Государственное регулирование торговой деятельности в России (Харламова И.). Методы государственного регулирования торговой деятельности

К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда торговых предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.

“Прямые методы предполагают вмешательство государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других.

Переход к рыночной экономике в нашей стране коренным образом изменил содержание и суть экономических отношений между участниками в процессе их деятельности, при этом кардинальному изменению подвергается их правовое регулирование.

Государство осуществляет свое регулирование на основе нормативно-правовых актов, устанавливающих: структуру органов государственного регулирования торговой деятельности, правовое положение предприятий и организаций торговли, порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров и торговых сделок, правовую охрану собственности торговых субъектов, порядок разрешения споров торговых предприятий и организаций, правила торговли, защиту прав потребителей, формирование и порядок регулирования некоторых вопросов контрактной системы, вопросы, связанные с этической стороной деятельности торговли, и т.д.

Государственное регулирование торговой деятельности основывается на положениях Конституции Российской Федерации -- высшем юридическом акте государства. Все нормативно-правовые акты, имеющие отношение к регулированию торговли, должны соответствовать конституционным началам и принципам.

Косвенные методы -- осуществление косвенного воздействия на рыночные условия. Это косвенные мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие меры воздействия. Они ориентированы на создание условий для деятельности экономических субъектов, стимулирование их деятельности в желательном для общества и государства направлении; обеспечение информационной среды для деятельности предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования; применение налоговых льгот, простоту налоговой системы, экономической мотивации; контроль за ценообразованием и другими финансовыми инструментами.

При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик включает сумму налога в цену товаров (работ, услуг), предъявляемых к оплате покупателю (заказчику). Указанная сумма определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж.


Сумма налога в обязательном порядке выделяется отдельной строкой во всех документах первичного бухгалтерского учета, определяющих стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) -- ценниках, накладных, счетах-фактурах, товарных чеках, прейскурантах на оказываемые услуги, книгах учета расходов и доходов и т.п. Суммы налога с продаж направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения.

В соответствии с Федеральным Законом «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 31.07.98 г. №148-Ф3 Воронежской областной Думой 24.12.98 г. №70-П-03 принят Закон «О едином налоге на временный доход для определенных видов деятельности, осуществляемых на территории Воронежской области». Со дня введения единого налога на территории Воронежской области не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19--21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», за исключением: государственной пошлины; таможенных пошлин и иных таможенных платежей; лицензионных и регистрационных сборов; налога на приобретение транспортных средств; налога на владельцев транспортных средств; земельного налога; налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, отмеченных в ст. 3 данного закона; удержанных сумм подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы из источника в Российской Федерации в тех случаях, когда законодательными актами РФ о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.

Плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в частности в сфере розничной торговли, через магазины с численностью работающих до 30 человек (независимо от общей численности работающих в организации, у предпринимателя), палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и др. места организации торговли, в т.ч. не имеющие стационарной торговой площади; в сфере оказания транспортных услуг предпринимателями и субъектами малого предпринимательства с численностью работающих до 100 человек.”

Введение в действие единого налога должно было ослабить налоговое давление на предприятия, работающие открыто, и в то же время пополнить бюджет за счет тех, кто уклоняется от уплаты налогов.

“В целях обеспечения единой государственной политики при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, в целях установления единого рынка Федеральным законом №158-Ф3 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.98г. введено лицензирование определенных видов деятельности. Следует отметить, что со дня вступления в силу этого Закона торговля товарами, облагаемыми акцизами, осуществляется без лицензии.”

Государственное регулирование – система мер, установленных государством с целью создания равных благоприятных условий для всех субъектов хозяйственной деятельности. Это типовые меры законодательного, исполнительного и контролирующего характера, применяемые государственными органами управления. Субъектом при этом выступают государство, общественные организации, законодательные органы, а объектом – экономические, организационные и управленческие отношения в сфере торговли на уровне субъектов хозяйствования.

Система государственного регулирования торговли включает цели, задачи, принципы, функции, методы, формы и инструменты.

Цели разделяются на стратегические и тактические. Стратегические цели государственного регулирования – обеспечение стабильности потребительского рынка товаров и экономической безопасности страны, формирование конкурентной среды. Тактические цели формирование в торговле рыночных отношений, целостной системы обслуживания населения и нормативной правовой базы, обеспечивающей развитие торговли и экономический рост страны в целом.

Ключевые цели государственного регулирования торговли:

Обеспечение условий равенства для юридических и физических лиц различных форм собственности при осуществлении торговой деятельности;

Создание единого правового поля (единых правил игры) для предприятий и физических лиц всех форм собственности;

Защита прав и интересов потребителей, а также торговых предприятий, участвующих в процессе торгового обслуживания. Каждый потребитель должен знать свои права и пользоваться ими, а торговые предприятия и физические лица, осуществляющие торговую деятельность, - выполнять законы Республики Беларусь «о защите прав потребителя» и «О торговле»;

Обеспечение условий для развития свободной конкуренции и пресечение монополистической деятельности на внутреннем потребительском рынке. Государство должно выступать гарантом развития торговли на основе честной конкуренции, не допуская монополизацию внутреннего рынка отдельными предприятиями или физическими лицами;

Регулирование отношений между субъектами торговой деятельности на потребительском рынке и разграничение функций между различными органами управления. Государство выступает гарантом распределения функций управления торговлей между республиканскими государственными органами управления и органами местного управления и самоуправления.

Задачами государственного регулирования являются поддержание стабильности потребительского рынка и обеспечение его социальной направленности.

Главные задачи государственного регулирования торговой деятельности:

Установление правил торговли, обязательных для всех субъектов хозяйствования, осуществляющих торговую деятельность на территории республики. Единство норм и правил обеспечивает условия для конкуренции и обслуживания населения на высоком уровне;

Создание условий, благоприятствующих продовольственной безопасности страны. Государство стимулирует собственного производителя и разрабатывает меры по защите отечественного рынка;

Проведение государственной политики в области подготовки и повышения квалификации кадров для торговли с соответствии с требованиями перспективного развития сферы торгового обслуживания;

Стимулирование торговой деятельности при помощи государственного субсидирования, льготного налогообложения и других мер, способствующих гармоническому развитию всех направлений торгового обслуживания населения;

Сбор информации, разработка прогнозов относительно поведения потребительского рынка страны, развитие торговли с целью удовлетворения потребности населения в товарах и услугах на современном этапе и на перспективу;

Инспектирование качества товаров и услуг, предлагаемых торговыми предприятиями и физическими лицами независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности. Органы государственного управления должны осуществлять контроль за правилами торговли и качеством реализуемых товаров и услуг, с тем чтобы обеспечить безопасность населения (включая экологическую), гарантировать получение добротных товаров и услуг.

Методы государственного регулирования торговли классифицируются на прямые и косвенные. Методы прямого воздействия осуществляются с использованием средств административного и экономического влияния, они основываются на силе государственной власти и включают меры запрета, разрешения и принуждения. Методы косвенного воздействия реализуются только экономическими средствами.

Основные формы государственного регулирования торговли:

Институциональная – проявляется в ходе совершенствования экономических институтов, выступающих как регуляторы, инструменты экономических форм (государственный заказ, социальный заказ, коммерческий заказ);

Программная – рассматривается как прогноз социально-экономического развития страны (программы развития торговли, программы приватизации);

Денежно-кредитная – подразумевает анализ состояния и прогноз развития экономики страны с определением основных ориентиров, параметров и инструментов денежно-кредитной политики, к которым, в частности, относятся кредиты, изменения учетной ставки (льготное кредитование, льготное налогообложение, отсрочка налогового платежа);

Налоговая – осуществляется при помощи налоговых ставок и налоговых льгот;

Лицензирование – предполагает получение от государственных органов разрешения на ведение торговой деятельности.

Государственный заказ, налоговая политика, бюджетная политика, кредитная политика, антимонопольное законодательство, квотирование и дотация производства как основные инструменты регулирования.

Государственный заказ - это потребность органов государственного управления в товарах, работах и услугах, которая удовлетворяется за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, то есть за счет средств налогоплательщиков. Участником размещения государственного заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА - составная часть финансовой политики. Представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами.

Бюджетная политика - совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти мер, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства.

Денежно-кредитная политика - это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк. Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Кредитная политика - система денежно кредитных мероприятий, используемых государством для достижения определённых экономических целей и представляющая собой один из элементов общехозяйственной политики.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - совокупность нормативных актов (правовых норм), регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов, направленных на создание, развитие, поддержание конкурентной среды, предупреждение, пресечение антиконкурентной практики.

КВОТИРОВАНИЕ - разновидность мер по регулированию внешнеэкономической деятельности, вводимых государственными и международными органами, по ограничению производства, экспорта и импорта товаров.

Дотации производства -денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами.

1. Основными принципами государственного регулирования торговли

являются:

1.1. соблюдение равенства прав юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей на осуществление торговли;

1.2. недопустимость неправомерного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов торговли, субъектов общественного питания и поставщиков товаров;

1.3. приоритет экономических мер государственного регулирования торговли;

1.4. обеспечение реализации права субъектов торговли, субъектов общественного питания на свободное обращение товаров;

1.5. обеспечение реализации права на свободу выбора контрагента и товаров;

1.6. ограничение, пресечение и предупреждение монополистической деятельности, создание равных условий для развития свободной конкуренции;

1.7. защита государством прав и законных интересов субъектов торговли, субъектов общественного питания, поставщиков товаров и покупателей.

2. Государственное регулирование торговли и общественного питания

осуществляется посредством следующих мер (форм ):

2.1. определение и реализация государственной политики;

2.2. лицензирование в случаях и порядке, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;

2.3. техническое нормирование, стандартизация, подтверждение соответствия

требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

2.4. установление требований к организации и осуществлению торговли и общественного питания;

2.5. установление требований к заключению и исполнению договоров, предусматривающих поставки продовольственных товаров, между субъектом торговли, субъектом общественного питания и поставщиком продовольственных товаров;

2.6. введение ограничений и (или) запретов на осуществление торговли и общественного питания, в том числе отдельными товарами;

2.7. ценообразование в области торговли и общественного питания;

2.8. защита конкуренции в области торговли и общественного питания;

2.9. содействие развитию торговли и общественного питания;

2.10. информационное обеспечение субъектов торговли, субъектов общественного питания, поставщиков товаров и покупателей;

2.11. установление нормативов государственных социальных стандартов в области торговли и общественного питания;

2.12. осуществление контроля в области торговли и общественного питания.

35органы, осуществляющие контроль и регулирование торговой деятельности :

Министерство торговли (осуществляет контроль)

Областные, городские (включая Минский городской), районные исполнительные

комитеты на территории соответствующей административно-территориальной единицы в

области торговли (осуществляет контроль)

Городские (включая Минский городской), районные исполнительные комитеты на

территории соответствующей административно-территориальной единицы в области

торговли (регулируют торговую деятельность)

36. Направление и тенденции развития торговли РБ. Торговля - предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров. Субъектами торговли являются торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь, объектами - товары, а также связанные с их продажей работы и услуги. Формы государственного регулирования торговли определены ст. 17 Закона Республики Беларусь «О торговле». Ими являются:

Сертификация, техническое нормирование и стандартизация, государственная гигиеническая регламентация и государственная гигиеническая регистрация товаров; лицензирование торговли в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством; квотирование поставок товаров; формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных интервенций.

Под закупочной интервенцией понимается закупка товаров у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения.Товарная интервенция - это продажа товаров торговым организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю на территории Республики Беларусь, в целях стабилизации предложения и ликвидации товарного дефицита. В целях защиты прав потребителей в январе 2002 г. принят Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей», который регулирует правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей при розничной торговле, устанавли­вает их права на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об изготовителях, просвещение в области защиты прав потребителей, государственную и общественную защиту их интересов.

Государственными органами определены правила торговли, которые устанавливают единые требования, в соответствии с которыми субъекты торговли осуществляют розничную торговлю и общественное питание. Предусмотрен государственный контроль в области торговли.

Основные тенденции развития торговли характеризуются следующим.1. Увеличивается доля частной формы собственности в количестве торговых объектов и розничном товарообороте страны. Заметно снизился удельный вес потребительской кооперации в товарообороте. Более трети всего розничного товарооборота составляет реализация товаров на вещевых, смешанных, продовольственных рынках индивидуальными предпринимателями. Объем такой продажи определяется на основании данных обследования домашних хозяйств.2. Растет доля занятых в торговле и общественном питании и в отраслевой структуре валового внутреннего продукта. Удельный вес занятых в сфере обращения имеет устойчивую тенденцию роста. В валовом внутреннем продукте удельный вес торговли и об­щественного питания также возрос.3. Наблюдается рост общего объема розничного товарооборота и розничного товарооборота на душу населения в сопоставимых ценах.4. Опережающими темпами растет розничный товарооборот по сравнению с ростом располагаемых денежных доходов населения. 5. Сохраняется тенденция снижения удельного веса непродовольственных товаров в розничном товарообороте.6. Изменяется распределение розничного товарооборота между городом и селом за счет возрастания удельного веса города, что обусловлено снижением удельного веса сельского населения в численности населения республики. В Республике Беларусь за последние годы наблюдается устойчивая тенденция снижения удельного веса сельского населения.

В настоящее время в торговой отрасли поставлена задача увеличить долю потребительской кооперации в товарообороте торговых организаций за счет: ухода от сложившихся стереотипов формирования ассортиментных перечней, совершенствования ассортиментной политики в целях полного удовлетворения платежеспособного спроса сельского населения; совершенствования типизации, специализации торговой сети; открытия дополнительных мини-магазинов; развития торговых объектов в местах размещения дачных кооперативов; восстановления работы ранее закрытых магазинов в малых населенных пунктах; формирования новой товаропроводящей сети по торговле непродовольственными товарами.

Основные направления развития внутренней торговли Республики Беларусь: развитие:- розничного товарооборота и потребления важнейших продовольственных и непродовольственных товаров народного потребления, расширение их ассортимента и повышение качества;- инфраструктуры и совершенствование розничной торговли и общественного питания;- инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли, складского хозяйства и систем товародвижения;- науки, технической и технологической политики; реформирование собственности и совершенствование управления; совершенствование финансово-кредитного обеспечения внутренней торговли; государственно-правовое регулирование и кадровое обеспечение торговли; развитие кооперативной торговли.

Развитие инфраструктуры розничной торговли в свою очередь предусматривает следующее: универсализацию продовольственной торговли, за исключением товаров редкого и эпизодического спроса; развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в районах жилой застройки;

Создание крупных универсальных розничных объектов, торговых центров и торговых комплексов; формирование сети «удобных» магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности; создание сети дисконтных магазинов; выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров; формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей.

Развитие инфраструктуры и совершенствование оптовой торговли предполагает: развитие организаций, специализирующихся на оптовой торговле и осуществляющих полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом к ним права собственности на товар; создание посреднических оптовых организаций, обеспечивающих оптовый оборот без перехода к ним права собственности на товар (дистрибьюторы, сбытовые организации промышленных предприятий); развитие крупных оптовых организаций, выполняющих широкий комплекс операций по обработке товарной массы; типовое и видовое разнообразие оптовых структур на рынке услуг оптовой торговой деятельности; дальнейшее развитие таких форм оптовой торговли, как оптовые ярмарки, выставки-ярмарки, товарные биржи, аукционы.

37. Понятие и основные элементы хозяйственного механизма. Хозяйственный механизм предприятия – это совокупность форм, методов и инструментов управления, под воздействием которых осуществляется хозяйственная деятельность и достигаются текущие и стратегические цели. Хозяйственный механизм включает 3 составляющих его суть подсистемы: планирования, экономических рычагов и стимулов, управления. Каждая из подсистем имеет 4 уровня: государственный, отраслевой, региональный, предприятия. С учетом того какая подсистема и какой уровень формируется тип экономики. Командно-административный, рыночный. Воздействие государства различно по методам, объемам сфер деятельности.

"Внешнеторговое право", 2007, N 1

Главным регулятором торговли всегда являлся рынок, где господствуют законы спроса и предложения. Однако в целом ряде случаев незаменимым оказывается государственное воздействие на процессы товарного обращения. Потребность в нем возникает хотя бы уже потому, что именно государство гарантирует защиту конкуренции, берет на себя защиту жизни и здоровья граждан, обеспечение иных законных интересов общества. Но здесь важно определить пределы допустимого вмешательства в процессы, происходящие в экономике, в том числе в торговле, с тем чтобы не снизить эффективность рыночных механизмов регулирования. Эти вопросы и составляют существо проводимой в государстве торговой политики, которая является составной частью экономической политики и представляет собой совокупность организационных, правовых, экономических, контрольных и иных мер, проводимых органами государственной власти РФ, субъектов РФ и органами местного самоуправления совместно с общественными организациями и предпринимателями для реализации целей и принципов, установленных законом. Она строится на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, и базируется на положениях Конституции РФ, федеральных законах, законах субъектов РФ и подзаконных нормативных правовых актах. Торговая политика реализуется в различных организационно-правовых формах с использованием экономических и административных методов воздействия на субъекты торговой деятельности и порядок ее осуществления. Основными принципами государственного регулирования торговой деятельности при этом являются:

  1. защита государством прав и законных интересов участников торговой деятельности;
  2. равенство и недискриминация участников торговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
  3. единство экономического пространства РФ;
  4. защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности;
  5. гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования торговой деятельности;
  6. обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования торговой деятельности;
  7. исключение неоправданного вмешательства государства или его органов в торговую деятельность и нанесения ущерба участникам торговой деятельности и экономике РФ;
  8. обеспечение обороны страны и безопасности государства;
  9. обеспечение государственных нужд;
  10. единство системы государственного регулирования торговой деятельности при разграничении компетенции органов государственной власти РФ, субъектов и органов местного самоуправления;
  11. единство применения методов государственного регулирования торговой деятельности на всей территории РФ;
  12. обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном законом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов РФ, ущемляющих права и законные интересы участников торговой деятельности.

Государственное регулирование по своей направленности может носить стимулирующий и ограничительный характер. Первое может быть связано с устранением экономических и административных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и капиталов, развитием инфраструктуры товарного рынка, введением налоговых льгот, созданием благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. Второе может заключаться в установлении количественных ограничений присутствия на товарном рынке, импорта товаров, установлении разрешительного порядка осуществления отдельных видов деятельности и пр. В этих целях используются различные правовые инструменты государственного воздействия на торговые правоотношения: нормы и нормативы, квоты и лимиты, коэффициенты.

Государственное регулирование в торговле в настоящее время приобретает особое значение ввиду многочисленных злоупотреблений в вопросах ценообразования и обеспечения качества товаров. Впрочем, установление требований к субъектам торговой деятельности в отсутствие эффективной системы государственного контроля не имеет смысла. Он реализуется посредством различных мероприятий по контролю, представляющих собой совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.

В зависимости от времени его осуществления можно выделить предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль реализуется на этапе создания торгового предприятия, решения вопроса о возможности выдачи ему разрешения на занятие определенным видом деятельности или выпуска в обращение товаров. Так, налоговые органы принимают решение о выдаче лицензии на осуществление оптовой торговли алкогольной и спиртосодержащей продукции, оценивают соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным требованиям и условиям. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека регистрирует впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, а также отдельные виды продукции, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств), и отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию РФ.

Текущий контроль осуществляется в процессе осуществления торговых операций. В частности, Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусматривает осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов в отношении продукции, ее хранения, перевозки, реализации и утилизации. Последующий контроль осуществляется после совершения торговых операций (после уплаты налогов и т.п.).

Для реализации своих контрольных полномочий органы государственной власти могут использовать различные методы, среди которых особое распространение получили проверки деятельности субъектов торговли на предмет ее соответствия установленным требованиям и условиям и запросы необходимых объяснений и документов. Результаты проводимых мероприятий облекаются в правовую форму акта, среди которых следует различать:

  1. акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений, которые составляются по результатам любых проверок и отражают предмет и объемы исследования, а также методы, использованные в ходе их проведения;
  2. предписания, обязывающие устранить выявленные нарушения, и устанавливающие сроки их устранения;
  3. решения, направленные на пресечение выявленных нарушений. Так, органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов вправе принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов ее хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;
  4. предупреждения о недопустимости определенных форм поведения. Так, в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" направление лицензиату предварительного письменного предупреждения предшествует принятию решения об аннулировании лицензий. В нем указывается, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены, и назначается срок для устранения допущенных нарушений.

Таким образом, следует признать, что вмешательство государства в осуществление торговой деятельности является не только возможным, но и необходимым для защиты интересов как участников товарного рынка, так и общества в целом.

Т.А.Батрова

кафедры государственно-правовых

и гражданско-правовых дисциплин

Рязанского филиала МосУ МВД России

Приведенные выше формы проявляются с помощью системы методов регулирования прямого и косвенного воздействия. К прямым методам можно отнести методы административно-правового воздействия на субъекты: регулирование правил продажи товаров и услуг, лицензирование, квотирование, установление минимальных размеров уставного фонда торговых предприятий и организаций отдельных организационно-правовых форм деятельности; управление федеральной собственностью; стратегическое планирование.

“Прямые методы предполагают вмешательство государства в функционирование рыночного механизма, в частности, в процессы ценообразования, политику доходов, а именно: замораживание или допуск в определенных размерах роста цен и заработной платы, ограничений изменений показателей в кредитно-денежной системе, использование квот и других.

Переход к рыночной экономике в нашей стране коренным образом изменил содержание и суть экономических отношений между участниками в процессе их деятельности, при этом кардинальному изменению подвергается их правовое регулирование.

Правовые методы государственного регулирования торговли призваны обеспечить прочную правовую основу торговой деятельности с помощью законодательных, судебных и административных способов.

Государство осуществляет свое регулирование на основе нормативно-правовых актов, устанавливающих: структуру органов государственного регулирования торговой деятельности, правовое положение предприятий и организаций торговли, порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров и торговых сделок, правовую охрану собственности торговых субъектов, порядок разрешения споров торговых предприятий и организаций, правила торговли, защиту прав потребителей, формирование и порядок регулирования некоторых вопросов контрактной системы, вопросы, связанные с этической стороной деятельности торговли, и т.д.

Государственное регулирование торговой деятельности основывается на положениях Конституции Российской Федерации -- высшем юридическом акте государства. Все нормативно-правовые акты, имеющие отношение к регулированию торговли, должны соответствовать конституционным началам и принципам.

Применительно к функционированию предприятий и организаций торговли законодательство РФ следует подразделить на общее (предусматривающее государственное регулирование отдельных сторон экономики) и специальное (воздействие государства на сферу торговли).

К законодательным актам общего регулирования следует отнести, в первую очередь, Гражданский кодекс РФ, который ставит государственное регулирование рыночных отношений в четкие правовые рамки.

Специальное нормативно-правовое регулирование торговли содержится в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, актах федеральных министерств и ведомств, изданных во исполнение федеральных законов, а также постановлениях, нормативно-правовых актах, инструкциях органов государственной власти субъектов РФ. Законодательный уровень регулирования торговли в определенной мере представлен Законами Российской Федерации: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91г. с изменениями от 25.05.95г., «О защите прав потребителей» от 07.01.92г. с изменениями и дополнениями от 05.12.95г. и 09.01.96г., «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.95г., «О рекламе» от 18.07.95г., «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» от 07.01.99г., «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.00г. № 29-ФЗ и др.

Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков.

Он направлен на формирование целостной системы регулирования рекламной деятельности в интересах развития цивилизованных рыночных отношений, поддержания добросовестной конкуренции, защиты прав потребителей.

Закон РФ «О защите прав потребителей» направлен на защиту прав личности. В соответствии с этим Законом Правительство РФ постановлением от 19.01.98г. № 55 утвердило:

Правила продажи отдельных видов товаров;

Перечень товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара;

Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размеров, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.

Закон «О защите прав потребителей» предоставляет право субъектам РФ устанавливать собственные положения в области защиты прав потребителей, не противоречащие основному законодательству.

На защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и осуществление контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области направлен принятый 07.01.99 г. Федеральный закон № 18-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». Организации, осуществляющие в городах розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции, должны иметь для таких целей стационарные торговые и складские помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранную сигнализацию, сейфы для хранения документов и денег, кассовые аппараты.

В развитии рыночных механизмов торговой деятельности важную роль сыграли указы Президента РФ. В соответствии с Указом Президента РФ «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР» от 25.11.91г. предусматривалось органами исполнительной власти субъектов РФ реорганизовать государственные (муниципальные) предприятия розничной торговли путем выделения из их состава структурных единиц (магазинов, мелкорозничной сети и др.). Данные структуры наделялись правами юридического лица, должны были создаваться без изменения форм собственности, с сохранением профиля их деятельности. На основании Указа Президента РФ №65 «О свободе торговли» от 29.01.92г. с изменениями и дополнениями, внесенными Указами Президента РФ №657 от 23.06.92г. и №1851 от 08.11.93г., в условиях существования на тот момент дефицита товаров первой необходимости своевременным было предоставление предприятиям всех форм собственности, а также гражданам права свободно осуществлять торговую, посредническую и закупочную деятельность.”

В этой связи следует отметить, что принятые Федеральные законы, постановления Правительства нередко трудно внедрять в практику. Поскольку могут возникать трудности с их реализацией. Иногда один закон, принятый как дополнение к другому, может противоречить ему и из-за этого могут возникнуть трудности в его применение.

“Кроме этого, важную роль в сфере потребительского рынка играет контрольно-регулирующая функция системы государственного регулирования.

В целях создания условий для развития торговой отрасли в период становления рыночной экономики и повышения уровня торгового обслуживания населения Правительством РФ принято постановление №936 от 12.08.94г. «О мерах по государственному регулированию торговли и улучшению торгового обслуживания населения».

Контроль за обеспечением безопасности товаров осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России). Им принято постановление от 02.09.97г. №293 «О принятии и введении в действие правил по стандартизации». Документ определяет порядок выдачи предписаний и наложения штрафов Госстандартом России и его территориальными органами за нарушения обязательных требований государственных стандартов субъектами хозяйственной деятельности, предусмотренных Законом РФ «О стандартизации», а также за нарушения требований к безопасности и правил обязательной сертификации товаров изготовителями (исполнителями, продавцами), органами по сертификации, испытательными лабораториями (центрами), предусмотренных Федеральным законом «О защите прав потребителей».

В законодательной базе, регламентирующей торговую деятельность, имеются определенные недостатки, противоречия. Так, постановлением Правительства РФ от 12.08.94г. №936 п.1 предусмотрено формирование рыночной инфраструктуры (оптовых рынков, торгово-промышленных групп, мелкооптовых баз-магазинов, ассоциированных и акционерных отраслевых и межотраслевых объединений), тогда как Гражданский кодекс этого не предусматривает. В связи с этим считаем целесообразным внести изменения в Гражданский кодекс РФ.

Необходимо отметить, что правовое обеспечение деятельности торговли в настоящее время не имеет единого нормативно-правового акта на уровне закона, который охватывал бы сложный комплекс отношений в этой сфере.

Косвенные методы -- осуществление косвенного воздействия на рыночные условия. Это косвенные мероприятия финансовой и кредитно-денежной политики, налоги, субсидии, стимулирование экспорта, валютные меры, индикативное планирование и другие меры воздействия. Они ориентированы на создание условий для деятельности экономических субъектов, стимулирование их деятельности в желательном для общества и государства направлении; обеспечение информационной среды для деятельности предприятий различных организационно-правовых форм хозяйствования; применение налоговых льгот, простоту налоговой системы, экономической мотивации; контроль за ценообразованием и другими финансовыми инструментами.

Так, например, воронежской областной Думой 21.12.98г. принят Закон «О налоге с продаж» с изменениями и дополнениями от 24.03.99г., 30.04.99г., 04.08.99г., 16.02.00г., 07.04.00г., 03.07.00г., 20.07.00г., которым устанавливается и вводится налог на операции по продаже за наличный расчет товаров (работ, услуг) на всей территории Воронежской области, за исключением перечня товаров (работ, услуг) первой необходимости. Ставка налога с продаж устанавливается в размере 5%, в том числе 3% -- в местный бюджет и 2% -- в областной бюджет.

При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик включает сумму налога в цену товаров (работ, услуг), предъявляемых к оплате покупателю (заказчику). Указанная сумма определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж.

Сумма налога в обязательном порядке выделяется отдельной строкой во всех документах первичного бухгалтерского учета, определяющих стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) -- ценниках, накладных, счетах-фактурах, товарных чеках, прейскурантах на оказываемые услуги, книгах учета расходов и доходов и т.п. Суммы налога с продаж направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения.

В соответствии с Федеральным Законом «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 31.07.98 г. №148-Ф3 Воронежской областной Думой 24.12.98 г. №70-П-03 принят Закон «О едином налоге на временный доход для определенных видов деятельности, осуществляемых на территории Воронежской области». Со дня введения единого налога на территории Воронежской области не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19--21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», за исключением: государственной пошлины; таможенных пошлин и иных таможенных платежей; лицензионных и регистрационных сборов; налога на приобретение транспортных средств; налога на владельцев транспортных средств; земельного налога; налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; подоходного налога, уплачиваемого физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с любых доходов, за исключением доходов, получаемых при осуществлении предпринимательской деятельности в сферах, отмеченных в ст. 3 данного закона; удержанных сумм подоходного налога, а также налога на добавленную стоимость и налога на доходы из источника в Российской Федерации в тех случаях, когда законодательными актами РФ о налогах установлена обязанность по удержанию налога у источника выплат.

Плательщиками единого налога являются юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в частности в сфере розничной торговли, через магазины с численностью работающих до 30 человек (независимо от общей численности работающих в организации, у предпринимателя), палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и др. места организации торговли, в т.ч. не имеющие стационарной торговой площади; в сфере оказания транспортных услуг предпринимателями и субъектами малого предпринимательства с численностью работающих до 100 человек.”

Введение в действие единого налога должно было ослабить налоговое давление на предприятия, работающие открыто, и в то же время пополнить бюджет за счет тех, кто уклоняется от уплаты налогов.

“В целях обеспечения единой государственной политики при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, в целях установления единого рынка Федеральным законом №158-Ф3 «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09.98г. введено лицензирование определенных видов деятельности. Следует отметить, что со дня вступления в силу этого Закона торговля товарами, облагаемыми акцизами, осуществляется без лицензии.”

Похожие статьи

© 2024 choosevoice.ru. Мой бизнес. Бухгалтерский учет. Истории успеха. Идеи. Калькуляторы. Журнал.