями коллективизма в решении задач социально - экономического развития.

Посредством механизма госзакупок решается проблема привлечения ресурсов для ускоренного экономического роста и социального развития. При этом важно учитывать, что для устойчивого и гармоничного социально-экономического развития важны не только темпы экономического роста, но и создание условий для решения таких важных задач, как:

достижение социальной и технологической однородности экономического пространства страны, - снижение дифференциации уровня жизни по доходным группам и между различными регионами, - сближение технологического уровня производства в различных отраслях экономики, - повышение социально-технологической однородности экономики

В настоящее время, особенно в период экономического кризиса, госзаказ является одним из важнейших способов поддержки государством бизнеса, в том числе и малого. Получение предприятием госзаказа на поставку определенной продукции или выполнение услуг для предприятия означает гарантию реализации произведенной продукции, а также стопроцентную гарантию оплаты исполненного предприятием обязательства. Также стоит отметить, что получение госзаказа для предприятий малого или среднего бизнеса является мощным стимулом для выпуска более качественной продукции. Кроме того, государственный заказ, размещаемый на конкурсной основе, является одним из наиболее действенных инструментов закупок продукции для государственных нужд; такой способ закупок позволяет выявить наиболее эффективные пути расходования бюджетных средств, подобрать более выгодные варианты размещения госзаказа, сочетающие в себе приемлемую цену и необходимое качество продукции или услуг. Механизм государственного заказа позволяет удовлетворить государственные нужды в товарах, работах и услугах в заданных объемах и с требуемым уровнем качества, обеспечивая стабильные экономические взаимосвязи с участием государства как хозяйствующего субъекта.

Госзакупки - объект аналитических расчетов и государственного руководства. Государственные закупки являются тонкой правовой и сложной организационной процедурой, требующей значительных материальных и людских ресурсов (в развитых странах количество специалистов, организующих закупочный процесс, составляет от 3 до 6 % от общего количества сотрудников государственных органов и предприятий).

В теории и практике госзакупок важно учитывать цикл закупок, который включает в себя три процесса:

формирование заказа,

размещение заказа,

исполнение заказа.

В законодательстве процесс размещения заказа имеет наибольшее нормативно-правовое обеспечение. Однако для повышения эффективности госзакупок важно уделять особое внимание этапу формирования заказа, от которого зависит, по оценкам экспертов, до 60% эффективности закупок. Формирование заказа предполагает такие мероприятия, как определение и обоснование закупок, их консолидация, проведение исследований рынка поставщиков (маркетинг), оптимизация закупок и поставок продукции по времени и месту (планирование). Следовательно, в законодательстве должны быть определены нормы, четко и процедурно регламентирующие формирование заказа, в том числе и начальной цены контракта. Одновременно должны быть определены положения по оценке рисков (финансовых, страховых и т.д.) для поставщиков и потребителей и процедуры по их анализу и снижению. При этом важно обеспечить конкуренцию поставщиков (что приведет к снижению цены сделки) и мотивацию представителей госзаказчиков к этой работе (и материальную, и моральную). В размещении заказа важнейшую роль играет система информирования о закупках. Общепризнанные стандарты и наработанный многими странами опыт в этом вопросе свидетельствуют о том, что механизм прозрачности государственных закупок напрямую зависит от возможности государства обеспечить доступность к информации о закупках через государственные информационные интернет-ресурсы и печатные издания. Информация о госзакупках, как правило, размещается в открытом доступе. Следует отметить, что передача полномочий по контролю над публичностью процесса госзакупок коммерческим или общественным структурам крайне нецелесообразна. Финансы, формирующие бюджетную массу страны, которые в дальнейшем будут обращены в государственный заказ, имеют налоговую природу, поэтому принципиально важно обеспечить прозрачность госзакупок на всех стадиях их осуществления. Мировой опыт свидетельствует о преимуществе государственного контроля за госзакупками. Исполнение заказа предполагает контроль заказчиком выполнения условий контракта по государственной закупке - как по количественным, так и качественным показателям.

Методика госзакупок представляет собой определенную совокупность организационных мероприятий и технологий их осуществления. Основным назначением методики является повышение эффективности исполнения госзаказа.

Методики организации и проведения государственных закупок различаются в зависимости от предмета закупки (особенно в части услуг: строительные услуги, консалтинговые и т.д.), а также зависят от степени развитости информационной инфраструктуры в конкретной стране (возможности информирования о закупках, электронного маркетинга и электронных аукционов, системы документационного сопровождения контрактов и т.д.).

Приобретение товаров, выполнение работ или предоставление услуг имеющих государственное значение и совершенных за счет средств бюджета – называются государственными закупками. К таким закупкам, могут относиться различные отрасли рынка, такие как: строительство, закупка автотранспорта или медицинских препаратов. Чтобы исключить коррупцию, была разработана схема, благодаря которой, осуществляются такого рода сделки.

Как проводятся государственные закупки в РФ

Государственные закупки проводятся по следующим основным критериям:

  1. Все стороны участвующие в торгах, могут рассчитывать на равенство и справедливое отношение. В конкурсах, могут участвовать все поставщики. Им предоставляется вся необходимая информация и правовое равноправие.
  2. Проведение торгов, должно быть открытым и прозрачным. Вся имеющаяся информация о правилах и условиях проведения конкурса, должна быть опубликована, на официальном сайте госзаказчика. Также оповещение нужно подать в СМИ, где будут отмечены: условия, место и время проведения мероприятия, которое связано с выполнением госзакупок.
  3. Финансы, выделенные государством на закупку, должны быть использованы эффективно. Выполнение работ и услуг, а также покупка товаров, должны иметь минимум финансовых вложений, на их приобретение. Оптимизация затрат бюджетных средств, возможна, благодаря сайту госзакупок, где размещается полная информация о заказе и требованиях, его исполнения.
  4. Все стороны контракта, должны нести полную ответственность, за свои действия. По госзакупкам, должен проходить полный отчет. Здесь также должны приводиться факты, и поясняться причины выбора того или иного исполнителя. Если в ходе работ, будет выявлен сговор, то ответственность за это, понесут обе стороны, а поставщик, будет внесен в соответствующий реестр недобросовестных исполнителей. – ответственный орган, за проведение тендерных закупок.

Закупки, государственного значения и проведение самой процедуры в РФ

Сайты официального значения

Все конкурсы, по госзакупкам, проходят на основании действующего законодательства. В соответствии с чем, исчерпывающая информация обо всех тендерах, которые предстоят, действуют или уже завершены, в обязательном порядке, должна быть выставлена на официальном сайте, отдела госзакупок. На каждый регион государства, имеется свой отдельный сайт. Для облегчения поиска исполнителями, обустройство сайтов практически одинаково. Но на сегодняшний день все государственные закупки должны публиковаться на едином сайте госзакупок zakupki.gov.ru. Любой желающий может ознакомиться с информацией, так как она открыта для всех. Все сведения на сайте актуальны, так как регулярно идет их обновление.

После проведения конкурса, его организаторы, должны выставить на своем сайте, полный перечень участников, оповестить об итогах тендера и объявить победителя. Указание стоимости контракта и сэкономленных бюджетных средств, позволяют добиться прозрачности сделки.

Государственные закупки это всегда строгая отчетность с соблюдением ряда формальностей, именно по этой причине участники часто прибегают к услугам организаций оказывающих помощь в участии в тендерах .

Какими методами размещаются заказы

Существует множество методов по размещению заказа на государственные закупки. Это могут быть запросы котировок, торги в электронном виде, проведение конкурсов или приобретение товара у одного из поставщиков (закупка у Единого поставщика).

Бывают одно - и двухэтапные тендеры. В первом, одноэтапном тендере, неизменными являются основные правила и условия по госзакупкам. При двухэтапном, изменения, могут иметь место. Первоначально происходит проведение переговоров с поставщиками, а далее к нему выдвигаются уточненные требования по выполнению тендера.

Открытые аукционы, проводимые в электронном формате

Все более популярными становятся аукционы, проводимые в электронном формате. Очень простой и недорогой способ его проведения. Прозрачность конкурса, будет максимальной, так как госзаказчик не имеет информации о том, кто и какие условия предоставляет. Это возможно, благодаря зашифрованному коду названия, который поставщик получает при регистрации на сайте госзакупок, анонимность здесь гарантирована.

Преимущества закупок в электронной форме

В этом методе есть много положительных сторон.

  1. Не требуется документальная волокита, так как на сайте имеется все необходимая информация о конкурсе.
  2. Проведение тендера госзакупок, в короткие сроки.
  3. Экономическая обоснованность, максимум затраченных средств.

После проведения конкурса и объявления победителя, оговариваются условия выполнения контракта. Далее в реестр, имеющийся на официальном сайте госзакупок, вносится информация о заключенном контракте.

Что означает слово "госзакупки" и для чего они нужны поставщику, как в них участвовать, что нужно знать для работы и как проводить по двум законам, что изменится в ближайшее время в контрактной системе госзакупок.

Определение по 44-ФЗ

Госзакупки - это совокупность определенных действий, осуществляемых в установленном Законом № 44-ФЗ порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Многие бояться участвовать в госзакупках, считая, что это очень сложно. Но для того, чтобы в них участвовать, требуется предпринять некоторые несложные предварительные шаги.

Для чего поставщику нужны госзакупки

Участие в госзакупках может принести любому поставщику не только прибыль, но и определенный престиж в обществе. Участниками могут стать как крупное предприятие (например монополисты), так и обычный индивидуальный предприниматель (то есть физическое лица) или юридические лица (как ООО, ОАО и так далее).

Вся информация и сведения о проведении госзакупок есть на всех официальных интернет-ресурсах, как на официальных сайтах тех или иных организаторах закупок, так и на самом главном сайте zakupki.gov.ru , где размещается абсолютно вся информация о госзакупках – это единая информационная система в сфере закупок товаров, работ, услуг (ЕИС).

Благодарим за прохождение теста.
Мы уже знаем результат, узнайте и Вы ↓
Узнать результат

Для чего же нужно участвовать поставщику в госзакупках:

  • получение дополнительного дохода;
  • возможность подтверждения надежности и положительной репутации вашей компании.

Основные принципы госзакупок

Госзакупками в основном называют процедуры, при которых заказчик выбирает товар или услугу или работы на конкурентной основе. Для этого специально разработаны несколько видов конкурентных закупок. Такой выбор заказчики осуществляют, опираясь на предложения участников таких конкурентных закупок, условия которых определены заранее. И любой поставщик, который промониторив все закупки, которые сейчас объявились, и поняв, что допустим этот товар он сможет поставить на тех условиях, которые прописаны заказчиком, может с легкостью принять участие в такой конкуренткой закупке.

Исходя из всего изложенного, можно назвать основные принципы: все госзакупки имеют соревновательных характер, что очень хорошо, ведь развитие конкуренции в нашей стране, это один из главных принципов, также все госзакупки являются справедливыми и эффективными, это все строится на проведении той или иной процедуры.

11 новых правил жизни в контрактной системе, которые вступили в силу раньше, чем ожидалось

Читайте, что изменилось в контрактной системе с мая и с какого момента применять новые правила. А в конце статьи спойлер: узнайте, что изменится в июле.

Привилегии для поставщиков в госзакупках

Госзакупки очень многочисленны, только за один день на сайте ЕИС может появиться до 100 000 новых закупок, большая часть закупок конечно – это мелкие потребности заказчиков, которые не достигают 1 млн. рублей. И это огромный плюс для поставщиков, ведь в таких госзакупках могут участвовать не только крупные фирмы, но и представители малого и среднего бизнеса.

А также в статье 30 Закона № 44-ФЗ прописаны определенные привилегии для малого бизнеса и некоммерческих организаций, заказчик должен делать у таких организаций не меньше 15 % объема госзакупок.

Электронные площадки для госзакупок

Сейчас существует всего 8 электронных торговых площадок и одна специализированная электронная торговая площадка, на которые проводят все госзакупки, и только на них любой поставщик, исполнитель или подрядчик может принять участие в госзакупках. Электронные торговые площадки – это специальные порталы, где виден весь ход торгов.

Так же есть основной сайт, где размещены абсолютно все сведения о тех или иных госзакупках, в который интегрируется вся информация с электронных торговых площадок – это сайт единая информационная система в сфере закупок товаров, работ, услуг (ЕИС).

Госзакупки по Законам 44-ФЗ и 223-ФЗ

При проведении госзакупок заказчики и участники госзакупок должны опираться на положения Закона № 44-ФЗ. Его последнюю редакцию вы всегда найдёте по ссылке »

Но если речь идет о государственных корпорациях, субъектах естественной монополии, хозяйственном обществе, в том числе и дочернем, с государственным участием в размере больше 50 процентов, и некоторых иных фирмах, необходимо опираться на положения Закона № 223-ФЗ. Такие госзакупки также считают государственными, но придумали понятие «корпоративные закупки».

Какие же они конкурентные способы определения поставщиков:

  • электронный аукцион. С 1 июля его порядок изменится, а известно об этом стало только в мае. Как его провести с 1 июля 2019 года, мы разобрали в статье ;
  • открытый конкурс в электронной форме;
  • конкурс с ограниченным участием в электронной форме;
  • двухэтапный конкурс в электронной форме;
  • запрос котировок в электронной форме;
  • запрос предложений в электронной форме.

Также есть еще определённые конкурентные закупки, которые проводятся закрытым способом и приглашается на них ограниченное количество компаний, которые отбираются по определенным требованиям.

Закрытый способ применим, если:

  • сведения о таких госзакупках – это гостайна;
  • заключается контракт на услуги страхования, перевозки, охраны государственного фонда, музейных объектов и коллекций, и иных объектов исторического или культурного значения;
  • заключается соглашение на оказание услуг по уборке помещений или услуги водителя, чтобы обеспечить деятельность судьи и судебного пристава.

У заказчика есть выбор: провести конкурентную процедуру или заключить контракт с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем. Способ закупки заказчик выбирает самостоятельно. Для этого руководствуйтесь положениями Закона № 44-ФЗ.
Заказчикам, которые ошибутся при выборе способа закупки, грозит штраф. Правильно определить процедуру поможет рекомендация.

Data-template-id="button" data-type="primary" data-is-hidden-content="0" data-sendsay-dd="0" data-local-block="0" class="btn btn-primary btn-lg invalidTemplate" rel="nofollow noopener" target="_blank" href="https://vip.1gzakaz.ru/#/document/16/41178/">Узнать больше »

Закупки у единственного поставщика

Помимо конкурентных закупок есть еще закупки у единственного поставщика, такие закупки проводят, когда невозможно провести конкурентную процедуру, и перечень, какие из них можно заключить с единственным поставщиком, приведены в статье 93 Закона № 44-ФЗ и в положениях заказчиков, разработанных на основе Закона № 223-ФЗ.

С чего начать

Чтобы участвовать в конкурентных закупках необходимо получить аккредитацию на сайте госзакупок ЕИС, и сделать электронную цифровую подпись в Удостоверяющем центре. Как проводится аккредитация, описывается на сайте ЕИС, там есть подробная пошаговая инструкция. Для участия в конкурентных госзакупках каждый участник готовит определенные документы, учитывая требования заказчиков, все они прописаны в документации о той или иной госзакупке.

Заявка на участие в данной госзакупке направляется в установленные сроки. Далее комиссией заказчика оцениваются заявки и определяется победитель.

Слайд-учебник поставщика по 44-ФЗ

Читайте слайд-учебник для участника закупок. Первый параграф мы посвятили всему, что потребуется для участия в тендерах. Каждая глава - отдельный информационный блок, посвященный конкретной тематике.

Самое главное для любого новичка, да и для остальных участников и заказчиков, это изучение всех документов досконально, чтобы определить, что требуют от поставщиков. А дальше просто в установленные сроки делаете определенные шаги, предусмотренные документацией и законом.

Поставщик (компания-победитель) определяется исходя из принципов состязательности и прозрачности, что минимизирует возникновение коррупционного фактора при проведении . Победителем становится поставщик, который удовлетворяет все требования заказчика и предлагает наиболее выгодные условия.

Процедура регламентируется ФЗ №44-ФЗ от 2013 года и ФЗ №223-ФЗ от 2011 года. Разница между данными нормативными актами состоит в том, что ФЗ №44 применяется в случаях, когда являются муниципальные или государственные учреждения, а также унитарные предприятия (исключения составляют те, которые признаны особо значимыми на высшем уровне).

ФЗ №223 используется, если в роли заказчиков выступают компании, доля государства в уставном капитале которых не менее 50%, компании-субъекты естественных монополий (например, РЖД), компании, деятельность которых является регулируемой (например, электроснабжение), а также унитарные предприятия, признанные особо значимыми на высшем уровне.

Виды госзакупок

Все закупки можно разделить на две группы:

  • конкурентные – с проведением и обязательным наличием минимум двух поставщиков продукции;
  • неконкурентные – без объявления торгов, с приобретением продукции у .

Конкурентные закупки

Конкурентные госзакупки могут быть открытыми или закрытыми. К открытым относятся:

  1. : сведения о проведении мероприятия размещаются в общем доступе в ЕИС. Все такого аукциона обязаны отвечать одинаковым требованиям. Аукцион в электронной форме целесообразен в ситуациях, когда главным критерием отбора поставщика является , а его квалификация и прочие факторы не важны.
  2. : сведения о мероприятии размещаются в общем доступе в . В конкурсе имеют право участвовать все заинтересованные поставщики, если их товары отвечают требованиям заказчика. К поставщикам и их выдвигаются одинаковые условия.
  3. Конкурс с ограниченным участием: сведения о мероприятии распространяются через ЕИС, но к участникам выдвигаются специальные требования.
  4. Двухэтапный конкурс: мероприятие осуществляется в два этапа с проведением на первом этапе предквалификационных или отбора. Победитель должен пройти оба этапа и предложить самые выгодные условия.
  5. : процедура похожа на аукцион, но без торгов. Заказчик описывает продукцию, которая ему требуется, и запрашивает у поставщиков цену, которую они могут предложить. Каждый поставщик может объявить свою цену только один раз, после чего заказчик выбирает изо всех предложений наиболее выгодное. При наличии нескольких предложений от поставщиков с минимальной ценой победителем считается тот, кто раньше подал свое предложение.
  6. : процедура похожа на запрос котировок. Однако заказчик сравнивает не только цены, но и иные указанные им параметры – сроки, качество.

К закрытым закупкам относятся:

  • Закрытый аукцион: сведения о мероприятии не размещаются в ЕИС и СМИ. Запрещено использование электронных документов, видео- и аудиозаписей. Чаще всего закрытые аукционы используются для закупок или услуг, имеющих отношение к гостайне или охране культурных ценностей.
  • Закрытый конкурс: сведения о мероприятии направляются заказчиком ограниченному кругу поставщиков. Чаще всего закрытые конкурсы используются для закупок товаров или услуг, имеющих отношение к гостайне или охране культурных ценностей.
  • Закрытый двухэтапный конкурс: аналог открытого двухэтапного конкурса с той разницей, что мероприятие проходит только при наличии тех поставщиков, которые были приглашены заказчиком.
  • Закрытый конкурс с : в мероприятии могут участвовать только поставщики, прошедшие предквалификационный отбор. Помимо единых требований, к участникам конкурса предъявляются дополнительные требования.

Неконкурентные закупки

Неконкурентный вид закупок – это закупка у одного поставщика.

Преимуществом является то, что заказчик имеет возможность приобрести необходимую продукцию у конкретной компании с минимумом временных затрат и без сложностей, характерных для проведения торгов.

В ФЗ №44 и №223 ФЗ содержится перечень оснований для закупок. Среди них – закупки в малом объеме, заключение договора с естественными монополиями и т. д. В некоторых случаях заказчику придется обосновать свой выбор, указав на причину невозможности или нецелесообразности проведения торгов.

Похожие статьи

© 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.