Механизм разработки принятия и применения таможенных пошлин. Налогообложение экспортных и импортных операций в россии кузин дмитрий вячеславович

В зависимости от страны происхождения в таможенном союзе применяются следующие ставки таможенных пошлин:

Беспошлинный ввоз товаров;

75% от базовой ставки таможенной пошлины;

Базовая ставка таможенной пошлины;

Максимальная ставка таможенной пошлины.

Классификация товаров по странам происхождения влияет и на ценовую конкурентоспособность. На конкурентоспособность товара из определенной страны влияет и «имидж» страны-производителя. Авторитет конкретной страны на мировом рынке, существенно определяет и конкурентоспособность товара. Например, многие товары из Китая не могут конкурировать с аналогичными товарами, поставляемыми из США (за исключением ценовой конкурентоспособности).

Цена на импортные товары сильно зависит от страны производителя. Цены на товары из развивающихся стран на порядок ниже, чем цены на товары из развитых стран. Это обусловлено как различием в товарной структуре экспорта из развитых и развивающихся стран и качеством поставляемой продукции, так и предоставлением тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран.

В зависимости от страны их происхождения товары могут облагаться льготными таможенными пошлинами или совсем освобождаться от их уплаты.

Льготные условия выражаются в создании режима наибольшего благоприятствования, который очень важен для многих государств, каждое из которых стремится иметь преимущество перед другими в международной торговле.

Режим наибольшего благоприятствования это важнейший юридический и весьма эффективный инструмент взаимодействия государств. Применение его в международных экономических отношениях приводит к равенству прав и возможностей партнеров по сотрудничеству. Таким образом создаются наиболее справедливые условия для международной торговли.

Режим наибольшего благоприятствования подразумевает определенные обязательства, принятые на себя развитыми странами в отношении развивающихся стран. Обязательства заключаются в предоставлении невзаимных таможенных преференций, которые в свою очередь, представляют собой отмену таможенных пошлин на все виды экспортной продукции.

Совокупность таких обязательств получила название Общей системы преференций, принятой в 1968г. на второй сессии ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию). Система основана на принципах односторонности уступок и недопущения внутренней дискриминации.

Сейчас пользователями схемы тарифных преференций таможенного союза, помимо действительно слаборазвитых стран, являются также ряд экономически быстро прогрессирующих государств, которые относятся к «развивающимся» в силу традиций или политической установки ведущих развитых стран на предоставление таким «развивающимся» государствам привилегий в международных экономических отношениях.

Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, предоставляются только при условии непосредственной закупки таких товаров в этих странах, прямой поставки их в страну, предоставляющую тарифные преференции и наличие сертификата формы «А».

В РФ согласно Приказу ГТК России № 1539 от 25.12.2003г принята система тарифных преференций, заключающаяся в не применении ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих с территорий Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Белоруссия, Республики Грузия, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины и ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации с таможенной территории какого-либо из этих государств. Для таможенного оформления товаров, происходящих из этих стран, требуется сертификат происхождения формы «СТ-1». На основании сертификата происхождения «СТ-1» в ДТ производится условное начисление ввозной таможенной пошлины.

Для предоставления тарифных преференций необходима декларация о происхождении товара или сертификат страны происхождения.

В качестве декларации о происхождении товара используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам (товаросопроводительные документы, счет-фактура, счет-проформа и др.).

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что страна происхождения товара - один из самых значимых элементов для предоставления тарифных преференций. Если товар относится к преференциальным товарам, то без определения страны происхождения товара невозможно дальнейшее рассмотрение вопроса о предоставлении преференций. Страна происхождения товара лежит в основе единой системы преференций Таможенного союза.

Курсовая работа по предмету Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности

Фрагмент выполненной работы: Введение В современном мире деятельность таможенных органов в любом государстве играет огромное значение, как с точки зрения обеспечения безопасности и борьбы с коррупцией, так и с точки зрения экономической системы страны. Процесс участия таможенных органов в построении бюджетной системы страны обусловлен в первую очередь тем фактом, что целый комплекс таможенных платежей – это важный регулятор участия государства в системе внешнеэкономических связей. (работа была выполнена специалистами Автор 24) Ими во многом определяются такие моменты, как место страны в международном разделении труда и обеспечение значительной части доходов государства. Из истории развития различных государств мира видно, что эффективность системы таможенных платежей - это важный фактор экономического развития и необходимое условие существования сильной страны. С течением времени роль и значение того или иного таможенного платежа в их экономической системе подлежат значительной трансформации. Так, например, на смену фискальному таможенному платежу приходит акцент на регулирующие и защитные функции, для чего начинает использоваться ряд высокодифференцированных тарифов, построенных на принципе эскалации. Что же касается РФ, то здесь стоит отметить, что на протяжении многих лет и до настоящего момента здесь нет четкой формулировки порядка взаимодействия таможенных органов и бюджетной системы. Целый комплекс существующих противоречий между необходимостью формирования доходов государства и потребностями экономического развития - это следствие отсутствия научной концепции места и роли таможенных пошлин в торгово-экономической деятельности страны. На основании этого тема курсового проекта «Порядок установления ставок таможенных пошлин и механизм их практической реализации» является актуальной и требует глубокого и тщательного анализа. Целью написания курсовой работы является изучение порядка установления ставок таможенных пошлин и механизма их практической реализации. Для ее достижения необходимо решить ряд задач: - рассмотреть таможенные пошлины в системе таможенных платежей; - изучить таможенную стоимость товара, как основу для расчета суммы таможенной пошлины; - произвести анализ финансово-экономической деятельности таможенных организаций на примере Центрального аппарата ФТС РФ; - дать общую характеристику организации; - исследовать основные показатели деятельности ФТС РФ. Объектом исследования являются таможенные пошлины. Предметом - порядок установления ставок таможенных пошлин и механизм их практической реализации. При написании курсовой работы будут использованы методы научного познания в виде анализа, синтеза, сравнения, обобщения и умозаключения. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Во введении обосновывается актуальность, ставятся цель и задачи, определяются объект и предмет исследования. Первая глава посвящена рассмотрению таможенных пошлин в системе таможенных платежей. Вторая - анализу финансово-экономической деятельности таможенных организаций на примере Центрального аппарата ФТС РФ. В заключении будут подведены итоги и сделаны соответствующие выводы. При написании курсовой работы будут изучены и проанализированы законодательные акты, ресурсы сети Интернет, периодические издания и научные труды Сульженко В.С, Ясина Е.П., Воробьевой И.П., Изабакарова И. Г., Поляка Г.Б. и т.д.

Введение

Глава 1. Экономическая природа, состав и эволюция налогов на экспортно-импортные торговые операции 8

1.1. Сущность, функции и состав налогов на внешнеторговую деятельность 8

1.2. Эволюция таможенной политики России 23

1.3 Опыт в проведении таможенной политики зарубежных стран и международных организаций 39

Глава 2. Анализ действующей практики налогообложения экспортных и импортных торговых операций 51

2.1. Механизм разработки и применения таможенных пошлин... 51

2.2. Практика применения уравнительных налогов и таможенных сборов 76

2.3. Влияние налогов на экспортно-импортные операции на доходы бюджета и темпы развития экономики (на примере России и зарубежных стран) 97

Глава 3. Пути развития системы налогообложения экспортно-импортных торговых операций в РФ 116

3.1. Совершенствование таможенных тарифов 116

3.2. Повышение качества (эффективности) таможенного контроля и организации налогообложения внешнеторговых операций 135

Заключение 148

Библиографический список использованной литературы 155

Приложения

Введение к работе

Актуальность темы исследования. По подсчетам экспертов журнала «Business Week, в течение последних 20 лет на долю внешней торговли пришлось почти 25% прироста суммарного мирового валового внутреннего продукта. Л по данным администрации США. экономический рост в этой стране в 90-е годы был на 1 3 обеспечен за счет эффекта от внешней торговли. Для России роль внешнеэкономической деятельности еще более велика. За счет нее обеспечивается 50-75% технического прогресса, значительная часть продовольственного снабжения и ширпотреба РФ1. Поэтому важно осуществлять эффективное регулирование внешнеэкономической деятельности.

Налогообложение внешнеторговых операций приобрело в последние годы особую значимость для российской экономики. Резко возросла его фискальная роль. Удельный вес налогов от внешнеторговой деятельности (пошлины. НДС. акцизы) в доходной части федерального бюджета вырос с 17% в 1995 г. до 34% в 2001г.

С другой стороны, таможенно-тарифные методы становятся важным инструментом регулирования конкуренции на внутреннем рынке и главным предметом международных переговоров, касающихся вступления России в ВТО. В связи с этим усиливается полемика о будущей роли и направлении развития налогообложения внешнеторговых операций, высказываются диаметрально противоположные точки зрения, часто основанные на изолированных фактах и примерах, вырванных из отечественной и зарубежной практики и истории. В этих условиях назрела необходимость в комплексных системных исследованиях налогообложения внешнеторговых операций и влияние его на макроэкономические показал ели с целью принятия взвешенных решений на государственном уровне в переломный период развития данной области финансовых отношений.

Для защиты национальных экономических интересов (поддержки отдельных ограслей. обеспечение платежного баланса и т.д.) зарубежные страны широко используют, в дополнение к традиционным таможенным пошлинам, особые виды пошлин, в том числе специальные, антидемпинговые, компенсационные. Их применение в России существенно оолее узкое. Поэтому актуален поиск путей совершенствования практики их использования в стране. Отдельные аспекты наюгообложения внешнеторговых операций были затронуты в трудах современных российских ученых, в частности Арутюняна Г.. Блинова Н.. Гамидуллаева С. Козырина А.. Мелихова В.. Преснякова В.. Холопова V. Чеботаревой Н.. Черника Д.. Шагалова Г. Вместе с тем до настоящего времени не подготовлено научной работы, в которой бы проводился комплексный анализ таможенно-тарифных и налоговых инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности и их количественного влияния на экономику в течение длительного периода времени.

Основной целью диссертационной работы является анализ и обобщение научного содержания и практического опыта организации налогового регулирования экспортно-импортных торговых операций, выявление закономерностей ее функционирования и разработка на этой основе предложений и рекомендаций по совершенствованию действующей практики.

Для достижения названной цели определен следующий комплекс задач:

Рассмотреть теоретические аспекты проведения налоговой политики применительно к сфере внешней торговли и уточнить отдельные понятия, имеющие противоречивые толкования в современном законодательстве и практике;

Выявить основные исторические закономерности в развитии таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности России и зарубежных стран, влияние их на темпы экономического роста за длительный период времени с целью получения наиболее аргументированных выводов для оценки эффективности протекционистской и либеральной таможенной политики:

Проанализировать механизм функционирования основных налогов, применяющихся во внешней торговле, показать пути устранения отдельных его недостатков:

Выявить позитивные и негативные последствия изменения налоговой нагрузки на импорт товаров и установить причины неэффективности существующих мероприятий но защите отечественного производства;

Определить возможности оптимизации таможенно-тарифного и налогового регулирования экспортно-импортной деятельности в России и создание нового

механизма таможенно-тарифной защиты отечественных производителей в большей степени отвечающей интересам потребителя и общества в целом.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает совокупность экономических и правовых отношений, складывающихся в процессе налогообложения внешнеторговых операций в РФ. а также тенденции их развития в России и за рубежом. Предметом исследования являются налоговые инструменты, применяемые во внешнеэкономической деятельности.

Теоретические и методологические основы исследования. В процессе работы 6Е ІЛИ использованы общенаучные методы, в том числе диалектический подход, методы исторического, логического, системного, сравнительного и экономико-статистического анализа.

Хронологические рамки диссертации охватывают преимущественно 1992-2002 п.. но в ряде случаев для выявления причин изменения роли отдельных инструментов регулирования и проведения сравнительного анализа используются материалы, относящиеся к более ранним периодам.

При подготовке диссертации использованы работы российских ученых и зарубежных исследователей. документы Мирового банка. ЮНКТАД. опубликованные материалы Минэкономразвития РФ. ГТК РФ, МНС РФ. Госкомстага РФ и Минфина РФ.

Работа выполнена в соответствии с пунктом 2.9 Паспорта специальности 08.00.10 - Финансы, денежное обращение и кредит.

Научная новизна настоящего исследования состоит в следующем:

Выявлены долговременные закономерности изменения таможенного механизма защиты национального производителя на основе комплексного исгорпческого анализа налогового регулирования импорта в России и ведущих западных странах (Англии. Франции. Германии. США) с 17 века до настоящего времени:

Выявлены международные тенденции на основе исследования количественной зависимости изменения уровня импортного тарифа и темпов роста макроэкономических показателей (подушевого ВВП и др.) на примере 89 государств за 1965-89 годы:

Полхчсны выводы. опровергающие сложившиеся стереотипы (росі таможенных пошлин в большинстве случаях не приводит к росту объемов отечественного производства), на основе анализа связи изменения уровня импортною тарифа и объеуюв отечественного производства по 7 основным товарным группам в 90-ые годы 20 века:

Определена предпочтительность использования специфических тауюженных пошлин:

Обоснована ВОЗУЮЖНОСТЬ использования особых видов пошлин в качестве косвенной меры защиты национальной экономики;

Предложен механизм тарифного стимулирования отечественных производителей через особые пошлины (специальные, антидемпинговые, компенсационные):

Показаны ВОЗУЮЖНОСТИ изменения импортного тарифа и определены его минимально допустимые границы, необходимые для вступления России в ВТО.

Практическая значимость исследования состоит в том. что основные выводы И полученные результаты ориентированы на широкое применение в практике налогообложения экспортных и импортных операций. Предложения и рекомендации, сформулированные в диссертации, могут быть рекомендованы к использованию Министерством финансов РФ. ГТК России, Министерством по налогам и сборам РФ при разработке нормативных актов. регулирующих налогообложение внешнеторговых операций. Кроме того, материалы диссертации МОГУТ быть использованы в учебном процессе по курсам «Налоги и налогообложение» и «Налогообложение внешнеэкономической деятельности». Практическую значимость имеют: предложения но совершенствованию тарифного стимулирования: рекомендации но оптимизации импортного тарифа; предложения по организации предотгрузочной инспекции; предложения по внедрению автоматизированной системы управления таможенными рисками. Апробация и внедрение результатов. Исследование выполнено в рамках научно-исследовательских работ Финансовой академии при Правительстве РФ в соответствии с Единым заказ - нарядом на тему: «Проблемы перехода России к рынку» (проект № 1.1.96Ф).

Результаты диссертационного исследования были апробированы на международном круглом столе «Международные проблемы налогообложения», проводившемся в Финансовой Академии при Правительстве РФ в ноябре 2001 года.

Предложения по совершенствованию применения тарифного стимулирования, оптимизации импортного тарифа, внедрению автоматизированной системы управления таможенными рисками и организации предотгрузочнои инспекции использованы Министерством финансов Российской Федерации при подготовке новой редакции Таможенного кодекса и при разработке соответствующих нормативных документов и положений, что подтверждено соответствующей справкой о внедрении.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 8 параграфов, заключения, списка литературы, 16 приложений.

Сущность, функции и состав налогов на внешнеторговую деятельность

Основными налоговыми инструментами. применяемыми вовнешнеэкономической деятельности (ВЭД) являются таможенные пошлины и таможенный тариф. Первый таможенный тариф был применен в 3-2 в. до н.э. в Испании в г. Тариф. давшего в последствии название этому виду налогов. При формировании таможенных тарифов и пошлин необходимо учитывать их экономическую природу и выполняемые ими функции, так как они определяют принципы и методы формирования пошлин.

В экономической литературе нет единого представления о сущности таможенных тарифов и пошлин и выполняемых ими функциях. Так в Законе РФ «О таможенном тарифе» (п. 5 ст. 5) трактуется таможенная пошлина, как обязательный взнос, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. По действующему Таможенному кодекс\ РФ (п. 19 ст. 18) таможенная пошлина - платеж, взимаемый таможенными органами Российской Федерации при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. В финансово-кредитном словаре (М.,1988г.. т.З.с.227) под таможенной пошлиной понимаются налоги, взимаемые государством с провозимых через национальную границу товаров, по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом.

В приведенных определениях таможенную пошлину называют по разному (взносом, платежом, налогом) и выделяют 3 ее отличительных признака - 1) применяется при ввозе/вывозе товаров через национальную (таможенную) границу. 2) является неотъемлемым условием такого ввоза/вывоза, 3) взимаются по ставкам таможенного тарифа. Термины взнос и платеж недостаточно четко сформулированы в финансовой теории и законодательстве. Более правильным, по мнению автора, в определении употреблять термин налог, т. к. во всех законодательных актах таможенная пошлина рассматривается как налог и это понятие имеет ясное правовое оформление. Первый признак данного налога является бесспорным. Второй весьма спорный. Существуют многочисленные таможенные льготы и различные таможенные режимы, когда таможенные пошлины не взимаются. Зачем выносить в определение заведомо невыполняемое условие? Третий признак ничего не дает. т.к. существующие определения таможенного тарифа отталкиваются от понятия таможенной пошлины. Получается, что таможенная пошлина является налогом, взимаемым по ставкам таможенного тарифа, а таможенный тариф - это, в свою очередь, свод ставок таможенных пошлин, т.е. определение обоих терминов «ходит по кругу». Более значимым для таможенных пошлин является то, что они устанавливаются в дополнение к внутренним налогам. Поэтому нам представляется более правильным дать такое определение: таможенная пошлина - это федеральный налог, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и установленный в дополнение к внутренним налогам РФ.

Еще более сложным оказывается экономическое содержание термина «таможенный тариф». В закон РФ «О таможенном тарифе» (ст.2) он трактуется, как свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа) применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Из определения следует, что таможенный тариф является, с одной стороны, сводом ставок таможенных пошлин, а с другой, - синонимом понятия таможенной пошлины. Последнее толкование термина просматривается так же из самого содержания Закона РФ «О таможенном тарифе», в котором подробно расписан механизм исчисления и применения именно таможенных пошлин, а не только ставок к ним. Такая двоякость интерпритации термина сложилась исторически давно, но она создает методологические и практические сложности, когда в одних нормативных документах тариф рассматривается как перечень ставок таможенных пошлин, а в других этот термин и производные от него (тарифные методы, тарифная политика и другие) включают весь механизм таможенных пошлин. Рано или поздно от этой двоякости надо будет избавляться. Автор считает правильным понимать под этим термином только ставки таможенных пошлин. В условиях рыночной экономики и либерализации ВЭД таможенные пошлины стали важнейшим экономическим регулятором ВЭД. С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров или ограничивать их. ставить в равные экономические условия товары отечественных товаропроизводителей и сходные товары их иностранных конкурентов, проводить определенную экономическую, научно-техническую, экологическую, валютно-финансовую политику в области ВЭД, направлять деятельность субъектов ВЭД в русло общегосударственных, национальных интересов.

Таможенные пошлины через регулирование масштабов внешней торговли оказывают мощное воздействие на экономику государства в целом. В частности, они могут служить источником экономии отечественных производственных затрат и капитальных вложений. Собственное производство импортной, а точнее, импортозамещающей продукции, часто требует больше капитальных вложений, чем их фактически понадобилось для производства других товаров и услуг. Допустим, что мировая цена сельхозпродукта А в 2 раза ниже, чем себестоимость производства его внутри страны из-за неблагоприятных природно-климатических условий. Тарифное ограничение импорта продукта А потребует привлечения крупных капитальных и трудовых ресурсов для увеличения производства его внутри страны, которые могли поднять объем ВВП больше, если бы были вложены в высокоэффективные и нефондоемкие производства товаров и услуг, в т.ч. жепортноориентированные (информационно-программные услуги, НИОКР. сборка технически сложных изделий и др.).

Механизм разработки и применения таможенных пошлин...

Под механизмом установления и применения таможенных пошлин следует понимать совокупность разновидностей ставок и видов таможенных пошлин, основных правил и норм, определяющих порядок их исчисления и использования. Для оценки эффективности существующего в РФ механизма, рассмотрим его подробнее.

В мировой практике ставки таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара делятся на:

а) базовые - ими облагаются товары, происходящие из государств, которым в торговле с данной страной предоставлен режим наибольшего благоприятствования (РНБ). РФ установила этот режим с 120 зарубежными странами в результате двусторонних торговых соглашений.

В отношении товаров, происходящих из государств, которым Россия не предоставляет РНБ либо страна происхождения которых не установлена, применяются базовые ставки, увеличенные в два раза.

б) преференциальные - эти ставки представляют собой разновидность льготных ставок, предоставляемых отдельным странам или группам стран. Впервые преференциальные ставки стали даровать метрополии своим колониям. Сейчас преференциальные ставки используются, как правило, в торговле с развивающимися странами.

В рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) с 1971 года стала создаваться Общая система преференций, в соответствии с которой промышленно развитыми странами в одностороннем порядке предоставляются тарифные льготы в польз} развивающихся стран. В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей национальной системой преференций Российской Федерации (свыше 100 государств), до 15 мая 1996 года применялись базовые ставки, уменьшенные вдвое, а с 15 мая 1996 года - в размере 75% базовой ставки (постановление Правительства РФ от 11 апреля 1996 года №413).Существует отдельный перечень наименее развитых стран пользователей схемой преференций Российской Федерации (свыше 40 государств). В отношении товаров, происходящих из этих государств, применяется режим беспошлинного ввоза. Преференциальный режим ввоза товаров предоставляется только при одновременном выполнении следующих требований:

1) происхождение товара подтверждается специальным сертификатом:

2) выполняется условие прямой поставки;

3) выполняется условие прямой закупки

в) максимальные - по этим ставкам рассчитываются таможенные пошлины на товары, происходящие из всех остальных государств, а также на те товары, страна происхождения которых неизвестна. Иногда эти ставки называют генеральными.

С 1994 г. перечень стран-пользователей преференциями дополняется списком изъятий из национальной схемы преференций, т. е. списком товаров, на которые действие преференциального режима не распространяется, и этот список периодически корректируется.

Несмотря на периодически вносимые изменения в схему преференций, следует постоянно ее совершенствовать с целью повышения эффективности в отношениях с развивающимися и слаборазвитыми странами. Это относится к страновой и товарной составляющим схемы преференций.

Сделанный автором анализ экономического положения стран - пользователей российской схемы тарифных преференций показал, что помимо действительно развивающихся стран имеется ряд государств со сравнительно высокими показателями производства ВНП на душу населения, например, Сингапур, Республика Корея, Тайвань. США лишили эти страны преференций еще в 1989г., страны ЕС - в 1993г. Поэтому предстоит выработать более дифференцированный подход к различным по уровню развития странам. Нам представляется целесообразно законодательно установить, что предоставление преференций возможно только странам с душевым ВВП ниже российского. Тогда из числа получающих сейчас преференции должны быть исключены Аргентина, Белиз, Бразилия, Ботсвана, Венесуэла. Габон, Гренада, Доминика, Кипр, Республика Корея, Коста-Рика, Латвия, Литва. Кувейт, Ливан, Маврикий, Малазия, Мальта, Мексика, Панама, Перу. Саудовская Аравия, Сейшельские острова, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис. Сент-Люсия. Сингапур. Словакия, Словения, Тринидад и Тобаго. Турция. Уругвай. Хорватия. Чили. Эстония.

Аналогичный подход целесообразно применять при составлении товарного перечня изъятий из преференциального режима. В частности, при решении вопроса об исключении отдельных товаров необходимо иметь в виду как достигнутый государствами-экспортерами уровень конкурентоспособности, так и степень чувствительности данного товара для российского рынка.

Совершенствование таможенных тарифов

В рамках выполнения правительственных решений по реформированию таможенно-тарифной системы, продолжается работа по поэтапному снижению и унификации ставок пошлин, ликвидации налоговых и таможенных льгот. В частности, к 2001 г. практически все 25 и 30%-ные ставки ввозных пошлин были снижены до 20%. Правительством приняты и поддержаны предложения об унификации ставок в рамках групп однородных товаров, обладающих схожими характеристиками. Это коснулось более чем 1 500 товарных позиций. Унификация таможенных тарифов повысила собираемость таможенных пошлин, снизила возможности для «серого импорта», но одновременно возможности проведения гибкой и адресной тарифной политики, обеспечивающей точечное воздействие на структур) рынка, существенно снизились. Можно сказать, что новый тариф не отвечает потребностям крупного диверсифицированного хозяйства. Сократив число тарифных уровней, ликвидировав тарифные пики и оставив лишь единичные исключения. Россия фактически поставила себя в один ряд с монокультурными хозяйствами развивающихся стран, не нуждающихся в избирательной протекционистской политике. Как известно, тариф ЕС содержит порядка 100 различных уровней адвалорных ставок, не считая огромного числа вариации специфических и комбинированных ставок пошлин.

1 января 2002 года вступила в силу новая редакция таможенного тарифа, утвержденная постановлением Правительства РФ № 830 от 30 ноября 2001г. Произошли изменения ставок порядка у 140 товарных позиции, при этом с октября 2001г. были изменены ставки по 400 товарным позициям. В среднем ввозные пошлины снижены на 5%. В новом тарифе широко использованы комбинированные ставки с целью борьбы с занижением таможенной стоимости. В новом тарифе также произошли изменения кодов товаров в соответствии с товарной номенклатурой. Из 11 тыс. позиций порядка 25% поменяли свои коды, что разумеется на начальном этапе создало массу проблем, как участникам внешнеторговой деятельности, так и таможенным органам. Об эффективности новой редакции таможенного тарифа пока, что говорить рано, но по сути ей присуще недостатки предшествующей.

В целом же изучение современной ситуации в области таможенно-тарифной политики показывает, что любые радикальные изменения импортного тарифа, направленные на повышение его фискальной отдачи, не пойдут на пользу разбалансированной, имеющей серьезные структурные деформации российской экономике. Тем более, что последствия изменений, даже по основным позициям, из-за отсутствия полноценной и достоверной статистики просчитать крайне сложно. Поэтому необходима длительная поэтапная и кропотливая работа по совершенствованию и повышению эффективности всей системы национального таможенно-тарифного регулирования.

В ближайшей перспективе по мнению председателя Государственного комитета РФ Ванина М. все больше будут применяться так называемые селективные методы регулирования внешнеэкономической деятельности, основанные на использовании особых видов пошлин - антидемпинговых, компенсационных, специальных. В результате мы должны получить тариф с максимальной сбалансированностью фискальной, стимулирующей и регулирующей функций таможенных платежей. Пока же существует заметный дисбаланс таможено-тарифного регулирования в пользу чисто фискальных задач и в ущерб торгово-политической и торгово-экономической составляющим. У таможенной политики есть три ключевые функции - фискальная, регулирующая и защитная. В принципе все они одинаково важны для экономики страны. Но на практике предпочтение сегодня, к сожалению, отдается лишь одной функции - фискальной. В законе о бюджете и других нормативных актах установлены количественные показатели по сбору платежей. Они обязательны для исполнения таможенными органами.

Доля таможенных платежей в доходной части федерального бюджета неуклонно растет (в 1994 г. - 18 %, в 2001 г. - уже 34 %). По сути дела, в последние годы таможня рассматривается почти исключительно как фискальный инструмент, а вся таможенная политика строится на ужесточении таможенного контроля и усложнении таможенных процедур.

В результате немало потенциальных инвесторов отказываются от намерения работать в России именно из-за чрезмерной фискальной направленности ее таможенной политики. Тем более что пересмотра такой политики в ближайшее время не ожидается. Фискальные "перегибы" российской таможенной политики заботят не только иностранцев. С просьбами о смягчении бремени таможенных платежей к правительству постоянно обращаются губернаторы, мэры, директора предприятий, руководители общественных организаций. Все они, как правило, получают стандартный ответ: действующее законодательство не предусматривает возможности предоставления индивидуальных льгот. В принципе так и должно быть - равные шансы для всех.

Однако решительный отказ от льгот не решает проблему таможенных платежей как таковую. И в результате закупленное за рубежом дорогостоящее оборудование годами бездействует и приходит в негодность на таможенных складах, а отечественные производители теряют одну за другой позиции на международном и внутреннем рынках. О том, насколько сильно влияние фискальных интересов на российскую таможенную политику, можно убедиться на примере экспортных пошлин.


C одержание
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 2

ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …. 3

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА В РФ …………………………….……………… 7

2.1. Формирование таможенного тарифа в РФ..…………………….……… 7

2.2. Применение таможенного тарифа в РФ ……….………..……………… 12

ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ……….……. 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………. 23

ВВЕДЕНИЕ
В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но её масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной, исходя из её масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

Классическим инструментом регулирования внешней торговли является таможенный тариф, который по характеру своего действия относится к экономическим регуляторам внешней торговли1.

При формировании таможенного тарифа не всегда учитывается взаимосвязь таможенных пошлин и внутренних налогов, что не обеспечивает оптимальную структуру и уровень налогов в государстве в целом.

Низкое качество правовой базы, наличие пробелов в правовом регулировании способствовали образованию разрыва между методологией и практикой осуществления таможенного контроля и таможенного оформления, появлению и широкому распространению такого явления, как «региональное правотворчество».

В своей курсовой работе, я ставлю цель – рассмотреть порядок формирования и применения таможенного тарифа в Российской Федерации, а также исследовать механизм практической реализации.
ГЛАВА 1. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

Инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

Свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой ВЭД;

Конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины2.

Обычно таможенный тариф применяется на национальном уровне, но в тех случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают свой таможенный союз, таможенный тариф становится общим инструментом внешнеторгового регулирования, единым для всех стран – участниц в их торговых отношениях с третьими странами. Примером таможенного союза, объединившего все участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, является Европейское экономическое общество

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, содержащих перечень товаров, распределяемых по соответствующей схеме. В настоящее время наиболее распространённым классификатором товаров, обращающихся в международной торговле, является Гармонизационная система описания и кодирования товаров. Наряду с ней используется Брюссельская таможенная номенклатура и Стандартная международная торговая классификация ООН.

Обычно таможенные тарифы имеют несколько колонок ставок обложения: колонку максимальных пошлин, колонку минимальных пошлин и колонку преференциальных пошлин. Максимальные пошлины действуют в отношении товаров тех стран, с которыми нет торговых договоров и соглашений. Минимальные пошлины действуют в отношении
товаров тех стран, с которыми действуют торговые договоры или соглашения, предусматривающие предоставление режима наибольшего благоприятствования.

Таможенный тариф РФ представляет собой свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с ТНВЭД. Порядок формирования и применения таможенного тарифа РФ установлен Законом РФ «О таможенном тарифе». Вышеназванным законом определены основные цели таможенного тарифа РФ:

Рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;

Поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;

Защита экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

Обеспечение условий для эффективных интеграции РФ в мировую экономику.

В России возрастает роль тарифного регулирования ВЭД, развивается и совершенствуется импортный тариф. Объясняется это тем, что при переходе от централизованно – планируемой экономики к рыночному хозяйству таможенный тариф в наилучшей степени может исполнить роль механизма приспособления экономики России к мировому рынку. В отличие от количественных ограничений, представляющих собой меры административно – технического характера, таможенный тариф не прерывает связь между мировым рынком и национальной экономикой, т.к. является единственным гибким экономическим регулятором ввоза конкретных товаров.

Министерство экономического развития и торговли РФ активно участвует в процессе разработки предложений по внесению изменений и дополнений в таможенный тариф Российской Федерации. Данная работа осуществляется в рамках Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле и таможенно – тарифной политике. В настоящее время в рамках названной комиссии проводится работа по уточнению списка товаров, происходящих из развивающихся стран и в отношении которых будут предоставляться тарифные преференции. С учетом складывающейся экономической ситуации в России предполагается значительно сократить список данных товаров.

Другим важным обстоятельством, к сожалению, до сих пор не получившим должной реализации, является необходимость рассмотрения таможенного тарифа как неотъемлемой части единой налоговой системы, это означает, что необходимо рассматривать таможенные платежи в тесной взаимосвязи с внутренними налогами, обеспечивая оптимизацию уровня структуры налогов в целом.

В современных условиях при определении уровня таможенно - тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей приоритетными основными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.

Защита отечественного рынка и создание возможностей для развития национального производства.

Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие
конкуренции.

Получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров Российской Федерации.

Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.

Очевидно, что при разработке мер таможенно – тарифного регулирования необходим учёт всех перечисленных выше факторов.

В международной таможенной практике это – основа таможенных тарифов и статистики, мировой стандарт классификации товаров. На этой основе появится возможность усовершенствовать процедуру взимания таможенных платежей путём усиления контроля за определением страны происхождения и таможенной стоимости товаров.

ГЛАВА 2.
ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА В РФ

2.1. Формирование таможенного тарифа в РФ
Таможенный кодекс РФ закрепляет, что товары, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе».

Таможенная пошлина (customs duty) ― обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта3.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

Фискальную, которая относится к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

Протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

Балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены, на которые по тем или иным причинам ниже мировых4.

Классификация таможенных пошлин.

По способу взимания:

А) адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

Б) специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долларов за 1 тонну);

В) комбинированные – сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долларов за 1 тонну).

По объекту обложения:

А) импортные – пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутренней рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

Б) экспортные – пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

В) транзитные – пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны5.

По характеру:

А) сезонные – пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать несколько месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

Б) антидемпинговые – пошлины, которые применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

В) компенсационные – пошлины, накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров6.

По происхождению:

А) автономные – пошлины, вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны. Обычно решение о введении таможенного тарифа принимается в виде закона парламентом государства, а конкретные ставки таможенных пошлин устанавливаются соответствующим ведомством (обычно министерством торговли, финансов или экономики) и одобряются правительством;

Б) конвенционные (договорные) – пошлины, устанавливаемые на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такое как Генеральное соглашение о тарифах и торговле, или соглашение о таможенном союзе;

В) преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Цель преференциальных пошлин - поддержать экономическое развитие этих стран за счет
расширения их экспорта.

По типам ставок:

А) постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменяться в зависимости от обстоятельств. Подавляющее большинство стран мира имеет тарифы с постоянными ставками;

Б) переменные – таможенный тариф, ставки которого могут изменяться в установленных органами государственной власти случаях (при изменении уровня мировых или внутренних цен, уровня государственных субсидий).

По способу вычисления:

А) номинальные – тарифные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свой импорт или экспорт;

Б) эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров7.

Под таможенной пошлиной понимается платёж, взимаемый таможенными органами при ввозе на таможенную территорию России или вывозе товаров с этой территории и являющейся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Вопрос о юридической природе данного платежа до настоящего времени остается открытым. Воззрения ученых, занимающихся этой проблематикой, дифференцируются на два вида: одни считают, что таможенная пошлина – есть налог, а другие – приравнивают её к сбору8.

Обязанность уплаты налога обусловлена публичными интересами – интересами государства. Обязанность же уплаты таможенной пошлины основана на интересах плательщика. У субъекта предпринимательской деятельности всегда есть выбор: везти товар из-за рубежа или закупить импортный товар на территории России. Наличие такой альтернативы и определяет особое место таможенной пошлины.

В условиях рыночной экономики и либерализации ВЭД таможенные пошлины стали важнейшим экономическим регулятором ВЭД. С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические условия товары отечественных товаропроизводителей и сходные товары их иностранных конкурентов, проводить определенную экономическую, научно-техническую, экологическую, валютно-финансовую политику в области ВЭД, направлять деятельность субъектов ВЭД в русло общегосударственных, национальных интересов.

Тенденция к снижению ставок таможенных пошлин и к усилению их дифференциации по группам товаров и конкретным изделиям были обусловлены объективными факторами. Развитие международного разделения труда требовало ослабления протекционизма. Специализация национальных экономик, в том числе предметная, подетальная и технологическая, требовала дифференциации внешнеторговой политики стран по группам, видам продукции и стадиям технологии и обоснования таможенных пошлин по изделиям и группам изделий с учетом внешних и национальных условий их производства и реализации. Решение данной проблемы возможно только с позиций общей теории цен и дифференциальной ренты, т.е. пошлины, следует рассматривать как интернациональную дифференциальную ренту.

В экономической теории и в практике хозяйственной деятельности хорошо известны две основные формы дифференциальной ренты – по плодородию и местоположению.

Различия в плодородии земель служат естественным основанием дифференциации издержек производства в земледелии: более высокие издержки на менее плодородных землях и более низкие – на более плодородных. Ограниченность плодородных земель определяет необходимость эксплуатации менее плодородных и, поскольку их продукция необходима обществу, её индивидуальные издержки на относительно худших землях регулируют рыночные цены. При этих ценах на лучших землях реализуется добавочный дифференцированный доход, который присваивается собственником земли в виде дифференциальной ренты9.

Дифференциальная рента образуется также в результате различного местоположения участков земли и дифференциации транспортных расходов.

В системе мировой экономики, кроме указанных, возможна еще одна форма дифференциальной ренты, возникающая на базе устойчивых различий в национальных издержках производства различных стран, обусловленных различиями в системе общеобразовательной и профессиональной подготовки национальных кадров, в уровне развития наук и научных исследований и их применения в национальной экономике, что, в свою очередь, определяется богатством страны и ее инвестиционными возможностями, уровнем техники, технологии, организации производства и т.п. Например, низкие издержки производства, высокое качество продукции экономически развитых стран обусловлены не богатством их естественных ресурсов - многие из них являются крупными импортерами сырьевых и энергетических ресурсов, и не благоприятным положением указанных стран, а, главным образом, теми факторами, о которых говорилось выше10.
2.2. Применение таможенного тарифа в РФ
Адвалорные пошлины аналогичны пропорциональному налогу на продажу и применяются обычно при обложении товаров, которые имеют качественные различные характеристики в рамках одной товарной группы. Сильной стороной адвалорных пошлин является то, что они поддерживают одинаковый уровень защиты внутреннего рынка независимо от колебания цен на товар, изменяются лишь доходы бюджета. Например, если пошлина составляет 20% цены товара, то при цене товара 200 долларов, доходы бюджета составят 40 долларов. При увеличении цены товара до 300 долларов доходы бюджета возрастут до 60 долларов, при падении цены товара до 100 долларов ― сократятся до 20 долларов. Но независимо от цены адвалорная пошлина повышает цену импортного товара на 20%. Слабой стороной адвалорных пошлин является то, что они предусматривают необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной. Поскольку цена товара может колебаться под воздействием многочисленных экономических (обменный курс, процентная ставка и прочие) и административных (таможенное регулирование) факторов, применение адвалорных пошлин связано с субъективностью оценок, что оставляет место злоупотреблениям.

Специфические пошлины обычно накладываются на стандартизованные товары и имеют неоспоримое преимущество, поскольку просты в администрировании и в большинстве случаев не оставляют свободы для злоупотреблений. Однако уровень таможенной защиты с помощью специфических пошлин сильно зависит от колебания цен на товары. Например, специфическая пошлина в 1000 долларов за один импортный автомобиль значительно сильнее ограничивает импорт автомобилей ценой в 8000 долларов, поскольку составляет 12,5% его цены, чем автомобиля ценой 12000 долларов, поскольку составляет всего 8,3% его цены. В результате, когда импортные цены возрастают, уровень защиты внутреннего рынка с помощью специфического тарифа падает. Но, с другой стороны, во время экономического спада и падения импортных цен специфический тариф увеличивает уровень защиты национальных производителей.

Обычно эти особые виды пошлин применяются страной либо в одностороннем порядке в чисто защитных целях от попыток недобросовестной конкуренции со стороны ее торговых партнеров, либо как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны, со стороны других государств и их союзов. Введению особых пошлин обычно предшествует расследование, проводимое по поручению правительства или парламента, конкретных случаев злоупотреблений положением на рынке со стороны торговых партнеров. В процессе расследования проводятся двусторонние переговоры, определяются позиции, рассматриваются возможные объяснения возникшей ситуации и предпринимаются другие попытки решить разногласия политическим путем.

Введение особой пошлины обычно становится крайним средством, к которому прибегают страны, когда все остальные способы урегулирования торговых разногласий исчерпаны.

При специализации национального производства одна и та же страна может иметь конкурентные преимущества по одним видам продукции, на производстве которых она специализировалась, и не иметь таких преимуществ по другим выдам продукции. Она будет экспортировать продукцию, соответствующую её производственной специализации, и завозить непрофильную продукцию, национальное производство которой по тем или иным причинам экономически нецелесообразно11.

Интернациональные издержки производства формируются в жесткой конкурентной борьбе на основе национальных издержек производства профильной, специализированной продукции, поставляемой на мировой рынок ее основными производителями, обладающими определенными конкурентными преимуществами в области естественных условий производства. Указанные выше преимущества обеспечивают относительно низкий уровень национальных издержек производства специализированной продукции и соответственно – при прочих равных условиях – более низкий уровень национальных и мировых цен по сравнению с национальными издержками и ценами на аналогичные виды продукции, реализуемой на национальных рынках стран, не являющихся её экспортерами.

Эти различия между национальными и мировыми издержками и ценами, определяемые относительно устойчивыми различиями в национальных условиях производства продукции в разных странах, и являются объективной основой формирования таможенных пошлин.

Рассмотрение природы таможенной пошлины позволяет сделать вывод о двойственном характере ее сущности. Данная категория рассматривается и как защитное средство, и как источник получения государственных доходов. Иначе говоря, таможенная пошлина, помимо регулирующего воздействия, несет в себе и фискальную нагрузку.
ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ
Рассматривая механизмы таможенно – тарифного регулирования ВЭД, необходимо учитывать, что механизм регулирования должен вписаться в международную торговую систему. Страна, которая не считается с действующими в мировом хозяйстве нормами и правилами, обречена на постоянные торговые конфликты и будет оставаться на периферии международного разделения труда. Только участие во Всемирной торговой организации откроет российским товарам доступ на ряд рынков, которые для них до сих пор фактически закрыты, позволит прекратить дискриминацию российского экспорта, даст возможность рассматривать спорные вопросы в международных инстанциях. Необходимо научиться отстаивать национальные интересы теми методами, которые сегодня признает ВТО. Постепенное приближение таможенного регулирования к этим требованиям нужно организовать таким образом, чтобы не нанести существенного ущерба национальным интересам12.

С целью повышения эффективности действия ставок ввозных таможенных пошлин, в первую очередь с точки зрения выполнения протекционистских и фискальных функций таможенного тарифа, ГТК России, начиная с 1992 г., активно разрабатывает предложения о применении специфических и комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин.

Специфические и комбинированные ставки ввозных таможенных пошлин применяются в отношении значительного количества продовольственных товаров, алкогольных напитков, табачных изделий, одежды, обуви, телевизионной и видеотехники, легковых автомобилей, мебели.

Применение данных видов ставок ввозных таможенных пошлин позволяет, во-первых, в значительной степени минимизировать потери по уплате таможенных платежей в случаях декларирования товаров с использованием умышленно искаженных данных по таможенной стоимости, а во-вторых, в определенной степени препятствовать ввозу товаров низкого качества13.

Помимо протекционистской функции таможенного тарифа, важное значение, имеет его регулятивная функция, заключающаяся в создании благоприятных условий для ввоза на территорию Российской Федерации отсутствующих полностью или частично на внутреннем рынке сырья, комплектующих элементов, оборудования и других товаров, необходимых для организации успешного функционирования отечественного производства. Участвуя в разработке предложений по уровню ставок ввозных таможенных пошлин на товары, необходимые для успешного функционирования и дальнейшего развития отечественной промышленности, ГТК России, в частности, исходит из следующих соображений:

Соблюдая принцип эскалации таможенного тарифа, предполагается, что ставки ввозных таможенных пошлин на большинство готовых изделий должны быть выше ставок на сырье или комплектующие элементы, из которых они изготавливаются;

Необходимость обложения минимальными ставками ввозных таможенных пошлин технологического оборудования и сырьевых материалов, производство которых в Российской Федерации отсутствует и в ближайшей и среднесрочной перспективе не планируется14.

Немаловажное значение в механизме таможенно – тарифного регулирования занимает схема преференций Российской Федерации, в соответствии с которой в отношении ряда товаров, происходящих из развивающихся стран, предоставляются тарифные преференции.
Необходимо отметить, что проблемным остается вопрос о распространении беспошлинной торговли на все товары, происходящие из государств – участников СНГ15, хотя работа по формированию зоны свободной торговли проводится.

Примером этому служат введение в январе 1999 г. правительством Казахстана количественных ограничений на ввоз 21 товарно-отраслевой позиции в торговле с Россией16, а также принятые Правительством Российской Федерации решения о взимания ввозной таможенной пошлины на белый сахар, происходящий из государств – участников СНГ, кроме стран – членов Таможенного союза.

Надо сказать, что в настоящее время таможенные платежи составляют около одной трети доходной части федерального бюджета. Этот показатель свидетельствует о достаточно большой зависимости бюджета от ВЭД, а также о том, что таможенная политика в настоящих условиях играет крайне важную роль.

В современных условиях при определении уровня таможенно – тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей основными приоритетными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

1. Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.

2. Защита отечественного рынка и создание возможностей для развития национального производства.

3. Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие конкуренции.

4. Получение торгово-политических уступок от стран – торговых партнеров Российской Федерации.

5. Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.

Очевидно, что при разработке мер таможенно – тарифного регулирования необходим учет всех перечисленных выше факторов. Однако особо следует отметить тот момент, что в связи с вступлением России в ВТО ставки таможенного тарифа неизбежно станут предметом переговоров, что является сдерживающим фактором при выработке оптимальных, с точки зрения других факторов, уровней тарифных ставок17.

В настоящее время все чаще имеют место попытки отечественных производителей решать проблемы, обусловленные неадекватностью внутренних налогов, путём изменения таможенно – тарифного регулирования. Однако такой подход не обеспечивает, как правило, решение проблем отечественных производителей, одновременно нарушая механизм и сбалансированность многофункционального инструмента таможенного тарифа за счет чрезмерного, неоправданного усиления протекционистской функции.

Главная проблема заключается в обеспечении сбалансированности и паритетности стоящих задач, часть из которых имеет разнонаправленный характер.

Меры по решению фискальных проблем и защите отечественных производителей могут противоречить мерам, направленным на развитие конкуренции и решении социальных задач.

Очевидно, оптимальным можно считать такие ставки таможенных пошлин, которые позволяют достигать максимального эффекта при взаимоувязанном решении вышеуказанных задач. Поэтому задача оптимизации мер тарифного регулирования является в настоящее время одной из наиболее актуальных, но трудно реализуемых на практике18.

Анализ действующих ставок таможенного тарифа позволяет сделать однозначный вывод о том, что в настоящее время по целому ряду товаров государство фактически занимает жесткую протекционистскую позицию, в ряде случаев делая экономически невыгодным их импорт путём установления высокого уровня таможенных пошлин.

К таким товарам можно отнести, например, легковые автомобили, одежду, обувь, мебель, бытовую технику, отдельные виды продовольствия. При этом зачастую игнорируется решение таких задач, как развитие конкуренции и обеспечение социальных интересов (интересов потребителей), а также снижается эффективность реализации фискальной функции («однонаправленной» с протекционистской). Таким образом, не обеспечивается согласованное решение стоящих задач.

Продуманная таможенная политика способна изменить структуру импорта в пользу качественных и высокотехнологичных товаров, способствовать снижению цен, как на импортную, так и на отечественную продукцию.

Однако, как уже отмечалось, достижение поставленных целей и задач в области таможенной политики во многом зависит от того, насколько успешно таможенные органы реализуют свои функции на практике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своей курсовой работе на тему «Порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации. Механизм практической реализации» я рассмотрел Закон РФ от 21 мая 1993г. № 5003 – 1 «О таможенном тарифе», а также механизмы реализации таможенных тарифов.

Ускорение интеграционных процессов и глобализация экономических связей сопровождались качественными изменениями функций и роли таможенного дела в реализации внутренней и внешней политики, проявившимися в создании межгосударственных зон свободной торговли и таможенных союзов.

Сложившаяся к настоящему времени таможенно – тарифная политика России в основном ориентирована на: пополнение доходной части бюджета (до 50% доходной части федерального бюджета поступают от таможенных сборов); защиту ослабленных секторов экономики (отсюда повышение импортных пошлин на многие виды зарубежных товаров); приспособление к требованиям ВТО, с которой Россия ведет переговоры о вступлении в эту организацию (с этой целью по согласованному графику вынуждено снижаются наиболее высокие ставки таможенного тарифа).

Таможенно – тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом, который включает в себя несколько взаимосвязанных операций:

Определение страны происхождения товара;

Определение таможенной стоимости товара;

Определение таможенных платежей.

Другим важным инструментом оптимизации таможенного тарифа должна стать замена части комбинированных ставок ввозных таможенных пошлин на специфические, что позволит осуществлять более эффективную защиту отечественных производителей товаров, в частности, сельскохозяйственных товаров.

Действующая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности соответствует международным обязательствам России, но недостаточно отражает потребности регулирования экономики. Нужны последовательные усилия по детализации номенклатуры, с тем чтобы любая тарифная позиция однозначно определялась указанием соответствующего кода. Дифференциация тарифа - необходимое условие совершенствования структурного регулирования.

Таким образом, многоплановость и специфика влияния таможенного тарифа на развитие внешнеторговых отношений и экономики в целом требуют от правительств взвешенного подхода к определению уровня пошлин, учитывающего всю совокупность возможных последствий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты :

Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63- ФЗ «О мерах по защите экономических интересов России при осуществлении внешней торговли товарами»

Специальная литература :

Административное право: Учебник /Под ред. Л.Л. Попова. М.,2002. Актуальные проблемы совершенствования таможенной политики России//Государство и право 2002. № 10. с. 57.

Д. В. Вакорин, Е. А. Вакорина. Таможенно – тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость: Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2008. 252 с.

Ершов А.Д. Международные таможенные отношения. СПб., 2000.

Ершов А.Д. Основы управления и организация в таможенном деле: учебное пособие. – СПб. 1999. С. 184.

Карамзин СВ. Таможенная политика: проблема реализации: Материалы заседания «круглого стола» «Актуальные проблемы современной таможенной политики России». – М: РИО РТА, 1996.

Козырин А.Н. Таможенное право России. Общая часть. – М.: 1995. С. 20.

Валютное регулирование в России: Сборник основных нормативных актов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля /Под ред. Т.П. Базарова. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1996.

Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс таможенного права Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2002.

Демченко А.А. О применении программно - целевого управления в таможенной службе // Регулирование ВЭД и эволюция таможенной политики. Тезисы докладов международной научно – практической конференции. – М.: РИО РТА, 1996.

Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. М., 1995.

Козырин А.Н. Валютный контроль внешнеторговой деятельности. М., 1998.

Козырин А.Н. Комментарий к Закону РФ «О таможенном тарифе». М., 2001.

Крашенинников В.М., Кутепов А.Н. Экономическая деятельность таможенных органов. М., 1995.

Лозбенко Л.А. Конвенциальное регулирование внешнеэкономической деятельности. М., 2000.

Мосенцова Е.М., Мокров Г.Г. Экономический потенциал таможенной территории России: Спр. – инф. Материал. М.: РИО РТА, 1997.

Наумов В.В. Перспективы развития внешней торговли РФ в начале XXI века. – М.: РИО РТА, 1996.

Основы таможенного дела: Учеб. пособие в VII Вып. I: Развитие
таможенного дела в России / Науч. ред. Дзюбенко. – М.: РИО РТА, 1995.

Сандровский К.К. Международное таможенное право: Учебник. Киев, 2001.

Пресняков В.Ю. Государственное регулирование внешней торговли России в условиях прехода к рыночной экономике: Проблемы и перспективы. – М.: РИО РТА, 1997.

Таможенная политика в России в новых условиях: Материалы научно -практической конференции (24 ноября 1998 г.) / РТА ГТК РФ. М., 1999.

Таможенное право: Учебник / Отв. Ред. А.Ф. Ноздрачев. М., 1998.

Филлипенко СВ. Таможенное регулирование в системе государственного управления Российской Федерации. – М.: РАГС, 1999.

Чернышов С.В. Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ: Сб. научных трудов. – ВНИКИ, 1996. С. 29 – 30.

Экономическая безопасность страны: таможенные методы и средства ее обеспечения: Тезисы докладов научно – практической конференции. – М.: РИО РТА, 1995.

Юридическая энциклопедия / Под общ. ред. Б.Н. Топорнина. М., 2001.

Введение

Таможенная политика государства играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях России.

Актуальность данной темы реферата обусловлена в первую очередь неизбежным сотрудничеством стран мира между собой посредством международной торговли. Таким образом, грамотная таможенная политика государства лежит в основе его стабильности и значимости на мировой арене.

Основная задача государства в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара.

Наиболее распространенными средствами служат таможенные тарифы, целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для развитых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Именно поэтому важно оценить эффективность таможенного налогообложения, дать общую характеристику таможенных пошлин, а также проанализировать таможенные тарифы как реестр налогооблагаемых товарных позиций.

Экономическое содержание и механизм применения таможенных пошлин

Понятие таможенной пошлины, её природа, функции и виды

Механизм таможенного регулирования внешнеторговой деятельности в России развит гораздо в меньшей степени, чем система нетарифных ограничений, которая в настоящее время по существу выступает как система экспортного контроля. Таможенный механизм начал формироваться в России с момента создания таможенных границ и принятия в 1993 г. основополагающих законов: Таможенного кодекса и Закона «О таможенном тарифе».

Несмотря на то, что таможенное регулирование отстает от принципов механизма координации ВЭД в целом, оно развивается на экономической основе и складывается из нескольких частей: экспортных и импортных тарифов и пошлин, порядка исчисления и подтверждения таможенной стоимости и страны происхождения ввозимого товара, режима преференций и таможенных режимов возможного помещения товаров, которые в совокупности являются основой для расчета размера таможенных пошлин и налогов.

Таможенное налогообложение -- это отношения, складывающиеся между организациями, индивидуальными предпринимателями, а также лицами, признаваемыми налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемыми в соответствии с ТК РФ, с одной стороны, и таможенными и налоговыми органами, с другой, по поводу исчисления и уплаты таможенных налогов. Чаще всего эти отношения напрямую связаны с осуществлением внешнеторговой деятельности.

При перемещении товаров через таможенную границу РФ и в других случаях, упомянутых в Таможенном кодексе, устанавливаются следующие таможенные платежи:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;

5) таможенные сборы:

* сбор за выдачу лицензий и возобновление их действий;

* сбор за выдачу квалификационного аттестата по таможенному оформлению и возобновление его действия;

* таможенные сборы за таможенное оформление;

* таможенные сборы за хранение товаров;

* таможенные сборы за сопровождение товаров;

* плата за информирование и консультирование по вопросам таможенного дела;

* плата за принятие предварительного решения;

* плата за участие в таможенных аукционах.

Действующий перечень таможенных платежей является открытым, что юридически обеспечивает возможность введения новых косвенных налогов, взимаемых, как правило, с импортируемых товаров.

Таможенная пошлина - обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации, в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации. Уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается мерами государственного принуждения.

Товары и транспортные средства, перемещаемые через российскую таможенную границу, подлежат обложению таможенной пошлиной в соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе", Федеральным Законом № 74-ФЗ от 27.05.00 "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе", Постановлением Правительства РФ № 1560 от 27.12.96 .

В международной практике выделяют следующую классификацию видов таможенных пошлин:

I. В зависимости от направленности перемещения товаров подразделяются на:

Ш импортные (ввозные),

Ш экспортные (вывозные),

Ш транзитные.

В законе РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (ст. 14) отражено, что импортные и экспортные таможенные пошлины устанавливаются «в целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в российской экономике».

Импортные пошлины выполняют протекционистскую функцию, защищая внутренний рынок от иностранных конкурентов. Их действие не ограничивается только удорожанием импортных товаров, но и дает возможность повышать внутренние цены на отечественные товары до уровня мировых цен, увеличенных на размер таможенных платежей.

Экспортные же пошлины служат, в основном, для ограничения вывоза за пределы страны товаров и сырья, необходимых для ее национальной экономики, а уж потом - для пополнения доходной части бюджета,

Транзитные пошлины, которые в настоящее время практически нигде, в том числе и в России, не используются, взимаются с товаров, провозимых через таможенную территорию страны транзитом в другие страны и служат, как правило, неким регулятором сдерживания транзитных грузопотоков.

II. По способу исчисления таможенные пошлины подразделяются на:

Ш адвалорные пошлины,

Ш специфические,

Ш комбинированные.

Закон РФ «О таможенном тарифе» (п.2 ст. 3) закрепляет за Правительством РФ право определять и изменять ставки таможенных пошлин. В этих целях им была образована специальная Комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике - координационный орган, на который, среди прочего, возложена подготовка предложений для Правительства РФ в области тарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, предусматривающих изменение ставок таможенных пошлин.

Ставки таможенных пошлин могут быть дифференцированы в зависимости от кода товара по ТН ВЭД и страны его происхождения. Так, например, при ввозе товаров из стран, которым Россия в торгово-политическом отношении предоставляет режим наибольшего благоприятствования, применяются так называемые базовые (или предельные) ставки таможенных пошлин. А вот в отношении товаров, происходящих из так называемых развивающихся стран, действуют преференциальные ставки таможенных пошлин, размер которых составляет 75 % от базовых ставок.

Ставки таможенных пошлин на одни и те же товары не могут изменяться чаще чем один раз в шесть месяцев. Единовременно ставки не могут быть повышены более чем на 10 процентных пунктов для адвалорных ставок и эквивалентного значения для специфических.

В отдельную группу принято выделять так называемые особые виды пошлин. Применяемых с целью защиты внутреннего рынка от импорта определенного вида товара или видов товаров. К ним относятся специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Специальные пошлины используются либо в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, способных нанести непоправимый ущерб российским производителям подобных товаров, либо в качестве ответной меры на дискриминационные действия в отношении России со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины предназначены для защиты внутреннего рынка России от импорта в нее товаров по демпинговым ценам, т. е. когда экспорт таких товаров и их реализация в нашей стране осуществляются по более низким ценам, чем на внутреннем рынке страны-производителя.

Условием постоянного демпинга является сегментация рынка, т. е. разделение его на несколько частей. Выделяя один внутренний сегмент рынка (за счет транспортных расходов, таможенных тарифов и т. д.), монополии поднимают на нем цены, получая монопольные прибыли. Последние позволяют продавать часть товара на внешнем рынке по заниженным ценам. Постоянный демпинг связан с проведением политики вытеснения конкурента за счет низких цен; впоследствии фирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины, превышающей первоначальную цену разоренных конкурентов. Разовый демпинг возникает в связи с необходимостью избавиться от случайного избытка товара путем его распродажи на внешнем рынке по низким ценам.

Для национальной экономики наиболее опасен постоянный демпинг, поскольку он ведет к разорению национальных производителей с последующей «перекачкой» монопольной прибыли иностранным производителям.

На практике трудно дифференцировать вышеперечисленные виды, поскольку невозможно четко выявить окончательные намерения фирмы, продающей по заниженным ценам. По этой причине при принятии решения о введении антидемпинговых пошлин страны учитывают прежде всего нанесение ущерба национальной промышленности в связи с ввозом данного товара. Национальные и международные суды обычно принимают дела по обвинению в демпинге и введении антидемпинговых пошлин при наличии «значительного ущерба» для национальной промышленности.

Выявление демпинга выступает причиной наложения антидемпинговой пошлины, величина которой в несколько раз превышает обычную. Антидемпинговые пошлины взимаются со всего объема товара, поставленного по неоправданно низким ценам (иногда за период в несколько лет), и поэтому могут достигать значительной суммы. Заранее определить размер антидемпинговой пошлины невозможно, хотя ее размер должен определяться как разница между «нормальной» ценой товара на национальном рынке и ценой фирмы, осуществляющей демпинг.

Компенсационные пошлины применяются к ввозимым на таможенную территорию России товарам, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались государственные субсидии. Необходимость таких пошлин обусловлена тем, что применение субсидий приводит к искусственному занижению затрат на производство товаров и, следовательно - к снижению цен на них при экспорте (в том числе и в нашу страну).

III. От характера происхождения:

Автономные - вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны;

Конвенционные - устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, такого как ГАТТВТО;

Преференциальные - пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель - поддержать экономическое развитие этих стран.

IV. По типам ставок:

Постоянные - таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменятся в зависимости от обстоятельств.

Переменные- таможенный тариф, ставки которого могут изменятся в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

V. По способу вычисления:

Номинальные - таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт.

Эффективные - реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

Таможенная пошлина относится к числу ценовых категорий. Это требует индивидуального подхода к обоснованию пошлин по каждому конкретному виду товаров и координации их с национальными и мировыми издержками цен, учета параметров потребительских свойств и качества товаров и т. п. Исходя из этого функции таможенных пошлин носят не только фискальный, но и регулятивный характер.

Фискальная функция таможенных пошлин состоит в пополнении федерального бюджета.

Регулятивная функция, в свою очередь, проявляется либо как стабилизирующая, когда посредством таможенных пошлин выравниваются условия конкуренции для товаров импортных и товаров отечественного производства и тем самым не создаются преимущества ни для тex, ни для других, либо как протекционистская - когда посредством таможенных пошлин ограничивается доступ импортных товаров на отечественный рынок, а при высоком уровне пошлинного барьера и фактический. запрет на их ввоз. Она может носить также стимулирующий характер - когда ставки таможенных пошлин устанавливаются ниже разницы между национальными и мировыми ценами и тем самым создаются широкие возможности (стимул) для импорта товаров.

Контролирующая функция - состоит в том, что благодаря таможенным пошлинам, платежам, их валовой сумме можно судить об объеме экспорта и импорта товаров. Можно оценить внешнеторговое сальдо, а также структуру экспорта и импорта и на основе этих данных воспользоваться регулирующей функцией для стимуляции экспорта в определенной отрасли производства, или создать благоприятные условия для развития отстающих отраслей.

Похожие статьи

© 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.