Маркетинговое исследование мирового рынка легковых автомобилей. Комплексное исследование отраслевого рынка автомобилей Маркетинговый анализ компании по продажи легковых автомобилей

Определение автомобильного рынка

Для того, чтобы дать точное определение автомобильного рынка, необходимо вначале определиться с общим экономическим понятием рынка. Далее приведены несколько определений понятия "рынок" в экономической теории.

Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

Рынок - совокупность экономических отношений, основанных на взаимном согласии между субъектами рынка по поводу перехода прав собственности на товары или возможность получения услуг.

Рынок - совокупность условий, благодаря которым покупатели и продавцы товара (услуги) вступают в контакт друг с другом с целью покупки или продажи этого товара (услуги).

Анализируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что рынок как экономическая категория имеет две основные составляющие:

1. Субъекты рынка.

Субъектами рынка являются потребители/покупатели (представители спроса) и производители/продавцы (представители предложения).

Товар - все, что может быть предложено на рынке для привлечения

внимания, ознакомления, использования или потребления и что может удовлетворить нужду или потребность. Товаром может быть материальный объект, услуга или нематериальный объект (например: патент, авторское право).

С учетом всего вышеизложенного, можно дать следующее определение автомобильного рынка:

Автомобильный рынок - это совокупность экономических отношений, благодаря которым происходит взаимодействие субъектов рынка с целью

обмена готовых автомобилей на денежные средства или их эквиваленты.

Товаром автомобильного рынка является готовый автомобиль. Под готовым автомобилем подразумевается механическое транспортное средство, имеющее более двух колес, способное к передвижению без внесения дополнительных изменений в его конструкцию.

Таким образом, товаром автомобильного рынка нельзя считать, например: мотоциклы и т.п., отдельные агрегаты автомобиля и запчасти.

Автомобиль, как товар, должен удовлетворять нужды или потребности покупателей автомобильного рынка. В маркетинге выделяется три формы проявления желаний потребителей:

1. Нужда - это испытываемый человеком недостаток в чем-то необходимом.

2. Потребность - это нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и индивидуальностью человека.

3. Запрос - потребность, которую человек способен реализовать в силу своих финансовых возможностей.

По причине того, что каждый человек обладает собственной индивидуальностью и ограниченным материальным ресурсом, можно сказать, что в рыночных условиях желания покупателей проявляются только в форме запросов.

Определение отраслевого рынка и временного интервала исследования

Автомобильный рынок в целом делится на две большие группы, имеющие кардинальные различия:

1 - рынок легковых автомобилей частного пользования;

2 - рынок коммерческого автотранспорта - это: автобусы, грузовики, спецтехника и т.п.

На современном этапе развития рынка прослеживается тенденция к снижению доли отечественных автомобилей и увеличению количества автомобилей иностранных марок, собранных на территории России. Специфика анализа заключается в исследовании автомобильного рынка России и мира, а также анализ отечественной марки на примере Ульяновского автомобильного завода.

Временной промежуток: 2010-2013 года. Данный временной период был принят к исследованию, так как наибольший интерес представляет собой современное состояние автомобильного рынка.

География рынка

Данные исследования охватывают всю территорию нашей страны, а также весь мир в целом. Нужно отметить, что далеко не каждый город с населением более 500 тыс. человек может похвастаться наличием автосалонов хотя бы половины марок, из числа представленных в России. Несмотря на это, расстояния не играют существенной роли для потребителей данного рынка. Необходимость приобрести автомобиль возникает достаточно редко, а товар этот длительного использования, так что издержки приобретения получаются относительно малыми.

Самая большая концентрация дилерских автосалонов приходится на Москву и Московскую область, а также на Санкт-Петербург. Здесь представлены абсолютно все марки иностранных компаний. Центральный регион является лидером по продажам. Именно поэтому "завоевание" автомобильного рынка России начинается с него.

Структура рынка

Мировой и российский рынок новых легковых автомобилей можно представить в виде следующей схемы движения готового автомобиля:

Автопроизводитель>Импортер>Дилер>Субдилер>Покупатель

Таким образом, рассматриваемый рынок характеризуется двух - или трехуровневой системой распределения от производителя до конечного потребителя. Нужно учитывать то, что при организации производства на территории России цепь поставок сокращается за счет исключения звена "импортер". Выяснить количество компаний-импортеров достаточно сложно, по причине "закрытости" этого сектора. Стоит помнить о том, что некоторые автопроизводители пользуются услугами нескольких импортеров для распределения рисков.

Субъекты отраслевого рынка

Субъекты отраслевого рынка:

Покупатели. Покупателями данного рынка являются физические и юридические лица. Большая часть физических лиц, индивидуальных граждан, покупают легковой автомобиль для личного пользования. Некоторые используют его с целью получения прибыли: частный извоз, организация экскурсий и т.п. Потенциально покупателем является каждый гражданин страны, достигший 18 летнего возраста. Юридические лица приобретают транспорт с целью обеспечения большей мобильности и независимости своего бизнеса, а также для организации бизнеса по перевозке пассажиров.

Продавцы, дилеры, импортеры. Продажа легковых автомобилей частными лицами распространена, в основном, в сегменте поддержанных машин, но есть и небольшой процент новых автомобилей - это модели и марки, не поступающие в Россию по официальным каналам. Подавляющее большинство автомобилей реализуются специализированными институтами - автомобильными дилерами. Все дилеры обязаны заключить с официальным представительством договор, и вправе рассчитывать на поддержку. Однако, в обмен на право продажи автомобилей той или иной марки, дилеры приобретают обязанности по ведению бизнеса с соблюдением корпоративных норм марки и полностью берут на себя все связанные с этим расходы. Помимо официальных дилеров, на рынке присутствуют так называемые "серые" дилеры, реализующие автомобили под определенными брендами, но не имеющие соглашения с официальным представительством компаний. Часто "серые" дилеры используют в оформлении салонов логотипы автомобильных компаний, хотя это незаконно.

Процесс выхода каждой новой модели на отечественный рынок и последующая доставка товара на территорию нашей страны сопряжены с большими трудностями. Чтобы получить разрешение на продажу новой модели автомобиля необходимо пройти ее сертификацию, а это дорогостоящая процедура. Доставка автомобиля клиенту, если конечно его не собирали в России, сопряжена с трудностями пересечения границы. Все эти расходы не под силу отдельно взятому дилеру.

Официальные представительства всегда берут на себя расходы по сертификации. Организация потока заказанных автомобилей через таможенные барьеры ложится на "плечи" компаний-импортеров. Их может быть несколько, в зависимости от политики автопроизводителя. Большинство западных компаний на данный момент перешли на централизованные поставки, то есть одного импортера. При этом компании-импортеру не запрещено иметь свои дилерские сети.

Дифференциация продукта

Основным продуктом рассматриваемого рынка является непосредственно готовый легковой автомобиль.

Продукт призван удовлетворить потребности человека в перемещении, и связанные с этим потребности: коммуникация, общение, независимость, стиль, статус, прихоть. Дополнительными товарами здесь могут являться: фирменные аксессуары от компании, не предусмотренные официальным поставщиком "улучшения" автомобиля - тюнинг, установка противоугонных систем, автострахование и автокредитование.

Товар на рассматриваемом рынке относится к группе потребительских и не продовольственных товаров. По чистоте спроса - товары редкого спроса, с явно выраженной тенденцией к уменьшению периода между покупками.

Товаром заменителем на данном рынке может служить только государственный и коммерческий транспорт общего пользования. Его позиции особенно сильны в крупных городах, переполненных автомобилями и с развитой структурой общественного транспорта.

При перемещениях на большие расстояния легковой автомобиль уступает ж/д транспорту по стоимости, но выигрывает по удобству. Авиатранспорт намного быстрее. Мотоциклы и велотранспорт могут составить конкуренцию автомобилям только в странах с жарким климатом и невысоким уровнем жизни, к которым Россия не относится.

Покупатели зачастую приобретают вместе с автомобилем еще один товар - сервисное обслуживание. Официальные дилеры рекомендуют своим клиентам обращаться по поводу любого ремонта в свои автосалоны. Однако, иногда ремонт в неавторизованном сервисе обходится дешевле и происходит с аналогичным качеством. Первоначально покупатель вынужден обращаться только к официальному дилеру вплоть до окончания гарантийного срока, в противном случае гарантия производителя аннулируется.

Конъюнктура рынка

Конъюнктура рынка (сегментирование). Самая общая классификация товаров на рынке легковых автомобилей - это критерий размерного класса машины. Согласно общеевропейской классификации выделяют:

· "А-класс" - малолитражки, длина: до 3,6 м.;

· "В-класс" - компактные автомобили, длина: 3,6 - 4,2м.;

· "С-класс" - средний класс, длина: 4,2 - 4,4 м.;

· "D-класс" - семейные автомобили, длина: 4,4 - 4,7 м.;

· "Е-класс" - бизнес-класс, длина: 4,7 - 5 м.;

· "F - или S-класс" - представительские автомобили, длина: более 5 м.;

Можно отметить две серьезные тенденции. Во-первых, с каждым новым поколением своих моделей автомобильные компании увеличивают их габаритные размеры, стремясь обеспечить больший уровень комфорта, чем у конкурентов. Таким образом, машины переходят в следующий размерный класс. Один из примеров: современная модель Volkswagen Polo класса "В" даже немного превосходит по размерам первое поколение модели Golf - родоначальника "С-класса". В-вторых, автопроизводители стремятся удовлетворить как можно больше потребностей покупателя одним автомобилем, что приводит к возникновению моделей на стыке классов. Самый яркий пример "Nissan Qashqai", находящийся на стыке между автомобилями "С-класса", минивенами и внедорожниками - это новый тип автомобиля SUV (Sport Utility Vehicle). Небывалый успех этого автомобиля позволяет судить о том, что межклассовых автомобилей будет появляться все больше. Практически все размерные классы подразделяются на виды по типу кузова автомобиля. Виды автомобилей по типу кузова:

· 3-х дверный хэтчбек;

· 5-и дверный хэтчбек;

· универсал;

· кабриолет;

· родстер;

· микроминивен;

· минивен;

· компактный внедорожник;

· внедорожник.

На современном этапе можно отметить появление новых типов кузовов: на стыке купе и седана - модель "Mercedes-Benz CLS". Далее сегментировать рынок необходимо по ценовому признаку, так как ввиду большой стоимости автомобиля этот показатель является определяющим. Можно выделить следующие категории:

· от $15.000 до $25.000

· от $25.000 до $45.000

· от $45.000 до $80.000

· свыше $80.000

Категория, к которой относится та или иная модель, зависит от размерного класса автомобиля и стратегии компании-производителя. Комбинация параметров размерного класса и типа кузова, направлена на удовлетворение индивидуальных потребностей различных категорий населения. При совмещении вышеуказанных комбинаций удовлетворяются узкоспециализированные потребности людей с высоким материальным положением.

Реклама легкового автомобиля имеет свои особенности, как и все отраслевые продукты. Основная особенность в целевой направленности и создании образа, в отличие от "информационного шума", применяемого при продвижении многих потребительских товаров.

Также существует и особенность распространения информации "из уст в уста". Дело в том, что воздействовать на этот сегмент маркетологам не имеет смысла: один и тот же автомобиль у каждого человека может вызывать абсолютно различные ощущения. Единство мнений достигается только по вопросу надежности его эксплуатации.

Сейчас продается не автомобиль, и даже не "не образец современного технического прогресса", а идея - философия. Все западные компании строят свои маркетинговые компании на основе единого "слогана", отражающего философию бренда: Ford - "Навстречу переменам", Toyota - "Управляй мечтой". Изменился "слоган" - изменилось и позиционирование марки.

Некоторые особенности продвижения легковых автомобилей:

· Радио - специализированные радиостанции.

· Пресса - федеральный уровень: автомобильные журналы, журналы о бизнесе и финансах, спорте, географии и природе, реже в "дамских" журналах; практически нет в черно-белых изданиях. Часто выпускают собственные издания.

· Особое внимание уделяется оформлению дилерских центров в корпоративном стиле и обилию информационных носителей: листовки, прайс-листы, каталоги, сувениры, визитки и т.п.

· Интернет: собственные сайты компаний-производителей, размещение рекламы на профильных порталах.

· Директ-маркетинг: создание клубов поклонников той или иной марки автомобиля, клубные карты и привилегии, мероприятия, конкурсы, регулярные почтовые рассылки.

Автопроизводители стараются сокращать бюджеты на рекламу в традиционных СМИ, и наращивать - на рекламу в Интернете. По мнению экспертов, в первую очередь это связано с изменением поведения покупателей автомобилей. В поисках своей машины они все меньше изучают традиционные СМИ и все больше времени проводят в Сети. Подобные тенденции присущи и другим рынкам.

Состояние автомобильного рынка мира

Таблица 1 "Продажи легковых автомобилей в мире" Продажи автомобилей в мире на 2013 год, http: //mostinfo. su/:

В итоге можно сказать, что наибольший объем продаж среди конкурентоспособных стран наблюдается у США (2011 год - 12,73 млн., 2012 год - 14,40 млн., 2013 год - 15,0 млн.) и Китая (2011 год - 10,04 млн., 2012 год - 10,65 млн., 2013 год - 11,75 млн.). Неплохое положение на мировом рынке автомобилей занимает и Россия (2011 год - 2,65 млн., 2012 год - 2,93 млн., 2013 год - 3,08 млн.). Кроме того, необходимо отметить, что во всех странах происходит значительный рост продажи автомобилей, а это говорит о наличие спроса и улучшение качества автомобильного рынка в целом.

Таблица 2 "Темп прироста проданных автомобилей в мире":

Тпр = Тр% - 100%

В итоге можно сказать, что в мире темп прироста за 2011/2012 года немного больше (5,06%), чем за 2012/2013 года (4, 20%). В Канаде, США и России наблюдается значительное уменьшение темпа прироста в 2012/2013 году по сравнению с 2011/2012 годами. В Германии темп прироста незначительный в 2012/2013 году. В Китае наблюдается увеличение темпа прироста в 2012/2013 годах (10,32%) по сравнению с 2011/2012 годами (6,07%).

Состояние автомобильного рынка России

На протяжении ряда лет Россия становится все более заметным игроком на мировом рынке. Автомобильная промышленность - не исключение.

На долю Москвы сейчас приходится чуть более 10% российского парка и порядка 20% российского рынка легковых автомобилей. Еще порядка 6,2% парка и 8-10% рынка приходится на долю Московской области. На учет в ГИБДД Москвы ежегодно встает более 30% иномарок, продаваемых на российском рынке. Несмотря на ежегодное смещение доли продаж в пользу регионов, по ряду иностранных брендов (в основном наиболее дорогих) доля Москвы по-прежнему превышает 50%. Московский рынок является также "транзитным" для регионов близлежащих к Москве. Значительная часть покупателей из областей, граничащих или находящихся в радиусе 300-600 км от Москвы (Тульская, Владимирская, Тверская, Смоленская, Калужская, Рязанская, Ярославская, Ивановская и др.) приобретает новые автомобили в столице .

Состояние автомобильного рынка России за 2011-2013 годы улучшилось. Совокупный объем продаж автомобилей всех типов и всех сегментов по источникам происхождения (традиционные российские марки, иномарки российской сборки, новый импорт и подержанный импорт) составил в 2011г.2,65 млн. шт., в 2012 г.2,93 млн. шт., в 2013 г.3,08 млн. шт.

Долевая структура рынка машин (по происхождению) в каждом из трех секторов (легковые, грузовые и автобусы) изменялась в течение года в соответствии с присущей каждому сектору закономерностью. Сравнение структуры рынка легковых автомобилей по их происхождению за последние два года выявило следующие изменения. Абсолютный рост продаж отмечен во всех сегментах рынка. Кроме того, российский рынок легковых автомобилей отличается высоким уровнем разделения по моделям, что характеризует его относительную развитость, но создает проблемы в конкурентоспособности по масштабам производства.

Таблица 3 "Продажи новых легковых коммерческих автомобилей в России" Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей по месяцам, www.aebrus.ru:

В итоге можно сказать, что продажи новых легковых коммерческих автомобилей в России значительно увеличились в 2011 году, по сравнению с 2010 годом. Всего за 2011 год продажи выросли на 740614 штук, по сравнению с 2010 годом. Это говорит о конкурентоспособности и устойчивом положении России на автомобильном рынке.

Таблица 4 "Темп прироста продажи новых легковых автомобилей в России":

Наименование показателя:

Темп прироста 2010/2011 г., %

Сентябрь

Тр = У2/ У1 * 100%, где У1 - базисный период, У2 - отчетный период.

Тпр = Тр% - 100%

В итоге можно сказать, что темп прироста продаж 2011 года по сравнению с 2010 годом достаточно высокий. Это говорит о значительном увеличение спроса на товары автомобильного рынка России.

I . Автомобильный сектор: история и настоящее

На данный момент сложно представить себе жизнь, в которой нет места автомобилям. Если всего несколько десятилетий назад легковой автомобиль считался предметом роскоши, то сейчас почти 850 человек из 1000 в Соединённых Штатах имеют свой автомобиль. В 1885 году немецкий изобретатель Готтлиб Даймлер, а в 1886 году его соотечественник Карл Бенц изготовили и запатентовали первый самодвижущийся экипаж с бензиновым двигателем. Безусловно, главным изобретением на начальном этапе развития отрасли автомобилестроения стало открытие компактного двигателя внутреннего сгорания. С 1885 года по 1930-е года были достаточно широко распространены автомобили с электродвигателями и паровыми установками. Однако эти автомобили были неэкономичны и вскоре сошли со сцены. На смену неэкономичным двигателем пришли новые технологии – двигатель Дизеля и поршневой двигатель внутреннего сгорания. Второй вид двигателя остаётся наиболее популярным и до сих пор.

В 1999 году в мире было произведено 56.26 млн. легковых автомобилей и малотоннажных грузовиков, а уже к 2012 году эта цифра достигла отметки в 84.14 млн. штук, таким образом производство автомобилей за 12 лет увеличилось на более чем 49.5%. По сравнению же с 2011 годом в 2012 году было произведено на 5.2% больше автомобилей. Вместе с тем выручка десяти крупнейших мировых автомобильных концернов в 2012 году составила $1,450.99 млрд. Лидером по производству автомобилей в 2012 году стал Китай, в котором было произведено 22.9% автомобилей от всего мирового производства авто. А главными игроками в секторе уже долгое время являются японская Toyota Motor, немецкая корпорация Volkswagen Group и американский концерн General Motors.

В 2009 году было произведено около 61.79 млн. автомобилей, а в 2012 производство авто достигло рекордной отметки в 84.14 млн. штук, то есть увеличилось с 2009 года на почти 36.2%. При этом число проданных автомобилей с 2009 года по 2012 год увеличилось на 24.9%. В 2012 году было продано 81.70 млн. автомобилей.

II. Крупнейшие страны производители и потребители автомобилей

В 2012 году мировыми лидерами по производству автомобилей являлись Китай, США, Япония и Германия. Южная Корея находились на пятом месте, а вот Россия на одиннадцатом. В 2012 году 22.9% всех автомобилей в мире было произведено в Китае. На другой крупнейший азиатский рынок Японию пришлось 11.8% общемировых производства в 2012 году, а тот же показатель для Германии равняется 6.7%. В США в 2012 году произвели всего 12.3% от всех автомобилей, а в России скромные 2.7%.

Стоит отметить динамику показателей производства автомобилей по странам: в 2012 году в Китае изготовили 22.9% автомобилей от их общемирового производства, а в 2011 году данный показатель для Китая составлял 23.0%. Доля автомобилей, произведённых в Японии, выросла с 10.5% в 2011 году до 11.8% от всех произведенных автомобилей в мире в 2012 году, Доля Германии на рынке производства автомобилей упала с 7.9% в 2011 году до показателя 6.8% в 2012 году. Количество автомобилей, произведённых в США выросло с 10.8% в 2011 году до 12.3% в 2012 году. Вместе с этим число автомобилей, произведённых в США увеличилось в 2012 году на 19.4% г/г. За тот же период в Германии производство автомобилей сократилось на 10.5% г/г. Наибольший рост производства наблюдался в Таиланде, где число произведённых автомобилей увеличилось на 70.3% г/г.

В 2012 году около 23.6% мировых продаж легковых автомобилей пришлось на Китай. Второе место с 18.1% по продажам уверенно занимают Соединённые Штаты Америки, где в 2012 году было продано около 14.76 млн. автомобилей. Примерно 6.6% общемировых продаж в 2012 году пришлось на Японию. Среди оставшейся семёрки мировых лидеров продаж четыре места занимают страны Европы, в числе которых Германия, Россия, Великобритания и Франция. Почти 15.3% общемировых продаж автомобилей пришлось именно на эти четыре страны.

В 2012 году резко возросли продажи автомобилей в Японии, где по итогам года было продано на 27.5% больше автомобилей, чем годом ранее. Этот факт связан с природной катастрофой в 2011 году, когда экономика острова была поражены сильнейшим землетрясением и цунами. Рост продаж в США в 2012 году составил 13.4% г/г, а продажи в Китае увеличились лишь на 4.3%. Стоит отметить значительное снижение продаж автомобилей во Франции – на 13.2% г/г. Подобное снижение продаж связано с кризисом в Еврозоне и с высоким уровнем безработицы.

III . Крупнейшие компании - производители автомобилей

Основными игроками на рынке автомобильного производства являются концерны Toyota, Volkswagen и General Motors. А замыкают пятёрку лидеров Daimler и Ford. Выручка компании Toyota Motor в 2012 году составила около $272.76 млрд., продажи Volkswagen достигли отметки $254.03 млрд., а General Motors смогла выручить от продажи автомобилей в 2012 году примерно $152.25 млрд.

По итогам 2012 года первые три места по производству автомобилей поделили между собой три крупнейших мировых автоконцерна – Volkswagen, GM и Toyota. При этом число автомобилей, произведённых Volkswagen в 2012 году, выросло на 9.0% г/г, а General Motors и Toyota в 2012 году произвели на 2.9% и 3.7% автомобилей больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший рост производства наблюдался на заводах компании Honda – 41.3% г/г. Существенное падение продаж автомобилей во Франции в 2012 году сопровождалось и значительным падением числа произведённых автомобилей главным автомобильным гигантом страны – PSA Peugeot в 2012 году произвела на 16.5% меньше автомобилей, чем годом ранее.

Среди всех автопроизводителей особое место занимают крупнейшие автоконцерны Toyota Motor, Volkswagen и General Motors.

Компания Toyota основана в 1937 году в Японии. Корпорация выпускает пассажирские, грузовые автомобили и автобусы под брендами Toyota, Lexus, Scion, Daihatsu и Hino. В 2012 выручка компании остановилась на отметке $272.76 млрд., а её рост год к году составил 18.7%. Чистая прибыль компании за 2012 год увеличилась на 239.3% г/г и достигла отметки в $10.53 млрд. В 2012 году было продано около 7.44 млн. автомобилей под маркой Toyota. Данный показатель превосходит результат 2011 года на почти 3.7%. Продажи компании Toyota является одним из лидеров в области применения гибридных технологий. С 1997 года корпорация запустила массовое производство модели Toyota Prius. Немного позже гибридные модификации появились и у модели Camry, а также некоторых моделей Lexus. К 2030 году компания планирует перевести всю свою линейку автомобилей на технологию гибридных и электродвигателей.


Вторым крупнейшим концерном является немецкая компания Volkswagen Group. Как и Toyota корпорация Volkswagen была основана в 1937 году. VW Group состоит примерно из 350 компаний, занимающихся производством автомобилей и связанными с этим комплектующих. К Volkswagen относятся такие бренды как Volkswagen, Audi, Seat, Skoda, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Scania AB, MAN AG, Porsche. Выручка концерна в 2012 году возросла до $254.03 млрд., показав рост на 21.2% г/г. При этом чистая прибыль составила примерно $28.63 млрд., в то время как годом ранее данный показатель равнялся примерно $19.84 млрд., тем самым чистая прибыль выросла на 44.3% г/г. А вот продажи автомобилей выросли в 2012 году на 9.0%. За полный 2012 год компания продала около 9.26 млн. автомобилей.

Замыкает тройку автопроизводителей концерн General Motors. Компания начала свою работу намного раньше конкурентов – еще в 1908 году. В настоящее время корпорации принадлежат такие автомобильные марки как Cadillac, Chevrolet, GMC, Opel, Vauxhall. При этом компания активно сотрудничает с другими производителями, а именно, разрабатывает совместные автомобили и двигатели с Fiat, Alfa Romeo, Ferrari, Maserati. Интересно, что одним из основных держателей акций GM является Министерство Финансов США, которое владеет почти 36.4% акций компании. Дело в том, что правительство США спасало GM от банкротства в 2009 году, после чего основная часть управления корпорацией перешла в руки правительственной организации. В 2012 году выручка GM достигла отметки $152.25 млрд., рост год к году составил 1.3%. При этом корпорация в 2012 году зафиксировала чистую прибыль в размере $6.19 млрд. по сравнению с $9.19 млрд. годом ранее. Таким образом чистая прибыль упала на 32.7% г/г. В 2012 году компания продала 9.20 млн. автомобилей, что на 2.9% лучше, чем годом ранее.


Среди китайских производителей автомобилей следует выделить компании FAW, Chery, Geely и Great Wall. Стоит отметить, что большинство автомобилей, выпускаемых в Китае, производится по лицензии мировых брендов, например Volkswagen и GM. Так 10 заводов компании GM находятся в Азиатском регионе. Volkswagen AG имеет 13 заводов по производству автомобилей и комплектующих к ним в Азии. Основным преимуществом китайской продукции является частое обновление модельного ряда и низкая стоимость продукции по сравнению с японскими и южнокорейскими автомобилям. Однако разговоры о том, что качество китайских автомобилей значительно ниже, чем у соседей часто бывает правдой. Вместе с этим, в последние годы заметны тенденции улучшения качества китайской продукции. Свидетельством этому может служить повышение спроса покупателей на автомобили из Поднебесной – в 2012 году каждый четвёртый автомобиль в мире был произведён в Китае.

IV . Тенденции и перспективы автомобильного сектора

К концу 2012 года общемировые продажи автомобилей с электродвигателями с начала производства данных автомобилей составляли примерно 190 тысяч, что составляет примерно 0.02% от общего числа автомобилей на планете. К 2020 году, по прогнозам, число электромобилей увеличится до 20 миллионов штук, а их доля в общем числе автомобилей достигнет 2%. В 2012 году продажи авто с электродвигателями составили 113 тыс., в то время как аналогичный показатель в 2011 году равнялся всего лишь 45 тыс., тем самым рост продаж год к году составил 151.1%. Малая доля электромобилей на рынке на данный момент связана прежде всего с тем, что срок зарядки аккумуляторных батарей в большинстве случаев очень мал и позволяет проехать на одной зарядке всего 100 км., после которых понадобится не меньше пары часов на его полную зарядку. Однако уже сейчас известны случаи, когда электромобили становятся более практичными. Так Tesla Model S способна проехать на одной зарядке аккумулятора около 480 км. на скорости до 90 км/ч. Для дальнейшего внедрения электромобилей и их повсеместного использования в жизни потребуются не только существенные изменения производства на заводах автомобильных компаний, но и развитие инфраструктуры – а именно, создание “заправочных” электрических станций.

Ещё одним минусом автомобилей с электрическими двигателями является их цена. На данный момент средняя стоимость автомобиля с электрическим двигателем составляет $42,177, в то время как автомобиль, работающий на бензине, в среднем стоит $19,170. Таким образом, пока что электромобиль обходится почти на 120.0% дороже, чем его бензиновый аналог.

В США в 2012 году было продано около 439 тысяч автомобилей с гибридными двигателями, в то время как продажи в 2011 году составляли примерно 250 тысяч гибридов, то есть рост составил 75.6%. На гибридные автомобили пришлось примерно 10.7% от всех продаж в США в 2012 году. Пока что данный сегмент автомобильной промышленности выглядит наиболее перспективно, так как обеспечивает хорошее соотношение удобства, цены и экологичности.

V . Налоговые сборы, таможенные пошлины и экологические нормы, регулирующие сектор

Налоговые сборы

В разных странах мира действуют свои законы и нормы, регулирующие сектор автомобильного строения. Так в США не существует Федерального транспортного налога, однако во всех штатах установлен ежегодный сбор за регистрацию транспортных средств. Некоторые штаты облагают автовладельцев дополнительными налогами, которые зависят от нынешней стоимости автомобиля или от его массы. В России действует многоуровневая система налогов, которыми облагается владение автомобильным средством. Если в 2011 году за каждую лошадиную силу автомобиля мощностью менее 200 л.с. автовладельцу приходилось платить в среднем 25.00 руб., то в 2013 году данная сумма составит 30.67 руб., то есть налог увеличится на 22.7% г/г. При этом данные налоговые пошлины могут быть увеличены в десятки раз в разных субъектах Российской Федерации. Несомненно, увеличение налоговых сборов приведёт к увеличению стоимости автомобилей для покупателей, что может негативно отразиться на динамике продаж.

Стоит отметить, что с начала 2012 года Китай ведёт упорную таможенную войну с США. Ставка таможенных пошлин до конца 2014 года на производимые в США автомобили будет варьироваться от 2.0% до 21.5% от стоимости ввозимого автомобиля. При этом наивысшая ставка грозит продукции небольших корпораций из США, которые производят дорогие спортивные автомобили. А вот минимальные ставки будут применяться к американским подразделениям европейских и азиатских компаний, таких как BMW и Honda. По прогнозам такие таможенные тарифы приведут к увеличению стоимости продукции GM в Китае на 8.8%-12.9%. Китайское правительство предполагает, что такие меры приведут к тому, что американские концерны будут вынуждены строить свои заводы на территории Поднебесной, что положительно скажется на экономике Китая.

В России с 1 сентября 2012 года введён утилизационный сбор на ввозимые из-за границы автомобили. Базовая величина сбора составит 20 тысяч рублей, однако, например, для автомобилей, с момента выпуска которых прошло более трёх лет и объём двигателя, которых больше 3500 кубических сантиметров, величина сбора может достигать 700 тыс. рублей. Данные меры приняты для того, чтобы российские производители могли хоть как-то конкурировать с компаниями из Европы, Азии и Северной Америки. Крупнейшие страны, такие как Япония, Китай и США совсем недавно подали жалобу в ВТО в связи с введением утилизационного сбора, а ранее аналогичную жалобу подал Евросоюз. Данная ситуация может закончиться серьёзными санкциями в отношении России.

Экологические нормы

С каждым годом правительства разных стран принимают более жёсткие законы о защите окружающей среды. Автомобильный сектор является одним из самых опасных в плане вредных выбросов в атмосферу – на его долю приходится около 17.0% выбросов парниковых газов во всем мире. В данный момент одним из важнейших документов в плане регулирования выбросов вредных веществ является экологический стандарт Евро-5, который вступил в силу 1 сентября 2009 года и действует на территории Европы. Однако на все ввозимые автомобили ограничения стандарта Евро-5 будут введены только 1 января 2014 года. Таким образом, усиление влияния азиатских производителей в Европе в последние годы можно вполне объяснить менее строгими экологическими запретами к азиатским автомобилям. В 2015 году планируется вступление в силу экологического стандарта Евро-6, а уже в 2013 году азиатские производители вынуждены будут конкурировать с остальными мировыми автопроизводителями на равных условиях на рынке Европы.

Таким образом существует немало проблем в сфере автомобильного производства. С каждым годом автопроизводителям из других стран становиться всё сложнее конкурировать на иностранных рынках. В конечном итоге преимуществом обладают корпорации, которые выпускают относительно дешёвые автомобили. К таким производителям, безусловно, в первую очередь относится Китай, который уже сейчас занимает почти четверть мирового рынка производимых автомобилей. Именно на дешёвом и среднем ценовом сегменте автомобилей наименее заметно скажется увеличение налоговых пошлин, которое приведёт к повышению цен на них.

VI . Основные проблемы в секторе автомобильного производства и способы их решения

Кроме экономических проблем интеграции, с которыми сталкиваются автопроизводители, существуют и другие проблемы, которые требуют их скорейшего решения. В основном эта проблема выброса вредных веществ в атмосферу и проблемы с безопасностью на дорогах.

Автотранспорт является одним из самых больших загрязнителей окружающей среды, каждый год около 17% парниковых газов в атмосфере выделяется автомобилями. Сейчас почти каждый автопроизводитель занимается разработками в области альтернативных двигателей. К таким относятся электродвигатели, гибридные установки, которые в своей основе используют два типа моторов – электродвигатель и двигатель внутреннего сгорания. Кроме этого ведётся постоянное усовершенствование и обычных ДВС. В Евросоюзе, США и Китае уже разработана регламентация согласно которой к 2020 году производители смогут поставлять на рынок лишь те авто, которые в среднем расходуют лишь 4 литра бензина на 100 км., в то время как на данный момент этот показатель равняется примерно 8-9 литров на 100 км. Внимание к новым типам двигателей вызвано не только ужесточением экологических стандартов, но и ростом цен на нефть, которая используется в производстве различных видов топлива. Главными производителями на рынке гибридных автомобилей являются Toyota и компания Tesla Motors, которая специализируется только на электро-автомобилях. Стоит отметить и растущий спрос на электромобили. Так выручка корпорации Tesla Motors увеличилась в 2012 году на 102.3% г/г, однако до показателя безубыточности компании ещё далеко. Дело в том, что при доходе в $413.36 млн. в 2012 году и себестоимости продукции в $383.19 млн. Tesla ещё $273.98 млн. затратила на новые разработки. Такая ситуация наблюдается почти каждый год. Именно поэтому пока корпорация несёт убытки. Компания Toyota уже в 1997 году начала серийный выпуск гибридной модели Prius и до сих пор является одним из лидеров в области гибридных автомобилей.

Другой проблемой в секторе становится борьба с ДТП. На этом пути корпорации ведут многочисленные и многолетние разработки. Если в 1999 году вероятность погибнуть в ДТП в России составляла 18.59%, то в 2012 году данная цифра упала до 13.74%. Последним шагом на пути снижения уровня смертности до нуля станет создание “умного” автомобиля с автопилотом как в самолётах. Такие разработки ведут автоконцерны GM, Toyota и Volkswagen. К 2020 году GM планирует выпускать автомобили с автопилотом на серийной основе.

VII . Общая оценка состояния сектора

В последние годы наблюдается значительное увеличение влияния Азиатского региона на мировом рынке автопроизводителей. Несмотря на первое место Китая в производстве автомобилей, дальнейшие перспективы развития отрасли в стране выражены недостаточно чётко. На увеличение таможенных пошлин в Китае могут жёстко отреагировать другие крупнейшие представители отрасли, такие как США. Также Китаю, прежде чем захватить уверенное лидерство в отрасли предстоит решить проблему качества своей продукции. Стоит отметить, что замедление темпов роста экономики США или Европы может отрицательно сказаться на дальнейшем росте китайского сектора автомобильной промышленности. От того, в какую пользу решаться данные вопросы и зависит дальнейшее развитие отрасли в стране.

Другой основной тенденцией в развитии сектора является смещение продаж в сторону компактных автомобилей. С начала 2013 года по июль 2013 года число проданных автомобилей с малым кузовом в США выросло на 12.3% при общем росте продаж в 8.5%. Сохранение данной тенденции позволит частично решить проблему загруженности автодорог в крупнейших странах.

Привычные автомобили с ДВС останутся самыми востребованными в силу их малой цены по сравнению с конкурентами. На данный момент электромобили стоят на 120.0% дороже, чем их бензиновый аналог, немного лучше обстоит дело с гибридными автомобилями, продажи которых уже сейчас в США составляют 10.7% от общего числа проданных автомобилей. По прогнозам к 2020 году планируется, что в мире около 2% автомобилей будут оснащены электродвигателями по сравнению с долей 0.02% в 2012 году. Цены на “альтернативные” авто с развитием технологий будут падать, а повышающиеся цены на нефть будут способствовать увеличению затрат на содержание и покупку автомобилей с бензиновыми двигателями. Таким образом, достаточно скоро средняя стоимость этих двух видов автомобилей может сравняться. В связи с ужесточением экологических норм к этому времени производство и покупка “альтернативных” авто станет более разумным шагом, нежели покупка автомобилей с бензиновыми двигателями.

К 2020 году планируется выпуск автомобилей с автопилотом. Ведущие корпорации GM, Volkswagen и Toyota ведут постоянные разработки в области “умных” авто. Уже существуют работающие прототипы. Концерн, который быстрее всех сможет сделать данную технологию доступной для широкой публики, скорее всего станет мировым лидером в секторе автомобильного производства.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Исследования потребительского и производственно-технического рынков: схема, назначение, цели. Организация маркетинговых исследований на примере компании "Корвет": классификация методов; виды информации и её сбор; оценка емкости рынка; анализ конкурентов.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2011

    Типология потребителей по поведенческой стратегии и социально-демографическим характеристикам. Предполагаемые мотивы потребительского выбора при покупке автомобиля. Этапы маркетингового исследования и составление анкеты. Критерии сегментации рынка.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2010

    Поведение потребителей: содержание, модели; типы покупателей. Характеристика российского рынка антидепрессантов и успокоительных средств безрецептурного отпуска. Методология маркетинговых исследований потребительского поведения на фармацевтическом рынке.

    контрольная работа , добавлен 28.06.2011

    Основные этапы исследования потребительских предпочтений. Качественные и количественные методы маркетинговых исследований потребительского поведения. Методы исследования потребительской мотивации, выявление скрытых или неосознанных мотивов поведения.

    реферат , добавлен 08.05.2010

    Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований, их классификация. Проблемы и способы реализации маркетинговых исследований фирмы "Джонсон вакс". Количественный метод сбора данных – работа фокус-группы. Цели маркетинговых исследований.

    контрольная работа , добавлен 12.11.2010

    Понятие сегментации рынка товаров и услуг, требования к эффективной сегментации. Сегментация рынка промышленных товаров производственного и потребительского назначения на примере ООО "СКАД". Мероприятия по улучшению маркетинговой деятельности организации.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2015

    Проблемы преобразования организационных форм инфраструктуры. Основы проведения маркетинговых исследований потребительского рынка. Показатели ассортимента товаров как характеристика сбалансированности спроса и предложения на потребительском рынке.

    Описание

    В исследовании проанализирована динамика производства легковых автомобилей по России в целом и по федеральным округам. Также в отчете представлены данные о помесячной динамике производства легковых автомобилей. В исследовании представлены прогнозы объема производства на рынке на 2019 год.

    Кроме подробного анализа импортно-экспортных операций (объем поставок по годам и месяцам, ведущие страны импорта и экспорта), исследование содержит информацию об основных производителях легковых автомобилей в России.

    Внимание! Исследование предоставляется в течение 3 рабочих дней.

    Цель исследования

    Оценка состояния и прогноз развития российского рынка легковых автомобилей.

    Задачи исследования

    Проанализировать объем и структуру производства легковых автомобилей;

    Проанализировать динамику экспорта и импорта легковых автомобилей;

    Собрать справочную информацию об основных игроках российского рынка легковых автомобилей;

    Выявить тенденции и перспективы российского рынка легковых автомобилей.

    Методы исследования

    Сбор и анализ статистической информации (данные Федеральной службы государственной статистики, ЕМИСС, ФТС);

    Анализ финансовой информации специализированной базы данных российских предприятий;

    Сбор и анализ вторичной информации печатных и электронных деловых и специализированных изданий.

    Продукты, проанализированные в исследовании:

    Производство:

    Автомобили легковые.

    Импорт и экспорт:

    Автомобили легковые (по объему двигателей).

    Ценовая ситуация:

    Цены производителей:

    Автомобили легковые.

    Цены потребителей:

    Легковой автомобиль импортный поддержанный;

    Легковой автомобиль иностранной марки новый;

    Легковой автомобиль отечественный новый.

    Перечень продуктов, анализируемых в исследовании, может быть изменен в зависимости от доступности статистических показателей.

    Развернуть

    Содержание

    Описание исследования

    Резюме проекта

    Общеэкономическое положение России

    Производство

    Внешняя торговля

    Демографическая ситуация

    Занятость населения

    Уровень жизни и доходы населения

    Классификация легковых автомобилей

    Анализ российского рынка легковых автомобилей

    Объем производства

    Динамика производства по годам

    Структура производства по федеральным округам

    Динамика производства по месяцам

    Показатели рынка легковых автомобилей по брендам

    Ценовая ситуация

    Прогноз цен

    Анализ импорта и экспорта легковых автомобилей

    Импорт легковых автомобилей в РФ

    Динамика импорта по годам

    Динамика импорта по месяцам

    Структура и динамика импорта по странам

    Структура импорта по федеральным округам ввоза

    Структура импорта по регионам ввоза

    Экспорт легковых автомобилей из РФ

    Динамика экспорта по годам

    Динамика экспорта по месяцам

    Структура и динамика экспорта по странам

    Структура экспорта по федеральным округам вывоза

    Структура экспорта по регионам вывоза

    Основные игроки рынка легковых автомобилей

    Топ игроков на российском рынке по объему выручки

    Изменения в финансовых результатах игроков отрасли

    Профили топ-10 игроков

    Описание компании: история, основные характеристики деятельности

    Ассортимент и бренды продукции

    Новости компании

    Финансовые показатели

    Тенденции и перспективы российского рынка легковых автомобилей

    Приложения

    Приложение 1. Список таблиц и диаграмм

    Рынок товаров и услуг включает в себя достаточно большое количество сегментов и каждое предприятие имеет непосредственное отношение к одному из них, либо нескольким, в зависимости от масштабов и видов деятельности. Автомобильный бизнес не исключение.

    Для любой компании важным является продвижение на рынке и укрепление собственных позиций. Именно для этого и существуют маркетинговые исследования, которые могут охватывать как российский, так и зарубежный рынок автомобильной промышленности.

    Для проведения качественного маркетингового исследования автомобилей, стоит для начала определить цели и задачи данного исследования. Какой именно сегмент рынка должен быть охвачен – легковые автомобили, грузовые, автобусный парк, либо все вышеперечисленное одновременно.

    Стоит так же обратить внимание и на возрастную категорию и структуру автопарка и страны производители, если будет подразумеваться импорт, либо производство зарубежных марок.

    Еще одной целью для проведения маркетингового исследования должно быть определение уровня и динамики продаж автомобилей, в выбранном сегменте рынка. Стоит обратить внимание на уровень спроса и предложения и рассмотреть как бюджетные варианты автомобилей, так и автомобили бизнес-класса и выше.

    Где взять деньги для начала собственного бизнеса? Именно с этой проблемой сталкивается 95% начинающих предпринимателей! В статье мы раскрыли самые актуальные способы получения стартового капитала для предпринимателя. Так же рекомендуем внимательно изучить результаты нашего эксперимента в биржевом заработке:

    Одной из задач, которые необходимо поставить при составлении плана маркетингового исследования – это дальнейшее прогнозирование автомобильного парка, развитие компании на рынке, а так же минимизация убытков и устранение минусов в работе. Стоит так же определить временной промежуток, например – составить прогноз до 2015 года.

    В конечном итоге должен быть составлен отчет о проделанной работе, в который обязательно будут включены такие аспекты как:

    • Объемы продаж и производства в этой области за конкретный период времени, а так же выделены наиболее востребованные модели легковых автомобилей за тот же период.
    • Следующим этапом будет определение тех же показателей, по отношению к грузовой промышленности и автобусному парку. Здесь так же должен быть составлен прогноз по продажам и дальнейшему развитию автопарка.
    • В заключении, должны быть суммированы и проанализированы все полученные данные, на основе которых и будет составлен план дальнейшей политики на рынке.

    Такие маркетинговые исследования будут полезны как для розницы, так и оптовых продаж, а так же компаниям, которые занимаются как исключительно производством, так и ремонтом, а так же обеспечивают техническое обслуживание автотранспортных средств.

    Источники информации при проведении маркетинговых исследований автомобилей будут включать в себя как вторичную информацию, так и статистику Госкомстата РФ, ГИБДД, телевизионные и печатные СМИ.

    По итогам исследования, руководству компании-заказчика должен быть предоставлен отчет, содержащий анализ всей собранной информации и предположительный список действий по дальнейшему развитию компании на рынке.

    Похожие статьи

© 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.